Пророк Иеремия продолжает обличать надежды на вымышленных идолов: «Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь или может ли небо само собой подавать ливень?» ( Иер.14:22 ). Он говорит об упорстве израильского народа жить по суеверным обычаям: «Но они говорят, не надейся; мы будем жить по своим помыслам, и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца» ( Иер.18:12 ). Пророк Иезикииль всех, кто нарушал заповеди Божии, призывал к покаянию: «…обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше» ( Иез.14:6 ), «…горе сшивающим чародейные мешочки…» ( Иез.13:20 ). Во второй главе книги Даниила говорится о сне царя Навуходоносора. Ни гадатели, ни чародеи, ни обаятели, ни тайноведцы не могли правильно истолковать сон. И только пророк Даниил после молитвы к Богу открыл царю значение сна, чем прославил Бога пред царем. Поучительны годы жизни пророка Осии. Нравы его соотечественников были мрачны и бедственны, религия подавлена идолослужением. В народе распространялись ложь, волхование, суеверие. Все это пророк изображает в самых живых чертах в своей пророческой книге. В ней обличается неблагодарность израильтян к Богу. Основные моменты проповеди – любовь и брак, как символ отношений между Богом и общиной. Таким образом, очень точно показано, что языческие элементы культа являются глумлением над Его любовью к людям. Показано, что Бог не только Судия, но и Отец, исполненный милосердия. Книга пророка Малахии содержит в себе главным образом строгие обличения беззаконий народа иудейского. Его пророчество есть как бы глас вопиющего в пустыне: “приготовьте путь Господу” ( Мф.3:3 ). Народ хотя и возвратился из вавилонского плена, но вновь стал быстро подвергаться нравственному растлению, продолжая жить с суеверными привычками. ( Мал.3:5 ). Пророчества Малахии нередко упоминаются в Новом Завете Господом и, несомненно, были известны книжникам и народу. О непослушании Господу говорил и пророк Иона: «…чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего» ( Ион.2:9 ).

http://sueverie.net/sueveriya-v-svete-pr...

прот. Олег Корытко Глава XI. Религия и культура Аккада §1 Общие замечания о культуре Аккада Около 2311 г. до н. э. большая часть шумерских городов была объединена под властью аккадского царя Саргона Великого, создавшего в результате завоеваний первую в истории Древнего мира империю – сильное централизованное государство – Аккадское царство. Аккадцы получили своё имя от названия города Аккадé (шумер. Агаде), отстроенного царём Саргоном и ставшего столицей государства во время его правления. В отличие от шумеров аккадцы были семитами. В 2137 г. до н. э. Аккадское царство было завоёвано пришедшими с севера воинственными горными племенами кутиев 250 , захвативших и разрушивших его столицу. При внуке Саргона Великого – Нарам-Суэне – Аккад вернул себе былое могущество. Нарам-Суэн, подобно своему славному деду, также стал героем поздних легенд и сказаний. Высшего же рассвета аккадское царство достигло в эпоху третьей династии Ура (ок. 2050–1950 гг. до н. э.). Затем наступила долгая эпоха раздробленности месопотамских городов-государств, закончившаяся образованием Вавилонского царства около 1700 г. до н. э. под властью Хаммурапи – царя из династии амореев 251 . Аккадцы появились в Верхней Месопотамии примерно в начале III тыс. до н. э., придя, как предполагают некоторые учёные, из пустынь Аравийского полуострова. Соседствуя с шумерами, со временем они переняли от них многие достижения культуры, в частности письменность, в основном сохранив то, что было создано шумерами, и приспособили это наследие к своей культуре и к своим потребностям. Так, например, шумерское чтение клинописных знаков они заменили на аккадское, оставив неизменным состав идеограмм (детерминативов), то есть знаков, обозначающих класс объектов, и несколько дополнив состав слоговых элементов. Месопотамия – родина верующих Месопотамия – регион, в котором происходят, согласно текстам Священного Писания , многие библейские события. Культура Междуречья явилась средой, из которой в буквальном смысле «вышел» отец всех верующих – Авраам. До своего призвания Богом он жил в городе Уре – в одном из крупнейших центров шумеро-аккадской цивилизации. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там ( Быт.11:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Разве можно оценивать религии по шкале хуже-лучше, выше-ниже, совершеннее-примитивнее? Разве все религии не одинаково ценны с духовно-нравственной точки зрения? Не будет ли проявлением нетерпимости и шовинизма отдать предпочтение одной религии перед другими, пусть даже весьма отличными? Как можно сравнивать религии между собой? Приступая к изучению истории религии, надо быть готовым сделать одно, может быть, неприятное открытие. Надо открыть и признать, что религии действительно и всерьез различны. Когда все вокруг твердят, что все религии равны и что религии суть лишь разные пути к одной и той же Цели, что разница между религиями лишь в некоторых обрядах, но по сути они все учат одному и тому же — то нужна некоторая самостоятельность мысли и зоркость зрения, чтобы заметить, что мода все-таки ошибается. Религии — различны. На рубеже первого тысячелетия до Рождества Христова вавилонский властитель Ашшурбанапал так описывает свою религиозную деятельность по умирению великих богов, оскорбленных тем, что народ их недостаточно почитал: «Мой дед Синаххериб был закопан, в жертвоприношение ему, закопал я этих людей живыми. Их плоть скормил я псам, свиньям, воронам, орлам. Совершив эти дела и так умиротворив сердца великих богов, моих владык» 1 . Можно ли сказать, что это лишь обрядовая разница с той религией, которую в те века начинал исповедовать соседний народ, народ Израиля? Его пророкам Бог говорил: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58, 6 — 7). Так что — путь Исайи и путь Ашшурбанапала — это разные пути к одной и той же Цели? Религии все-таки действительно различны. Эти различия надо замечать, сопоставлять, и — оценивать. Именно последнее вызывает наибольшее недоумение у современного светского сознания. Разве можно оценивать религии по шкале хуже-лучше, выше-ниже, совершеннее-примитивнее? Разве все религии не одинаково ценны с духовно-нравственной точки зрения? Не будет ли проявлением нетерпимости и шовинизма отдать предпочтение одной религии перед другими, пусть даже весьма отличными? Как можно сравнивать религии между собой? Каждый народ и каждая эпоха выбирают себе формы религиозной жизни, которые им по размеру и по вкусу. Корректно ли называть религию европейцев более высокой и совершенной, чем религия японцев? Или споры между религиями о том, какая из них истиннее всего — лишь споры между поклонниками смокингов и сторонниками джинсов? Разные люди выбирают разную одежду. Это только естественно. Кто возьмется доказывать преимущество джинсовой пары перед костюмной тройкой, или же выявлять недостатки спортивного стиля по сравнению с вечерними платьями?

http://pravmir.ru/esli-bog-est-lyubov/

Ст. 7. И как сон, как ночное сновидение, будет множество всех народов, воюющих против Ариила, и всех выступивших против него и укреплений его и стеснивших его. Ст. 8. И как голодному снится, будто он ест; но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет; но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет; тоже будет и множеству всех народов, воюющих против горы Сиона. Здесь Пророк выражает такую мысль: хотя враги, разорив Иерусалим и разрушив царство, предадутся покою, как-бы сну, – будут радоваться о своих успехах; но радость их будет воображаемая и не на долго, подобно тому, как радость и удовольствие бывает во сне у спящих Вошедши в себя, как бы пробудившись от сна, одумавшись, они узнают из опыта, что радость их была напрасна, что они нисколько не успели, не выполнили своих желаний. Ибо суды свои Бог совершал чрез них над Иерусалимом не для совершенного истребления своего народа, а для очищения своей церкви огнем бедствий, для распространения и утверждения истинной религии во вселенной, и для истребления идолопоклонства, которому они покровительствуют. Ио распоряжению Промысла Божия даже сами враги принуждены будут оставить суеверие и принять истинную религию, или по крайней мере содействовать к утверждению церкви Божией. Так это и случилось. В плену Вавилонском церковь Божия очистилась, просияла с большим блеском, сделалась известною даже при дворе гордого Навуходоноссора, приведенного к познанию истинного Бога. По разрушении Халдейской империи Мидянами и Персами Вавилоняне сами должны были содействовать к восстановлению иудейского царства и богослужения; некоторые из них, равно как и из других народов сделались даже прозелитами Иудейской религии. С этого времени, по рассеянии Иудеев по разным странам, истинная религия становилась более известною язычникам, и этим Бог приготовлял их к вступлению в царство Мессии. Также и Римляне хотя совершенно разрушили Иерусалим и царство Иудейское, но не разрушили царства Божия. По устроении новозаветной экономии церковь Христова распространилась, утвердилась, процвела даже в самом Риме, подчинила своей власти, и предписывала законы гордым Римским владыкам вселенной. Таким образом враги не много успели в своих предприятиях, радость их о разрушении царства Иудейского была кратковременная, воображаемая; сами враги наказаны Богом, царство их и идолопоклонство пало, а царство Божие проявилось во всей силе, просияло во всем блеске.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

— Тайны Промысла Божиего нам неведомы. Да, это можно воспринимать как награду за служение пророка, спасшего Израиль от духовной и физической гибели. Но, с другой стороны, роль других пророков была не менее важной, их служение — не менее самоотверженным… — А каков все же результат служения Илии? Можно ли сказать, что его миссия удалась, что он одержал победу? — Благодаря Илии истинное богопочитание пережило один из труднейших периодов своей истории. Да, не последний: в истории ветхозаветного Израиля духовные падения чередовались с подъемами, мы с Вами говорили об этом в беседе об эпохе, предшествовавшей вавилонскому пленению, и о пророке Иеремии. Но если без Моисея ветхозаветная религия не возникла бы, то без Илии тогда, в эпоху Амврия и Ахава, она могла бы погибнуть; вместо этого начался подъем. Мы видим, что Елисей действует в совершенно иных условиях, нежели Илия: он не скрывается, он известен в соседних с Израилем странах, у него много учеников, его слушают цари, и он неоднократно спасает Израиль от врага. Илия пережил свою эпоху; ветхозаветный Израиль ждал его назад, с неба на землю. В книге пророка Малахии (4, 5–6) Господь говорит: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. Считается, что Господь говорит здесь об Иоанне Предтече; но примечательно то, что Иоанна Он называет именем Илии. В главе 17 Евангелия от Матфея (10–13) ученики спрашивают Учителя: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Христос отвечает, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели, так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе. В первой главе Евангелия от Иоанна люди, собравшиеся вокруг Иоанна Предтечи, спрашивают его: что же? ты Илия? (21) И неслучайно именно Илия вместе с Моисеем был участником чуда на горе Фавор — Преображения Господня; об этом рассказывают все три евангелиста-синоптика (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30).

http://pravoslavie.ru/122836.html

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая «Отче, согрешил я пред Тобою!». Возвращение в дом отчий – таков смысл «Недели о блудном сыне». В это воскресенье поётся песнь изгнанников, псалом 136 «На реках Вавилонсках». Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл. Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме отчем. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя...». Суд Божий Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться ещё в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрёл он с началом проповеди Христа. «Суд же состоит в том, что Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» ( Ин.3:19 ). Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» ( Лк.21:26 ), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем... и поклонились Зверю, говоря: кто подобен зверю сему?»). Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ ( Откр.8:7 сл.; 13:1 сл.). Зверь ведёт войну со святыми и «побеждает их». Все кричат: «мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю... Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далёкие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком. Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает всё более ожесточённый характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури – предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так и Господь безмолвно ожидает каждого, кто захочет вернуться к Нему, взывая: «Отче, согрешил я пред Тобою!» Возвращение в дом Отчий — таков смысл «Недели о блудном сыне». В это воскресенье поется песнь изгнанников, псалом 136, «На реках Вавилонсках». Тоска древнего Израиля по утраченной отчизне обретает новый общечеловеческий смысл. Грешник, томящийся на духовной чужбине, вспоминает о доме Отчем. «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя…» СУД БОЖИЙ Третья «неделя», предшествующая посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Ни одна древняя религия не верила в возможность полного и окончательного искоренения зла в творении, хотя во многих — ощущалась необходимость нравственного воздаяния. Только пророки Ветхого Завета провозгласили наступление Суда Божия, который очистит и преобразит миропорядок. Суд этот начал вершиться еще в Ветхом Завете, когда грехи народа Божия влекли за собой возмездие. Но небывалую остроту приобрел он с началом проповеди Христа. «Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет» (Ин 3,19). Суд продолжается и ныне, в глобальных масштабах; это было предсказано в Евангелиях и Апокалипсисе. Мы читаем там, что «люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк 21,25), что явится Зверь, на челе которого будут написаны имена богохульные («И дивилась вся земля, следя за Зверем… и поклонились Зверю, говоря: кто подобен Зверю сему?»). Отравлены земля, воздух, треть мирового океана, гибнет треть живых существ (Откр 8,7 ел.; 13, 1 ел.). Зверь ведет войну со святыми и «побеждает их». Все кричат:«мир и благоденствие», но новые катаклизмы потрясают землю… Были времена, когда о таких пророчествах говорили с насмешкой. Но в наш век, век Освенцима и Хиросимы, даже люди, далекие от веры, невольно заговорили апокалиптическим языком. Добро и зло мира поляризуются, битва между ними приобретает все более ожесточенный характер. Она никого не оставляет в стороне. Исторические бури — предвестники Последнего Суда, точно так же, как все добрые семена, прорастающие в людях, подготавливают конечное торжество Правды Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Цивилизация кажется значительной вблизи. Она мощна, сложна, «хитросплетённа». Как у бегемота, которым Бог напугал Иова, у этого «животного» сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бёдрах у него переплетены, ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья ( Иов. 40:10-13 ). С таким зверем невозможно воевать. Но от него можно уйти, и это будет победой. Дело в том, что мир не только угрожающе велик, организован, мощен. Дело в том, что он не любит пользоваться силой и предпочитает скорее пленить, обмануть, влюбить в себя, нежели ломать через колено и насиловать. Эта вавилонская блудница хочет любви, а не покорности, ищет сердца, а не уплаты налоговых сборов. Неотразимо красивая и одновременно неистово развратная красавица смотрит с презрением на всех, кто в неё влюблён. На вершинах безумия она даже может требовать смерти за одну ночь любви с нею. Все ей желанны как жертвы, и все ей безразличны как личности. Словно древний демон из сказки, она любит вас, пока ест вас. Проглотив, она вас забывает, и глаз её выискивает новую жертву. Таковы богини разврата и кровавых жертв. Тот, кто пренебрёг её красотой, тот, кто не поддался её очарованию, для неё смертельный враг и обидчик. Такова же цивилизация. Таков «мир», если говорить о нём словами Иоанна Богослова и Исаака Сирина . От мира нужно бежать. Для начала, его нельзя любить. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего ( 1Ин. 2:15-16 ). Господь Иисус мог смирить искусителя в пустыне сильной рукой, мог без труда победить его и подвергнуть позору. Но тогда этой победой не смогли бы воспользоваться люди. Нужно было победить так, чтобы способ борьбы мог быть усвоен всеми детьми Адама. И Христос победил именно так: на каждый соблазн отвечая цитатой из Второзакония, смиренно и сдержанно. Спаситель выбил из рук врага, один за одним, все три вида оружия: похоть плоти (сделать камни хлебом), похоть очей (прельститься красотою царств мира) и гордость житейскую (сделать чудо: броситься с высоты в надежде на ангельскую помощь).

http://azbyka.ru/fiction/religija-serdca...

Что же, выходит, мы живем в стране, где астрология – древняя человеконенавистническая языческая религия – победила? А чему удивляться? Мы же тоже убиваем детей – в утробе матери, нерожденных! Ничего не изменилось с тех далеких времен, просто вместо Ваала и Астарты люди стали поклоняться доллару и евро. А вместо звезды Ремфана – комфорту. Так и говорят: «А зачем рожать? Хочется и для себя пожить» Ради временного благополучия убиваются дети!.. Бог наставляет людей сторониться подобного рода псевдорелигиозных экспериментов: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им… Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 4: 19; 18: 10–12). И еще: «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: “Не будете служить царю Вавилонскому”. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер. 27: 9–10). Насколько достоверны в предсказаниях гороскопы, в которые так жадно уверовали любопытствующие о своем будущем? Старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ В.Г. Сурдин пишет в одном из своих трудов: «…положение знаков зодиака смещено относительно созвездий примерно на 30 градусов или на одно созвездие. Связано это с тем, что канонические правила астрологии установлены два тысячелетия назад в трудах древнегреческих ученых. С тех пор в результате перемещения земной оси относительно плоскости Солнечной системы (явление прецессии) система небесных координат сместилась относительно звезд. Поэтому сейчас, когда Солнце находится в созвездии Тельца, астрологи считают, что оно в знаке Близнецов». В 1981 году римская газета «Паэзе сера» печатала дискуссию между астрологами и астрономами, в ходе которой ученые поставили перед предсказателями еще один любопытный вопрос: «Как составить гороскоп для людей, родившихся на севере, у Полярного круга?» Дело в том, что в течение многих месяцев небо над головой «полярников» лишено традиционных астрологических планет (они находятся ниже линии горизонта).

http://pravoslavie.ru/101186.html

О самой же греко-римской религии, так же как и о христианстве, в курсе лекций практически ничего не сказано – он обрывается на изложении египетской религии. Данная «незавершенность» может быть объяснена тем, что в курсах лекций, посвященных истории христианской Церкви, эти темы были фундаментально раскрыты. В самом значимом и известном курсе И.Д. Андреева – литографическом курсе лекций по истории Церкви, вышедшем в 1909г., а затем в 1914г., содержится глава «Греко-римский мир» 5 , в которой систематически излагается греко-римская религия. Этот раздел помещен нами после сохранившихся лекций – для полноты курса. При описании публикуемого памятника в архивной заметке указывается его объем – 18 тетрадей. В действительности же лекции занимают только 16 тетрадей, а две последние приходятся на Пимандра и на статью В.В. Струве. Как правило, на каждую мировую религию отводится две тетради, приблизительно соответствующие двум лекциям. Основной курс делится на лекции, но это деление носит черновой, не всегда последовательный характер. Содержание курса таково: Тетрадь 1. Введение. Торговые связи Древнего мира как почва для религиозного синкретизма. Тетрадь 2. Введение. Религиозная вера. Тетрадь 3. Лекция 1. Индийская религия: ранние формы. Тетрадь 4. Лекция 2. Индийская религия: браманизм. Тетрадь 5. Лекция 3. Буддизм. Тетрадь 6. Лекция 4. Буддизм: вероучение и этика. Тетрадь 7. Лекция 5. Персидская религия. Тетрадь 8. Лекция 6. Персидская религия: авестизм и культ Митры. Тетрадь 9. Культ мертвых. Индусское и персидское погребальные богослужения: сравнительный анализ. Тетрадь 10. Религия Вавилона. Тетрадь 11. Лекция 7. Религия Вавилона: вавилонский пантеон. Тетрадь 12. Лекция 8. Идея победы над темной силой в Вавилонии. Лекция 9. Астрально-мифологический стиль. Тетрадь 13. Лекция 10. Сирийские культы. Финикийские культы. Тетрадь 14. Добавления по «Истории религии». Индийская религия. Народ и культура. Тетрадь 15. Египетская религия. Тетрадь 16. Египетская религия. Происхождение религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010