Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВААСА [евр.    ], 3-й израильский царь (ок. 900-877 гг. до Р. Х.), сын Ахии из колена Иссахара, из незнатного рода (1 Цар 16. 2). B. взошел на трон, предательски убив Навата, не успевшего поцарствовать и неск. месяцев, во время сражения с филистимлянами близ г. Гавафон. После этого он уничтожил все семейство Навата и его отца Иеровоама , согласно пророчеству Ахии (3 Цар 14. 10). Хотя в убийстве Навата В. невольно исполнял божественный замысел, он руководствовался эгоистичными мотивами, оставаясь идолопоклонником, как и уничтоженные им предшественники. Прор. Ииуй предостерегал В., что судьба его дома будет подобной Иеровоамову (3 Цар 16. 1-7). Это исполнилось, когда впосл. Замврий , один из его слуг, организовал заговор против сына В. Илы и уничтожил весь его род (3 Цар 16. 9). Эта борьба за трон происходила в Израиле в атмосфере жесткого соперничества между племенными центрами и группами. В течение всего правления В. не затухал приграничный конфликт с иудейским царем Асой , поводом для к-рого послужило построение В. г. Рама в 6 км к северу от Иерусалима (3 Цар 15. 16-17). Город превратился в хорошо укрепленную крепость, что позволило В. препятствовать уходу части населения в юж. царство. Согласно Свящ. Писанию, мн. жители сев. царства приходили в Иерусалим, «дабы приносить жертвы Господу, Богу отцов своих» (2 Пар 11. 13-17; 3 Цар 12. 27), а не поклоняться идолам. Аса с помощью дорогих подарков убедил правителя Дамаска Венадада Бен Хадада нарушить мирный договор с Израилем вторжением в его сев. границы. Перед лицом этой угрозы В. остановил военные действия на юж. границах. Аса немедленно захватил Раму и продвинул границу на неск. километров на север, где использовал строительный материал, оставленный B., для создания собственных укреплений (3 Цар 15.18-22). Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ЗАМВРИЙ (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20)

http://pravenc.ru/text/153789.html

Этому энтузиазму как бы указывается новый выход в речи пророка Азарии, произнесенной при встрече Асы, возвращавшегося после победы. В речи своей пророк противополагает иудеев и израильтян: с иудеями Бог и они теперь укрепились, напротив, у израильтян «нет ни Бога истинного, ни священника учителя, ни закона... И над ними тяготеет теперь ужас, и междоусобная война ослабляет их ( 2Пар.15:1–7 ). 66 В этом противопоставлении Вааса, до слуха которого дошла, конечно, эта речь, легко мог предположить возбуждение иудеев против израильтян и потому постарался поспешить предпринять свои меры для своей безопасности. Мысль Ваасы об укреплении Рамы, как мере к тому, чтобы прервать сношения между царствами израильским и иудейским, и страх Асы перед такою мерою показывают достаточно, насколько крепка указываемая нами граница между средним и южным Ханааном. – После всего сказанного нами, думаем, достаточно доказано существование, в некотором смысле, естественной границы между средним и южным Ханааном. Влияние общего разнообразия поверхности Палестины на взаимные отношения рефаимов и хананеев Итак, Палестина, страна жизнедеятельности Израиля, кроме разнообразия поверхностей, встречающегося почти на каждом шагу, представляет по своей длине четыре наиболее крупные деления: две низменности и две горные полосы; эти последние, наиболее важные для истории, в свою очередь делятся на три почти равные части по своей ширине. Если разнообразие поверхности и разъединение частей страны вообще влияет на разъединение в политической жизни её населения, то мы вправе ожидать того же и для жизни населения Палестины. С этим переходим к вопросу о влиянии Палестины на жизнь её населения. Считаем нужным оговориться здесь же. Разнообразие географического положения различных частей страны и разнообразие её почвы, влияя на разнообразие в занятиях для населения, тем самым производят более или менее, некоторым образом, разъединение и в политической жизни населения. Иные интересы у земледельца, иные у номада и еще иные у населения, живущего при море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопрос 48. Как должно разуметь сказанное: «во время старости сотворил Аса лукавое и начат болети ногама своима» (3 Цар. 15:23 )?    И сие яснее показала книга Паралипоменон. Ибо говорит: «ниже в немощи своей взыска Господа, но врачев» (2 Пар. 16:12). А я предполагаю одно из двух: или врачами названы заговаривающие и волхвующие, или Аса верил только врачам, не имея надежды на Бога. Ибо люди, украшенные благочестием, пользуются врачами, как Божиими служителями, зная, что и врачебное искусство, подобно другим искусствам, дал людям Сам Бог и Он же повелел произрастать травам из земли; знают однако же и то, что искусство врачей ничего не может сделать, когда неугодно сие Богу, но в такой мере имеет силу, в какой благоволит сие Бог. Дом же Иеровоама Бог подверг конечной гибели по предсказанию Ахии силонитянина. Ибо сказано: «Вааса, царь Израильский, изби весь дом Иеровоамлъ и не остави ничтоже от всего дыхания Иеровоамля, дондеже искорени всех по глаголу Господню, егоже глагола рукою раба своего Ахии силонитскаго» (3 Цар. 15:29). Но то же было и с Ваасой, потому что и он возлюбил то же нечестие и беззаконие. Сын его Ила поражен Замврием. Сей же Замврий по бывшему предречению истребил весь дом Ваасы (3 Цар. 16:12), но когда народ избрал царем Амврия, осажденный Замврий зажег дом, в котором жил, и, с ним сгорев, кончил жизнь (3 Цар. 16:18). И мы научаемся чрез сие, что живущих порочно Владыка Бог карает одних чрез других и одного порочного предает другому, более порочному, употребляя последнего как бы вместо исполнителя казни. Поелику же иные спрашивают, откуда самаряне ведут сие название свое, то заметим, что нетрудно дознать сие из настоящей истории. Ибо сказано: «купи Амврий гору Семерон у Семира господина ея двема таланты, сребра; и созда гору, и нарече имя горе, юже созда, во имя Семира господина горы оныя» (3 Цар. 16:24). Так от Семира гора названа Семирон, а от горы — город Самария. Самария же есть город, именуемый ныне Севастиею. В ней имели дом цари десяти колен. А когда десять колен отведены были в плен и земля та сделалась пустою, цари ассирийские переселили в оные города жителей из восточных стран. И они от Самарии стали именоваться самарянами. Сказав сие об Амврии, писатель перешел к колену Иудину и, между прочим, удивляется Иосафату и говорит, что сотворил он правое пред Господом. Порицает же его за то, что не прекратил служения на высотах и возлюбил родство с Ахавом. Сие же яснее излагает книга Паралипоменон, почему писавший историю и отсылает нас к ней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

15:16. Истукан для дубравы. См. коммент. к 14:3. Влияние и официальный статус царицы-матери (см. коммент. к 3Цар. 2:19 ) мешали Асе проводить реформы, а потому понятно, что он лишил ее «царского достоинства» и полностью уничтожил ее истуканы. 15:16. Долина Кедрон. Долина Кедрон начиналась сразу за восточной стеной Иерусалима; в ней находился один из главных источников водоснабжения города, источник Тихон, а потому для Асы это было прекрасное место, где он мог расправиться с языческими культами. Соломон воздвиг капища Хамосу и Молоху ( 3Цар. 11:7 ), но более поздние реформаторы – цари Аса, Езекия ( 2Пар. 29:16 ) и Иосия ( 4Цар. 23:13 ) – продемонстрировали в этой долине свою решимость в борьбе за избавление народа от растления язычеством. 15– 16:1. Хронология. Есть некоторое несоответствие между датой конфликта между Асой и Ваасой, приведенной здесь, и информацией в параллельном тексте в 3 Цар. Более подробные сведения на эту тему приводятся в коммент. к 3Цар. 15:33 . 16:1. Рама. Присоединение Ваасой Рамы (er-Ram), расположенной всего лишь в 5 милях к северу от Иерусалима, к своей территории для Иудеи имело большое значение. Точно так же, как Ровоам расширил свой контроль над главными меридиональными магистралями, соединяющими Израиль и Иудею, еще на 5 миль (см. коммент. к 13:19), Вааса захватил контроль над теми же магистралями к югу от традиционной границы между двумя государствами. В этих местах не производилось археологических раскопок. 16:2,3. Договор с Венададом. Судя по тому, в какой форме заключался этот договор (что описано здесь и в параллельном тексте в 3Цар. 15:18–19 ), Сирия, вероятно, стремилась придерживаться политики невмешательства, возможно, ожидая лучшего предложения от воюющих сторон. Венадад I царствовал в первой половине IX в. до н. э., но установить время его правления более точно не представляется возможным. В коммент. к 3Цар. 20содержится информация о трудностях, которые испытывали сирийцы в своей истории в IX в. до н. э. 16:4. Завоевания Сирии. Нападение Венадада на Северный Израиль по подстрекательству Асы стоило Ваасе потери важного торгового коридора. Города, захваченные в этом военном походе (см.: 3Цар. 15:20 ), включали Дан (центр северного культа), Ийон на севере низины Хуле (примерно в 10 милях от Дана), Авелмаим (Авел-Беф-Мааха в 3 Цар.) – все они были расположены на дороге между Сирией и финикийскими портовыми городами Тиром, Сидоном и Акко. Тот факт, что Ийон упоминается здесь первым, позволяет полагать, что нападение было с запада, а затем войска продвигались в южном направлении. Как долго эти города находились во владении сирийцев, неизвестно, но, согласно 4Цар. 10:29 , несколько десятилетий спустя они уже были под контролем Ииуя. В надписи, найденной в Дане, упоминается другая сирийская кампания против Северного Израиля, что свидетельствует о наличии постоянной угрозы Израилю со стороны Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

5:14. Хлеб областеначальника. Как и сатрап, персидский областеначальник имел право на сбор налогов для пополнения своей (а не имперской) казны. Собранные им деньги предназначались для осуществления местных проектов и содержания местной администрации. Сам губернатор и его семья снабжались надлежащей провизией. Эламские тексты, относящиеся к этому периоду и найденные в Персеполе («Тексты казначейства»), отражают эту практику и документируют расходы царского казначейства. 5:15. Сорок сиклей. Хотя предыдущие губернаторы, вероятно, были иудеями, возможно, здесь подразумеваются неевреи, назначенные сатрапами данной области. Единственным таким областеначальником в Библии назван Зоровавель, служивший за 70 лет до этого. Из текста неясно, были ли 40 сиклей ежегодным налогом, взимаемым с каждого горожанина, или суммой, идущей на ежедневное содержание администрации. В любом случае это большая сумма. При раскопках были обнаружены глиняные кувшины для хранения денег, которые рассматриваются многими как хранилища собранных налогов персидскими губернаторами. Оттиски печатей на них также могут быть именами губернаторов той эпохи. 5:18. Ежедневный рацион. Часть зарплаты служащих администрации, вероятно, шла на их питание. Здесь приводится ежедневный расход провизии на 150 служащих. Как и другие губернаторы, Неемия должен был регулярно кормить и своих служащих, и приезжих сановников. Удивительно, что при таких больших затратах он не собирал налогов в свою личную казну. 6:1–19 Новые трудности, с которыми столкнулся Неемия при завершении строительства стены 6:2. Равнина Оно. Равнина Оно (или Отто) расположена в 27 милях к северо-западу от Иерусалима. В персидскую эпоху она находилась либо на крайней северной границе провинции Иудеи, либо на нейтральной территории между провинциями Азот и Самария. В любом случае, это была опасная территория, где можно было столкнуться лицом к лицу с врагом. 6:7. Возвещение пророков о царе. Хотя о пророческом служении в послепленное время известно мало, пророки в ранние эпохи играли роль «создателей царей». Северное царство, Израиль, было создано благодаря пророческому возвещению о царе ( 3Цар. 11:19– 39 ), а становление и падение всех крупных царских династий (Иеровоам, Вааса, Амврий, Ииуй) происходило в соответствии с предсказаниями пророков. В древности на Ближнем Востоке жрецы играли важную политическую роль, но неизвестно ни одного древнего пророка на Ближнем Востоке, который играл бы такую же роль, как эти пророки, в интронизации, возведении на престол, израильских царей. Тем не менее на протяжении всей древней истории считалось, что пророки не только провозглашали божественную весть, но и в процессе ее возвещения открывали путь божественным деяниям. Вполне понятно, что слухи о пророческой вести могли вызвать волнения в народе или даже предвещать гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Такие повторения одного и того же известия со стороны писателя книг Царств, в виду краткости его повествований, нередко обнимающих все царствование в двух – трех стихах, повторения стоящие иногда рядом, в двух непосредственно соприкасающихся предложениях, не совсем понятны. Но оно будет понятно, если повторяющееся выражение представим стоявшим в царской израильской летописи, первый раз в заключении специальной летописи предшествовавшего царя, второй раз в полной форме во главе подробной специальной летописи нового царя, представлявшей нечто независимое от летописи предшествовавшей и последующей. Далее из летописи царя Надава книга Цар. заимствует известие о его низложении Ваасою и об истреблении последним, по обычаю восточных узурпаторов, всего рода Надавова до последнего человека. Что 27-й стих должен стоять в кавычках, как выписка из летописи, это видно из его отношения к следующему 28-му стиху; после того как в стихе 27-м указано место погибели Надава, в стихе 28-м прибавляется известие о времени его погибели, при чем то и другое известие начинаются тожественным предложением: и поразил его Вааса. В сплошной речи одного писателя оба эти известия скорее соединились бы в одно под управлением одного подлежащего и сказуемого. Но повторение будет понятно, если эти известия поставим в кавычках, как выписки из источника, где они стояли в других не непосредственных между собою отношениях. На это уполномочивают нас рассмотренные цитаты, указывающие параллельный кн. Цар. известия о заговорах против израильских царей в государственной летописи. К летописным известиям писатель кн. Царств прибавляет свою пророческую характеристику Надава и исполнившееся его погибелью пророчество Ахии о доме Иеровоама (ст. 26, 29, 30). В известиях о царствовании Ваасы (15, 28–30, 33–34; 16, 1–7) следующие известия кн. Цар. можно считать общими с израильскою царскою летописью: двукратное известие о его воцарении, краткое и распространенное (ст. 28 и 33), краткое известие о войне бывшей между ним и Асою, царем иудейским, о смерти и месте его погребения (16, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 16    Потом, когда вооружился на него Вааса и против Иерусалима стал ограждать стенами Раму, Асе надлежало призвать в споборники Того, Кто был для него Подателем стольких благ, но он призвал в споборники царя Сирийского, послав ему весьма великое множество золота из царских и Божественных сокровищ. Однако же человеколюбивый Бог не оставил его неисцеленным и послал пророка Ананию, обличил неверие, сказав следующее: «понеже имел вси упование на царя Сирска, а не уповал еси на Господа Бога твоего, того ради спасеся сила царя Израилева» (2 Пар. 16:7). Твое неверие было причиною их спасения. А если бы веровал ты, как было тебе обычно, то истребил бы всех вконец. Пророк напоминает Асе и эфиоплян и ливиян, и конников и колесницы, и веру его, по которой всех их предал истреблению, и говорит: «очи Господни назирают всю землю, еже укрепити сердцем совершенным к Нему» (2 Пар. 16:9). Всякий, искренно призывающий Господа, получит спасение. Потом яснее обличает: «буе сотворил еси сие», — и вслед за сим предсказывает будущие скорби: «отныне будет на тя брань» (2 Пар. 16:9). Отсюда можно дознать, что амазоны были народ ливийский. Ибо названных выше амазонами здесь писатель назвал ливиянами. Аса же, который должен был скорбеть, плакать и взывать к Божию человеколюбию, не только разгневался на пророка, но и заключил его в темницу. За сие прегрешение потерпел и народ. Ибо сказано: «уби Аса от людий во время то многих» (2 Пар. 16:10). Писатель же обвиняет Асу и за то, что, сделавшись болен, «взыска не Господа, но врачев» (2 Пар. 16:12). Но, объяснив это в Четвертой книге Царств, перехожу к истолкованию последующего. Глава 17    История восхваляет Иосафата, потому что вначале поревновал добродетели Давидовой. Ибо сие выражает словами «в путех первых» (2 Пар. 17:3). Повествует же и о достохвальных его заслугах, ибо говорит: «Господа Бога отца своего взыска, и пойде в повелениих Его, а не по делом Израилевым» (2 Пар. 17:4). Показывает же и плоды сего: «и укрепи Господь царство в руку его, и бысть ему богатство и слава многа» (2 Пар. 17:5). И сие «и вознесеся сердце его» сказал писатель не в обвинение, но в похвалу, потому что присовокупил: «в пути Господни, и изъя дубравы от земли Иудины» (2 Пар. 17:6). Иосафат поставил для всего народа учителей Божественного закона, священников, левитов и начальников. И от Владыки Бога приял награды за благочестие. Сказано: «и бысть страх на всех царствах земных окрест Иуды, и не воеваша противу Иосафата» (2 Пар. 17:10). Такая боязнь напала на всех, что и иноплеменники, и аравитяне платили ему дань. При таком обилии Иосафат созидал города, строил дома, укреплял не огражденные стенами селения. Называет же писатель доброхотным жертвователем Господу (2 Пар. 17:16) того, кто не за грехи приносит жертву, но в дар дает что-либо Богу. А Иосафата порицает за то, что чрез супружество вступил в родство с Ахавом, потому что Гофолию, дочь Ахавову, взял в жену сыну своему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2898...

   Каков, например, Давид Кимхи.    Священная история того времени представляет немало подобных опытов. Так Вааса, егда воцарися во Израили, изби весь дом Иеровоамль, и не остави ничтоже от всего дыхания Иеровоамля (3 Царств. 15:29); Замврий, внегда сести ему на престол, изби весь дом Ваасов, и ужиков его, и друга его (3 Цар. 16:11). Та же участь постигла семьдесят сынов Ахава от Ииуя (4 Царств. 10:1-8), и приготовлена была Γοфοлией всему царскому семени в Иудее (4 Цар. 11:1 и след.) и проч.    Это со всей обстоятельностью показывает Драх, рассматривая, по порядку, все означенные места и сравнивая употребление слова Алма с двумя другими синонимическими, но не тожественными: с Наара и Ветула (De l " harmonie entre l’église et la synag. tom. II, p. 135—167. Paris, 1844).    Все их доказательства и опровержение этих доказательств можно видеть там же у Драха (стр. 111—134).    Многие другие возражения против рассматриваемого нами места, как Иудеев, так и рационалистов, опровергает тот же Драх (ibid. стр. 173—206).     Ирин, adversus heeres. III, 27, 7; Тертулл. adversus Judaeos cap. 9 и др.    Например, рабби или раввин Моше Гаддаршан в Медраше, одной из частей талмуда, при объяснении слов псалма: истина от земли возсия (с Еврейского: возникнет) и правда с небесе приниче (Псал. 84:12), пишет следующее: «рабби Иудан говорил: это наше Спасение (Спаситель), которое возникнет от земли через непосредственное действие Божье, и будут тогда обе (т. е. истина и правда) соединены вместе. Но почему сказано: возникнет, а не родится? Потому, что образ рождения Его (Спасителя) не будет подобен рождению тварей земных, а совершенно отличный от них во всех отношениях…» В том же Медраше, на книгу Бытия гл. 37, ст. 22, повествуется: «рабби Берахия говорил: Святый Бог сказал Израильтянам: вы жалуетесь Мне: сиры быхом, несть отца (Плач. Иер. 5, 3); тогда как и Избавитель, которого я восставлю от вас, не будет иметь отца. Ибо сказано: Зах. 6:12; Ис. 53:2; Псал. 109:3...». А в третьем месте, на книгу Бытия гл. 41, ст. 1, тот же Медраш утверждает, что «как падение совершилось чрез деву, так чрез деву же последует и восстание». Другие места подобного рода представляет Драх в сочинении: De l’harmonie... tom. II, pag. 37—50.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Продолжая ходить во грехах Иеровоама и поддерживая служение тельцам, Вааса не остался без предостережений и обличений за свое нечестие. Сильный пророческий дух не угас в Израиле, восполняясь и подкрепляясь по временам пророческими голосами, шедшими из Иудеи. Это мы видим и при Ваасе. Ииуй, сын Анании, пророк Иудейский (ср. 2Пар.19:2 ) 147 , получил божественное повеление, подобное тому, какое прежде получил пророк Ахия по отношению к Иеровоаму, – возвестить проклятие Божие царю и истребление дому Ваасы за то, что он, возвышенный Богом «из праха» на трон израильский, поступал по путям Иеровоама ( 3Цар.16:1–4 ). Как и тот не названный иудейский пророк, который являлся для обличения Иеровоама ( 3Цар.13 ), Ииуй исполнил божественное повеление устно, а не письменно, причем весь тон и образ его речи подобны речи Ахии к Иеровоаму. – Таким образом, если критики утверждают, что древнейшие пророки вовсе не порицали служения тельцам в Израиле, то уже отсюда, из отношения пророка Ииуя к Ваасе и покровительствуемому им служению тельцам, – отношения, не затрудняемого противодействием израильских пророков и составляющего как бы продолжение пророческой борьбы, описанной в 3Цар.13 и 3Цар.14 , должно признать, что обличения против вефильского святилища и ложного богослужения со стороны пророков обоих царств, – сильные и настойчивые, не были явлениями редкими и исключительными. Неизвестно, какое впечатление произвела речь пророка Ииуя на Ваасу, но достоверно то, что она не вызвала никакого улучшения в религиозной политике Ваасы. Однако он удержался на престоле до своей смерти и, процарствовавши 24 года, погребен в Фирце. Пророческая угроза исполнилась над домом Ваасы при его преемнике Иле, процарствовавшем только два года ( 3Цар.16:8 ). Замврий, начальствовавший над половиной царской конницы, составил заговор и убил царя в то время, как он пировал в доме Арсы, своего домоправители. Он истребил не только всех членов царствующего дома и родственников его, но и приверженцев и друзей, – и сам удержался на троне всего лишь сем дней и сжег себя во дворце в Фирце, чтобы не отдаться новому похитителю трона Амврию. Таким образом, Замврий восстал лишь для приведения в исполнение угрозы на дом Ваасы ( 3Цар.16:9–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

2 . Построение храма (6,1–38) 3 . Строительство царского дворца (7,1–12) 4 . Окончание построения храма (7,13–51) 5 . Молитва Соломона и освящение храма (8,1–66) 6 . Завет Господа с Соломоном (9,1–9) 7 . Соломон на вершине славы (9,10 10,29) В. Духовное и политическое падение Соломона (гл. 11) 1 . Грехи Соломона (11,1–13) 2 . Наказание Соломона за его грехи (11,14–25) 3 . Возвышение Иеровоама (11,26–43) II. Ранняя эпоха разделенного царства (12,1 16,34) А. Отделение северных колен израилевых (12,1–24) Б. Иеровоам I, царь израильский (12,25 14,20) 1 . Установление Иеровоамом языческих жертвенников (12,25–33) 2 . Два пророка (гл. 13) 3 . Суд Божий над Иеровоамом (14,1–20) В. Ровоам, царь иудейский (14,21–31) Г. Авия, царь иудейский (15,1–8) Д. Аса, царь израильский (15,9–24) Е. Нават, царь израильский (15,25–32) Ж. Вааса, царь израильский (15,33 16,7) З. Ила, царь израильский (16,8–14) И. Замврий, царь израильский (16,15–20) К. Амврий, царь израильский (16,21–28) Л. Ахав, царь израильский (16,29–34) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) 3 . Явление Господа Илии на горе Хорив (19,1–21) 4 . Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Глава 1 12,11 Соломон становится царем, несмотря на происки другого сына Давида Адонии, также претендующего на отцовский престол. 1 состарился, вошел в преклонные лета. Ко времени описываемых событий Давиду было около семидесяти лет (2,11; 2Цар. 5,4.5 ). 1 Ависагу Сунамитянку. Т.е. Ависага родом из города Сонама (Сунема), который находился в Изреельской долине неподалеку от горы Гелвуй ( Нав. 19,18 ; 1Цар. 28,4 ; 4Цар. 4,8 ). 1 но царь не познал ее. Давид не имел супружеской связи с Ависагой, и поэтому желание Адонии взять в жены Ависагу после кончины Давида (2,17) не противоречило закону ( Втор. 22,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010