Но когда увидит солнце, то возрадуется и прославит Сотворшего его. Солнце же наше – православных христиан в нынешние дни – ваша царская милость, и кто видит царское лице, возрадуется и прославит живодавца Бога, который дал тебя во утверждение просвещения восточной церкви Христовой, как солнце, светящее над всеми звёздами. И ныне достигши в пределы царской твоей державы, предпосылаю тебе сие моё писание: изволишь ли мне придти к тебе, пожелать тебе здравия, посетить и благословить тебя, ибо писано: «приемляй пророка во имя пророка, мзду пророчу приемлет», а также и приемляй патриарха, во имя патриарше (?), мзду патриаршу приемлет. Аминь» 50 . – Нет сомнения, что подобные льстивые речи, хотя и охотно выслушивались любившим величаться русским правительством; но и оно не могло не понимать, как много утрировки и приторности в таких рацеях. Это должно было ясно показывать, что пора цветущего состояния восточной церкви давно прошла: от неё остались лишь сухое быльё. Чем прежде были они, предстоятели старинных церквей, тем стали мы, на их месте, хотя и без старинных церквей. прерывались между греками и русскими; но роли их переменились. Роль покровительственная досталась русским, а гордые греки очутились просителями милостыни, нищими, протягивающими и лобзающими руки из-за грошей. Претерпевая притеснения от иноплеменников, греки обратили полные надежды взоры на благополучное, расположенное на севере, единоверное государство Московское. Отдельные случаи хождения в Москву за милостынею, встречавшиеся и в прежний период, приняли теперь характер нашествия. Из Царьграда, с Афона, из Иерусалима от Живоносного гроба Господня, из Антиохии (Дамаска), из Александрии (Каира), с Синая, со всех углов востока поползли в московское государство, богатое деньгами и мехами, иноки, игумены, архимандриты, епископы, архиепископы, митрополиты и даже святейшие патриархи не раз решались двинуться с своих престолов за Московскою милостынею. Милостыня изливалась щедрою рукою, особенно в царствование набожного царя Федора, но не могла наполнить бездонной пропасти нужд греков.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В своих поучениях Василий занимался не столько умозрительными предметами христианского учения, сколько деятельными. Живо и убедительно для ума и сердца он раскрывал красоту добродетелей христианских и обличал гнусность пороков; предлагал побуждения стремиться к первым, удаляться последних, и всем указывал пути к достижению совершенства, так как сам был опытный подвижник. Самые толкования его направлены к духовному назиданию его слушателей. Объясняет ли он историю миротворения; – он поставляет себе целью, во первых, показать, что «мир есть училище боговедения» 81 , и чрез то возбудить в своих слушателях благоговение к премудрости и благости Творца, раскрывающимся в Его творениях, малых и великих, прекрасных, разнообразных, бесчисленных. Вовторых, он хочет показать, как природа всегда учит человека доброму нравственному житию. Образ жизни, свойства, привычки четвероногих животных, птиц, рыб, пресмыкающихся, всё, – даже быльё однодневное, – подаёт ему случай к извлечению назидательных уроков для господина земли – человека. – Объясняет ли он книгу Псалмов, которая, по его выражению, совмещает в себе всё, что есть полезного в других, и пророчества, и историю, и назидание? – он преимущественно прилагает изречения Псалмопевца к жизни, к деятельности христианина 82 . Святому Василию не были чужды и другие потребности его паствы. Он не только питал Кесарию духовной пищей, но был для неё и милостивым кормителем во время тяжкого голода. В один год зимой не было ни снегу, ни дождя; затем следовала весна также сухая. Источники или пересохли, или оскудели; посевы не взошли; летом небо было без облаков. Земледельцы остались без хлеба. Каппадокия была удалена от моря: потому нельзя было ожидать никакого подвоза из других стран. Жестокие богачи, вместо того чтобы помочь бедным, скупая хлеб, какой оставался, непрестанно возвышали на него цены. Св. Василий, сам в то время страдая от болезни, обременённый ещё новоё скорбью – по случаю кончины своей матери, Еммелии 83 , не оставил, однако же, паствы без утешения. Большую часть оставшегося после матери имущества он употребил на вспоможение бедным, не лишая своей милости даже детей Иудеев 84 . Потом силой своего слова, подкреплённого примером, отверз для неимущих житницы богачей, доказав им, что оттого и иссохла земля, что иссякла любовь 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На юге степном у Одессы, Где что ни старуха – яга. Служили лихие повесы Ей, спрятав под кепки рога. Был там я, где грохнул Чернобыль, Аж ногу России свело. Светил на Урале мне соболь Глазищами от НЛО. Печора горела от взрыва, Ветвясь и сгибаясь, как рог Олений; сколь видел я дива На углях кюри-катастроф. Ну, словом все стороны света Хранят и беспечность, и страх. Русь точно сильнее Тибета С печатью богов на устах. И если неправильно буквы В пасьянсе разложены вирш. Рождаются мрачные буки, Иль песни про ночь и камыш. Чтоб рифма моя расцветала, По-пушкински, будто заря, Мне главный редактор прислала Вид псковского монастыря. Священный рождественский случай Добавил добра чудесам. Век зная, насколько измучил Стопу, я иду к образам. О чём мне просить, Вседержитель, Всё есть; и перо, и кусок. И слава тебе, что я житель Твоих золочёных чертог. Гляжу на души отпечатки, С узорами льда и огня. Боюсь, что поэма на святки, Посмеет прищучить меня. Конечно, срывается с клавиш Опасность уйти через чур. Но ты ведь давно меня знаешь, Врага всевозможных халтур. С того и петляю, как заяц, Пред носом творений своих. Всласть радуясь, мучаясь, каясь, От лёгкой иронии рифм. Ищу занимательный стержень За гулкой стеною примет. И чувствую небо, понеже Я посланный им же поэт. Сейчас за труднейшую тему Я взялся, как вол тот за гуж, С молитвами лезу на стену Меж светлых и стонущих душ. Прошёл и прополз испытанья, Где вузы лишь отдых от дум. Ах, знала бы мама Наталья, Как сын её брался за ум. Зачем объявлялись погони За ним по дерзанию бонз. И чёрные хищные кони Впрягались в страдальный обоз. Поэмы теперь уже проще Коснуться, набравшись речей, К ней я продирался на ощупь Сквозь толщу проклятых ночей. Глава седьмая Поэзия тоже морока, Улаживай это и сё. Как хочется мне без упрёка Взять в руки перо как косьё . Коса, да не та, а живая, Кусает хлеба и быльё. Останешься без каравая, Коль сунешься под остриё. Ложатся валки вдоль границы, Не вовремя выдалась сушь. Колосья отборной пшеницы, Как символы русские душ.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/06/...

Бабки расправляли лицо Григория Васильевича, используя примочки и пятаки, нашёптывая заговоры, но так и не расправили; похоронили с этой загадочной наивной улыбкой и хитроватым прижмуренным глазом. Похоронили рядом с отцом, Василием Никодимычем, который когда-то, больным, измученным, отчаявшимся, пришел в эти края с упрямым, угрюмоватым подростком Григорием, но так и не пожил в Погожем: с тракта — на погост, но землю сию успел назвать доброй. Сыну в одиночку пришлось строить своё счастье на чужбине, и счастье водилось в его жизни. Но всему сущему — свой земной предел и своё неизбежное завершение. Высокий, косоватый Алёша Сумасброд перед гробом покойного подмигивал и улыбался ребячливым лицом. А его раздобревшая за зиму жена Маруся шипела: — Чиво кривляшься, дурень стоеросовый? Постыдись людей! Лёша невозмутимо отвечал ей, улыбаясь и независимо озираясь на постные, притворные лица сельчан: — Ежели покойник весел на своих похоронах, так чиво же нам горевать, дура-баба? — Ой, сладу с тобой нету! Повзрослешь ли, детина? Много собралось народу и на выносе, и на отпевании, и потом на поминках. Вспоминали отошедшего в мир иной добрыми, но скучными обязательными словами; порывался что-то сказать захмелевший и чуть было не запевший за поминальным столом Лёша Сумасброд, да Маруся больно тайком щипала и тыкала мужа в бок. Он отмахивался, но потом смирился, ушёл к своим голубям, поднял всю стаю в малиновое вечернее небо и от души насвистелся и напелся в одиночестве на крыше. Приятель Григория Васильевича, рослый, плечистый, но старый кузнец Гаврила Холин, так напился на поминках, что затеял драку с мужиками, которые на сходе голосовали против Охотникова. Гаврилу с трудом скрутили и уволокли спать в пристрой. Но собравшиеся за большим, щедро уставленным питьём и закусками столом погожцы уже не смогли открыто смотреть друг другу в глаза, стали потихоньку расходиться, сдержанно прощаясь с Охотниковыми. Стояла тёплая, обещающая весна. Снег сошёл рано, поля и огороды томно парили. Мужики готовились к вспашке, чинили немудрящий инвентарь; в кузне Холина сутки напролёт не гас горн, неустанно вздыхали старые, но ещё крепкие меха. Скот сонно бродил по сереньким влажным еланям и полям, без интереса выщипывая чахлое прошлогоднее быльё и стерню. Но уже растеклась молочно-зелёной пенкой трава; в лесу проклюнулись подснежники и сиреневой дымкой подрагивали на ветру багуловые заросли. Раньше сроку и лёд на Ангаре истончал, потрескался и двинулся звонкой цыганской ватагой к дымчатому, неясному северо-западу. Птицы суетливо вили гнёзда и без умолку щебетали. Природа словно бы спешила на очередной, но непривычно ранний для Сибири праздник жизни. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

быдёношный (СГУЯК) быльё (трава) быльём (быльём поросло) быстрёхонек (СГУЯК) быстрёхонько быстрёхонький быстрёшенький быстролётный быстроразъёмный быстросъёмный бытие, бытием, (не рек.: бытиё) бытьё (житьё-бытьё), бытьём бьёт(ся) [бить(ся)] бэбёнок (БСРЖ) бэбиёнок (БСРЖ) В вайё (воловье дышло) (Даль) валежник (неправ. валёжник) валёж на скот (РСЯР) валёжка (СРВЖ) валёжь (СГУЯК) валёк валёр валочно-трелёвочный валуёв, валуём (валуй –вид грибов) вальдшнепёнок вальдшнепёночек вальё (БСРЖ) ванёк (простак)(жарг.) ванёк (БСРЖ) и (СГУЯК) варанёнок варёнка (ткань и изд. из неё) варёнки (штаны, брюки) варёно-копчёный варёный (прил.) варёха (БСРЖ) васёк (БСРЖ) василёвец (В.Ч.) василёвцы (В.Ч.) василёк, василёчек василёк (БСРЖ) ваучерёнок (БСРЖ) вафёл (БСРЖ) вафлёр (БСРЖ) вафлёрша (БСРЖ) вахтёр (не рек. устар. ва’хтер) вахтёрский вахтёрша вберёт(ся) [вобрать(ся)] вбрёл (в воду) введеньё (СГУЯК) введённый, -ён, -ена введёт(ся) [ввести(сь)] ввёз [ввезти] ввезённый ввезёт [ввезти] ввёзший ввёл(ся) [ввести(сь)] ввёрнутый; ввёрнут, -а, -о ввёрстанный, -ан, -ана ввёрстка ввёртка ввёртывание ввёртывать(ся) ввёрстывать(ся) ввёртывать вволочённый вволочёт [вволочь] вгрёб, вгрёбка (РСЯР) вгрызёт(ся) [вгрызть(ся)] вдёжка вдёргивание вдёржка вдёрнутый вдвоём вдвоёх (СГУЯК) вдёвочный (СГУЯК) вдёмка (СГУЯК) вдёргивать(ся) вдёрнуть(ся) вдолбёжку вдолблённый, -ён, -ена вдохнёт [вдохнуть] вдохновлённый, -ён, -ена (прич.), но вдохновенный ведённый, -ён, -ена ведёный (БСРЖ) ведёрник (СГУЯК) ведёрница ведёрко ведёрничать (СГУЯК) ведёрный ведёрочко ведёрочко (БСРЖ) ведёрочный ведёрце ведёрчик (СГУЯК) ведёрышко ведёт [вести] ведьма-труболётка (РСЯР) везённый, -ён, -ена везёт [везти] векселёк векша (вёкша – неправ.) векшёнец (СГЖСССР, Швеция) векшёнцы (СГЖСССР, Швеция) велотренажёр венёвец (СГЖСССР) венёвцы (СГЖСССР) вензелёк вензелёчек вентёрщик (СГУЯК) верёва (БСРЖ) верёвка верёвочка верёвочник (СГУЯК) верёвочный вереёй [верея] вережёная лошадь (опоенная) (РСЯР) веретёна (мн. ч. от веретено) веретёнка (машинное масло)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Внемли и сему: Яко аще по согрешении восхощет кто быти монах, две части да держит [исполнит две третьих от епитимьи], а третию часть лет остави [отпусти] ему. Аще же восхощет отыти во общее житие [вероятно, общежительный монастырь], остави ему пол [половину срока]. Аще ли по приятии образа [монашеского] падет, уставленая [установленное] да исполнит цело. О женах [женщинах]: От жен вопрошати: Еда ношаху былие [носили ли какие-либо травы], во еже не сотворит отроча [ребенка], или аще кая напои ложесна [женские внутренние органы], еже не зачати, или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне [сделала выкидыш по своему желанию]. И егда обрящется [окажется], яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается [наказывается, отлучается] яко убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето [год] да не причастится; а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле [Трулльского собора]. Такожде и обвития, сиречь, шолки или конуры [мешочки с кореньями или чем-то еще или какие-то обвязывания из суеверия], аще на дети своя, или на животная возлагают, или проходят чародейства. Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается. Аще же волшебствова, да весть [гадала, чтобы узнать], кое детище родит, или да познает что от неведомых, шесть лет да не причастится, по шестьдесятому правилу шестаго собора. Вопрошает же [священник] и о иных гресех блуда, и волшебства, и убийства, и татьбы, яко и мужей, а наипаче чрез естество [противоестественно] с своими мужы не падоша ли ся. Аще же исходатаила [устроила, советовала] кому блуд, и та яко блудница запрещается. Како подобает духовным отцем строити исповедающихся им: Правило дванадесятое, еже в Никеи перваго собора, и анкирскаго [собора] второе, но и пятое, еще же и шестое, епископом оставляет власть, или умножити, или умалити запрещения, теплее яве, нежели леностне покаяние указующим [епископ имеет власть увеличить или уменьшить срок отлучения в зависимости от того, горячо или лениво человек кается]: да сматряется же сих прежде житие, и еже потом, или целомудренно, или разслабленно живут и леностно, и тако человеколюбие да мерится. Аще же неотступно держатся своих обычаев [греховных], и сластем плотским [телесным наслаждениям] паче работати восхощут [более захотят служить], нежели Господеви, и евангельскаго жития не приемлют, ни едино нам общее к ним слово. Мы бо в людех непокоривых и прекословных научихомся слышати: спасаяй, спаси твою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Правило 2-е св. Василия Великого: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния». Правило 8-е св. Василия Великого: «… дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы». Требник, чин исповеди: «Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето да не причастится: а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. (…) Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается».     Сегодня в православных кругах становится распространенным подгонка правил Церкви под свои желания. Действительно, в Церкви всегда существовал принцип икономии – снисхождения к человеческой немощи. А сегодня все более распространены тенденции возведения требований икономии в канон и правило христианской жизни. Определить границу между тем, что человек может сделать, и тем, что ему не под силу, достаточно трудно: человеку свойственно идти по более простому для себя пути и искать компромиссы, выбирая между трудным путем и путем облегченным всегда намного проще выбрать второй путь и найти сотни причин и отговорок. Наши предки были сильнее и мудрее нас, и мы должны им подражать. Чтобы не сбиться со спасительного пути и не сделать ложный выбор, необходимо опираться на многовековую традицию, исполняя завет апостола Павла: «Стойте и держите предания».

http://pravmir.ru/zhenshhina-spasaetsya-...

Но каким образом могу во всей подробности рассмотреть красоту моря, в какой явилось оно очам Творца? Если море прекрасно и достойно похвалы пред Богом, то не гораздо ли прекраснее собрание такой Церкви, в которой, подобно волне ударяющейся в берег, совокупный глас мужей, жен и младенцев воссылается к Богу в наших к Нему молитвах? Глубокая тишина хранит ее незыблемою, потому что лукавые духи не возмогли возмутить ее еретическими учениями. Будьте же достойны благословения Господня, соблюв, сколько возможно, благолепнее сие благочиние, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. 5–ая беседа. О прозябениях земли «И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду, и древо плодовитое, творящее плод по роду, емуже семя его о нем» (Быт. 1, 11). После того как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась, весьма прилично ей дано повеление произращать сперва траву, потом дерева, что, как видим, совершается еще и ныне. Ибо тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды. «Да прорастит земля». В происхождении растений первое есть появление ростка, потом, когда ростки несколько поднимутся, является «былие» , а потом, увеличиваясь, оно делается травою, при постепенном развитии растения и приближении его к совершенству, то есть к осеменению. Ибо зеленение и созревание во всех одинаково. «Да прорастит земля былие травное». Земля сама собою должна произвести прозябение, не имея нужды ни в каком постороннем содействии. Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему, если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Автор Жития Лонгина Коряжеского – текста весьма безыскусного, почти лишённого риторических пассажей и традиционных элементов топики, при описании места, в котором поселился будущий основатель Николо-Коряжеского монастыря, также упоминает его пустынность и заболоченность: «Прииде же началник Логин во уезд Соли Вычегодцкой вверх Вычегды реки на усть Коряжемки реки в пусто место и возлюби себе житие пустынное. И вселися ту в пустынное место (...). Место же (...) ту было пусто и вельми блатно и мокро» 1594 . Примеры можно было бы продолжить – их огромное количество. Добавлю, что, описывая радость подвижника, вселившегося в пустыню, которую он «любляше, яко младенец матерне обьятие» (Житие Макария Унженского) 1595 , агиограф часто использовал библейский образ «пустынелюбной горлицы» ( Пс.83:4 ), которая в агиографической традиции символизирует любителя пустынного безмолвия, и шире – чающих спасения христиан (см., например, жития Сергия Радонежского, Димитрия Прилуцкого, Антония Сийского, Сергия Нуромского и др.). 4 . Основной составляющей пустыннической топики являются, безусловно, аскетические сюжеты и мотивы. Эта группа топосов используется при описании «трудов и подвигов» святого, направленных на умерщвление его плоти и укрепление духа. а) Основной пищей отшельника, и в византийской, и в русской агиографии, традиционно является то «пустынное былие», которое, по выражению автора Жития Онуфрия Великого, «сладко в устах паче меда» 1596 . В русских памятниках этот топос присутствует в различных вариантах. Так, например, Александр Свирский , по свидетельству его Жития, смешивал былие с перстью: «И в та лта не вкусих никакоже хлба, но былие, иже от земля самовъзрастшее, с перстию смсив и адох. А иногда же, чадо, нколико время доволно едину токмо персть ядях» 1597 . В Житии Никандра Псковского указывается название травы, которой долгие годы питался подвижник: «Оттоле же прииде в то же пустынное место и ту трудолюбно поживе много лет 15, питался травою, еже нарицается уж, около же преподобного хижи той ростяше» 1598 . Кирилл Новоезерский, по свидетельству его Жития, питался в пустыне болотной травой вахтой, сосновой корой и грибами 1599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святитель Иоанн Златоуст по этому вопросу полемизирует с иудеями, которые учили о беседе Бога с землёй или ангелами: «Но иудеи, не понимая значения слов, говорят без разбора, что придётся. Поэтому, отвергнув их пустословие, надобно показать чадам Церкви истинный смысл этого изречения. Итак, кто это такой, кому говорит Бог: сотворим человека? Кто же другой, если не велика совета Ангел, чудный советник, крепкий, князь мipa, отец будущего века (Ис. 9, 6), Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, Имже вся быша?» с. 61]. Святитель Василий Великий: «Когда уже стало ожидаемо сотворение человека, обнажается вера и очевиднее открывается догмат истины. Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мipoздahuu, к Тому, Имже и веки сотвори, Иже носит всяческая глаголом силы Своея (Евр. 1, 2–3)!» с. 149]. Таким образом, ни о никакой «синергии» между Творцом и тварью при создании человека Святые Отцы не учат. Диакон Андрей Кураев пишет про Шестоднев иначе: «Здесь именно диалог, призыв и отклик» с. 19]. Странно называть «диалогом» общение, при котором один только говорит, а другой лишь слушает и неукоснительно выполняет приказы. В диалоге всегда есть взаимное обращение собеседников друг ко другу, а при Сотворении мipa звучали исключительно односторонние повеления. Невозможно даже назвать эти повеления «приказами» в привычном смысле, потому что в них, как это ни странно, не содержалось конкретного обращения. Бог ни разу не обратил ся ни к земле, ни к воде, ни к иной стихии или лицу. Никто не обращался и к Богу с «ответным словом». В описании Шестоднева не употребляется звательный падеж. Бог не говорил: «Земля, прорасти-ка ты былие травное …», но рече Бог: да про растит земля былие травное … и бысть тако (Быт. 1, 11). Бог не говорил: «А ты, вода, изведика гады душ живых …», но рече Бог: да изведут воды гады душ живых … и бысть тако (Быт. 1, 20). Бог не говорил: «Давай-ка, земля, изведи, что ли, и ты душу живу по роду …», но рече Бог: да изведет земля душу живу по роду … и бысть тако (Быт. 1, 24).

http://ruskline.ru/opp/2021/01/15/andrei...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010