Ахав собрал. Илия сказал народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь (Иегова) есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал – Бог, то ему последуйте». Народ молчал. Илия продолжал: «Пусть дадут нам двух тельцов; жрецы Ваала выберут себе одного тельца, рассекут на куски и положат на дрова, но пусть не подкладывают огня, а я приготовлю другого тельца, положу на дрова, а огня не подложу. Пусть они призовут имя бога своего, а я призову имя Господа Бога моего, и который Бог ответит огнем, тот есть Бог истинный». Народ отвечал: «Хорошо». Жрецы Ваала взяли тельца, приготовили его, скакали у жертвенника и кричали от утра до полудня: «Ваал, услышь нас!» Но не было ни голоса, ни ответа. В полдень стал смеяться над ними Илия и сказал: «Кричите громче; быть может, Бог занят или спит» 423 . Они стали кричать громче, кололи себя и ножами, и копьями до того, что кровь лилась по ним. Когда наступило время вечерней жертвы, и от Ваала не было никакого ответа, Илия восстановил разрушенный жертвенник Господень, выкопал вокруг него ров, положил дрова на жертвенник, рассек тельца, положил его на дрова и велел лить воды на жертву столько, что ров наполнился водой. Потом Илия помолился Богу, и пал огонь от Господа и пожрал жертву, и дрова, и камни, и землю, поглотил и воду во рве. При этом весь народ воскликнул: «Господь (Иегова) есть Бог!» Илия велел схватить жрецов идолов, привел их к потоку Киссону и там заколол всех 424 . Потом взошел на вершину Кармила и стал молиться Богу. И вот небо почернело от туч, поднялся ветер, и пошел большой дождь ( 3Цар. 18 ). Илия бежит от Иезавели. Ему является Бог Ахав рассказал жене своей Иезавели все, что сделал Илия и то, что он избил жрецов Ваала. Иезавель поклялась убить Илию. Чтобы спасти жизнь свою, Илия ушел в пустыню Вирсавийскую. Утомившись от путешествия, он сел под кустом и стал просить себе у Бога смерти, потом заснул. И вот, Ангел коснулся его и сказал: «Встань, поешь!» Илия пробудился и увидел – у изголовья его печеная на камне лепешка 425 и кувшин с водой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ахав собрал. Тогда Илия обратился ко всему народу и сказал: «доколе вам хромать на обе стороны? Ежели Иегова есть Бог, следуйте за Ним; а ежели Ваал, то за ним идите». Народ не нашелся ничего отвечать на это. Илия продолжал: «из пророков Иеговы остался я один, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов: одного тельца пусть возьмут они, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не кладут; а я приготовлю другого тельца, положу на дрова и огня тоже не положу. Потом, призовите имя бога вашего, а я призову имя Иеговы: и Бог, Который, услышавши мольбу, пошлет огонь, да будет признан истинным Богом». Весь народ воскликнул, что это прекрасно сказано. Тогда Илия сказал пророкам Вааловым: «выберите себе одного тельца и приготовьте прежде, потому что вас много, и призывайте имя бога вашего, а огня не кладите». Они должны были взять тельца, которого им дали, приготовили и стали призывать имя Ваалово. С утра до полудня взывали они: «Ваал! услыши нас!» Но ни на словах, ни на деле не было ответа. И они рыскали вокруг жертвенника, который сделали. В полдень Илия, в поругание суеверию, говорил нм: «кричите громче! известное дело, он бог: должно быть, заговорился, или отлучился, либо в дороге, а, может быть, и спит, – так проснется». Они кричали громким голосом, и чтобы заставить Ваала сжалиться над ними, по обыкновению своему, делали раны на теле своем ножами и копьями, так что обливались кровью. Прошел и полдень. Они продолжали юродствовать до времени вечернего жертвоприношения: и все, ни на словах, ни на деле, не было ответа, и никакого внимания. Наконец, Илия обратился ко всему народу и сказал: «подойдите ко мне». Народ приблизился. Тогда Илия взял двенадцать камней, по числу колен Израилевых, и соорудил из них жертвенник во имя Иеговы; вокруг жертвенника провел ров: разложил дрова на жертвеннике; рассек тельца и положил на дрова; потом, велел наполнить четыре ведра водою и вылить на жертву, лежащую поверх дров; и это велел сделать и в другой, и в третий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

В настоящее время на месте его находится деревня Афка с развалинами древнего храма Адониса, отличающаяся красивым местоположением (Святая Земля, II, 574–575). Нав.13:5 .  также [Филистимская] земля Гевла и весь Ливан к востоку солнца от Ваал-Гада, что подле горы Ермона, до входа в Емаф. Осталась незавоеванной также область на север от Афека, названная «землей Гевла» (по-евр. тексту Гивли, в греч. сп. Γαλιαθ, Γαβλι, в слав. Библии «Гавли») от находившегося в ней города Гевал, который у греков носил название Библос. О жителях Гевала, как искусных каменотесах и строителях кораблей, упоминается в 3Цар.5:18 , у Иез.27:9 . Он находился к северу от Бейрута и расположен был на высоком утесе, вдающимся в море. На его месте в настоящее время бедная деревня Джебейль с развалинами древнего города. Слово «[Филистимская]» перенесенное из славянской Библии находит себе соответствие во многих греческих списках, но оно отсутствует в еврейском тексте и переводе блаженного Иеронима; пониманию данного места это дополнительное слово не способствует, скорее может приводить к неправильному представлению о месте, где находилась земля «Гевла». Незавоеванной была также вся местность Ливанских гор, находящаяся к востоку от Гевала и простирающаяся с юга на север от Ваал-Гада (см. к Нав.11:17 ) или Баниас «до входа в Емаф». «Емаф» (по-еврейски Chamat, у греческих писателей – Епифания) находился на реке Оронте, к северу от Ермона или Антиливана. В древнее время Емаф был столицей особого царства. Многократно употребляемое в ветхозаветных книгах выражение «до входа во Емаф» ( Суд.3:3 ; 3Цар.8:65 и др. м.) служило обозначением вообще южной границы Емафского царства, которая была северной границей Израильской земли ( 2Пар.7:8 ). Нав.13:6 .  Всех горных жителей от Ливана до Мисрефоф-Маима, всех Сидонян Я изгоню от лица сынов Израилевых. Раздели же ее в удел Израилю, как Я повелел тебе; Нав.13:7 .  раздели землю сию в удел девяти коленам и половине колена Манассиина [от Иордана до моря великого к западу отдай ее им; великое море будет пределом].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В отношении души эти два возраста Невесты означают состояния новоначальной в вере и достигшей полноты и совершенства, или даже лучше разуметь состояние души человека, оглашенного в вере, и души человека, возрожденного в святом крещении («день сватовства»), верной дщери святой Церкви. А далее, сказанное о несовершенствах Церкви ветхозаветной и совершенствах Церкви новозаветной вполне можно отнести к этим двум духовным возрастам человеческой души. Отметим еще одну мысль. Душа святая будет в глазах Его как достигшая полноты. Как часто человек велик не в глазах Его , а в своих собственных, и этим вполне удовлетворяется, нисколько не интересуясь, каков он в очах Господних! В конце Песни перед нами вновь образ виноградника: 8:11–12 Виноград бысть Соломону во Вееламоне, даде виноград свой стрегущым: муж принесет в плоде его тысящу сребреник. Виноград мой предо мною: тысяща Соломону, и двести стрегущим плод его. 8:11–12 Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребреников. А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его. Виноград – народ Божий, Церковь бысть Соломону, то есть Христу. Соломон означает «мирный», а Христос «есть мир наш» ( Еф. 2:14 ). Сей виноградник был у Соломона в Вееламоне ( Ваал-Гамоне ), что означает «Господь множества». По обетованию, данному еще Аврааму («отцу множества»), потомство его, то есть сыны веры, будет многочисленно, как звезды на небе. Бл. Феодорит: «Сей убо виноград некогда предал Бог израильскому народу. Но когда он не токмо рабов, для собрания плодов посланных, каменем побил и умертвил, но и самого наследника ко кресту пригвоздил: то виноград сей от него, как говорил Господь во Евангелии, был взят и отдан языку, творящему плоды его». Господь даде виноград свой стрегущим. Бл. Феодорит: «Виноградом нарицает всех, состоящих в благочестии христианском, а стрегущими, возделывающими и хранящими тех, кои звание священства на себе носят, коим именно повелено оный виноград духовным учением напоять и соблюдать».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В следующем шестом стихе той же главы читаем слова Моисея: «Господь Бог наш говорил нам в горе Хориве и сказал: полно вам жить на горе сей»... И это «воспоминание» без всяких пояснений понятно при предыдущем более подробном повествовании о пребывании израильтян у Хорива и удалении оттуда (Исх.19:1—2; 33:6; Числ.10:11—12). Далее в 8 стихе читаем слова Господни к Моисею: «вот Я даю вам землю сию, которую с клятвой обещал дать отцам вашим Аврааму, Исааку и Иакову, им и их потомству.» Объяснение и этого обетования и «клятв» находится также лишь в предыдущих книгах (особ. Быт.12:1—7; 15:18; 17:8 и др.). Такие же нужные «пояснения,» существующие в предыдущих книгах, предполагаются и дальнейшей речью Моисея в первой главе. Опуская частности, укажем, для примера, хотя на 30 стих: «Господь Бог будет сражаться за вас, как Он сделал с вами в Египте пред глазами вашими.» Очевидно, в этом «воспоминании» предполагается известным читателям и слушателям Моисея повествование книги Исход (5—12 глл.) об исходе из Египта. Такими «воспоминаниями» с очевидными «пропусками» необходимых пояснений, заключающихся в предыдущих книгах, наполнен весь исторический отдел Второзакония. Они, например, видны в повествованиях о Ваал-Фегоре (4:3: «глаза ваши видели, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего ему, истребил»... ­ Числ.25 гл.), о Синайском законодательстве (5:2—23 ­­ Исх.19—20 глл.), о манне (8— причем этот своеобразный термин употребляется здесь без пояснения: «питал тебя манною,» - очевидно в виду указания на него в Исх.16:14—31), о золотом тельце (9­­ Исх.32:7—20; причем одними и теми же еврейскими словами обозначается в обоих параллельных местах преступление еврейского народа), о Дафане и Авироне (11­­ Числ.16 гл.), о проказе Мариами (24:9: «помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта.» А ответ на вопрос: что сделал? — заключается лишь в Числ.12:1—15), о нападении амаликитян (25:17—18: «помни, как поступил с тобою Амалик, когда вы шли из Египта»...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Воины Гедеоновы не сходили со своих мест: между тем в стане Мадиамском поднялась тревога. Кричали, бегали по стану; предполагая, что неприятели среди их, без разбора убивали друг друга и, наконец, обратились в бегство. Тогда созваны были Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон послал и к Ефремлянам сказать, чтобы они перехватили переправы через Иордан. Ефремляне, собравшись, заняли переправы, преследовали Мадианитян, и, поймавши двух князей Мадиамских, Орша и Зина, принесли головы их к Гедеону. Гедеон был уже за Иорданом: с тремястами своих воинов он гнался за двумя царями Мадиамскими, Зевеем и Салманом. С ними оставалось еще до пятнадцати тысяч ополчения: но Гедеон напал на них, когда они не ожидали; рассеял войско их, захватил обоих царей и наказал те города, которые отказывали ему в продовольствии во время преследования царей, и, наконец, предал обоих пленников смерти за то, что они убили братьев его на Фаворе. Таким образом, свергнуто было с Израиля иго Мадиамское. Благодарные Израильтяне предложили было Гедеону потомственную царскую власть: но он отрекся от нее и за себя и за детей своих, сказавши: «Пусть владеет вами Господь!» Суд. 8:28, 30–33 и 9 Мир, доставленный Гедеоном, продолжался 40 лет. Гедеон умер в глубокой старости, оставивши после себя 70 сыновей, потому что у него было много жен; и, кроме того, от служанки, которая была родом из Сихема, он имел сына Авимелеха. По смерти отца, Авимелех пришел в Сихем и упросил родственников своих по матери, дабы они постарались расположить в его пользу жителей Сихемских, выставляя им на вид, что им невыгодно будет подчиняться семидесяти сыновьям Гедеоновым, а лучше признать над собою власть одного, и притом того, который близок к ним по родству. А Сихемляне уже ввели у себя служение Ваалу и успели устроить капище этому Финикийскому божеству под именем Ваал-верифа, то есть оберегателя союзов и клятв. Не удивительно, что у этих людей Авимелех нашел себе приверженцев. Они величали его братом своим и дали ему 70 сиклей серебра из капища Ваал-верифова. На эту незначительную сумму 65 он нанял праздных и бездомных людей, пришел с ними в дом отца своего в Офру, и избил всех братьев своих на одном камне, исключая одного младшего брата Иофама, который успел скрыться. После этого все жители Сихема собрались на том месте, куда Иисус Навин перед своею кончиною в последний раз собирал все колена Израилевы, и там у дуба поставили Авимелеха царем. В это самое время на близ лежащей горе Гаризиме неожиданно показался Иовам и громким голосом кричал: «послушайте меня, жители Сихема, и послушает вас Бог!» Когда

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Гора Кармел была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве. Когда прошло три с половиной года от начала засухи, пророк Илия собрал Ахава, народ и жрецов Ваала на горе Кармел. И сказал Илия народу: “Долго ли вам хромать на оба колена. Если Господь есть Бог , то последуйте Ему. А если Ваал, то ему последуйте”. Чтобы узнать, кто есть истинный Бог, Илия предложил построить два жертвенника, возложить на них заколотого тельца, но дрова на жертвеннике не зажигать. Пусть каждый испросит у своего бога огня с неба. Чей бог откликнется и пошлет огонь, тот и будет считаться истинным богом. Все согласились с предложением пророка. Сначала жрецы Ваала стали взывать к своему богу о ниспослании огня. Они кричали, танцевали вокруг жертвенника и бесновались весь день. Илия над ними подшучивал, говоря, что Ваал заснул и поэтому надо кричать громче. Когда стал приближаться вечер, пророк Илия повелел всем собраться у его жертвенника. По его слову вокруг жертвенника в честь истинного Бога вырыли ров и обильно полили дрова водой, чтобы ни у кого не было сомнения в чуде. После этого пророк Илия начал молиться: “Услышь меня Господи. Да познают в сей день люди Твои, что Ты – один Бог в Израиле, и что я раб Твой!” И ниспал огонь с неба, и пожрал всесожжение, и дрова, и камни жертвенника и пыль вокруг, и испарил воду, которая собралась во рве. Увидев это, весь народ в ужасе пал на колени в воскликнул: ”Господь есть Бог, Господь есть Бог!” Тогда народ переловил всех жрецов вааловых и казнил их за то, что они в течение стольких лет вводили всех в заблуждение. Под этим впечатлением царь Ахав и народ стали спускаться с горы. В это время собрались тучи и полил долгожданный дождь, первый после многих лет! Так пророк Илия обратил многих израильтян к Богу ( 3Цар. 18 ). После этого чуда Иезавель, жена Ахава, начала преследовать пророка Илию. Ему пришлость скрываться в пустыне, и он дошел до горы Хорив, близ Синая. Здесь Илия удостоился видения, в котором Бог явился ему в веянии тихого ветра. Господь повелел Илие помазать Елисея на пророческое служение, в качестве своего преемника ( 3Цар. 19 ). Конец его пророческого служения был необычным: он был взят живым на небо на огненной колеснице ( 4Цар. 2:11 ). Пророк Елисей, присутствовавший при этом, получил от Илии плащ, которым совершил свое первое чудо. Пророк Илия ныне пребывает во плоти на Небе, как и праотец Енох, который тоже был взят живым на небо ( Быт. 5:24 ). Существует мнение, что пророк Илия и Енох должны придти на землю перед концом мира. Они обличат антихриста и пострадают от него, как мученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Для вразумления иудеев и израильтян Бог посылал пророков. Это были люди святой жизни, которые по внушению Божиему прорекали, то есть предсказывали, будущее, возвещали волю Божию, учили людей вере и благочестию и творили знамения и чудеса. Более замечательные между ними были: в царстве Израильском – Илия, Елисей и Иона; в царстве Иудейском – Исаия и Даниил. Глава 18. Пророки царства Израильского. Пророк Илия. Пророк Елисей. Пророк Иона ПРОРОК ИЛИЯ. Святой пророк Илия родился в городе Фесве Галаадской от бедных и незнатных родителей. В пророческое служение вступил при злом и нечестивом царе Ахаве. Поклоняясь сам идолу Ваалу этот царь принуждал к тому и свой народ. Господь послал к Ахаву пророка Илию, чтобы обличить его. Явившись к царю, Илия сказал: за твое нечестие в эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моей молитве. Ахав рассердился и хотел убить Илию, но тот удалился в пустыню и жил там целый год. Вороны утром и вечером приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья. Когда от сильной засухи ручеек высох, Илия по повелению Божиему отправился в Сарепту Сидонскую к одной бедной вдове, у которой была только одна горсть муки и немного масла. Придя в Сарепту, Илия велел испечь для него лепешку и обещал, что мука и масло не убудут у нее, пока не даст Господь дождя на землю. Женщина поверила пророку Божиему и сделала так, как он сказал ей. Мука и масло у нее не убывали. Прошло три с половиной года от начала засухи. Народ постигли голод и другие бедствия. Илия по повелению Божиему опять пришел к Ахаву и сказал ему и всему израильскому народу, что все их бедствия происходят оттого, что они забыли истинного Бога. Пророк предложил народу собраться на горе Кармил, принести жертвы идолу Ваалу и Богу истинному, не подкладывая под них огня, и сказал: Тот Бог, Который пошлет на жертву с неба огонь, есть истинный Бог, и Ему одному будем кланяться. Народ согласился. Сначала жрецы Ваала устроили жертвенник и целый день скакали около него и кричали: Ваал, Ваал, услышь нас! Но ответа не было. Вечером пророк Илия устроил свой жертвенник из двенадцати огней, выкопал вокруг него ров, положил на него дрова и жертву и три раза велел полить водой. Потом он стал молиться Богу. С неба сошел огонь и сжег не только жертву, но и воду, и камни. Израильтяне воскликнули: Бог Илии есть истинный Бог! После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о дожде. Подул с моря ветер, показались на небе большие тучи, и пошел сильный дождь.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Етам находился также вблизи Вифлеема. В «Древностях» И. Флавия (Иуд.Древн. 8:7, 3) город Ифам описан как приятный по своим садам и источникам и вместе богатый, находившийся в двух схойнах (120 стадий, или 21 верста) от Иерусалима. Этому соответствует вади Аин и Аттан, находящиеся между Вифлеемом и Фагуром. Кулон с вероятностью отождествляется с нынешней деревней Кулоние в 1 1/2 часах от Иерусалима по дороге в Рамле и Яффу. Местом Сорес признается деревня Сарис в 2-х часах пути на запад от Иерусалима. Карем в настоящее время большая деревня Аин Карим в 2-х часах пути на запад от Иерусалима. Вефир находился, может быть, на месте нынешней деревни Баттир, расположенной на высокой горе, в красивой местности, в 2-х почти часах пути на запад от Вифлеема. Города Татами, Галлим и Манохо неизвестны по своему положению. Нав.15:60 .  Кириаф-Ваал, иначе Кириаф-Иарим, и Аравва: два города с их селами [и предместьями]. О Кириаф-Ваал см. Нав. 9:17 . Аравва неизвестна по своему положению. Нав.15:61 .  В пустыне: Беф-Арава, Миддин и Секаха, Нав.15:62 .  Нившан, Ир-Мелах и Ен-Геди: шесть городов с их селами. Под «пустыней» разумеется именно та, которая находится между Мертвым морем и горной возвышенностью Иудина колена. Она состоит из горных массивов, склонов и долин, лишенных большей частью растительности. В этой пустынной местности, носившей отдельные названия (пустыни Фекойской, Зиф, Маон) от находившихся вблизи ее городов, писателем указываются 6 городов, из которых кроме Беф-Аравы ( Нав.15:6 ) известно положение только Ен-Геди, находившегося на месте нынешнего Аин Гиди, как называется оазис близ западного берега Мертвого моря, имеющий доселе, благодаря источнику, роскошную растительность. Нав.15:63 .  Но иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня. Об Иевусеях в Иерусалиме см. Предисловие. 130 О необходимости удерживать здесь еврейское название этой пустыни вместо «Син», см. Толковую Библию, т. 1-й, с. 759–760.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Затем он предложил народу приготовить две жертвы – одну Иегове, а другую Ваалу, но огня не подкладывать. Тот Бог, который пошлет с неба огонь на жертву, и есть истинный Бог . Царь и народ согласились на это. Первыми стали приносить жертву жрецы вааловы. Приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день молились своему богу и кричали: «Ваал, Ваал! услыши нас»! Чтобы умилостивить Ваала, они по своему обычаю кололи себя ножами и копьями и, обливаясь кровью, скакали вокруг жертвенника, но огонь не падал с неба. Наступил вечер. Илия приготовил жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца и велел поливать жертву водой, так что ею наполнился ров. Затем Илия обратился с пламенною молитвою к Господу. «Услышь меня, Господи, услышь меня! – молился пророк. Да познает народ сей, что Ты Бог и Ты обратишь сердца их к Себе». И тотчас по молитве пророка с неба сошел огонь, который не только попалил жертву и дрова, но и уничтожил воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на землю и воскликнул: «Иегова есть Бог!» В тот же день Господь послал на землю дождь. После чудесного низведения огня на жертву Илия велел народу схватить пророков Ваала и, как требовал закон, предал их смерти. Иезавель, узнавши об этом, поклялась убить самого Илию. Спасаясь от ее мести, пророк удалился в пустыню, на гору Хорив. Здесь он услышал голос Господа: «зачем ты здесь, Илия?» Пророк в сильной скорби ответил: «сыны Израилевы оставили совет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Господь успокоил Илию, открывши ему, что, несмотря на крайнее нечестие израильтян, еще 7 тысяч из них не преклоняли колен пред Ваалом. Приближался конец земной жизни Илии. По повелению Божию он помазал в пророки вместо себя ученика своего Елисея. Однажды им нужно было перейти через реку Иордан. Илия снял с себя милоть и ударил ею по воде. Вода расступилась, и оба перешли по сухому дну.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010