Глава 14 1–26. Преследование фараоном израильтян и гибель египтян. 27–31. Переход через Чермное море. Исх.14:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.14:2 .  скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря. Продолжение пути в прежнем восточном направлении было бы равносильно вступлению в непосильную борьбу с гарнизонами пограничных крепостей. Пройти мимо них целому народу незамеченным было невозможно, так как даже один человек, выше упоминаемый Синех, проскользнул через ряд укреплений лишь ночью. В виду этого, в Ефаме израильтяне изменяют направление своего пути, по повелению Божию «обращаются». Так как употребленный в данном случае еврейский глагол «шув» обозначает движение с западной стороны в противоположную – восточную и наоборот ( Нав. 19:12, 27, 29, 34 ), то очевидно, что вместо прежнего восточного направления евреи избирают теперь западное, точнее – юго-западное. Из описания их дальнейшего путешествия видно, что по переходе через Чермное море они находятся на восточной его стороне, следовательно, до перехода были на западной. Повернув от Ефама на юго-запад, они пошли по западной стороне Чермного моря и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном. Пи-Гахироф лежал южнее, Мигдол с западной стороны, море с восточной, а Ваал-Цефон на восток, пред остановившимися евреями, на восточной стороне моря. Таково более точное определение местоположения их третьего стана. Исх.14:3 .  И скажет фараон [народу своему] о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня. Изменение евреями первоначального направления пути – движение по западному берегу Чермного моря представляется фараону результатом незнания пути: «они заблудились»; мало того, оказались в безвыходном положении: «заперла их пустыня». И таково, действительно, было с человеческой точки зрения тогдашнее положение евреев. Отступление к северу могло отрезать им египетское войско, путь к западу и югу преграждал горный хребет Джебель-Атака, а на восток бушевало море.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

М.И. Савваитский Отдел второй. Путь исхода израильтян из Египта. По библейскому повествованию израильтяне, отправившись из Раамсеса, первым станом расположились в Сокхофе ( Исх.12:37 ); следующий стан их был в Ефаме, в конце пустыни ( Исх.13:20 ); здесь израильтяне получили от Бога через своего вождя повеление, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-гахирофом, Между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном ( Исх.14:2 ); в этом пункте настиг израильтян фараон. Так описывая путь исхода израильтян из Египта, библейский повествователь делает пояснительное замечание, что Бог не повел народ по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю ( Исх.13:17–18 ). Какого же пути держались евреи при своем выходе из Египта, из какого пункта земли Гесем они вышли главной своей массой, и в каких именно местах восточной части Египта расположены были их промежуточные, до перехода через Чермное море, станы? Насколько этот вопрос важен и интересен и сам по себе, в виду данных в библейском повествовании географических указаний относительно пути израильтян при выходе их из Египта, – и особенно по своему отношению к месту перехода через Чермное море, настолько же он и труден для определенного, положительного решения. Трудность эта зависит не столько от краткости самого библейского повествования, указывающего и сборный пункт, откуда вышла по крайней мере главная масса еврейского народа, и определяющего четырьмя географическими пунктами (Пигахироф, Мигдол, Ваал-Цефон и море) место последнего, перед самым переходом через море, стана евреев и обозначающего кроме того два промежуточных стана (Сокхоф и Ефам), – сколько от многочисленных, физико-климатических и политических переворотов, потрясавших в течение тысячелетий египетскую страну и скрывших под грудами развалин и наносами песка следы древне-исторических событий. От эпохи исхода евреев из Египта до настоящего времени прошлро более 30 веков; в этот значительный промежуток времени самая почва древнего Египта изменилась по местам почти до неузнаваемости её первоначального вида; пески пустыни захватили и покрыли собой значительную часть египетской территории, некогда оплодотворяемой разливами Нила; древние названия египетских областей заменены новыми; язык древних египтян известен современному человечеству только в мертвой форме гиероглифических надписей на древне-египетских могилах и других древних монументальных зданиях; само Чермное море, бывшее свидетелем великого акта страшного суда Иеговы над лицом самого фараона, изменилось и в своих границах и в очертаниях своих берегов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

Скачать epub pdf ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Сегодня мы продолжаем наши беседы по Книги Исход и будем изучать 14-ю главу этой Книги. Прочитаем первые два стиха: Исх.14:1–2 . «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря». Эти стихи говорят о том, что Господь ставит перед своим народом новую задачу. Под сынами Израилевыми в словах «скажи сынам Израилевым» подразумеваются не только евреи поколения Исхода, но и все последующие поколения, которые должны будут услышать все эти слова. Выражение «чтобы они обратились» можно перевести и как: «чтобы они вернулись». То есть они стали двигаться в сторону Египта, и со стороны могло показаться, что они заблудились в пустыне. Господь как бы выманивал фараона и его войско против евреев в пустыню. Но в действительности же, Создатель готовил египтянам наказание соразмерное их преступлениям! Ведь они топили еврейских младенцев в водах Нила и Красного моря? Вот теперь по принципу мера за меру им и предстояло за это ответить! Но, с другой стороны, здесь продолжалась и война с богами Египта, ибо Пи-Гахироф, напротив которого расположились евреи – это древний Пи-Кирехет 134 , который являлся центром языческого культа почитания Осириса. А Ваал-Цефон, стоявший на границе Египта и Ханаана, являлся местом почитания Ваала, божества ханаанской земли. С этим культом, культом Ваала, на протяжении многих столетий евреями будет вестись ожесточенная борьба! Слово «Мигдол» означает «Сторожевая (или Пограничная) башня». Эта башня стояла на берегу моря, как мы и прочитали: «между Мигдолом и между морем». С другой стороны, название местности «Пи-Гахироф» (Пи-А-Херот) переводиться как «Уста свободы». Приближение к Египту должно было показать евреям, что они уже свободный народ, который перемещается по земле так, как он этого хочет. Культы языческих богов не являлись только болезненной фантазией древних язычников. Сказано: «Богами чуждыми (то есть идолами, – О. С.) они раздражили Его и мерзостями [своими] (языческими обрядами, чуждым служением (авода зара), – О. С.) разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам (истуканам, – О. С.), которых они не знали, новым, которые пришли от соседей (то есть от инородцев – О. С.) и о которых не помышляли отцы ваши» ( Втор.32:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И далее мы читаем: Исх.14:6–8 . «[Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою; и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими. И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского [и рабов его], и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою». Что значит «сыны же Израилевы шли под рукою высокою»? Это благословляющая рука Бога, которой не может противостоять никакая человеческая или даже дьявольская мощь. Сказано: «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» ( Пс.22:2–4 ). И далее мы читаем: Исх.14:9 . «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном». «При Пи-Гахирофе» означает, что решающие столкновение с египтянами должно произойти «пред Устами свободы». Но это было только начало преодоления рабского чувства евреями! Потребуется, чтобы выросло новое поколение, поколение подлинно свободных людей, и на это уйдет долгих сорок лет скитания по пустыне. Слова «и все кони» в этом стихе создают для нас некоторую проблему. Ранее мы читали, что скот египтян и фараона погиб (см.: Исх.9:6 ), но там же, в Книге Исход, сообщается о богобоязненных египтянах: «Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали…стада свои в домы» ( Исх.9:20 ). То есть, пал только тот скот, который оставили пастись в поле и не спрятали его в загонах! Представляется, что повторное упоминание о Пи-Гахирофе и Ваал-Цефоне излишне, ведь об этих городах уже говорилось ранее. Но это не совсем так. По-видимому, здесь имеется в виду то, что фараон и его войско уповали на помощь Осириса и Ваала. Как мы уже говорили выше, Пи-Гахироф был центром культа Осириса, а Ваал ЦефонВаала. Сказано: «…Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу (языческому, – О. С.), который не спасает» ( Ис.45:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поэтому Редфорд предположил, что сведения Пятикнижия о географии Египта относятся к периоду правления египетской 26 династии (664-525 гг. до н.э.) и были заимствованы после вавилонского пленения (575 г. до н.э.). Есть, однако, еще один источник, прямо называющий не только город Пифом, но и землю Гесем или Гошен, где, по книге Бытия, поселились библейские Иаков и Иосиф. Это известный путеводитель христианской паломницы Этерии или Эгерии, примерно 396 года н.э., дающий ключ к решению вопроса о местоположении этих городов и территорий. Из путеводителя Этерии " Земля Гесем (библейская Гошен — А. С.) была, конечно, известна мне еще с того времени, когда я впервые посетила Египет. Однако теперь моей целью было увидеть все те места, куда заходили сыны Израилевы на своем пути из Рамесси (Рамсеса — А. С.), пока не достигли Красного моря у места, называемого теперь Клисмой, из-за находящейся там крепости. Итак, нашим желанием было отправиться из Клисмы в землю Гесем, особенно же мы хотели посетить город Аравию. По этому городу вся эта земля называется " землей Аравией " , что есть " земля Гесем " , и является лучшей частью Египта. От Клисмы, т.е. от Красного моря до города Аравии через пустыню четыре дня пути. По дороге я постоянно расспрашивала сопровождавших нас в пути святых мужей, монахов и пресвитеров о местах, упоминаемых в Святом Писании. Некоторые из этих мест были расположены по левую сторону дороги, другие по правую сторону, одни вдали от дороги, другие же почти у самой дороги. Издали по дороге в Магдал, мы увидели Епаулеум. В Магдале теперь находится крепость с гарнизоном и офицером, представляющих в этих местах власть Рима. Согласно правилу, они проводили нас до следующей крепости и там показали нам Ваал-Цефон, который мы не замедлили посетить. Это теперь равнина над самым морем, возле склона горы, где сыны Израилевы возопили при виде преследовавших их египтян. Мы увидели лежащий у самой пустыни, согласно Писанию, Офом, а также и Сокхоф, теперь небольшой холм посередине долины, вблизи которого сыны Израилевы расположились станом, так как на этом месте им был дан закон Пасхи (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Сравнительно с этим, существующее в науке предположение о более быстром следовании казней одна за другою заслуживает большего внимания и по своим основаниям и по своей целесообразности. Между основаниями этого последнего предположения укажем, во-первых, на то замечание, что во время 7-й казни лен и ячмень были побиты; а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние ( Ucx. IX, 31. 32 ). И на основании показаний древних писателей и египетских памятников доказано, что лен и ячмень поспевали в Египте в марте, на что указывает и автор (стр. 60), а след. 10-я казнь, бывшая 14 Авива или в начале апреля, совершилась недели через три после 7-й казни. А если четыре последние казни следовали на указанном основании одна за другою через неделю, то такой же промежуток времени мог отделять и первые шесть казней, как на это и указывают слова о наступлении второй казни: и исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку ( Ucx. VII, 25 ). Следующее непосредственно за этими словами повеление относительно совершения второй казни дает основание думать, что эта последняя следовала за первой спустя около недели. – В виду этих указаний с большею вероятностию можно думать, что все казни обнимали период времени около трех месяцев. И такое быстрое следование десяти необычайных бедствий, не постигавших эту страну в течение столь короткого времени при обычном течении жизни, представляется вполне целесообразным, так как эти частые удары Всевышнего тем яснее открывали крепкую руку Иеговы, каравшего Египет. Во «вступлении» к XIV гл. Исход автор говорит о переходе евреев через Чермное море (стр. 120–123). Здесь он излагает обычное у большинства экзегетов мнение о месте этого перехода у теперешнего Суеца и при этом сообщает принимаемое некоторыми предположение о том, что Суецкий залив в древние времена простирался гораздо далее на север сравнительно с теперешним, и покрывал своими водами местность Соленых озер. Назначая свой толковник не для ученых, автор мог конечно не приводить самих оснований, на которые опирается это – далеко не единственное мнение о месте перехода; но в виду свойства этих, конечно известных автору, оснований, не следовало бы, по нашему мнению, говорить о названном месте перехода у Суеца с такой решительностью, как мы видим здесь, когда читаем: «там, где ныне закругляется к западу северный берег Суецкого залива,… находились на западном берегу Чермнаго моря урочища или селения Пи-гахирот, Мигдол и Ваал-цефон в весьма недалеком расстоянии от горного хребта Атака " … (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Согласно ВЗ, культ В. был распространен прежде всего в сев. царстве (3 Цар 16. 16-28; 4 Цар 10. 18-29). По этим текстам можно реконструировать культ В. почти во всех его аспектах, среди культовых объектов В. упоминаются храм («дом Ваала», 3 Цар 16. 32; 4 Цар 10. 21), «высоты» (Иер 9. 15), идолы (Ос 11. 2; 4 Цар 11. 18), «статуи» (4 Цар 3. 2), алтари (Суд 6. 25; 3 Цар 16. 32); жрецы приносят ему жертвы всесожжения (4 Цар 10. 23-25), упоминаются человеческие жертвоприношения (Иер 19. 5); перед его идолом преклоняют колена и целуют его (3 Цар 19. 18); на его культовый праздник (   - праздничное собрание), к-рых было несколько (    - дни служения Ваалу, Ос 2. 13), собираются толпы народа (4 Цар 10. 20); от его имени говорят пророки (3 Цар 18. 19; Иер 23. 13). Учитывая иконографическую связь угаритского В. c образом быка, поклонение израильтян, и в частности жителей сев. царства, (золотому) тельцу можно рассматривать как поклонение В. Сакральная (храмовая) проституция нигде в ВЗ прямо не соотносится с культом В., но его характер как божества плодородия наряду с выраженными сексуальными мотивами в угаритских повествованиях о В. позволяют исследователям также связывать этот религ. феномен с ваализмом. Борьба c ваализмом оставила заметный след в богословии ВЗ. Преимущественно в поэтических текстах при описании Яхве обнаруживаются нек-рые параллели в образах, присущих угаритскому В.: борьба с морем, морскими чудовищами и драконом Левиафаном (Пс 73. 13-14.; Ис 27. 1; Иов 7. 12); явление в буре с 7 громами (Пс 28. 3а, 4а, 4б, 5, 7, 8; ср. KTU 1. 101. 3-4); жилище Яхве располагается на горе Цафон, как и в угаритских текстах (в Синодальном переводе в Пс 47. 3 - «северная сторона»; ср. топоним Ваал-Цефон в Исх 14. 2). Кроме того, евр. выражение       - шествующий на небесах (Пс 68 (67). 5), переводимое многими как «едущий по пустыне», возможно, получает подтверждение в эпитете угаритского В.     - «едущий [верхом] на тучах». Лит.: Kapelrud A. S. Baal in the Ras Shamra Texts. Copenhagen, 1952; Donner H. , Roellig W. Kanaanäische und aramäische Inschriften. Wiesbaden, 1962-19641, 1966-19692. 3 Bde; Dietrich W. , Loretz O. , Samartin J. Die keilalphabetische Texte aus Ugarit. Kevalaer, 1976. Bd. 1. (AOAT; 24/1); Шифман И. Ш. Балу//Мифологический словарь/Ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. с. 85-86; Albertz R. Religionsgeschichte Israels in alttestamentlicher Zeit. Gött., 1992; Day D. Baal//ABD. Vol.1. P. 545-549; Handy L. K. Among the Host of Heaven: The Syro-Palestinian Pantheon as Bureaucracy. Winova Lake, 1994. p. 99-102; Dictionary of Deities and Demons in the Bible/Ed. K. van der Toorn, B. Becking, P. W. van der Horst. Leiden; N. Y.; Köln, 1995; Wyatt N. The Religion of Ugarit//Handbook of Ugaritic Studies/Ed. E. Watson, N. Wyatt. Leiden; Boston; Köln, 1999. P. 529-585; О пер. с угарит., введ. и коммент. И. Ш. Шифмана. М., 1999; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. Т. 1: От каменного века до элевсинских мистерий. С. 132-151.

http://pravenc.ru/text/153777.html

В основе книги Исход лежат слова Божиего откровения, записанные Моисеем. Это обстоятельство имеет основополагающее значение для богословского осмысления книги. Синайский завет (19,1 20,21; 24,1–18) по форме напоминает существовавшие в то время государственные договоры, в частности хеттские. Они, как правило, состояли из преамбулы (20,2), формулировки условий (20,3–17), констатирующей части (24,1–11), а также благословений и проклятий. Копии таких договоров обычно хранились в святилищах. Уже неоднократно обращалось внимание на сходство законов, приведенных в гл. 21–23, с древними ближневосточными сводами законов, в частности со сводом законов Хаммурапи в Вавилоне, ок. 1700 г. до Р.Х. Однако до их пор не было найдено ничего похожего на Десять заповедей, данных в гл. 20,1–17. Трудности истолкования Время и путь исхода являются предметом значительных разногласий среди ученых. Согласно библейской хронологии, исход из Египта произошел за 480 лет до царствования Соломона ( 3Цар. 6,1 ), т.е. около 1440 г. до Р.Х. (см. 12,40.41; Суд. 11,26 ). В таком случае фараоном, царствовавшим во время исхода, был либо Тутмос III, либо Аменхотеп II. Сторонники более поздней даты исхода апеллируют к названию Раамсес (Рамзес), которое носил один из каменных городов, построенных израильтянами (1,11). По этой версии, фараоном, правившим во время исхода, следует считать Рамзеса II (1304–1236 гг. до Р.Х.), а приблизительной датой начала исхода –1270 г. до Р.Х. Однако эта версия, основанная исключительно на названии города, вступает в противоречие с куда более весомыми фактами (в том числе и с библейской хронологией). Более того, известно, что Моисей умер приблизительно в 1406 г. до Р.Х., и уже одно это обстоятельство не позволяет датировать время исхода евреев из Египта позднее 1440 г. до Р.Х. Исход начался из Раамсеса. О его точном местонахождении нет единого мнения, однако наиболее вероятным представляется современный Кантир (Тель-эль-Даба). Отсюда евреи отправились на юг до Сокхофа (13,20), а затем повернули на север (14,2). Здесь упоминаются три места: Ваал-Цефон, Мигдол и Пи-Гахироф. Ваал-Цефон отождествляется с Тифаном, расположенным на берегу озера Манзала одного из соленых озер между Средиземным морем и Суэцким заливом. Существует три вероятных маршрута бегства израильтян. «Путь по земле филистимской» связывал Египет с Ханааном хорошо укрепленной дорогой вдоль берега. Второй путь по пустыне Сур начинался неподалеку от Вади-Тумилат в районе дельты, пересекал Кадес-Варни и далее шел к Ханаану. Египетская пограничная стена в пустыне Сур была, вероятно, главным препятствием на этом пути. Господь же повел Свой народ на самый юг Синайского полуострова и не только привел их к горе, которую Он предназначил для общения с Моисеем, но и избавил израильтян от дальнейшего преследования египтянами. Чудесный переход через море, по всей вероятности, произошел в районе южного берега озера Манзала.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Б   Баана и Рихав • Багряница • Баит • Бальзамирование • Бальзам • Бараны • Барс • Басня • Бахурим • Башни • Башня стада • Башня Силоамская • Бдолах • Бегемот или гиппопотам • Бедный • Беероф • Беер-Шива • Бездна • Бела • Бене-Яакан • Бера • Берот • Бес • Бессмертие • Бесплодие • Бет-Арбел • Алмон-Дивлафаим, Бет-Дивлафаим • Беф • Беф-Авен • Беф-Гарам, Беф-Гаран • Беф-Дагон • Беф-Иешимоф • Бефкарем • Беф-Левеоф • Беф-Нимра • Беф-Орон,:Бефорон Бефорон • Беф-Сан, Бефсан • Беф-Таппуах • Беф-Фегор • Беф-Хогла • Беф-Цур • Беф-Шемеш • Бефсамис • Бецер • Беэр • Библия • Бидекар • Бич • Бифья • Благовонное дерево • Благословение, Благословлять • Блуд • Блудницы и блудники • Блюститель • Бог • Бог крепостей • Болезни • Борода • Бохим • Боцец и Сена • Брак • Брат • Братья Иисуса • Бритва, Брить • Бубаст • Буйвол • Бук • Бытие В   Ваал • ВаалафВаалисВаал-ГадВаал-ГамонВаал-ГацорВаал-ЕрмонВаал-ИудинВаал-МеонВаал ЦефонВаал-ШалишаВаалаВаалаф-Беер • Вааса, Ваеса • Вавилон • Вавилонская земля • Валак • Валаам • Валла • Валтасар • Вамоф • Ванея • Варавва • Варак • Варахий • Варвар • Варнава • Варсава • Вартимей • Варух • Варфоломей • Васан • Васемафа • Вафуил • Вдова • Вдохновение • Веельзевул • Везек • Веелиада • Велиар • Венадад • Венец дома Иоава • Вениамин • Вениаминово колено • Вено • Веон • Верблюд • Вервь • Вереи • Вереника • Веретено • Верзелий • Верия • Веселиил • Ветер и вихрь • Ветоним • Вечер • Вечный и вечность • Веф-Дагон • Вефиль • Вефхором • Вилдад • Вино • Виноградная лоза • Виноградник • Виноград • Вирсавия • Виффагия • Вифавара • Вифания • Вифезда • Вифлеем • Вифиния • Вифсаида • Власт • Власть • Власяница • Внутренности • Воанергес • Вода • Вода города • Водяные ворота • Возложение рук • Вознесение • Возношение • Возрождение • Броня, Война • Волк • Волосы • Волхвы • Волчцы и тернии • Вол • Вооз • Воровство • Вороны • Ворота • Ворота Источника • Ворота Долины • Ворота Ефремовы • Ворота Навозные • Воскресение • Восор • Восток • Восьмиструнная • Врач • Времена года • Время • Вретище • Всадники и скороходы • Вселенная • Второзаконие • Вугеянин • Вуз • Вульгата • Высоты • Высоты Исааковы

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В самом «вступлении» он признает его Суецом, с оговоркою «по всей вероятности», а в примечании говорит: «около Суеца есть большие развалины, которые видел Нибур; здесь арабский историк Абульфеда указывает на существование города Кольсума, который, вероятно, был наследником финикийского поселения Ваал-зефон» (стр. 122). В частных примечаниях к XIV гл. читаем: «Шабас думает видеть в имени Ваал-цефона транскрипцию египетского имени богини севера и отождествляет Ваал-цефон с домом Уати разбираемого им манускрипта, указывая, что евреи неправильно переписали его мужским именем, так как Уати было женское проявление Ваала» (стр. 125). Из приведенных слов мы не можем сделать иного заключения, как то, что Ваал-цефон признается здесь – то за древний Кольсум, то за теперешний Суец 4 , то наконец уже не за город, а за капище богини севера. Хотя подобное разноречие и странно, но происхождение его отчасти, по крайней мере, понятно: автор соединил вместе различные мнения и только не оттенил этого. А мнений о том, что такое Ваал-цефон и где он находился, действительно не мало; одни разумеют под ним город, другие капище; одни полагают его около Суеца, другие на мысе Казиос, на берегу Средиземного моря; одни объясняют смысл этого названия из еврейского языка, в котором цефон значит север, другие еврейское цефон превращают в египетское Теп, Сет, как называлось египетское божество, которое у древних греческих писателей получило название Тифона; капище этого божества на основании не вполне впрочем ясного свидетельства Плутарха 5 , указывается в Ироополисе, находившемся где-либо недалеко от теперешнего Суеца. Какое из этих мнений следует признавать всего более правдоподобным, едва ли возможно сказать теперь с какою-либо уверенностью. А когда автор располагает на карте три, названные в Ucx. XIV, 2 , имени по прямой линии от севера к югу, параллельно Суецкому заливу 6 , то это представляется несогласным со словами библейского текста, в котором говорится: скажи сынам израилевым , чтобы они… расположились станом пред Пи-гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-цефон, напротив его поставьте стан у моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010