Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в. (Городцов Сергей Дмитриевич; 5.07.1866, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 1.06.1956, Новосибирск), митр. Новосибирский и Барнаульский. Из семьи священника. Окончил Скопинское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), СПбДА (1890), в академии учился вместе с Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), с к-рым сохранил дружбу на всю жизнь. Удостоен степени канд. богословия за соч. «Отношение книги Притчей Соломоновых к книге Иова со стороны содержания», получившее награду в числе лучших сочинений выпускников года. С авг. 1890 г. помощник инспектора Могилёвской ДС, в 1892 г. получил назначение в Тифлис (ныне Тбилиси). После вступления в брак 11 дек. 1892 г. Экзархом Грузии архиеп. сщмч. Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона, 13 дек.- во иерея, служил 2-м священником в Александро-Невской ц. в Тифлисе, одновременно с 1 янв. 1893 г. являлся настоятелем тифлисской Казанской миссионерской ц., при к-рой усилиями свящ. Сергия была создана б-ка, построен зал для лекций и духовных концертов. Из-за притока прихожан вместо небольшой деревянной миссионерской церкви в сент. 1894 г. был возведен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, «Духовный вестник Грузинского Экзархата» отмечал, что «по числу прихожан миссионерская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери может быть названа одной из первых в Тифлисе». К нач. 1904 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Являлся постоянным наблюдателем городских школ, председателем совета Миссионерского братства, председателем епархиального Грузинского училищного совета, благочинным рус. церквей, законоучителем школы слепых, законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального жен. уч-ща в Тифлисе (до 28 дек. 1905) и др. Во время русско-япон. войны заботился о раненых, собирал одежду для отправки на фронт. 27 дек. 1906 г. был ранен в Тифлисе националистом. В 1914 г. получил степень магистра богословия, защитив дис. «Книга пророка Иова: Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В последние годы служения в Тифлисе являлся настоятелем ц. во имя блгв. кн. Михаила Тверского, построенной его попечением. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степени. Будучи бездетными, супруги Городцовы взяли на воспитание детей, один из их воспитанников, Николай Вольянников, сопровождал В. на всех местах его служения, принял постриг с именем Никандр, в 1949 г. был хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии, впосл. еп. Омский и Тюменский.

http://pravenc.ru/text/154403.html

Городецкий Феодоровский монастырь. ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  25 января 2021 г. 13:30 Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народ­ными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии , узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. Имя России В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее. «Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин. — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году. Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии, отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным ­темам.

http://e-vestnik.ru/church/gorodetskiy_f...

Закрыть itemscope itemtype="" > Промыслительное невежество 24.09.2009 526 Время на чтение 8 минут Комментарий известного священнослужителя, богослова, преподавателя Одесской Духовной семинарии протоиерея Георгия Городенцева по поводу фрагмента росписи храма восстановленного Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области уже несколько дней остается одним из самых читаемых материалов «Русской линии», активно обсуждается этот текст и на форуме РЛ. Я давно хотел написать по этому поводу, но загруженность разнообразными текущими делами мешала. Поскольку тема до сих пор обсуждается, дерзну предложить читателю свою интерпретацию, кажется, на это еще никто не обращал внимания. Но сначала восстановим хронологию событий, - это немаловажно. Итак, 12 сентября, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл освятил храм восстановленного Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области, где преставился святой князь. Во время Богослужения священнослужители, находившиеся в алтаре храма, обратили внимание на необычный фрагмент росписи, где был изображен святой благоверный князь Александр Невский, рядом с которым был изображен святитель с надписью над нимбом «Св. Кирилл Патр. Мск.». Позже протодиакон Андрей Кураев на своем сайте рассказал, что он обратил на этот фрагмент росписи внимание патриаршего фотографа, который немедленно сфотографировал ее. Эта фотография была помещена в фотоотчете, выложенном на официальном сайте Московской Патриархии Patriarchia.Ru, и провисела там в течение дня, пока, наконец, по чьему-то распоряжению не была убрана. Естественно, на эту фотографию на официальном церковном сайте обратили внимание дотошные пользователи Интернета, и в сети появились первые ироничные комментарии. Поскольку в последнее время церковная деятельность в информационной сфере у нас, к сожалению, сводится к отчетам о патриарших богослужениях и иных официальных мероприятиях, и говорить о какой-то осознанной информационной политике весьма затруднительно, никакой официальной реакции на сей необычный инцидент, разумеется, не последовало.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Максим (Кроха), архиеп. Могилевский. Фотография. 70–80-е гг. XX в. (Кроха Борис Иванович; 25.12.1928, дер. Черниговка Белебеевского кантона Башкирской АССР (ныне Девлекановского р-на, Башкортостан) - 27.02.2002, Могилёв, Белоруссия), архиеп. Могилёвский. Род. в крестьянской семье. Рано лишился отца, который был раскулачен и репрессирован. Семья была выслана в Сибирь, проживала в г. Анжеро-Судженске (ныне Кемеровской обл.). Сильное влияние на Бориса оказали глубоко верующая мать Татьяна (впосл. инокиня Агния) и иером. Петр (Пеньков; впосл. архимандрит), настоятель Покровского храма, устроенного в Анжеро-Судженске после войны в частном доме. Еще будучи школьником, Борис Кроха прислуживал в церкви в алтаре. В 1946 г. окончил среднюю школу и по благословению иером. Петра, своего духовного наставника, отправился в Ленинград для поступления в семинарию, однако зачислен не был поскольку ему не исполнилось 18 лет. Был принят Ленинградским митр. Григорием (Чуковым) на послушание в Митрополичий дом. В 1947 г. поступил в Ленинградскую ДС. Во время учебы в семинарии, после его решения принять монашеский постриг, митр. Григорий направил Бориса в Анжеро-Судженск для того, чтобы тот обсудил свое решение с иером. Петром. 24 авг. 1949 г. пострижен в Новосибирске Новосибирским митр. Варфоломеем (Городцовым) в монашество с именем в честь прп. Максима Исповедника. 17 апр. 1950 г. рукоположен Таллинским еп. Романом (Тангом) во диакона. В 1951 г. по окончании ДС поступил в Ленинградскую ДА. 24 сент. 1954 г. рукоположен митр. Григорием (Чуковым) во иерея. В 1955 г. окончил академию. Служил на приходах в Ленинградской, Ярославской и Минской епархиях. С 1958 г. был преподавателем Минской ДС и благочинным Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиального мужского монастыря (до прекращения работы семинарии в 1963). В 1962 г. возведен в сан архимандрита. В 1965 г. заочно окончил аспирантуру при МДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч.

http://pravenc.ru/text/2561608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Д. Городцов. Фотография. 1910 г. Александр Дмитриевич (30.10.1857, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 12.10.1918, Пермь), оперный певец (бас), хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Род. в семье священника. Обучался в Скопинском и Рязанском духовных уч-щах, Рязанской ДС. В 1883 г. окончил юридический фак-т Московского ун-та. 5 лет служил в Московской судебной палате. Пел в церковных хорах, в т. ч. в хоре под упр. В. Ф. Комарова , в хоре Синодального уч-ща церковного пения под упр. В. С. Орлова , в хорах Русского хорового об-ва и Московского ун-та. В 1878-1885 гг. обучался сольному пению в частном классе проф. Московской консерватории В. Н. Кашперова. С 1888 г. выступал как оперный певец (под псевд. Градцов) в составе антреприз А. А. Орлова-Сокольского, И. Я. Сетова и др. (репертуар - 62 партии из 42 опер, в т. ч. роли Сусанина, Мельника, Хованского, Кончака, Гремина). С 1895 г. до кончины работал в Перми: являлся руководителем народнопевч. дела Пермской губ., числился на службе в Пермском губ. попечительстве о народной трезвости, с 1918 г.- в губ. Народном комиссариате просвещения. В пермский период жизни Г. организовал и являлся руководителем постоянно действующих летних «Курсов певческой грамоты» - школы для подготовки учителей пения и регентов из числа народных учителей, духовенства, крестьян. За 22 года работы курсов в Перми и Екатеринбурге их окончило ок. 3 тыс. чел. В 10-х гг. ХХ в. бывш. курсисты создали на Урале свыше 400 музыкально грамотных народных хоров, к-рые пели в храмах, устраивали концерты духовной и светской музыки в заводских поселках, селах, деревнях. Для обеспечения регентов и учителей пения нотной лит-рой и муз. инструментами Г. создал б-ку (более 150 тыс. экз.) и собрание муз. инструментов (ок. 350 смычковых и клавишных инструментов). Опубликовал свыше 40 работ по вопросам хоровой культуры и муз. образования. Составил «Сборник церковных песнопений для народнопевческих хоров» (М., 1903) и 6 выпусков хрестоматии «Народнопевческие хоры» (М., 1907-1917), названных акад. Б. В. Асафьевым «своего рода энциклопедией по хоровой литературе». Организовал бесплатный народнопевч. класс в Перми и 20 лет являлся его дирижером. Создал Пермское певческое об-во (1907), был его председателем, а также членом Пермского церковно-археологического об-ва, Пермской ученой архивной комиссии и др. об-в. С 1902 г. член Наблюдательного совета Московского синодального уч-ща церковного пения.

http://pravenc.ru/text/166253.html

Городец. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Была приписной к Александро-Невской церкви Городца. " Церковь деревянная, с такой же колокольней - сооружена в 1799 г. из бывшей Камень-Шляхетской церкви местными прихожанами " (Описания церквей и приходов. Гродненский православно-церковный календарь. Том 1. 1899 г.). " Камень-Шляхетская церковь " - это бывший костел (видимо, 1735 года постройки) из соседней деревни Октябрь (бывш. Камень-Шляхетский). В 1799 г. (по другим данным - в 1876 г.) перевезен в Городец и поставлен в качестве православной церкви на месте сгоревшего униатского храма. Городец известен с XIII века. Местечко особо ни чем не выделялось и было похоже на сотни других населённых пунктов Полесского края. Даже православного храма в Городце тогда не имелось. Чтобы поддержать развитие ремесла и торговли на Кобринщине, королева Анна Ягеллонка в 1589 году лично вручила привилей на самоуправление Кобрину и Городцу. Однако, став местечком, Городец по-прежнему не имел своего магистрата и ничем особым не выделялся до самого строительства Королевского канала. В 1784 году сюда с визитом пожаловал король Станислав Август Понятовский. Именно здесь он самолично опробовал новый канал и, приветствуемый подданными, проплыл версту на специально для этой цели построенном ботике от Городца до Камня Шляхетского. В центре Городца по сей день, на пригорке, возвышается Свято-Вознесенская церковь, перенесённая сюда из соседней деревни Камень Шляхетский, переименованной при советской власти в Октябрь. Храм был построен в 1735 году (по другой версии в 1799 г.) в первоначальном изводе как униатский и представляет собой четырёхстенный сруб с двускатной гонтовой крышей, которая над пятигранной апсидой переходит в вальмовую. По центру крыши возведён восьмигранный купол на таком же световом барабане. Плоскостной фронтальный фасад завершён треугольным фронтоном с двумя маленькими прямоугольными окнами. Фасады сруба, как и фронтон, обшиты вертикальными досками, окрашенными в голубой цвет. Вход выделен крыльцом, представляющим из себя двускатный треугольный фронтон поддерживаемый двумя столбами. Над притвором в зале для молящихся располагаются хоры. Стены в интерьере декорированы орнаментальным фризом. Художественную ценность имеет икона " Богоматерь Одигитрия " (XIX в.).

http://sobory.ru/article/?object=27564

Городок. Николаевский Городокский женский монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Обитель стоит в центре села Городец около северо-западных окраин г. Ровно, занимает овальный островок на реке Устя, отделенный речными рукавами от остальной сельской застройки, с внешним миром соединяется мостом в западной части острова, окруженная старинным парком. Село Городец документально известно с середины XV ст. На рубеже XV-XVI ст. обладательница Городца, княгиня Анастасия Вильшанска, подарила это имение с замком на острове Киево-Печерской Лавре. Первое известие о Городце как лаврском имении датировано 6 марта в 1516 г. В этот день князь Константин Иванович Острожский, женатый на дочери Анастасии Татьяне, подтвердил завещание тещи о передаче Городца Лавре. На острове в Городце Лавра учредила свой скит. После Хмельничины и Руины, которая следовала за ней, Украина надолго разделилась: в конце XVII ст. Левобережье Днепра и Киев на правом берегу образовали автономный край в составе России, а Правобережье, за исключением Киева, еще сто лет оставалось у Речи Посполитой. Лавра и Городец очутились по разные стороны границы. В этой обстановке Городец присвоил епископ Львовский Иосиф Шумлянский, который вскоре перешел в унию, сначала тайно, потом открыто. С 1715 г. Городец принадлежал светским вельможам, а в 1730 г. был передан униатскому митрополиту Афанасию Шептицкому. Именно тогда православный монастырь прекратил существование. В 1740 г. Шептицкий построил на острове каменный храм свт. Николая Мирликийского. XVIII ст. датируют и каменный корпус келий, который примыкает к церкви с юга. В 1772 г. на некотором отдалении к северу от храма была построена деревянная колокольня (впоследствии первый из двух ярусов сделан каменным). Присоединив в 1793 г. Ровно к своему государству, императрица Екатерина II подарила в 1794 г. Городец графу Валенту Естергази. Используя стройматериал из стен древнего замка, новый владелец переделал корпус келий в усадебный дворец в стиле классицизма и посадил на острове парк.

http://sobory.ru/article/?object=26589

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В.А. Городцов. Фотография. 1940 г. (?) Василий Алексеевич (11(23).03.1860, с. Дубровичи Рязанского у. и губ.- 3.02.1945, Москва), археолог, проф. МГУ (1918-1944) и др. вузов, создатель московской археологической школы и первой отечественной теории археологического знания, один из основателей научной археологии в России. Учился в Рязанской ДС. В 1882 г. окончил Алексеевское военное уч-ще. Член Рязанской (1891), Ярославской (1895) ученых археологических комиссий Московского археологического об-ва, участник археологических съездов, почетный и действительный член отечественных и зарубежных научных об-в. После Октябрьской революции принимал участие в музейном строительстве и разработке принципов охраны памятников. Член комиссий Наркомпроса РСФСР, связанных с реформами музеев (1918-1922), зав. археологическим подотделом музейного отдела Наркомпроса (1918-1926). Член Центрального бюро краеведения, Гос. ученого совета Наркомпроса (с 1925 музейно-библиотечная секция). Участвовал в подготовке I Всероссийского музейного съезда (1930). Почетный и действительный член более 20 научных об-в, связанных с археологией, естествознанием и краеведением. Работал в Российском историческом музее (с 1925 ГИМ; с 1903 хранитель, с 1906 по 1929 зав. отделом археологии). Заслуженный деятель науки РСФСР (1929), д-р исторических наук (1935); награжден орденом Ленина. Г. не получил систематического исторического образования (учился в сельской приходской школе и в ДС, откуда ушел на военную службу и стал офицером-артиллеристом), но с юности увлекался археологией, историей, геологией, палеонтологией, этнографией, музейным делом. С кон. 80-х гг. XIX в., объезжая берега р. Оки и ее притоков, сделал ряд археологических открытий (при раскопках у с. Городец им выделена одна из культур раннего железного века, получившая название «городецкая»). Работая в поле до кон. 30-х гг. XX в., Г. открыл и исследовал более тысячи памятников материальной культуры, провел десятки экспедиций.

http://pravenc.ru/text/166255.html

Нижегородскую епархию посетила делегация британского благотворительного общества «Друзья Святой горы Афон» 24 августа 2010 г. 16:39 22 августа 2010 года Нижегородскую епархию посетила паломническая делегация британского благотворительного общества «Друзья Святой горы Афон». Делегацию возглавил митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) , известный богослов, представитель Константинопольского Патриархата на международных встречах и межхристианских собеседованиях. Цель общества «Друзья Святой горы Афон» — оказывать помощь в восстановлении афонских монастырей, привлекать паломников на Святую гору Афон. Ежегодно члены общества совершают паломничество в разные страны. В этом году их выбор пал на Россию. «Мы хотели побывать в стране, где Православная Церковь активно действует и развивается, — сообщил владыка Каллист. — Очень приятно видеть возрождение православной веры в России. Мы увидели восстановленные храмы и монастыри, которые посещает множество людей. Я знаю, что жизнь в России сейчас непростая, но у вас есть Церковь, а значит, есть и надежда, что вы преодолеете все трудности». Члены делегации посетили Ростов, Углич и Ярославль. В Нижегородской области паломники побывали в Феодоровском монастыре Городца, где встретились с наместником игуменом Августином (Анисимовым). На память о посещении Городца всем членам делегации были преподнесены иконы Божией Матери «Феодоровская» и городецкие пряники. Затем паломники посетили Нижний Новгород и осмотрели храм в честь Собора Пресвятой Богородицы (ул. Рождественская). «Мне приходилось видеть фотографии разрушенных храмов Нижнего Новгорода, а теперь очень приятно было увидеть их в обновленном состоянии, — рассказала православная монахиня Нектария из Америки. — Особое впечатление на меня произвело духовное училище для девушек, такого в Америке нет, и нам стоило бы перенять у вас этот опыт». Паломники также посетили храм в честь Рождества Иоанна Предтечи на площади Народного единства и Михаило-Архангельский собор в Нижегородском кремле. Ключевым пунктом паломничества стало посещение Благовещенского монастыря и Нижегородской духовной семинарии. Паломники осмотрели семинарский храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского, а также помещения семинарии. Здесь состоялась встреча с архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием .

http://patriarchia.ru/db/text/1256637.ht...

Бугровское кладбище в Нижнем Новгороде Недавно печальный повод привел меня на Бугровское кладбище, что в Нижнем Новгороде. За красной кирпичной стеной, почти в центре города, нашли последний приют сотни нижегородцев, в том числе известные писатели, артисты, ученые. Здесь захоронен нижегородский купец и благотворитель Николай Бугров, который в свое время организовал на этом месте старообрядческий скит, писатель Павел Мельников-Печерский, декабрист Иван Анненков, известные русские фотографы Андрей Карелин и Максим Дмитриев, дочка писателя Максима Горького – Катюша. На Бугровском кладбище покоится прах известного кардиохирурга Бориса Королева, губернатора Ивана Склярова, ученого Валентина Найденко. Все, кто бывал на Бугровском кладбище, видели и еще одну важную примету нашего времени – мемориал памяти и скорби, посвященный жертвам Гражданской войны и сталинских репрессий. Здесь в 1918–1938-м годах в братских могилах хоронили расстрелянных и умерших в тюрьмах священников и мирян, не отказавшихся от Бога, не вписавшихся в новый государственный строй. На Бугровском кладбище нашел свое пристанище протоиерей Иоанн Лазарев, причисленный к лику святых. В самом начале своего служения отец Иоанн был настоятелем храма в Баранове. Здесь у отца Иоанна и его супруги Анны появился на свет их единственный ребенок. Очень радостно осознавать, что на нашей сосновской земле начинал своё служение, свой путь на Русскую Голгофу русский святой – священномученик Иоанн Лазарев. Сегодня мне хотелось бы рассказать нашим читателям о его яркой подвижнической жизни и мученической смерти, которая открыла ему путь в вечность. Иван Лазарев родился 12 января 1876 года в уездном городе Курмыше Симбирской губернии, ныне это Пильнинский район Нижегородской области. Рано осиротев, Ваня воспитывался у деда, церковного педагога и подвижника народного просвещения Александра Николаевича Порфирьева. А затем – в семье родной тетки Серафимы Александровны, жены священника Петра Никольского. В 1897-м году Иван успешно окончил Нижегородскую духовную семинарию и через год женился на Анне Ефимовне, дочери священника из Городца.

http://pravoslavie.ru/156422.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010