Троицкое. Церковь Зосимы и Савватия. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Зосимо-Савватиевская церковь в с. Троицкое Макарьевского уезда была построена по образцовому проекту под номером 23 из Атласа планов и фасадов церквей 1857 года. Объемно-композиционное решение образовано акцентированием центральной части крестообразной структуры плана двухъярусным восьмериком. Первый ярус восьмерика совпадает по высоте с боковыми частями храма, а второй ярус немного поднимается над кровлей и завершается пологим шатром со сломом и небольшой главкой. Над входной частью в объеме чердака размещалась небольшая звонница. Троицкое – село в Воскресенском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – комплекс Троицкой церкви: церковь Троицы (памятник федерального значения, 1713 год), церковь Зосимы и Савватия (зимняя, 1870 год, памятник градостроительства и архитектуры регионального значения). Документы о принятии на госохрану 1327, 176, 471. Троицкое, что на Бабьей горе – так именовалось село в дореволюционных списках. Расположено на современной территории Воскресенского района. По материалам Поливанова, производившего раскопки на Бабьей горе в 1889 году, установлено, что здесь было русское поселение XV века, охранявшее переправу через реку Ветлугу на дороге между Городцом и Вяткой. Над старым руслом Ветлуги, соединяющимся сейчас с рекой небольшой протокой, стоят две деревянные церкви: летняя холодная в честь Святой Троицы и тёплая зимняя в честь св. Зосимы и Савватия. Согласно архивным данным, в конце 17 – начале 18 вв. здесь был Черноезерский мужской монастырь. По легенде, основали его 1670-х годах монахи, бежавшие в глухие заветлужские леса после Соловецкого восстания 1668-1678 гг. Косвенно о монастыре свидетельствовало и большое количество древних икон, к сожалению, не сохранившихся до наших дней (храм многократно, фактически ежегодно, подвергался ограблениям). В храме хранились древние книги, старинные церковные облачения, утварь. Троицкая церковь построена в 1713 году. Церковь в плане «корабль» состоит из паперти, трапезной, молельного зала, перекрытых постепенно увеличивающимися по высоте крутыми двускатными кровлями; алтаря с крышей на пять скатов и высокой колокольни с открытой галереей и шатровым верхом. Первоначально колокольня стояла отдельно и имела открытые проходные ворота. В начале XIX века ее соединили с трапезной закрытой папертью. Над центральным объемом храма возвышается восьмерик, увенчанный небольшим куполом с главкой.

http://sobory.ru/article/?object=13809

Понемногу советское руководство стало осознавать, что Церковь может быть использована и для консолидации народа, и для пропаганды советского строя. Уже в 1942г. Московская Патриархия была привлечена к изданию книги «Правда о религии в России», где отрицались гонения со стороны коммунистов, зато в качестве гонителей веры выставлялись германские оккупанты. Выпущенная большим тиражом книга была снабжена фотографиями разрушенных храмов, находившихся на оккупированных территориях. Митрополит Сергий издал и ряд антигитлеровских посланий. «Не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику», – говорилось в пасхальном послании митрополита в 1942 г. В том же 1942 г. начались и некоторые послабления, и декларативные жесты в отношении Церкви. В ноябре 1942 г. митрополит Николай (Ярушевич) был назначен членом комиссии по расследованию гитлеровских злодеяний. Было разрешено поставить на кафедры нескольких архиереев. Некоторые из них вернулись из ссылок и заключения, – например, епископы Иоанн (Братолюбов), Стефан (Проценко), Александр (Толстопятов), Алексий (Палицын). Митрополит Сергий постригал в монашество и рукополагал во епископы вдовых священников. Среди них были епископы Григорий (Чуков), Варфоломей (Городцов), Димитрий (Градусов), Елевферий (Воронцов) и др. Были единичные случаи открытия храмов местными властями. В начале марта 1943 г. в Красноярске первый секретарь обкома ВКП(б) разрешил открытие церкви на окраине города. Храм стал кафедральным собором, а ссыльный святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был назначен Московской Патриархией архиепископом Красноярским. Поданным М.В.Шкаровского, кое-где храмы открывались народом стихийно, без согласования с властями. Государство предпочло временно не озлоблять людей закрытием церквей – в годы тяжелейшей войны народные волнения на религиозной почве были не нужны. Еще одной причиной, по которой власть не препятствовала точечному возвращению храмов, были практические соображения: верующий народ был готов жертвовать средства на военные нужды, и в качестве центров для сбора средств храмы вполне подходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимирская икона Божией Матери. Первая половина XV в. Круг преп. Андрея Рублева Преподобный Андрей Рублев в своих иконах показал русский образ святости. В Византии более значимым представлялось осенение человека Божественными энергиями и преображения его творческой силой Бога. На Руси же не менее важной считалась необходимость возрастания в добродетелях к Богу. Самый известный византийский аскетический сборник назван «Филокалия». На русской почве он укоренился с названием «Добротолюбие» (добрута – духовная красота 112 ). Это соотносилось с библейской традицией единства духовной и телесной красоты и ответственности человека за всё творение. Внешность преображается так же, как и душа при нравственном совершенствовании, и вместе с человеком освящается вокруг него мир. Во времена Святой Руси человек осознавал себя соработником Богу, и поэтому жертва его должна была быть великой. Для спасения людей Бог отдал лучшее – Сына Единородного. Богородица тоже отдала самое дорогое. И глядя на Владимирскую икону прп. Андрея Рублева, каждый мог спросить себя: «А чем жертвую я?». Сейчас Владимирская икона Божией Матери находится в церкви святителя Николая в Толмачах при Музейном комплексе государственной Третьяковской галереи. Феодоровская икона Божией Матери 113 Древний Феодоровский образ в настоящее время закрыт окладом, лики темны и недоступны созерцанию. Представление об иконе можно составить по несовершенным фотографиям начала XX века и реставрационным материалам, а также на основании списков традиционно высокого качества, самый древний из которых XIII века (собр. МКГТГ). Судя по ним лики Богородицы и Богомладенца не раз поновлялись, но образ удержал свои первоначальные черты. Лик Божией Матери очень напоминает Владимирский образ. Скорее всего поэтому в 1970-е годы появилась гипотеза о том, что Феодоровская икона – список с Владимирской 114 . Но думается, что схожесть ликов можно объяснить общим византийским происхождением памятников. К тому же, согласно древнему «Сказанию о святом граде Китеже» XIII века, Феодоровская икона появилась на Руси раньше Владимирской. Уже в XI веке она находилась в часовне близ Городца на Волге, а в XII веке великий князь Георгий Всеволодович построил для неё Феодоровский монастырь. Монастырь Батыевым нашествием был превращён в груду развалин, а икона, по преданию, обретена в 1239 году 115 в лесу, недалеко от Костромы, в праздник Спаса Нерукотворного образа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Городец. Часовня Рождества Пресвятой Богородицы. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2004 и 2014. Адрес: Россия, Рязанская область, Спасский район, с. Городец Координаты: 54.482409, 40.452969 Проезд:От г. Спасск-Рязанский на автомобиле 7 км на северо-восток до с. Городец. Часовня стоит у дороги. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строительство часовни начато в 2004 году, а 21 сентября 2014 года часовня освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Квдратная в плане часовня с четырехскатной крышей и маленькой главкой, кирпичная, побелена. В селе Городец ранее существовала деревянная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1776 году и разрушенная в 1974 году. Интересно, что в Атласе Рязанской области этот храм обозначен. Информация со стенда у часовни О существовавшей ранее церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы Городец в качестве села с церковью «великого чудотворца Николая» упоминается в окладных книгах 1676 г. Со времени устройства в селе Городце другой церкви – Богородицерождественской, Никольская церковь, отстоящая от села в 1 версте, переименована была в кладбищенскую, без отдельного причта. В 1801 г. благочинный донес епархиальному начальству, что «в Николаевской церкви, состоящей при большой Касимовской дороге, для погребения мертвых тел, по древности ее, службу совершать невозможно», вследствие чего в Никольской церкви велено священнослужение воспретить и саму церковь запечатать. В том же году вотчинником села Городца от армии бригадиром Дмитрием Владимировичем Елагиным испрошено было дозволение на исправление ветхостей в Никольской церкви. В то же время благочинному предписывалось, по возобновлении в Никольской церкви алтарных ветхостей, осмотреть ее и если окажется возможным, то разрешить в ней и богослужение. Находящаяся в селе Городце деревянная Богородицерождественская церковь построена была в 1776 г. При ней церковной земли во владении причта состоит: усадебной 1 ½ дес., пахотной 46 дес., луговой 10 дес., на каковую имеется план и межевая книга. Неприкосновенного капитала при Богородицерождественской церкви имеется в количестве 1400 руб. В состав прихода, кроме села, входят деревни: Жолобова слобода, Островки, Гулынки, в коих числится муж. пола 952 души, жен. пола 980 душ. В причте Богородицерождественской церкви по штату 1873 г. состоят: священник и псаломщик. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35645

В 1943-1948 гг. Иркутская кафедра находилась под управлением Новосибирского и Барнаульского архиеп. Варфоломея (Городцова) . В мае 1943 г. было получено разрешение на открытие единственного в регионе храма - Крестовоздвиженской ц. в Иркутске. В 1943-1948 гг. решением Совета по делам РПЦ в Иркутской обл. верующим было возвращено 17 церквей, из к-рых действующими стали 15: Троицкую ц. в Иркутске (использовавшуюся под планетарий) и Успенскую ц. в с. Барлук (использовавшуюся как клуб) общинам не передали из-за противодействия местных властей. В 1943-1947 гг. были восстановлены следующие приходы: в Иркутске - Крестовоздвиженский (май 1943), Михаило-Архангельский (июнь 1945) и Знаменский (окт. 1945, являлся кафедральным собором в 1949-1999), в Тулуне - Николаевский (май 1945) и Покровский (июнь 1946), в Тельме - Казанский (дек. 1944), в Верхоленске - Воскресенский (1945), в Зиме - Николаевский (март 1945), в Листвянке - Николаевский (окт. 1945), в Буре - Петропавловский (март 1946), в Черемхове - Николаевский (июль-авг. 1946), в Слюдянке - Николаевский (дек. 1946), в Бодайбо - Христорождественский (окт. 1946), в Нижнеудинске - Николаевский (июнь 1946), в пос. Суетиха (ныне Бирюсинск) - Иннокентиевский (июнь 1947). Помимо названных приходов в ведении Иркутского архиепископа к нач. 50-х гг. XX в. состояли 2 прихода в Читинской обл. и 2 прихода в Бурят-Монгольской АССР. С 1945 г. в Иркутской епархии действовала свечная мастерская. Восстановление церковной жизни в регионе позволило Свящ. Синоду 3 июня 1948 г. воссоздать Иркутскую епархию, к-рую возглавил вернувшийся из Харбина архиеп. Ювеналий (Килин 1948-1949). Архиеп. Ювеналий разделил епархию на 2 благочиннических округа: 1-й и 2-й Иркутские. Указом от 1 янв. 1949 г. он присвоил иркутской Знаменской ц. статус кафедрального собора. При архиеп. Ювеналии ежемесячно выходил «Бюллетень церковной жизни Иркутской епархии». Частыми были поездки архиепископа по епархии, активизировалась проповедническая деятельность духовенства. Церковь во имя блж. Ксении Петербургской в пос. Юрты. Фотография. Нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Долматово. Церковь Космы и Дамиана. Космодамианская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Космы и Дамиана Римских Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:приблизительно 1870 - 1910. Адрес: Россия, Рязанская область, Старожиловский район, с. Долматово Координаты: 54.311555, 39.712836 Проезд:От шоссе Рязань - Пронск  в с.Гремяки поворот на Ю-В 8км (через с.Карповское ) до д.Хрущево-Тырново, далее по колее на север 3км. Другой проезд: от Старожилова  до Ромоданова (15км на С-З), далее поворот на запад до Хрущева-Тырнова 6км, далее как в первом случае. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью    Село Долматово в 22  верстах от уездного города  Пронска.   Долматово, известное до половины XVIII столетия под именем Городца, в качестве сельца упоминается в писцовых книгах 1628 г. в числе вотчин Вердеревских. В окладных книгах 1676 г. находившаяся в нем церковь именуется Космодамианской, церковной пашни при ней было 18 четвертей в поле, сенных покосов на 10 копен.     В состав прихода, кроме села, входили деревни Мокрая слобода и Налескина, в которых было 7 дворов  помещиков, 87 дворов крестьянских, 10 дворов  бобыльских, всего 105 дворов.    Существующая в с. Долматове деревянная также Космодамианская  церковь построена в 1730 г., в 1734 г. вместо пяти глав, бывших на церкви и сорванных бурей, устроена была одна только глава. Находившаяся вокруг церкви крытая галерея сломана во второй половине нынешнего столетия владельцем с. Долматова г. Клевановым, в то же время устроена была и колокольня. Вся церковь имеет в длину вместе с папертью 40 аршин, в ширину 10 и в вышину не более 5 аршин. Самый большой колокол, пожертвованный в 1879 г. вдовой – солдаткой Евдокией Филипповной, весит 20 пудов 15 фунтов, но и тот ныне разбит. Ограда вокруг церкви развалилась.    Церковной земли во владении причта  пахотной и луговой  состоит 33 десятины, которая находится в 2 верстах  от церкви за речкой Ямной. Кроме того, из сумм  Св. Синода в пользу причта ежегодно отпускается пособия 83 руб.     В состав прихода, кроме деревни Мокрой слободы, ныне не существующей, входят: Долматово с 64 дворами, деревня Налескина с 23 дворами и, отчисленная в 1879 г. от прихода с. Карповского, деревня Лужки с 54 дворами, в коих муж. пола 477, жен. пола 472, в том числе грамотных муж. пола 200,  жен. пола 15.           По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик, а сама церковь значится приписною к Покровской церкви с. Покровского. И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и  монастырей Рязанской епархии»   1885 г.  том  2 стр. 51. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17960

Балахна. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и иконы Божией Матери " Знамение " . Крестовоздвиженская и Знаменская церкви Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Нижегородская область, г. Балахна, ул.Дзержинского, д.9 Координаты: 56.497307, 43.606212 Проезд:до остановки «Автостанция» от Нижнего Новгорода рейсовыми автобусами 203, 308, 1507, от Городца – автобусами 317, 108, 1507 Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В Балахне, на улице Дзержинского, которая является наследником бывшего Костромского тракта, тянувшегося из деревоземляной крепости на северо-запад, сохранились две церкви, две сестрички постройки XVIII века: Знаменская и Крестовоздвиженская. «Детали их, значительно более грубые, чем в изысканной Спасской церкви, свидетельствуют об устойчивости старых форм к происшедшим в послепетровское время переменам в жизни и быте, несмотря на сравнительно поздние даты постройки в этих сооружениях нет и следа обычной уже в те годы барочной декорации». Так высказался о них главный архитектор Горьковской области С. Агафонов в своей книге «Горький – Балахна – Макарьев». Но история этих церквей началась в начале XVII столетия. В этом храмовом комплексе соединены две более старые: Пятницкая и Воздвиженская. Первая находилась на берегу Волги и была холодная деревянная. В описи 1674 года говориться, что она ветха, что алтарь подмыло Волгою, что по челобитью той церкви попа Федора и прихожан под ту церковь дано иное место. Церковь эта была украшена довольно богато (см. писцовую книгу 1674-1678 гг.), при ней была теплая церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы с пределом Тихона Чудотворца. Колокольни у нее не было, а на часовне висел всего один колокол. Писцовая книга действительно подтверждает, что «теплая церковь во имя Знамения Пресвятыя Богородицы находилась у Волги на берегу в паре с холодной нарицаемой Пятницы да в пределе Тихона Чудотворца древяна, а в них царские двери и деисус и всякое церковное строение патриарша казначея Тихона Обанина, родом из Балахны».

http://sobory.ru/article/?object=01871

Бугровское кладбище в Нижнем Новгороде Недавно печальный повод привел меня на Бугровское кладбище, что в Нижнем Новгороде. За красной кирпичной стеной, почти в центре города, нашли последний приют сотни нижегородцев, в том числе известные писатели, артисты, ученые. Здесь захоронен нижегородский купец и благотворитель Николай Бугров, который в свое время организовал на этом месте старообрядческий скит, писатель Павел Мельников-Печерский, декабрист Иван Анненков, известные русские фотографы Андрей Карелин и Максим Дмитриев, дочка писателя Максима Горького – Катюша. На Бугровском кладбище покоится прах известного кардиохирурга Бориса Королева, губернатора Ивана Склярова, ученого Валентина Найденко. Все, кто бывал на Бугровском кладбище, видели и еще одну важную примету нашего времени – мемориал памяти и скорби, посвященный жертвам Гражданской войны и сталинских репрессий. Здесь в 1918–1938-м годах в братских могилах хоронили расстрелянных и умерших в тюрьмах священников и мирян, не отказавшихся от Бога, не вписавшихся в новый государственный строй. На Бугровском кладбище нашел свое пристанище протоиерей Иоанн Лазарев, причисленный к лику святых. В самом начале своего служения отец Иоанн был настоятелем храма в Баранове. Здесь у отца Иоанна и его супруги Анны появился на свет их единственный ребенок. Очень радостно осознавать, что на нашей сосновской земле начинал своё служение, свой путь на Русскую Голгофу русский святой – священномученик Иоанн Лазарев. Сегодня мне хотелось бы рассказать нашим читателям о его яркой подвижнической жизни и мученической смерти, которая открыла ему путь в вечность. Иван Лазарев родился 12 января 1876 года в уездном городе Курмыше Симбирской губернии, ныне это Пильнинский район Нижегородской области. Рано осиротев, Ваня воспитывался у деда, церковного педагога и подвижника народного просвещения Александра Николаевича Порфирьева. А затем – в семье родной тетки Серафимы Александровны, жены священника Петра Никольского. В 1897-м году Иван успешно окончил Нижегородскую духовную семинарию и через год женился на Анне Ефимовне, дочери священника из Городца.

http://pravoslavie.ru/156422.html

Поляны. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1914. Адрес: Рязанская область, Скопинский район, поселок Поляны Координаты: 53.677719, 39.662554 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Время построения первого храма в честь Георгия Победоносца в с. Поляны Скопинского уезда неизвестно. В 1793 году был построен деревянный храм с тем же храмонаименованием, но вместо него, возможно к тому времени обветшавшему, в 1843 году был вновь возведен также деревянный храм с тем же храмонаименованием. К ХХ веку храм пришел в ветхость и на его месте был сооружен каменный храм во имя Георгия Победоносца. В клировых ведомостях за 1914 год указано, что «Новый каменный храм был возведен в 1914 году на средства прихожан и благодетелей. Каменный с такою же колокольней, покрыт железом». Престол в нем был один во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия. Храм был холодным, но утварью он был достаточен. В приходе имелась земская трехкомплектная школа. http://www.ryazeparh.ru/ Вместо деревянной Георгиевской церкви, устроенной в 1793 году, существующая ныне в селе Полянах также деревянной церкви и того же наименования построена в 1843 г. При ней церковной земли во владении притча состоит 36 десятин. В приходе при 211 дворах числится муж. пола 735, жен. пола 729. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик. (Клировые ведомости с 1805-80 гг. Списки населенных мест Рязан. Губерн.) И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархиию 1884 г., том 2, стр. 264. Известны, по крайней мере, три версии возникновения поселения, ставшего впоследствии селом Поляны. Одна из них самым непосредственным образом связана с созданием Большой Засечной черты. Суть ее в следующем. Примерно на рубеже XVI-XVII веков на одной из застав Засечной черты, неподалеку от нынешнего села Городецкое, служил казак по имени или по фамилии Городец. За хорошую службу его жаловали вотчинами. Их он впоследствии разделил между своими сыновьями. Один из них получил землю на месте нынешнего села Поляны. Это народное предание не подтверждено достаточно убедительно документами, однако в его пользу свидетельствуют некоторые косвенные доказательства. Так, например, в селах Поляны, Большое Подовечье, Дегтярка и Чернава, которые являлись вотчинами четырех сыновей Городца, наблюдается много общего в способах застройки, особенностях языка, быта и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=17800

Новосибирск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1995 и 1999. Ссылки:   Адрес: Новосибирск, ул. Гоголя, д. 179 Координаты: 55.045173, 82.952603 Проезд:парк отдыха Березовая Роща Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1925 году была построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы на городском кладбище. В годы Великой Отечественной войны храм выполнял функцию Кафедрального собора и был единственным действующим в городе. Летом 1962 года, несмотря на протесты прихожан, храм был разобран солдатами и добровольцами из народа. На его месте позже построят ДК " Строитель " . В феврале 1995 года началось строительство нового храма. 27 июня 1999 года храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Источник: сайт «Образование и Православие» Новосибирской митрополии В 1925 году была построен деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы на городском кладбище. Церковь вмещала до 400 человек. В церковной ограде хоронили православных. Здесь был похоронен протоиерей Диомид Чернявский - один из попечителей детского приюта " Ясли " , а в 1937 году был захоронен за алтарём Владыка Никифор - митрополит Новосибирской епархии. К 1941 году на территории Новосибирска и области оставалась только одна действующая церковь - Успенский храм на новом городском кладбище. С августа 1943 года Новосибирской епархией управлял архиепископ (впоследствии митрополит) Варфоломей (Городцев; † 1956). Маленький Успенский храм стал на короткое время кафедральным для Владыки Варфоломея. Через три дня, после прибытия в Новосибирск, в праздник Успения Божией Матери, Владыка Варфоломей совершил свою первую архиерейскую службу в Успенской церкви. В годы Великой Отечественной войны храм выполнял функцию Кафедрального собора и был единственным действующим в городе. Священнослужителями храма были собраны многочисленные пожертвования на нужды фронта. Православные жители Новосибирска пожертвовали тысячи рублей на изготовление самолетов Сибирской эскадрильи " За Родину " . Также были пожертвования на производство танковой колонны.

http://sobory.ru/article/?object=04428

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010