Во второй день Бог сотворил твердь или видимое небо. В третий день Бог отделил воду от земли и повелел земле производить растения: зелень, траву полевую, плодовые деревья и проч. В четвертый день Бог сотворил: солнце, луну и звезды. В пятый день Бог сотворил рыб, которые плавают в воде, и птиц, которые летают в воздухе. В шестой день Бог сотворил животных земных и, наконец, человека. Тело человека Бог создал из земли и вдунул в него душу разумную, бессмертную. Первого человека Бог назвал Адамом , что значит «земной»; потом Бог навел на Адама крепкий сон; во время сна вынул одно ребро и из него создал жену Еву, что значит «жизнь» или «мать живущих». В седьмой день Бог почил ото всех дел Своих и назвал его субботой, что значит покой. Бог благословил этот день, освятил его, а потом дал людям заповедь, чтобы они седьмой день особенно посвящали Ему на служение. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них все деля твоя, в день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя (Который все содержит в Своей власти), Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. § 3. Жизнь первых людей в раю Первые люди Адам и Ева были сотворены чистыми по душе и телу. Бог любил их, как Своих детей, являлся им и открывал им Свою Божественную волю. Адам и Ева любили Бога, любили друг друга, господствовали над животными, которые не делали им никакого вреда. Первые люди жили в раю или прекрасном саду, который был приготовлен для них Самим Богом. В раю было много разных деревьев. Между ними особенно замечательными были два дерева: одно – древо жизни, которое предохраняло людей от болезней и смерти, а другое – древо познания добра и зла. Бог запретил людям вкушать плоды с этого дерева, сказавши, что если они вкусят от него, то умрут. § 4. Грехопадение первых людей. Наказание за грех и обетование о Спасителе (Быт. 3: 1–24) Дьявол позавидовал блаженству первых людей и решился соблазнить их на зло. Однажды, когда Ева проходила мимо древа познания добра и зла, дьявол, вошедши в змия, спросил ее: «Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды с деревьев райских?».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Воины привели Иисуса Христа на место казни. Здесь они распяли Его на кресте между двумя разбойниками. Один из разбойников смеялся над Иисусом Христом и говорил: «если Ты Христос, то спаси Себя и нас», а другой разбойник удерживал его и говорил: «или ты не боишься Бога; мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисусу Христу, он, с глубокой верой, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». Иисус Христос ответил ему: «ныне же будешь со Мною в раю». У креста стояли Матерь Божия и ученик Иисуса Христа Иоанн. Иисус Христос сказал Матери, указывая на Иоанна: «вот сын твой», – а потом, посмотрев на Иоанна, Он сказал: «вот Мать твоя». Иоанн понял завещание Господа, взял Пречистую Деву Марию в свой дом, почитал и заботился о Ней как о своей матери. От 12-ти до 3-х часов дня солнце померкло, сделалась великая тьма. Наступил час смерти Иисуса Христа. Он сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», – и, преклонив голову, испустил дух. В это время земля потряслась, камни расселись, завеса в храме разодралась на две части, гробы открылись, и многие из умерших святых воскресли. Погребение Господа Иисуса Христа. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса Христа, пришел к Пилату и просил разрешения снять тело Иисуса с креста и похоронить Его. Пилат позволил. Иосиф принес погребальные пелены. Пришел с ним Никодим, также тайный ученик Иисуса Христа. Они сняли тело Иисуса с креста, омыли его, обвили чистым полотном и положили в новый гроб, в котором никто еще не был похоронен, а вход в пещеру завалили большим камнем. Воскресение Христово. Суббота кончилась. Наступил первый день недели. Вдруг сделалось сильное землетрясение. Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Лицо Ангела блистало как молния, и одежда его была бела как снег. Иисус Христос воскрес из мертвых и в продолжение сорока дней являлся ученикам и другим верующим и учил их истинам святой христианской веры. Вознесение Господне. В сороковой день после воскресения из мертвых Иисус Христос в последний раз явился ученикам в Иерусалиме. Потом Он вывел их из города на гору Елеонскую, стал благословлять их и возноситься на небо. Светлое облако взяло Его из вида их. Ученики с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и с великой радостью возвратились в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Волхвы отправились в Вифлеем, нашли Божественного Младенца, поклонились Ему и принесли дары: золото, ладан и смирну. Ночью волхвы получили от Бога повеление не возвращаться к Ироду, и они другой дорогой пришли в свою страну. Тропарь праздника Рождества Иисуса Христа. Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе. Возсия мирови свет разума – озарило мир светом познания; звездам служащии – волхвы, которые служили, поклонялись звездам; ведети – знать. Кондак праздника. Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Пресущественный – имеющий высочайшее, Божественное Существо; вертеп – пещера; пастырь – пастух; нас бо ради – потому что для нас; Отроча младо – младенец. Избиение Вифлеемских младенце. Бегство Иосифа с Богомладенцем и Матерью Его в Египет и возвращение оттуда (Мф. 2:13–23) Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов из Вифлеема. Наконец, когда он узнал, что волхвы другим путем отправились в свою страну, то он весьма разгневался и приказала избить в Вифлееме и в окрестностях его всех младенцев мужского пола начиная от двух лет и ниже; он думал погубить Божественного Младенца. Но Бог не допустил исполниться злому намерению Ирода. Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и живи там до тех пор, пока не скажу тебе. Ибо Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его». Иосиф исполнил повеление Ангела. Он взял Богомладенца и Матерь Его и пошел в Египет и жил там до смерти Ирода. После его смерти святое семейство возвратилось в отечество и поселилось в Галилейском городе Назарет. Вифлеемские младенцы, умерщвленные по приказанию царя Ирода, были первыми мучениками за Иисуса Христа. Православная Церковь празднует память их 29-го декабря. Вера в Господа Иисуса Христа Сына Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Восприемники. При Крещении бывают восприемники: крестный отец и крестная мать, которые поручаются за веру крещаемого и дают обещание научить его вере, когда он будет приходить в возраст. Неповторяемость Крещения. В Символе веры говорится «исповедую едино Крещение». Это значит, что Крещение, которое есть духовное рождение, не повторяется. Как родится человек однажды, так и Крещение должно совершаться над ним только один раз. Миропомазание. После крещения над верующими тотчас же совершается Таинство Миропомазания, которое состоит в том, что священник помазует святым миром важнейшие части тела крестившегося и произносит слова «печать дара Духа Святого»; в это время ему сообщается благодать Святого Духа, которая помогает ему расти и укрепляться в духовной жизни. Таинство Миропомазания необходимо для всех верующих. Как новорожденный младенец нуждается в воздухе, свете и теплоте, так и возрожденный христианин нуждается в благодати Святого Духа, которая помогала бы ему расти и укрепляться в духовной жизни. Священник помазывает следующие части тела: 1) чело или лоб для освящения ума; 2) грудь для освящения сердца или желаний; 3) глаза, ноздри, уши и уста – для освящения чувств и 4) руки и ноги – для освящения дел и всего поведения христианина. Причащение. Причащение есть Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, причащается истинного Тела и истинной Крови Иисуса Христа для вечной жизни. Еще задолго до установления Таинства Причащения Иисус Христос говорил Своим слушателям: «Плоть Моя истинно есть пища, а Кровь Моя истинно есть питие». При этом Он указал, какое великое значение имеет Таинство Причащения для верующих. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день» (Беседа Иисуса Христа о Причащении. Ин. 6:48–58 ). Таинство Причащения Иисус Христос установил на Тайной вечери. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Вход Господень в Иерусалим. Иисус Христос повелел Своим ученикам привести ослицу с осликом. Когда они привели, то Иисус Христос сел на молодого осла и отправился в Иерусалим. Ученики и за ними множество народа постилали по дороге одежду, а другие резали пальмовые ветви и бросали их, восклицая: «Осанна (спаси) Сыну Давидову! Благосовен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!». Когда Иисус Христос прибыл в Иерусалим, то вошел в храм и стал учить народ. Приступили к Нему хромые, слепые, и Он исцелял их. Дети, подражая старшим, также прославляли Господа и взывали: «Осанна, Сыну Давидову!». Тайная вечеря. В четверг вечером, накануне крестных страданий, Иисус Христос пришел со Своими учениками в Иерусалим. Здесь, в одном доме, Ему приготовили горницу для совершения Пасхи. Вошедши в нее с учениками, Иисус Христос снял с Себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем и начал умывать ноги ученикам и отирать их полотенцем. Этим Он показал им пример смирения. После умовения ног Иисус Христос установил Таинство Святого Причащения. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Потом Он взял чашу с вином, благословил ее и, передавая ученикам, сказал: «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового завета». Причастив Апостолов, Иисус Христос дал им повеление всегда совершать это Таинство. Страдания и смерть Господа Иисуса Христа. После Тайной вечери Иисус Христос отправился с учениками в сад Гефсиманский. Здесь Он начал пламенно молиться. Во время молитвы пришел Иуда Искариотский с воинами, которым он сказал: «Кого я поцелую, Тот и есть Иисус Христос, Его берите». Подойдя к Иисусу Христу, он сказал: «здравствуй, Учитель», – и поцеловал Его. Воины связали Иисуса Христа и повели на суд к первосвященникам Иудейским. Первосвященники признали Иисуса Христа достойным смерти и повели Его на суд к Понтию Пилату, Римскому правителю. На дворе у Пилата воины стали насмехаться над Иисусом Христом. Они одели Его в багряницу, на голову возложили терновый венец и в руки дали трость. Потом становились перед Ним, как перед Царем, на колена и говорили: «здравствуй, Царь Иудейский», – плевали Ему в лицо и ударяли тростью по голове. Терние вонзалось в голову, и кровь струилась по лицу Божественного Страдальца. После насмешек Пилат хотел отпустить Иисуса Христа, но Иудеи требовали Его смерти, и Пилат предал Иисуса Христа на распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

д. ( Мф. 10:5–8 ). Совершив великое дело искупления людей, Иисус Христос заповедал Апостолам продолжать на земле Его святое дело. «Какъ послал. Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин. 20:21 ). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). Таким образом Апостолы должны были сначала научить людей спасительным истинам христианской веры; научить их соблюдать все, что повел им Иисус Христос, а потом уже крестить и совершать другие Таинства, установленные Иисусом Христом для спасения верующих. Исполнить это Божественное посланничество в том духе и направлении, как совершил его Богочеловек Иисус Христос, Апостолы не могли естественными силами без помощи благодати Св. Духа. Поэтому Иисус Христос «дунул и говорит им: примите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». ( Ин. 20:22–23 ). В пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа Дух Святый сошел на Апостолов в вид огненных языков. Преисполненные благодатных даров Св. Духа, Апостолы ревностно начали совершать служение, заповеданное им Иисусом Христом. Они проповедовали Слово Божие везде: и в домах, и в синагогах, и на площадях, и даже в Иерусалимском храме. Проповедь их, исполненная силы и духа, была в высшей степени плодотворна: так после первой проповеди св. Апостола Петра, произнесенной в день сошествия на Апостолов Св. Духа, «присоединилось к Церкви и крестилось около трех тысяч человек» ( Деян.2:41 ). После второй проповеди Апостола Петра, произнесенной после чудесного исцеления хромого, 5000 человек уверовали в Иисуса Христа. Прочие Апостолы также «с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их» ( Деян. 4:33 ). Первые христиане, возбужденные проповедью св. Апостолов и примерами их благочестивой жизни, «имели одно сердце и одну душу» ( Деян. 4:32 ), «исполнялись благодати Св. Духа и говорили Слово Божие с дерзновеньем» ( Деян. 4:31 ), возбуждая друг друга терпеливо переносить всевозможные страдания, гонения, скорбь и даже смерть за исповедание святой христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Дарий, царь Мидийский, овладев Вавилоном, очень полюбил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве. Вельможи завидовали славе Даниила и досадовали, что пленный Иудей занял такое высокое место и решились погубить его. Они упросили царя Дария подписать указ, чтобы никто в продолжение тридцати дней не смел просить ни о чем, ни Бога, ни человека, кроме царя, а кто не исполнит этого указа, тот будет брошен в ров ко львам. Даниил, несмотря на этот указ, каждый день три раза открывал окно к Иерусалиму, преклонял колена и молился Богу. Враги донесли об этом царю и потребовали бросить Даниила в ров. Царь с большой скорбью согласился на это. Но Господь послал Ангела, который защитил Даниила ото львов. Утром царь, узнав, что Даниил жив, обрадовался, приказал освободить его изо рва, а на его место бросить заговорщиков с их женами и детьми. Когда их бросили, то львы тотчас же растерзали их. После этого царь Дарий прославил Бога Израилева, и Даниила полюбил еще более. § 37. Возвращение Иудеев из плена Вавилонского и построение второго храма (1 кн. Ездры гл. 3 и 6 Агг. 2, 6–9) Иудеи пробыли в плену Вавилонском 70 лет. Кир, царь Персидский, овладел царством Вавилонским, позволил Иудеям, возвратиться в отечество. Пользуясь этим позволением, очень многие Иудеи возвратились на родину. На второй год они приступили к построению в Иерусалиме второго храма на месте первого. При торжестве основания храма священники в облачении трубили в трубы, левиты пели священные псалмы, а народ громогласно восклицал и прославлял Бога. Через 20 лет храм был построен и торжественно освящен. Священная история Нового Завета § 1. Предсказание о рождении Иоанна Крестителя и рождество его (Лк. 1, 5–25; 57–80) Около времени Рождества Иисуса Христа в Иудеи жили праведные люди: священник Захария и жена его Елисавета. Они дожили до старости и не имели детей. Однажды, когда Захария совершал служение в Иерусалимском храме, ему явился Ангел Господень по правую сторону алтаря кадильного. Захария смутился. Ангел сказал ему: «Не бойся Захария, Бог услышал твою молитву, Елисавета родит тебе сына и назовешь его Иоанном». Захария спросил Ангела: «Чем я могу удостовериться в этом? Я стар и жена моя в летах преклонных». Ангел сказал ему: «Ты не будешь говорить до тех пор, пока не исполнится предсказание». Предсказание Ангела исполнилось. Елисавета родила сына. Наступил восьмой день, когда по обычаю Еврейскому младенца обрезали и давали имя. Родные и знакомые хотели назвать его по имени отца Захарией. Спросили Елисавету, она пожелала, чтобы назвали его Иоанном. Обратились к Захарии. Он потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему»; тотчас же открылись уста его; он стал говорить, прославлял Бога и предсказывал, что Иоанн будет Предтечей Иисуса Христа. § 2. Рождество Пресвятой Девы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей стал впереди и молился так: «Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как прочие люди: грабители, обидчики, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, со смирением говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику». За свою смиренную молитву мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей, потому что «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». § 29. Благословение детей (Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17; Мф. 19:13–15) Матери приносили к Иисусу Христу детей, чтобы Он благословил их. Ученики же не допускали их. Иисус Христос, увидев это, сказал ученикам: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, потому что им принадлежит Царство Божие. Кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него». И обняв детей, возложил на них руки и благословил их. § 30. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:1–45) В селении Вифании, находившемся недалеко от Иерусалима, жили благочестивые люди: Лазарь и две сестры его Марфа и Мария. Иисус Христос любил это семейство и часто бывал у них. Случилось, что Лазарь тяжко заболел и умер. Иисус Христос пришел в Вифанию уже на четвертый день после его смерти. Марфа и Мария встретили Его со скорбью и говорили: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш». Иисус Христос спросил их: «Где вы похоронили его?». Они привели Его к той пещере, где Лазарь был похоронен. Иисус Христос приказал отвалить камень из пещеры; потом Он обратился с молитвой к Богу Отцу, и воззвал громким голосом: «Лазарь, иди вон». Лазарь воскрес и вышел из гроба. Видя это чудо, многие из Иудеев уверовали в Иисуса Христа, а другие донесли фарисеям, которые вместе с первосвященниками на совете положили убить Иисуса Христа. Воскрешение Лазаря Православная Церковь воспоминает в субботу на шестой неделе Великого поста. История последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Диаконы Иисус Христос, явившийся на землю, чтобы по бесконечной любви предать Себя в жертву для искупления людей от греха, проклятия и смерти, словом и примером жизни учил Своих учеников и последователей, чтобы они имели любовь между собою и по любви творили бы добрые дела. В изображении страшного суда по правую сторону всеправедного Судьи станут те люди, которые оказывали благодеяния ближним. Век церковнообрядовые богослужебные действия имеют значение не сами по себе, но насколько они могут возбуждать в людях любовь к Богу, любовь к ближним и любовь к благотворениям. Когда великий Предтеча и Креститель Господень Иоанн начал свою поучительную и строгообличительную проповедь в пустыни Иудейской, то «народ спрашивал его: что нам делать? Иоанн сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему: у кого есть пища, делай то же» ( Лук. 3:10–11 ). Апостолы и первые христиане, помня заповеди и пример жизни Иисуса Христа, старались преизобиловать делами милости. «Все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого; и находились в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян. 2:44, 45, 47 ). Несомненно, что руководительство во святом деле взаимной помощи и деле милосердия принадлежало Апостолам: «Между же верующими не было никого нуждающегося. Все, которые владели землями или домами, продавали их, деньги полагали к ногам Апостолов: и каждому из верующих давалось то, в чем кто имел нужду». ( Деян. 4:34–35 ). Апостолы Павел и Варнава, находясь в общении с Иаковом, Петром и Иоанном, почитаемыми столпами, получили от них совет идти к язычникам и следующее завещанье: «чтобы мы помнили нищих, что я старался, говорит Апостол Павел, исполнять в точности» ( Гал. 2:9–10 ). Строго исполняя завещание апостольское, которое они приняли от Иисуса Христа, Апостол Павел желал урегулировать это святое дело взаимопомощи. Так в послании к Коринфянам он убеждает христиан поступать следующим образом: «В первый день недели (воскресный) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволить ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Добрыми делами называются такие дела, которые человек совершает по любви к Богу и по любви к ближним. Средства распознавать добрые дела от худых. Средствами отличать добрые дела от худых служат: 1) внутренний закон Божий, или голос совести, и 2) внешний закон, или заповеди Божии. Совесть есть внутренняя духовная сила, которая проявляется при каждом действии человека, которое она одобряет, или порицает; поэтому совесть называется голосом Божиим в душе человека. Заповеди десятисловия. Заповеди Закона Божия были даны Богом Еврейскому народу на горе Синай в пятидесятый день после выхода их из Египта (Дарование закона при горе Синай. Исх. 19:3–25; 20:1–21 ). Значение разделения их на две скрижали. Заповеди Закона Божия написаны на двух скрижалях, или каменных досках, потому что в них излагаются два рода обязанностей: 1) обязанности к Богу и 2) обязанности к ближним. Обязанности к Богу изложены в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним – в последних шести заповедях Закона Божия. Учение Иисуса Христа о главных заповедях. Человек может исполнять заповеди Закона Божия только в том случае, если он старается любить Бога всем сердцем и всей душой, и ближнего, как самого себя. Один законник спросил Иисуса Христа: «Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?». Иисус отвечал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоей, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:35–40 ). Под ближним должно разуметь всех людей, как это Иисус Христос объяснил в притче о милосердном самарянине ( Лк. 10:25–37 ). Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные разве Мене. Первая заповедь Закона Божия повелевает: 1) Познавать единого истинного Бога. Руководством для познания Бога служит чтение Священного Писания , богослужебных книг, творений св. Отцов церкви и изучение видимого творения Божия. Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010