Повествует она про некоего султана, который прозывался Аладдин: разумеется, не тот, который завладел волшебной лампой, но очень на него похожий; он имел дело со злыми духами, или с великанами, или еще с кем-то вроде них. Говорят, он повелел великанам построить ему нечто наподобие пагоды, которая вознеслась бы превыше всех звезд небесных. Словом, высочайшее для величайшего, как утверждали люди, когда строили Вавилонскую башню. Но по сравнению со стариной Аладдином, строители Вавилонской башни были покорны и кротки, как агнцы. Они хотели всего-навсего соорудить башню высотой до неба, а ведь это сущий пустяк. Он же возмечтал о башне превыше неба, пожелал, чтобы она возносилась все вверх, вверх, до бесконечности. Но аллах поразил его громовым ударом, от которого разверзлась земля, и он полетел, пробивая в ней дыру, все вниз, вниз, до бесконечности, отчего образовался колодец без дна, подобно задуманной им башне без вершины. И вечно низвергается с этой перевернутой башни душа султана, обуянная гордыней. Клуб любителей гольфа, как обычно бывает, служил не только нуждам этих любителей, но использовался также для многих иных целей, не имеющих к гольфу никакого отношения – здесь сосредоточилась светская жизнь всего гарнизона. В отличие от штаба, где преобладал сугубо военный дух, при клубе имелись бильярдная, бар и даже превосходная специальная библиотека, предназначенная для тех сумасбродных офицеров, которые всерьез относились к своим служебным обязанностям. К их числу принадлежал и сам великий полководец, чья серебряно-седая голова с бронзовым лицом, словно голова орла, отлитого из бронзы, часто склонялась над картами и толстыми фолиантами в зале библиотеки. Великий Гастингс свято верил в силу науки и знания, равно как и в прочие незыблемые жизненные идеалы; он дал немало отеческих советов по этому поводу юному Бойлу, который, однако, значительно реже своего начальника появлялся в святилище премудрости. Но на сей раз молодой офицер после одного из таких случайных занятий вышел через застекленные двери библиотеки на поле для гольфа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Империи, построенные на власти меча. И в этих империях существовал такой оборот, такое выражение: сделать людей другого города или страны говорящими на одном языке. Это вовсе не означало, что они действительно говорили на одном языке. Но это означало, что они, потеряв свою родину, становились просто анонимными подданными царя. Причем ассирийские, вавилонские и другие завоеватели очень часто устраивали массовые депортации. С какой целью? Чтобы перемешать население, чтобы погасить национальные очаги сопротивления, чтобы вообще национальную культуру убить, чтобы люди были все одинаковые, — чтобы они были «люди одного языка». И вот эту модель, жестокую, но, увы, всем хорошо знакомую, мы находим в сказании о Вавилонской башне. Там сказано: «И был у них один язык и одно наречие». Собранные люди. Чем собранные? Любовью? Нет. Братством? Нет. Сотрудничеством? Тоже нет. Они собраны силой. И для того, чтобы не рассеяться по земле (в нашем переводе сказано не совсем точно), они говорят: «Построим башню до неба, чтобы не рассеяться». Пусть всегда этот огромный монумент, этот гигантский дворец, поднимающийся к облакам, указывает на гордость завоевателей, величие человека. Величие очень спорное и сомнительное, но надо представить себе, когда это писалось. Имелась в виду плоская равнина Месопотамии. Вот на этой плоской равнине, где легко потеряться и заблудиться, поднимается многоступенчатый столп, башня. Столпотворение. Вот таким образом люди, мол, не потеряются. О, наш век знает много таких Вавилонских башен! А дальше неожиданный поворот. Когда стали строить уже витки к небу, Бог сошел посмотреть, что они там делают. Священный автор совсем не думал, что Богу нужны были какие–то ступеньки, что Он должен был смотреть чуть ли не в подзорную трубу на них. Нет, это образ. Но крайне выразительный. Ведь только мы думали о гигантской башне, которая поднимается до неба. И, надо сказать, что для цивилизации примитивной, которая была, скажем, 3–4 тысячи лет назад, девяностометровая Вавилонская башня — это очень высоко. Так вот она и навеяла этот образ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Археологи сообщают нам также и о том, что во многих древних городах Месопотамии были открыты развалины многоэтажных башен–храмов. В вавилонских глиняных табличках для обозначения этих башен используется слово «зиккурат». Такие башни входили в состав языческих храмовых комплексов. На верху зиккурата обычно был алтарь. Исследователи полагают, что эти высокие башни представляют собой позднейшие имитации той самой, первой, вавилонской башни, или ее модификацию. 38 Одной из них был вавилонский зиккурат, который, как свидетельствует археология, впервые был сооружен в весьма отдаленном прошлом, неоднократно подвергался разрушению и перестраивался. К примеру, после смерти вавилонского царя Хаммурапи хетты попытались сравнять с землей руины разрушенного ими огромного здания (ок. 1600 г. до Р. X.). Позже царь Навуходоносор II (VI в. до Р. X.) заново его отстроил. Руины большого зиккурата имеются и вблизи развалин древнего Вавилона. Эта башня, которую арабы называют Бирс Нимруд, имела более 700 футов в высоту (210 м). Ее описание есть у греческого историка Геродота 39 (ок. 450 г.). Вот что у него сказано: «В середине... храмового священного участка воздвигнута громадная башня длиной и шириной в одну стадию (184, 97 м. – Прим. ред.). На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин. Эти жрецы утверждают (я, впрочем, этому не верю), что сам бог иногда посещает храм и проводит ночь на этом ложе» (I, 181–182) Аналогичную башню археологи раскопали в городе Уре. В ее развалинах были обнаружены кирпичи, изготовленные вручную не одну тысячу лет назад. На кирпичах были начертаны довольно разборчиво два имени: имя одного из первых строителей башни царя 3-й династии Ура Ур–Намму (XXI в. до Р. X.) и имя вавилонского царя Набонида (правил 556–539 гг. до Р. X.). Набонид заново воздвиг эту башню, построив ее из обожженных кирпичей с использованием скрепляющего раствора. 40

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Не люди из какой–либо организации или руководящего совета умерли за нас жертвенной смертью , а Христос. И только он получил право быть для нас посредником перед Богом. Кто делает действительным крещение? Историк Джонсон заметил, что в послеапостольский период не только Библия, но и «таинства… потеряли свое значение, если они совершались вне церкви». Важнейшим из таких «таинств» было крещение. Изначально, во времена Расселла, Исследователи Библии не придавали значения тому, что кто–то в прошлом был крещен в той или иной христианской деноминации. Важным было то, понимал ли человек значение своего крещения и проводилось ли крещение полным погружением в воду 136 . Так продолжалось семь десятилетий. Даже в «Сторожевой башне» за 1 июля 1955 года (с. 412) все еще говорилось, что повторное крещение необходимо принимать только если «предыдущее крещение не было символом посвящения», или если при крещении человек не был погружен в воду. Год спустя, в «Сторожевой башне» за 1 июля 1956 года (с. 406, англ.), данная позиция была пересмотрена: Повторное крещение 14 Часто задается вопрос: нужно ли человеку, ранее крестившемуся во время церемонии в иной религиозной группе, после того, как он пришел к точному познанию истины и посвятил свою жизнь Иегове, креститься еще раз? Исходя из сказанного выше, есть неопровержимые доводы чтобы ответить: да, такой человек должен креститься снова. Ясно, что ни в одной из этих религиозных систем человек не мог в действительности креститься «во имя Отца и Сына, и святого духа», потому что если бы он так крестился, то признавал бы власть и положение этих истинных Высших Властей. И если бы человек перед своим крещением посвятился Иегове, то он вышел бы из этих бесчестящих Бога вавилонских систем еще до того, как они бы могли крестить его. Поэтому важным является не столько сам факт крещения, сколько то, что им символизируется. Однако, примерно полгода спустя в статье «Вопросы читателей» было изложено условие, по которому некоторые крещения, даже если они были проведены «вне организации», все же можно было считать действительными (при условии, что крещение проводилось погружением).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Еще вопрос, – знает ли история какие-нибудь вещественные следы вавилонской башни, – подтверждается ли и с этой стороны исторический характер библейского повествования о столпотворении? Рассматривая внебиблейские сказания об этом событии, мы находили упоминания о судьбе воздвигнутой столпостроителями башни, – именно о разрушении её, по непосредственному определению Божию, грозными стихиями природы – ветром или огнем. Такие упоминания мы не можем считать совершенно лишенными всякой вероятности: о разрушении вавилонского столпа ветрами говорит и св. Епифаний Кипрский 211 . Во всяком случае, если считать это разрушение непосредственным определением Божиим мы не имеем данных в библейском повествовании, то отрицать постепенное разрушительное влияние на воздвигнутое строение со стороны атмосферных явлений, при вероятной долговременной необитаемости и запущении этого здания, мы тоже не имеем логических оснований. О последующей судьбе вавилонской башни, и именно этой башни, нам кажется, говорит приведенная уже нами выше клинообразная надпись Навуходоносора II об «Иуриминанки, возвышающейся уступами башне в Борсиппе, которую прежде бывший царь построил и возвел на 42 локтя в высоту, но до вершины не довел». В своем месте мы достаточно сказали по поводу содержания этой надписи. Особенно знаменательными нам кажутся, с одной стороны, то обстоятельство, что надпись говорит именно о «башне», а с другой стороны – упоминание, что башня эта до вершины не была доведена. Очевидно, во времена Навуходоносора в Борсиппе стояла башня, которая и при своем разрушенном виде производила впечатление строения неготового, неоконченного; вероятно, с этой башней соединялось и какое-нибудь предание о строителях её, а может быть – и об обстоятельствах её постройки, и о причине, препятствовавшей как строителям довести ее до вершины, так и последующему населению Борсиппы воспользоваться ею для каких-либо целей. Можно поставить по поводу этой, возобновленной Навуходоносором башни целый ряд вопросов, трудно разрешимых при лаконичности одной только надписи Навуходоносора; но при свете библейского повествования о столпотворении и самая эта надпись в глазах непредубежденного читателя получает иной смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Таблица 1 Этаж Длина, м. Ширина, м. Высота, м. Название планеты Венера Черный Сатурн Ярко-красный Меркурий Оранжевый Юпитер Серебристый Золотой Солнце Южная Месопотамия никогда не была богата полезными ископаемыми. Аллювиальные почвы [аллювий (от лат. alluvio – нанос) – отложения постоянных и временных водных потоков, состоящие из обломочного материала различной степени окатанности и сортировки (галечник, гравий, песок, суглинок, глина). – Авт.] равнины лишены были твёрдых каменистых пород, пригодных для построек. Поэтому население вынуждено было заменять камни кирпичом, а известь – земляной смолой, которую добывали в окрестностях Вавилона ( Быт.11:3 ). Предшественники Навуходоносора употребляли для своих построек обожжённый на солнце кирпич-сырец, который под воздействием ветра и непогоды довольно быстро выветривался и разрушался. Навуходоносор же стал применять для строительства настоящий кирпич и ставил на нём своё клеймо. Даже самые большие здания его времени (в том числе и реконструированная им Вавилонская башня) строились из таких кирпичей. Для связки помимо земляной смолы применялся ещё специальный цемент. С 11 февраля по 7 июня 1913 года в Вавилоне Робертом Кольдевеем (1855–1925) был раскопан хорошо сохранившийся кирпичный фундамент башни – четырёхугольник со сторонами 91,5 метра и остатки трёх лестниц. Роберт Кольдевей – немецкий археолог, архитектор и искусствовед, посвятивший 18 лет своей жизни (с 1899 по 1917) раскопкам и разгадкам тайн Вавилона. Считается, что на сооружение Вавилонской башни было израсходовано 85 млн. кирпичей с.8]. И хотя она не входит в список «Семи чудес света», её вполне можно было бы сравнить с египетскими пирамидами. Побывавший в Вавилоне греческий историк Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до Р.Х.) оставил потомкам её описание: «В середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – ещё башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин» [Геродот I, 181].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Спрашиваю: – Вы представляете себе аккадцев, шумерцев как реальных людей? Как они жили, думали, мечтали?. – Да, конечно! Как живых людей, хоть и жили они многие тысячи лет назад. Хотя… мы все-таки так мало о них знаем. Однажды я делала передачу на телевидении об этих людях. Передача получилась интересная. Но после нее мне Игорь Михайлович Дьяконов сказал: «Все-таки, Вероника, я вижу других шумерцев». Отдельная большая тема наших бесед – библейские истории и вавилонские мифы. Известно, что многие рассказы начала Библии (о происхождении мира, о змее, о потопе и проч.) – это богословски переосмысленные Священным библейским автором древнейшие мифологемы Востока, в частности, шумерские и аккадские мифы. Важный вопрос: что вкладывали вавилоняне в эти легенды, и как их увидел и о них рассказал Богопросвещенный библейский автор. Зная это, мы лучше поймем, что нам хочет Библия этими историями сказать, какое учение до нас донести. Почему, например, спрашиваю, библейская вавилонская башня (вавилонский зиккурат), которая на самом деле была символом благоговения, почтения к богам, а никак не бунта, в Священном Писании переосмысляется как явление безбожной человеческой гордыни? – Потому, – говорит В.К., – что, когда на исторической арене появились евреи, древние вавилоняне давно исчезли. От них остались только полуразрушенные памятники их религиозной культуры. А на местах их обитания жили ханаанские и иные языческие племена и народы. Эти, так называемые поздние, вавилоняне совершали человеческие жертвоприношения, практиковали священную проституцию, поклонялись бесовским силам. И, конечно, это совершенно противоречило библейским представлениям. Показывая их богоборцами, Библейский автор полемически рассказывает о их башневавилонской башне, которая находилась уже в развалинах. Но башня-то им не принадлежала, ее строили другие, гораздо более ранние, цивилизации». Устиночка лепит из песка пирожки. В.К. садится рядом, берет совочек, пластмассовое ведерко и строит зиккурат (Вавилонскую башню). Говорю: «А сейчас, мне как представителю истинного Бога придется разрушить вашу вавилонскую башню…» И заношу ногу над песочной пирамидкой :))

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Бог Израилев бесконечно выше того, какими представляли своих богов вавилоняне. В повествовании о Вавилонской башне, безусловно, идёт полемическая перекличка с эпосом “Энума Элиш”, в котором говорится о башне «“высотою с Апсу”, то есть с бога неба Башня высотой с верховного вавилонского бога при всей её огромности для Ягве оказалась столь незначительна, что Ему пришлось “сойти”, чтобы её рассмотреть; здесь – элемент еврейской анти-вавилонской сатиры. Башня “равна Апсу” – первобогу вавилонской теогонии – но Ягве неизмеримо выше» 31 . С точки зрения сегодняшней библеистики даже сопоставление библейского Откровения с космогоническими моделями современной астрофизики просто бессмысленно. Библейский Шестоднев – это не учебник “божественной” физики, а как минимум – метафизическое описание бытия; это – богословие, а ещё точнее – Откровение Бога о Самом Себе. В отличие от атеистов православные богословы и религиозные философы XX в. в большинстве своём не усматривали никакой угрозы вере в Бога Творца со стороны эволюционной гипотезы 32 . Среди учёных, придерживающихся эволюционной теории, есть не только верующие христиане, но даже православные священнослужители 33 . Учёному, будь он верующим или неверующим, не обойтись без моделирования природных процессов. В этом отношении эволюционная модель, как и другие научные концепции – вне идеологии. Идеология начинается тогда, когда верующие учёные прозревают в ней инструмент творческой воли Божией, в то время как неверующие, напротив, – доказательство того, что Бога нет. В чём мы, верующие, сами виноваты Здесь надо всё же признать, что мы, верующие, порой сами виноваты в том, что люди, со школы привыкшие доверять науке, скорее готовы принять атеистическое “научное” мировоззрение, чем христианство. Это происходит тогда, когда в борьбе с “научным атеизмом” заодно нами отвергаются и те модели и концепции, которые выстроены в рамках новоевропейского научного метода и сами по себе нейтральны в идеологическом отношении. Речь здесь пойдет прежде всего о движении креационистов, которое возникло в 70-е годы XX столетия в Америке среди протестантских фундаменталистов 34 . Вопреки всем научным теориям, креационисты настаивают на том, что библейские дни творения следует понимать буквально, то есть как 24 часа, а также что мир и всё живое в нём были сотворены Богом 7500 лет назад “в готовом виде” такими, какими мы их застали. Подобный подход к Библии действительно превращается в вычитывание из неё натурфилософского “откровения”. Любопытно, что здесь крайний буквализм креационистов даёт тот же результат, что и чрезмерное доверие науке либеральных богословов. В обоих прочтениях не Бог , а тварный мир становится главным предметом библейского Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Исследователи считают, что они как никогда близки к доказательству существования библейской Вавилонской башни 14.11.2021 Новое археологическое открытие может подтвердить библейское повествование о Вавилонской башне . Считается, что при его строительстве использовался кирпич, обнаруженный в ходе археологических раскопок в современном Ираке , сообщает издание Alemeia. Мы знаем о Вавилонской башне из 11 главы Книги Бытия, в которой рассказывается о ее строительстве и о гневе Бога на самонадеянные усилия человечества достичь небес. В конце концов, Бог разрушил башню и рассеял ее строителей, а затем лишил их общего языка, чтобы предотвратить возможный сговор по поводу другого подобного сооружения. Некоторые историки считают, что башню, которая описана в Библии, приказал построить Вавилонский царь Навуходоносор II , хотя произошло это во времена, гораздо более поздние, чем описано в Библии. Согласно документальному фильму Смитсоновского института, археологами найден кирпич, который был заказан царем Навуходоносором. На нем было написано имя царя — на штампе, который, должно быть, был нанесен при изготовлении. Кроме того, было обнаружено, что на нем все еще присутствует древний раствор — битум, название которого упоминается в библейских повествованиях. Навуходоносор вторгся в Иудею и взял приступом Иерусалим в 586 году до нашей эры. Он захватил в плен искусных еврейских ремесленников и мастеров и заставил их работать на своей стройке. Доктор Ирвинг Финкель из Британского музея отмечает: «Когда вы смотрите на первые главы Библии, становится ясно, что некоторые из них взяты из собственных записей иудеев, а некоторые из них включают рассказы, с которыми они, должно быть, впервые столкнулись в Вавилоне, которые были настолько мощными, что (и это поразительно) авторы, философы, работавшие над еврейскими текстами, включили их, чтобы рассказать свою собственную историю».

http://drevo-info.ru/news/27489.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вавилон В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ Название «Вавилон» [евр. Бавель] впервые встречается в связи с образованием царства Нимрода ( Быт. 10:10 ), а затем упоминается в рассказе о строительстве башни ( Быт. 11:9 ). При этом название города связывается со значением «смешивать», «рассеивать». Еврейское слово бавель и греч.лат. Бабилон восходят к вавил. баб-или, которое, в свою очередь, является переводом шумер. названия кадингир-ра, что означает «врата Бога». В ВЗ, уже в рассказе о строительстве башни, В. становится олицетворением могуществ. силы, противной Богу. Вавил. башня – предостерегающий символ человеч. гордыни, следствием которой стало смешение языков и рассеяние народов. Согл. вавил. преданию, город был основан богом Мардуком и разрушен царем Саргоном ок. 2350 г. до Р.Х. И хотя в результате археол. раскопок не было получено доказат-в существования на месте В. города до 1800 г. до Р.Х., из вавил. преданий следует, что на этом месте все же находился свящ. город. В тексте, датируемом учеными приблизит. 2250 г. до Р.Х., описывается восстановление в В. башни-храма (зиккурата). В этой эпопее, которой было дано название «строительство Вавилонской башни», говорится о башне (мигдоле), которая должна была стать символом города и исповедуемой в нем религии. Из Быт. 11 можно сделать вывод, что ни сама башня, ни город не были достроены и что башня представляла собой ступенчатый храм, многоэтажный зиккурат. Впервые подобное строение было воздвигнуто в Вавилонии в нач. III тысячел. до Р.Х. на сооруженной рядом с главным храмом низкой платформе, на которой находилась целла божества. Согл. Шарр-кали-шарри, следующие упоминания о вавил. зиккурате связаны с его восстановлением царем Асархаддоном (681–669 гг. до Р.Х.). Шумерское название зиккурата – «Этеменанки» («Дом, являющийся основанием неба и земли, верхушка которого достигает неба»). Он был соединен с храмом Мардука. Это строение сильно пострадало при нашествии Синаххериба (библ. Сеннахирима) в 689 г. до Р.Х. и во время войны 652–648 гг. до Р.Х., но затем было восстановлено Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.). Оно было обнаружено Р.Кольдевеем в 1890 г. Это строение описано Геродотом, видевшим его около 460 г. до Р.Х. Нижний этаж здания имел в основании квадрат 90 х 90 м и выс. 33 м. Далее располагались еще пять этажей выс. от 6 до 18 м, площадь каждого из которых последовательно уменьшалась. На самом верху башни находилось святилище, в которое, как считалось, спускался с небес бог. Вавил. зиккурат был разрушен Ксерксом в 472 г. до Р.Х. Александр Македонский не успел восстановить его. В наст. время на месте некогда величественного здания находится котлован. Неизвестно, являются ли башня, упомянутая в гл. 11 Быт, и башня, описанная Геродотом, одним и тем же строением. Хотя в библ. рассказе, обнаруживающем все признаки историч. достоверности, говорится о башне как о здании, которого больше не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010