Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Другие постройки и сооружения: 2. Восточный братский корпус с бывш. церковью Пантелеимона (1904-1905 гг.) 3. Южный братский корпус (1837-1838 гг.) 4. Ограда 5. Ворота ограды 6. Некрополь 7. Крест на месте захоронения останков, найденных при строительстве собора 8. Поклонный крест в память Александра Невского 9. Место монастырской колокольни (утрачена) 10. Место церкви Александра Невского (утрачена) 11. Здание районной больницы 12. Сквер Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы. За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Санкт-Петербург. Собор Феодоровской иконы Божией Матери и Александра Невского в память 300-летия Дома Романовых. Феодоровский собор в честь 300-летия Царствования Добавить фотографии церковь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, в память о рождении цесаревича Алексея - предшественница собора Феодоровской иконы Божией Матери. Она была построена в 1904 г. и стояла примерно на месте " кремлевской " стены. Фото из журнала " Всемирная панорама " . Андрей Агафонов 1 января 1904 церковь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия, митрополита Московского, в память о рождении цесаревича Алексея - предшественница собора Феодоровской иконы Божией Матери. Она была построена в 1904 г. и стояла примерно на месте " кремлевской " стены. Фото с сайта Андрей Агафонов 1 января 1904 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у " Союза русского народа " , и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте. Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

http://sobory.ru/article/?object=01673

Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу 25 января 2021 г. 17:45 Городец знаменит не только своими народ­ными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в  Городецкой епархии , узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии»  Алексей Реутский. Материал опубликован в 11-12 за 2020 год . Имя России В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее. «Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин . — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году. Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии , отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным ­темам.

http://patriarchia.ru/db/text/5758088.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Промыслительное невежество 24.09.2009 526 Время на чтение 8 минут Комментарий известного священнослужителя, богослова, преподавателя Одесской Духовной семинарии протоиерея Георгия Городенцева по поводу фрагмента росписи храма восстановленного Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области уже несколько дней остается одним из самых читаемых материалов «Русской линии», активно обсуждается этот текст и на форуме РЛ. Я давно хотел написать по этому поводу, но загруженность разнообразными текущими делами мешала. Поскольку тема до сих пор обсуждается, дерзну предложить читателю свою интерпретацию, кажется, на это еще никто не обращал внимания. Но сначала восстановим хронологию событий, - это немаловажно. Итак, 12 сентября, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл освятил храм восстановленного Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области, где преставился святой князь. Во время Богослужения священнослужители, находившиеся в алтаре храма, обратили внимание на необычный фрагмент росписи, где был изображен святой благоверный князь Александр Невский, рядом с которым был изображен святитель с надписью над нимбом «Св. Кирилл Патр. Мск.». Позже протодиакон Андрей Кураев на своем сайте рассказал, что он обратил на этот фрагмент росписи внимание патриаршего фотографа, который немедленно сфотографировал ее. Эта фотография была помещена в фотоотчете, выложенном на официальном сайте Московской Патриархии Patriarchia.Ru, и провисела там в течение дня, пока, наконец, по чьему-то распоряжению не была убрана. Естественно, на эту фотографию на официальном церковном сайте обратили внимание дотошные пользователи Интернета, и в сети появились первые ироничные комментарии. Поскольку в последнее время церковная деятельность в информационной сфере у нас, к сожалению, сводится к отчетам о патриарших богослужениях и иных официальных мероприятиях, и говорить о какой-то осознанной информационной политике весьма затруднительно, никакой официальной реакции на сей необычный инцидент, разумеется, не последовало.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Городец. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:приблизительно не ранее 2018. Адрес: Ленинградская область, Лужский район, деревня Городец Координаты: 58.537136, 29.807394 Проезд:на кладбище Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1838-1844 гг. усердием священника Иоанна Шитова, церковного старосты Григория Михайлова и местного помещика генерал-майора Михаила Павловича Сакера был построен отдельный храм Успения Божией Матери, ныне существующий (освящен 5 марта 1844 г.). В 1851 г. прежняя церковь св. вмч. Георгия была возобновлена как холодная, а придел Успения Божией Матери при ней был упразднен. При возобновлении храма антиминс его был освящен С.-Петербургским митрополитом Никанором I октября 1850 г. Храм был возобновлен на соборную сумму заботами священника Василия Ильинского и церковного старосты, крестьянина села Городца, Григория Михайлова. Простоял этот храм на погосте Городца до 1960-х годов. После этих многочисленных ремонтов и перестроек рака архимандрита Трифона оказалась под упомянутым Георгиевским храмом на Городецком кладбище. Под ракою, на могиле подвижника, имеется плита с такою высеченною надписью: «Боже премилосердный призри дух Священноархимандрита Трифона, пострадавшего во время нахождения Литовскаго. Сей камень воздвигнут усердием И.О. 1812 год». В настоящее время строится новый храм-часовня великомученика Георгия Победоносца на месте старого утраченного, который был разобран, и поставлена деревянная часовня. Двухэтажный бревенчатый Георгиевский храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы построен в 1791 году на месте церкви XVI века, до 1764 года принадлежавшей Городецкому монастырю ( " Гремячей Пустыни " ), где в XVI веке был настоятелем архимандрит Трифон, по преданию около 1592 г. погибший за веру при нашествии литовцев. Храм был холодным (летним), с " сосудами серебряными, частью оловянными и шелковых материй числом довольным " . Главный храм расположен был средней частью над могилою архимандрита Трифона, а в подцерковье этого храма был устроен вход с боковой стороны для молящихся при его раке. При перестройке храма в 1851 году Успенский придел был упразднён (в 1844 г. выстроен отдельный, существующий поныне, теплый Успенский храм). При возобновлении храма, антиминс его был освящен С.-Петербургским митрополитом Никанором 1 октября 1850 года.

http://sobory.ru/article/?object=50102

Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в. (Городцов Сергей Дмитриевич; 5.07.1866, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 1.06.1956, Новосибирск), митр. Новосибирский и Барнаульский. Из семьи священника. Окончил Скопинское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), СПбДА (1890), в академии учился вместе с Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), с к-рым сохранил дружбу на всю жизнь. Удостоен степени канд. богословия за соч. «Отношение книги Притчей Соломоновых к книге Иова со стороны содержания», получившее награду в числе лучших сочинений выпускников года. С авг. 1890 г. помощник инспектора Могилёвской ДС, в 1892 г. получил назначение в Тифлис (ныне Тбилиси). После вступления в брак 11 дек. 1892 г. Экзархом Грузии архиеп. сщмч. Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона, 13 дек.- во иерея, служил 2-м священником в Александро-Невской ц. в Тифлисе, одновременно с 1 янв. 1893 г. являлся настоятелем тифлисской Казанской миссионерской ц., при к-рой усилиями свящ. Сергия была создана б-ка, построен зал для лекций и духовных концертов. Из-за притока прихожан вместо небольшой деревянной миссионерской церкви в сент. 1894 г. был возведен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, «Духовный вестник Грузинского Экзархата» отмечал, что «по числу прихожан миссионерская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери может быть названа одной из первых в Тифлисе». К нач. 1904 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Являлся постоянным наблюдателем городских школ, председателем совета Миссионерского братства, председателем епархиального Грузинского училищного совета, благочинным рус. церквей, законоучителем школы слепых, законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального жен. уч-ща в Тифлисе (до 28 дек. 1905) и др. Во время русско-япон. войны заботился о раненых, собирал одежду для отправки на фронт. 27 дек. 1906 г. был ранен в Тифлисе националистом. В 1914 г. получил степень магистра богословия, защитив дис. «Книга пророка Иова: Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В последние годы служения в Тифлисе являлся настоятелем ц. во имя блгв. кн. Михаила Тверского, построенной его попечением. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степени. Будучи бездетными, супруги Городцовы взяли на воспитание детей, один из их воспитанников, Николай Вольянников, сопровождал В. на всех местах его служения, принял постриг с именем Никандр, в 1949 г. был хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии, впосл. еп. Омский и Тюменский.

http://pravenc.ru/text/154403.html

Приписная к Вознесенской церкви - кладбищенская Арх. Михаила, каменная церковь (1765). Земли 9 1/2 дес. Адрес-календарь Нижегородской епархии, 1904 г. Примечание к фотографии Прокудина-Горского: На переднем плане Вознесенская церковь каменная, в честь Вознесения Господня, построена в 1755 году, двухпрестольная. Справа от неё тёплая каменная церковь, во имя св. Анастасии Узорешительницы, построена в 1797 году, однопрестольная. На заднем плане Архангельская кладбищенская церковь, каменная, во имя св. Архистратига Божиего Михаила, построена в 1765 году, однопрестольная. Ея Высокопреподобию настоятельнице Нижегородского девичьего монастыря Игумении Марие Александровне (Соболевой) на добрую память от автора. Протоиерей Соловьев. 1905 год, марта 18 дня. Село Василева-Слобода, или просто Василево, одно из самых древних селений Поволжья Нижегородской губернии. Оно находится на правом берегу р. Волги, в 75 верстах от Нижнего Новгорода и в 20-ти верстах от древнего Городца-Радилова, занимает прекрасную местность, весьма схожую в миниатюре с местностями г. Нижнего Новгорода и села Городца, т.е. имеет верхнюю и нижнюю части, омывается с восточной стороны широкою Волгою, а с южной – небольшой речкой Санахтой, за которой находится древняя сосновая роща, именуемая «Покровскою» по имени существовавшего здесь до 1764 г. Покровского мужского монастыря. В Василеве имеется прекрасная бухта для зимовки пароходов, которую годов уже 20-ть занимают казенные пароходы путейского ведомства. Здесь же, на берегу бухты, сим ведомством устроена фабрика для починки и ремонта своих пароходов и разных машин-землечерпательниц и сосунов, употребляемых для углубления фарватера Волги, а в нагорной стороне разведен фруктовый сад. Есть в Василеве несколько и гончарных заводов. Село Василево, как и древний Городец, село торговое, базарное, имеет издавна хлебную торговую пристань, куда приезжают ежедневно за покупкою хлеба в зерне и мукою за целые сотни верст крестьяне сел и деревень Владимирской и Костромской губерний. В свое время, когда на Волге процветало " бурлачество " , в Василево каждую весну собирались из сел и деревень ближайших губерний тысячи этого люда для найма и поступления в бурлаки на василевские и другие из ближайших местностей суда, зимовавшие в здешнем затоне. Бурлаков до Василева обыкновенно провожали их жены и дети, и здесь происходили сцены, полные драматизма, разгула и цинизма. Но, слава Богу, время это на Руси миновало навсегда.

http://sobory.ru/article/?object=22344

Городец. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построенная в 1752 году церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасская церковь) в настоящее время является одной из самых красивых приходских церквей г. Городца. Кирпичная церковь Спаса выстроена в духе московского барокко. Здание типа " восьмерик на четверике " с трапезной, с южным приделом преп. Алексия, человека Божия, и шатровой колокольней. Четверик храма увенчан полусферическим куполом на высоком барабане диаметром около 8 метров и луковичной главой на восьмигранной шейке. С запада к четверику примыкает равная ему по ширине трапезная под двускатной крышей, а к ней, в свою очередь, - небольшой притвор и колокольня. Притвор был выстроен в 1901 году, о чём свидетельствует надпись на западной стене, прекрасно сохранившаяся до нашего времени. С востока примыкает троечастный алтарь с полукруглыми апсидами. Окна двухсветного храма и низменного придела получили набранные из фигурных отформованных кирпичиков килевидные наличники (в характере XVII в.). Луковичной формы кирпичную главу покрывает черепица под золото. Крест на ней фигурный, позолочен. Церковь была закрыта в конце 1930-х годов и только в 1989 году возвращена верующим.   Говоря о строительстве на северной оконечности Городца Спасского храма, нельзя не обратиться к теме старообрядчества, так как церковь эта возводилась здесь именно для противодействия влиянию староверов. Жёсткие гонения, обрушившиеся во второй половине XVII века на ревнителей " старой веры " , заставили многих из них бежать в заволжские леса, " ключом " к которым являлся тогдашний Городец. Согласно некоторым сведениям, уже в конце столетия поблизости от нынешнего Спасского храма стояла старообрядческая часовня. И построили её раскольники здесь неслучайно. Они утверждали, что именно на этой территории располагался древний Фёдоровский монастырь, возрождённый в 1700 году на другом месте. Позже, судя по всему, часовню эту упразднили, однако само место святым для староверов быть не перестало: их тут всегда было много. При Елизавете Петровне они устраивают здесь кладбище, всячески его обихаживая, имея в планах возвести на нём новую часовню, а позже официально преобразовать её в храм. Тогда православное духовенство строит поблизости деревянную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=19307

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В.А. Городцов. Фотография. 1940 г. (?) Василий Алексеевич (11(23).03.1860, с. Дубровичи Рязанского у. и губ.- 3.02.1945, Москва), археолог, проф. МГУ (1918-1944) и др. вузов, создатель московской археологической школы и первой отечественной теории археологического знания, один из основателей научной археологии в России. Учился в Рязанской ДС. В 1882 г. окончил Алексеевское военное уч-ще. Член Рязанской (1891), Ярославской (1895) ученых археологических комиссий Московского археологического об-ва, участник археологических съездов, почетный и действительный член отечественных и зарубежных научных об-в. После Октябрьской революции принимал участие в музейном строительстве и разработке принципов охраны памятников. Член комиссий Наркомпроса РСФСР, связанных с реформами музеев (1918-1922), зав. археологическим подотделом музейного отдела Наркомпроса (1918-1926). Член Центрального бюро краеведения, Гос. ученого совета Наркомпроса (с 1925 музейно-библиотечная секция). Участвовал в подготовке I Всероссийского музейного съезда (1930). Почетный и действительный член более 20 научных об-в, связанных с археологией, естествознанием и краеведением. Работал в Российском историческом музее (с 1925 ГИМ; с 1903 хранитель, с 1906 по 1929 зав. отделом археологии). Заслуженный деятель науки РСФСР (1929), д-р исторических наук (1935); награжден орденом Ленина. Г. не получил систематического исторического образования (учился в сельской приходской школе и в ДС, откуда ушел на военную службу и стал офицером-артиллеристом), но с юности увлекался археологией, историей, геологией, палеонтологией, этнографией, музейным делом. С кон. 80-х гг. XIX в., объезжая берега р. Оки и ее притоков, сделал ряд археологических открытий (при раскопках у с. Городец им выделена одна из культур раннего железного века, получившая название «городецкая»). Работая в поле до кон. 30-х гг. XX в., Г. открыл и исследовал более тысячи памятников материальной культуры, провел десятки экспедиций.

http://pravenc.ru/text/166255.html

Городец. Церковь Чуда Михаила Архангела. Городецкое благочиние Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первое упоминание об этом соборе относятся к 1304 году. Там умер и был похоронен Сын Александра Невского, Андрей Александрович. К сожалению, попытка найти местонахождение этого древнего храма, а, следовательно, и могилы князя успехом пока не увенчалась, так как ныне существующая церковь Михаила Архангела возникла на территории бывшего позднего кладбища на рубеже XVII и XVIII bekob. Кирпичная церковь, построена в 1707-1712 гг. Бесстолпный одноглавый четверик с трапезной с южным приделом Рождества Предтечи и столпообразной шатровой колокольней. Северный Скорбященский придел пристроен в 1860 году. Закрыта в 1935-м. Возвращена верующим в 1991 году, отреставрирована. Первое документальное подтвержденное известие о храме относится к началу 14-го в. Церковь Архангела Михаила, бывший собор, в XIII-XIV в.в. выполняла роль усыпальницы удельных князей времён Городецкого удельного княжества 14 в. На этом месте, по преданию, и раньше находилась церковь, здесь захоронены сын и внуки Великого князя Александра Невского (Андрей Городецкий, Михаил и Василий Андреевичи). В 1368 г. церковь сгорела от молнии. После она была вновь отстроена князем Борисом Константиновичем, но и она также истреблена огнём. Существование деревянной церкви Михаила Архангела в Городце XVII в. подтверждается переписными книгами на Городецкую волость за 1623, 1627, 1666 г.г. На церковной земле в то время было 6 дворов да четырнадцать келий, а в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Временем постройки церкви Михаила Архангела в Городце Нижегородской губернии, по данным литературы и архивных документов начала XX в., является 1707 г. Но документов, называющих точную дату основания храма, не обнаружено. Это дает возможность предполагать более раннее существование здания. В 1712 г. для освящения храма был «выдан антиминс по благословенной грамоте в Городецком уезде церкви Архангела Михаила в новопостроенную каменную церковь во имя Архангела Михаила».

http://sobory.ru/article/?object=08985

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010