Правда, недовольство пророков домом Иеровоама и пророчество о его гибели может быть и имели влияние на его восстание, но едва ли Вааса восстал по причине недовольства военными действиями Иеровоама и притом с целью вести их лучше. Эвальд соединяет обе эти причины, когда говорит о низвержении дома Иеровоама: «главной причиной восстания Ваасы было то, что дом Иеровоамов, при всё возраставшем недовольстве им пророков, не мог осилить царства иудейского и других врагов» 146 . О 24-х летнем ( 3Цар.15:33 ) его правлении сохранилось очень мало сведений, но насколько известно из всего хода истории этого царства и из краткого изображения жизни Ваасы, он вовсе не руководился иными правилами, а тем более лучшими, чем его предшественники – относительно того, что всегда было главным делом в царстве Иеговы, – относительно религии. Краткие известия о нем отмечают его, как человека властолюбивого, грубого и склонного к насилию. Восстание его произошло не из-за уничтожения грехов Иеровоама, к которым и он был привязан вопреки увещаниям пророков. Поднимая восстание из властолюбия, он считал необходимыми и «грехи» Иеровоама, а как грубый солдат – и вовсе не заботился о религии. Он – первый царственный убийца, положивший начало всем последующим отношениям в царской власти со стороны народа. Несколько определённее сообщает священный дееписатель, как это особенно видно из его упоминания о предприятиях Ваасы относительно Рамы ( 3Цар.15:17 ), о его непримиримой ненависти в иудейскому царству, в борьбе с которым он видел призвание и цель своего царствования. Но судьба царства при его правлении не улучшилась: то зло, которое тесно связано с самим возникновением десятиколенного царства, при Ваасе гораздо сильнее проникало в государство. Затруднения, опасности и слабость царства возрастали, а Вааса, вместо того чтобы править лучше, продолжал следовать политике Иеровоама и так же, как и Иеровоам, не мог основать прочной династии. Ведя постоянные войны с царством иудейским и задавшись целью прекратить сношения своих подданных с Иерусалимом, он в то же время подвергает опасности свое государство со стороны северо-восточных народов, которые овладевают областями по обеим сторонам верховьев Иордана ( 3Цар.15:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Между тем гнев Божий начал оказываться над Иеровоамом. Сын его занемог, и мать младенца, переодевшись, чтоб не быть узнанною, пришла к Пророку Ахии узнать о будущей участи сего несчастного; но Пророк, увидев ее, сказал ей: Вниди, жено Иеровоамова, почто ты тако странноявляешися? аз бо есмь посланник к тебе жесток. Шедши рцы Иеровоаму: сия глаголет Господ Бог Израилев: понеже толико вознесох тя от среды людей, и дах тя вождя над людьми Моими Израилем. И раздрах Царство от дому Давидову, и дах е тебе, и сотворил еси себе боги чужды, еже раздражити Мя, и отвергл Мя еси назад себе. Сего ради се Аз навожду злая на дом Иеровоамов, и истреблю дом Иеровоамов. Ты же возставши, иди в дом твой: внегда входити ногама твоима во град, умрет детищ. И восплачется по нем весь Израиль, и погребут его, яко той един внидет Иеровоаму во гроб (14:6–13). Предсказание исполнилось совершенно, но упрямый Царь не оставил развращенного своего пути; он упорствовал в идолопоклонстве, и преклонял к оному более и более своих подданных. Наконец он раздражил правосудие Божие; потерял пятьсот тысяч на войне, которую объявил Авии, преемнику Ровоамову, Царю Иудейскому; поражение ужасное, чрезвычайно ослабившее Царство Израильское, и давшее преимущество сынам Давидовым. Иеровоам всегда несчастный, и всегда заслуживавший быть несчастным, скончался по двадцатидвухлетнем царствовании. Сын его Нават во всем подобный отцу, наследовал его могущество и его злодеяния, но он, казалось, вступил на престол для того только, чтоб увидеть над собою исполнение предсказания Пророка Ахии. Вааса умертвил его, похитил его, корону, и предал смерти весь останок сего нечестивого рода. Вааса владел двадцать четыре года похищенным скипетром; но он шел путем Иеровоама, и с такою же строгостью был наказан. Пророк Иуй возвестил ему именем Господа, что он потребится от лица земли со всем своим потомством, а Царь вместо того, чтоб исправиться, приказал умертвить святого мужа. Царствование сына его Илы продолжалось только два года. Замврий начальник половины его конницы, возмутился против него, исторг у него жизнь, овладел его скипетром, и, для охранения оного, истребил весь дом Ваасы до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Когда же сделал нашествие на Самарию Адер, Вааса, выступая против врагов, оставил Раму; Аса же в это время выступил из Иерусалима и, бывши в Раме, «заповеда, — говорит, — ...Иуде во Енакиме, и взяша камение из Рамы и древа ея, имиже основа Вааса, и созда в них царь Аса окрест (περι) Холма Вениаминия и стражбища» (3Цар.15:22). Так толкуется слово Гаваа, потому что он поднят высоко, лежит на холме и месте удобном для стражи. Итак, «начну поражати тя и погублю тя во гресех твоих» и не иным каким способом, а именно тем самым, какой употреблен был в день стражбы. Буду поступать как бы по правилу, не уклонюсь ни направо, ни налево, идя путем отмщения. Кажется, пророческое слово опять указывает нам на почти подобное же. Михей же пророчествовал во дни Иоафама и Ахаза, и Езекии; но Иоафам был муж благочестивый, Ахав же премерзкий и ненавистный, и один из наиболее преданных нечестию. Во времена его царствования Факей, сын Рамелиин, тогдашний царь Самарии, вел войну против Иуды, имея союзником Раасона, царя дамасского. В один день он умертвил весьма многих; ибо во второй книге Паралипоменон так написано об Ахазе: «и предаде его Господь Бог его в руце царя Сирска и порази его, и плени от них плен мног, и приведе в Дамаск, и в руки царя Израилева предаде его, и порази его язвою великою. И уби Факей, сын Ромелиев царь Израилев от Иуды в един день сто двадесять тысящ мужей крепких силою, егда (понеже) оставиша Господа» (2Пар.28:5—6).    Итак, надобно знать, что оскорбляющие Бога немедленно испытают недостаток всякого блага, и поразит нас страшный голод божественных и духовных благ; и мы как бы угрызая будем истреблять друг друга. Христос не дарует Своего мира тем, которые не любят Его, что, как оказывается, случается преимущественно с врагами истины, у которых невозможно найти духовного помазания, но как бы пожирание друг друга и раздор, и ссоры, и спор, и разделение. О них Бог говорит: «понеже отъях мир мой от людей сих, смертию лютою изомрут» (Иер.16:4—5); потому что Бог никогда не подает таким крепости и единодушия, но только чтущим Его, у которых по справедливости может пребывать благо мира, которые уважают значение истины, не перестают пресекать в себе беззаконные и суетные помыслы, — напротив, стараются питать в себе чувство удивления пред красотой истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3525...

Брно – город в центральной части Чехии, административный центр Южно-Моравской области. Промышленный центр, ж.д. узел. Броды – город и ж.д. станция во Львовской области на Украине. Брустуры – город в Венгрии. Брюнсбюттель (Брунсбюттельког) – город в ФРГ, земля Шлезвиг-Гольштейн. Брюссель – столица Бельгии, административный центр провинции Барбант. Важный промышленный центр и транспортный узел. Брянск – город и ж.д. узел, промышленный центр. Центр Брянской области Российской Федерации. Буг – река, правый приток р. Висла. Будапешт – столица Венгрии. Промышленный центр и крупный транспортный узел. Бузеу (Буззу) – город в Румынии, административный центр уезда Бузэу. Промышленный центр, транспортный узел. Буковина – историческое название на западе территории современной Черновицкой области, Украина, и уезда Сучава, Румыния. Бургас – город на востоке Болгарии, центр Бургасской области. Порт на Черном море, аэропорт. Бурж – город во Франции, центр департамента Шер. Промышленный центр. Бухарест – столица Румынии, крупный промышленный центр и транспортный узел. Быдгощ – административный центр Быдгощского воеводства в Польше. Бырлад – город на востоке Румынии, на реке Бырлад (левый приток реки Сирет). Бырсана – город в Румынии. Быстрице – город на севере Румынии. Быков – город и ж.д. станция в Могилевской области, Белоруссия, пристань на реке Днепр. Байаньчжень – город в Китае, пров. Хэйлунцзянь. Бяла – река в Польше. Бяла-Подляска – административный центр Бяльскоподляского воеводства в Польше. Бяла-Чертковска – город в Польше. Вааза (Вааса) – административный центр губ. Вааса, Финляндия. Валахия – историческая область на юге Румынии, между Карпатами и Дунаем. Валилы – город в Польше, Белостокское воеводство. Валк (Валка) – город в Латвии на границе с эстонским г. Валга. Валлахия – см. Валахия . Вапнярка – город и ж.д. узел в Винницкой области, Украина. Варка – город в Польше, Радомское воеводство. Васильков – город и ж.д. станция в Киевской области, Украина. Васлуй – город в Румынии, центр уезда Васлуй.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Пророчество Ахии сбылось сразу после смерти Иеровоама. Его сын Нават через два года после воцарения был убит ( 3Цар. 15:25–28 ). И родоначальник следующей, второй династии Вааса из колена Иссахарова воцарился над Израилем ( 3Цар. 15:33 ). Эта династия тоже представлена только двумя лицами – это Вааса и его сын Ила . Первый правил 24 года, второй – только 2 и был убит начальником половины колесниц, Замврием, сумевшим продержаться на троне только 7 дней, после чего был осажден начальником израильского войска Амврием и сам себя сжег вместе с царским дворцом. 16.2. От Ахава до Ассирийского плена Из третьей династии, родоначальником которой стал Амврий, мы знаем четырех царей – самого Амврия, его сына Ахава – наиболее известного из всех израильских царей после Иеровоама, Охозию и Иорама. Царствование Амврия – одно из самых ярких царствований Израиля в политическом и военном смысле. При нем был основан город Самария ( 3Цар. 16:24 ), который с тех пор стал столицей Северного царства. Амврий с политической точки зрения был настолько успешен, что даже столетие спустя, при царях другой династии, в ассирийских документах Самария продолжает называться «домом Амврия». Оценить, каково было наследство, оставленное Амврием Ахаву, позволяет хотя бы тот факт, что во время знаменитой битвы при Каркаре, когда против ассирийской армии выступила коалиция западных царств, одних только колесниц Ахав смог выставить две тысячи. То есть Ахав получил царство от своего отца в процветающем состоянии. Но при этом в Третьей книге Царств правлению Ахава посвящено всего пять стихов. Ахав , как и его отец, были достаточно благосклонно расположены к окрестным народам и к их культуре. Это проявилось, в частности, в том, что в жены Ахаву Амврий взял Иезавель, дочь царя Сидонского, то есть благополучие царства строилось еще и на хороших отношениях с финикийцами. Иосиф Флавий говорит, что Ефваал, отец Иезавели, был прежде жрецом Астарты 173 . Через Иезавель в Израиле начинается активное насаждение культа Ваала Мелькарта финикийского, сидонского божества. Одновременно с этим начинается борьба с почитателями Бога Израилева. Слуга Ахава Авдий спас от смерти 100 пророков ( 3Цар. 18:3–4 ), но многие были истреблены. Об этом свидетельствует пророк Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Потому отделились десять колен и сделали своим царем Иеровоама. Когда Ровоам хотел воевать против Иеровоама, Бог не допустил этого. Когда заболело дитя у Иеровоама, он посылает свою жену к пророку Ахии узнать об исходе болезни. Тот сказал, что дитя умрет, и оно умерло. Иеровоам ставит двух тельцов, одного в Вефиле и другого в Дане, чтобы народ не ходил в Иерусалим. Когда он там приносил жертву, пришел человек Божий и предсказал об Иосии. Тогда иссохла рука царя и рассыпался жертвенник; но по молитве пророка Божия царь исцелился. Он приглашал пророка к своему столу, но тот отказался, соблюдая заповедь Божию, которую после нарушил, за что и был умерщвлен львом. Иеровоам оставался в своем нечестии; и Ровоам предавался идолослужению во все годы своего царствования. Пришел Сусаким и взял сокровища. После Ровоама царствовал Авия, сын его, а после этого сын Авии — Аса. После Иеровоама царствовал сын его Нават (в тексте Адав); его умертвил Вааса, который, воцарившись, вел войну с Асою; последний при помощи (сына) Адера сирийского одержал над ним победу. Так как Вааса был нечестив, то Бог угрожал ему великими бедствиями. По смерти его воцарился Ила (Ела), сын его, которого убил Замврий, один из начальников; воцарившись, Замврий истребил дом Ваасы. Когда же он умер, сжегши самого себя, то воцарился Амврий. Когда умер и этот, воцарился Ахаав, сын его. Царствует сын Асы, Иосафат. Пророк Илия угрожает Ахааву бездождием на три года и шесть месяцев. Пророка питают вороны. Здесь говорится о вдовице сарептской, о сосуде елея, о мере муки, о смерти отрока и его воскресении. Илия посылается к Ахааву, приготовляяет жертвоприношение и низводит с неба огонь, который и сожигает жертву. Тогда он, взяв жрецов Вааловых, умертвил их. Затем предсказывает Ахааву о дожде. Взошедши на Кармил, Илия помолился и принес жертву и пошел дождь. Жена Ахаава, Иезавель, угрожает Илие смертью; он пошел в пустыню и заснул; разбуженный ангелом Божиим, он нашел опреснок ячменный, съел его и укрепился. Насытившись этою пищей, он сорок дней шел до Хо- рива.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

чтобы купить союз с Венададом, царем сирийским». По этому контексту укрепление Рамы предпринято было Ваасою во время войны, следовательно, по соображениям военным и, следовательно, имело в виду не просто удержание своих подданных от хождения или выселения в Иудею, а, так или иначе, стеснить самого Асу. Такое предположение о войне, предшествовавшей укреплению Рамы Ваасою, следует и из местоположения Рамы. Рама лежала южнее Вефиля и принадлежала к царству иудейскому. Между тем об Авии, отце Асы, рассказывается, что в войне с Иеровоамом он взял между прочим Вефиль, лежавший к северу на одном пути с Рамою. Далее рассказывается об Иеровоаме, что он уже не входил в силу во дни Авии ( 2Пар.13:19,20 ). He видно, чтобы и Нават, сын Иеровоама, возвратил завоевания Авии. Поэтому, чтобы укрепить Раму, Вааса должен был сначала взять ее, а прежде этого снова завоевать Вефиль и другие города, лежавшие к северу от Рамы, и принадлежавшие к царству иудейскому. Словом, укреплению Рамы должна была предшествовать война между Асою и Ваасою. Чтобы заручиться успехом в этой войне, Вааса заключает союз с царем сирийским ( 3Цар.15:19 ; 2Пар.16:3 ). Целью Ваасы при укреплении Рамы может быть – намерение защитить проход, ведущий из Иудеи в царство израильское, и именно со стороны самой Иудеи, – беспокоить Асу набегами на его царство, как объясняет цель укрепления Рамы Иосиф Флавий, 62 и постоянным надзором отсюда за ним связать его в своих движениях по отношению ко вне и, прежде всего, в его движениях враждебных – против израильского царства. Возможно при этом и намерение порвать вообще всякое прямое общение между израильским и иудейским царствами, что должно быть особенно тяжело для иудейского царства, заключенного в своих крепких границах, 63 и частнее воспрепятствовать переселению израильтян в царство иудейское. 64 Можно думать, что намерение Ваасы укрепить Раму особенно усилилось и стало приходить к осуществлению именно после победы Асы над ефиоплянами ( 2Пар.15:10,19; 16:1 ). 65 В это время и переселения израильтян могли усилиться, и воинственный энтузиазм иудеев воспламенен был только что одержанной победою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аса Аса (врач) ( III Цap. XV, 8 ) – сын и наследник Авии, благочестивый ц. иудейский. Он начал свое царствование за 955 лет до Р. X. и царствовал 41 год. Хотя и воспитанный в началах язычества, он показал, однако, с молодых лет свое решительное нерасположение к идолопоклонству и даже свою мать, Мааху, лишил царского достоинства за поклонение Астарте, а самый истукан языческой богини изрубил и сжег у потока Кедрона ( II Nap. XIV:9–15, XV:1–19 ). Первые годы его царствования протекли в мире, и он воспользовался мирным временем, чтобы очистить свое царство от идолопоклонства и построить и укрепить многие города. Когда же Зарай, ц. эфиопский, вторгся в его владения с миллионом войска и 300 колесниц, Аса вышел против него с 600 000 человек и разбил наголову. Эта замечательная битва происходила при Мареше ( II Nap. XIV ). По убеждению пр. Азарии, нарочито назначенного Богом для этой цели, Аса с ревностью принялся за истребление всех злоупотреблений в своем царстве и учредил особое торжественное благодарственное богослужение, на которое собрался весь народ, и по принесении многочисленных жертв все вступили в клятвенный завет с Господом. Вааса, ц. израильский, видя, что его подданные с большим расположением отправляются в Иудею и остаются в ней, приказал укрепить Раму, город, находившийся близ границы обоих царств, с целью прекратить переходы своих подданных в Иерусалим и другие части Иудеи. Аса, столь долгое время пользовавшийся милостью и покровительством Божиим, забыл Господа и, вместо того чтобы просить у Господа защиты и положиться на Его крепкую руку, как то делал он в прежние годы, послал к Венададу, царю сирийскому, с просьбой прийти на помощь к Иуде против Израиля. Венадад, привлеченный дарами из сокровищ храма Иерусалимского, тотчас же напал и разорил многие важные города израильские. Вааса вследствие сего по необходимости остановил укрепление Рамы с целью большей защиты внутренних областей своего царства. Аса же воспользовался этим случаем и срыл Раму до основания, причем вывез камни и дерево, собранные здесь, и употребил оные на постройку своих городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

6:13—15). А что у них вследствие бесплодия полей исчезнет изобилие и будет недостаток в предметах необходимых для жизни, и они будут угнетены недостатком в самонужнейших вещах, — это показывает, говоря, что Он подобно моли истребит вся «их благая», то есть то, чем можно было немало наслаждаться и широко пользоваться в дни счастья. А что они имели подвергнуться бедствиям и истреблению, и изгнанию, как и у себя самих, то есть будут убиваемы друг другом и жалким образом изгоняемы из собственных своих домов и городов, на это он указывает, говоря: «исходяй по правилам в день стражбы». Это изречение очень трудно для понимания. Думаю, что оно не иначе может быть понято нами, как после ясного изложения сюда относящихся исторических событий, что я и попытаюсь сделать. Есть в Иудее одно селение или городок Гава (слав. Гаваон), расположенный на холме и по жребию доставшийся колену Вениаминову; назван же он холмом и местом стражи. Вспомним, что, как написано в книге Судей (Суд. 20:19), один Левит, когда наложница его нагло обесчещена была вениамитянами в самой земле Гава, рассек труп ее на двенадцать частей и послал их во все колена, выставляя всем на вид преступление вениамитян. Вследствие этого произошло то, что остальные колена пошли войною против вениамитян, и пало великое множество народу, сначала когда вениамитяне победили другие колена, а потом когда уже другие колена истребили последних совсем. Об этом событии вспоминает и пророк Осия, и говорит: «изумление (безумие) в дому Божию утвердиша, и растлеша по днем Холма» (Гаваона) (Ос.9:8—9). Поскольку, говорит, идолослужение и лжепророчество (ибо в этом именно состояло их безумие) утвердили в доме Господнем, то и были истреблены как во дни Холма, то есть Гава. А что холм или Гава называется и стражей, это ясно увидишь из написанного в третьей книге Царств. Аса царствовал в Иерусалиме, а Вааса в Самарии в одно и то же время. Поскольку они не согласны были в своих стремлениях и, прогневавшись друг на друга, вооружились друг на друга войной, «взыде, — говорит, — Вааса царь Израилев на Иуду и созда Раму, яко не быти на исхождение и вхождение Асе царю Иудину» (3Цар.15:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3525...

15:33. Фирца. См. коммент. к 14:17. Фирца стала официальной столицей Северного царства Израиль во время правления Ваасы. Она сохраняла этот статус, пока Амврий не перенес столицу в Самарию (16:24). 15:33. Хронология. Царствование Ваасы представляет одну из наиболее сложных хронологических проблем в Библии. Если, как утверждается в этом стихе, Вааса взошел на престол в третий год Асы и царствовал двадцать четыре года, то годом его смерти следовало бы считать двадцать шестой год Асы (см.: 16:8). Проблема возникает в связи с тем, что во 2Пар. 16сказано, что Аса и Вааса находились в состоянии войны в тридцать шестой год Асы. Было выдвинуто немало гипотез, разрешающих эту проблему, но ни одна из них не является достаточно убедительной. Тиль датирует правление Ваасы 909–886 гг. до н. э. Он был современником Асы Иудейского и Венадада Дамасского. Это было начало столетнего периода, в течение которого арамеи из Дамаска стали играть в этом регионе ведущую роль. 16:4. Лишение погребения. Членам дома Ваасы (но, заметьте, не самому Ваасе) была предначертана самая страшная участь, какая только могла ожидать человека в Древнем мире. Оставление тела без погребения означало окончательное унижение и осквернение, ибо большинство древних народов верили, что надлежащее и своевременное погребение влияет на загробное существование. В эпосе о Гильгамеше Энкиду, возвратившись из преисподней, рассказывает Гильгамешу, что умершие и непогребенные не знают покоя, а те, у кого не осталось живых родственников, питаются отбросами. В одном вавилонском заклинании погребение рассматривается как соединение духа умершего с теми, кто был ему дорог. Мы знаем, что даже израильтяне верили, что надлежащее погребение влияет на посмертное существование. Как и их соседи, израильтяне хоронили своих близких, снабжая их всем необходимым в будущей жизни, в том числе глиняными сосудами, наполненными пищей, драгоценностями для отвращения зла, орудиями и предметами личного пользования. Израильский закон предписывал, чтобы даже тело казненного преступника было погребено до наступления ночи, а не оставлено на съедение птицам и другим животным. Ассирийские анналы 1-го тыс. до н. э. красноречиво свидетельствуют, насколько остро стояла эта проблема. Так, Ашшурбанипал наказывал своих противников, проволакивая их мертвые тела по улицам. Тела, оставленные на съедение животным и птицам, было невозможно похоронить, и это было самым унизительным из всех возможных наказаний. Относящееся к этому периоду ассирийское проклятие гласит: «Пусть собаки разорвут твое непогребенное тело на части». В некоторых случаях трупы разрубали на куски и скармливали собакам. Обычно подобные злодеяния совершались для того, чтобы исключить всякую возможность надлежащего погребения, лишить человеческую душу спокойного загробного существования и обречь ее на вечные блуждания. Иногда оставление тела без погребения практиковалось и египтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010