И вот всем нам урок: любящее и милосердное сердце, которое изливает свою любовь в добрых делах к ближним – ко всем людям, призывает на себя благодать Божью и воскресает во Христе. И это истина на все времена. Святой Пророк Илия уничтожает жрецов Вааловых. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда      Урок четвертый: Господь всегда знает, что Он делает, и все, что ни происходит с нами, Он обращает для нашего блага Итак, в IX веке до Рождества Христова официальной религией Израильского царства являлся культ Ваала. Исповедники истинной веры в Бога были гонимы. Слово «ваал», или «баал» имеет семитские корни. Оно переводится как «хозяин» или «господин». Данного идола почитали язычники Хананеи, Финикии, Сирии. В разное время и у разных народов его считали то богом солнца, то плодородия, то воды, то грома. Центр данного культа был в средиземноморском финикийском городе Тире. С помощью Иезавели религия распространилась и в Израильском царстве. Культ Ваала был очень жесток и распутен. К примеру, так как Ваал считался богом-оплодотворителем, рождающим Вселенную, то основой псевдорелигиозного обряда ему были сладострастные оргии. Во время них жрецы культа в экстазе наносили себе порезы на теле, преимущественно на запястье и ладонях. Священное Писание Ветхого Завета говорит о том, что Ваалу приносили человеческие жертвоприношения: убиение собственных детей, сожжение их на огне. В Книге пророка Иеремии читаем: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие… за то, что они… устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне» (19:3–5). Вот с каким ужасом с Божьей помощью боролся пророк Илия! С ужасом, возведенным в ранг государственного закона. Но Бог поругаем не бывает никогда. Царь Ахав все-таки имел в глубине души страх Божий, подобно Ироду, имевшему также нечестивую жену, но благоговевшему перед святым Иоанном Крестителем, он также благоговел перед святым пророком Илией. Царь и его народ, одурманенные, сбившиеся с пути, уже не знали, где истина, но они хотели ее отыскать. Потому по царскому повелению было устроено своеобразное религиозное состязание между Илией и жрецами Валовыми. Построили рядом два жертвенника: истинному Богу евреев и Ваалу. Было решено: на который жертвенник сойдет огонь с неба и попалит жертву – та религия истинна. На горе Кармил собрался весь народ Израильский. И милосердный Господь в который раз сжалился над несчастными, сбившимися с пути людьми. Конечно, как ни старались жрецы Ваала призывать небесный огонь, у них ничего не получилось.

http://pravoslavie.ru/105531.html

Илия полностью, до конца соответствовал своему имени. По-еврейски оно звучит как Элияху: «Яхве мой Бог». Носитель этого имени был человеком пламенной веры. Это давало ему уверенность и силу именем Господним творить чудеса. Илия всегда уверен, что у него все получится, потому что у него нет иной цели — только цель творить волю Бога. В этом-то и состоит аскетизм ветхозаветного пророка, его пророческое самоотречение. — И именно поэтому он велит залить водой жертвенник на горе Кармил? Мы подошли к ключевой 18-й главе Третьей книги Царств. — Господь велит Илии вернуться к царю Ахаву, несмотря на то что Ахав все это время разыскивал пророка, чтобы убить. В этом случае Господь обещает дать земле долгожданный дождь (1). Представ перед царем-идолопоклонником, Илия твердо отвечает на его обвинения: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам (18). Затем Илия обращается ко всему израильскому народу и предлагает ему сделать, наконец, решительный выбор: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте (21). Смущенные и озадаченные израильтяне не отвечают пророку ни слова (там же). Илия собирает людей на горе Кармил и бросает вызов жрецам и пророкам Ваала — предлагает им совершить жертвоприношение без обычного в таких случаях разведения огня под жертвенником: …и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог (24). Здесь надо напомнить, что Ваал у финикийцев — это и бог огня тоже. Несмотря на многочасовое беснование жрецов Ваала, сопровождавшееся принятым у них самоистязанием (28), никакой огонь с неба не сходит. Наконец, наступает час вечернего жертвоприношения: Илия строит жертвенник из двенадцати камней, по числу сыновей Иакова-Израиля, давших начало двенадцати коленам израильского народа (31–32): это призыв вернуться к Богу Авраама, Исаака и Иакова, к Богу праотцев. И жертвенник, и дрова под ним Илия велит обильно залить водой (34) — для усиления эффекта чуда, для того чтобы убедительно засвидетельствовать истинность и всемогущество Бога. И огонь, сходящий с неба по молитвам Илии, сжигает не только жертвенного тельца, но и камни жертвенника, и воду. Увидев это, израильский народ падает ниц и признает истинного Бога (38–39). И тогда Бог дает, наконец, большой дождь.

http://pravoslavie.ru/122836.html

Исходя из всего этого противники считают нас подобными Иудеям и Еллинам, ибо и мы икону Христову не почитаем, как Бога, но почитаем как Бога Того, Кого икона Христова знаменует. Поэтому в почитании икон, по ложному мнению наших противников, мы иудействуем и еллинствуем. Вот какова нам честь от этого строптивого рода. Исправление претыкающимся Все усилия направлены на то, чтобы показать, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов. Когда это будет показано, явной станет и ложь наших противников, и расстояние между нами, Православными, с одной стороны, и Иудеями и Еллинами, с другой, поскольку мы святые иконы не обожествляем. Покажу, что говорится в Священном Писании о том, что Иудеи и Еллины почитали своих идолов, как богов. Книга Исход, глава 32: Иудеи говорили Аарону: Сделай нам бога, который шел бы перед нами ( Исх. 32, 23 ), и когда увидели литого тельца, воскликнули: вот бог твой, Израиль ( Исх. 32, 4 ). 3 Книга Царств, глава 12двух золотых идолах, о которых также Иудеи говорят: вот боги твои, Израиль ( 3Цар. 12, 28 ). Книга Пророка Иеремии, глава 2: Иудеи говорят дереву: ты мой отец и камню: ты родил меня ( Иер. 2, 27 ). Разве не видите, противники, что Иудеи своих идолов называли богами и почитали, как богов. И если бы они в идолах почитали истинного Бога, как вы говорите, то не забыли бы того, чему идолы их научили. Но вот что говорится в Писании: А заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя ( Втор. 32, 18 ). И снова : И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола (...) И позабыли Бога, спасающего их ( Пс. 105, 19–21 ). И снова: удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились, и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской» ( Иер. 2, 5–6 ). И снова, говорит Илия Иудеям: Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте ( 3Цар. 18, 21 ). Здесь явно противопоставляется Ваал истинному Богу. Поэтому, поскольку Иудеи почитали идола Ваала, то они не почитали истинного Бога. И снова: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали ( Втор. 32, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Как сказал Илия, так и сбылось. Не было в земле Израильской ни дождя, ни росы. Настал великий голод: люди и скот гибли от недостатка пищи и воды. Тогда Ахав стал искать Илию, чтобы убить его, но Илия скрылся в одной из пещер при ручье. Из ручья он брал для себя воду, а вороны утром и вечером приносили ему хлеб и мясо. Через год, когда ручей высох, Бог сказал ему: «Встань и поди в город Сарепту, там Я велю одной вдове давать тебе пищу». И он пошел. Подходя к городу Сарепте, Илия увидел женщину, которая собирала дрова. Он попросил у нее пить и, когда она пошла за водой, сказал ей: «Принеси мне и кусок хлеба». Бедная женщина сказала: «У меня нет хлеба, а есть только горсть муки в кадке и немного елея. Вот я возьму два поленца, пойду и приготовлю что-нибудь себе с сыном, съедим, а потом хоть умирай с голоду!» Но Илия сказал ей: «Не бойся! Сделай из этой муки пресную лепешку и принеси мне, а для себя с сыном сделаешь после». Вдова сделала так, как сказал Илия. И с того времени ни мука, ни елей не уменьшались у нее, пока был голод. Илия поселился у вдовы. В это время заболел у нее сын и умер. Илия взял его к себе в горницу, помолился Богу и воскресил его. Жертвоприношение Илии Засуха в земле Израильской продолжалась три года и шесть месяцев. Но вот Господь сказал Илии: «Иди к Ахаву. Я пошлю дождь на землю». И он пошел. Увидев Илию, Ахав с гневом сказал: «А, это от тебя столько несчастий Израилю?» Илия отвечал: «Не от меня, а от тебя, потому что ты забыл Бога и поклоняешься идолу Ваалу. Но собери ко мне на гору Кармил всех израильтян и жрецов Ваала». Ахав собрал. Тогда Илия сказал народу: «Вот из пророков Господних я один, а жрецов Вааловых здесь 450. Вот мы принесем жертвы: я принесу жертву Богу Израилеву, а жрецы Вааловы – своему богу, на чью жертву упадет огонь с неба, того Бог и есть Бог истинный». Весь народ согласился на это. Жрецы Вааловы первые принесли свою жертву. Они положили тельца на жертвенник и начали кричать: «Ваал, Ваал! Послушай нас». Но ответа не было. Илия смеялся над ними и говорил: «Кричите громче! Может быть, ваш бог занят чем-то или спит». Тогда они стали кричать еще громче и делали на себе ножами раны, так что обливались кровью. Так кричали они с утра до вечера, а огонь не падал на жертву.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Когда ручей высох, Илия пошел в языческий город Сарепту. У городских ворот он встретил бедную вдову, которая собирала дрова, и попросил у ней хлеба и воды. Женщина ответила: «У меня самой только и осталось, что горсть муки и немного масла, вот я пойду и приготовлю для себя и для сына моего; съедим это и умрем». Илия сказал ей: «Не бойся! Испеки прежде хлебец для меня, а для себя и сына испечешь после; потому что так говорит Господь Бог Израилев: ни мука в кадке, ни масло в кувшине не будут убывать у тебя, пока Господь не пошлет дождя на землю». Женщина поверила и сделала, как велел ей пророк. И действительно, ни мука, ни масло не убывали у нее во все время голода. Вскоре у этой же вдовы умер сын. Пророк Илия помолился Богу, и отрок воскрес. Три с половиной года продолжалась засуха. Народ стал раскаиваться. Тогда Илия снова пришел к Ахаву и предложил ему и всему народу приготовить две жертвы, – одну Господу, а другую Ваалу, но огня не подкладывать. Тот Бог, Который пошлет с неба огонь на жертву, и есть истинный Бог . Ахав согласился. Первыми стали приносить жертву жрецы вааловы. Они приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день молились своему богу и кричали: «Ваал, Ваал, услыши нас!» Но ответа не было. Наступил вечер. Илия приготовил жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел поливать жертву водой, так что ею наполнился ров. Затем Илия обратился с молитвою к Господу, и тотчас сошел с неба огонь, который не только попалил дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на землю и воскликнул: «Бог Илии есть истинный Бог!» После этого Господь послал на землю дождь. По повелению Божию, Илия помазал в пророки ученика своего Елисея. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: «Проси, что сделать тебе, прежде, чем я буду взят от тебя». – «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне», ответил Елисей. Илия сказал: «Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь». Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница и огненные кони, и Илия понесся в вихре на небо. Елисей воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» В это время к его ногам упала милоть Илии, и с нею Елисей получил вдвойне дух пророческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Когда Филистимляне узнали, что Давида помазали на царство над Израилем, то они пришли и расположились в долине Рефаим. И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне против Филистимлян? Предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо я предам Филистимлян в руки твои. И пошел Давид в Ваал-Перацим и поразил там Филистимлян и сказал: Господь разнес врагов моих предо мною, как разносит вода. Посему и месту тому дано имя Ваал-Перацим 101 . Из этого повествования видно, что гора Перацим находится недалеко от Иерусалима, близь долины Рефаим, и что название свое она получила вследствие полного поражения при ней Филистимлян. Еврейское слово перец (по слав. Библии: Свыше сечей) значит: рассеяние, поражение. 4. О горе Елеонской нередко упоминается в Священном писании и с нею связано немало событий как из ветхозаветной, так из новозаветной Священной истории. Во время восстания Авессалома Давид, оставивши Иерусалим с тем, чтобы удалиться в пустыню, пошел на гору Елеонскую. Скорбен был этот путь: Давид, с покрытою головою, босой, шел и плакал; шли и плакали все люди, бывшие с ним 102 . Вершина горы была, как кажется, для Давида местом священным: здесь он совершал поклонение Богу 103 . Но Соломон, увлекаемый женами-язычницами, поставил на горе языческие капища, учредив таким образом вместо поклонения Богу истинному, которое было совершаемо его отцом, поклонение Хамосу, мерзости Моавитской, и Молоху, мерзости Аммонитской 104 . Поставленный Соломоном капища оставались нетронутыми до времен благочестивого Иосии, который, наконец, истребил их 105 . Гора Елеонская была одним из любимых мест Господа Иисуса и с нею соединены многие обстоятельства последних дней Его земной жизни. С горы Елеонской Господь Иисус совершил торжественное вшествие в Иерусалим пред своими страданиями 106 и на ней, после своего вшествия, проводил ночи 107 ; здесь предвозвестил Он ученикам о разрушении Иерусалима и славном пришествии Сына человеческого 108 ; сюда пришел Он с учениками после тайной вечери 109 и у подошвы горы, в Гефсимании, предначал свои страдания за род человеческий 110 ; отсюда, наконец, Он вознесся на небо 111 , благословляя учеников 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Мандрагоры уже пустили благовоние . Мандрагоры – плоды растения, рано цветущего, дающего плоды уже в мае, возбуждающие плотскую любовь и дающие разрешение от бесплодия. Плоть зовет Слово на брак. Уже наступает Новый Завет. Пришло время осуществиться великой благочестия тайне – Богу надлежит явиться во плоти. Пречистая плоть Сына Человеческого возбуждает любовь превечного Слова и, сочетаясь с Ним, не остается бесплодной, но порождает всякую добродетель и совершенство. Пустили благовоние – расцвели цветы учения, и у дверей наших всякие превосходные плоды дел любви. Плоды новые и старые – новозаветные и старозаветные: ( это ) сберегла я (плоть) для тебя , Логос и Бог мой возлюбленный ! Ибо все плоды, и ветхозаветных и новозаветных праведников, принесены через воплощенное Слово и веру в Него. Человеческое естество сберегло все эти добродетели, осуществленные в Сыне Человеческом, для Бога, в Нем явившегося. 8:11–14 Виноградник был у Соломона в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребреников. А мой виноградник у меня при себе. Тысячу пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его. Жительница садов! Товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его. Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических! Виноградник , Церковь – тело Христово, был у Соломона , у Господа в Ваал-Гамоне (означает «Господь множества»). Множество верных наполняет Церковь Господню. Он , Господь, отдал этот виноградник (Церковь) сторожам (пастырям). Каждый из пастырей и руководителей народа Божия должен был доставлять за плоды его тысячу сребреников . То есть каждый пастырь и делатель в винограднике должен принести Господину Виноградника, божественному Соломону, «прибыль» в тысячу сребреников – совершенное число добрых дел, спасенных душ и всякого духовного обретения. Но происходящее в Церкви отражает в совершенстве происходящее в Самом Христе. Отражает, и тем «питается». А мой виноградник у меня при себе – это о Самом теле Христовом, в Котором пребывало Его Божество. В Его теле воистину совершенно число всяческой добродетели. Тысяча (совершенство добродетелей и плода) пусть Тебе, Соломон – говорит пречистая плоть превечному Слову. И если сторожа только должны доставлять... тысячу сребреников , то Суламифь-Невеста их действительно доставляет. К чему праведники стремятся, то в Сыне Человеческом в совершенстве осуществлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но кроме этого, чисто внешнего, достоинства, как кра­сивой местности, Кармил в глазах не только иудея, но и язычника имел другое значение, – чисто религиозного характера. Горы вообще, как места значительно удален­ные от земли и сравнительно более близкие к небу, этому, недосягаемому для человека, высшему жилищу божества, с самых древних времен у всех народов почитались местами священными. По крайней мере алтари или жерт­венники обычно ставились на возвышенностях 1689 ; все —162— наиболее великие и славные дела Божия совершались на горах; на горе Арарат остановился ковчег, спас­ший от всемирного потопления остаток человечества для его продолжения 1690 ; на горе Мориа Авраам, по ука­занию самого Господа, должен был принести в жертву своего сына Исаака 1691 ; на горе Синае дан был закон евреям Иеговою 1692 ; тут 40 дней и 40 ночей беседовал Моисей с Богом 1693 лицом к лицу 1694 ; на Хориве св. пр. Илия слышал слово Господне 1695 ; на горах Гавал и Гаризим была, прочитана Иисусом Навином книга за­кона пред всем Израилем 1696 ; на горах были школы пророческие 1697 ; на горе Мориа стоял ветхозаветный храм; горы были обычно любимым местом проповеди Господа Иисуса Христа 1698 ; на горе Он молился 1699 ; на горе со­вершилась страшная и спасительная голгофская тайна; на горе в Галилее было одно явление Господа ученикам по воскресении; с горы, наконец, вознесся Он на небо 1700 . Посему некоторые горы именуются в св. Писании свя­щенными горами Божьими, горами Иеговы 1701 . Подобное же священное значение было связано в истории еврейского народа и с горою Кармил. Тут издревле существовал жертвенник Иегове 1702 . Сюда св. пр. Илия в то время, как нечестивый Ахав повсюду искал его для наказа­ния 1703 , собрал весь Израиль, 450 пророков Вааловых и 400 пророков дубравных, питающихся от стола Ие- —163— запели 1704 и обратился к этому собранию с такими гроз­ными словами: долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. Затем он предложил этой изверившейся толпе такое знамение: пусть будут призываемы и истинный Бог и Ваал, чтобы попалить чудесно-ниспосланным огнем жертвы; тот Бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Образ Яхве всегда оставался непричастным никакой обыденности. Рядом с Яхве не было места компромиссу. Просто в мирные годы о Нем забывали. Единственной возможностью избежать эти духовные сети могло бы быть полное уничтожение носителей языческой духовности, что и было заповедано Богом. Но так не произошло – и духовная борьба за чистоту богооткровенной веры растянулась на многие века, почти на целое тысячелетие. Может быть, наиболее ярко и напряженно эта борьба изображается в цикле Илии ( 3Цар. 17 гл. – 4Цар. 2 гл.). Пророк Яхве побеждает Ваала во всем, что являлось «принадлежащим» Ваалу: Ваал посылает жестокую смертоносную засуху – Бог Илии кормит сарептскую вдову и ее сына; Ваал умерщвляет этого ребенка – Бог Илии воскрешает мальчика. Бог Илии дает огонь с неба. Наконец (самое обидное для Ваала!), посылает обильный дождь в ответ на молитву своего пророка. В конце концов только вавилонский плен отрезвит еврейское религиозное сознание, привьет сильный иммунитет против духовных прелюбодеяний двоеверия, против ваализации духовной жизни. 3 См., напр.: Wellhausen. Composition d.Hexateuchs. 1889; Campenter. The Hexateuch. 1900; Steurnage. Einleit in Hexateuch. 1900, и др./В статье: Юнгеров П. Единство, систематичность исторический характер книги Иисуса Навина. «Православный Собеседник», (1905). С. 406. См. также, напр., вступительную статью M.I. Danieli к итальянскому переводу гомилий Оригена на кн. Иисуса Навина. Автор статьи, между прочим, замечает: «Как в традиции, так и в современной критике нередко говорится о первых книгах Писания как о Шестикнижии. Пятикнижие было бы в каком-то смысле незавершенным без книги Иисуса, в которой исполняются обетования, данные отцам». Danieli M.I. Introduzione in: Origene. Omelie su Giosuè. Roma, 1993. P. 5. 8 Юнгеров П. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. Вып.1. Казань, 1907. С. 155. 13 «Когда все цари Аморрейские, которые жили по эту сторону Иордана к морю, и все цари Иорданские, которые при море, услышали, что Господь иссушил воды Иордана пред сынами Израилевыми, доколе переходили они: тогда ослабело сердце их, и не стало уже в них духа против сынов Израилевых». Нав. 5:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Один Бог в Израиле По прошествии многих дней Бог сказал, чтобы Илия возвращался в Израильское царство. В столичном городе Самарии Илия должен был показать, что Ваал - ложный Бог, и обратить израильтян на путь истинный. Илия попросил народ собрать 450 вааловых жрецов и сделать два жертвенника. На один из них положить тельца, приготовленного для Ваала, а на другой - для Господа, при этом жертвы не надо было поджигать. Сначала жрецы Ваала, а потом Илия должны воззвать каждый к тому, кому он поклонялся. Если Ваал - истинный бог, то он пошлет на тельца огонь, чтобы жертва сгорела, если же истинный Бог - Господь, то огонь пошлет Он. Целый день жрецы призывали Ваала, но ответа не последовало. Они кололи друг друга ножами и копьями, кричали, но безуспешно. Илия же стоял и смеялся над ними: - Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется. Когда стало ясно, что Ваалов телец не загорится, Илия подозвал народ к себе. Он взял 12 (по числу колен Израилевых) камней, построил жертвенник, вырыл вокруг него ров и залил тельца и ров водой. В то время, когда обычно приносилась вечерняя жертва, он воззвал ко Господу: - Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают они в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему! Тогда огонь Господень ниспал на землю, и не только телец сгорел, но и дрова, и камни, и выкипела вода изо рва. Народ израильский пал на колени со словами: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» Вааловых же пророков Илия повелел схватить и отвести к потоку Киссону, и там заколол их. После этого над Израильским царством прошел долгий и сильный дождь. Илия пророк защищал лучше, чем воинство У Илии был ученик - Елисей, которого он по слову Божию помазал в пророки. Как-то Илия сказал ему, что может попросить все, что хочет. - Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне, - попросил юноша. - Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, - ответил Илия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010