В 1969 году журнал «За рубежом» в 52 опубликовал статью из лондонской газеты, в которой сообщалось, что научная экспедиция, организованная американскими археологами, обнаружила на горе Арарат несколько деревянных обломков на том месте, где в 1955 году Фернан Наварра обнаружил погруженный в лед корабль. Экспедиция решила в 1970 году поднять на Арарат тяжелые механизмы и оборудование, с помощью которых можно будет освободить озеро от массы льда. «Даже те ученые, которые скептически относятся к легенде о Ное и его ковчеге, уверены, что на дне озера покоится какое-то древнее сооружение из дерева». К сожалению, турецкое правительство не разрешило научной экспедиции осуществить свои планы. 8 . Предание армянского народа гласит, что недалеко от древней столицы Армении Нахичевани (что в переводе буквально значит «стоянка Ноя»), в долине реки Аракса похоронена жена Ноя. Могила ее с незапамятной древности свято почитается. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Вавилонская башня 9 . Во всех древних городах на берегах Тигра и Евфрата возводились странные по форме сооружения огромной высоты. Они складывались из кубических или округлых глыб, нагроможденных друг на друга ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной верхушке обычно находился небольшой языческий храм, посвященный местному божеству. К нему вела трехмаршевая каменная лестница. Во время религиозных праздников по лестнице под хоровое пение и звуки музыкальных инструментов проходила процессия жрецов в белых одеждах. Самая знаменитая из этих пирамид, называемых зикку-ратами, находилась в великолепной столице страны – Вавилоне. Археологи раскопали ее фундамент и нижнюю часть стен. Сейчас точно известно, каков был ее архитектурный облик, потому что помимо ее описаний на клинописных табличках найдено ее изображение. Зиккурат состоял из семи ярусов, в основании он был 90х90 м, а высота его достигала также 90 м. Возник вопрос: не является ли вавилонская пирамида идентичной библейской Вавилонской башне? Известный французский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу и на основании ряда доказательств пришел к убеждению, что положительный ответ на этот вопрос не вызывает ни малейших сомнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И здесь просматривается явная связь с притчей о Вавилонской башне. Мы говорим «с притчей», хотя из всех притч Пролога эта более всего напоминает реальное историческое свидетельство. Впрочем, историзма здесь действительно больше, чем в притче о Каине и Авеле, основанной, как уже говорилось, на близнечном мифе, или в притче о Ное, основанной на древнем, полулегендарном предании о некой геологической катастрофе. В данном случае совсем не трудно определить, какое именно историческое событие лежит в основе притчи. Оно, очевидно, связано с первым появлением семитских племён в Месопотамии, которое относится приблизительно к XXII в. В это время в южной части указанного региона появляется семитское государство – Аккад, и семиты – недавние кочевники впервые сталкиваются здесь с высокоразвитой шумерской цивилизацией, к семитскому миру никакого отношения не имевшей. Именно там, в шумерских городах, предки евреев впервые увидели гигантские ступенчатые храмы – зиккураты, напоминавшие отчасти первые египетские пирамиды. Главный зиккурат Ура – столицы Шумерской конфедерации – носил название этеменанки, букв. «основание земли и неба», с чем, по-видимому, и связано предание, на котором основана притча. Позже на территории конфедерации возникло новое, основанное семитами, государство – Вавилония, столица которого – Вавилон – была основана неподалёку от Ура. Надо заметить, что зиккурат этот разрушался не однажды, но всякий раз восстанавливался вместе с городом, и во время Вавилонского плена, когда Вавилония переживала последний в своей бурной истории экономический и политический расцвет, он стоял на старом месте, где первые читатели Пролога могли его видеть во всём великолепии. Важно в притче и то, что аллюзии, связанные с величием и мощью создателей зиккурата, связываются у автора с представлением о сильном, централизованном государстве ( Быт.11:1 ; выражение «один народ и один у всех язык» не еврейское, это калька с аккадского, языка древнего Вавилона, и означало оно «одно государство и один правитель», так же, как выражение «сделать к-л. одним языком» означало «подчинить к-л. единой власти», а «смешать язык» – «разрушить единовластие»). Исторически такая связь вполне оправданна, т.к. само существование вавилонского государства трудно представить себе вне контекста непрерывной, никогда не прекращающейся стройки: гигантские сооружения и – в особенности – система каналов требовали постоянного обновления, без которого они быстро приходили в упадок. С другой стороны, и сами эти постройки и каналы были бы (как, кстати, и в Египте) совершенно немыслимы, если бы не сильное централизованное государство, административный аппарат которого был постоянно озабочен организацией строительных работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

– Греческое предание сохранило воспоминание об азиатском происхождении Иафета, так как оно называло Иафета мужем Азии. 1207 Отдел II. – Вавилонская башня Сооружение Вавилонской башни. – Все ли люди, жившие в эпоху ее сооружения, были собраны на равнину, где она была воздвигнута? – Язык, на котором говорили люди строившие башню, был ли языком первоначальным, а язык первоначальный был ли одним и тем же с языком еврейским? – Смешение языков было ли мгновенным или скорее медленным и прогрессивным? Сооружение Вавилонской башни После потопа люди, чтобы составить себе имя, начали строить город и башню в Сеннаарской равнине, т. е. в Вавилонии ( Быт.11:3–4 1208 ). Все заставляет думать, что башня была начата на месте теперешнего Бирс Нимруда. 1209 Она осталась неоконченною, и мы не знаем, какой высоты она достигла. Если судить по позднейшим подобным памятникам этой страны, то план строителей должен был заключаться в том, чтобы возвести здание в семь этажей, возвышающихся друг на друге в виде уступов. 1210 Материалами были кирпичи вместо камней; асфальт служил цементом. Бог смешал язык людей, трудившихся над этою надменною работой, и они рассеялись отсюда по всем странам. 75-–Ассирио-халдейская башня в семь этажей Вопросы для разрешения в сказании о Вавилонской башне Моисеево сказание о построении Вавилонской башни, по причине его краткости, представляется покрытым неясностью, которую нелегко рассеять. Спрашивали: 1) все ли люди, тогда жившие, собраны были па Сеннаарской равнине; 2) язык, на котором они говорили, был ли языком первоначальным и этот последний язык есть ли еврейский; 3) смешение языков было ли мгновенным, или изменение языка произошло постепенно? – Все рационалисты представляют, что сказание XI главы кн. Бытия есть миф, а не исторический факт, Отвечая на вышеисчисленные вопросы, мы изучим реальность события, разсказанного Моисеем. I. Все ли люди, тогда жившие, были собраны на Сеннаарской долине в момент сооружения Вавилонской башни? Этому вообще верят; однако возможно, что только раса Сима, с частью расы Хама ( Быт.10:10 ), трудилась над Вавилонскою башней.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

К сожалению, турецкое правительство не разрешило научной экспедиции осуществить свои планы. 8. Предание армянского народа гласит, что недалеко от древней столицы Армении Нахичевани (что в переводе буквально значит «стоянка Ноя»), в долине реки Аракса похоронена жена Ноя. Могила ее с незапамятной древности свято почитается. Насколько достоверно это предание, трудно сказать. Вавилонская башня. 9. Во всех древних городах на берегах Тигра и Евфрата возводились странные по форме сооружения огромной высоты. Они складывались из кубических или округлых глыб, нагроможденных друг на друга ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной верхушке обычно находился небольшой языческий храм, посвященный местному божеству. К нему вела трехмаршевая каменная лестница. Во время религиозных праздников по лестнице под хоровое пение и звуки музыкальных инструментов проходила процессия жрецов в белых одеждах. Самая знаменитая из этих пирамид, называемых зикку-ратами, находилась в великолепной столице страны — Вавилоне. Археологи раскопали ее фундамент и нижнюю часть стен. Сейчас точно известно, каков был ее архитектурный облик, потому что помимо ее описаний на клинописных табличках найдено ее изображение. Зиккурат состоял из семи ярусов, в основании он был 90Х90 м, а высота его достигала также 90 м. Возник вопрос: не является ли вавилонская пирамида идентичной библейской Вавилонской башне? Известный французский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу и на основании ряда доказательств пришел к убеждению, что положительный ответ на этот вопрос не вызывает ни малейших сомнений. В 1976 году иракское правительство решило восстановить Вавилонскую башню с тем, чтобы приезжающие сюда туристы могли увидеть ее во всем ее величии. Ур Халдейский. 10. Город Ур долгое время не был известен историкам, о его существовании мы знали только из Библии. Но вот пришло время, когда ученые еще раз доказали, что Библия все-таки права. В 1923–1929 гг. англо-американская археологическая экспедиция под руководством известного ученого Чарльза Леонарда Вулли раскопала в нижнем течении Евфрата древний Ур Халдейский — родину патриарха Авраама и сделала это открытие достоянием всего мира. Под красными склонами громадной башни лежал целый город, купающийся в ярком солнце, пробужденный от своего многовекового сна благодаря терпеливым и упорным трудам археологов. Вулли и его помощники были вне себя от радости, так как перед ними находился Ур — «Ур Халдейский», о котором говорит Библия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

В «Сторожевой Башне» за 1 октября 2011 года (стр. 26) говорилось: «Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Иерусалим был разрушен в 586 или 587 году до н. э. Почему тогда Свидетели Иеговы говорят, что это произошло в 607 году до н. э.? На чем основано это мнение? Такой вопрос задал один наш читатель». Однако такой вопрос задавал далеко не «один читатель», а сотни тысяч, и те из них, кто делал это наиболее настойчиво, уже давно изгнаны. В статье повторена все та же псевдонаучная теория о «70 годах вавилонского плена», которая не имеет к исторической хронологии никакого отношения 53 . Статья обращает внимание, что взгляды ученых основаны на устаревших, не заслуживающих доверия источниках. Совершенно игнорируется тот факт, что сотни современных ученых, основываясь на последних достижениях науки и компьютерных технологиях, проводили независимые и объективные исследования вопросов датировки, и подтверждали точность светской хронологии. При этом 607 год до н. э. не озвучен ни одним из них. Получается, что весь научный мир может смело получать «неуд», поскольку Общество Сторожевой Башни в лице Рассела – автора пророческих дат – явилось единственным источником безошибочного знания. Но проблема в том, что Рассел, кто более 130 лет назад скопировал у адвентистов расчеты, был настолько исторически подкован, что даже не ведал об отсутствии между двумя эрами нулевого года. В статье из «Сторожевой Башни» за 1 ноября 2011 года (стр. 22) приводятся подробности, призванные в очередной раз «научно» обосновать легитимность 607 года до н. э. Однако, как заметили сами авторы, ни один из процитированных в статье ученых не поддерживает их теории, а использованные в материале аргументы не выдерживают критики. Например, говорится о клинописной табличке VAT 4956, относящейся к 37-му году правления вавилонского царя Навуходоносора. По описанным в табличке положениям Луны делается следующий вывод: «Очевидно, что большая часть астрономических данных, приведенных в таблице VAT 4956, указывает на 588 год до н.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

Ф. Вигуру (католик) Глава V. – Этнографическая таблица Бытия и Вавилонская башня 1189 Разделение главы X глава Бытия сообщает нам о происхождении главных народов, которые населяли Палестину и страны, известные во времена Моисея. История башни Вавилонской тесно примыкает к этнографической таблице. Мы изучим в первом отделе самую этнографическую таблицу, и во втором – повествование о вавилонской башне. Отдел I. – Этнографическая таблица Ее важность. – Представляет ли она полный список всех народов земли? – Откуда происходят народы, о которых она не упоминает? – Имена, какие она заключает, суть ли имена людей или народов?·– Резюме этнографической таблицы. Важность этнографической таблицы кн. Бытия Этнографическая таблица, содержащаяся в X главе кн. Бытия, представляет „самый древний, самый драгоценный и самый полный документ о распределении народов в мире глубокой древности“. 1190 1 . „Вот почему она является еще и в настоящее время как бы шпилем всех этнологических этюдов не только для ученых, признающих божественность Библии, но также и для тех, которые ее отрицают. Это документ самый древний, потому что он восходит, без всякого сомнения, по крайней мере, к эпохе Моисея, т. е. к XV столетию до P. X·, и между светскими памятниками, содержащими описания народов, неизвестно до сих пор ни одного, который бы восходил к столь глубокой древности. Моисеева таблица, впрочем, в действительности гораздо древнее Моисея. Автор Бытия должен был составить ее при посредстве письменных записей и некоторых уже древних преданий, тщательно сохраненных расою Евера (вернейшею хранительницей генеалогий, даже между восточными) и унесенных Авраамом, когда он вышел из Халдеи. Доказательство этому мы находим: 1) в географическом расположении народов, исчисленных в таблице, которая имеет центром не Египет или Палестину, но Халдею; 2) в том факте, что распределение народов, какое она обозначает, было уже изменено во многих важных пунктах во времена Моисея, как показывают это египетские памятники, не говоря уже здесь о других; 3) в упоминании известного числа городов, обозначенных цветущими и которые были, однако, в упадке или даже в разрушении задолго до Моисея. 1191 Таблица, изображенная Моисеем, представляла, следовательно, состояние мира много более древнего, и текст, который она нам сохранила в X главе Бытия, должен быть копиею оригинальных текстов, гораздо более древних.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Закрыть Вавилонская башня Калужской области Органы власти и центральные СМИ продолжают насаждать антирусскую «культуру» 21.07.2022 6211 Время на чтение 7 минут Фото: из личного архива автора Неоднократно в прежние годы писал о «замечательной традиции» нетрадиционных «культурных» «деятелей» проводить в Калужской области фестивали т.н. «новой культуры» и «современной архитектуры и искусства». Эта практика осуществляется с 2006 года. И что примечательно – организаторы «фестиваля» имеют прямой доступ к центральным информационным агентствам и электронным СМИ страны, видать их адепты находятся и там, в руководстве этих медиа. Иначе чем можно объяснить, что сюжеты об этих уродливых мероприятий «новой культуры» показывают на всю страны в эфирах, например, Первого канала телевидения? В материале 2017 года ««Дело Марата Гельмана живо» или «бусы для папуасов»» отмечал, что усилиями центральных СМИ пытаются сделать из уродливого явления какое-то событие, рассказывая о деревне Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области, из которой большой друг Марата Гельмана, «основатель ленд-арта» Николай Полисский последние лет десять (теперь уже – лет пятнадцать) пытается сделать «Нью-Васюки», только не «шахматного мира», а «мира новой культуры». Созданные «работы» самого «мастера» выполнены то ли в неоязыческом, то ли в оккультном, то ли в модернистском, то ли в «ленд-артовском» стиле, то ли без определения такового вообще. Нагромождения, короче, называемые «архитектурой» и «искусством». И все остальные «экспонаты» и инсталляции иных авторов в таком же духе. Кроме этого, «эффективный менеджер» Владислав Сурков, уступающий в «эффективности» разве что только Чубайсу, популярно объяснял в 2013 году, когда хотели навязать Калуге т.н. «Дом новой культуры», почему именно Калуга выбрана «пилотным проектом» данной авантюры (о самой культурной диверсии рассказывал в материале 2013 года «ДНК-проект» ). В частности, потому что здесь работает талантливый и тонкий художник Николай Полисский. Насчет «тонкого художника» получилось очень смешно для настоящих художников и ценителей истинного искусства. «Художник» от слова «худо» Полисский преподносится как «отец-основатель российского ленд-арта». Именно он был ведущим «оформителем» и «скульптором» «произведений искусств» в Перми, когда там орудовал «бандит от псевдокультуры» Марат Гельман.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/va...

26 Наконец, мы встречаемся с характерною попыткою Люкена раскрыть назначение вавилонской башни уяснением цели существования всех других известных истории башне-образных построек. Цели этих строений указываются, думает Люкен, самою формою башен. Все башни, полагает Люкен, имели форму 3-х или 4-х сторонней пирамиды, усеченной наверху. Эти пирамиды и были, по мнению Люкена, символическим образом райской горы, память о которой всегда жила в народных преданиях. Согласно этим преданиям, рай у народов представлялся в виде высокой горы, расположенной в центре земли, видимой отовсюду, со всех частей горизонта, и имевшей у себя наверху площадку, где и помещалось жилище богов и душ умерших. Всем умершим народы, далее, желали лишь блаженного, райского состояния. Вот почему с надгробными памятниками у них и соединялась мысль о посмертном состоянии душ умерших: надгробные памятники своею пирамидально-усеченною формою должны были напоминать живущим о том райском месте, где пребывают души усопших. Что же касается вавилонской башни, то она могла быть, по мнению Люкена, во 1-х, символическим образом «горы потопа». В этом случае Люкен ссылается на Иос. Флавия, который говорит, что, строя башню, люди хотели предостеречь себя от потопа. Во 2-х, она могла быть и образом «райской горой», которая, по народным преданиям, лежала в одной местности с «горою потопа», и куда люди хотели проникнуть по свидетельству Берозовской сивиллы. Наконец, она могла быть и могильным памятником, или даже храмом над могилою первого обожествленного человека 27 . Обращаясь к оценке этих мнений, должно сказать, что ни одно из них не может быть признано правым и основательным. Библия указывает только на одну прямую цель устройства башни в городе – на создание имени т. е. славы столпостроителям и на другую косвенную – предотвращение рассеяния народов ( Быт.11:4 ). Спрашивается, как же башня могла создать славу стоителям и как она могла способствовать объединению народов на одной пространственной территории? Для уяснения всего этого, строение башни необходимо ставить в тесную связь с постройкою самого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-vavi...

У Лукиана этот рассказ о гордыне царя Птолемея, которая была посрамлена зодчим Состратом, превращается в иносказание: вот и историю надлежит писать так же, говорит Лукиан, не льстя современной власти, но заботясь о правде ради будущего. Гордый царь Нимрод у подножия Вавилонской башни на картине Брейгеля инспектирует стройку и принимает почести. Но через подпись Брейгеля, истинного автора этой «постройки», выбитую на камне, и царь Нимрод, и окружающие его подданные превращаются в часть притчи о гордыне, которая если не прямо сейчас, то со временем будет непременно посрамлена. Очевидно, что этот возможный дополнительный сюжет отлично сочетается с общим смыслом «библейской» картины Брейгеля, скрытого злободневного памфлета, хорошо понятного современникам. Но есть и еще одно соображение — насчет востребованности его картины. Как и любой художник середины XVI века, Брейгель работает на заказ, по крайней мере, это касается больших живописных работ (рисунки и небольшие картины он мог делать и «для себя»). Так как нам известны две его живописных «Башни», и обе явно написаны на заказ, можно предположить, что картина оказалась популярной. Еще больше нас в этом убеждает огромное число живописных «Вавилонских башен», написанных продолжателями Брейгеля под его явным влиянием в конце XVI — начале XVII веков. В частности, можно назвать имена Хендрика ван Клеве III, Мартена ван Фалькенборха или Абеля Гриммера, которые сделали изображения башни буквально своей профессией. Мартен ван Фалькенборх. Вавилонская башня.1595. Государственная картинная галерея, Дрезден Это говорит о большой популярности сюжета и косвенно подтверждает его злободневное звучание в Северной Европе. Для сравнения, в Италии или в Испании этот сюжет популярностью не пользовался. Характерно и то, что когда многолетнее противостояние (80-летняя война, 1566–1648) между Испанией и местным населением — то есть война между католиками и протестантами — в Нижних Землях сходит на нет, сюжет тут же теряет популярность у заказчиков, о Вавилонской башне прочно забывают, и символический смысл изображения становится загадкой для последующих поколений.

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

  Нравственный порядок и человеческая культура Роман Вершилло   Культура, в широком смысле этого слова, создана человеком для взаимопонимания. И здесь безразлично, выражается ли культура в словах или в зданиях, машинах, произведениях искусства или математических формулах. Все, что создано человеком, вызвано к жизни его стремлением быть понятым другими людьми. Основанием же культуры являются способности данные человеку Богом, а не просто волевое устремление автономного разумного существа. По этой причине культура никогда не бывает в нравственном смысле независимой от Богоустановленного порядка в мироздании. Бог есть Мир наш, и Он дарует тварным существам то, что они, оставаясь каждое самим собой, находятся в общении друг с другом. Культура представляет собой непрерывную речь, и мы слышим ее в науках и в искусствах, в философии и в богословии. Эта речь тяготеет к тому, чтобы быть общепонятной не по своему предмету, а по своему коду. Так, не все понимают написанное Платоном, но всякий человек принципиально способен понять. Если говорить кратко, культура стремится достичь понятности в порядке. Тем не менее, как свидетельствует история человеческих заблуждений, постоянно предпринимаются попытки достичь понятности в беспорядке, то есть во внеморальном смысле. Образец такой понятности в беспорядке предлагает нам библейское повествование о Вавилонской башне. Но повелением Божиим был разрушен единый код строителей башни. Итак, мы имеем в человеческой истории, во-первых, культуру, как развитие Богоданных способностей, возделывание вверенного человеку участка, и, во-вторых, разрушение культуры, как нарушение нравственного порядка в человеке и в мире. И культура и антикультура стремятся к достижению единого общепонятного кода. ___________________________ Насколько можно заметить, современное человечество воспринимает беспорядок как нечто более красочное, чем нравственный порядок. С христианской же точки зрения, современная жизнь, при всем ее кажущемся многообразии, представляет собой пустыню в самом прямом смысле слова. Эта разровненность достигнута в результате мировых катаклизмов: социальных и технологических революций, переворотов в области средств массовой информации, в экономической жизни. Эта невиданная ранее выглаженность выражается в самом главном: глобальном единообразии кода.

http://moral.ru/Nravstv_por.htm

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010