Оно облегчается еще тем, что при сообщении о воцарении всякого нового царя указывается и год царствования соответствующего царя в другом царстве. Но эта двойная система счисления имеет и свои невыгоды, так как при малейшем видоизменении цифры (что, несомненно, и случалось при переписке книг) запутывалось все летосчисление. В книге пророка Иезекииля все время «беззакония дома Израилева» определяется в 390 лет; эта цифра и показывает приблизительно время существования народа еврейского от Иеровоама до разрушения Иерусалима. Цифра эта согласуется и с частным показанием лет царствования царей в обоих царствах 264 . Продолжительность царствования царей иудейских и израильских:Цари иудейские: Ровоам – 17 лет (с 980 г. до Р.Х.); Авия – 3; Аса – 41; Иосафат – 25; Иорам – 8; Охозия – 1; Гофолия – 6; Иоас – 40; Амасия – 29; Озия – 52; Иоа-фам – 16; Ахаз – 16; Езекия – 29; Манассия – 55; Амон – 2; Иосия – 31; Иоахаз – 3 месяца; Иоаким – 11 лет; Иехония – 3 месяца; Седекия – 11 лет. Разрушение Иерусалима: 588 г. до Р.Х.Цари израильские: Иеровоам I царствовал 23 года; На-ват – 2; Вааса – 24; Ила – 2; Замврий – 7 дней; Фамний и Амврий – 4 года; Амврий один – 8; Ахав – 22; Охозия –2; Иорам – 12; Ииуй – 26; Иоахаз – 17; Иоас – 16; Ие-ровоам II – 41; Междуцарствие – 11; Захария – 6 месяцев; Селлум – 1 месяц; Менаим – 10 лет; Факия – 2; Факей – 20; Осия – 9. Разрушение Самарии: 722 г. до Р.Х. Нужно сказать, впрочем, что хронология периода со времени разделения монархии до разрушения Иерусалима нуждается еще в обстоятельном исследовании на более прочных данных, чего еще невозможно сделать при наличном состоянии науки. Доселе еще нельзя в точности определить самого момента разделения монархии, вследствие чего хронологи расходятся на два десятилетия: 980–963. Первая из этих цифр определяется суммою лет царствования царей иудейских, а вторая – суммою лет царствования царей израильских. Твердый опорный пункт могла бы дать египетская хронология, если бы она установила дату нашествия фараона Шешонка или Сусакима I на Палестину.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

802 О Хориве см. в Исходе III, 1–15 и примечания в II т. Свящ. Летописи. Здесь Моисей видит несгораемую купину и получает повеление от Господа. Здесь Господь являет чрез Моисея Израилю и всему человечеству священное Имя Свое: Аз есмь вечно Существующий: Иегова, Ср. еще примеч. на Быm. I, 1 об именах Божиих. 805 О речи человеческой, как даре Творца, ср. в 1 т. вашей Св. Летописи прим. на Быm. II, 19 (прим. 20-е). «Человек получил, – говорит незабвенный митрополит Филарет, – дар слова вместе с бытием». Запис. на кн. Бытия, стр. 76. 806 Так мы понимаем замечательные выражения Исхода XXXIII, 21–23. И действительно, все, что мы созерцаем даже в природе, есть прошедшее. Свет напр. звезды, когда мы ее видим, шел многое время пока достиг до нас. Так во всем явлениях. 811 Народные бедствия всегда и везде заставляли народы образумиться и всегда считались наказанием за совершенные в народе преступления, когда эти преступления являлись обычными вследствие общего разврата. Таковы напоминания пророков. Но также понимали исторические события и классические историки. 812 См. в кн. Бытия XVIII, 23 32 моления Авраама о Содоме и ср. наше примечание 20-е в этой главе. (Св. Летопись. т. I, in loco). Не можем не обратить внимание, что даже у язычников было убеждение, что благоденствие города находится в зависимости от справедливости и честности его граждан. См. напр. у Гезиода в поэме Раб. и Дни ст. 219–269 и см. в нашем переводе примечания к тексту этого замечательного места. 813 3 Ц. XV, 18–19. Аса и Вааса в 960 году до Р. Хр.; Венадад же времен Ахава облагает Самарию в 907 году до Р.Х. (См. Св. Ист. Богословского, таблицы). 814 Ассирийские разобранные гвоздеобразные надписи, относящиеся к этому времени, также упоминают о множестве мелких государств в Сирии. Об мелких этих царствах см. м. пр. у Роулинсона в его Assyria Ch. IX in the oriental Monarchies (p. 75 in v. II of the 1871 ed.); в конце сказание о несколько древнейшем царе Тиглат-Пилезере I (Феглаффелассар нашей Библии). Время усиления Сирии Дамасской совпадает с временным ослаблением Ассирии, которая однако опять делается грозною при Ассир Изир Пале.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Из дворца, возвышавшегося над городом, Амврий мог обозревать всю местность к западу до самого Средиземного моря, так как вершина холмов лежала более чем на 1500 футов над уровнем моря. С других сторон представлялась разнообразная панорама округленных холмов и превосходных долин. С юга находился царский «рай», с его роскошными источниками и богатыми садами, а за воротами открывалась обширная площадь, пригодная для совершения различных церемоний, когда царь являлся по государственным делам. Дома в городе сначала строились из кирпича, с балками и скрепами из обычного сикамора, но с возвышением богатства подобные дома большею частью уступили место превосходным дворцам из тесаного камня и кедра ( Исх. 9:9, 10 ). В лучшие дни своего благоденствия, Самария должна была представлять из долин и с окружающих холмов весьма внушительный вид, так как ее улицы шли по склонам великолепного холма, в роде опоясывающих его лилий. И эта вновь построенная столица сделалась именно тою знаменитою Самарией, которая оставалась резиденцией царей израильских до самого падения царства. Народная поддержка, оказанная Амврии, была оправдана с его стороны тем проницательным смыслом и энергическою политикой, которая, помимо своего религиозного характера, одна только и могла содействовать благоденствию страны или обеспечить ей мир. Разрыв между иудейским и Израильским царствами уже пустил такие глубокие корни, особенно вследствие того, что между ними со времени Ровоама и Иеровоама шли почти непрерывные войны, что на воссоединение очевидно не было больше никаких надежд, и поэтому правителям приходилось заботиться лишь об упрочении самостоятельного существования этих царств. Вследствие этого, Амврий решил изменить политику своих предшественников в этом отношении, и старался искать мира с южным царством. Даже Вааса, при всей его энергичности и способностях, разбил свою династию, так сказать, против бесплодных гор иудеи. Амврий решил сделать опыт, что может сделать масличная ветвь. Твердо укрепившись в своей новой столице, которая могла почти пренебрегать всякой осадой, он заключил мир с иудейским царем Асой, и поддержание этого мира сделал одною из главных черт внутренней политики своего дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Но при изучении данного периода, исследователя, который полагается на хроникальные книги Ветхого Завета, поджидают некоторые сложности, о которых мы обязаны упомянуть. Трудности чтения библейских исторических книг Израильский историк Михаил Штереншис 54 как-то заметил, что, поскольку, библейский текст Священного Писания описывает исторические процессы, происходившие в Северном и Южном царствах, не последовательно, вперемешку, и в разных книгах, это приводит к тому, что происходит некоторая путаница. Так как оба царства между собой очень часто воевали, да и каждое из них проходило свой собственный путь становления, не всегда легко последовательно уследить за этими историческими событиями. Усугубляет это положение и то, что сам библейский текст, и большая вспомогательная историческая литература из-за схожести имен еврейских монархов обоих царств, вводит читателя также в некоторое заблуждение. Например: Иеровоам – Иорам – Иорам (Йехорам), последние два монарха правили примерно в одно и то же время, только один в Северном царстве – Израиле, второй в Южном царстве – Иудее. Подобный пример, как и наличие разночтений в написании имен между языком оригинала библейского текста и традиционным русским Синодальным переводом, приводит к тому, что даже в среде специалистов возникают споры о том, кто с кем воевал, и кто кем правил. Ниже будет приведена таблица, с годами правления и именами монархов Северного царства – Израиля и Южного царства – Иудеи, охватывающая период от появления этих государств до их падения. Год до Р. Х. Израиль Имя монархов Ровоам, (Реховоам, Реховам) Иеровоам Авия (Авиам) Нават (Надаб)1 Вааса (Бааса) Ила (Эла) Замврий (Зимри) Ахав (Ахаб) Иосафат (Иехошафат) Охозия (Ахазия) Иорам (Йехорам) Охозия (Ахазьяху) Аталия Ииуй (Йеху) Иоас (Йехоаш, Йоаш) Иехоаахаз Иоас (Йехоаш) Иеровоам II Азария (Узияху) Амасия (Амазия, Амация) 6 месяцев Захария 1 месяц Селлум (Шалум) Менаим (Менахем) Езекия (Хизкия, Хизхияку) Манассия (Менаше) 3 месяца Иоахаз Иоаким (Иехоиаким) 3 месяца

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

Ст. 1–2. Содержание этих стихов, дополненное параллельными местами Ветхого Завета и в небиблейскими данными, дает яркий исторический фон, на котором Исаия произносит знаменитое пророчество о рождении Эммануила от Девы и дома Давида. С 745 г. до Р.Х., когда в Ниневии воцарился Тиглат-паласар III, усилившаяся ассирийская монархия начинает все более и более расширять свои границы. К 738 году Тиглат-паласар III (745–727) обложил данью Самарию. Через несколько лет (ок. 734 г.) два небольших государства Сирия и Израиль задумали создать сильную коалицию против Ассирии, в которую должны были войти страны восточного Средиземноморья. Когда Иудея отказалась присоединиться, Рецин, царь Сирийский и Факей, царь Израильский, заключившие между собой союз, вторглись в Иудею с целью свергнуть царствующего в ней Ахаза, представляющего династию царя Давида, и посадить в Иерусалим одного из сирийских принцев. По обычаям того времени, за низвержением Ахаза должен был подвергнуться истреблению весь дом Давида. Библейская история представляет нам немало подобных примеров. Так, Вааса, воцарившись в Израиле, «избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама» ( 3Цар.15, 29 ). Замврий, вступив на престол «истребил весь дом Ваасы, не оставив... ни родственников его, ни друзей его» ( 3Цар.16, 11 ). Такую же участь приготовила Гофолия всему царскому роду в Иудее ( 4Цар. 11, 1 ). Если бы осуществились замыслы Рецина и Факея, весь дом Давидов как до прямой, так и по побочной линии был бы наверняка истреблен. Сирийско-израильская коалиция начала вторжение в Иудею весьма успешно. Согласно описанию 2Пар. 28, 17–18 120-ти тысячное иудейское войско было уничтожено сирийцами в один день, а израильтяне увели в плен 200 тысяч иудеев. После этого союзники осадили столицу Иудеи Иерусалим, а отряды идумеев и филистимлян рассеялись по стране, по беззащитным городам и селам, где безнаказанно грабили и забирали в плен. Успехи союзников привели в трепет Ахаза и весь иудейский народ (ст. 2).( 4Цар. 16, 7–8 ) – Ахаз обращается за помощью к Тиглат Палсару III, ассирийскому царю, посылая ему в дар золото и серебро Иерусалимского храма и дома царского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИТЯНЕ [аммон; евр.  ,  ], западносемит. племенной союз и царство в Заиорданье. Аммонитяне и соседние царства в кон. II-haч. I тыс. до Р.Х. Аммонитяне и соседние царства в кон. II-haч. I тыс. до Р.Х. Основан т. н. аммонитской ветвью родственных израильтянам племен «ибри», возводившей себя к первопредку Бен-Амми, сыну Лота и брату Моава (Быт 19. 36-38). По-видимому, во 2-й пол. XIV в. до Р. Х. у юж. оконечности Мёртвого м. обитала племенная общность пришельцев «ибри», связанная с именем Лота. В кон. XIV в. (возможно, в связи с возобновлением егип. вторжений в Ханаан ) она распалась, а отдельные племена отступили к северу, вдоль вост. берега Мёртвого м. Одним из таких племен были А., поселившиеся к северо-востоку от Мёртвого м., с центром в г. Равве Аммонитской (греко-рим. Филадельфия, совр. Амман). В нач. XIII в. до Р. Х. А. покорились Египту в результате завоеваний Рамсеса II в Заиорданье. Их зап. земли в Галааде , между реками Иавоком и Арноном , захватило Есевонское царство. В кон. XIII в., когда Есевонское царство было разгромлено и захвачено израильтянами, руководимыми Моисеем (Числ 21. 21-26), эти земли перешли к Израилю ; отсюда берет начало многовековой территориальный спор между Израилем и А. В сер. XII - кон. XI в. А. неоднократно нападали на Израиль (Суд 3. 12-13; Суд 11. 4-40). При царе Сауле царь А. Наас вторгся в Галаад, но был разбит (1 Цар 11. 1-11). В нач. X в. инициатива переходит к Израилю: Давид разбил царя Аннона, сына Нааса, захватил Равву Аммонитскую и аннексировал всю страну (2 Цар 10-12), предоставив, впрочем, наместническую власть над ней Сови, брату Аннона (2 Цар 17. 27). В 853 г. до Р. Х. Вааса, царь А., в качестве младшего союзника израильского царя Ахава бился с ассирийцами при г. Каркаре, но уже в 852-851 гг. до Р. Х. А. оказались союзниками моавского царя Меши в неудачном походе против Иосафата , царя Иудеи (2 Пар 20. 1-25). В сер. VIII в. до Р.

http://pravenc.ru/text/114532.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Аса Аса: 1) сын и преемник иуд. царя Авии, внук Ровоама и правнук Соломона ( 3Цар. 15:9–24 ; 2Пар. 14 – 2Пар. 16:1 ; Мф. 1:7 ). Его царствование длилось 41 год (911–870 гг. до Р.Х.). Первые десять лет его царствования были мирными ( 2Пар. 14:1 ), и это дало А. возможность направить усилия на искоренение идолопоклонства в Иудейском царстве. Он уничтожил изображения богов и языч. жертвенники, статуи солнца и святилища на высотах, изгнал блудников, мужчин, занимавшихся проституцией в местах поклонения богине плодородия, и лишил свою бабку Мааху (в МТ 3Цар. 15 и 2Пар. 15:16 : мать свою Мааху) звания царицы за то, что она установила истукан Астарты (⇒ Астарта ), который он впоследствии сжег. А. повелел внести в храм дары, посвящ. Господу его отцом и им самим. Одноврем. с этим он использовал мирное время для укрепления иуд. городов и создания армии. А., полагаясь на помощь Бога, смог отразить нападение огромного по численности войска Зарая ефиоплянина ( 2Пар 14 и след.). Победа в сражении у Мареши была полной, и войско А. вернулось домой с богатой добычей. Пр. Азария, сын Одеда, укреплял царя в его вере в Бога и борьбе с идолопоклонством. Отныне А. проводил реформы по всему своему царству. Он обновил жертвенник всесожжения у храма. Принесением в жертву 700 быков и 7 тыс. овец из воен. добычи народ возобновил свой завет с Господом. Участие в этом празднестве подданных Северного царства из колен Ефрема и Манассии, вероятно, дало повод израил. царю Ваасе начать строительство крепости в Раме с целью контролировать дороги, ведущие в Иерусалим. Указания на «тридцать пятый» и «тридцать шестой год царствования Асы» ( 2Пар. 15:19 ; 2Пар. 16:1 ) кажутся при этом непонятными, поскольку Вааса, согл. 3Цар. 15:33 ; 3Цар. 16:8 , умер за 10 лет до того. Здесь, вероятно, имеется в виду летосчисление с момента раздела царства при Ровоаме, или это ошибка переписчика при написании 15-го и 16-го годов (поскольку 25-й и 26-й тоже были бы слишком поздним сроком). Исходя из этого, строительство в Раме началось в том же или в след. году после принесения благодарственной жертвы А.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Так как Вааса был нечестив, то Бог угрожал ему великими бедствиями. По смерти его воцарился Ила (Ела), сын его, которого убил Замврий, один из начальников; воцарившись, Замврий истребил дом Ваасы. Когда же он умер, сжегши самого себя, то воцарился Амврий. Когда умер и этот, воцарился Ахаав, сын его. Царствует сын Асы, Иосафат. Пророк Илия угрожает Ахааву бездож­дием на три года и шесть месяцев. Пророка питают вороны. Здесь говорится о вдовице сарептской, о сосуде елея, о мере муки, о смерти отрока и его воскресении. Илия посылается к Ахааву, приготовляяет жертвоприношение и низводит с неба огонь, который и сожигает жертву. Тогда он, взяв жрецов Вааловых, умертвил их. Затем предсказывает Ахааву о дожде. Взошедши на Кармил, Илия помолился и принес жертву и пошел дождь. Жена Ахаава, Иезавель, угрожает Илие смер­тью; он пошел в пустыню и заснул; разбуженный ангелом Божиим, он нашел опреснок ячменный, съел его и укре­пился. Насытившись этою пищей, он сорок дней шел до Хо- рива. Там он сказал: разрушили Твои жертвенники (3Цар. 19:10). Елисей, оставив запряженных волов, следует за Илиею. Далее повествование о винограднике Навуфея; угроза Иезавели и Ахааву; печаль Ахаава. На израильтян напал (сын) Адера (царь) Сирийский с тридцатью двумя царями, но Ахаав победил их. Напав во второй раз, (сын) Адера потерпел опять великое поражение. Когда же он увидел себя в опасности, то, одевшись в бедную одежду, пришел к Ахааву, называя себя рабом его и усердно умоляя о пощаде. Ахаав посадил его на свою колесницу, оказал ему почести и отпустил в его землю. Приходит пророк, укоряет за это царя и угрожает смертью. Ахаав советуется, должно ли вое­вать с сириянами и, по совету Иосафата, царя иудейского, при­зывает пророка Михея; когда его спросили, он предсказывает бедствия, если начнут войну. Ахаав гневается. Лжепророк Седекия бьет Михея. Ахаав приказывает задержать Михея, как лжепророка, до тех пор, пока окончится война. Вышедши на сражение, Ахаав сказал Иосафату: переменим одежду; я возьму твою, а тебе отдам свою (3Цар.22:30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Light of Life II 1992:191) 13. Когда умер Вааса, царь Израильский: в 26 год правления царя Асы (3 Царств 15:33) или он был еще жив в 36 год правления Асы (2 Паралипоменон 16:1)? (категория: непонимание исторического контекста или ошибка переписчика) Существует два возможных решения этой проблемы. Для начала необходимо сказать, что ученые, рассматривающие эти отрывки, пришли к заключению, что 36 год правления Асы следует считать с момента отделения 10 колен от Иуды и Вениамина, что повлекло за собой разделение страны на Иуду и Израиль. Если посмотреть на проблему с этой точки зрения, то 36 год разделенной монархии пришелся бы на 16 год правления Асы. Эта точка зрения поддерживается Книгой Царств Иуды и Израиля, а также записями современников, сопровождавших соглашение между ними (для более полного объяснения этой теории, см. Арчера, стр. 225–116). Кейл и Делитцх (стр.366–367) предпочли рассматривать цифру 36 во 2 Паралипоменоне 16:1 и цифру 35 в 15:19 в качестве ошибки переписчика; по их мнению, там должно быть 16 и 15 соответственно. Цифры в данных отрывках были написаны с помощью еврейского алфавита, одной из систем написания цифр в то время, (а не с помощью египетской системы штрихов, использованной в Элефантинских папирусах). Поэтому существует очень высокая вероятность того, что цифра 16 могла быть легко перепутана с цифрой 36. Причина заключается в том, что на всем протяжении семнадцатого столетия до Р.Х. буква “yod” (10) была очень похожа на букву “lamed” (30), за исключением двух тонких штрихов, добавленных слева от основных вертикальных штрихов. По сути достаточно было лишь небольшого пятнышка, помарки на изношенных от долгого употребления свитках рукописей, чтобы сделать цифру “yod” похожей на “lamed”. Возможно, что эта ошибка впервые возникла в более раннем отрывке, во 2 Паралипоменон 15:19, (где была ошибочно написана цифра 35 вместо 15); затем, чтобы выдержать последовательность в 16:1, тот же самый (а может быть и другой) переписчик сделал вывод, что 16, наверное, ошибка и изменил эту цифру на 36 соответственно.

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

Ассирийцы также оставили нам прекрасную архитектуру – дворцы, городские стены, фортификационные сооружения. Их религия была политеистической. Захватив какой–либо город, они воздвигали жертвенник, украшенный религиозными символами. Иудейский царь Ахаз, увидев такой жертвенник в Дамаске, скопировал его, для того чтобы построить подобное сооружение в Иудее ( 4Цар. 16,10–11 ). При всем этом ассирийцы были известны своей жестокостью, бесчеловечностью, дикостью и зверством. После сражений большую часть населения, покоренного ими города, они уводили в плен, а остальных подвергали ужасным мучениям. Археолог Томпсон пишет: «Фактически не существовало ни одного известного людям примера варварства и зверства, в котором не были бы замечены ассирийцы». 286 Такими, в общих чертах, были ассирийцы – народ с высоким уровнем культуры и искусства, исповедующий некоторым образом облагороженное идолопоклонство, но не боящийся Бога, не знающий любви и не проявляющий справедливости по отношению к ближнему, народ жестокий, варварский, бесчеловечный... В дальнейшем мы рассмотрим археологические находки, проливающие свет на то, как этот народ пришел в столкновение с Израилем.   Иеровоам, Ровоам, Вааса и Аса   Иеровоам был первым царем Израильского государства, т.е. десяти северных колен после их отступления от сына Соломона Ровоама (3 Пар. 12, 20). В результате раскопок, проведенных в Мегиддо немецкой экспедицией (1903–1905 гг.) под руководством Готлиба Шумахера, имя Иеровоама получило археологическое подтверждение. В пятом слое во дворце эпохи Израильского царства была обнаружена печать с надписью: «Принадлежит Шема, слуге Иеровоама». Неизвестно, был ли Шема слугой Иеровоама I (931–910 или 922–901 гг. до Р. X.) или Иеровоама II (782–753 гг. до Р. X.). Так или иначе, печать выявляет существование этого личного имени в период существования израильской монархии. 287 Вскоре после своего восшествия на престол Иеровоам I учредил культ золотого тельца и поставил его изображения в Вефиле (на южной окраине своего государства) и в Дане (на северной окраине). Священное Писание говорит, что таким образом он хотел помешать своим подданным покидать пределы своего государства и посещать столицу южного царства Иерусалим, полагая, что подобные посещения повлияют на народ и заставят его снова возвратиться к Ровоаму (царю южного царства), от которого он отступил ( 3Цар. 12, 26–29 ). В этом случае на Иеровоама I оказало влияние поклонение тельцу, увиденному им в Египте во время своего бегства. Этот факт подтверждают немецкий египтолог Штейндорф, американский исследователь Ветхого Завета Г.Л. Робинсон и американский профессор археологии Джозеф П. Фри. Своим деянием Иеровоам I попрал вторую из десяти заповедей и отлучил народ от единственного Истинного Бога. 288

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010