Рубрики Коллекции «Вавилонская башня» Брейгеля: как понимать эту «библейскую» картину и какие символы в ней скрыты 21 мин., 27.10.2021 Поделиться «Вавилонская башня» — одна из самых известных и самых загадочных картин Питера Брейгеля Старшего. Это картина-символ, картина-иносказание. Но как ее понимать? На какие источники, изобразительные и литературные, опирался Брейгель и, главное, что нового он добавил к традиции? Питер Брейгель. Вавилонская башня (большая). 1563. Музей истории искусств, Вена Три башни Питера Брейгеля Сразу уточним: мы знаем о трех «Вавилонских башнях», написанных Брейгелем: самая ранняя, миниатюра на слоновой кости, до нас не дошла, есть только упоминание о ней, а две других висят сейчас в музеях Вены и Роттердама. Венская картина куда более известна, о ней в первую очередь мы и будем говорить. Венская «Башня» подписана и датирована 1563 годом. Ее часто называют «большой» «Башней», так как эта картина больше по размеру, чем «малая», или роттердамская, «Башня». При очевидной близости, между картинами есть и немало различий, причем дело не только в размерах — роттердамская «малая» «Башня» заметно отличается и более темным, мрачным колоритом, и, к примеру, отсутствием на переднем плане царя со свитой. «Малая» «Башня» Брейгеля не датирована, но принято считать, что она написана почти одновременно с «большой», хотя и здесь нет согласия: некоторые ученые предполагают, что она могла быть написана на несколько лет позже. Питер Брейгель. Вавилонская башня (малая). Около 1563 (?). Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам При разглядывании картины вопросы начинаются сразу и касаются буквально всего: устойчива башня — или она заметно накренилась и вот-вот упадет? Намекают ли облака в небе (особенно заметные в «малой» «Башне») на Божий гнев — или это просто указание на высоту сооружения? Можно ли считать, что в «большой» «Башне» заложен некий позитивный смысл, например, воспевание созидательного труда строителей, так как она окрашена в светлые тона? Содержит ли картина злободневные, в том числе политические, намеки — или такого смысла в ней нет и не может быть? Башни до Брейгеля

http://foma.ru/vavilonskaja-bashnja-brej...

06.01.2022 #Поэма творения. От рождения мира до Рождества Иисуса new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × В отличие от притчи о Ное, в основе которой лежит древняя легенда, притча о Вавилонской башне основана на исторической реальности, в которой сегодня никто из историков не сомневается. Остатки ступенчатых пирамид шумеров, называемых зиккуратами, можно и сегодня увидеть кое-где на территории современного Ирака, где когда-то жил этот народ. Интересно отметить, что главный зиккурат шумеров, находившийся в столице шумерской конфедерации городе Уре, назывался по-шумерски Этеменанки — в переводе «основание неба и земли». Как видно, предание о башне «высотой до небес» (Быт 11:4) имеет вполне конкретный исторический источник. Предки евреев, пришедшие в Месопотамию, на земли шумеров, из аравийских степей (в те времена Аравийский полуостров был еще не пустыней, как сейчас, а сухой степью), могли видеть зиккурат Ура, память о котором сохранили на многие века. Оно и понятно: на степных кочевников такие постройки всегда производили неизгладимое впечатление. Зиккураты были культовыми сооружениями — основаниями храмов, расположенных на верхних площадках, то есть представляли собой своеобразную лестницу, ведущую на небеса. Предполагалось, что боги сходят на вершину ступенчатой пирамиды — в храм, куда с земли поднимаются жрецы. Верхняя площадка грандиозной постройки становилась местом встречи людей и богов. По-видимому, священнописатель все это прекрасно знал: ведь традиция строительства таких башен не исчезла вместе с шумерами, она перешла к вавилонянам, которые переняли основные достижения культуры и цивилизации шумеров. Пятикнижие в его современном виде было написано во время Вавилонского плена, а значит, читатели притчи о Вавилонской башне могли видеть очередную башню собственными глазами. По-видимому, вавилонские евреи быстро заметили отличительные особенности вавилонских построек, непохожих на те, к которым они привыкли у себя на родине.

http://blog.predanie.ru/article/spasenie...

Четвертая политическая теория (4ПТ) – политическая идеология, порожденная евразийством, но не тождественная ему. 4ПТ – это «интегральное евразийство»; идеология, очищенная от евразийства в узком, понимании, с привязкой к географическому контексту, приложимая к любым континентам, народам и традициям, учитывающая их культурно-исторический контекст. 4ПТ – это глобальный проект для мира, приглашение всем другим цивилизациям к равноправному соучастию. 4ПТ предлагает выйти за пределы политического Модерна и соединить будущее с традицией, с возвратом к традиции, интерпретированной как вечное, а не как прошлое. Защита вечности через одновременное обращение к Премодерну и пост-Постмодерну – в этом смысл 4ПТ. Субъект 4ПТ – это народ как экзистенциальное мыслящее единство, это «народная душа». Народ – понятие духовное, историческое и одновременно внеисторическое, включающее в себя мертвых, живых и еще нерожденных. Народу как «плоти» еще предстоит обрести «душу», чтобы стать подлинным субъектом 4ПТ, предстоит собраться в единую симфоническую личность и стать радикальным субъектом, аутентично экзистирующим и осознающим свою историческую миссию. IV . Базовые мифы. Евразийство – принципиально не секулярное учение; оно, хоть и не является религией, имманентно с ней связано, т.е. обладает содержательным метафизическим базисом. Метафизический аспект едва ли поддается строгой концептуализации, но его можно отчасти реконструировать через мифы, явно или неявно проявляющиеся в евразийском нарративе. Прежде всего, это библейские сюжеты (притчи): о Вавилонской башне, об исходе иудеев из египетского плена, о блудном сын е, о Катехоне. Строительство Вавилонской башни воспроизводится на протяжении всей эпохи Модерна, достигнув своей кульминации в нынешнюю эпоху глобализации. Н.С. Трубецкой видел в Вавилонской башне символ общечеловеческой, безбожной, материалистической цивилизации, которую стремится создать модернистский Запад путем нивелировки всех остальных культур. Господь рано или поздно разрушит башню (она уже накренилась и начала заваливаться), но человечеству важно оказаться не в числе горе-строителей, но быть рукой Господа, разрушающей эту башню.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/09/ev...

И конкретно теперь о разных народах и языках, которые насаждают в Калужской области, что напрямую примечательно с точки зрения предания о Вавилонской башне. Долгие годы существует в Калужской области своеобразный «культурный Самарканд», т.н. «этнографический центр», это уже – большой «Дом дружбы народов». Т.н. «Этномир» (этнодеревня, этнографический парк-музей)  расположен в Боровском районе Калужской области. Мероприятия, проводимые там, несколько схожи с «инсталляциями» и «перформансами» деревни Никола-Ленивец, но с этнической спецификой. Дружба народов – вещь необходимейшая, но не имеющая ничего общего с подобного рода структурами. Наоборот, в таких центрах пропагандируют культуры всех народов, среди которых русская культура, в лучшем случае, среди прочих, приравненная ко всем остальным культурам. Также и всевозможные общественные советы по межнациональным вопросам в областях и краях России, прикрываясь тезисом о дружбе народов, занимаются поддержкой и развитием национальных общин и диаспор, способствуя формированию «мультинациональной» русофобской среды в русских регионах. Таким образом, под разговоры о «дружбе» размывается значение русского народа и русской культуры, которая и является базой для настоящей дружбы народов. Не вспомнят ли во власти всех уровней историю о Вавилонской башне, чем закончилось? Библейское предание ни на какие аналогии власти Калужской области не наталкивает? А центральные СМИ, тоже? Сегодня руководители страны, в том числе президент В.В. Путин, говорят о противостоянии России всему нетрадиционному, разрушению семейных ценностей, западническому трансгуманизму и десакрализации человека во всех аспектах. Но, как видим, с участием органов государственной власти и самых что ни на есть центральных российских СМИ, внаглую и цинично под эгидой «новой культуры» продолжают разлагать настоящую русскую культуру, скрепляющую все остальные культуры России, насаждать нашему обществу нечистоты западных «ценностей». Андрей Витальевич Сошенко , публицист, секретарь МОО «Русское Собрание»

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/21/va...

Если мы к этому прибавим, что библейский текст в сказании о вавилонской башне не дает основания имя смешение (сего рода нарече имя его (града) смешение – Babel) 1490 относить непременно к названию самой столицы халдейской – Вавилона, которое, как мы знаем уже, значит: «врата или город Илу», (как это до последнего времени принималось большинством экзегетов Библии); то в древней Борзиппе найдем историческое указание на ту местность, в которой, по словам Библии, произошло смешение языков и которая была исходным пунктом расселения племен. В библейском рассказе говорится просто о граде в долине земли Сеннаарской. Впрочем имя Баб-илу, если бы мы на нем остановились в данном случае, также характеристично, по отношению к библейскому сказанию о башне до небес. Bab-ilou, по объяснению ориенталистов, может значить и замок, или город Илу, и дверь, врата к Илу, т. е. в небо. Находят наконец, что было другое, мистическое значение слова Babilou в Халдее, и это идеографически-мистическое имя вавилонской столицы значило: «город корня языков» 1491 . Как бы то ни было, – следы предания о вавилонской башне и смешении языков, хотя неясные, несомненно, остались в вавилонских сказаниях 1492 . Все эти сказания из Бероза о происхождении мира, первобытных временах и потопе, так близкие к библейским, необходимо приводят к заключению, что предания о творении мира и первобытных временах сохранялись в Халдее, как и среди других семитических народов, устно. (Из Халдеи, по свидетельству книги Бытия, исходит и Авраам, отец верующих). Но, вместе с временем, эти предании искажались. В Вавилоне, как это мы видели из рассказа, передаваемого Берозом и другими, история творения и потопа уже обезображена чисто натуралистическим воззрением. Хаос обратился в божество и стал вечной материей, а потоп осылает не Елиун или Илу, а бог «солнца» вместе с атмосферными духами, парившими над землей; хотя здесь же упоминается о другом, древнем, «великом боге», создавшем некогда самого древнего Ану с его блаженной областью.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Если бы захотелось вам узнать, как скорее всего выглядели те потомки праведного Ноя, которые так быстро запамятовали Бога и принялись восхвалять самих себя, то обернитесь с Востока на Запад и взгляните на современную Вавилонскую башню невдалеке от вас. Налицо те же стремления и порывы к обустройству – сходство простирается до тождества. Те же намерения и те же побуждения, что и при возведении той, азиатской Вавилонской башни, – всё это заметно и сегодня. Отступничество от Бога – причина недугов, поразивших и тех, древних каменщиков, и этих, новых. Стимулы в обоих случаях суть личная или национальная слава, в противовес Богу и в пику тем, кто верует в Бога; а намерения – это стремление сделать богами самих себя и всю человеческую жизнь построить по людским расчётам и произволу, без какого-либо воззрения на Творца неба и земли и без малейшего исследования Божией воли и Божия Промысла. У этой новой Вавилонской башни четыре стены: первая – наука, вторая – промышленность (индустрия), третья – политика, четвёртая – эгоизм. Все четыре не освящены и возводятся без благословения. Всё вопреки Богу, в противовес Богу, наперекор Богу. Поэтому все четыре стены мрачны, как ночь без луны и звёзд. Словно живут в этой башне некие мракобесы, которым тьма милее света. С какой стороны вы бы ни подходили, отовсюду встречают вас глупость и разлад. Из среды учёных вы слышите чересчур произвольные басни о мире и человеке и такие жаркие взаимные ссоры и препирательства, что вам хочется поскорее уйти оттуда к другой стене. Если оказались вы пред стеной индустрии, и здесь навстречу вам спешат та же глупость и тот же разлад: глупость в производстве ненужных товаров и разлад вокруг труда и вознаграждения за труд. [К тому же здесь стоит ещё] и оглушительный шум и рокот [букв.: можно оглохнуть. – Ред.]. Но кто встретит вас у стены политики? [Опять-таки] уже знакомые вам глупость и разлад. Глупость – ибо каждый политик пытается [всяческими] неправдами в отношении других партий и группировок продвинуть свою собственную фракцию и обманом других народов прославить свою собственную нацию. Всякий покушается воскреснуть над чужим гробом и построить своё счастье на банкротстве соперника. Не говорим уже о раздорах и перебранках между политиками! Об этом ежедневно повествуют сотни вагонов бумаги, употребляемой на газеты и сплошь исписанной самохвальством, двуличием и ссорами политиканов. Наконец, подойдя и к четвёртой стене, вы столкнётесь всё с тем же: с глупостью и разладом. Ведь эгоизм сам по себе – самая мрачная глупость и причина бесконечных склок между людьми и народами. Здесь налицо эгоизм всех мастей и наименований: личный, групповой, промышленный, партийный, национальный. Тьма без единого солнечного луча. Разлад без видимого конца и края. Поэтому и вся жизнь в сей новой Вавилонской башне – это жизнь без просвещения, без радости, без смысла, без любви. Человеку остаётся лишь крикнуть: «Бегите с этой земли, оставленной Богом и проклятой Им!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Господь не допустил осуществиться дерзкой попытке. В какой-то момент Он «смешал» язык людей, и они перестали понимать друг друга. Так Бог показал людям, что единство на основе греха не родит взаимопонимания, и что гордость рано или поздно приведет к жалкому состоянию одиночества. Своим действием Господь не позволил людям застыть в состоянии самообожествления, в ту эпоху многие поняли, что человеческие прогресс и цивилизация не создадут рая на земле. Люди вынуждены были бросить начатую стройку. В истории Вавилона и Древней Месопотамии известны храмы в виде ступенчатой башни. Такое строение называется зиккурат. Самым известным по величине зиккуратом являлась башня Этеменанке, что переводится как «Дом основания неба и земли», в Вавилоне. Некоторые предполагают, что это и есть описанная в Библии вавилонская башня. Историк Геродот (V век до P. X.) подробно описал Этеменанке: «...святилище Зевса Бела с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок – четырехугольный, каждая сторона его длиной в две стадии (аттическая стадия, которой пользовался Геродот, равна 177,6 м). В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в одну стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – еще башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет». Возможно, это была уже более поздняя башня, о чем свидетельствуют данные археологии. На рубеже XIX-XX веков ученый Роберт Кольдевей в течение пятнадцати лет вел раскопки на территории Древнего Вавилона. Он обнаружил гигантский фундамент, а также некоторые надписи, в которых шла речь о башнях. Знаменитая вавилонская башня была разрушена достаточно давно, но в память о ней воздвигли другую. Так, сохранились слова царя Набополасара: «К этому времени Мардук (вавилонское божество) повелел мне вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была, воздвигнуть – фундамент её установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье». Сын его Навуходоносор добавил: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки, так, чтобы поспорить она могла с небом».

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Правда, название халдейской столицы Bab-el, Bab-ilou не значит прямо смешение, как говорит Библия , сближая факт смешения языков с самым названием того города или места в Сеннаарской долине, где, перед временем рассеяния племен, строился громадной высоты «столб», с вершиной «даже до небес» и, по намерению строителей, имел «сотворить им имя» прежде, чем они рассеются по лицу всей земли 1486 . Но этим не ограничиваются указания памятников на предание о вавилонской башне. Из надписей о возобновлении храма Набу-кудурри-усуром, видно, что этот храм был построен древним, или первым царем, но не закончен, а затем обветшал и разрушился. Вот что гласит одна из таких надписей: «храм семи светил земли, на память о (городе) Борзиппе, построен древним царем, но он не довел его до конца; люди бросили его после дней потопа; вода дождей и громы размыли его» 1487 . Итак на месте этого храма Бэла был другой – древний, но постройка его не окончена и брошена. Библия говорит, что строение башни не окончено по особому действию Божества, покаравшего строителей за высокомерие. Здесь нет об этом слова, но то замечательно, что этот древний храм был посвящен уже планетным богам; и мы имеем основание предполагать, что построение его обозначало собой открытие, или начало планетного культа, который с тех пор стал вытеснять и заменять собой древние религиозные предания семитов. Вследствие этого факт построения древнего храма, или башни получает особенное религиозно-нравственное значение, подобное тому, какое приписывается построению вавилонской башни в библейском рассказе. Но и это еще не все, что можно сказать на основании памятников Ассирии и Вавилонии относительно вавилонской башни. Храм построен в воспоминание о городе Борзиппе, или на месте этой древней Борзиппы 1488 . Имя этого древнего города в высшей степени замечательно по отношению к преданию о построении вавилонской башни. Филологи, или ассириологи видят в нем значение: «город рассеяния племен» (Опперт), или «город смешения языков» 1489 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Обитатели Вавилонской башни Внешне европейский дракон несколько отличается от восточного, но, также как он, имеет множество разнообразных обличий. В западных источниках в основном фигурирует одноглавый дракон (тогда как в русских былинах и сказках они часто наделены тремя и более головами). Он обладает большим и мощным телом, хвостом, удар которого вполне может убить человека, часто (но необязательно) крыльями - в отличие от Востока, летать умеют только крылатые драконы. Число лап варьируется: от четырех и двух, до их полного отсутствия. Подавляющее большинство умеет извергать пламя, иногда дым и яд. Древние авторы отмечают такие его черты: «Дракон, самый большой из всех змеев и всех земных животных. Выйдя из пещер, он часто летает по воздуху, и содрогается из-за него воздух. Имеет гребешок, пасть небольшую и узкое горло, которым дышит и из которого высовывает язык. Силу же имеет не в зубах, но в хвосте, и причиняет вред скорее ударами хвоста, чем пастью. И слон должен опасаться его по причине огромной длины драконова тела. Ибо укрывшись близ троп, по которым обычно ходят слоны, оплетается узлами вокруг их голеней и так их, сдавленных, умерщвляет» (Храбан Мавр). Другой средневековый автор, проводя сравнение между львом и драконом, упирает на его ядовитость: «если лев нападает на нас в открытом бою, чтобы разорвать, то дракон подстерегает в засаде, губя своим отравленным дыханием». Выводились драконы в основном из яиц (иногда очень долгое время - до тысячи лет). А в русских народных преданиях существовала версия, что «змеем» становится змея, семь лет не слышавшая человеческого голоса, или рыба, когда ей исполнится сорок лет. Основные места обитания драконов - пещеры в горах. Туда они складывают награбленное ими золото и драгоценности, до которых драконы большие охотники (причем для них важно само обладание, ничего другого они с ценностями делать не могут). Пещер драконы не роют - находят подходящие по размеру. Кроме того, драконы могут поселиться в разрушенных городах, замках или в пустыне, иногда живут в водоемах. Согласно Плинию «драконы обитают в пещерах среди скал. Чаще всего их можно встретить в самых жарких местностях (дракон - существо с холодной кровью, и жар необходим ему, чтобы поддерживать температуру тела). Говорят, что вокруг Вавилонской башни, в самой Вавилонской башне, в Вавилонской пустыне и на развалинах города обитают огромные драконы, чей взор наводит на людей ужас. Взгляд дракона непереносим для людей, поэтому некоторые умирают, встретившись с ним глазами». В русской мифологии «Чудо-Юдо, трехглавый змей» вполне может обладать роскошным дворцом, слугами и разнообразными богатствами, которые разрушаются или расколдовываются после его смерти.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/27/...

Непосредственное изучение изданий Общества Сторожевой башни периода 1914–1918 годов не позволяет говорить о благоразумии, благодаря которому человек «сдерживает уста свои». Утверждать, что Иисус Христос избрал организацию на основании тех уникальных, присущих только ей учений – это оскорбление Господа. Бесславное для Общества «многословие», о котором хотелось бы поскорее забыть, впоследствии только дополнилось новыми предсказаниями, столь же ошибочными, что и раньше. Говорят, что благоразумные учатся на чужих ошибках, а глупые – на своих. В данном случае даже собственные заблуждения оказались для организации не очень поучительными. Вознаграждены за верность Хорошо, добрый и верный слуга… Ты был верен в малом, и я многое доверю тебе ( Матфея 25:21 , перевод М. П. Кулакова). Раб из притчи Иисуса, заслуживший награду Господина, проявлял не только примерное благоразумие , но и верность . Согласно учению Свидетелей Иеговы, награждение произошло в 1919 году, когда Христос назначил организацию управлять всеми своими земными интересами. Размышляя над этим толкованием Общества Сторожевой башни, Рон Фрай изучил опубликованные заявления самой организации о 1914–1918 годах. По собственным словам организации, в тот период времени облеченный славой Христос решал, стоит ли ему наделить Общество расширенными полномочиями для служения на земле, или нет. В «Сторожевой башне» за 15 ноября 1989 года (с. 26, 27, англ .) сообщалось, что организация находилась в то время в плачевном состоянии: Подобно израильтянам времен Исайи, из–за своих неправильных занятий духовные израильтяне [Исследователи Библии] продали себя и попали в рабство мировой империи лжерелигии , блудницы Вавилона великого и её мирских любовников. Ярким примером этого является произошедшее в 1914–1918 годах. В «Сторожевой башне» за 15 июля 1960 года (с. 435, 436, англ .) Рон Фрай нашел такое описание: 18 Как упоминалось выше, под руководством этой религиозной корпорации была предпринята обширная международная кампания по провозглашению вести о том, что в 1914 году закончились «времена народов». Свидетели Иеговы из Общества Сторожевой башни оказались бодрствующими духовными стражами. Но в Писании говорится, что их одежды были нечистыми из–за долгого общения с христианскими отступниками ( Зах. 3:3, 4 ). Многие из их занятий, отличительных особенностей и учений походили на сектантские сорняки христианского мира . Поэтому период с 1914 по 1918 годы был для них временем огненного очищения, подобно вавилонскому пленению, в котором находились древние Иудеи с 607 по 537 годы до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010