И хотя большая часть статей Патриарха Сергия послереволюционных лет связана с обсуждением актуальных церковных тем, несколько его работ – «К вопросу о западном православии», «Есть ли у Христа наместник в Церкви?» – представляют значительный вклад в экклезиологию и каноническое право. Отсутствие церковной печати, постоянная угроза репрессий лишали богословов и церковных историков возможности для нормального творчества. Их труды обычно не публиковались, и только отдельные работы по философии, истории, источниковедению помещались в светских научных изданиях. В советскую эпоху отдельные отрасли церковной науки развивались учеными и профессорами в академии наук и университетах. Большую ценность представляют труды по древнерусским литературным памятникам, таких ученых, как академики Д. И. Абрамович , В. П. Адрианова-Перетц, А. С. Орлов, Д. С. Лихачев. Крупным специалистом в области древнерусского церковного права был С. В. Юшков, академик Я. Н. Щапов занимается исследованием общерусских, южнославянских и византийских источников церковного права. Признанным знатоком койне, языка Нового Завета, был известный филолог-византинист А. Ч. Козаржевский. Заслуживают высокой оценки и ряд исследований по византийской и восточной христианской литературе академика С. С. Аверинцева . В области изучения древнерусской иконописи много сделано крупным ученым и верной дочерью православной Церкви О. И. Подобедовой. Знатоком и исследователем византийской и древнерусской иконы с мировым именем был В. Н. Лазарев. Своеобразный характер носят иконоведческие исследования одного из крупнейших деятелей российской науки в области точных наук академика Б. В. Раушенбаха. Сближению светской и церковной науки во многом способствовали конференции, посвященные 1000-летию Крещения Руси, состоявшиеся в Киеве, Москве и Ленинграде, а также конференция, проведенная в 1989 г. в связи с 400-летием учреждения патриаршества на Руси. Доклады показали, что плодотворным оказался союз науки церковной, сохранившей православное мировоззрение, и светской, восполнившей пробелы в истории древнерусской литературы и искусства своими публикациями и исследованиями источников и памятников. Церковная наука во 2-й половине XX в., вплоть до конца 80-х гг., находилась в еще более трудной ситуации, чем раньше, поскольку из жизни ушли почти все дореволюционные церковные ученые и преемственная связь со старой школой и академической наукой если не вовсе прервалась, то крайне истончилась. И все-таки с именами некоторых церковных ученых, таких как архиепископ Михаил (Чуб), протоиерей Петр Гнедич, протоиерей Ливерий Воронов , профессор Н. Д. Успенский , связаны значительные научные исследования. Серьезным патрологическим трудом, не опубликованным до сих пор, явилась магистерская диссертация рано скончавшегося профессора Московской Академии игумена Марка (Лозинского) , посвященная святителю Игнатию (Брянчанинову) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Каких-то определенных следов знакомства Даниила с произведениями, принадлежащими этим двум (латинской и греческой) традициям паломнической литературы, не выявлено. Впрочем, за исключением порой общих цитат из Священного писания, упоминаний общих преданий (что естественно), общего «измерительного» подхода к реликвиям (у Даниила это не только указание на расстояние между ними, но и на их размеры, состояние и т. п.) и столь же общей последовательности повествования. Но тогда, может быть, все-таки права была В. П. Адрианова-Перетц, когда утверждала: «Нет оснований думать, что Даниил знал греческие или латинские «путники». Совпадение с ними его плана, а порою и пересказываемых легенд объясняется, скорее, теми условиями, в которых протекал осмотр достопримечательностей Палестины. Проводники, руководствовавшиеся готовыми «путниками», вели группы паломников установленным маршрутом, обращали их внимание на одни и те же памятные места, украшали свой рассказ одними и теми же легендами. Даниил сам называет своего «вожа добра», монаха лавры св. Саввы, который «указа» ему «добре вся святаа та места, и в Иерусалиме и по всей земли той» поводи его. Именно руководство этого «вожа» придало рассказу Даниила типичный nлah».[cxvi] Своеобразие произведения игумена Даниила становится особенно заметным при сопоставлении с «Путешествием Зевульфа в Святую Землю в 1102-1103 гг.», которое в 1883 г. М. А. Веневитинов опубликовал в переводе с латинского П. В. Безобразова в издании «Хожения» (Приложение V). «Побудительной причиной» этой публикации, помимо того, что Зевульф совершил свое путешествие «почти одновременно с Даниилом», ученый как раз и назвал «возможность сделать сравнение... двух дошедших до нас современных памятников палестинской паломнической литературы, из которых один - Даниил писал под православным влиянием, а другой - Зевульф под влиянием Зanaдa».[cxvii] «Путешествие Зевульфа» - это подчеркнуто документальное повествование, расписанное буквально по дням: «мы сели на корабль в Воскресение, в праздник св. девы Мильдриды», т. е. 13 июля 1102 г. (263); «накануне дня св. апостола Иакова причалили к острову...», т. е. 24 июля (264); «мы пристали в первый день августа к острову...» (264); " за день до кануна дня св. Иоанна Крестителя с трудом достигли острова...» (290) и т. п. Причем среди этих дней выделяются «несчастные» т. е. тяжелые, неблагоприятные (die aegyptica - египетские) и даже часы (hora aegypmica).[cxviii]Bnpoчeм, дневниковый характер повествования сохраняется у Зевульфа только тогда, когда речь идет о собственно путешествии, плавании в Палестину, а из нее в Константинополь. В описании Святой Земли хронологические указания отсутствуют, что весьма характерно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Кириллин 2011 — Кириллин В. М. Идейно-содержательная специфика слов святителя Серапиона Владимирского// Он же. Очерки о литературе Древней Руси. Материалы для истории русской патрологии и агиографии. Сергиев Посад: Изд-во Московской духовной академии, 2011. С. 241–250. Кириллин 2022 — Кириллин В. М. Александр Невский как идеальный образ правителя в поздних переработках его жития//Сретенское слово. Выпуск 1 (сентябрь—октябрь 2021 г.). Труды Сретенской духовной академии. Под ред. Л. И. Маршевой, К. А. Цырельчука. Москва, 2022. С. 81–104. Книга былин 1902 — Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии/Сост. В. П. Авенариус. Изд. 6-е. М., 1902. XXIII, 320, XXXIX с. Макарий 1547 — 1547 г., января 16. Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV//Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X — XVI века). М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2016. С. 1093–1096. Макарий 2016 — Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Древней Руси (X — XVI века). М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2016. 1256 с. Милютенко 2008 — Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. 576 с. Околович 2007 — Околович Н. Ф. Жития святых, помещенные в Степенной книге/Вступ. Ст., публ. и комм. А. С. Усачева. М.-СПб., 2007. 118, с. Орлов 1913 — Орлов А. С. Чаши государевы//ЧОИДР. 1913. Кн. 4. С. 1—69 (II. Материалы историко-литературные). Памятники дипломатических сношений 1851 — Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Ч. 1: Сношения с государствами европейскими/Памятники дипломатических сношений с империею Римскою. Т. I (с 1488 по 1594 год). СПб., 1851. XXV с., 1620 стб. ПВЛ 1950 — Повесть временных лет. Ч. I: Текст и перевод/Акад. наук СССР; подгот. текста Д. С. Лихачева; пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950. 404, с. ПСРЛ 7 — ПСРЛ. Т. 7: VII. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. C. 260–345 [Средний текст летописи Нестора].

http://bogoslov.ru/article/6176826

Л., 1985. С. 11–20. 54 См. подробнее: Травников С.Н. Композиция «Хождения» Иоанна Лукьянова//Литература Древней Руси. М, 1983. Вып. 4. С. 107–118. 55 См.: Прокофьев Н.И. Русские хождения веков//Литература Древней Руси и XVIII века.иМ., 1970. С. 51–52. 56 Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697–1699 гг., веденный состоявшим при Великом посольстве русским, к владетелям разных стран Европы//Русская старина. 1879. Т. 25. Вып. 5. С. 110. 57 Лотман Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах//Учен. зап. Тартус. ун-та. Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. 2. Вып. 181. С. 212. 61 Книга хожений: Записки русских путешественников вв./Под ред. Н.И. Прокофьева. М, 1984. С. 162. 62 Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя//Учен. зап. Тартус. ун-та: Труды по русской и славянской филологии. Тарту, 1968. 2. Вып. 209. С. 47. 63 Архипов Л. О происхождении древнерусских хождений//Учен. зап. Тартус. ун-та: Труды по знаковым системам. Тарту, 1982. 15. Вып. 576. С. 105. 64 См.: Матхаузерова С. Функция времени в древнерусских жанрах//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 227–235. 65 См.: Прокофьев H.H. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы веков//Литература Древней Руси. М., 1975. С. 21. 68 См. подробнее: Адрианова-Перетц В.П. У истоков русской сатиры//Русская демократическая сатира XVII века. М., 1977. С. 107–142 (сер. «Литературные памятники»). 72 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979. С. 172. 73 См. подробнее: Травников С.Н. Комическое и средства его выражения в «Путешествии» Иоанна Лукьянова//Идейно-эстетическая функция изобразительных средств в русской литературе XIX века. М., 1985. С. 14–28. 76 См. подробнее: Елеонская A.C. «Древесные образы» в произведениях древнерусской литературы//Древнерусская литература: Изображение природы и общества. М., 1995. С. 4–6. 77 Слово о рахманах//Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Евгений. Словарь. С. 100-103; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 107-112; он же. История РЦ. М., 2001. С. 418-420; СИСПРЦ. С. 91-92; Ключевский. Древнерусские жития. С. 252-257; он же. Псковские споры//Соч. М., 1959. Т. 7. С. 76-104; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 182-185; Нильский Н. К истории споров об аллилуйа//ХЧ. 1884. Май/Июнь. С. 690-729; Васильев В. П. Очерки по истории канонизации рус. святых. М., 1893. С. 186, 198-199; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 54-60; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 144; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 78-162, 240-306, 367-369; Горский, Невоструев. Описание. Т. 4. Отд. 3. Ч. 2. С. 183-185; Адрианова-Перетц В. П. Житие Евфросина//История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Ч. 1. С. 406-407; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966 (по указ.); Литературный сб. XVII в. «Пролог»/Под ред. А. С. Демина. М., 1978. С. 241, 261; Охотникова В. И. Житие Евфросина//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 262-264 [Библиогр.]; она же. Соловецкие рукописи с Житием Евфросина Псковского//КЦДР: Соловецкий мон-рь. 2001. С. 311-319; она же. Житие Евфросина Псковского и Повесть об аллилуйе, два произведения неизв. автора кон. XV - нач. XVI в.//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 491-501; она же. Принципы лит. переработки источника при создании Василием-Варлаамом Жития Евфросина Псковского//Там же. 2004. Т. 55. С. 264-280; Макарий. История РЦ. Кн. 4, 7 (по указ.); Монашество и мон-ри в России: XI-XX вв.: Ист. очерки/Отв. ред.: Н. В. Синицына. М., 2002. С. 116-162; Первушин М. В. Лит. предание о прп. Евфросине Псковском в Моск. Руси XV-XVII вв.: Церк.-ист. и культурологический коммент.: Дис./МДА. Серг. П., 2003. Ркп.; он же. Прп. Евфросин Псковский в контексте рус. церк. истории//ЦИВ. 2004. 11. С. 95-112; он же. Житие Евфросина Псковского: Один из аспектов изучения памятника//Правосл. культура в России: Прошлое и настоящее. М., 2007. С. 107-112; Макарий (Веретенников), архим. Василий (в монашестве Варлаам)//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 72-74; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2004. С. 443, 469; Святыни и древности Псковского уезда: По дореволюционным источникам: [Сб.]/Сост.: Н. Ф. Левин. Псков, 2006. С. 28-36, 169-171, 180-186.

http://pravenc.ru/text/187848.html

«Несомненным византийским воздействием» (О. Р. Бородин), а также влиянием ряда внелит. факторов объясняются постепенное разрушение системы древнерус. сакральной географии и соответствующая трансформация жанра хождений. Так, архим. Агрефений (сер. 70-х гг. XIV в.) описывает «поут… западныя» от Москвы к Иерусалиму (с указанием расстояния между городами), а Игнатий Смольнянин (1389-1393) - восточный (через Дон) - к Царьграду; Епифаний мних ( Епифаний Премудрый (?)) (рубеж XIV и XV вв.) подробно рассчитывает в верстах дорогу по суше и по морю от Новгорода до Царьграда, Афона и Иерусалима; иеродиакон Троице-Сергиева мон-ря Зосима (1419-1422) подробно повествует о «русском пути» из «стольного града Москвы» и описывает вместе и Царьград, и Палестину (до него о них рассказывалось порознь) с посещением Афона и Солуни и т. д. У того же Игнатия Смольнянина появляются указания на день отбытия из Москвы и прибытия в др. населенные пункты, повествование приобретает определенно выраженный дневниковый характер, так же как и в «Хожении на Флорентийский собор Неизвестного Суздальца», что можно объяснить отчасти и офиц. характером этих произведений (оба автора путешествовали в составе церковных делегаций). Существенно расширяется и карта описанных в хождениях св. мест (Египет, Синай и др.), появляется подробный рассказ о возвращении на Русь («Хожение... Неизвестного Суздальца») и т. д. Одно из самых значительных произведений переходного периода - «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (1468-1475), целиком посвященное описанию путешествия в Переднюю Азию и Индию (известно 7 списков). Автор хорошо знал паломническую лит-ру (см.: Адрианова-Перетц В. П. Афанасий Никитин - путешественник-писатель//Хожение за три моря Афанасия Никитина. М.; Л., 19582. С. 98-100), сравнивал каменное изображение «Бута» (Будды? Шивы?) с простертой рукой в Парвате («то их Ерусалим») с конной статуей имп. Юстиниана («акы Устьянъ царь») в Царьграде и т. п., что позволило Л. С. Семёнову и др. даже предположить, что до Индии он мог совершить П.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

п.). Эти ошибки, к сожалению, повторялись во всех изданиях памятника. Сказание о попе Саве Этот литературный памятник представляет собой действительную сатиру, объект которой – главный герой «Сказания». В пословицах и поговорках, прочно связавших «Саву» с «худой славой», это имя было своего рода маркирующим признаком балагурства, в «Сказании» оно, скорее всего, – сатирический смеховой псевдоним. По характеру темы и ряду реалий «Сказание о попеСаве» датируют серединой XVII в. Текст «Сказания о попе Саве» печатается по списку ГИМ, собр. Забелина, 536 (855), XVII! в. (с добавлениями отдельных чтений – они даны курсивом – по списку РГБ, собр. Тихонравова, 486. л. 47 об.–49 об., XVIII в.), издававшемуся ранее В. П. Адриановой-Перетц (Русская демократическая сатира XVII века. Изд. 2-е. доп. М., 1977. С. 55–57). Стр. 412. Сказание о куре и лисице Этот литературный памятник (упомянутый в источниках в 1640 г., следовательно, созданный не позже пер. пол. XVII в.) дошел до нас во множестве вариантов, среди которых есть как прозаические, так и стихотворные; известно также несколько сказочных выражений его основного мотива. Смеховой эффект «Сказания» достигается путем «выворачивания наизнанку» благочестивой ситуации исповеди. Этот мотив знаком многим европейским литературам средневековья. В декоративном убранстве готических храмов присутствует изображение лиса в монашеской или даже епископском облачении, проповедующего с кафедры курам или гусям, – сцена, восходящая к сюжету средневекового французского «Романа о Лисе», где об одном из главных его персонажей, Ренарлине (Лисенке) рассказывалось, как, убелжав из монастыря, он приманивал гусей чтением «проповедей». Наше «Сказание о куре и лисице» – одна из версий этого европейского сюжета. Ни в коем случае не следует видеть здесь сатиру на Церковь ; надо знать, что в средневековье лис считался одним из олицетворений дьявола. Русские «Физиологи» и европейские «Бестиарии» так объясняли этот символ: голодный лис притворяется мертвым, но стоит курам приблизиться к нему, как он разрывает их в клочья.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

певч. культуре нашел отражение в изданиях сборников песнопений и практических пособий по овладению знаменной нотацией и навыками исполнения песнопений З. р. (Певческий Октоих XVIII в. нотированный (знаменная и пятилинейная нотации)/Вступ. ст.: Е. В. Плетнева. СПб., 1999; Пособие по изучению церк. пения и чтения/Сост.: Е. А. Григорьев. Рига, 2001 2; Самогласны и запевныя строки столповаго роспева: [Учеб. пособие]/Сост.: Г. Б. Печёнкин. М., 2005; Литургия св. Иоанна Златоустого знам. роспева: Пореформенная ред./Сост.: М. Макаровская; вступ. ст.: иеродиак. Павел [Коротких]. М., 2005 и др.). Ист.: Преображенский А. В. Вопрос о единогласном пении в Русской Церкви XVII в. СПб., 1904. С. 8-10. (ПДПИ; 155); Jacobson R. Praef. Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. Copenhagen, 1957. Tl. B: Hirmologium: Cod Chil. 308. (MMB. Ser. Principale; 5b); Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971; Аввакум, протопоп. Послание Борису и прочим рабам Бога вышняго//Муз. эстетика России XI-XVIII вв./Сост., пер. и вступ. ст.: А. И. Рогов. М., 1973. С. 90; он же. Послание рабом Христовым//Там же. С. 88; [Аноним, 1683 г.]. Брозда духовная//Там же. С. 91; Евфросин, мон. Сказание о различных ересях//Там же. С. 72-73; Послание сщмч. патриарху Ермогену о злоупотреблении в церковном пении «Хабува»//Там же. С. 59-65; Der altrussische Kondakar "/Hrsg. v. A. Dostal und H. Rothe unter Mitarb. v. E. Trapp. Giessen, 1976-1980. Bd. 8. T. 2-5; Христофор. Ключ знаменной. 1604/Публ., пер.: М. В. Бражников и Г. А. Никишов; предисл., коммент., исслед.: Г. А. Никишов. М., 1983. (ПРМИ; 9); Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.)/Введ., публ. и пер., ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед., расшифровка знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996; Повесть временных лет/Подгот. текста, пер., ст. и коммент.: Д. С. Лихачев; ред.: В. П. Адрианова-Перетц. СПб., 1999; Типографский устав: Устав с Кондакарем кон. XI - нач. XII в./Под ред. Б. А. Успенского. М., 2006. Лит.: Моисеева Г.

http://pravenc.ru/text/199937.html

Петухов Е.В. Возникновение и первоначальная организация Дерптского университета в начале XIX в.//Журнал Министерства народного просвеще­ния. 1901. С. 295–319; С. 1–28. Он же. Вопрос об университете в Лифляндии в XVIII в.//Журнал Мини­стерства народного просвещения. 1901. С. 1–11. Он же. Дерптский университет в первый период его существования (1803–1820)//Журнал Министерства народного просвещения. 1901. С. 303–363. Пивоваров Б., прот., Косик О.В. Варфоломей (Городцов, Городцев) – митрополит Новосибирский и Барнаульский//ПЭ. М., 2003. Т. 6. С. 713–715. Письма З.Н. Гиппиус к П.П. Перцову/Публ. М.М. Павловой//Русская литература. 1992. С. 134–157. Письмо епископа Графтона Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Антонию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, первенствующему членуСвятейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры священноархимандриту и пр...//ЦВ. 1903. 23 окт. С. 1346–1349; 30 окт. С. 1381–1385. Платон. Соч.: В 4 т./Под. общ. ред. А.Ф. Лосева , В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. М. С. Соловьева и др. – СПб.: О. Абышко, 2006. – Т. 1–4. Платон (Левшин) , митр. Краткая церковная российская история: В 2 т. – М.: Синод, тип., 1805. – Т. 1–2. Плотникова Н.Ю. Архангельский Александр Андреевич – русский хоро­вой дирижер, композитор, педагог//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 485–486. Повесть временных лет/Подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева; Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Наука, 1996. – 668 с. – (Литературные памятники). Поздняев Д.М., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). – М.: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1998. – 276, с. ил. Он же. Церковь на крови мучеников//Китайский благовестник. 2000. С. 22–26. Полный китайско-русский словарь, составленный по словарям Чжайльса, архимандрита Палладия [Кафарова, П.И.], П.С. Попова и др./Под ред. еп. Иннокентия [Фигуровского]: В 2 т. – Пекин: Пекинск. духовная миссия, 1909. Т. 1–2. Положение об Александровской миссионерской духовной семинарии в селении Ардоне (Терской области)//Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006. С. 234–236.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

По мнению В. П. Адриановой-Перетц, текст «Службы кабаку» сохранил фрагменты скоморошьего репертуара, содержащего рифмованные обращения к зрителям: «Глухие, потешно слушайте! Нагие, веселитеся, ремением секитеся! Дурость к вам приближается! Безрукие, взыграйте в гусли! (...) Безногие, возскочите!», «Дом потешен, голодом изнавешан, робята пищат, ести хотят...». Можно говорить и о совпадении ряда фрагментов «Службы кабаку» и текстов, запечатлевших обрывочные сведения о скоморошьем «ясаке» 4581 (см. комментарии). На утрени, входящей в состав всенощного бдения, полагалось читать Житие того святого, чью память в этот день празднует Церковь . Автор «Службы кабаку» также составляет житие пропойцы, соблюдая основные топосы агиографического жанра, но переворачивая их, – получается антижитие: традиционное для святых рождение от благочестивых родителей превращается здесь в рождение от «неподобных» родителей, послушание им превращается в самовольство, смиренность – в «буявость», раздача будущим святым своего имения бедным превращается в «расточение не Бога ради», вместо милостыни – воровство, вместо молитвы – «сатанинския песни», вместо ночного бдения – пьянство и азартные игры, вместо благовония – смрад, вместо благолепной старости и смерти – позор и «злая смерть». Автор подводит итог тому горько-ироническому сравнению жизни завсегдатаев кабака с подвигами святых угодников, которое является рефреном «Службы кабаку»: он настойчиво развивает мысль, что и те и другие претерпевают лишения, нужду, холод, изгнание, но одни – во славу Божию, а другие – во славу кабаку, а потому и достойны они именно этой службы, специально сочиненной для них по подобию их жизни. «Аще бы такия беды Бога ради терпели, воистину бы были новые мученики, ихже бы достойно память хвалили». Материалы следственных дел XVIII в. свидетельствуют о том, что текст «празднества о пьяных», как называли это сочинение владельцы шалберных тетрадей, был известен от Устюга до Урала и имел успех в первую очередь у представителей низшего духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010