Учительная роль духовника тем значительнее, что проповедь отсутствовала, заменялась чтением поучений в церкви и водительством тайным духовника. Когда проповедь стала приходить из Киева, возмущенные ревнители старины говорили: «Заводите вы, ханжи, ересь новую, единогласное пение, да людей в церкви учить, а мы прежде людей в церкви не учивали, учивали их в тайне, беса вы имате в себе, все ханжи». Духовническая учительность имела, конечно, не отвлеченный, а прикладной характер душепопечения. Книжность заключалась в умении найти ответ Священного Писания , церковной мудрости благодатной на любой вопрос жизни, мысли, чувства. Стоглав определял задачу пастырской грамотности так: «Чтобы могли церковь Божию содержати и детей своих духовных православных христиан управити могли по священным правилам». То, что священники оказались в этом отношении не на высоте, было предметом жалоб и обличений. Сильно говорит в этом смысле Посошков. Идеального мастера духовного врачевания можно себе представить в образе преп. Даниила: «И мнози прихождаху к нему, и вельми пользовахуся, и мнози к нему исповедху грехи своя. Преподобный же… человеческая греховныя страсти и язвы душевныя и всяческы за совесть от прегрешения погруженныя отчаянием, яко премудрый и искусен врач, целяше милостивыми словесы, лечебное былие прилагая, и с рассуждением божественными заповедьми обязуя, и многих от грех престати увещая, и покаянием исправляя, и к Божией любви приближая; и никого же не стыдяшеся безчинника, или ближнему обиду и немилосердие творяща, или что неподобное дело и о всех спасении промышляше. И вси в сладость его послушаху и повиновахуся ему, яко истинному учителю». О высоте учимого свидетельствовать может послание преп. Кирилла Белозерского к князю Можайскому Андрею Дм. «Ты поставлен от Бога властелином в вотчине своей затем, чтобы унимать людей от лихаго обычая: чтобы судьи судили праведно, без поклепов, подметов, посулов и мзды. Озаботься, чтобы в вотчине твоей не было корчмы, потому что в ней великая пагуба, и души их гибнут, также и мытов, а где перевоз, там позволительно взять труда ради; чтобы не было разбоя и татьбы! Унимай подвластных людей своих от сквернословия и брани.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Отцы повторяют вновь и вновь: трава и деревья появились на земле именно до существования солнца. Свят. Иоанн Злато­уст пишет: «...(Моисей) показывает тебе, что все было совершено до создания солнца, чтобы ты созревание плодов припи­сывал не ему, но Творцу Вселенной...» (Беседы на книгу Бытия, VI, 4, с. 44) Свят. Василий утверждает: «...земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать будто оно дает причину жизни» (Шестоднев, V, с. 69). Более красноречив свят. Амвросий: «Перед тем, как появится свет солнца, да будет произ­ведено былие травное, да будет свет его предшествующим свету солнечному. Да прорастит земля до того, как она испытает воспитывающее попечение солнца, чтобы не было повода к росту человеческих заблуждений. Каждый да будет извещен, что солнце не есть виновник растительности... Как может солнце дать способность жить растущему, коль скоро сие уже было порождено жизнодательной творчес­кой силой Божией до того, как солнце вступило в подоб­ную же жизнь? Солнце моложе зеленого побега, моложе зеленой травы» (Six Days, 111:6, p. 87). Зелень и деревья произвели семя «по роду» своему. Это выра­жение Писания является ключевым в святоотеческой мысли; мы посвятим ему много времени, говоря о пятом дне творения, когда живые существа были произведены также «по родом их». 4. День четвертый (Быт. 1, 14–19) ( Быт. 1, 14–19 ) «И рече Бог: да будет светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию, и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета, и да будут в посвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды; и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю, владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый». Четвертый день творения служит источником великого за­мешательства для тех, кому хотелось бы подстроить Шестоднев под эволюционистские рамки. Это абсолютно невозможно, если солнце действительно было создано в четвертый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Назовём четыре возможные встречающиеся философские позиции по отношению к Творцу и эволюции. 1. «Я верю в Бога Творца, но не признаю существования эволюции» Такую позицию первым письменно изложил пророк Моисей . В первой главе Книги Бытия он описал Сотворение: В начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Существенно, что библейское повествование исключает возможность эволюционного происхождения видов. Это верно и для зелёных растений, созданных в третий день, и для водных животных пятого дня, и для обитателей суши, появившихся в шестой день. Все они созданы «по роду их». И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию , и древо плодовитое творящее плод, ему- же семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако ( Быт. 1:11 ). И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их , и всяку птицу пернату по роду ( Быт. 1:21 ). И сотвори Бог звери земли по роду , и скоты по роду их , и вся гады земли по роду их ( Быт.1:25 ). Справедливо отмечал иеромонах Серафим (Роуз) : «Идея эволюции совершенно отсутствует в книге Бытия, согласно которой каждая тварь создана «по роду своему», и не «изменена в другую». И Святые Отцы принимали текст книги Бытия совсем просто, не выводя из него каких-либо «научных теорий» или аллегорий» с. 463]. Такую строго креационистскую позицию, исключающую участие процесса эволюции в Сотворении мipa, выражает Никео-Цареградский Символ веры . 1-й член : вера в Бога «Творца Неба и Земли, видимым же всем и невидимым». 2-й член : вера в Единого Господа Иисуса Христа, «Имже вся быша». 8-й член : вера в «Духа Святаго, Господа животворящаго». Если понимать под креационизмом «любое учение, отрицающее существование эволюции на религиозных основаниях» то, несомненно, святоотеческая православная богословская традиция вполне удовлетворяет этому определению. Творцом является только Пресвятая Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Всё остальное, существующее в мipe (в том числе невидимая ангельская иерархия), является сотворённым. 2. «Я верю в Бога Творца и также верю в существование эволюции»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Свято-Митрофаниевский скит Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Пустынь расположена на территории Республики Карелия, в 120 км от г. Петрозаводска. Основание ее восходит к 1904 году, когда игумен Митрофан – настоятель Важеозерского монастыря (1889-1911 гг.), будучи большим почитателем Воронежского святителя, основал в 4 километрах от своего монастыря Митрофаниевский скит с церковью и колокольней. Важеозерская обитель была основана учениками преподобного Александра Свирского преподобными Геннадием и Никифором. Старец Геннадий первым поселился на берегу озера Важе около 1500 года (точная дата неизвестна) в небольшой пещерке. «Пищею для него было былие, а ложем земля». За свои подвиги он сподобился великих Даров Божиих, чудес и исцелений еще при жизни. Преставился преподобный Геннадий около 1516 года, монастыря так и не основав, но освятив своими подвигами это место и приготовив его к приходу другого сподвижника и ученика святого Александра Свирского – преподобного Никифора. В 1520 г. преподобным Никифором и пришедшими с ним насельниками Свирского монастыря на берегу Важеозера была возведена деревянная Преображенская церковь и поставлены несколько келий. Так был создан Важеозерский Спасо-Преображенский монастырь, первым игуменом которого и стал преподобный Никифор, бывший им до своей кончины, последовавшей 9/22 февраля 1557 г. По жалованной грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного на землевладения, обитель получила «на все четыре стороны по версте, опричь мхов и болот и глыб». Этой же грамотой повелевалось, чтобы монахи «лес разчищали, и пашню к монастырю своему пахали сами своими руками, а не наймом и без подмоги; а деревень бы есте и починков на том лесу не ставили, и крестьян бы есте на тот лес не призывали, и из найму бы есте того лесу и пашни пахати однолично не давали никому». Таким образом, монастырю запрещалось владеть деревнями, крестьянами, нанимать рабочих, а все работы должны были выполняться самими монахами.

http://sobory.ru/article/?object=00148

Вот вторая задача древней Даниловой обители – кормить голодающих. Случилось раз святому с братией зачем-то обходить вокруг монастыря, и вот они видят за оградой трех увечных, брошенных без призора. Преподобный обратился к одному брату с такими словами: ««возми сия болящия три мужи в келию свою и прилежи о них, сих бо Бог послал зде на пользу нам»». И взяша их в манастырь и упокоиша». Скоро об этом узнали в Переяславле и его окрестностях. «Мнози же от гражан и от поселян, ведуще Данилово нищелюбие, приношаху нужных болящих, яко нимало собою владущих, инии же от зверей уявляеми и еле живи бяху. И пометаху сих у монастыря тайно свои им, понеже убози суще и не имяху чим питати их и врачевати. Данил же с радостию сих в монастырь взимаше, и печашеся ими, и упокоиваше их всяческы, и сладостными словесы утешаше, и пищею и одеждею издовляше, и врачеванием промышляше о них, дóндеже овии от них оздравеша. И неции от сих в мирския домы к своим отхожаху, инии же в монастыри изволиша жити, овии же и скончевахуся ту» (стр. 49–50). Такова третья задача, возложенная преп. Даниилом на свою обитель, – призревать и лечить дольных; он превратил свой монастырь в лечебницу и богадельню. На себя лично преподобный принял еще некоторые подвиги служения мирским ближним – подвиги духовного мило- —573— сердия. Он был опытным и популярным среди мирян духовником: принимал на исповедь как иноков и священников, так простых людей и вельмож. «И мнози прихождаху к нему, и вельми пользовахуся, и мнози к нему исповедаху грехи своя. Преподобный же… человеческая греховныя страсти и язвы и всяческы за совесть от прегрешения погруженныя отчаянием, яко премудрый и искусен врач, целяше милостивными словесы, лечебное былие прилагая, и с разсуждением божественными заповедьми обязуя, и многих от грех престати увещая, и покаянием исправляя, и к Божией любви приближая; и никого же не стыдяшеся безчинника, или ближнему обиду и немилосердие творяща, или ино что неподобное дело, и о всех спасении промышляше. И вси в сладость его послушаху и повиновахуся ему, яко истинному учителю» (стр. 12 и 41). Отсюда видно, что и свою учительную обязанность по отношению к миру подвижник исполнял с обычным для него милосердием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Ибо слово, сказанное Богом при сотворении дерев: «да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем по роду на земли» (Быт. 1:11), — это слово, говорю, являло собою ипостасное Слово и Единородного Сына Отца, чрез Которого все, а, следовательно, и деревья произошли. Поэтому Василий Великий сказал: «Писание, вводя Бога повелевающим и разговаривающим, по фигуре умолчания указывает на того, кому повелевается и с кем ведется разговор и таким порядком приводит нас к мысли о Единородном» (Беседа 3 на Шестоднев).    Посему, как Господь освятил воду Иорданскую, а чрез воду Иорданскую освятил и все естество вод, тот же Господь, будучи распят, освятил древо креста, а чрез древо креста освятил все естество дерев. Итак, поелику в нынешний день воздвигается древо креста, то посему мы христиане чрез крест покланяемся распятому на нем Христу; поклоняясь же Христу, вместе с тем величаем и Тебя, Богородице, Матерь Христа.    Применимо и к тебе, возлюбленный, содержание тропаря сего. Ибо, если в нем повелевается радоваться бесчувственным и неразумным деревам, то насколько более должен радоваться ты, чувственный, разумный человек? Ибо твое естество освящено, спасено и прославлено Христом. Если ты не радуешься об этом бесконечном благодеянии, полученном тобою от сладчайшего делом и именем Иисуса, то это худой признак в отношении к тебе: этим ты показываешь, что вследствие страстей и грехов ты угасил или по крайней мере уменьшил искру благодати Св. Духа, полученную при крещении, и потому не чувствуешь в сердце своем никакой духовной радости и веселия. Поэтому отбрось, брат, пепел и страх, т. е. страсти от сердца твоего, вложи в него пламя горячей веры, твердой надежды, священной молитвы, — постоянного божественного причастия (если ты, конечно, этого достоин, или если не имеешь канонического препятствия) и исполнения божественных заповедей и таким образом зажги в душе твоей пламя любви к Творцу и Спасителю твоему. Если, когда ты будешь поступать таким образом, веселится и ликует внутри твое сердце, то знай, брат мой возлюбленный, что это ликование есть добрый признак в отношении к тебе: ты показываешь, что ты истинно крещен и истинно получил благодать Святого Духа, как это подтверждает Афанасий Великий, говоря: «как зачавшая во чреве жена из движения младенца в своей утробе неложно удостоверяется в том, что она приняла плод, так и душа истинного христианина не из слов родителей, но на деле и из ликований сердца своего, и особенно во время праздников и освящений (т. е. крещений) и причастия святого тела Христова, узнает из этой самой радости души своей, что действительно в крещении получила Святого Духа» (В вопросах и ответах к Антиоху).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

П.В. Безобразов Т. Б. Потемкиной от 29 января 1857 г. Небесная роса напоевает цветы живые. А я – былие посохшее. Меня бросили в огонь, и я горю. Благоговейте перед тайной духовного горения, по окончании которого внутренний человек обновляется, и не огорчайтесь искренним отказом очищаемого страдальца. Бог, оживотворяющий маститые кедры ливанские, да продлит жизнь вашу драгоценную для многих. Вот вам привет мой в день вашего рождения. P. S. Ранее духовного очищения своего не желаю видеть людей. Елисавете Павловне Эйлер от 11 февраля 1857 г. Многими дарами наделил человека премудрый и всеблагий Творец. К числу их принадлежит наше слово, выражаемое звуками, или письменами. Посредством слова молитвенно проникает в нас благодать Святого Духа. Посредством слова разговорного, или письменного, душа душе светит и отсвечает. Какой чудный и драгоценный дар Бога – слово. Пользуюсь им и отвечаю на письмо ваше от 12 января, в котором вы прислали мне цветочки из садов, или с гор Ниццы. Надлежало бы мне отдарить вас подобными кринами. Но в нашем снегу не растут фиалки и розы. Правда, есть кусты и березы на стеклах моей холодной горницы; но я не умею ни сорвать, ни прислать их к вам. Напоминаю о них, и это напоминание прошу принять вместо букета с родимой, белоснежной сторонушки, где вас любит мать, любит брат, помню я, и поминает вся церковь , когда молится о плавающих, путешествующих. Вы гуляете в садах и по горам, наслаждаетесь природой, много размышляете и сознаете, что душа ваша по милости Божией спокойна и светла. Ваше благополучие радует меня. Природа, эта ненаглядная подруга моя, сделалась и вашей подружкой. Не ревную, напротив, радуюсь, что и вы любите эту красавицу Божию. Дружиться с ней хорошо. Безгрешная, она ничем не соблазняет, не огорчает, не раздражает, напротив, успокоивает, радует, назидает всякого, кто умеет жить и беседовать с ней. В просторном лоне ее сознаешь себя свободным, независимым, первым, любишь не себя, а Творца ее, надеешься не на себя, а на Вседержителя, силой Которого она существует, когда же любуешься красотами и величием ее, тогда забываешься до того, что не замечаешь течения времени, ничего не хочешь, ни о чем не думаешь и только чувствуешь свое блаженство. Такое самозабвение немного поясняет райское состояние души, когда она, чистая, будет созерцать вечную красоту и всех совершенств полноту.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Слово «о филипове посте» содержит приглашение к покаянию: «о любимии, в святыя сия дни о всех неправдах покайтесь» (Там же стр. 454). Встречаются и другие поучения русского происхождения, свидетельствующие о говенье в два поста кроме великого, в петров и филиппов (Опис. ркп. Син. б-ки, II, 3:115). В успенский пост говенья не было, да и поста этого, кажется, не соблюдали (Голубинский, История, I, 2, 401 стр.). 264 Это видно, между прочим, из недавно открытого поучения еп. Иоанна рост. (1346–1356 г.) Каталог собрания ркп. Ф.И. Буслаева , изд. И.А. Бычков, стр. 39–40, 338–340. Также Опис. ркп. син. б-ки II, 3, стр. 109; Пономарёв, III, 58; Ж. М. Н. Пр. 271, 188–189. См. также предыдущее примечание. Но от конца XV в. имеется свидетельство, что русские христиане говели и причащались на первой неделе великого поста. Пам. стар. р. литер. под ред. Пыпина и Костомарова, 1, стр. 195. 272 Р. И. Б. VI, 860, 861, 864, 865. «Должен есть иереи яко врач хитр взыскати канона, и расмотрив дати заповедь кающемуся». Ркп. Вол. Б-ки. 566, л. 103 и об. 277 «Заповедь св. Иоанна Златоустаг о. о законе иереом (о законе церковном)» известна нам по ркп. Вол. Б-ки 566, где встречается дважды (лл. 101–103 об., 478 об – 483). Она представляет собой, по-видимому, святительское поучение собору епархиального духовенства. Проповедник говорит: «собрах вас попове в кояждо (коеждо) села и всех поучих известно о святем церковнем законе и пакы поручаю и посылаю о церковнем законе да творите якоже вы научих и направих». Приведённые в тексте слова на л. 103 об. и 478 об. 279 Р. И. Б. VI, 53. Алмазов, III, 269. Епитимия в древней Руси понималась как врачество; вот как говорят о ней древнерусские поучения. «Аще исповедаем беззаконная наша Господеви и отцем духовным, да приложит ны и здравию былие, рекше епитимиями, да свяжет до времени, дóндеже язя не будет и паки раздрешите; рассмотрите, что будет успеха в заповедех Божиих» (Пр Соб. 1861, 1, 455; ср. Яковлев, К литер. ист. древнерусск. сборников, 133–134). Не соблюдающим епитимии древнее поучение говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь/содела Ангел/преподобным отроком,/халдеи же опаляющее/веление Божие мучителя увеща вопити:/благословен еси, Боже отец наших. Изряден подвигоположник был еси, преподобне,/воду на раменах твоих нося и былие единое вкушая./Тем прослави тя благословенный Бог отец наших. Не отхождаху людие от келлии твоея, преподобне,/словесем твоим духоносным внимающе,/и, восхваляюще Господа, взываху:/благословен Бог твой и Бог отец наших. Чудесы многими прослави тя Христос Бог наш,/имиже удивляеми, людие всея страны Российския восклицают:/благословен Бог отец наших. Богородичен: Тайну храмов, зде красующихся, уразумеим, вернии, и возглаголем:/покрый нас, Богомати, честным Твоим покровом,/и помози молитвами твоими, блаженне Сильвестре,/да достигнем славнаго из мертвых воскресения и сретения Господня на воздусе. Ин. Ирмос тойже Богомудрыя глаголы, яко благоплодныя семена,/восприяв в сердце свое от добляго Сергия,/возрастил еси я, отче Сильвестре, в древо благосеннолиственное;/сего ради мнози, притекше к тебе, обретают под сению благодати, яже в тебе,/мир и спасение душевное. Аще и многою зело тьмою объята бысть пустыня Обнорская,/но свет благочестия твоего озари ю и показа тя светильника суща,/исполнена елеем Божия благодати. Ликовствуя, принесем днесь, вернии, хвалу и благодарение Богови:/нетлением бо прослави угодника Своего/и дарова ему благодать исцелений. Богородичен: Вышняго освященное Божественное селение, радуйся,/Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим:/благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице. Песнь 8 Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси/и праведнаго жертву водою попалил еси:/вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети./Тя превозносим во вся веки. В вере Божественней выну утверждаяся,/верою, яко столп непоколебимый, стоя,/храм во славу Воскресшаго Господа в пустыни Обнорстей воздвигл еси,/в немже действием благодати Божией силы мнози содеяшася/и процвете святыня Господня, показуя,/яко ты, отче преподобне Сильвестре,/воистинну был еси избранный сосуд благодати и храм Божий. Святыя Церкве не отлучайтеся,– глаголал еси братии твоей, преподобне,/наказуя, яко да во храме воспевают вернии Господа/и превозносят Его во веки. Отроцы блаженнии во огни, яко злато в горниле, искушаеми, Господа воспеваху;/сице Сильвестр Богомудрый, огнем терпения искушаемь и очищаемь, взываше:/Господа пойте и превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полно правитьца! Сам так захотел новый закон блядивой положить, а отеческой истинной отринул и обругал. Кто бы тя принудил? Самовластен еси и священнае писания измлада умеешь, могущая тя умудрити во спасение твое; да не восхотел последовати учению отца истинного духовного твоего, но приял еси змию возгнездящуюся в сердце твое, еже есть тогда и днесь победил Никон. Кайся вправду, Манасия! Не гляди на Озию, во отчаяние пришедша, дерзнувшего святая покадити, но зри на Богоотца царя и пророка Давида. Егда изочте Израиля и прогневал тем Бога, послан ангел и уби от полка его в три часа 70,000. Давид же плакаше и бияше в перси, глаголя: аз, пастырь, согреших; аз Тя, Господи, прогневал; а сии овцы ничтоже о сем разумеют; меня казни и дом мой, а сих помилуй! И умилосердися Господь покаяния ради царева, повеле ангелу престати от пагубы людской. Виждь, начальных согрешения какову беду миру наносят. Скоро истшут, или яко былие злака скоро отадут. Престани-же, государь, проливати крови неповинных; пролей вместо слезы; угаси пещь палящую рабов Христовых в Боровске и в Казани; с воздыханием из глубины сердца расторгни седящих в темницах и изведи живых закопанных в землю; припади к коленома их с покаянием, да умолят о тебе Бога, яко о Феофиле иконоборце Мефоде-ет с двемя разбойникома закопан в землю, яко и боярыня Морозова Феодосия в Боровске с прочими, в земле сидя, яко кокушка кокует. Кокуй, бедная, небось ничего, венцы мнози над тобою! И Евдокия княгиня кокуй! И Марья Даниловых кокуй! И прочии, елицы во Христа крестишася, в смерть Его крестихомся, спогребохомся убо Ему крещением в смерть. Да якоже воста от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни вечной станем с Ним в веселии и радости жити. Забудем вся сия наветы, потерпим еще благодушне Господа, Дóндеже совершится тайна тайнам сия, от века и от родов в Бозе самом сокровенна, вашего страдания и братския скорби, якоже Златоустый пишет о вочеловечении Слова: усмотрил Бог Петра во Адаме, усмотрил и Павла; Павлу проповедающу слово учения, Петру вверяет ключи небесного царствия; и не радуется Бог так о Адаме кормимем в породе, якоже о Петре и Павле, о двух камыках и жемчугах чудных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010