Победа отца его над Иеровоамом обеспечила ему десятилетний мир, и он воспользовался им для того, чтобы поддержать выгодную торговлю с Аравией, востоком и богатыми серебром странами западной Европы, что дало ему возможность вновь скопить значительные сокровища, как в храме, так и во дворце. Вместе с тем, он вновь укрепил важнейшие города;Благоустроив внутренние дела государства, он собрал сильное войско в 580 000 человек – с целью низвергнуть данническое иго египтян. Узнав об этом, египетский фараон Зарай Эфиоплянин выступил против него с огромным «войском в тысячу тысяч и тремястами колесниц» и дошел до Мареши (близ позднейшего Елевферополя), в юго-западной части колена Иудина. Здесь встретил его Аса и, сильный упованием на Бога, помощь которого он призвал в пламенной молитве пред битвой, разбил его наголову, захватив громадную добычу. При победоносном возвращении его в Иерусалим его встретил пророк Азария, который своею боговдохновенною речью о благодеяниях Господа в случае упования на Него и о страшном гневе Его при отпадении от Него возбудил в царе и народе новый порыв ревности и истинной религии. «Мерзости языческие» были удалены из всех иудейских городов, и царь обновил осквернявшийся, вероятно, идолослужением «жертвенник Господень, который пред притвором Господним». Вместе с тем, в третий месяц 14-го года своего царствования Аса созвал в Иерусалиме великое народное собрание, на котором участвовали не только жители его царства, но и народ из остальных колен, и на нем был заключен торжественный завет, «чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей», причем за идолопоклонство назначена была смертная казнь.Это стечение в Иерусалим истинных поклонников Иеговы из всех колен, естественно, увеличивало нравственную силу царства Иудейского, но, вместе с тем, оно пробудило с новою силою подозрительность царей израильских, вследствие чего Вааса возобновил войну против Иудейского царства и укрепил пограничную Раму, чтобы преградить своим подданным доступ в пределы Асы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Полное уничтожение потомства или дома Иеровоама, действительно, совершил 3-й царь израильский Вааса ( 3Цар.15:28–29 ). Быть лишенным погребения (ст. 11) составляло предмет ужаса для древнего еврея ( Втор.28:26 ; Иер.8:2,12:9 и др.), 12–13: собственно ответ пророка на вопрос о больном сыне. Последний должен немедленно умереть, но только один он – за то, что в нем нашлось нечто доброе пред Господом 13 , – войдет в гробницу (ст. 13), тогда как все остальные члены дома Иеровоама будут лишены погребения (ст. 11). Конец ст. 14 представляет речь отрывочную, мысль такая: смерть Авии – лишь начало бедствий дома Иеровоама и Израиля. 15–16 ст. говорят о грядущем суде уже над целым царством Израильским, причем слова: (будет Израиль), «как тростник, колеблемый в воде» замечательно точно характеризуют всю историю Израильского царства с отделения от Иудейского до падения – образ политической неустойчивости, растерянности Израиля, повлекшей изгнание его из земли отцов и рассеяние за Евфрат (ср. 4Цар.15:29,17:23,18:11 ). «За то, что они сделали у себя идолов», евр. ашерт, LXX: τ λοη, Vulg.: lucos, слав.: «дубравы»; таким образом, древние переводы считают ашера названием священной рощи идолопоклоннического культа: такое значение подтверждается, напр., ( Суд.6:25,30 ) (Гедеон срубил ашеру – священное дерево Ваала) или ( Втор.16:21 ) (запрещается садить ашеру – рощу); в других же местах ашера означает и деревянную статую или идол богини ( Ис.27:9 ; Втор.7:5 ), хотя обычно в связи с рощами ( Ос.4:13 ; Иез.6:13 ; Ис.1:29 ; Иер.17:2 ). По мнению большинства толкователей и археологов, Ашера есть лишь другое имя Астарты, так как оба эти названия нередко соединяются и смешиваются ( Суд.2:13,10:6 ; 1Цар.7:4 ). См. у М. Пальмова, Идолопоклонство у древних евреев, с. 308–322. 3Цар.14:17 .  И встала жена Иеровоамова, и пошла, и пришла в Фирцу; и лишь только переступила чрез порог дома, дитя умерло. 3Цар.14:18 .  И похоронили его, и оплакали его все Израильтяне, по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поэтому перед Ваасой пишите цифру «3» Но над Ваасой пишите цифру «II» – это будет вторая династия. Римскую цифру «II» над Ваасой поставьте, и это будет говорить о второй династии. И когда он воцарился, «то избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама, доколе не истребил его по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Ахию Силомлянина Прочие дела Навата, все, что он сделал, описано в летописи ». Так вот, 33-й стих смотрите: «В третий год Асы воцарился Вааса [Баша буквально] и царствовал двадцать четыре года [Отмечайте против Ваасы: двадцать четыре года и указывайте – 3-я Царств, 15-я глава, 33-й стих. Вот, хотя он и исполнил волю Божию, но вот что у него в мозгах было? Сам угождать Господу не хотел. Не хотел. Делал он за все двадцать четыре года – стих 33-й]. И ходил путем Иеровоама и во всех грехах его, которые тот ввел». И вот через некоего пророка Иуя, сына Ананиева, о Ваасе было сказано так: за то, что Я поднял тебя из праха и сделал царем Израильским, а ты ходил в грехах Иеровоама, вот твой дом также будет отвергнут, и потомство твое будет истреблено, как и потомство Иеровоама. Вот прочие дела Ваасы, все, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. И почил он. И похоронили его в Фирце. И воцарился после него Ила, сын его. Смотрите 16-ю главу, 8-й стих: «В двадцать шестой год Асы, царя Иудейского, воцарился Ила, сын Ваасы ». Царствовал два года. Это был не только царь, который ходил в грехах отца своего, но ещё и любил заложить за воротник изрядно. И вот, был в таком состоянии во дворце, против него сделал заговор офицер его Замврий и истребил весь дом Ваасы. Вот пишите следующий порядковый номер и пишите: «Замврий». И напишите над ним цифру «III» римскую – это уже третья династия. Замврий. Правильно спишите имя – 10-й стих 16-й главы: «тогда вошел Замврий, поразил его и умертвил его, и воцарился вместо него. Когда он воцарился, то истребил весь дом Ваасы». Ну полностью – это вот в восточном стиле. Смена власти обязательно .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Что такое высоты? Это возвышенные площадки, на которых ставились жертвенники для служения Богу. В период между пленением ковчега Завета и сооружением Храма Соломонова такая форма служения Богу не осуждалась явным образом (ср. 3Цар. 3:2–3 ). После сооружения Храма служение на высотах стало уже предосудительным. Система жертвоприношений была лишь частью Закона, одним из его элементов. Закон же в свою очередь был условием пребывания в Завете, смысл которого состоял в верности и любви к Богу. Жертвоприношения на высотах выделяли только один аспект взаимоотношений с Богом – жертвы, носивший символический характер и сам по себе не имевший ценности ( Иер. 6:20 ; Ос. 6:6 ; Ам. 5:21–22 ; Мал. 2:13 ). Такое выделение могло провоцировать магическое отношение к жертве, не говоря уже о том, что оно очень легко сливалось с поклонением другим богам, поскольку по своей форме очень мало отличалось от него (ср. 2Пар. 28:25; 33:17 ; Ис. 65:3 ; Иер. 48:35 ; Иез. 20:28 ). Продолжительное правление Асы было довольно мирным, если не считать напряженных отношений с Ваасой, царем израильским. Когда же Вааса стал укреплять пограничный город Раму и тем самым угрожать границам Иудеи (а от Иерусалима до границы было 15 километров), Аса «взял всё серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал: союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим [идолопоклонником!] и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня» ( 3Цар. 15:18–19 ). Пророк Анания обличает союз с Венададом, и Аса заключает пророка в темницу ( 2Пар. 16:7–14 ). Свою царскую волю он поставляет выше пророческого служения и считает, что ему самому виднее, как ходить, и как угождать Богу, и когда нужно положиться на свои силы. После этого он так и не покаялся, так как сказано, что он стал притеснять народ, а заболев, он взыскал врачей, а не Господа ( 2Пар. 16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Это стечение в Иерусалим истинных поклонников Иеговы из всех колен естественно увеличивало нравственную силу царства иудейского, но вместе с тем оно пробудило с новою силою подозрительность царей израильских, вследствие чего Вааса возобновил войну против иудейского царства и укрепил пограничную Раму, чтобы преградить своим подданным доступ в пределы Асы. К несчастию, на этот раз Аса поколебался в своем уповании на Бога и не только призвал к себе в союзники Венадада, царя сирийского, но и купил его союз дорогою ценою сокровищ храма Господня и своего дворца. Хотя, благодаря этому союзу, нашествие Ваасы было с успехом отражено, но сам Аса должен был выслушать сильный укор за свой грех от пророка Анании, который смело укорил его за измену заключенному им завету, за то, что «он понадеялся на царя сирийского и не уповал на Господа», чрез что преградил себе возможность покорения самого царства сирийского. Но раз свернув с правого пути, человек легко переходить от одного греха к другому. Аса не только не раскаялся в своем грехе, но «разгневался на прозорливца и заключил его в темницу, так как за этот укор был в раздражении на него». Вместе с тем он начал притеснять и некоторых других лиц из народа в то время. В этом уклонении от долга справедливости его постигла на 39 году царствования тяжкая болезнь ног, которая, развиваясь постепенно, «поднялась до верхних частей тела, но он и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». На 41 году своего царствования он умер и с царскою торжественностью погребен был в городе Давидовом, в заранее приготовленной им себе гробнице. Несмотря на прегрешения последних лет своего царствования, он оставил по себе добрую память в народе, который и выразил ему свое почтение сожжением в честь его праха великого множества благовоний и умащением его дорогими искусственными мастями. Благословение Божие на нем сказалось в самой продолжительности его царствования, во время которого он был современником восьми быстро сменявшихся нечестивых царей царства Израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Это изречение очень трудно для понимания. Думаю, что оно не иначе может быть понято нами, как после ясного изложения сюда относящихся исторических событий, что я и попытаюсь сделать. Есть в Иудее одно селение или городок Гава (слав. Гаваон), расположенный на холме —154— и по жребию доставшийся колену Вениаминову; назван же он холмом и местом стражи. Вспомним, что, как написано в книге Судей ( Суд.20:19 ), один Левит, когда наложница его нагло обесчещена была вениамитянами в самой земле Гава, рассек труп её на двенадцать частей и послал их во все колена, выставляя всем на вид преступление вениамитян. Вследствие этого произошло то, что остальные колена пошли войною против вениамитян, и пало великое множество народу, сначала когда вениамитяне победили другие колена, а потом когда уже другие колена истребили последних совсем. Об этом событии вспоминает и пророк Осия, и говорит: изумление (безумие) в дому Божию утвердиша и растлешася по днем Холма (Гаваона) ( Ос.9:8:9 ). Поскольку, говорит, идолослужение и лжепророчество (ибо в этом именно состояло их безумие) утвердили в доме Господнем, то и были истреблены как во дни Холма, то есть Гава. А что Холм или Гава 513 называется и стражей, это ясно увидишь из написанного в третьей книге Царств. Аса царствовал в Иерусалиме, а Вааса в Самарии в одно и то же время. Поскольку они не согласны были в своих стремлениях и, прогневавшись друг на друга, вооружились друг на друга войной, взыде, говорит, Вааса царь Исраилев на Иуду и созда Раму, яко не быти на исхождение и вхождение Асе царю Иудину ( 3Цар.15:17 ). Когда же сделал нашествие на Самарию Адер, Вааса, выступая против врагов, оставил Раму; —155— Аса же в это время выступил из Иерусалима и, бывши в Раме, заповеда, говорит, Иуде во Енакиме, и взяша камение из Рамы и древа ея, имиже основа Вааса, и созда в них царь Аса окрест (περ) 514 Холма Вениаминия и стражбища ( 3Цар.15:22 ). Так толкуется слово Гаваа, потому что он поднят высоко, лежит на холме и месте удобном для стражи. Итак, начну поражати тя и погублю тя во гресех твоих и не иным каким способом, а именно тем самым, какой употреблен был в день стражбы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аса был обличен пророком Ананией за то, что обнаружил недостаток твердой веры, возложив надежду на царя сирийского больше, чем на Господа. Далее это человеконадеяние Асы проявилось при его смертельной болезни, во время которой он не взыскал Господа ( 2Пар. 16, 7–14 ). Ему наследовал сын его Иосафат. Северные колена от Навата до Ахава. 15, 25 – 16, 28. (НАВАТ, ВААСА, ИЛА, АМВРИЙ). Общий обзор. Три кровавые смены династий, имевшие место примерно в 25-летний период религиозного и политического регресса от Навата до Амврия, а также враждебные отношения с южным царством, продолжавшиеся до времен Амврия и Ахава, значительно ослабили северные колена и дали преобладание Сирии (20, 34). В кратковременное царствование НАВАТА (евр. Надав, 910 – 909), сына Иеровоама I, совпавшее с началом правления АСЫ в Иудее, активные боевые действия между северным и южным царствами настолько ослабли, что Нават смог осадить Гавафон, город колена Данова ( Нав. 19, 44 ), считавший себя независимым со времени разделения царства. Во время осады Гавафона честолюбивый военачальник Вааса умертвил Навата, не процарствовавшего и двух лет. Династия Иеровоама во втором поколении прекратилась (15, 25–31). Так исполнилось пророчество Ахии Силомлянина о доме первого царя северного царства. ВААСА (909 – 886), узурпировавший трон, решил более энергично вести войну против царя иудейского Асы, которая продолжалась «во все дни их» и была неудачной для Израиля (15, 32 – 16, 7, ср. 15, 25–31). Во время двухлетнего царствования ИЛЫ (евр. Ела, 886–885), сына Ваасы, снова была предпринята попытка захватить Гавафон. Во время этой осады, которую возглавлял талантливый военачальник Амврий, царь Ила, пировавший в своей столице Фирце, был убит командиром гвардии Замврием, узурпировавшим трон. Но процарствовал он всего семь дней. Военачальник Амврий, осаждавший Гавафон, услышав о перевороте, со всем войском поспешил к столица Фирце, взял ее и объявил царем себя, устранив еще одного претендента, Фамния, в четырехлетней гражданской войне (16, 15–20, 21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

14:24. Мужская проституция. Информацию о культовой проституции см. в коммент. к Втор. 23:17,18 . Использованное здесь понятие встречается как в мужском, так и в женском роде и, вероятно, является эвфемизмом, обозначающим категорию лиц, исполняющих определенные функции. Такое же понятие используется в аккадской литературе по отношению к лицам, посвященным на служение при храмах и святилищах. «Блудники» и «блудницы» были такими же храмовыми служителями, как кормилицы и повитухи. Какие именно функции исполняли эти мужчины, точно неизвестно. 15:9–24 Аса, царь Иудеи Информацию о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Пар. 14–16 . 15:18. Тавримой, Хезион. Эти имена встречаются только в данном контексте. Арамейские источники этого периода не существуют, а в ассирийских анналах арамейские цари этого времени не упоминаются. Форма имен не вызывает сомнений в их арамейском происхождении, но никакой иной исторической информацией мы не располагаем. 15:25–32 Нават, царь Израиля 15:25. Хронология. Попытка библейского автора согласовать годы правления царей Израиля и Иудеи не всегда увенчивается успехом. По всей вероятности, первым годом царствования Асы был 914 г. до н. э., а Нават начал править не ранее 911 г. до н. э. Кроме того, несмотря на то что царствование Навата охватывает два года, фактически оно продолжалось всего несколько месяцев до того момента, когда он был убит в результате заговора осенью 910 г. до н. э. 15:27. Гавафон. Расположенный примерно в 2 милях к западу от Газера на филистимской территории, Tell el-Melat был, вероятно, всего лишь заставой на границе с Израилем (следует отметить, что он упоминается среди владений Данова колена в Нав. 21:23 ). Стратегическое значение его местоположения подтверждается упоминанием в перечне завоеваний фараона Тутмоса III (1468 г. до н. э.) и в рассказе о подавлении мятежа в Азоте в анналах ассирийского царя Саргона II (713г.до н.э.; Ис.20:1 ). 15:29. Истребление дома предшественника. Обсуждение темы политических «чисток» в период смены правления см. в коммент. к 3Цар. 1:21 . Уничтожая всех будущих претендентов на престол, Вааса повышал вероятность того, что ему будут наследовать члены его рода. Исполнение проклятия на дом Иеровоама (14:7–16) напоминает по форме «Проклятие Аккада» периода Ур III, направленное против аккадского царя Нарам-Сина, чей поступок (осквернение святыни в Ниппуре) навлек на его царство гнев богов. 15:33–16:7 Вааса, царь Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Положение Рамы и Гевы нам уже известно. 59 Рама лежит на большом и главном соединительном пути между югом и севером, теперь между царствами израильским и иудейским, несколько южнее указываемой нами пограничной линии. Гева лежит также на пути с юга на север на южной стороне той же линии. Враг ассирийский вторгается в Иудею при Езекии, по представлению Исаии, этим путем – чрез Михмас, ущелья (вади Сувеинит) и Геву ( Ис.10:29 ). Но этот последний путь и тогда был также неудобен, как и теперь. Чтобы перейти чрез ущелья из Михмаса в Геву, он должен оставить в Михмасе свои запасы. Таким образом, главный соединительный путь между югом и севером шел чрез Раму. Этот-то путь и хочет загородить Вааса, «чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю иудейскому». Укрепляя Раму, он загораживает сообщение Иудеи с царством израильским и по другим путям чрез Геву и Гаваон по вефоронской дороге: тот и другой путь идут очень не далеко от Рамы и гарнизон, здесь поставленный, мог охранять и те пути. Как понимать слова священного дееписателя: «выходил и уходил»? Чего собственно хотел достигнуть Вааса такою мерою? Во 2 кн. Паралипом. (15:9) рассказывается, что многие из израильтян, видя, что Господь помогает Асе, перешли к нему, т. е. оставив царство израильское, поселились в иудейском. Это переселение израильтян в Иудею при Асе напоминает подобное из времен Иеровоама, первого царя израильского. Несмотря на политическое разделение, израильтяне продолжали ходить в Иерусалим для удовлетворения своих религиозных потребностей. Это посещение Иерусалима возбуждает опасение со стороны Иеровоама, что его «царство может опять перейти к дому Давидову». Если его «народ будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем: то, рассуждал он, сердце народа сего обратится к государю своему, Ровоаму» и т. д. ( 3Цар.12:27 ). Чтобы отклонить свой народ от хождения в Иерусалим и предупредить опасность, ожидаемую им для себя от этого хождения, Иеровоам старается доставить религиозное удовлетворение своему народу в своем государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Был ставленником египетского фараона. Отличался крайним нечестием и, не обращая внимания на опасность, грозившую со стороны Вавилона, проводил время в необузданных увеселениях и преследовал пророков. При нем была угнана в Вавилон первая группа пленных, в которой находился пророк Даниил. Продолжал делать «неугодное в очах Господних», как и его отец Иоаким. 36 лет находился в вавилонском плену. Упоминается в родословии Господа Иисуса Христа ( Мф. 1:11 ), что по мнению блж. Августина, подчеркивает судьбоносное переселение евреев в Вавилон и предобразует появление «Христа, имевшего перейти от обрезания к необрезанию, как бы из Иерусалима в Вавилонию». Иосиф Флавий прославляет Иехонию за то, что тот «сам покинул город и … сдался в добровольный плен для того, чтобы не быть вынужденным отдать это святилище врагу и спасти храм Божий от сожжения». Последний царь Иудеи перед Вавилонским пленом, очередной царь, “делавший неугодное в очах Господних”. При нем Храм был сожжен, Иерусалим разрушен, и остаток народа был угнан в плен. Южное царство просуществовало свыше 300 лет (930–600 до Р.Х.), было захвачено Навуходоносором, жители были переселены в Вавилон. Часть из них смогла вернуться ( 1Ездр.2 ), когда через полстолетия Вавилония была завоёвана персидским царём Kupoм II. Укрепил границы своего царства, строил новые города. Всячески стремился к отчуждению своего народа от Иерусалима. Апогеем его политики стала религиозная реформа: были установлены идолы золотых тельцов, Иеровоам лично совершал им жертвоприношения. В свое царствование следовал всем порокам и нечестию своего отца Иеровоама. Был убит заговорщиком Ваасою, и тогда весь дом Иеровоама был истреблен, а на престол Израильский вступил Вааса. Составил заговор против Навата и убил его, не оставил в живых ни одного из семейства нечестивого царя. Не имел успеха в войне. В нравственном отношении Вааса был нисколько не лучше Иеровоама, а идолослужение, введенное последним, оставалось в полной силе. Предавался идолопоклонству. Был жестоко убит своим полководцем Замврием, когда находился в состоянии алкогольного опьянения.

http://azbyka.ru/shemy/cari_izrailskie.s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010