Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVI в. Очерки истории. М., 1982. С. 125. 4563 См., например: Мурьянов М. Ф. Из истории чувства юмора//Древнейшие государства на территории СССР. М., 1989. С. 198 4564 Русская демократическая сатира XVII в. (Сер. «Лит. памятники»)/Подгот. текстов, статья и коммент. В. П. Адриановой-Перетц. Изд. 2-е, дополн. Л., 1977. С. 189–196. «В целом пародировались лишь (...) запоминавшиеся выражения, слова, обороты, ритмический рисунок, мелодия. Пародируемый текст неизбежно коверкается. Это как бы „фальшивое” воспроизведение пародируемого памятника – воспроизведение с ошибками, подобное фальшивому пению» (Лихачев Д. С., Панченко А. М. Смеховой мир Древней Руси. М., 1976. С. 14). 4565 ВикторовА. Описание рукописей И. Д. Беляева . М., 1881. С. 35; Адрианова- Перетц В. П. Праздник кабацких ярыжек. Пародия-сатира второй половины XVII в. Л., 1934. С. 3. Прилуцкий монастырь мало известен, вот что о нем писал в XIX в. арх. Амвросий: «Прилуцкий Николаевский заштатный монастырь бывшей Устюжской, а ныне Вологодской епархии, находится в Устюжском уезде, от города Устюга к северу в 40 верстах на заливе из Двины реки (...) Когда и кем сей монастырь построен, за сгорением всех монастырских бумаг осталось неизвестно: известно только, что в писцовых книгах (...) он упоминается 7133 или 1625 года уже существовавшим и писан с угодьями поземельными» (Амвросий, арх. История российской иерархии Ч. V. М.. 1813. С. 646–648). 4566 В. П. Адрианова-Перетц в первых публикациях «Службы кабаку» канон издавала в тексте сатиры, в поздних работах – в качестве приложения. В настоящем издании канон не публикуется. 4567 Панченко А. М. Демократическая сатира. Древнерусский смех//История русской литературы. Т. 1. Л., 1980. С. 361. 4570 Пономарев А. И. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1897. Вып. 3. С. 70. 4572 Примеры сцен из жизни, избираемых автором «Службы кабаку» из поучительных слов, наводят на мысль о возможности установки на шутку в словах и поучениях, посвященных достаточно распространенный, бытовым порокам типа пьянства, см.: Финченко О.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ч. 1. СПб., 1892. С. 250; Фехнер М. В. Торговля Русского государства со странами Востока в XVI веке. М., 1956. С. 67, 69. Посольская книга по связям России с Грецией (православными и иерархами и монастырями) 1588–1594 гг. М., 1988. С. 154–155. ППС. 1889. Т. 9. Вып. 3. С. 84–95. Турилов А. А. Гагара//Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 249. См. публикации «Хожения Василия Гагары»: Муравьев А. Н.Путешествие к святым местам в 1830 году. Изд. 5. Т. 1. СПб., 1848. Стб. XLVIII–LI; Сахаров И. П.Сказания русского народа. Т. 2. Ч. 8. СПб., 1849. С. 109–122; Временник Московского Общества истории и древностей российских. 1851. Кн. 10. Смесь. С. 14–23; Попов А. Н.Обзор хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 254–256; ЧОИДР. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 66–79, 111–115; Записки русских путешественников… С. 68–87. См.: Опарина А. А.Древнерусское «Хождение» и барочные тенденции в литературе XVII века//Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы международной научной конференции. Серия «Symposium». Вып. 17. СПб., 2001; Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 353–359. Адрианова-Перетц В. П.Хождение в Иерусалим и Египет Василия Гагары//Сборник Российской публичной библиотеки. Вып. 1: Материалы и исследования. Т. 2. Пг., 1924. С. 230–247; Белоброва О. А. Василий Гагара//СККДР. Вып. 3 ( XVII в.). Ч. 1: А–З. СПб., 1992.С. 162–163. Адрианова-Перетц В. П. Путешествия первой половины XVII в.//История русской литературы/Под ред. А. С. Орлова, В. П. Адриановой-Перетц и Н. К. Гудзия. Т. 2. Ч. 2. Литература 1590—1690 гг. М.; Л., 1948. С. 126. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлевича Гагары. СПб., 1891. С. 7. Там же. Путешествие в Св. Землю старообрядца московского священника Иоанна Лукьянова. 1710–1711. М., 1864; Лилеев М. И. К вопросу об авторе «Путешествия во Святую Землю» (1701–1703 гг.) московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии//Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца. Т. 9. Отд. 2. Киев, 1895; Ольшевская Л. А., Травников С.

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

1962. С. 22; ср.: Гуминский. 2017. С. 84-87). А. В. Назаренко, напротив, подчеркивает самостоятельность древнерус. авторов при «создании такого оригинального и важного для паломников литературного жанра, как ««хожения» в Св. Землю». «Древнерусские церковь и литература,- констатирует исследователь,- выступают не как ученицы, а как соработницы и сестры византийских церкви и литературы» ( Назаренко. 2009. С. 295). В. П. Адрианова-Перетц также отрицала зависимость «Хожения» игум. Даниила от «греческих или латинских «путников» и объясняла «типичный план» его произведения «установленным маршрутом», по которому вели группы паломников проводники» («вож добр», монах лавры св. Саввы у игум. Даниила и подобные неназванные «гиды» в др. случаях - Адрианова-Перетц В. П. Путешествия//История рус. лит-ры. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 373-374). Вместе с тем влияние греч. проскинитариев на последующее развитие рус. (славянской) паломнической лит-ры признаётся большинством совр. исследователей (О. Р. Бородин, А. А. Решетова и др.), к-рые связывают это с бурным развитием жанра в поздневизант. эпоху (XIII - 1-я пол. XV в.). Именно тогда при всем разнообразии появившихся путеводителей (в большинстве анонимных, хотя встречаются и авторские, преимущественно прозаические, но есть и стихотворные) становится все более заметной тенденция к их формализации и даже схематизации. Для подобных проскинитариев важны не столько автор П. и его отношение к «местам поклонения», сколько сами эти места как таковые и наиболее оптимальный маршрут их посещения. Отсюда первостепенное внимание к адресату путеводителя, «потребителю», потенциальному паломнику. Это проявляется уже с первых слов проскинитария, к-рый открывается не традиц. этикетной формулой П. с «представлением» автора («грешнаго игумена Даниила», «недостоиныи, многогръшныи Антонеи» и др.), а своего рода «представлением» читателя проскинитария. Эту формулу-зачин А. И. Пападопуло-Керамевс называет даже «исключительною их чертою»: «Так как ты по благому своему произволению и желанию хотел знать о Св.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

228 Ламанский В. И. Славянское житие Кирилла как религиозно-эпическое произведение и как исторический источник. ЖМНП. 1904, январь. С. 165. 230 Патарая Г. Неоткрытые острова сокровищ. – Литературная газета, 43, от 21 октября 1981 года. 231 См.: Гнатюк В. Зносини украинцев из сербами в Збирнике в честь М. Грушевского. Лввив, 1906. С. 392–393. 232 См.: Адрианова-Перетц. Древнерусские памятники в югославянской письменности. ТОДРЛ. 19. М.-Л., 1963. С. 13–14. 236 См.: Розов H. H. Старейший болгарский Изборник и его русская рукописная традиция. ИОЛЯ. XXVIII. 1969. С. 76–78. 238 См.: Сперанский M. H. Из истории русско-славянских литературных связей X–XV вв. М., 1960. С. 32–33. 239 См.: Полный Православный энциклопедический словарь. Т. II. Б/г. СПб., (издание П. П. Сойкина). С. 1981 (статья о святом Савве (1169–1237)). 241 Сербский государь Стефан Неманя (1159–1195) в 1195 г. по настоянию своего сына, святого Саввы, принял монашество с именем Симеона и удалился в Хиландар. 243 Подробно см.: ?-u? М. П. Иларион, митрополит Киевский, и Доментиан, иеромонах Хиландарский. Известия отделения русского языка и словесности АН. XIII (1908). С. 81 – 133. 244 См.: Адрианова-Перетц В. П. Древнерусские памятники в югославянской письменности. ТОДРЛ. 19. М.-Л., 1963. С. 8. 246 См.: Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. ТОДРЛ. 23. Л., 1968. С. 183. 248 См.: Три древних сказания о Святой Горе Афонской и краткое описание Святой Горы, составленное в первое посещение оной В. Барским (1725–1726). М, 1882. С. 8–10. 254 См.: Тихомиров M. H. Исторические связи русского народа с южными славянами. Славянский сборник. М., 1947. С. 199. 264 Цит. по: Державин ?., протоиереи. Четии-Минеи святителя Димитрия, митрополита Ростовского как церковно-исторический и литературный памятник. Богословские труды, 15. М., 1976. С. 127. 267 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 651.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

[cxii] См. об этом: Федорова И. В. Из литературной истории «Хожения» игумена Даниила. С. 368-369. [cxiii] См. об этом, напр.: Адрианова-Перетц В. П. Путешествия//История русской литературы. T.I. М.-Л., 1941. С. 373-374. [cxiv] См.: " Пути и расстояния Даниила» (Приложение IV) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. Спб., 1883. С. 249-257. [cxv] См. об этом: Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила//ТОДРЛ. Т.Х. Л., 1954. С. 94-98. [cxvi] Адрианова-Перетц В. П. Путешествия... С. 372. [cxvii] См.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 147. В дальнейшем все цитаты из «Путешествия» Зевульфа даются по этому изд. в тексте (цифры в скобках обозначают номер страницы). [cxviii] Учение о благоприятных и неблагоприятных днях было распространено на Западе, вероятно, с IV в. Существовала даже специальная формула, по которой можно было вычислить эти дни. См.: Путешествие Зевульфа в Святую Землю. 1102-1103 гг. (Приложение V) в изд.: Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Под ред. М. А. Веневитинова//ППС. Вып. 3. С. 264. Не вдаваясь сейчас в существо вопроса, отметим, что на Руси «вычислительная», или «инициативная», астрология получила распространение по крайней мере с XV в., причем столь широкое, что известный старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей в 1523 или 1524 гг. вынужден был выступить с посланием «На звездочетцы» («Послание к Иоанну Акиндеевичу о злых днях и часах»), направленном против подобной практики. См. об этом: Симонов Р. А. Об астрологическом происхождении древней государственной эмблемы России - единорога//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1998. С. 313. [cxix] См.: Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. С. 85. [cxx] См. подр.: Гуминский В. М. Святитель Николай и древнерусская паломническая традиция//Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Сб. статей. М., 2010. С. 193-194.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Философии слова в Древней Руси посвящена крайне интересная работа: Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. Л., 1986. 123 Изборник 1076 года. М., 1965. С. 152–154; ср.: Красноречие Древней Руси (XIXVII вв.)/Сост. Т. В. Черторицкая. М., 1987. С. 33–34. 124 «Книжное миросозерцание, -писал В. О. Ключевский , – было для Руси новым и пришлым идеалом, далеким от туземной действительности, но долженствовавшим преобразовать ее и связать с чуждым ей дотоле образованным миром, где господствовали высшие понятия и лучшие понятия» (Ключевский В. О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 304–305). 126 «Византия, – отмечает академик Д. С. Лихачев, -в период раннего Средневековья была наиболее передовой страной Европы. От Византии исходили самые передовые эстетические и философские идеи» II Советская культура. 1985. 21 сентября. 131 Одному из аспектов этой проблемы (христианские заместители Волоса, Перуна и т. п.) посвящено, в частности, исследование: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Там же и исчерпывающая библиография. 134 В «Молении Даниила Заточника», например, читаем о вышитом изображении: «Паволока бо испестрена [расшита] многими шолкы и красно лице являеть…» (ПЛДР-2, 392). 135 Чтение о святых мучениках Борисе и Глебе//Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. С. 5. 136 О существовании «устного литературного языка» славян см.: Лихачев Д. С. Великое наследие. С. 38 и слл. Фольклорным основам древнерусской литературы посвящена книга: Адрианова-Перетц В. Я. Древнерусская литература и фольклор Л., 1974. 139 Подробнее см.: Адрианова-Перетц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XIXIII вв. JL, 1968; Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». М., 1982, и многие другие работы. 140 См.: Curtius Е. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern: Miinchen, 1969. S. 410–415. 141 См.: Панченко А. М. Некоторые эстетические постулаты в «Шестодневе» Иоанна Экзарха//Русско-болгарские фольклорные и литературные связи. Т. 1. С. 35.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304/III. 21. Л. 231 об.) Пребывание прп. Феодора в Троице-Сергиевом мон-ре. Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия Радонежскогою XVI в. (РГБ. ф. 304/III. 21. Л. 231 об.) Его подражателю, псковскому агиографу XVI в. Василию (Варлааму), принадлежат Жития (и новые редакции Житий) прп. Евфросина Псковского, блгв. кн. Всеволода (Гавриила), прп. Саввы Крыпецкого (эти Жития, написанные до 1552, вошли в Успенский и Царский списки ВМЧ), святителей Нифонта и Никиты, епископов Новгородских, сщмч. Исидора Юрьевского. Кроме того, им написано 5 служб (по мнению В. П. Адриановой-Перетц, также и Похвальное слово прп. Алексию, человеку Божию (см.: Адрианова-Перетц. 1922)). Следует отметить, что ряд преподобнических житий (в первую очередь жития основателей монастырей) имел функцию передачи монастырского устава, чаще в форме предсмертного наставления игумена братии, иногда в виде специального раздела жития, как, напр., в пахомиевском Житии прп. Кирилла Белозерского (начиная со слов: «Бяше же устав блаженаго Кириила...» - БЛДР. СПб., 1999. Т. 7. С. 156-162). Предания о св. игуменах рус. монастырей зафиксированы в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже во Рустей земли сущих» прп. Иосифа Волоцкого (10-я гл. «Духовной грамоты», см.: Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 98-112). Вероятно, в 10-х гг. XVI в. (во всяком случае не позднее 40-х гг. XVI в.) в Супрасльском мон-ре или по заказу его братии на Афоне было написано пространное проложное Житие со стихом, посвященное прмч. Антонию Супрасльскому, подвизавшемуся в нач. XVI в. на Афоне и замученному турками в Фессалонике. Между посл. четв. XIV и посл. четв. XV в. на Русь попало неск. редакций стишного Пролога, переведенного южнослав. книжниками в XIV в. (подробнее см.: Турилов А. А. К истории Стишного пролога на Руси//ДРВМ. 2006. 1(23). С. 70-75). Формирование общерус.

http://pravenc.ru/text/182317.html

1009       Здесь у Михаила начинается сбой в падежах (асе. вместо περ + gen.), что может указывать на лакуну. 1014 Повесть временных лет: Часть первая: текст и пер./подгот. текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева и Б. А. Романова, под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950. С. 75,274. 1015       Ivanov S. Ekphraseis of Constantinople in old russian literature//Ekphrasis: La representation des monuments dans les literatures Byzantine et Byzantine-slaves: Realites et imaginaires/ed. par V. Vavrinek, P. Odorico, V. Drbal. Prague, 2011. P. 205–212. (BS. 2011; T. 69/3. Supplementum). 1016       Леонид, архим. Сказание о Св. Софии Цареградской: Памятник древней русской пись­менности XII века. СПб., 1889. (ПДПИ; Вып. 78); Вилинский С. Г. Византийско-славянские ска­зания о создании храма Св. Софии Цареградской. Одесса, 1900; Он же. Сказание о Софии Царе­градской в Еллинском летописце и в хронографе//ИОРЯС. 1903. Т. 8, кн. 3. С. 1–43; Marichal R. La construction de Sainte-Sophie de Constantinople dans l’anonyme grec (Xe siècle?) et les versions vieux-russes H BS. 1960. T. 21. P. 238–259; Белоброва О. A. Сказание о построении храма Святой Софии//Словарь книжников и книжности Древней Руси/отв. ред. Д. С. Лихачев. Л., 1989. Вып. 2. С. 386; Давыдова С. А. «Сказание о Св. Софии Цареградской» в Летописце Еллинском и Римском//ТОДРЛ. 2001. Т. 52. С. 561–566. 1017       Книга Паломник...; «Хождение» Стефана Новгородца. С. 28–33; Majeska G. St. Sophia...; Idem. Russian travelers to Constantinople... P. 199–236; Книга хожений... С. 80–84, 92–94, 255–259, 268–270; Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников: XII-XV века: исслед., тек­сты, коммент. М., 2005. С. 221–226,236–239,246–248, 253–254, 260–261. 1018       Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. М., 1987. С. 9–10,227–228. 1020       Гумилев Н. С. Африканский дневник//Гумилев Н. С. Поли. собр. соч.: в 10 т. М., 2005. Т. 6: Художественная проза. С. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1047 В дальнейшем текст «Наставления царю» патриарха Никона цитируется мной по ркп.: РГАДА, ф. 27. оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 298а – 393 об. Листы по указанной рукописи проставляются в круглых скобках после цитаты и пометы «Наставление царю». 1057 13 декабря 1666 г. от имени патриарха Иоасафа и Собора составлен наказ на имя архимандрита нижегородского Печерского монастыря Иосифа, который должен был сопровождал патриарха Никона в ссылку; архимандриту предписывалось по приезде в Ферапонтов монастырь забрать у Никона архиерейскую мантию и посох и выслал в Москву – Дело 1897, 310 – 311 74). 1063 Адрианова-Перетц 1947, 93. У протопопа Аввакума, когда «звериные» метафоры употребляются по отношению к «людям Божиим» и собственным детям, преобразуются и получают иное эмоциональное содержание – Герасимова 1993, 81. 1074 Милосердие (милосердствие, милосердство) – сочувствие, сострадание; милостивый (милостивный) – милосердный, сострадающий, тот, кто склонен прощать, оказывать снисхождение – СРЯ 9, 151 – 152, 153. Милость – милосердие, благорасполо- жение; радость, веселье; сожаление, жалость – Срезневский 2/1, 137 – 139. Щедрость – милосердие, милость, чистосердечие, простота сердца – Срезневский 3/2, 1608. 1084 Новый текст на каменной таблице, выполненный в технике масляной живописи по дереву при архимандрите Амвросии (Зертис-Каменском) (1748 – 1753), вызывал в памяти читателя ряд событий, предшествовавших Крестной смерти и Воскресению Спасителя; эта надпись из Воскресенского собора сохранилась до наших дней: «Всякая душа благочестивая, желающая пречудный храм Воскресения Христова, иже во Иерусалиме, видети и тамо в нем сущим Святым местам с верою поклонитися, но ради разстояния дальняго онаго дойти не могущая, созерцай семо вшедши и разумей внутрь заключенных вещей душеполезную тайну, яже Спаситель твой тамо между неверными, здесь же среди благочестиваго христианства в воспоминание тебе спасительных Страстей, смерти и тридневнаго Воскресения, в храме сем Ново-Иерусалимском представляет» – цит. по изд.: Зеленская 2003, 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

122 Как сообщает «Повесть временных лет» Нестора Летописца , великолепие обряда стало превалирующим фактором крещения Руси. Булгары (мусульмане), немцы (латиняне) и греки пытались убедить князя Владимира принять именно их веру. Поэтому он послал своих гонцов, чтобы они воочию познали обряды этих религий. Булгары произвели на них впечатление чего-то мрачного: «нет в них веселья, только печаль и смрад великий». Этот не столь убедительный богословский аргумент привел их к не вполне логичному выводу «Не добр закон их». Что касается немецких ритуалов, то посланцы «красоты не видели никакой». Только греки заворожили их. Когда они прибыли на берега Босфора, «Царь же спросил их: „Зачем пришли?” Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: „Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего”». В результате литургия в Святой Софии лишила послов дара речи. По своем возвращении они сообщили князю: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах» (Повесть временных лет/Под ред. Адриановой-Перетц В. П. Санкт-Петербург, 1996.) Для русских эстетика в религии до сих пор играет огромную роль. См. об этом Федотов Г. П. Русское религиозное сознание: Киевское христианство , XXIII вв. Репринт: М., 1991. Свящ. Александр Ельчанинов назвал Православие «христианством, понимаемым как культ Высшей Красоты». (см. Ельчанинов А. Записи. Репринт: Москва, 1992). О взаимоотношении между культом и эстетикой в православном богослужении см. Onasch K. Die Ikonenmalerei. Grundzge einer systematischen Darstellung. Leipzig, 1968. S. 29. 123 См. Millet G. Monuments. I, табл. 64, 1; 118, 23;219, 3; 256, 2; 257, 2; 261, 12 ; 262, 12; tefanescu. P. 73 ff; 189190; табл. XXIX, 12; XXX, 12; LV.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010