А. с. широко распространены в восточнослав. рукописной традиции, в особенности в XV-XVII вв.; в ряде случаев встречаются подборки А. с., включающие до 10 и более стихотворений (напр., в сборнике толкований сер. XVI в. РГАДА. Ф. 181. 478; в сборнике 1632 г. РНБ. Погод. 1615; в сборнике 1-й трети XVII в. НБ МГУ. 1356). В южнослав. традиции они известны гораздо меньше - надежно засвидетельствовано лишь неск. редакций А. с. «Аз есмь Бог» в списках XIV-XVI вв. Изд.: Амфилохий [ Сергиевский] , архим. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального... монастыря. М., 1875. С. 140-141; Петров А. К истории букваря//Рус. школа. 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Церковнославянские стихотворения IX-X вв. и их значение для изучения церковнославянского языка//Труды XI Археологического съезда. М., 1902. Т. 2. С. 29-34; то же// Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910. С. 3, 13-15; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению славянских азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Куев К. М. Азбучната молитва в славянските литератури. София, 1974; Д., Милтенова А. Апокрифният сборник от монастира Савина XIV в. в сравнение с други подобни южнославянски ръкописи//Археографски прилози. Београд, 1987. 9. С. 14-15; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собрания МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1987. С. 142-156. Лит.: Якобсон Р. О. Заметки о древнеболгарском стихосложении//ИзвОРЯС. 1923. Т. 24. 2. С. 354-356; Адрианова-Перетц В. П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. С. 10-14; Vrana J. O postanku i karakteru staroslovenskih azbukvara i azbunih molitava//Filologia. Zagreb, 1963. K. 4. S. 191-204; Панченко А. М. Перспективы исследования древнерусского стихотворства//ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 256-273; Mare š F. V. Azbuna básén z rukopisu Statni veejne knihovny Saltykova-Šedrina v Leningrade (Sign. Q.I.1202)//Slovo. 1964. K. 14. S. 5-24; Драгова Н. Втората апология на българската книга и нейните извори//Константин-Кирилл Философ: Юбилеен сб. по случай 1100-годишнината на смъртта му. София, 1969. С. 315-347; Mare š F. V. Hlaholice na Morav a v échach//Slovo. 1971. K. 21. S. 160-163; Зыков Э. Г. Судьба «Азбучной молитвы» в древнерусской письменности//ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 177-191; он же. Русская переделка древнеболгарского стихотворения//Там же. 1974. Т. 28. С. 308-316; Mo š in V. Još o Hrabru, slavenskim azbukama i azbunim molitvama//Slovo. 1974. K. 23. S. 5-71; Сказания о начале славянской письменности/Вступ. ст., пер. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981. С. 177-178. |
с бывш. еп. Глазовским священноисп. Виктором (Островидовым) (Там же. С. 25). С 1929 г. Л.- сотрудник научно-исследовательского Криминологического кабинета. В нояб. 1931 г. был переведен в Белбалтлаг, где работал счетоводом и железнодорожным диспетчером на строительстве Беломорканала. После досрочного освобождения в 1932 г. вернулся в Ленинград, работал корректором и лит. редактором в ленинградских изд-вах. В 1936 г. по ходатайству президента АН СССР А. П. Карпинского с Л. была снята судимость. В том же году Л. женился на Зинаиде Александровне Макаровой (1907-2001), с к-рой они прожили вместе всю жизнь; в 1937 г. у них родились дочери-близнецы Вера и Людмила (впосл. ученые-искусствоведы). С 1938 г. Л.- младший научный сотрудник Ин-та русской лит-ры (ИРЛИ; Пушкинский Дом), с 1941 г.- старший научный сотрудник. Блокадной зимой 1941/42 г. и весной 1942 г. находился в Ленинграде, работая в ИРЛИ. В 1942 г. Л. издал брошюру «Оборона древнерусских городов» (совм. с археологом М. А. Тихановой), основанную на рассказах летописей и исторических повестях. В июне 1942 г. эвакуирован с семьей в Казань, где находился вместе с эвакуированными ранее сотрудниками ИРЛИ до 1944 г. Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946). Д. С. Лихачёв в Соловецком лагере. Фотография. 1930 г. Д. С. Лихачёв в Соловецком лагере. Фотография. 1930 г. После войны наряду с основной работой в ИРЛИ Л. преподавал на историческом фак-те ЛГУ (в 1946-1951 - доцент, в 1951-1953 - профессор; читал лекции по истории рус. летописания, слав. палеографии, истории культуры Др. Руси и др.). С 1954 по 1999 г. Л. возглавлял сектор (с 1986 отдел) древнерус. лит-ры, приняв руководство после своего учителя В. П. Адриановой-Перетц . Благодаря усилиям Л. отдел стал крупнейшим центром изучения культуры Др. Руси, в изданиях и конференциях отдела принимали участие мн. советские и зарубежные специалисты; Л. считал его своим «вторым домом». Это был единый научный коллектив, общие интересы участников (О. А. Белоброва, Л. А. Дмитриев , Р. П. Дмитриева , Н. Ф. Дробленкова, М. Д. Каган, Н. А. Казакова, Я. С. Лурье , В. И. Малышев, Г. Н. Моисеева, А. М. Панченко , М. А. Салмина, О. В. Творогов и др.) были сосредоточены на изучении древнерус. лит-ры. Отдел на протяжении неск. десятилетий являлся фактически научным форумом ленинградских исследователей Др. Руси. Ученые, представляющие лихачёвскую школу (из С.-Петербурга и др. городов России, а также живущие за рубежом), группируются вокруг изд. «Труды Отдела древнерусской литературы» (ИРЛИ). |
«Хожение» игум. Даниила. Список посл. трети XV в. (РГБ. ОИДР. 189. Л. 202) «Хожение» игум. Даниила. Список посл. трети XV в. (РГБ. ОИДР. 189. Л. 202) «Хожение» Д. дошло почти в 150 списках (самые ранние датируются 2-й пол. XV в.), к-рые делятся на 2 группы (независимо друг от друга отражающие протограф), сложившиеся в основном не позднее XV в.: Основную и Минейную сокращенную (названа по Великим Четьим-Минеям). Группы подразделяются в свою очередь на ряд редакций. Списки 2-й группы отличаются от списков 1-й группы меньшим числом подзаголовков, пропуском гл. «О горе Армафем» и сокращенным пересказом молитвы Авраама о жителях Содома. Ряд списков 2-й группы, выделяемых М. В. Веневитиновым в 3-ю редакцию, имеет в начале послесловия указание на время путешествия Д.: «Ходил есми тамо во княжение руское великаго князя Святополка Изяславича, а внука Ярослава Володимиря Киевскаго». Уникальный характер имеет один из древнейших списков «Хожения» (РГБ. Ф. 205. ОИДР. 189, посл. треть XV в.), в к-ром текст снабжен глоссами из рассказа о святынях Иерусалима и Палестины Арсения Солунского (см.: Гюрова С. Разказът на солунския дякон Арсений в контекста на гръцката и руската поклоническа проза през XIV-XVII вв.//Palaeobulgarica. 1991. 1. С. 96-108; Кобяк Н. А. Чудовская и Оксфордская редакции Индекса ложных книг, приписываемых митрополитам Киприану и Зосиме//Там же. 1997. 4. С. 101-102). Все известные списки западнорус. происхождения принадлежат к Минейной группе. Известны укр. переделка «Хожения» кон. XVI в. (см. Даниил , архим. корсунский) и перевод памятника на укр. язык, выполненный во 2-й пол. XVII в. (см.: Адрианова-Перетц В. П. Из истории рус.-укр. лит. связей в XVII в.: (Укр. переводы «Хожения» игум. Даниила и «Сказания Афродитиана»)//Исследования и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. С. 245-263, 271-292). Отправной и конечной точкой описания паломничества Д. является К-поль (Царьград), сведений о путешествии из Руси в К-поль и обратно в «Хожении» нет. Описывая плавание из К-поля через острова Эгейского м. к Св. земле, Д. упоминает, что на о-ве Родос в течение 2 лет находился рус. кн. Олег (Михаил) Святославич . В рассказе «О Кипрском острове» сообщается, что на Кипре 14 (в нек-рых списках 20) епископий, «митрополия же едина, а святых в нем без числа лежит». |
К «Слову о житии и учении» Стефана Пермского и к Житию Сергия Радонежского (особенно к Слову) многими чертами близко «Слово о житьи и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьского». Первой это отметила В. П. Адрианова-Перетц, но сама она склонилась к мнению, что автор подражал Е. П. и писал, стало быть, не ранее 20-х гг. XV в. А. А. Шахматов и С. К. Шамбинаго рассматривали Слово как произведение XIV в. А. В. Соловьев остался на этой точке зрения и, сравнив следом за В. П. Адриановой-Перетц литературные приемы двух Слов, пришел к выводу, что оба они написаны одним автором. Он оценил Слово о князе как самое блестящее произведение литературы конца XIV в. и заключил, что Е. П. написал его прежде «Слова о житии и учении» Стефана Пермского. Но М. А. Салмина и М. Ф. Антонова вернулись к точке зрения В. П. Адриановой-Перетц, одна – на том основании, что Слово о Дмитрии Донском впервые появилось, по ее мнению, в так называемом «своде 1448 г.» (гипотетическом источнике Летописей Софийской I u Hobropoдckoй IV), другая – потому, что «неопровержимых фактов, свидетельствующих об авторстве одного лица – Епифания», обнаружить она не смогла, но заметила явные стилистические параллели Слову в HIVЛ – в Повести о нашествии Тохтамыша (1382 г.), в философско-поэтическом сопровождении Духовной грамоты митрополита Киприана (1406 г.), в сообщениях о параличе и смерти тверского епископа Арсения (1409 г.) и в предисловии к рассказу о преставлении тверского князя Михаила Александровича (ранее С. А. Богуславский и С. К. Шамбинаго отмечали сходство стиля этого предисловия и сочинений Е. П., см.: История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 238, 245–246). После этого в тексте Слова было замечено случайно в него попавшее Письмо автора к заказчику, а в композиции этого Письма – черты сходства с композицией произведений Е. П. – Жития Сергия Радонежского и Письма к Кириллу Тверскому; при этом был разъяснен и непонятый ранее период текста Слова, в который вклинилось Письмо; оказалось, что, играя смысловыми планами речи, автор намекает на какое-то связанное с князем зло и дает понять, что предпочитает о нем умолчать. Это место обнаруживает его знакомство с «Диоптрой» Филиппа Пустынника (и тот же ведущий к «Диоптре» прием оказывается использован в поэтическом сопровождении Духовной грамоты митрополита Киприана). Были отмечены также стилистические параллели между надписанными произведениями Е. П. и московской летописью (характеристика Дионисия Суздальского , Повесть о Митяе-Михаиле) и указан случай специфического для Е. П. использования слова «посетитель» в грамоте митрополита Фотия. В итоге оказалось возможным (Г. М. Прохоров), что Е. П. был при митрополите Киприане причастен к ведению московского летописания и выполнял литературные заказы для общерусского свода; в частности, написал «Слово о житьи и о преставлении великого князя» (древнейший вид текста сохранился в списке XV в. в ГПБ, F.IV.603); а при митрополите Фотии выполнял роль писателя-секретаря. |
Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г./Подг. текста, перевод и ком. Д.С.Лихачева/Под ред. В.П.Адриановой-Перетц. Серия ЛП. Изд. 2-е. СПб.: Наука, 1996. С. 9. Нечволодов А.Н. Сказания о Русской земле. Репр. с изд.-ия 1913 г. М., 1991. Т. 1. С. 54. Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Казанская Духовная академия, 1996. Репр. с изд-ния 1908. Карташев А.В . История Вселенских соборов. СПб.: Библиополис, 2002. С. 325–328. Димитрий Ростовский , святитель. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. Изд. Свято-Введенской Оптиной Пустыни, Репр. с изд-ия 1905 г. Ноябрь. С. 409. Очерки по истории Русской Православной Церкви 988–1988 гг. Изд. Отдел Московской Патриархии, 1988. Вып. I. Кн. I. С. 6. Подробнее см.: Православная энциклопедия. М., 2000. Том II. С. 370–377. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анатолий 3 июня 2022, 19:21 Хотелось бы узнать у автора где источник, в котором св. Ипполит говорит о благовестии ап. Андрея. Митр. Макарий ссылается на слова св. Ипполита, но в каких трудах еп. Портуенский об этом пишет? Лариса 13 декабря 2019, 11:50 Святой апостол Андрей, первый призванный Иисусом Христом к апостольскому служению, помоги мне, Ларисе, и моему сыну Олегу благодать Божию - достойную профессиональную работу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарю. Наталия 13 декабря 2019, 10:01 Святый Апостоле Андрее! Моли Христа Бога обо мне! Пусть Он дарует мне хорошего мужа и здравие, чтобы родить здоровых детей! Попроси Его простить и помиловать меня! р.Б. Александра 17 декабря 2017, 12:30 Святой Апостол Андрей Первозванный,покровитель Земли Русской,моли Бога о спасении страны нашей России, президента Владимира Путина,патриарха Кирилла и всех православных христиан. андрей 23 января 2017, 20:05 статья класс! Фаина 13 декабря 2015, 17:57 Святой Апостол Андрей Первозванный! Помолись, пожалуйста, Господу о крещенном в твою честь отроке Андрее! Аминь! |
В работах кон. 40-50-х гг. XX в. Л. обратился к проблемам возникновения и первых веков существования рус. лит-ры (Возникновение. 1952), к анализу таких произведений, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Моление Даниила Заточника», а также к лит. творчеству Иоанна IV Васильевича Грозного (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье. М.; Л., 1951). Начиная с 1947 г. и до последних лет жизни Л. занимался исследованием «Слова о полку Игореве»; ученый внес значительный вклад в выработку канонического текста и объяснительного перевода «Слова...», в толкование его «темных мест», в изучение поэтики произведения в контексте эстетической системы его времени, в составление историко-культурного и географического комментария, в полемику со «скептиками», сомневающимися в древности текста. Во многом благодаря массовым тиражам в советское время статей и книг Л. о «Слове о полку Игореве» произведение было осознано как национальное достояние (Слово о полку Игореве: [Вступ. ст., подгот. текста, пер. с древнерус., примеч.: Д. С. Лихачев]. Л., 19492. (Б-ка поэта. Малая сер.); Слово о полку Игореве/Ред.: В. П. Адрианова-Перетц. М.; Л., 1950. (Лит. памятники)). Значительным событием в науке стала кн. «Человек в литературе Древней Руси» (1958), в к-рой на материале летописей, житий, исторических повестей, демократической сатиры и произведений др. жанров Л. показал различие и смену стилей изображения характера и внутреннего мира человека в связи с философско-религ. мыслью своего времени. М. В. Рождественская отмечала, что «существует в этой книге еще один «человек в литературе Древней Руси» - не только тот, о ком пишут, но и тот, кто пишет, то есть сам древнерусский книжник - автор, редактор и переписчик», а за этими образами персонажа и его создателя «встает Третий, не названный впрямую», идеал следования Которому был главным принципом, «определявшим всю культуру средневековой Руси» ( Рождественская М. В. Книга Д. С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси» и история рус. лит-ры//ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 124, 127). Сходным образом не назван напрямую в качестве духовного наставника 2 «титульных» персонажей книги Л. «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (кон. XIV - нач. XV в.)» (1962) прп. Сергий Радонежский. Это, безусловно, объяснялось цензурными соображениями, неизбежными во время новых гонений на Церковь. |
Нельзя не упомянуть и о многочисленных общих трудах по русской литературе в целом, в которых больше или меньше внимания уделено также и киевской эпохе и ее богословию 31 . Советское литературоведение было занято изучением древнерусской литературы почти исключительно в социально-критическом либо чисто филологическом аспектах (стилистика, лексика). Вместе с тем его заслуга – систематическое вовлечение в оборот всех доступных рукописей и подготовка новых критических изданий, а, сверх того, также и повышенное внимание к вопросам научной методики работы с текстами 32 . На первом месте в этом отношении и по количеству работ, и по их перспективности надо назвать имя Д.С. Лихачева 33 , воспринявшего и развившего многие достижения другого историка литературы – В.П. Адриановой-Перетц. После этого краткого, отнюдь не исчерпывающего обзора работ наших предшественников обратимся к справочным изданиям – каталогам рукописей, библиографиям, словарям. Только открытие в 1814 г. Императорской Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, задержавшееся вследствие московского пожара 1812 г., когда погибло немалое количество незаменимых рукописей, дало русской науке возможность приступить к разработке вспомогательных дисциплин и созданию справочного инструментария, необходимого для критического изучения национальной истории 34 . В области истории древнерусской церкви и богословия достойны упоминания три работы, которые, несмотря на отдельные исправления и дополнения, остаются незаменимыми и в настоящее время: каталог славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, составленный А.В. Горским и К.И. Невоструевым 35 , хронологический обзор древнерусской литературы И.И. Срезневского 36 и выполненный в кодикологическом ключе список авторов и сочинений XI–XII вв. Н. К. Никольского 37 . Было бы излишне перечислять прочие каталоги славянских рукописей, группирующие их по происхождению или по тематике 38 , тем более что в настоящий момент уже есть подробный путеводитель по такого рода литературе 39 . |
п. Чудесные возможности В. Б. видятся автору «Слова» причиной удивительного политического взлета и падения полоцкого князя: так, он «скочи ко граду Кыеву и дотчеся стружием (копьем? - А. Н.) злата стола Киевскаго», а затем «скочи от них (киевлян.- А. Н.) лютым зверем в плъночи из Бела-града, обесися сине мгле» и проч. Знаменательно отсутствие в «Слове» каких-то упреков в адрес В. Б., присутствующих в летописи, но нет и «воспевания» полоцкого князя «как общерусского героя», к-рое иногда усматривают (Б. А. Рыбаков ). В позднейших былинах, особенно о «Волхе Всеславьевиче», облик В. Б. окончательно теряет всякую реальную связь со своим историческим прототипом, превращаясь из узурпатора киевского стола в одного из сказочных защитников Киева от некоего «индейского царя», хотя волшебные способности Волха Всеславьевича, к-рый умеет «обвертываться» то «ясным соколом», то «серым волком», то «гнедым туром-золотые рога», живо напоминают В. Б. из «Слова о полку Игореве». Ист.: ПСРЛ. Т. 1-2; Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 1; Т. 40; НПЛ (по указ.); Слово о полку Игореве/Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М., 1950; Волх Всеславьевич//Былины. Л., 1986. С. 89-94. (Б-ка поэта; Б. сер.) Лит.: Грушевський М. [С. ] Icmopiя Ykpaïhu-Pyci. Льbib, 19052. Т. 2 (по указ.); Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. М., 1963. С. 85-98; Алексеев Л. В. Полоцкая земля. М., 1966; он же. Полоцкая земля//Древнерус. княжества X-XIII вв. М., 1975. С. 202-239; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 94. (САИ; Е1-47); Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х гг. XI в.//ВИ. 1985. 11. С. 29-33; Соловьев С. М. Соч. М., 1988. Кн. 1. Т. 1-2 (по указ.). А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) |
В 1552 г. И. встречал в Троицком мон-ре возвращавшегося из победного похода на Казань Иоанна IV. В 1573 г. в послании в Кириллов Белозерский монастырь Иоанн IV нелицеприятно отзывался о жизни бывшего митрополита в Троицком монастыре: «А Асаф что был митрополит, тот с Коровиными да меж собя браняться... Пригоже ли так в Кирилове быти, как Иасаф митрополит у Троицы с крылошаны пировал» (Послания Ивана Грозного/Подгот. текста: Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье; ред.: В. П. Адрианова-Перетц. М.; Л., 1951. С. 175, 178). Гробница свт. Иоасафа, митр. Московского в Серапионовой палатке в Троице-Сергиевой лавре. Ок. 1949 г. Гробница свт. Иоасафа, митр. Московского в Серапионовой палатке в Троице-Сергиевой лавре. Ок. 1949 г. И. следует отнести к числу выдающихся книжников своего времени. Известно о 43 книгах из б-ки И., нек-рые из них, как предполагается, были переписаны в скриптории митр. Даниила и попали к И., когда он взошел на митрополичий престол. Мн. рукописи из б-ки И. отличаются красивым письмом, а также внешним оформлением. Помимо книг Свящ. Писания и трудов отцов Церкви среди рукописей И. следует отметить 2 сборника житий ( А[рсени]й, и[ером]. Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 3. С. 47-49. 684; С. 203-206. 783), Киево-Печерский патерик (Там же. С. 106-109. 713), 2 списка Тактикона Никона Черногорца (Там же. Ч. 1. С. 346-350. 211; С. 351. 212) и его же Пандекты (Там же. С. 342-345. 210). В РГБ в фонде МДА находится принадлежавший И. список «Мерила праведного» ( Вздорнов Г. Н. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 57), в Сергиево-Посадском музее-заповеднике хранится принадлежавший И. лицевой Апостол ( Спирина Л. М. Лицевые рукописи XVI в. из собрания Загорского музея-заповедника//Древнерус. и народное искусство: Сообщ. Загорского музея-заповедника. М., 1990. С. 88-89). Часть рукописей для И. переписал выдающийся каллиграф и книжный худож. Исаак Собака. Евангелие, начатое по благословению И., он не успел закончить, т. к. первосвятитель был сведен с престола ( Серебрякова Е. И. Неизвестный памятник моск. миниатюры XVI в. из собр. Покровского собора//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 134-135; Она же. Лицевое Евангелие писца Исаака из собр. ГИМ//Вопросы славяно-рус. палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 47). Собиранием книг И. занимался и в Кирилловой Белозерской обители: в б-ке бывш. митрополита имеются автографы иноков этого мон-ря Нила (Полева) и Гурия (Тушина) ( Дмитриева. 1991. С. 309). |
Аверинцев 1977 – Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. Аверинцев 1984 – Аверинцев С.С. Литература//Культура Византии. IV – первая половина VII в./Отв. ред. З.В. Удальцова. М., 1984. С. 272–330. Агеева 2004 – Агеева Е.А. Требник 1658 г.: история издания// Патриарх Никон 2004. С. 174–188. Адрианова-Перетц 1917 – Адрианова-Перетц В.П. Житие Алексея человека божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917. Адрианова-Перетц 1937 – Адрианова-Перетц В.П. Очерки по истории русской сатирической литературы XVII в. М.; Л., 1937. Адрианова-Перетц 1947 – Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. М.; Л., 1947. Азбелев 1960 – Азбелев С.И. Новгородские летописи XVII века. Новгород, 1960. АИ 4 – Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Т. 4. Александр Троицкий 1999 – Троицкий Александр, священник. Переводы святоотеческих творений в изданиях Московского Печатного двора XVII века//Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России: Сб. докладов конференции 17–21 ноября 1998 года, Москва. М., 1999. С. 57–60. Алексеев и др. 1998 – Евангелие от Иоанна в славянской традиции/Evangelium secundum Ioannem. Издание подг. А.А. Алексеев, А.А. Пичхадзе, М.Б. Бабицкая, И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Е.И. Ванеева, А.М. Пентковский, В.А. Ромодановская, Т.В. Ткачёва. СПб., 1998. Алексеев и др. 2005 – Евангелие от Матфея в славянской традиции/Evangelium secundum Mattheum. Издание подг. А.А. Алексеев, И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, М.Б. Бабицкая, Е.И. Ванеева, А.А. Пичхадзе, В.А. Ромодановская, Т.В. Ткачёва. СПб., 2005. Алексеев 2002 – Алексеев А.А. «Песнь Песней» в древней славяно-русской письменности. СПб., 2002. Алфёрова 1969 – Алфёрова Г.В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона //АН. М., 1969. 18. С. 30–44. Амфилохий 1863 – Амфилохий (Казанский-Сергиевский), архимандрит. Выписка из подробной описи имущества Ново-Иерусалимского монастыря. 1680 г. Доставлена архимандритом Амфилохием//Известия ИАО. СПб., 1863. Т. 4. |
| |