173.IV (собр. МДА), выписки из «Возражения» были сделаны 3 декабря 1855 г. (л. 254 – 265), списки с грамот Никона к Паисию Лигариду, константинопольскому патриарху Дионисию и видения Никона были сделаны 18 декабря того же года (л. 230 – 253 об.); 27 июня 1858 г. законспектированы изданные документы о Паисии Лигариде и суде над патриархом Никоном (л. 140 – 224); возможно, тогда же были сделаны и выписки о патриархе Никоне из сочинения Павла Алеппского о путешествии антиохийского патриарха Макария (л. 226 – 229 об.) 39 Лобачев 2003, 350 – 361 (Приложение 3). Среди 10 опубликованных документов 5 отписок митрополита Никона. 40 Севастьянова 2004, 299 – 329. Среди 16 опубликованных документов 9 посланий митрополита Никона, в том числе одно из собрания царских писем. 41 СГГД 3, 474; Тихомиров 1940, 290; Коваленко и др. 2001, 72, 76, 162, 257, 267, 338; Лобачев 2003, 346, 350. 42 Например, «Государь, слушав сеиотписки, указал Никону митрополиту...» л. I об.); «Государь, слушав сеиотписки , указал...» 4, л. I об.) и др. 43 В дальнейшем ссылки на документы следственного дела о новгородском восстании даны по изд.: Коваленко и др. 2001; в тексте в круглых скобках обозначается номер документа по публикации и страница. 44 В дальнейшем ссылки на документы о путешествии митрополита Никона в Соловецкий монастырь даны по изд.: Севастьянова 2004, 299 – 329 в тексте к круглых скобках с пометой «Сл.» и номером страницы. 45 Варианты в отписках из Новгорода: «Да марта, государь, в... день...» с. 65) и «В нынешнем, государь, во 158-м году грех ради наших в вотчине вашей в Великом Новегороде марта в 15 день стало нестроение большое меж всяких чинов людей» 30, с. 73). 50 К посланию 1652 г. царя Алексея Михайловича к митрополиту Никону приложен статейный список о смерти патриарха Иосифа – ААЭ 4, 77 – 87 57). 54 Адрианова-Перетц 1937; Данилов 1955, 209 – 217; Каган 1958, 225 – 250; Дробленкова 1960; Назаревский 1961; Волков 1974, 21 – 157; Демин 1985, 162 – 163; Демин 2003, 374 – 387; Прохоров 1991, 222 – 232; Ромодановская 1994, 88 – 96; Ромодановская 2002, 337 – 345; Севастьянова2004а, 254 – 298. 59 Протопоп Аввакум неоднократно использует эпитет «свет», обращаясь не только к царствующим Романовым (Алексею Михайловичу, Федору Алексеевичу, царевне Ирине Михайловне Романовой), но и к близким ему людям, единомышленникам (боярыне Ф. П. Морозовой, княгине Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой, Маремьянс Феодоровне; к игумену Сергию с «отцы и братией») – Житие Аввакума, 130, 131, 133, 137, 142, 145, 147, 156, 161, 176 – 177, 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1884. T.3. P. 68–73 Легенда о Плакиде упоминается также и в Житии Константина Философа [Лавров П.А. (прим. 321). С.З]. См. об этом: Meyer W. Der Rythmus über den hl. Placidas-Eustasius (так!)//Nachr. GWG. Jg.1915. Berlin, 1916. S. 226–287; Адрианова-Перетц В.П. Сюжетное повествование в житийных памятниках вв.//Истоки русской беллетристики. Л., 1970. С. 72– 76 [см. также: Voordeckers Е. Constantin-Cyrille et Méthode, témoins de la fin de 1’iconoclasme byzantin//Szlávok-Protobolgárok-Bizánc. (Hungaro-Bulgarica. T.2). Szeged, 1986. P. 19–27. – Прим. изд. (К.А.)]. О прочих византийских источниках Чтения см.: Бугославский С. (прим. 531). С. 132–186. О славянском переводе мученичества см.: Лихачева О.П. Сказание об Евстафии Плакиде//ПЛДР, XII век. Μ., 1980. С.226–245 (текст), 645–656 (комментарий) [см. также: Салмина Μ.А. Житие Евстафия Плакиды//СлККДР. Вып. 1. С. 146–147. – Прим. изд. (А.Н)]. (Гладкова О.В. Житие Евстафия Плакиды – памятник переводной литературы Древней Руси киевского периода (Текстология, жанровое своеобразие). (Автореф. к. филол. н.). Μ., 1952; она же. Житие Евстафия Плакиды в составе Пролога (Исследование и тексты)//ГДРЛ. 1994. Сб.7. С. 167–184.) 546 Греческие лексические заимствования нередки и в Сказании, и в Чтении; наиболее ярким примером может служить термин “кафоликани иклисиа” применительно к монастырской соборной церкви [от греч. καθολικν – главный храм монастыря; ср. в немецком Münster (лат. monasterium) как обозначение кафедрального собора (например, в Аахене, Фрайбурге, Страсбурге и др.)] (по изд. Д. Абрамовича . С. 19.35); см. об этом: Poppe А. (прим. 114). Р.19. 547 В заключительных словах Нестор заявляет, что писал Чтение отчасти как очевидец, отчасти со слов очевидцев. 548 О южнославянском Прологе см.: Ангелов Б.Ст. Материали (прим. 354). С. 119–123; Сперанский М.Н. Из истории (прим. 354). С.36–42; существует и армянский перевод Проложного жития: Бенешевич В.Н. Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе//ИОРЯС. 1909. Т. 14. 1. С. 201–236. 549 Писарев С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1907. Т.58. С. 1–19; Сперанский Μ. Сербское житие Феодосия Печерского //Сб. статей (прим. 6). С.537–546; он же. Из истории (прим. 354). С.23–25; Федотов Г.П. (прим. 311). С.34–51; idem. (прим. 430). Vol. 1. Р. 110–131; Tschiewskij D. (прим. 477). S. 150–156; Еремин И.П. (прим. 531); он же. Лекции (прим. 533). С. 24–31; Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения “агиографического стиля” Древней Руси//ТОДРЛ. 1964. Т.20. С.46–51; Siefkes F. Zur Form des itije Feodosija. (FrAbhSl. Bd. 12). Frankfurt/M., 1970 (ср. рец.: Lägreid A.//AnzSIPhil. 1974. Bd.7. S. 192–196); Fennell J., Stokes А. (прим. 421). P. 32–40; Bprtnes J. Det gammelrussiske helgenvita: Dikterisk egenart og historisk betydning. Oslo, 1975. S. 78–152; Birnbaum H. Die Altrussische Wortkunst in neuem Licht//WdSl. 1978. Bd.23. S. 187–215, особ. 198 f.; Томова E. Славянские жития основателей монастырей как тематическая разновидность типа пространного жития//Palaeobulgarica. 1979. Т.З. Р.55–68; Bosley R.D. А History (прим. 292); Giambelluca-Kossova A. Per una letteratura analitica del itie prep. Feodosija Peerskogo di Nestore//RicSl. 1980/1981. T. 17/18. P. 65–100; Kossova A.G. Il messaggio evangelico nella missione pastorale di San Feodosij di Kiev//Cristianesimo nella storia: Ricerche storiche, essegetiche, teologiche. 1981. T.2. P. 371–399. (Хорошев А.С. (прим. 310). С.36–46; Grimstad К. (прим. 279); Топоров В.Н. Труженичество во Христе (творческое собирание души и духовное трезвение): Преподобный Феодосий Печерский и его“Житие”//Он же. Святость и святые (прим. 430). С.601–860; Творогов О.В. Нестор//СлККДР. Вып.1. С. 274–278 (литер.).) 597 Абрамович Д. (прим. 156). С. 21, 39, 64 [ср. об этом: Schwartz Е. Kyrillos von Skythopolis. (TU. Bd.49/2). Leipzig, 1939. S.101 f.]; о Житии Антония: Безобразов П. Древнейшие греческие жития//ЖМНП. 1917. Октябрь. Т.71. С. 147–232; de Santos-Otero А. Die altkirchenslavische Überlieferung der Vita Antonii des Athanasius//ZKG. 1979. Bd.90. S.96–102 (242–252). О Житии св. Савы (BHG.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1943 Русская литература киевского периода использовала и церковно-славянский, и русский разговорный языки. Некоторые отрывки из " Начального свода», особенно юридические тексты, написаны почти полностью разговорным языком. " Поучение Владимира Мономаха » представляет собой один из самых показательных примеров смешения двух стилей (см.: Якубинский Л.П. История древнерусского языка. М.–Л., 1946. С. 71–80, 125–131). Об использовании речевых фигур Владимиром и Аввакумом см.: Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. М., 1947. С. 25, 36, 47, 55 и др.; Черкесов Е.Т. О взаимодействии русских народных и церковнославянских элементов речи в русском литературном языке доломоносовского периода//Материалы и исследования по истории русского литературного языка. М.–Л., 1951. Т. 2. С. 220–221; Я кубинский Л. П. О языке " Слова о полку Игореве»//Доклады и сообщения Института русского языка АН СССР. Вып. 2. М.–Л., 1948. С. 78 («Церковнославянские элементы подчинены в " Слове» древнерусской народной стихии, поглощены ею, поставлены на службу русскому языку»). Об одновременном использовании церковнославянского языка и разговорной речи в " Молении Даниила» см.: Будовниц И.У. Памятники ранней дворянской публицистики//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 139–140, 146 и след. 1944 Курбский А.М., князь. История князя великого Московского о деле, яже слышахом и у достоверных мужей и яже видехом очима нашима//Курбский А.М. Переписка с Иваном Грозным; Сказания князя Курбского/Изд. Н.Г. Устрялова. М., 1833. 4. 1. С. 16–17, 36, 42–45, 89–94, 185 и др. 1945 См. письма Курбского к Ивану IV и др.: Курбский А.М. Переписка с Иваном Грозным; Сказания князя Курбского... 4. 2. С. 4–6, 104–105, 125, 128. 1946 См. письма Ивана к Курбскому (Послания Ивана Грозного. М., 1951. С. 29–41, 47–49, 209–210), письмо в Кирилло-Белозерский монастырь (Там же. С. 162–163, 175–189; речи Ивана помещены в " Стоглаве» (Стоглав. СПб., 1863. С. 522–528). См.: Gudzy N.K. The History of Early Russian Literature... P. 386; ИРЛ. C. 302.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1954 О полемической традиции в трудах Ивана см.: Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М., 1947. С. 280–296; Лихачев Д.С. Иван Грозный – писатель//Послания Ивана Грозного. С. 452–467; ИРЛ. С. 503. 1955 В. В. Виноградов подчеркивает, что эти личные ответы, пылкие выступления и обращения к читателю – существенный элемент композиции текстов Аввакума (Виноградов В.В. О задачах стилистики: Наблюдения над стилем Жития... С. 207–217). Подобный " разговор с читателем» и проявление души автора были обычными для древнерусской литературы. Н.С. Трубецкой показывает, что мастерское использование Афанасием личного обращения к читателю может быть рассмотрено как специальный литературный прием (Трубецкой Н.С.«Хождение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник//Версты. Вып 1. Paris, 1926. С. 166–167). Мы уже видели, что со времени Владимира Мономаха русской литературе было хорошо известно одновременное использование повествования и личного обращения. 1957 Митрополит Филипп был убит по приказу царя Ивана IV главой царской тайной полиции, страшной " опричнины», в 1569 г. – по народным представлениям, преступление особенно отвратительное. Митрополит Филипп был канонизирован в 1632 г., и 9 июля 1652 г. митрополит Никон (позднее патриарх) перевез его святые мощи в Москву. Царь Алексей Михайлович по этому случаю публично покаялся за это преступление своего предка Ивана IV (см.: Федотов Г.П. Святой Филипп Митрополит Московский. Paris, 1935. С. 195–205). 1958 Аввакум часто упоминает Филиппа с громадным почтением и даже намекает на удушение митрополита:»Ты, Господи... аще меня задушат, и Ты причти мня с Филипом митрополитом московским» (Аввакум. С. 9, 10, 43; РИБ. Т. 39. С. 12, 59, 67:867). 1959 Толкования на некоторые псалмы и паремии//Материалы. Т. 5. С. 29; РИБ. Т. 39. С. 458 ( Пс.44:18 ). Аввакум упоминает Ивана IV по многим поводам: например, в письме к " сибирской братии» (РИБ. Т. 39. С. 867), в этом же письме есть отсылка к " Стоглаву царя Ивана». 1964 Аввакум. С. 7, 14, 16, 28 и др.; Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля, С. 46–47 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

36 П. Строев. Цит. соч., стб. 438, 448, 494. См. также: А. Свирелин. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. М., 1860, с. 53; ААЭ, т. I, с. 301–302. Воспроизведение подписи митрополита Афанасия на одном из актов см.: М. Погодин. Русский исторический альбом. М., 1837, табл. 9; то же, М., 1853, табл. 9; Царь Иоанн Грозный. Под ред. Н. Головина и Л. Вольфа. СПб., 1904, с. 60. 37 Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961, ч. 3, с. 29–30, 31,68–70, 82–84, 97–99, 359–362, 366–368; С. Соловьев. История России..., т. 7–8, с. 376–377, ГИМ, Симоновское собр. 58, л. 834 об. 48 В. Ключевский. Древнерусские жития святых..., с. 282. Об этом Житии говорит также А. Кадлубовский (Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 273–284). 52 Во всяком случае, известно, что он занимался переписыванием книг. На одной рукописи Волоколамского монастыря имеется запись: «Апостол Пречистые Богородици Иосифова монастыря, дана на список благовещенскому протопопу Андрею» (Б. Клосс. Никоновский свод..., с. 263). У царя Uoahha IV некоторое время находился Требник митрополита Афанасия (Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Л., 1982, с. 48). 53 Г. Барсов. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI века. – ЧОИДР, 1883, кн. 1. Материалы историко-литературные, с. 5. 55 Там же, с. 273; ПСРЛ, т. 29, с. 249; Кашменский С., прот. О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая. «Вятские епархиальные ведомости», 1875, 10, отдел духовно-литературный, с. 321. Вместе имена поновителей иконы святителя Николая помещены и в Сказании о святых иконописцах. После митрополита Макария читаем: «Преосвященный Афанасий, митрополит Московский и всея России, писаше многие святые иконы» (И. Сахаров. Исследование о русском икоиописании. СПб., 1850, ки. 2, приложение, с. 14). 56 БАН, картотека акад. Н. К. Никольского , карточки 0521–0523. Кроме публикации, он указал два списка Слова по рукописям XVII века. Нами обнаружен еще один список по рукописи XVI века: ГИМ, собр. Н. П. Вострякова 907, Сборник похвальных слов, лл. 116–119 об. (Текст Слова по этой рукописи см. в приложении к данной статье). Но первоначально он не назвал этого труда, как принадлежащего протопопу Андрею (см.: Н. Никольский. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). Вып. 1. А-Б, СПб., б. г., с. 91–92). О его картотеке см.: В. Покровская. Картотека академика Н. К. Никольского . – В кн.: Труды библиотеки Академии наук СССР. М. – Л., 1948, т. I, с. 142–150; Адрианова-Перетц В. П. Картотека Н. К. Никольского . – «Вопросы языкознания», 1961, 1, с. 121–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

464 См.: Ольшевская Л.А. Патерик Киево-Печерский//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1. С. 308–313. 466 Кусков В.В. Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика//Методология литературоведческих исследований: Статьи о русской литературе. Прага, 1982. С. 44. 469 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 53–54. В науке существует точка зрения, что Житие Феодосия Печерского возникло как переработка Жития Антония, основателя лавры. «Приписанная Феодосию автором его жития роль первого великого русского подвижника и «учителя словесным овцам» в действительности принадлежала Антонию... Тот факт, что в ходе внутрицерковной борьбы Феодосий со временем заслонил фигуру Антония, представляется несомненным. А это придает вероятность и предположению о том, что в целях исправления церковной истории житие Феодосия вобрало в себя многое из жития Антония и вытеснило последнее», полагает, например, Е.Н. Купреянова (Национальное своеобразие русской литературы... С. 61). 473 См.: Кадлубовский А.П. Очерки из истории древнерусской литературы житий святых. 1–5. Варшава, 1902. С. 218; Кусков В.В, Жанровое своеобразие Киево-Печерского патерика... С. 36. 477 См„ например: Cizevskij D. History of Russian literature from the eleventh century to the end of the baroque. Gravenhage, 1960. P. 95. 478 Переверзев В.Ф. Литература Древней Руси. М., 1971. С. 27; см. также: Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического стиля»... С. 68. 479 См., к примеру: Азбелев С.Н. Литературные памятники Киевской Руси//Русская литература и фольклор вв.). Л., 1970. С. 34. 482 См.: Грихин В.А. Творчество Епифания Премудрого и его место в древнерусской литературе конца XIV – начала XV в.: Автореф. дис... канд. филол. наук. М., 1974; ср. с точкой зрения П.Н. Сакулина: «Само собою разумеется, агиографический стиль, как и всякий другой, имеет свои характерные нюансы, в зависимости от материала и литературной эпохи. Между прочим, различались разные категории святых, из которых каждая требовала своих оттенков стиля (мученики, исповедники, святители, преподобные и т.д.)» – Сакулин П.Н. Русская литература: Социолого-синтетический обзор литературных стилей. М., 1928. Ч. 1. С. 100.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

569 Строев 1877. Стб. 438, 448, 494. См. также: Свирелин А. Историко-статистическое описание Переяславского Троицкого Данилова монастыря. М., 1860. С. 53; ААЭ. Т. 1. С. 301–302. Воспроизведение подписи митрополита Афанасия на одном из актов см.: Погодин М. Русский исторический альбом. М., 1837. Табл. 9; То же. М., 1853. Табл. 9; Царь Иоанн Грозный/Под ред. Н. Головина и Л. Вольфа. СПб., 1904. С. 60. 570 АФЗХ. М., 1961. Ч. 3. С. 29–30, 31, 68–70, 82–84, 97–99, 359–362, 366–368; Соловьев. Сочинения. Т. 7–8. С. 376–377. 576 Клосс 1980. С. 263. Существует более категоричное мнение: «После добровольного отказа от митрополии он прожил лишь несколько месяцев и в конце 1566 г. умер, по-видимому, не насильственной смертью » (Хорошкевич А.Л. Митрополит Афанасий и царь Иван Грозный//In memoriam. Сборник памяти Я.С. Лурье. СПб., 1997. С. 291). 578 Ключевский 1871. С. 282. Об этом Житии говорит также А. Кадлубовский (Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 273–284). 582 Во всяком случае, известно, что он занимался переписыванием книг. На одной рукописи Волоколамского монастыря имеется запись: «Апостол Пречистые Богородици Иосифова монастыря, дана на список Благовещенскому протопопу Андрею» (Клосс 1980. С. 263). У царя Uoahha IV некоторое время находился Требник митрополита Афанасия (Зарубин H.H. Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Л., 1982. С. 48). 583 Ранее нами было атрибутировано протопопу Андрею Похвальное слово святителю Николаю, опубликованное еще в XIX в. Е. Барсовым (Барсов Е. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI в.//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. Материалы историко-литературные. С. 5). Это утверждение еще раньше было сделано академиком Н. Никольским (БАН, Картотека акад. Н. К. Никольского . Карточки 0521–0523). Кроме публикации, он указал еще два списка Слова по рукописям XVII в. Впрочем, первоначально Н. Никольский не назвал этого труда как принадлежащего протопопу Андрею (См.: Никольский Н. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI–XVII вв.). Вып. 1.: А–Б. СПб., б. г. С. 91–92). О его картотеке см.: Покровский В. Картотека академика Н. К. Никольского //Труды БАН. М.; Л., 1948. Т. 1. С. 142–150; Адрианова-Перетц В.П. Картотека Н. К. Никольского //Вопросы языкознания. 1961. 1. С. 121–125). Нами был обнаружен список Слова по рукописи XVI в. (ГИМ. Собр. Н.П. Вострякова 907. Сборник похвальных слов. Л. 116–119 об.). Однако теперь, когда Похвальное Слово обнаружено в списке конца XV в., от данной атрибуции следует отказаться (см.: Макарий, архим. Пресвитер Андрей, писатель Древней Руси. Новооткрытый список конца XV в. Похвальное слово на день памяти перенесения мощей святителя Николая Чудотворца//Вышенский паломник. 1997. 2. С. 55–56).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

600 На полях листа, внизу, приписано: «О богоизбранном триличном царствии самодержавнаго вкупе со отцем и материю неразличной их державы». 602 Работы онех избавльшеся малеми останцы людий. Иван Тимофеев говорит здесь о втором земском ополчении, зародившемся и организованном в Нижнем Новгороде. Во главе его стояли земский староста Кузьма Минин и князь Димитрий Михайлович Пожарский. В первых числах апреля 1612г. ополчение достигло Ярославля, 14 августа прибыло к Троице (ныне Загорск), а 18 августа двинулось к Москве. Не доходя 5 верст до Москвы, ополчение остановилось на реке Яузе. После нескольких сражений с поляками под стенами Москвы земское ополчение выгнало их из Москвы и в конце августа 1612г. вошло в Кремль. Тимофеев не дал описания этого патриотического подвига русского народа, отстоявшего независимость Родины. 605 Ревность, якоже Ильину о Боге. Илья – один из библейских пророков, по преданию, отличался великой ревностью в вере. 606 Матере же сий царь в велице лавре сущу зде мнихожительну име. Мать царя Михаила Федоровича – Ксения Ивановна Шестова (инокиня Марфа) в июне 1601г. была пострижена и сослана в один из Заонежских погостов. Когда Лжедимитрий воцарился в Москве, он вызвал инока Филарета, в миру Федора Никитича Романова, мужа Ксении, чтобы дать ему сан митрополита Ростовского. С этого времени инокиня Марфа с сыном Михаилом жили в епархии Филарета, близ Костромы, в Ипатьевском монастыре. После воцарения Михаила инокиня Марфа жила в Вознесенском монастыре (в Кремле), который Иван Тимофеев и называет «великой лаврой». 607 Кралевска сына з главохохленными множествы второе наступление на землю нашу. Второе наступление на Москву поляков во главе с польским королевичем Владиславом (в 1618г.) имело целью завоевание для Владислава московского престола. 608 Наглость их со устремлением к царствию и приражение к градовным стенам. 17 сентября 1618г. королевич Владислав, пытаясь повторить интервенцию, подошел к Звенигороду. Гетман Сагайдачный шел на соединение с ним, во главе 20000 казаков, к селу Бронницы, Коломенского уезда. 5 октября 1618г. враги подошли к Москве и расположились у Арбатских ворот. Московское население оказало упорное сопротивление, и враги не смогли взять не только Москвы, но и Троице-Сергиева монастыря. 609 О мире утвержение с писаньми на лета. Перемирие между Русским государством и Речью Посполитой было заключено 1 декабря 1618г. сроком на 14 лет и 6 месяцев. Переговоры происходили в деревне Троицкого монастыря Деулине, расположенной по Угличской дороге. Читать далее Источник: Временник Ивана Тимофеева/Подгот. к печати, пер. и коммент. О.А. Даржавиной ; под ред. В.П. Адриановой-Перетц. – Изд. Академии наук СССР. – Москва - Ленинград : 1-я тип. Изд-ва Академии наук СССР, 1951. – 524 с. (Литературные памятники). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

München, 1976. S. 267–270. Коваль В. Ю. Керамика средневековой Сирии в Восточной Европе//Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X–XVIII вв. Киев, 2005. C. 223. Майков Л. Н. Старинные русские паломники в издании Православного Палестинского общества. СПб., 1884. С. 12. Там же. С. 13. Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв./Сост. текста, вступ. статья, коммент. Н. И. Прокофьева. М., 1984. С. 417, 418. Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв.//Ученые записки Московского государственного пединститута. Т. 363. М., 1970. С. 212–217. Русский феодальный архив. Вып. 2. М., 1986. С. 306–307. Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 233. Книга хожений… С. 418. Хожение гостя Василья. С. 8. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 299. Хожение гостя Василья. С. 1, 14. Голубцова М. А. К вопросу об источниках древнерусских хождений в св. землю//Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских (далее – ЧОИДР). 1911. Кн. 4. С. 1–78; Адрианова-Перетц В. П.Путешествия XVI в.//История русской литературы. Т. 2. Ч. 1. М.; Л., 1945. С. 512—514; Белоброва О. А. Позняков Василий//СККДР. Вып. 2. Ч. 2: Л–Я. Л., 1989. С. 296–297; S еетапп К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. S. 281–288, 436, 451. Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 309–320. См. последнее издание этого хожения: Библиотека литературы Древней Руси (далее – БЛДР). Т. 10. СПб., 2000. С. 48–93. Решетова А. А. Древнерусская паломническая литература XVI–XVII веков (история и поэтика). Рязань, 2006. БЛДР. Т. 10. С. 48. Там же. С. 88. См.: Святые места вблизи и издали. Путевые заметки русских писателей I половины XIX в./Сост. К. Ургузова. М., 1995. С. 190, 273; Берг Н. В. Иерусалим. М., 1997. С. 78. БЛДР. Т. 10. С. 70, 72. Россия и греческий мир в XVI веке. В 2 т./Отв. ред. С. М. Каштанов; Подгот. к публ. С. М. Каштанова, Л. В. Столяровой, Б. Л. Фонкича. Т. 1. М., 2004. 141 –143. С.289 –293,315. Хождение Трифона Коробейникова/Под ред. Х. М. Лопарева//Православный палестинский сборник (далее – ППС).

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010