Поклонялись перед ним в ночи и совершали каждение. Сказано: «За то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие, то есть гору Мориа, где храм, и кадят на нем иным богам, то есть бесам кадят, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари иудейские. Наполнили место сие кровью невинных, то есть кровью человеческих жертв, связанных с культом Ваала. За это и постигнет наказание» (Иер.19,ст.4). И еще там же.  «Священники не говорили, где Господь, и учителя закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня. И пророки пророчествовали во имя Ваала»(Иер.2,ст.8). В еврейской энциклопедии написано -  «Баал (Бэл, Ваал) -  имя хананейского, финикийского, может быть, филистимского или другого Бога, часто употребляемое в Библии. Оно же встречается в финикийских надписях у греческих, и у римских писателей  в Септуагинте и у Иосифа Флавия». Термин «баал» обычно переводимый как «владыко» в сущности означает «владелец» или «собственник». В этом смысле этот термин употребляется даже и в наше время у нынешних евреев. Очень странное обстоятельство. А ведь что такое печать антихриста, о которой сказано:  «И он сделает то, что всем малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам положено будет начертание на правую руку их, и на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость, кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его 666» (Откр. 13, ст.16-17). В древности, если кто имел статус раба, то он не имел права ни покупать, ни тем более, продавать. Об этом мы часто говорили. И такому человеку ставили печать на лоб или на руку, что «хозяин» ( баал, владыко, господин) дает ему право что-либо купить или продать. А так как Ваал, баал и его эмиссар приближенные считали себя выше рабских дел, то обладавший печатью для покупки и продажи, реально являлся рабом, вещью, собственностью своего хозяина. Культ Ваала антихриста, культ международного банка, культ ВТО все это разные формы мятежа против власти истинного владыки и господина мира - Бога.

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

После смерти Ахава престол его наследовал сын его Охозия. Своим легкомыслием и нечестием он подражал отцу своему и матери; чтил Ваала и служил тельцам. Случилось, что, прохаживаясь по площадке над своим дворцом, царь упал и сильно заболел. Желая узнать исход болезни, Охозия послал в Филистимский город Аккарон спросить у идола Ваал-зевула (владыки мух), выздоровеет ли он? Путь послов лежал через города колена Ефремова, где в то время находился Илия Фесвитянин. По наставлению Ангела, пророк встретил на дороге посылаемых царем и сказал им: «разве нет Бога в Израиле? что вы идете вопрошать Ваал-зевула, бога Аккаронского? Возвратитесь к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: ты не поднимешься с постели, на которую лег, но непременно умрешь». Послы возвратились к Охозии и донесли о случившемся. «В чем был этот человек, который встретил вас и говорил вам эти слова?» спросил царь. «В волосяной одежде, и подпоясан кожаным поясом», ответили послы. По этим признакам Охозия узнал Илию и послал отряд воинов из 50 человек схватить пророка и привести его к нему. Воины отыскали пророка на горе. Начальник отряда с дерзостью закричал ему: «человек Божий! тебе приказывает царь: сойди с горы и пойдем с нами». Вместо ответа на вопрос, пророк именем человека Божия, каким его назвали, призывает на них огонь с неба. «Если я человек Божий, сказал он, пусть сойдет огонь с неба и сожжет тебя и кто с тобою». Огонь ниспал с неба и сжег их. Но царь послал другого пятьдесят начальника; этот показал еще более дерзости, чем его предшественник, и также был сожжен по слову пророка. Однако видимая казнь Божия не вразумила нечестивца, потому что он послал еще третьего старейшину, но за то научил послов не оскорблять человека Божия. Пятьдесят начальник до земли поклонился пророку и умолял его пощадить душу его и посланных с ним. Обнадеженный ангелом в безопасности, Илия принял смиренную просьбу и отправился к царю, но явился к нему не как пленный, а как пророк, и снова повторил ему смертный приговор от Бога. Охозия не вставал с одра болезни: он умер на втором году своего царствования ( 4Цар.1:2–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пророк взял бездыханного отрока с рук матери и понес его в свою горницу, где жил. И простерся над ним трижды с молитвою, и сказал: – Господи, Боже мой! Да возвратится в отрока душа его! И вот, ожил отрок. И отвел его пророк из горницы в дом к матери его, и сказал ей: – Смотри, жив сын твой! И сказала ему женщина: – Теперь я вижу, что ты человек Божий, и в устах твоих, поистине, слово Господне! III Голод усилился на земле. Пошел уже третий год, как не было ни росы, ни дождя с неба. Источники и реки высохли, нигде не было зелени. Языческие боги не помогали израильтянам, и стал народ каяться во грехах и вспоминать о Боге отцов своих. Тогда пошел Илия явить силу и славу Бога Израилева и низвести дождь на землю. Он пришел к царю Ахаву и сказал ему: – Пошли и собери ко мне Израиля на гору Кармил, и пророков Вааловых собери туда. И когда собрался народ, вышел к нему Илия и сказал: __ Долго ли будете вы хромать на обе ноги? Если Господь Израилев есть Бог, то следуйте Ему. Если же Ваал, то следуйте Ваалу. Вот я один здесь пророк Господень, а Вааловых пророков – четыреста пятьдесят. Приготовьте нам двух тельцов для жертвы. И возложим их на жертвенники, на дрова, но огня не подложим. Сам Бог попалит жертву огнем Своим. Призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господне. И Бог, Который попалит жертву, есть Бог истинный. Народ одобрил это и сказал: – Хорошо! Пусть будет так. Жрецы Вааловы приготовили тельца для жертвы, рассекли его пополам, возложили на дрова и стали звать своего бога Ваала, и говорили: – Ваал! Ваал! услыши нас! Но ответа не, было. Тогда они начали скакать вокруг жертвенника и громко взывать к Ваалу, и кололи себя ножами и копьями в угоду богу своему, и это продолжалось до самого вечера. Но все напрасно. Тогда Илия подозвал к себе народ. Взял 12 камней и сделал из них жертвенник. Вокруг жертвенника выкопал ров. Потом положил на жертвенник дрова, а на дрова возложил тельца для жертвы. И сказал: – Возьмите четыре ведра воды: облейте водою дрова и жертву. И сделали так – раз, и другой, и третий. Вода полилась с жертвенника и наполнила ров.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Пророк Илия жил при царе Ахаве. Ахав был плохим царем и совсем забыл Бога. Ахав и его жрецы придумали себе многих разных богов и главного из них назвали Ваал. Они устраивали своим божкам торжественные службы. Однажды пришел к Ахаву пророк Илия и грозно сказал ему: – Если ты не раскаешься, и не будешь молиться истинному Богу, наступит страшная засуха в твоей стране. Долго не будет дождя, и даже роса не выпадет. Испугался Ахав, но решил, что он обратится к своим богам, тем богам, которых сам выдумал, и прогнал пророка. Но все произошло в точности, как говорил пророк Илия. День за днем не было дождя, солнце палило, дул знойный ветер, трава пожелтела, деревья и кусты высохли, не было воды в ручьях и речках. Снова пришел пророк Илия к царю. –Долго ли ты будешь хромать на оба колена? – сказал он. – Доколе ты будешь молиться своим придуманным богам? Разгневался царь Ахав, но пророк Илия сказал ему: – Сделаем так: созови всех твоих жрецов и весь народ на эту гору. Мы построим там два жертвенника, положим на них дрова, а на дрова – наши дары Богу, но мы не будем зажигать огня. Я помолюсь Богу, а твои жрецы пусть молятся своим богам. Мы увидим, чей костер загорится, и так узнаем, кто верит в истинного Бога. Согласился царь Ахав. Собрались все люди. Жрецы придуманного бога, которого звали Ваал, построили жертвенник, сложили на нем костер и начали петь песни Ваалу, чтобы он послал свой огонь на костер. С утра до полудня кричали и плясали они, но ответа не было. Они продолжали петь и кричать до самого вечера, но ничего не случилось. Тогда пророк Илия позвал людей. Он сложил жертвенник из двенадцати камней, потому что народ состоял из двенадцати племен – колен сынов Израилевых. На жертвенник он положил дрова, а на дрова положил свой дар Богу. Потом он выкопал канаву вокруг жертвенника и повелел людям наполнить ее водой. Начинало вечереть, когда пророк Илия стал молиться Богу: – Господи Боже! – говорил он. – Пусть люди узнают, что Ты – Бог наш, и я служу Тебе... Услышь меня, Боже...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Прошло три с половиной года засухи и голода и тогда «… было слово Господне к Илии: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю» (3 Цар. 18:1). Царь, увидев пророка, стал упрекать его: «Ты ли это, смущающий Израиля ?» На этот упрек Илия смело ответил царю: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презирали повеления Господни и идете вслед Ваалам» (3 Цар. 18:17–18). Затем пророк предложил Ахаву собрать народ и жрецов Ваала на гору Кармил и испытать, кто истинный Бог — Иегова или Ваал. На вершину горы в назначенный срок собрались четыреста пятьдесят пророков Ваала, которых содержала царица Иезавель. Илия один, с помощью Божией вступил в борьбу с ними. Многочисленные толпы израильтян и ханааненян с напряжением ждали исхода этого своеобразного поединка. Грозный пророк прежде всего обратился к народу с обличительной речью: «Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». Затем он предложил народу приготовить две жертвы — одну Иегове, а другую Ваалу, но огня на жертвенники не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет огонь с неба на жертвенник, и есть Истинный Бог. Царь и народ согласились с этим предложением. Первыми стали приносить жертву жрецы Ваала. Они плясали вокруг жертвенника, истязая себя ударами ножей и копий, исступленно кричали: «Ваале, услышь нас!» Наступил полдень, а телец все не загорался; Илия советовал им с иронией: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!..» Но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха (3 Цар. 18:21, 26, 27, 29). Когда прошел полдень и наступило время вечернего жертвоприношения, Илия построил жертвенник из двенадцати камней, вокруг него вырыл канаву, сложил дрова, разрезал своего тельца и велел лить воду на жертвенник. Когда канава наполнилась водой, пророк возвел руки к небу и произнес пламенную молитву, прося Господа показать идолопоклонникам, что Он есть единый Истинный Бог, Бог отцов заблудившегося народа. Еще молитва была на устах пророка, как с неба сошел огонь и поглотил не только тельца, но даже камни жертвенника и воду из канавы. Увидев это , весь народ пал на лице свое и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог !» (3 Цар. 18:39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 75. Об исповедании апостола Петра. В субботу 5й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты – Христос. ( Мк.8:29 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Мк.8:27–31 ), услышанное нами за Божественной Литургией, открывает непостижимую человеческим умом истину о том, что Спаситель наш Сын Бога Живого. Отец Небесный благоволил открыть это апостолу Петру, а через него и всем верующим. Евангелист Марк сообщает: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Местность, о которой идет речь в Священном Писании, находилась за пределами Галилеи. В ветхозаветные времена там был центр поклонения Ваалу (или Ваал-Гад), о котором упоминается в Книгах Иисуса Навина (см.11:17; 12, 7; 13, 5), Судей (см.3:3) и Первой Паралипоменон (см.5:23), город Ваал-Ермон. Впоследствии он стал называться Баниас, или Паниас. По свидетельству составителя Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова) , некогда там существовало пещерное капище, посвященное языческому божеству Пану. Чуть выше пещеры, на холме, высился храм из белого мрамора, построенный в честь императора Юлия Цезаря, «божественного гения», как выражались язычники. Позже Филипп, сын Ирода Великого, украсил и обогатил посвященный языческому императору храм и переменил название города. Кесария означает «город цезаря». Именно здесь, в местности, сугубо оскверненной ложными культами и языческими обрядами, Иисус Христос спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Воистину свет во тьме светит ( Ин.1:5 )! Обратим особое внимание на то, что говорит Господь. Христос прежде всего спрашивает: За кого почитают Меня люди? По истолкованию Святителя Иоанна Златоуста, прежде всего Он хочет знать мнение простого народа, потому что более доверяет их неопытности, нежели начитанности книжников и фарисеев. Святитель пишет: «И не говорит: “За кого Меня почитают книжники и фарисеи?” – хотя они часто приходили к Нему и беседовали, но желает знать непритворное мнение народа… Мнение народа было хотя гораздо ниже надлежащего, но без всякого лукавства; мнение же книжников и фарисеев внушено было сильной злобой». Но для чего же Господь не спросил сначала о мнении самих апостолов? Для того, отвечает святой Иоанн Златоуст, «чтобы ученики, высказав народное мнение, самым порядком вопросов были возведены к высшему разумению и не стали о Нем так же низко думать, как и народ».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рассмотрим подробнее ситуацию, описанную в двадцать пятой главе Книги Чисел. Когда Израиль базировался в Ситтиме, в последнем месте своей стоянки перед переходом через Иордан, «начал народ блудодействовать с дочерями Моава». С дочерями народа, произошедшего в результате греховной связи Лота и его старшей дочери. Обратим внимание на следующий стих: «И приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их» (Чис. 25:2).Тут ключевые слова: ел и поклонялся . И, как следствие, после участия в таких процедурах, «прилепился Израиль к Ваал-Фегору» - одному из значимых в иерархии темных сил демону: «Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших, - но они пошли к Ваал-Фегору и предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили», - говорил о тех событиях пророк Осия (Ос. 9:10). Падение Израиля сопровождалось сладострастными оргиями, которые входили в обряды поклонения некоторым, так называемым богам халдейской религии, распространенной в Месопотамии, Финикии и Ханаане. Что за религия была у халдеев? Рамки работы не позволяют более подробно рассмотреть этот вопрос, но мы можем упомянуть о том, что рассматриваемые религиозные представления, которые стал перенимать Израиль, основывались на так называемой демонологии - самой мрачной и зловещей области человеческих верований. Как пишут исследователи религии, демонология - это древнейшая оккультная наука. То есть перед нами целая система верований и поклонений падшим ангелам - демонам, со всеми вытекающими последствиями. Чего хочет враг рода человеческого и его приспешники? Гибели творений Создателя. Для этого нужно, чтобы люди все дальше отходили от истинного Бога. При манипуляции сознанием человека, реализуя такой замысел, создается мощная и многоуровневая паутина лжи, ориентированная на все слои общества, от так называемой элиты, до «рядовых граждан». Чародейство, астрология, магия, составление гороскопов, «битвы экстрасенсов», телепередачи и интернет-ресурсы с якобы сенсационными материалами о таинственных цивилизациях, пришельцах, паранормальных явлениях, с научными и философскими и суицидальными элементами - это реальность нашего времени.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/13/...

Такое же тесное единство видно, при ближайшем безпристрастном анализе и в других отношениях, во всем содержании и изложении Второзакония. Содержание Второзакония можно разделить на три отдела: исторический, законоположительный и пророческий, и во всех их видеть теснейшее единство с предыдущими частями Пятокнижия. Так, возьмем для примера несколько исторических повествований Второзакония, хотя из первой же главы. В 4-м стихе (первые три стиха уже проанализированы) читаем: «по убиении им (Моисеем) Сигона, царя Аморейского, и Ога, царя Васанского». Что это за событие и какое значение может иметь упоминание об «убиении» упомянутых царей? Писатель не говорит, а объяснение его пропуска дается в подробном об этом событии повествовании книги Чисел (21:21–35). В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хорив и сказал: полно вам жить на горе сей " … И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании Израильтян у Хорива и удалении оттуда ( Исх.19:1–2;33:6 ; Числ.10:11–12 ). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвою обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству». Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1–7;15:18;17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения», существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшею речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте перед глазами вашими». Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5–12гл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очередными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4, 3 – «глаза ваши виделт, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил "= Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2–23= Исх.19 –20гл.), о манне (8:3 – при чем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною», очевидно в виду указания на него в Исх.16:14–31 ), о золотом тельце (9:12= Исх.32:7–20 : при чем одними и теми же еврейскими словами обозначается о обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11:6=Числ.16гл.), о проказе Мириами (24:9 – «помни, что Господь Бог твой сделал Мириами на пути, когда вы шли из Египта». А ответ, на вопрос: что сделал? Заключается лишь в Числ.12:1–15 ), о нападении Амаликитян (25:17–18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта= Исх.17:8–18 ) и мн. другие «воспоминания» неоспоримо подтверждают нашу мысль 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Такое толкование опирается на два других места из книги Чисел. Одно из этих мест гласит: «Вот они [Мадиамские женщины], по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору» ( Числ.31:16 ). А вот другое место: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ (жертвы их) и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиль» ( Числ.25:1–3 ). Эти два места книги Чисел связаны друг с другом хотя бы упоминанием Моавитского божества Ваал-Фегора. Как бы то ни было, но иудейское предание о Валааме примыкает к негативному пониманию его роли, так что в иудействе того времени Валаам стал прототипом лжеучения и нечестивого богохульства. Такое отрицательное понимание Валаама отразилось и в книгах Нового Завета: «Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» ( 2Пет.2:15–16 ; ср. Иуд.1:11 ). Иоанн толкует учение Валаама как совращение «сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» ( Откр.2:14 ). Но встает вопрос, как он все это понимает. В иудейской традиции развращающий совет «есть идоложертвенное и блудодействовать» понимался буквально. Но в нашем случае буквальное понимание спорно. Что касается «идоложертвенного», то есть мяса от животных, приносимых в жертву языческим божествам, то оно действительно покупалось на рынке и съедалось за праздничной трапезой. Что же касается блуда, – как считалось, главного греха язычников, – то вряд ли упрек в «любодействе» следует понимать в прямом смысле. Несколько далее, в пророческом послании Фиатирской церкви, говорится о лжепророчице под именем Иезавель. Она тоже совращает часть христиан «любодействовать и есть идоложертвенное» ( Откр.2:20 ). Однако – и это мы обсудим ниже – она не могла быть блудницей в прямом смысле слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Тотчас же царь, разослав гонцов по всей земле Израильской, собрал бесчисленное множество народа, и всех нечестивых пророков и жрецов созвал на гору Кармил, и сам туда пришел. Тогда ревнитель Божий Илия, ставши пред собравшимися, обратился к царю и ко всему Израильскому народу с такими словами: — Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог, выведший вас рукою крепкою из Египта, есть Бог, то почему не следуете Ему? Если же Ваал есть бог ваш, то идите за ним. Народ молчал, да и не мог что-нибудь ответить, ибо всякий израильтянин своею совестью был обличаем в заблуждении. Тогда Илия продолжал: — Вот что: чтобы вам ныне познать истинного Бога, делайте то, что я буду приказывать вам. Вы видите, что я только один во всем Израиле остался пророком Господним; всех же других пророков вы убили; видите также, сколь много здесь пророков Вааловых. Итак, дайте нам двух тельцов для жертвоприношения, одного мне, а другого жрецам Вааловым; но огня не надо нам. На чью жертву с неба спадет огонь и попалит ее, бог того и есть истинный Бог, и все должны поклониться Ему, а не признающие Его, пусть будут преданы смерти. Выслушав эти слова, весь народ одобрил решение пророка Божия и сказал: — Пусть будет так; слово твое хорошо. Когда же в средину собрания были приведены тельцы, святой Илия сказал нечестивым пророкам Вааловым: — Выберите себе одного тельца, и вы первые приготовьте жертву, ибо вас много, а я один, и приготовлю после. Положив же на дрова тельца, огня не возжигайте, но молитесь вашему богу Ваалу, чтобы он с неба послал огонь и сжег вашу жертву. Бесстыдные пророки так и поступили. Бросив жребий, они взяли тельца, разделили его на части, положили их на жертвенник поверх дров, и начали молиться Ваалу своему, чтобы он послал огонь на жертву их. Они призывали имя его с утра до полудня, крича: — Послушай нас, Ваал, послушай! Но не было ни голоса, ни ответа. Принялись они скакать вокруг жертвенника, но всё напрасно. В полдень пророк Божий посмеялся над ними: — Кричите громче, — говорил он, — чтобы бог ваш услыхал вас; должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем беседует, или пирует, или уснул кричите как можно громче, чтобы разбудить его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010