Брак установлен в раю. В самом начале жизни человечества семейному союзу дано Божие благословение: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). С глубокой и седой библейской древности люди, достигая определенного возраста, желали иметь семью, детей. Вся история Израиля свидетельствует, что брак считался в избранном народе состоянием почетным и обязательным для всех. Поэтому на безбрачие смотрели с презрением. Даже в Вавилонском плену не нарушался этот порядок. Пророк Иеремия писал переселенцам, находившимся в халдейской земле: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь ( Иер.29:4–6 ). Ни святое Евангелие, ни Послания апостолов нисколько не умаляют брак, а, напротив, говорят о его святости: Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр. 13:4 ). В Древней Греции, как религия, так и государство осуждали безбрачие. В «Законах» Платона говорится об уклонении от брака как о преступлении. В Спарте были также установлены известные наказания не только для безбрачных, но и для вступивших в брак поздно. В старых обществах, поскольку безбрачие считалось явлением аномальным, существовали обычаи и традиции, обеспечивавшие в обществе установление браков. В библейские времена таким механизмом был приоритет родителей. Им принадлежало право устраивать брак своих детей ( Быт.21:21; 24:2–6; 28:1–4; 34:8–12 ; Тов.6:13 ). Как родители, так и дети были уверены, что в выборе, который делают родители, выражается воля Божия ( Быт.24.42–52 ). Опыт родителей оберегал детей от женитьбы по страсти и случайным увлечениям. В нашей стране на протяжении последних восьмидесяти лет полностью был разрушен старый, формировавшийся веками, уклад жизни. Вместе с ним оказались уничтоженными механизмы формирования семьи, основанной на традиционных нравственных ценностях. Самым выразительным показателем глубокого нравственного упадка нашего общества является цифра ежегодно убиваемых в стране младенцев – 4 млн. (по другим данным 6 млн.). Законодательство разрешает женщине убивать ребенка, словно он является ее собственностью. Было ли когда-нибудь в прошлом такое массовое притупление совести, когда одному человеку давалось абсолютное право убивать другого, чтобы решать свои жилищные или материальные проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Евангелии прежде всего мы видим это на примере фарисеев: все почитали их за праведников, а они оказались врагами Божиими. И наоборот, те, кто в глазах людей были грешниками: эта самарянка, мытари, блудница, помазавшая Господа миром, разбойник, приговоренный к казни и в муках умирающий на кресте, — все они оказались друзьями Божиими, потому что сохранили в своей душе важнейшую черту — любовь к Истине. Итак, эта любовь и побудила самарянку задать самый главный для нее, а вместе с ней и всех нас вопрос. «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (ст. 19–20). Самаряне — это потомки иудеев, смешавшихся с язычниками, и халдеев, переселенных ассирийскими царями. Религия самарян была не истинная, а смешанная: что-то в ней было истинно, а что-то — от язычества. Когда иудеи после вавилонского пленения строили в Иерусалиме на месте разрушенного Соломонова храма новый храм, самаряне также построили себе храм и в нем совершали богослужения. После того как он был уничтожен, они продолжали приносить жертвы на той горе, где он стоял. Вот почему самарянка и спрашивает: «Где нужно поклоняться: на горе или в Иерусалиме?» Этот вопрос нам сейчас кажется наивным, поскольку мы знаем, что Бог находится везде и, следовательно, поклоняться Ему нужно на всяком месте. Но в то время многие этого не понимали. Во-первых, потому, что верили во множество ложных богов, поклонялись им в разных местах и считалось, что у каждой местности есть свое божество. Во-вторых, потому, что те, кто имел истинную веру, поклонялись Богу в одном месте ради того, чтобы множеством храмов и святых мест не дать повода к тому же многобожию, ибо люди тогда были еще очень немощны. Иерусалимский Храм был символом единобожия и единственно правильного поклонения Богу. Господь Иисус Христос, отвечая на наивный вопрос самарянки, говорит о том, каково должно быть истинное богопоклонение. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (ст. 21–22). С одной стороны, Он свидетельствует, что приближается время, когда поклоняться Богу можно будет на любом месте, а с другой — делает оговорку: «Не потому Я это говорю, что и мы, и вы не правы. Нет, иудеи правы, но наступает время, когда истина откроется в большей полноте».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Вслед за этим пророк, созерцающий грядущие события в видении, восклицает: 4 . Искупитель наш – Господь Саваоф имя Ему, Святый Израилев. Все комментаторы замечают, что это восклицание вырывается из души пророка, тогда как все пророчество о Вавилоне говорит пророк от имени Господа. Следующие стихи продолжают речь, обращенную к Вавилону, переполнившему меру беззакония. 5 . Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев, ибо вперед не будут называть тебя госпожою царств. Мы напоминаем, что это не падение только царства, это полное уничтожение памяти об народе и его культуре, заменяемой другим мировоззрением. Религия и цивилизация Месопотамии уходят в мрак и бесследно исчезают. 6 . Я прогневался на народ Мой, уничтожил наследие Мое и предал их в руки твои; а ты не оказала им милосердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. 7 . И ты говорила: „вечно буду госпожею“, а не представляла того в уме твоем, не помышляла, что будет после. Мы имели случай говорить по поводу обзора исторических событий, взятия Самарии, и позже, нашествия Сеннахерима и речи Рабсака, сколько ужасающей жестокости заключалось в самом факте переселения сотен тысяч семей из одной страны в другия, далекие страны. Но эта система была не исключительно Ассирийской; начало ее несомненно относится ко временам первой Вавилонской монархии 1528 ; это плод всего строя жизни, ума и развития безжалостных жителей Месопотамии, не знавших, что такое сострадание 1529 . Последняя капля, переполнившая чашу долготерпения Господня, было насильственное переселение (совершенное Навуходоносором) за которым последовало и истребление народа в Иерусалиме и уничтожение самого града. В основании всех этих жестокостей лежала, – как указывает ст. 7, который надо сравнить с Ис. 10:5–16, 14:1–23 – необычайная гордость этих владык, мнивших себя непобедимыми, а царства свои-вечными. Поэтому то, как мы указывали в своем месте, цари Ассирии и Вавилона избраны типами сатаны 1530 . 8 . Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: „я, – и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою и не буду знать потери детей“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Евреи не послушали пророка и ушли в Египет. Тогда «было слово Господне к Иеремии… скажи им: «Вот, я пошлю и возьму Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего… и придет, и поразит землю Египетскую» (Иер. 43, 8-11). Как мы слышим из слов Священного Писания, Господь называет языческого царя «рабом Моим», т. е. тем, кто послушен воле Его. Господь говорит, что лишь в Его власти преклонить на милость к евреям сердце Навуходоносора. Вот то, что не надо забывать христианам, живущим под властью неправоверных правителей. Рассказывают, что во время гражданской войны 1918–1921 гг. некоторые из генералов, возглавлявших «белые правительства», просили у Патриарха Тихона благословения на борьбу с большевиками. Несмотря на то, что в программе последних религия считается «опиумом народа», патриарх Тихон ни одному из «белых» начальников не послал своего благословения на борьбу. Очевидно, он боялся быть противником воли Господней, отдавшей Россию в руки большевиков. Глава 24 Народные бедствия Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Ис. 1, 5 Велики бедствия народа во время гнева на него Господа — во время голода, эпидемий и войны. Но все это посылается от Господа. Надо помнить, что «Господь кого любит, того наказывает»  (Евр. 12, 6; Притч. 3, 12). Всякое бедствие посылается Господом как спасительное, единственно действенное врачевство от еще худшей беды — от народного развращения, от которого истлевает и умирает душа народа. Господь несравнимо лучше нас видит бедствия, скорби и слезы народные и все же посылает их — Он, Всеблагий и Милосердный. Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Господь бесконечно жалеет нас, но посылает нам страдания: только если нас поражают несчастия и катастрофы, мы можем дать какие-то искры, какой-то святой огонь. В этом смысл войн, революций, болезней». Здесь имеет место закон, по которому меньшее зло (телесное) может устранить большее зло — духовное. Как пишет архимандрит Иоанн: «Война для человека, погруженного в развратную, своекорыстную жизнь, может быть даже единственным средством отрезвления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Если бы наши правители издали указ: кто произнесет хулу на православную веру, тот будет наказан самым примерным образом, это были бы разумные правители. А сейчас то, что происходит, хотя бы в нашей Москве, страшно представить. Недавно ко мне подошла женщина, которая рассказала, что в районе Свиблово огромные толпы “свидетелей Иеговы” ходят по улицам, от квартиры к квартире и всем говорят, что православная вера – это падшая религия, неправильная вера, заблуждение, и что только их вера в “Иегову” является истинной. И спокойно на них все смотрят, никто их не останавливает, никто не защищает чистоту нашей веры. Наверное, все эти общественные деятели ждут, когда Господь Сам вступится за Свой народ, Сам пошлет грозного Архистратига Михаила для того, чтобы защитить детей Божиих. Да, действительно настанет день, когда вострепещут все народы и племена; тогда все гордое, человеческое, надменное унизится, и один Господь будет высок в тот день. Дал бы Бог разум всем этим правителям, деятелям прежде того страшного дня Суда Господня осознать значение Церкви и значение избранников Божиих, православных людей, значение Святой Руси! В Священном Писании, в книге пророка Даниила, есть слова, которые написаны рукой Навуходоносора; этот отрывок входит в книгу и в то же время является как бы самостоятельным произведением. Он начинается такими словами: Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится! (Дан. 3, 98). Это – обращение Навуходоносора, языческого царя, к разным народам и разным племенам. И далее он повествует: Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам (Дан. 3, 99). Всегда особенно интересно нам бывает слушать свидетельства очевидцев, тех людей, которые сами переживали то или иное событие в своей жизни, сталкивались с чем-то непостижимым, чудесным. Навуходоносор восклицает: Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его – царство вечное, и владычество Его – в роды и роды (Дан. 3, 100). Так сей Вавилонский царь прославляет Господа Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Закон уст Твоих, – говорит Псалмопевец, – для меня лучше тысяч золота и серебра» ( Пс. 118, 72 ) Вопрос : О какой «горе» говорила Господу самарянка: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» ( Ин. 4, 20 )? Ответ : В 721 году до Р. Х. Ассирийский царь Саргон увел в плен десять колен израильтян, на место которых из различных частей ассирийской державы были переселены целые колонии военнопленных. Эти пришельцы, смешавшись с небольшим числом оставшихся в стране израильтян, усвоили их основные религиозные идеи, приняли Пятикнижие Моисеево, стали поклоняться Ягве, но не оставили при этом служения и своим богам. Таким образом, религия самарян являлась смесью истины с заблуждением. Когда иудеи возвратились из вавилонского пленения и начали строить храм, самаряне захотели принять участие в этом деле, но не были допущены иудеями. Тогда самаряне выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Гора Гаризим известна тем, что на ней по вступлении в землю Обетованную, израильтяне, следуя повелению Моисея, произносили благословение исполняющим заповеди Божии (см. Втор. 27, 12 ; сравн.: Втор. 11, 29 ). Во время земной жизни Спасителя храм на горе Гаризим уже не существовал – он был разрушен еще в 134 году до Р. Х. Иоанном Гирканом, царем Иудеи. Но самаряне продолжали приносить жертвы Богу на месте разрушенного храма. Вопрос : Что еще в области вероучения было открыто со всей ясностью Господом Иисусом Христом, о чем в Ветхом Завете говорилось лишь прикровенно? Ответ : Что Бог есть не просто Единый, но Триединый, в Трех Божественных Лицах существующий, действующий и прославляемый. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа...» ( Мф. 28, 19 ). «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5, 7 ). Вопрос : Что нового открыл Господь Иисус Христос о нравственном существе Божием?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И наполнилась земля его конями и колесницы его неисчислимы. Ибо недостойно исчисления то, чем владеют вопреки повелению Божию. Поэтому и в Псалмах говорится: ложь конь во спасение ( Пс. 32:17 ), и в Исходе: коня и всадника вверже в море ( Исх. 15:1 ), и в другом Псалме: сии на колесницах, и сии на конях: мы же во имя Господа Бога нашего призовем ( Пс. 19:8 ). Можно разуметь здесь и то и другое, – что и народ Иудейский, вопреки заповеди Божией, умножил себе коней и колесницы, и земля Иудейская наполнилась конями и колесницами победителей. Ст. 9. И наполнилась земля его идолами: покланялись делу рук своих, что сделали пальцы их, и преклонился человек, и унизился муж. Где некогда был храм и религия Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: егда же узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе ( Мф. 24:15 ). И пред делом рук своих преклонились: и человек, разумное существо, стал покланяться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, покланяется делам рук своих, и поставляет идолов в земле своей, и преклоняется человек, и унижается муж, и не может выпрямиться, потому что связан диаволом, если не выпрямит его Господь, по примеру той женщины, которую связал сатана на восемнадцать лет, чтобы постоянно смотрела не на небо, а на землю ( Лк. 13 ). Посему не отпускай им. Вместо этого LXX перевели: и не отпущу им. Если это говорит Бог , то нужно понимать так: так как они сделали это, то Я не пощажу их и не отпущу столь бесчисленных грехов. Если пророк, то нужно так понимать: посему не отпускай тем, которые совершили столько беззаконий. Если же понимаем это о Римлянах, то более верное толкование следующее: они, разрушая храм Божий, поклонялись не Тому, Который дал им победу, а идолам рук своих. Если же об Иудеях, то это – страшное решение пророка молиться, по-видимому, против своего народа, которому выше говорил: дом Иаковлев, придите и будем ходить во свете Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю, – и они прошли землю. Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной. (ст. 6–8). Под землей северной нужно, таким образом, разуметь, лежащую на север от Палестины, землю, где имело утвердиться христианство , сперва, как религия гонимая, а потом – торжествующая, и эта земля, конечно, есть Греко-Римская империя, где, первоначально всеми возможными способами угнетаемая, Церковь Христова, наконец, явилась господствующей и распространилась до самых отдаленных пределов севера, где, следовательно, наконец, успокоился, сострадавший страдавшим за него, дух Ангела Иеговы, наперед открывшего судьбу Своей Церкви через св. пророка Захарию 120 . Что же касается земли южной, то под нею, кажется, прежде всего, нужно разуметь саму Палестину и затем, все земли, лежащие на юг от нее, в которых, таким образом, по устроению Божию, христианство до сей поры живет совместно с язычеством, как предсказывалось, виденными св. пророком Захарией, пегими (белыми с черными пятнами) конями четвертой колесницы 121 . Внешним знамением того, что все, открытое пророку в видениях, несомненно сбудется, должны были служить, сделанные пророком из приношений вавилонских, евреев и сохранявшиеся на память, благотворителей в храме, два венца, из коих один должен был носить первосвященник Иисус, а другой должен был быть приготовлен для того великого Первосвященника, Которого только прообразом были все иудейские первосвященники. И было слово Господне ко мне: возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона 122 , возьми у них серебро и золото и сделай венцы 123 , и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, (ст. 9–11). Хелдай, Товия и Иедайя, без сомнения, были присланы в Иерусалим оставшимися в Вавилоне иудеями с дарами, для новосозданного храма. Из этих даров, Иосия, сын Софонии, должен был сделать два венца – серебряный и золотой. Цель этого распоряжения Божественного легко объяснится, если вспомним, что слава второго храма иерусалимского обосновывалась на том, что в него имел прийти Мессия (см. Агг. 2:7,9 ). Поэтому-то Господь, открыв через св. пророка Захарию, сколько благ имел даровать Мессия Своей Церкви, – весьма естественно благоволил открыть через того же пророка и качества, имевшей овладеть, некогда, всей землей, чудной отрасли Дома Давидова, – качества, при которых можно не сомневаться, что эта отрасль выполнит все, что обещано Богом, касательно Церкви Христовой. Какие же, однако, эти качества?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Именно в Вавилоне, живя под властью правителей, особо не думавших о Боге, «верующие» стали действительно верующими, научившись обращаться к Богу всерьез, с пониманием того, что больше им обратиться не к кому (Ис 26:13). До Вавилонского плена в Иудее верующими формально были все. Оно и понятно: яхвизм был в Иудее государственной религией, Яхве был Богом-покровителем царя и страны, а значит, хороший еврей, если он поддерживал царя и был патриотом, должен был быть яхвистом. О сути дела — о соблюдении заповедей, о молитве, о любви к ближнему — при этом многие вовсе не думали, считая, что все это не так важно, это можно заменить пышными праздниками и щедрыми пожертвованиями в храмовую казну. В Вавилоне же не могло быть никакой массовой яхвистской религиозности, теперь каждый сам должен был выбирать, оставаться ли ему верным Богу отцов или поклоняться богам Вавилонии. И если человек выбирал яхвизм, ему необходимо было научиться выстраивать личные отношения с Богом, необходимо было понять, что яхвизм — не просто религия, а путь, путь праведности, которому надо научиться и которым надо идти (Ис 26:9). Только такой путь мог привести народ, ставший общиной, к духовному обновлению, а значит, и в Царство Мессии, которого ожидали возвращавшиеся на землю отцов репатрианты. Тогда-то стала понятна многим и причина постигшей народ и страну катастрофы: фактическое (а иногда и формальное) отступничество не оставило Богу места в жизни народа, который по сути перестал быть Божьим. И лишь пройдя через плен, еврейский народ вновь стал Божьим не только по названию, но и по существу. Внутренняя Тора, написанная в сердце Путь праведника прям; Ты уравниваешь стезю праведника. И на пути судов Твоих, Господи, мы уповали на Тебя; к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша. Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа.

http://blog.predanie.ru/article/kak-idti...

Итак, мы видим, что культ «воинства небесного» после его насаждения Ахазом в конце века до Рождества Христова так никогда и не был полностью искоренён. Он просуществовал в Иудее до самого разрушения Иерусалима и даже пережил падение Южного Царства. Из книги пророка Иеремии мы знаем, что те иудеи, вместе с которыми он переселился в Египет, были как раз служителями этого культа. И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жёны их кадят иным богам, и все жёны, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле Египетской, в Пафросе, и сказали: слова, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя; но непременно будем делать всё то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели ( Иер.44:15–17 ). Под богиней (или царицей) неба скорее всего подразумевается богиня неба Анат 128 , возможно, также имеется в виду богиня луны 129 , но точно нам это не известно. Важно то, что речь идёт именно о том культе поклонения небесным светилам, который переселенцы вынесли из разорённой Иудеи. Несмотря на всю свою распространённость среди иудейского народа, культ «воинства небесного» вскоре исчез естественным образом. Это ассиро-вавилонская религия погибла вместе со своими родными государствами после того, как персы завоевали Месопотамию в середине VI века до Рождества Христова. И хотя идея поклонения звёздам в несколько изменённом виде осталась, тот культ, о котором говорится в Библии, перестал существовать. В заключение этого краткого очерка по истории культа «воинства небесного» в Иудее необходимо ответить на один важный вопрос. Почему же, несмотря на огромные усилия великих пророков и царей, которые были верными рабами Божиими, этот нечестивый культ так и не был побеждён? Неужели это значит, что Бог не в силах помочь Своим верным последователям? Конечно же, это не так. Дело в том, что Господь при сотворении дал человеку ничем не ограниченную свободу выбора между добром и злом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010