733 Под именем Милло надо по-видимому разуметь особое укрепление внутри стен Иерусалима. У Семидесяти в 2 Царств V, 9 вместо имени Милло сто­ит слово акра, крепость. У нас в Славянском тексте слово акра переведе­но словом краеградие, т.е. укрепленная стена. Ср. 3 Ц. XI, 27 и 2Nap. XXXII, 5 , в русском тексте с Еврейского с греческим текстом Семидесяти и с его Словенским переводом. Вульгата держится Еврейского и вносит собственное имя Милло. Но никто не сомневается, что Милло была укрепленная часть Иерусалима. 734 3 Ц. XI, 40 царь Египта, к которому бежит Иеровоам, назван Сусаким; это Шешонк I, которого надпись в Карнаке о походе на Иерусалим (ср. 3 Ц. XIV, 25) см. в нашем переводе истории фараонов Бругша. Бругш первый доказал, что это была Ассирийская династия в Египте. 735 Не забудем отметить, что с одной стороны Израиль очищается от идолопоклонства, а с другой в Ассирии Ниневия слышит проповедь о Еди­ном Боге, как бы приготовляясь проповедью Ионы встретить будущих пере­селенцев из царства Израиля. 736 В Индии, как в Персии, религиозные верования древнейшего периода поразительно удостоверяют, что в основании их легло то первоначальное откровение, которое нам известно из Библии. См. по этому вопросу ряд наших статей в 1885 и 1886 годах в Христианском чтении, под именем Риг – Реда, Зендавеста и Гаты. В них мы передаем мысли нашего старого друга, скончавшегося в глубокой старости 85 лет, 22 июня 1889 года в Экзетере, Каноника Кука. См. еще у Ленормана: «Origines de Íhistoire» vol. II. ch IX. 739 Мы оговариваемся: масса десяти колен слилась с туземцами, но представители Израиля или Ефрема соединяются с пленными Иудеями на востоке. См. замечательные слова Иезекииля XXXVII, 16–22. 740 Фирцу считают летней резиденцией царя Иеровоама, которого столица была Сихем по 3 Ц. XII, 25. Сюда возвращает жена Иеровоама XIV, 17 из Силома и здесь умирает ее ребенок. См. очень хорошую карту Палестины по новейшим источникам в Св. Ист. Прот. Соколова. 741 Какого колена был Амврий – неизвестно; но он был военачальником у Илы, сына Ваасы и, вероятно, как и Вааса, был из колена Иссахарова.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Так как он в Израильском царстве поддерживал идолослужение, введенное Иеровоамом, то пророк Ииуй, сын Анания, предсказал ему ту же самую участь, которая, по пророчеству Ахии, постигла дом Иеровоама. Сам Вааса умер естественною смертию, но сын его, Ила, на втором году своего царствования, погиб от руки Замврия. Это был один из двух начальствующих над колесницами. Сделавши заговор против Илы, он напал на него в ту пору, когда Ила шумно веселился у своего домоправнтеля. Занявши его престол, Замврий истребил весь дом и весь род Ваасы, но сам царствовал только семь дней. Войско, стоявшее под Гавефоном филистимским, когда узнало, что Замврий насильственным образом овладел престолом, провозгласило царем военачальника своего Амврия; и тотчас же, оставя осаду Гавефона, двинулось в Ферсе и осадило столицу. Замврий, видя, что ему не останется никакого спасения, поджог дворец и погиб в пожаре его. Но не весь народ признал царем Амврия; другая половина избрала Фамвния. Разделение продолжалось четыре года. Амврий, по числу последователей, был сильнее соперника своего, и, по смерти его, овладел царством один. Это случилось на тридцать первом году царствования Асы, царя Иудейского. Спустя два года, царь Израильский перенес свою столицу из Ферсы в Самарию, которую он отстроил вновь. Город получил название от Семира, владельца горы, на которой расположена была Самария, и которую он уступил Амврию за два таланта серебра 114 . Оставивши столицу прежних царей, Амврий не оставил их нечестия, напротив, стал поступать еще хуже, чем все его предшественники. Он оставил после себя престол сыну своему Ахаву в тридцать осьмом году Асы. 3Цар. 15:23 ; 2Пар. 16:12–14 Старость Асы не имела ничего для него отрадного и не представляла ничего утешительного для истинных ревнителей благочестия. В тридцать девятом году своего царствования он почувствовал жестокую болезнь в ногах, но не обратился с молитвою о помощи к Богу, а исках пособия у одних врачей. Когда он умер, сын его Иосафат сделал ему великолепное погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Так как престол царей израильских был исключительно поддерживаем войском, то вследствие этого он, по необходимости, стал в зависимость от войска, и это послужило впоследствии источником чрезвычайных смут. Царь сделался ставленником войск и стал в полную зависимость от них, подобно тому, как это было с римскими императорами в худшие времена империи. Народ не имел уже более никаких политических прав. Достаточно было двух лет для того, чтобы все неустойчивые элементы довели дело до открытого возмущения. Нават предпринял осаду одного левитского города Гавафона, к западу от Тибны, на холмах, возвышающихся над Филистимской долиной, на одной линии с Иерусалимом. И так как предприятие, по-видимому, не было счастливым, то этого было достаточно для того, чтобы сразу же возбудить недовольство в войске, и это недовольство повело к ловкому военному заговору, составленному военачальником Ваасой, из Иссахарова колена, который, убив царя, взошел на престол. Проклятие, произнесенное на дом Иеровоама Ахией силомским, теперь действительно обрушилось на него. Для упрочения своего положения, Вааса, подобно восточным царям вообще, приказал истребить всех мужеских членов низвергнутой династии. Они действительно подверглись истреблению, некоторые в самой Фирце, где тела убитых были брошены на улицах на съедение бродячим собакам, а некоторые в других поселениях, где они также оставлены были без всякого погребения, сделавшись пищей для хищных коршунов. Так погиб дом Иеровоама, который занимал царский престол всего лишь в течение двадцати-четырех лет. Глава 28. Летопись обоих царств до воцарения Ахава После низвержения дома Иеровоамова, в царстве Израильском начался ряд потрясений, которые ничего не предвещали хорошего для будущей судьбы этого царства. Династия Ваасы, незаконно захватившего престол израильский, не могла придать устойчивости этому престолу уже вследствие самой своей незаконности, тем более, что эта династия в своей политике следовала системе Иеровоама, и даже более последнего предавалась нечестию и идолопоклонству.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Этот прецедент нашел продолжение в следующем столетии, когда каждая из основных династий Северного царства (Иеровоам, Вааса, Амврий, Ииуй) возвышалась и терпела крах в соответствии с пророческими предсказаниями. Иногда назначенный царь соглашался ждать удобного момента (как, напр., Иеровоам), тогда как для других (напр., для Ииуя) пророческое предсказание было сигналом к государственному перевороту. На древнем Ближнем Востоке жрецы часто играли важную политическую роль, но нам неизвестно, чтобы какие-нибудь пророки на древнем Ближнем Востоке играли роль «создателя царя», как это было в Древнем Израиле. Тем не менее во всем Древнем мире считалось, что пророки не только возвещают послания богов, но и дают ход божественным деяниям. Например, ассирийский царь Асархаддон требовал от своих вассалов, чтобы они сообщали обо всех недозволенных или негативных высказываниях, особенно со стороны пророков и толкователей снов. Поэтому неудивительно, что эта акция Ахии незамедлительно поставила Иеровоама под угрозу (ст. 40). 11:30. Раздирание пророческой одежды. Одежда, разодранная Ахией, очевидно, была обычным платьем, а не облачением должностного лица. Если учесть, что одежда стоила недешево, и у большинства населения имелось не более двух комплектов, эта акция выглядит тем более поразительно. Символические акции стали распространенным методом, используемым пророками для провозглашения вести. Некоторые из этих акций не выходили за пределы нормы, хотя обычно они принимали эксцентрический оборот (см.: коммент. к Иез. 4:1 ). Сопровождение пророческого высказывания акцией внушало убеждение, что пророчество приводится в действие и становится реальностью. Нечто подобное наблюдалось в отношении остального Древнего мира к магической сфере. В магической практике ритуальные действия почти всегда сопровождались заклинаниями, считавшимися необходимыми для достижения желаемого результата. Дополнительную информацию о связи поведения пророков с магическими процедурами см. в коммент. к 4Цар. 4:34; 5:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

По обычаям того времени это значило умертвить Ахаза и истребить весь царствующий дом Давида. Библейская история представляет нам немало подобных примеров. Так, Вааса, воцарившись в Израиле, «избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама» (3Ц.15:29). Замврий, вступив на престол «истребил весь дом Ваасы, не оставив ... ни родственников его, ни друзей его» (3Ц.15:29). Такую же участь приготовила Гофолия всему царскому роду в Иудее (4Ц.11:1). Полное избиение постигло дом Ахава, ц.изр., от Ииуя (4Ц.10:1–8). Подобная же участь поголовного истребления должна была постигнуть Ахаза и весь его род, т.е. весь дом Давидов как по прямой, так и по побочной линии, имеющих право на иудейский престол, в случае, если бы осуществились замыслы Рецина и Факея. Сирийско-израильская коалиция начала вторжение в Иудею весьма успешно. Согласно описанию 2Пар.28:17–18, 120 -тысячное иудейское войско было уничтожено сирийцами в один день, а израильтяне увели в плен 200 тыс. иудеев. После этого союзники осадили столицу Иудеи Иерусалим, а отряды идумеев и филистимлян рассеялись по стране, грабили и забирали множество пленных по беззащитным городам и сёлам. Успехи и замыслы сиро-израильтян привели в трепет Ахаза и весь иудейский народ. «И восколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра деревья в лесу» (ст.2). Ахаз решил обратиться за помощью к Тиглатпалассару III, ассирийскому царю (против которого Рецин и Факей создавали союз), что он и сделал Стт.3–9. Речь пророка к растерявшемуся Ахазу. В критический момент, когда ожидался подход неприятелей к Иерусалиму, Исаия получил указание от Бога встретить Ахаза за пределами Иерусалима во время осмотра им оборонительных укреплений и убедить его иметь веру в Бога и не бояться Рецина и Факея, двух «дымящихся головней», ибо замыслы их не сбудутся. Ст.3. По повелению Божию, Исаия должен был явиться к Ахазу вместе с сыном, который носил символическое имя Шеарясув, что значит «остаток вернётся». Имя сына Исаии предвозвещало реальность как наказания, так и помилования. Среди иудеев, отвратившихся от Господа, сохранится очищенный, обратившийся к Богу верующий остаток, который возрадуется спасению о Господе и будет исполнять Его волю. Учение об остатке является одним из основных учений Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В дек. 1712 г. в Померании швед. армия фельдмаршала М. Стенбока разбила датчан у Гадебуша и двинулась на Бремен. Подошедшие корпус Меншикова и саксонцы отбросили шведов в Шлезвиг, где в мае 1713 г. они капитулировали. В том же году Померания была занята союзными войсками, в руках шведов оставался лишь Штральзунд. Однако в кон. 1713 г. П. А. отозвал корпус Меншикова и главный удар перенес на Финляндию. В июле 1713 г. корпус Апраксина при поддержке гребного флота овладел Гельсингфорсом (ныне Хельсинки), а в авг.- Або (ныне Турку), и к осени все юж. побережье Финляндии было занято рус. войсками. 6 окт. 1713 г. отряд ген.-лейтенанта М. М. Голицына-старшего разбил главные силы шведов под командованием ген. К. Г. Армфельта в сражении при сел. Пялькяне, а 19 февр. 1714 г.- под Лаппола и овладел г. Васа (Вааса). В июле 1714 г. рус. флот нанес тяжелое поражение шведам в Гангутском морском сражении, в авг. рус. войска заняли Аландские о-ва. В результате рус. побед 1713-1714 гг. шведы были окончательно вытеснены из Финляндии и созданы условия для перенесения военных действий на территорию Швеции. В дек. 1715 г. союзники овладели Штральзундом, в апр. 1716 г.- Висмаром; швед. владения в Германии были разделены между Данией, Пруссией и Ганновером. В июле 1717 г. рус. десант высажен на о-в Готланд, на суше рус. войска вступили на территорию Швеции и достигли Лулео. В том же году П. А. добился того, что Франция отказалась от союза со Швецией, и Карл XII был вынужден пойти на переговоры. В мае 1718 г. открылся Аландский конгресс. После долгих переговоров шведы согласились на условия рус. стороны, но 30 нояб. 1718 г. Карл XII погиб при осаде крепости Фредрикстен (Норвегия), и к власти в Швеции пришла партия, опиравшаяся на поддержку кор. Ульрики Элеоноры. Швеция отвергла условия мира, и война возобновилась. В 1719 г. войска Апраксина и галерный флот опустошили швед. побережье севернее и южнее Стокгольма. 24 мая 1719 г. рус. эскадра разгромила шведов в Эзельском бою. Швеция находилась на грани полного истощения, ее ресурсы иссякли. 9 нояб. 1719 г. Швеция подписала союзный договор с Великобританией, не желавшей утверждения России в Прибалтике, и с Ганновером. 29 февр. 1720 г. кор. Ульрика Элеонора отказалась от престола в пользу мужа, герц. Фредрика Гессенского, сторонника прекращения войны. 7 янв. 1720 г. Швеция заключила мир с Саксонией и Речью Посполитой, 1 февр.- с Пруссией, 14 июля - с Данией. Великобритания неоднократно пыталась спровоцировать столкновение с рус. флотом и уничтожить его, но П. А. сумел предотвратить войну с ней и сорвал ее попытки втянуть в войну против России др. страны. 27 июля 1720 г. галерный флот ген.-аншефа М. М. Голицына-старшего одержал победу в Гренгамском сражении Швеция была вынуждена заключить Ништадтский мир 30 авг. 1721 г.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

Из этих таблиц только б и д представляют приблизительно исторический ход событий, а другие даны лишь для сравнения. Давид (40 лет) Соломон (40) Основание храма Ровоам (17) Авиа (3) Аса (41) Иосафат (25) Иорам (8) Охозия (1) Гофолия (6) Иоас (40) Амасия (29) Азария (Озия) (52) 789 767 789–767 Иофам (16) Ахаз (16) Езекия (29) Падение Самарии Нашествие Сеннахирима Манассия (55) 697 686 697–686 Аммон (2) Иосия (31) Иоахаз (3 месяца) Иоаким Иехония (3 мес.) Седекия (11 лет) Разрушение Иерусалима Иеровоам (22 года) Нават (2) Вааса (24) Ила (2) 900 890 900–890 Замврий (7 дней) 899 889 899–889 Амврий (12 лет) 899 889 899–889 Ахав (22) Охозия (2) Иорам (12) Ииуй (28) Иоахаз (16) Иоас (17) Иеровоам II (41) Захария (6 месяц.) Селлум (1 месяц) Менаим (10 лет) Факия (2) Факей (20) Осия (9) Падение Самарии Рассматривая библейские показания, мы видим и из разнообразия способов счисления и из очевидной несовместимости синхронизмов (если только не принять всегда меняющийся факт соцарствования), что должно искать еще другой источник для определения истинной хронологии этого периода. Источник этот, – в ограниченных размерах, – найден в Ассирийских надписях. Надписи эти датированы по Ассирийскому календарю, или канону. В этом каноне, существующем в нескольких, очень близко согласных между собою, копиях, обнимается период времени от (приблизительно) 900 до 650 год до Р. Хр.; каждый год называется именем чиновника (являющегося «эпонимом» – подобно определяемому этим термином первому из девяти Афинских архонтов, именем которого обозначается год). Упоминанием полного затмения, которое было в 763 г. до Р. Хр. (15-го июня), определяются даты всех других лет. Следующие личности и события библейской истории упоминаются в Ассирийских надписях и датированы по Ассирийскому канону. Ахав (в битве при Каркаре) 854 год Ииуй (уплата дани) Азария (война с Тиглат Пилезером) 742–740 Менаим (уплата дани) Ахаз (уплата дани) Осия (преемник Факея) Падение Самарии (близ конца года) Нашествие Сеннахирима Манассия 681–668 По Ассирийским источникам Тиглат-Пилезер (Феглаффелассар) III (745–728 гг.) вел войну (742–738 гг.) против Сирии, Эмафа и Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Иссахар Иссахар [евр. Йиссахар, возможно, «наемник» ]: 1) девятый сын Иакова, его пятый сын от Лии ( Быт. 30:14–18 ; Быт. 35:23 ). В благословении Иакова И. назван «ослом крепким, лежащим между протоками вод» ( Быт. 49:14 ). Когда он увидел, «что покой хорош, и земля приятна», то «преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани» ( Быт. 49:15 ; в благословении Моисея И. упомянут вместе с Завулоном, Втор 33 и след.). Это должно характеризовать потомков И. как колено, которое смело берется за дела, ведет оживленную торговлю, любит покой и приобретенное торговлей богатство; 2) колено И. и его удел. За период между двумя переписями израил. народа число годных к войне мужчин в колене И. выросло с 54 400 до 64 300 человек; т.о., его колено стало третьим по численности среди израил. колен ( Числ. 1:29 ; Числ. 26:25 ). Ко времени правления ⇒ Давида колено насчитывало 87 тыс. мужчин ( 1Пар. 7:5 ). Во время странствования по пустыне колено И. располагалось в стане вост. скинии, вместе с коленом Завулона; отправляясь в путь, они выступали первыми ( Числ. 2:9 ). Область, предназнач. И. в Ханаане, описана в Нав. 19:17–23 . Ее граница на востоке проходила по Геннисаретскому озеру и Иордану, на юге и западе область граничила с землей Манассии, на севере – с уделами Завулона и Неффалима. Удел И. охватывал большую часть Изреельской равнины, в него же входила и гора Фавор. Из его городов наиб. известными были Изреель и Сунем. Ряд городов в уделе И. принадлежал колену Манассии ( Нав. 17:11 ). кроме того, левиты, в частн. сыны Гирсона, владели в уделе И. четырьмя городами ( Нав. 21:6.28–45 ). Колено И. поддержало Девору и Варака в войне против Иавина и Сисары ( Суд. 5:15 ). Из колена И. происходили судья Фола ( Суд 10 и след.) и израил. царь Вааса ( 3Цар. 15:27 ). Мужчины из колена И. вместе с другими израильтянами воцарили на трон Давида ( 1Пар. 12:32 ), а после заката Северного царства приняли участие в празднике Пасхи, который устроил Езекия ( 2Пар. 30:18 ). В пророчестве Иезекииля И. получит удел в земле обетованной между Симеоном и Завулоном ( Иез 48 и след.). Среди 144 тыс. запечатленных из 12 колен Израилевых присутствуют и 12 тыс. из колена И. ( Откр. 7:7 ); 3) седьмой сын Овед-Едома, левитский привратник во времена Давида ( 1Пар. 26:5 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Важность святилища в B. связана с его положением на границе Ефремовых и Иудейских гор, к-рые разделяют Ханаан надвое. Этот центральный хребет был границей между евр. племенами севера и юга, позже - царствами Сев. Израиля и Иудеи, а при римлянах - провинциями Самарией и Иудеей. Климат и сельское хозяйство теплого Иудейского плато и сурового Ефремова нагорья различны. По водоразделу идет с севера на юг один из важнейших путей всей библейской истории - дорога из Хеврона в Сихем - через Иерусалим и В.; вблизи В., к югу от него, лежит и дорога с востока на запад, от побережья мимо Аиалонской долины к Иерихону и долине Иордана. По расположению и природным особенностям B. может относиться и к той и к др. географической области, что отразилось на его политической истории: В. принадлежал колену Вениамина (Нав 18. 22), но был захвачен коленом Ефрема (Суд 1. 22); царь Иеровоам овладел B., но его вскоре захватил царь Иудеи Авия (2 Пар 13. 19). Вааса , царь Израиля, вернул город в свои владения, но с захватом Израиля ассирийцами B. вошел в состав Иудеи. Стратегическая роль В., расположенного на пути в Иерусалим с севера, сохранялась и позже. В период Хасмонейского восстания его укрепил военачальник сирийцев Вакхид (1 Макк 9. 50). В визант. эпоху В. оставался поселком в зоне Элии Капитолины (Иерусалима) ( Euseb. Onomast. 192), он упоминается в Бурдигальском итинерарии (333 г. по Р. Х.) и автором описания Св. земли Феодосием (ок. 503 г. по Р. Х.), отмечен на карте Мадабы (ок. 565 г. по Р. Х.). Вероятно, город был уничтожен при араб. завоевании в VII в. Поселение на его месте возродилось только в сер. XIX в. Хотя В.- один из самых известных городов бронзового века в центральной Палестине, проведенные там раскопки дали немного материалов даже для схематической археологической реконструкции его истории. Большинство ученых, начиная с Э. Робинсона (1838), соотносят В. с Байтином, совр. городом в 13 км от Иерусалима (значительная его территория, ок. 16 тыс. кв. м, изучена У. Ф. Олбрайтом (1927, 1934), Дж. Л. Келсо (1954, 1957, 1960)). Отчеты об исследованиях содержат общие соображения, но конкретной информации мало: недостаточно общих планов, разрезы непригодны для анализа; результаты разных сезонов плохо увязаны (нет нумерации слоев); описание фаз минимально, а их интерпретация сводится к простому «иллюстрированию Библии». В наст. время материал пересмотрен (У. Г. Девер).

http://pravenc.ru/text/158296.html

Израильское царство Израильское царство образовалось вследствие возмущения десяти колен, в царствование Ровоама, сына и преемника Соломона, подданному которого, Иеровоаму, еще при жизни Соломона было предсказано это событие пр. Ахией ( III Цap. XI, 31–40 ). Соломон хотел было умертвить Иеровоама, но тот убежал в Египет и оставался там до смерти Соломона, а затем возвратился ( III Цap.XII, 2, 3 ) из Египта в Сихем. В качестве народного представителя, явившись с собранием израильтян к новому царю, он требовал от него облегчения податей, наложенных на народ Соломоном; когда же Ровоам отказался исполнить это требование, то вследствие сего десять колен возмутились против него и поставили царем Иеровоама. Только два колена, Иудино и Вениаминово, остались верными Ровоаму. Таким образом образовались два царства: Израильское и Иудейское. Опасаясь, чтобы дом Давидов снова не воцарился над всем Израилем, Иеровоам ввел идолопоклонство и языческие обряды в царстве Израильском. Это произошло в 980 г. до Р. X. Первоначальной резиденцией царства Израильского был город Сихем, а затем Иеровоам перенес ее в Самарию. Он имел 18 преемников, и Израильское царство существовало 254 года. Оно пало со взятием Самарии Салманассаром в 721 г. до Р. X. Имена царей израильских и время вступления их на престол представляются в следующем порядке, следуя хронологии прот. Богословского: Иеровоам I в 980 г. до Р. Х. Надав 960 Вааса 959 Ила 936 Замврий 935 Амврий 935 Ахав 924 Охозия 905 Иоарам 904 Ииуй 892 Иоахаз 854 Иоас 850 Иеровоам II 835 Захария 772 Селлум 771 Манихем 771 Факия 760 Факей 758 Осия 731   Взятие Самарии в 699 г. Между царствованием Иеровоама II и Захарии было междуцарствие, продолжавшееся, как полагают, 12 лет, и второе междуцарствие, продолжавшееся 8 или 9 лет, произошло между царствованием Факея и Осии. История Израильского царства и царей оного почти всецело содержится в книгах Царств и Паралипоменон, но о многих событиях в царстве Израильском упоминается и в книгах пророческих. Впрочем, к сожалению, должно заметить при этом, что начиная с первого царя даже до последнего ни один из них не отличался высокими нравственными качествами или особенной религиозностью. Большинство же их были прямо безнравственны и предавались идолопоклонству. Осия признал над собой власть Ассирии, но через короткое время изменил ей и за это был наказан потерей Самарии и лишением свободы. Остатки населения Израильского царства, после многих лет религиозного отступничества, нравственной распущенности, анархии, были выселены Салманассаром в Ассирию, и царство Израильское навсегда потеряло свою самостоятельность и народность. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010