Зеленово, урочище. Ансамбль погоста Зелёный Враг. Церкви Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянный храмовый комплекс. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1720. (Воскресенская церковь); 1794 (Покровская церковь). Адрес: Россия, Нижегородская область, Городецкий район, ур. Зеленово Координаты: 56.782464, 43.432512 Проезд:от Городца автобусами 100 или 108 до остановки Поворот на Рюковскую, далее идти 2 км лесной дорогой восточного-северо-восточного направления. Изменить описание Храмы ансамбля: Церковь Воскресения Христова (утрачена) Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (перевезена в музей-заповедник " Щёлоковский хутор " ) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Погост Зелёный Враг (приблизительно с XIX века - с. Зеленово; сейчас - урочище) расположен в лесном Нижегородском Заволжье, на левом берегу небольшого ручья, левого притока реки Яхры (Волжский бассейн). До 1917 года село Зеленово находилось в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, в 15 верстах к северу от крупного торгового села Городец (с 1922 г. - город). Первые упоминания о приходской церкви на погосте Зелёный Враг в Заволжье находятся в документах XVII века. В опубликованных окладных платёжных книгах Балахнинской десятины «как вновь прибывшая» на 1635 год показана церковь Воскресения Христова, для которой 8 августа 1644 года была выдана благословенная грамота на освящение Покровского престола. В Писцовой переписной книге 1672 года сообщается, что в Зелёном Враге был выстроен храм клетского типа, но он ещё не был освящён. В описании говорится, что в селе построена «…церковь деревянная во имя Покрова пресвятыя Богородицы тёплая, не вершенная, покрыта лубьём, а в ней местные иконы деисусы, и книги, и колокол, и всякая утварь церковная — строение всё мирское, приходских людей». По описи 1680 года также приводится описание Зеленовского храма, но уже с двумя престолами: «…церковь деревянная, клецки, об одной главе во имя Обновления святого храма Воскресения Христова, да в приделе во имя Покрова пресвятыя Богородицы, а в приделе царские двери, столбцы и сень писаны на красках … Колокольня на столбах, на ней четыре колокола — строение всё мирское».

http://sobory.ru/article/?object=59053

Соболиха. Церковь Спаса Преображения. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1897. Ссылки:   Адрес: 606531, Нижегородская обл., Городецкий рн, с. Соболиха Координаты: 56.833986, 43.362636 Проезд:От Нижнего Новгорода до Городеца на автобусе с центрального вокзала, дальше с Городца до Федурино на автобусе, от Федурино до Соболихи 1,5 км пешком в сторону санатория-профилактория " Железнодорожник " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Соболиха – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Преображенская церковь. Датировка объекта – 1897 год. Документ о принятии на госохрану 22. http://www.gttp.ru/map_NN/gorodec.htm В 1691 году по указу патриарха Адриана рядом с раскольничей часовней срубили на ее территории церковь Спаса. Сразу же к ней было приписано 40 крестьянских дворов из владений Тихона Никитича Стрешнева, а в 1705 году вдова Анна Никифоровна Лобанова-Ростовская приписала еще 67 крестьянских дворов. Уже в начале 1718 года клир храма просил разрешить перестроить церковь в камне, так как «та церковь Божия деревянная, стала быть весьма ветха и впредь будет служить невозможно». Подобное разрешение было дано 19 мая 1718 года митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном. Строительство новой каменной церкви велось на средства прихода, руководил работами церковный староста Иван Афонасьев сын Воинов. Строительство было завершено 3 октября 1745 года. В доношении Балахнинского духовного правления в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору храм описан так «новопоставленная каменная церковь имеется отстроена не шатровая и по обычаю, как и прочий каменные церкви, и ко освящению тоя церкви иконы все изготовлены». Указ Святейшего Синода об освящении церкви Нерукотворного образа Спасова был дан 4 января 1746 года. В начале ХХ века, в 1901 г., в храме осуществлялись ремонтно-реставрационные работы, о чем свидетельствует памятная надпись. Храм был закрыт в 30-ые годы и разорен, в нем размещался молочный завод.

http://sobory.ru/article/?object=06576

Городец. Часовня Вознесения Господня. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Вознесения Господня Год постройки:приблизительно 2011 - 2012. Адрес: Нижегородская обл., г. Городец, ул. Маслова (в центре пруда) Координаты: 56.636222, 43.472794 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Святое озеро, в середине которого и располагается часовня, издавна находилось в периметре городского вала, который в свое время являлся фортификационным сооружением и служил делу обороны древнего города Городец-Радилов. Остатки данных древних укреплений XII века в виде рвов и валов сохранились и до наших дней. Местами валы поросли вековыми соснами, из которых одна носит наименование «крестовой». По преданию, здесь происходило крещение язычников, и на этой сосне развешивались кресты для принимавших крещение и по своей форме напоминает крест. До наших дней Святое озеро дошло в несколько меньших размерах. До недавнего времени оно было сильно заилено и прозвано «рязаново болото» по имени бывших хозяев этих земель. Так же, со Святым озером связана легенда о «Малом Китеже». Которая гласит, что это место издревле было избрано для молитвы, в следствии чего на берегу озера появилась часовня или небольшая церквушка. Этой церкви суждено было уйти под воду при подступлении к стенам города полчищ татаро-монгол (неправда ли знакомый сюжет и параллели с «Большим Китежем»). Эту легенду подтверждают и многие свидетельства современников начала ХХ века, ссылавшихся на известные им исторических данные о давнем расположении на берегу этого озера по крайней мере часовни. И вот, в 2009 году в рамках подготовки к празднованию Александровских дней в Городце была произведена силами специалистов ООО «Мостопроектстрой» очистка дна озера Святого. Был найден венец деревянного сруба XVIII века. В настоящее время на прилегающей к озеру территории планируется строительство проекта «Княжьего Двора», работают московские археологи из экспедиции «Поволжье» - они первыми и осмотрели находку со дна озера. Начальник экспедиции Ольга Зеленцова классифицировала ее как «нижний венец деревянного сруба XVIII века, возможно часовня или купель». По итогам изыскательных работ в план строительства «Княжьего Двора» добавлена значимая деталь: в центре Святого озера на сваях будет установлена часовня, которую установят в центр водоема зимой по льду.

http://sobory.ru/article/?object=19310

Нижний Новгород. Музей-заповедник " Щёлоковский хутор " . Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из с. Зеленово Городецкого района. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:1794. Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, п. Сахарный Дол, ул. Горбатовская, д. 41 Координаты: 56.275029, 44.007486 Проезд:Проезд автобусом 28 до конечной остановки Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Покровская церковь была построена в 1672 году и занимала центральное место в застройке село Зеленое у Городца. Композиция церкви: молельный зал с волоковым окном на северном и двумя косящатыми на южном фасаде, более низкие объемы трапезной и пятистенного, освещаемого лишь волоковым окном алтаря с косящатым и волоковым окнами расположены по одной оси и перекрыты некрутыми двускатными и пятискатной тесовыми крышами. Простой объем церкви благодаря нарастающему ритму крыш художественно выразителен. Основное помещение и трапезная срублены из толстых сосновых бревен с углами " в обло " , то есть с короткими остатками, " в лапу " . Над кровлей центрального объема возвышается небольшой четверик с главкой, покрытой чешуйчатым лемехом, и крестом. Врубки в слегах свидетельствуют о том, что прежде кровля имела конструкцию " на курицах " , в то время как трапезная и алтарь были крыты досками с копьевидными концами. В XVII веке коньковые бревна-охлупни украшали резные доски-гребни. По врубкам на западной стене трапезной можно предположить, что первоначально пристроенная к ней паперть была асимметричной и имела крыльцо с северной стороны. Сильно обветшавшая к XVIII веку церковь была в 1794 году отремонтирована при этом укоротили слеги, обшили стены и карнизы досками, прорубили вместо волоковых косящатые окна, объединили молельный зал и трапезную, вместо тяблового устроили рамный иконостас. Церковь была перевезена из села Зеленое Городецкого района в Нижний Новгород и отреставрирована в 1970 году.

http://sobory.ru/article/?object=01805

22 декабря 1946 года по благословению преосвященного Варфоломея (Городцова) было совершено освящение храма. 5 августа 1960 года исполком Ишимского горсовета принял решение отвести под строительство квартальной котельной " территорию бездействующей Покровской церкви со всеми находящимися на ней строениями " . Исполнительный комитет Тюменского областного совета незамедлительно, 31 августа, удовлетворил ходатайство ишимских властей о разрешении на снос храма. В эти дни появилась легенда о том, как ишимские железнодорожники в пору яростных гонений на Русскую Православную Церковь ходили к самому Ленину , который якобы подписал пролетарское ходатайство о разрешении собирать средства на достройку станционного храма. Староста церкви на свой страх и риск сделал фотомонтаж из текста соответствующего прошения и факсимиле ленинской подписи. Эта фотография и послужила " охранной грамотой " . Никто и никогда не видел подлинного прошения, но староста уверенно заявлял: " Не могу показать, очень ветхая, а вот как начнете разрушать храм, настоящую грамоту в Москву отправлю... " . Храм остался цел и невредим. В начале 1980-х годов был произведен капитальный ремонт храма: заново обшиты стены, перекрыта кровля, устроены новые резные крыльца, переделан иконостас, а также надстроены хоры в западной части. Деятельное участие в оформлении храма тогда принимал блаженный Геннадий - известный всему городу юродивый, чрезвычайно одаренный художник-орнаменталист. По его эскизу были изготовлены кованые узоры на новых воротах церковной ограды. Святыни Киотное стекло иконы Спаса Нерукотворного с отображенным на нем ликом Спасителя. Ишимский Покровский храм, 2002 год. 17 октября 2002 года прихожане стали свидетелями необычного явления - на обратной стороне киотного стекла иконы Спаса Нерукотворного , долгие годы лежавшего на правом аналое у алтаря, проявилось белесое изображение лика Спасителя , обратное (как негатив) живописному. В храм стали стекаться паломники, некоторые свидетельствовали о чудесных явлениях, происходивших после молитвенного обращения к образу. Епархиальный совет Тобольско-Тюменской епархии официально признал это событие чудом.

http://drevo-info.ru/articles/22524.html

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Кафедральный собор Феодоровской иконы Божией Матери. Феодоровский собор Собор. Действует.   Престолы: Феодоровской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2008 и 2011. Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34б Координаты: 56.646655, 43.47817 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери основан в 1154 году князем Георгием (Юрием) Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий. На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева. В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, Комельский чудотворец, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь. В XVIII веке монастырь посещали Петр I и Екатерина II. В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский – ученик Серафима Саровского, ныне местночтимый святой Костромской епархии. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители. В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр Каменский, здесь он окончил свой земной путь и был похоронен. Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в 1408 – ханским темником Эдигеем. В 1927 году мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт большевиками. Храмы взорваны в конце 40-х годов XX века. В 2009 году обитель стала возрождаться. 12 сентября 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом монастырь был освящен.  Святыни монастыря: икона Божией Матери " Феодоровская " - копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году. Частицы мощей святых находящиеся в Городецком Феодоровском мужском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=12972

Николо-Погост. Храмовый комплекс. Церкви Спаса Преображения и Владимирской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Нижегородская область, Городецкий район, с. Николо-Погост Координаты: 56.530817, 43.626335 Проезд:По шоссе (Нижний Новгород) - Кантаурово - Городец, на 30 км от Кантаурово левый поворот на Аксентис, далее по главной дороге около 11 км. Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С набережной в Балахне хорошо заметен ансамбль храмов села Николо-Погост, расположенного на левом берегу Волги над пойменной террасой за полосой заливных лугов. Центр ансамбля - высокая колокольня, рядом Преображенская церковь (1760) и церковь Владимирской Богоматери (1788). Обе церкви архаичны для своего времени: ярусную Преображенскую по стилю скорее всего можно отнести к началу XVII века, а наличники церкви Владимирской Богоматери - к барокко середины XVII столетия. Церкви и колокольня обнесены узорной железной решёткой на каменных столбах с воротами, выводящими на старую базарную площадь села. Здесь среди деревянной застройки можно встретить яркие образцы народной архитектуры с затейливой резьбой. По материалам путеводителя Е.Стрелкова Николо-Погост явля­ется одним из древних поселений в Городецком Заволжье, вставший над местом слия­ния лесной тихоструйной речки Узолы с вели­кой Волгой, прямо напротив Балахны. Был он сельским административно-духовным центром обширного Заузолья (так этот край мог назы­ваться только относительно Городца в пору его расцвета в XII-XIV вв.). Само название села, единственно сохранившего в Заволжье звание «погоста», появившееся еще в IX веке в Киевской Руси, свидетельствует об этом же. Древнейшим документом о Николо-Погосте пока остается опись Алексея Дедринского «сотоварыщи» (1534 г.), зафиксировавшая принадлежащие клиру его церкви пустоши (некогда за­брошенной, поросшей лесом и вновь разрабо­танной пашни) «Дворище». Эта пустошь в XVII веке уже будет называться деревней Поповкой. В Писцовой книге Заузолья 1591 года сооб­щалось, что «на погосте церковь Николы чудо­творца древена, клетцки, а в ней образы, и кни­ги, и ризы, и колокола, строение мирское», то есть приобретенное самими заволжскими крес­тьянами.

http://sobory.ru/article/?object=17905

Летописная статья 1405 г. также позволяет предположить, что уже современники выделяли из этого творческого союза прп. Андрея. Выстроенная в кон. XIV в. Благовещенская ц. была маленьким бесстолпным храмом, для росписи к-рого не было нужды приглашать 3 находившихся в полном расцвете творческих сил мастеров (Феофан Грек, Прохор с Городца, прп. Андрей), но заказ вел. князя, очевидно, являлся почетной работой, для выполнения к-рой были избраны лучшие на тот момент художники Московской Руси. Об этом же, по-видимому, свидетельствует и содержание гл. «Начало Андроникова монастыря» неск. редакций Жития прп. Сергия Радонежского, где имя Д. не упоминается. Ближайшие потомки художников отдали явное предпочтение прп. Андрею; его имя неоднократно встречается в документах XVI-XVII вв., а имя Д. забыто. Все связываемые с живописцами произведения были приписаны прп. Андрею. Нек-рые исследователи считают, что в кон. XIV в. Д. и прп. Андрей работали на дворе удельного кн. Звенигородского и Галичского Георгия (Юрия) Димитриевича в подмосковном Звенигороде, где украсили росписями и иконами недавно построенный (вероятно, в 1394-1396) Успенский собор на Городке. От росписи уцелели части 5 фигур праотцов и пророков в куполе, незначительные остатки композиций с 2 евангелистами в подкупольной зоне, руинированные и затонированные фрагменты 4 композиций цикла св. Иоанна Предтечи, 4 медальона с изображениями мучеников и верхней части фигуры святителя в жертвеннике, остатки правой части большой композиции «Успение Богородицы» на сев. стене храма, композиции на зап. гранях вост. подкупольных столпов и др. малозначимые фрагменты. На момент раскрытия в 1918 г. наилучшей сохранностью отличалась роспись на вост. подкупольных столпах - «Мч. Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела прп. Пахомию Великому» на сев.-вост. столпе и «Мч. Лавр», триумфальный Крест на Голгофе, «Беседа прп. Варлаама с прп. царевичем Иоасафом» на юго-вост. столпе (о них ныне можно судить лишь по фотографиям 1918). Очень плохая сохранность росписи затрудняет ее атрибуцию. Так, Грабарь связывал с Д. нижние композиции столпов, а с прп. Андреем - изображения мучеников Флора и Лавра. Чураков приписывал роспись юго-вост. столпа Д., а сев.-вост.- прп. Андрею. Противоположное мнение высказывала Брюсова. Нек-рые специалисты (М. В. Алпатов, Лазарев, Плугин, Г. В. Попов, Е. Я. Осташенко) не считают возможным говорить об участии Д. в этой работе. По мнению автора настоящей статьи, с Д. может быть связана роспись сев.-вост. столпа («Мч. Флор», триумфальный Крест на Голгофе, «Явление ангела прп. Пахомию Великому») и часть росписи купола собора.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Тихонов Лухский мон-рь. Фотография. 2012 г. В 1945 г. верующим были возвращены Успенский и Троицкий соборы в Кинешме, Успенский собор вскоре стал 2-м кафедральным храмом Ивановской и Кинешемской епархии. В 1-й пол. 50-х гг. в связи с подъемом уровня Волги из-за строительства возле г. Городца Горьковской ГЭС были снесены церкви в Юрьевце (Благовещенская (1700) и Казанская (1754)) и Пучеже (5 из 6 храмов, упраздненных в 30-х гг. ХХ в.). В 1961 г. были закрыты Богородицкая ц. в погосте Ананьин Конец (Заволжский р-н), Успенская ц. в с. Бортницы (Родниковский р-н), Троицкая ц. в с. Спас-Шелутино (Палехский р-н), в 1962 г. прекратились богослужения в Успенской ц. в с. Межи (Родниковский р-н), в Кинешме вновь были закрыты Успенский и Троицкий соборы (в 1965 Ивановская епархия добилась возвращения Успенского собора). На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. в крае началась передача храмов верующим. В 1989 г. Церкви была передана Богоявленская ц. в Юрьевце, в 1991 г.- Троицкий собор в Кинешме, в 1993 г.- Крестовоздвиженский храм в пос. Палех, в 1996 г.- Успенский собор в Лухе, в 2010 г.- Вознесенская ц. в Кинешме. Началось строительство новых церквей. В 1993-1996 гг. в Родниках, где не осталось ни одной церкви, был возведен каменный храм во имя св. кн. Александра Невского. В 1999 г. в Пучеже бывш. здание магазина перестроили в ц. во имя прп. Серафима Саровского. В 2003 г. в Кинешме начала работу православная школа во имя св. кн. Александра Невского. Особо почитаются в епархии подвизавшиеся на землях совр. К. и П. е. преподобные Макарий Унженский и Тихон Лухский, блж. Симон Юрьевецкий, священномученики еп. Василий (Преображенский) и прот. Петр Родниковский, блж. Алексий В Богоявленской (Симоновской) ц. в Юрьевце под спудом покоятся мощи блж. Симона Юрьевецкого. Архиерей еп. Иларион (Кайгородцев; с 8 июля 2012). Монастыри Действующие: Тихонов Лухский (муж., в с. Тимирязеве Лухского р-на, основан в кон. XV в., закрыт в 1930, возобновлен в 1995), Макариев Решемский (в с. Решма Кинешемского р-на, основан в нач. XVII в. как муж., с 1901 жен., закрыт в 1927, возобновлен в 1998 как муж., с 2006 жен.). Упраздненные:

http://pravenc.ru/text/1684650.html

Болотное. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В сентябре 1946 года приходской общиной г. Болотное куплено помещение под молитвенный дом вместимостью до 250 человек, построенное в 1915 году. После небольшого ремонта он начал функционировать. 14 октября 1946 года - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось первое Богослужение. Молитвенный дом находился на улице 2-я Кондукторская, 7. Его купили на пожертвования жителей Болотного. Нарекли новый храм именем Святителя Николая, Чудотворца. По воспоминаниям старожилов престол храма был освящён митрополитом Варфоломеем (Городцевым) в 1948 году. Храм построен в базиличном стиле. Христианская базилика представляет собой продолговатое здание прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей. Согласно традиции, храм обращён алтарём на восток. Главный вход – на запад. Напротив входа находится Кафоликон – символ Вселенной. На востоке кафоликона возвышение – солия, состоящая из 2-х ступенек. На солее – главная часть храма алтарь, отделённый от храма иконостасом. Иконостас храма 2-х рядный живописный. Имеет три входа: царские врата, северные и южные врата. На Царских вратах находятся пять икон – на 4-х изображены евангелисты, на пятой - двусоставной Благовещенье. 1 ряд иконостаса –Местный; 2 – над Царскими воротами Надвратная икона Тайная вечеря. Иконостас имеет обрамление, выполненное из кедрового бруса в барочном стиле. Сделана резьба мастером из Рубцовска в 1980 году Селезнёвым М.И. В Никольском храме есть множество икон, которые подарили храму жители города Болотного. В алтаре находится образ Пресвятой Богородицы «Васнецовская». Её написал иеромонах Серафим, который раньше служил в этом храме. В храме есть старинные иконы. Многие иконы попали из других храмов, по большей части из разрушенных церквей. http://letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=3510 Церковь в Болотном - третье по времени сооружения православное культовое здание на территории Болотнинского района. В конце 30-х г.г. XIX в. жители села Болотное обратились в Духовную Консисторию с просьбой о дозволении на строительство в селе собственной церкви. 19 марта 1838 г. эта просьба была удовлетворена. Томская губернская строительная комиссия освидетельствовала грунт земли, назначенной под строение, после чего в центре села (угол современных улиц Московская и Комитетская) началось строительство однопрестольной деревянной церкви, названное во имя Св. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=33659

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010