Поток доставлял ему воду для питья, а враны утром и вечером приносили ему мясо и хлеб для пропитания. Когда же от продолжительных и сильных жаров поток высох, Господь повелел ему идти в Сарепту Сидонскую и там поселиться у одной вдовы. Илия встретил ее у городских ворот и попросил у нее хлеба и воды. «Бог свидетель», отвечала она со слезами, «у меня нет ничего печенаго, а есть только в кадке горсть муки и немного масла в кувшине; и вот я теперь собираю дрова, чтоб испечь себе с сыном небольшой хлебец, а когда съедим его, придется умереть». Илия сказал ей: «не бойся, только сделай из муки маленькую лепешку и принеси ее мне, а потом уже испеки себе! с сыном. Ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука и масло твои не истощатся, пока не сойдет дождь на землю». Добрая вдова поверила его словам и поступила, как он требовал. И действительно в течение двух лет с половиною мука и масло у нее не убавлялись. Между тем у нее разболелся сын и умер. Когда же она стала сильно скорбеть, Илия взял тело отрока в свою горницу, положил на постель и трижды простерся над ним, взывая: «Господи Боже, да возвратится душа в отрока сего!» Господь услышал его молитву и отрок воскрес. Обрадованная мать сказала Илии: «теперь-то я вижу, что ты человек Божий и все, что ты говоришь от имени Божия, справедливо». § 85. Жертвоприношение Илии Когда все собрались, Илия сказал народу: «доколе вы будете хромать на обе стороны (т. е. кланяться тельцу и еще Ваалу?) Хотите ли испытать, кто есть истинный Бог: Иегова ли, Бог отцев ваших, или Ваал? – Жрецы вааловы и я приготовим по жертве, но огня подкладывать не будем. Они пусть призовут своего бога, а я призову Иегову. II на чью жертву спадет огонь с неба, Бог того и да будет признан истинным Богом». Народ громко одобрил это предложение. Илия предоставил вааловым жрецам вперед принести свою жертву. Они заклали тельца, положили его на жертвенник и начали восклицать: «Ваал, Ваал, услыши нас!» Они становились на колени, скакали вокруг жертвенника, кричали, но ответа не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Слова «[Вот разделение, какое сделал Моисей сынам израилевым... на супротив Иерихона]» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в списках перевода LXX и в славянской Библии. Они представляют, очевидно, заглавие к следующему затем разделению Восточно-Иорданской страны между двумя с половиной коленами и находились, по всей вероятности, в древнейшем еврейском тексте, которым пользовались LXX, как это допускают и некоторые из западнохристианских комментаторов 123 . Выражение «по племенам их» в древних греческих списках отсутствует. Нав.13:15 .  колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей: Нав.13:16 .  пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве, Нав.13:17 .  Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваали Беф-Ваал-Меон, См. Нав.12:1–2,13:9 . «Вамоф-Ваал» (высота Ваала) находился на восточной стороне Мертвого моря, близ северной его оконечности; он служил местом, с которого Валаам видел израильский стан, расположенный на Моавитской равнине, против Иерихона ( Чис.25:1 ); самое место его с точностью не установлено. Город «Беф-Ваал-Меон» (в славянской Библии «домы Веелмони») находился на северной стороне потока Зерка Маин, верстах в 6-ти от Медевы (см. Нав.13:9 ) на месте обширных необитаемых в настоящее время развалин, носящих название Маин. Нав.13:18 .  Иааца, Кедемоф и Мефааф, Место «Иаацы» (в славянской Библии «Иасса» согласно с Александрийским списком) не установлено; по Евсевию (под именем εσσα) этот город находился между Медевой и Дивус (Дивоном); некоторые 124 указывают на развалины Мугатель-ель-Гай на южной стороне Ароера, близ Арофа, как на место Иаацы. «Кедемоф» находился в пустыне, носившей его имя ( Втор.2:26 ), по верхнему течению Арнона ( Чис.21:13 ), «на краю сирско-аравийской пустыни», недалеко от дороги в Мекку 125 ; но с точностью место его не определено. Положение «Мефаафа», бывшего левитским городом ( Нав.21:37 ), а во времена римского владычества (по Евсевию: Μηφααθ) сторожевым пунктом, также неизвестно в настоящее время. Нав.13:19 .  Кириафаим, Сивма и Цереф-Шахар на горе Емек, «Кириафаим» находился, по Евсевию, в 10 римских милях (14 верст) от Медевы, в нынешнем Керейат, как называются развалины, на юг от горы Апарус и вади Зерка. Место «Сивмы», находившегося по указанию блаженного Иеронима (в толковании на кн. пророка Исаии 16:8) в 500 шагах от Есевона 126 , неизвестно в настоящее время. «Цереф-Шахар» (в славянской Библии «Сарф и Сиор», согласно с Александрийским списком) «на горе Емек» (в славянской Библии «Енак», согласно с Александрийским списком) указывается некоторыми на месте развалин Цара, к востоку от Мертвого моря, на юг от вади Зерка Мален.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так в чем смысл первой заповеди Божией? Бог говорит Моисею: Я Ягве, Бог твой... ( Исх. 20:2 ). Ягве есть Бог Моисея и его народа, Он вывел их из Египта. Ягве – имя, идентифицирующее Говорящего, Бог (Элогим) – указание на то, кем является Говорящий. Вот аналогия: учитель, войдя в класс, говорит ученикам: Я, Петр, ваш учитель, который будет объяснять вам физику. Или выражение: «Николай царь», а лучше по-русски: «царь Николай». Этот смысл утрачен в безымянном «Господь Бог». «Господь» и «Бог» – это два слова, выражающие разные качества одного и того же, типа: «учитель наставник». Сочетание «Господь Бог» – это сочетание усиления смысла, типа «истинно истинно», или «святое святых», «песнь песней». На самом же деле в первой заповеди Ягве (имя, Гашем) говорит Моисею и его народу, что Он является их Богом, и чтобы не было у них других богов. Интересна стремительность, категоричность и некоторая ярость любви Божией в первой Его заповеди: Я, Ягве, Бог (Элогим) твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим ( Исх. 20:3 ). По-русски говоря – глаза Мои чтоб не видели у тебя еще кого-нибудь, кроме Меня! Еще один пример: И подошел Илия на горе Кармилл ко всему народу, сказал: долго ли вам хромать на оба колена? Если Ягве [Господь. – русск. пер ] есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте ( 3Цар. 18:21 ). Выбор идет между Ягве и Ваалом – кто из них Бог. При использовании слова «Господь» смысл фразы и выбора теряется. То, что Господь есть Бог – это очевидно. Господь – это другое выражение понятия Бог. Бог, конечно, есть Бог, а вот Ягве или Ваал Бог – в этом вопрос, который по слову пророка народ наконец-то должен решить для себя. Однажды на уроке Закона Божия ученица рассказывала эту историю об Илье-пророке, дойдя до слов Илии, споткнулась, замялась, а потом выпалила: «Илья сказал: вот и решайте – Бог есть Бог, или Ваал есть Бог?» То есть, она почувствовала несуразность вопроса о том, Бог ли есть Бог, замялась, а потом быстро выпалила, чтобы далее перейти к осмысленной речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Хамоф-Дор был отдан левитам из семейства Гирсона ( Нав.21:32 ). В параллельном месте читается Хаммон ( 1Пар.6:76 ). Ваал-Гад , на юге Антиливана; свое имя получил от почитавшегося в нем языческого божества – Ваал-Гада, т. е. бога счастья ( Нав.11:17 ). Кесария Филиппова , город, называвшийся прежде Панеадою . Он был расположен у подошвы Ермона, при восточном истоке Иордана, вблизи Ваал-Гада. Кесарь Август отдал этот город Ироду. Ирод построил в нем великолепный мраморный храм и посвятил его Кесарю. Когда владения Ирода были разделены между его детьми, город Панеада достался сыну его Филиппу. Филипп назвал его Кесарией в честь Римского Кесаря Тиверия. – Близ этого города Иисус Христос спрашивал учеников своих: «За кого люди почитают Меня, Сына человеческого?» ( Мф.16:13 ). Теперь этот город находится в развалинах и на месте его стоит маленькая деревенька Баниас . Дан , город при малом Иордане. Первоначальное имя этого города было Ласем . Потомки Дановы, недовольные тем, что получили при разделе земли Ханаанской, выслали 600 человек против Ласема, которые разрушили его и избили всех его жителей. На месте разрушенного города потомки Дановы построили новый город и назвали его Даном, по имени родоначальника своего ( Нав.19:47 ). (е) Дан был северным пределом земли Обетованной. Чтобы определить две крайние границы земли Израильской, в Св. Писании часто употребляются выражения: «от Дана до Вирсавии» ( 2Цар.17:11 ) и «от Вирсавии до Дана» ( 1Пар.21:2 ), так как город Вирсавия составлял южную границу Иудеи от земли Филистимской. Асор был некогда главным городом Ханаанским на севере. Иисус Навин разрушил его. Иисус взял Асор, и царя его убил мечом (Асор же прежде был главой всех царств сих). «И побили все дышущее, что было в нем, мечом, все предав заклятию; не оставили ни одной души; а Асор сожжен он огнем» ( Нав.11:10–11 ). Впоследствии Асор был восстановлен и во времена судей находился в руках Хананеев ( Суд.4 ). Соломон укрепил его ( 3Цар.9:15 ). Позднее Феглаффеллассар, царь Ассирийский, завоевал Асор и жителей его переселил в Ассирию ( 4Цар.15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

28–31. И причастишася Веельфегору, и снедоша жертвы мертвых: и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них падение. И ста Финеес. и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века. Самое глубокое оскорбление Богу Израильтяне наносили тем, что неоднократно обнаруживали склонность к грубому идолослужению. – И причастишася Веелфегору, – Израильтяне принимали участие в священнодействии или в приношении жертв Ваал-Фегору, т. е. идолу бога Ваала, стоящему на горе Фегор. – И ели жертвы мертвым, точнее – бездушным, т. е. идолам. – Так они раздражали своего, истинного Бога в начинаниях – в правах и действиях своих; а за это умножилось в них падение – увеличилась смертность, именно, вторглась к ним моровая язва, опустошившая их стан. – И восстал Финеес, и умилостивил Бога, и преста сеч, точнее – прекратилось сокрушение или поражение народа язвой, как бы мечом, – И это «умилостивление» Бога и спасение народа вменено Финеесу в правду – в праведность – в род и род до века, т. е. и потомству его на веки. Когда Израильтяне подошли уже к устью реки Иордана, жили в Ситтиме и начали вступать в преступные связи с дочерьми Моавитян, а эти приглашали народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их; и прилепился Израиль к Ваал-Фегору: то воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников! народа и повесь их Господу пред солнцем, (– как бы в жертву) и отвратится от Израиля ярость гнева Господня. В это время Финеес, сын Елиазара и внук Аарона первосвященника, показал особую ревность в истреблении идолопоклонства и преступных связей с иноплеменниками. Тогда сказал Господь Моисею: «Финеес, сын Елиазара, отвратил ярость мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей: посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» ( Чис.25:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2 . Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. Баит не известен, но по мнению некоторых комментаторов здесь надо разуметь 761 Бет-Давлафаим, он же Алмон Дивлафаим книги Чucл XXXIII, 46 . Мы видим еще, что в кн. Нав. 13высоты, на которых стояли кумиры, носившие имена Вамоф-Ваал, Беф-Ваал, упоминаются вместе с Дивоном, и потому очень может быть, что здесь слово Баит то же слово Бет, т. е. дом, означает одно из капищ, находящихся на высотах близь Дивона, к которому „он“, т. е. Моав восходит(бежит), спасаясь от Ассириян и рыдая об своем несчастий. В кн. Чис. 21мы находим соединенными, как и здесь у Исаии пророка, два имени Дивона и Медевы. Города эти, по всей вероятности, лежали недалеко один от другого, и может быть были соединены общими интересами или владением общих угодьев. Ноф нам неизвестен. Но заметим, что Вульгата пишет Nabo 762 , западные пишут Nebo, и некоторые комментаторы отожествляют эту местность с горой, на которой скончался Моисей, предполагая между прочим, что в пророчестве Исаии рисуется бегство Моава во все стороны на все ближайшие горы и высоты. Плач и горе восточных, как мы знаем, выражаются образно в стрижке и обритии волос 763 и в налагаемом на себя вретище. 3 . На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. 4 . И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. Общее отчаяние овладевает страною, обреченною на разорение. Жители бегут из крепостей на высоты; в других городах с ужасом ожидают приближения безжалостного неприятеля. Об Есевоне ср. Нав. 13с Чис. 21:26 764 . Ныне близь развалин Есевона лежит селение Хюсбан, как указывает путешественник Зеецен: оно находится верстах в 20 на восток от Иордана на одной параллели с крайним северным пунктом Мертвого Моря (31°, 45» сев. ш.). В Чис. 32Елеале названо Елале (хотя в ст. 37 Елеале). Этот город, во время занятия заиорданской страны, выстроен был заново, или заново укреплен сынами Рувима. В 1854 г. обширные развалины близь Есевона отожествлены были с Елеале Зееценом; Арабы называют их Ель-Аал. Об г. Яааце см. Чис. 21и Втор. 2:32 . (О значении Ассура, как орудия гнева Божия, см. выше главы Ис. 10:5–32, 14:5–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2Ничего не прибавляйте и ничего не отнимайте от тех заповедей, блюсти которые я вменяю вам в обязанность, чтобы вы исполнили заповеди Господа, Бога вашего, какие я вам излагаю. 3Вы ведь своими глазами видели, что сделал Господь в Ваал–Пеоре, как истребил тех из вас, кто принимал участие в оргиях почитателей Ваал–Пеора . 4А вы, сохранившие верность Господу, Богу вашему, живы и поныне. 5Вот я теперь учу вас установлениям и правилам, Заветом определенным, как повелел мне Господь, мой Бог, чтобы вы соблюдали их, когда войдете в ту страну и завладеете ею. 6Соблюдайте с усердием, и это покажет другим народам вашу мудрость и разум ваш. Услышав обо всех этих установлениях, они скажут: «Воистину это великий народ! Он наделен мудростью и разумом!“ 7И действительно, есть ли на свете другой великий народ, божество которого было бы так близко к нему, как близок к нам Господь, наш Бог, когда б мы ни призывали Его? 8И есть ли еще какой великий народ, получивший установления и правила столь же справедливые, как весь этот Закон , который излагаю вам ныне? 9Только заботься о том, Израиль, чтобы был ты всегда на страже души своей, дабы не забыть тебе о тех делах, которые видел своими глазами. И да не исчезнет то из памяти во все дни жизни твоей. Рассказывай о том детям и внукам своим! 10 Напоминай им о том дне, когда у горы Хорив стоял ты пред Господом, Богом твоим, а Господь говорил мне: «Созови весь народ, чтобы они услышали слова Мои и научились благоговеть предо Мной во все дни жизни своей на земле и учили тому своих детей“. 11 Подошли вы и стали у подножья горы; пылала она огнем, достигавшим до самого неба, хотя и была внизу окружена темным облаком и мраком. 12 Когда Господь говорил вам из огня, вы слышали голос Говорившего, но образа не видели никакого, только голос слышали. 13Он объявил вам тогда условия Своего Союза, Завета Своего, и повелел соблюдать их, Десять заповедей; Он начертал их на двух каменных скрижалях. 14В то же время Господь обязал меня учить вас установлениям и правилам, Заветом определенным, чтобы соблюдали вы их в земле, которой завладеете, войдя в нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

33. Они оборотились ко Мне спиною, а не лицем; и когда Я учил их, с ранняго утра учил, они не хотели принять наставления. 34. Иположиша сво в дом, идже наречес им мо, в нечистотахъ своихъ. 34. И в доме, над которым наречено имя Мое, поставили мерзости свои, оскверняя его. 35. Исоградиша требища Ваал, же в дебри сна Еннмл, еже возносити сны сво и дщери сво Молох, ихже не заповдахъ имъ, и не взыде на сердце мо, еже сотворити мерзость на 35. Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтоб они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. 32–35. Злобы ради снвъ и – эти слова составляют повторение мысли первой половины стиха Иер. 32:30 ; но повторение это сопровождается здесь указанием размеров, которые приняло зло среди евреев. Зло а) распространилось между всеми классами еврейского общества. Цари, князья или вельможи (ср. примеч.), жерцы и пророцы – те же высшие сословия в государстве, которые, под теми же почти названиями, перечисляются в Иер. 2:26, 17:25 . Низшее сословие, простой народ обозначен (как и в Иер. 17:25 ) словами: мжы и во Зло б) обнаруживается в различных видах. братиша хребетъ ко мн, а не лиц ср. Иер. 2:27 , также Иер. 7:24  («сотворишася на задняя, а не на предняя»). В непрерывно продолжавшемся чрез пророков откровении Божием народ не хотел видеть, не искал наставления себе, руководства, не обращался к нему за указаниями своего жизненного пути, но отворачивался от этого откровения, знал только свои собственные похоти, повинуясь которым, не хотел знать никакого закона (ср. Иер. 2:24 ). Положиша сво в дом, ид же наречес им мо, ср. Иер. 7:30 . Исоградиша требища Ваал… ср. Иер. 7:31, 19:5 . Ихже не заповдахъ… на сердце мое ср. Иер. 7:31 . И кнзи ихъ, и велмжи ихъ ( Иер. 32:32 ). Этим словам слав. перевода в Ват., Александр. и Фр.-Авг. спп., также в Комплют. изд. перевода 70 толков. соответствуют только слова: α ο ρχοντες ατν. В чтении Альд. изд., которому следует слав. перевод: α ο ρχοντες ατν α ο μεγιςνες ατν, вторая половина (=«и вельможи их») есть, вероятно, только другой перевод того же евр. слова , которое переведено первоначально словом ο ρχοντες ατν (князи их). В дом, идже наречес им мо: соответствующее греч. чтение: ν τ ο, ο πελϑη τ νομ μου π ατ, точнее могло бы быть переведено так: «в дому, на немже наречеся имя мое». Ср. примеч. к толков. Иер. 7:10, 11, 14, 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   Три с половиною года продолжалась засуха. Илья, по повелению Божию, снова пришел к Ахаву и предложил ему собрать израильский народ на горе Кармил. Когда Ахав собрал народ, Илия сказал: «Довольно вам быть в нечестии. Познайте истинного Бога. Давайте, принесем жертву: вы — Ваалу, а я — Господу Богу, но огня не будем подкладывать. Кто пошлет с неба огонь на жертву Тот и есть истинный Бог». Все согласились.    Первыми стали приносить жертву жрецы Вааловы. Они приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день около него скакали и кричали: «Ваал, Ваал, услыши нас!» Но ответа не было. Наступил вечер. Тогда Илия приготовил жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца и велел поливать жертву водой так, что ею наполнился ров. Потом Илия обратился с молитвою к Господу. И тотчас сошел с неба огонь Господень, и попалил не только дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на землю и воскликнул: «Господь есть истинный Бог, Господь есть истинный Бог!»    После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о дожде. Подул с моря ветер, показались на небе большие тучи и пошел сильный дождь.    Царица же Иезавель, жена Ахавова, несмотря на чудеса, продолжала преследовать Илию за то, что он предал смерти всех жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыню. Ему казалось, что он только один остался верным Богу и его хотят убить. И он совсем упал духом. Но Господь ободрил его, явившись ему, когда Илия ночевал в пещере горы Хорива.    Голос Божий сказал ему: «Илия! Выйди и стань на горе пред лицом Господним».    И вот, подул большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа.    Потом было землетрясение, но в землетрясении также не было Господа.    Потом появился огонь, но и в огне не было Господа.    После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь.    Господь утешил Илию и сказал, что среди израильтян есть еще семь тысяч человек, которые не кланялись идолам, и что Он воздвигнет среди них после него пророка Елисея, которого и повелел помазать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Ахав действительно пошел в виноградник. В это самое время Господь послал Илию Фесвитянина обличить его. Пророк явился пред ним и сказал: «как? ты сделал убийство, и теперь дополняешь его грабительством? Так говорит Господь: на том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, они будут лизать и твою кровь». Ахав сказал Илии: «а! отыскал же ты меня, враг мой!» «Отыскал» был ответ Илии: «потому что ты продал себя, чтобы совершать дела богопротивные. Так говорит Господь: Я наведу на тебя зло и истреблю у тебя все, что живет и дышет. Иезавель съедят псы. И из домашних Ахава кто умрет в городе, того съедят псы; а кто на поле, того расклюют птицы. Подобного не было Ахаву, который, по наущению жены своей Иезавели, делает злое пред Господом и совершает служение, как некогда Аморреи, гнусным богам». Слова пророка поразили Ахава. Он смирился, разорвал на себе одежды, облекся во вретище и наложил на себя пост. Но так как его раскаяние было временное, то Господь и наказание его отложил только на время. Он сказал Илии: «Я не наведу этого бедствия при жизни его, но при сыне его». Охозия во всем подражал нечестию своего отца и матери, служил тельцам и повергался пред Ваалом. Он жил в Самарии. Раз, прохаживаясь по площадке над своим дворцом, он упал через решетку и разбился. Жестоко страдая от падения, он послал в Филистимский город Аккарон спросить у идола Ваал-зевува 125 , выздоровеет ли он от своей болезни? Посланных, по наставлению Ангела, встретил на дороге Илия Фесвитянин и остановил их вопросом: «разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Ваал-зевува, бога Аккаронского? Возвратитесь», продолжал он, «к царю, который послал вас, и скажите ему: так говорит Господь: ты не поднимешься с постели, на которую лег, но непременно умрешь». Посланные возвратились в Самарию и пересказали Охозии все, что слышали. Царь спросил у них: «в чем был этот человек, который встретил вас и говорил вам эти слова?» Они отвечали ему: «он был в волосяной одежде и подпоясан кожаным поясом». Царь сказал: «Это–Илия Фесвитянин».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010