Мощи его почивают под спудом в обители его (ныне погост Родионовский, Белозерского уезда). – Пр. Харитона Сянженского, преемника пр. игумена Евфимия (см. 20 янв.). Пр. Харитон, ученик и преемник пр. Евфимия, более 40 лет продолжал труды своего наставника, во всем ему подражая и, украшенный святолепными сединами, мирно почил о Господа 11 апр. 1509 г. Мощи его почивают под спудом в Вознесенской (бывшей монастырской, ныне приходской) церкви Евфимова погоста, в 20 вер. от Вологды. Ныне день его тезоименитства. 29. А. † Пр. отца нашего отшельника. Родом из Коринфа, сын священника, он принял пострижение у пр. Евфимия Великого (20 янв.). Затем он подвязался около 30 лет в основанной пр. Харитоном (см. 28 сент.) Сукийской обители, 5 лет в пустыне Натуфа, 5 лет в пустыне Руфа. Пищей отшельника было «горькое былие», а его постоянными занятиями – «спротяженныя бдения и молитвы». Неустанно подавляя в себе «лакомственная желания, плотскую сладость» и «мудрование», пр. Кириак, поработил «плоть» духу и 109 лет от роду скончался в Сукийском монастыре, в 556 Г. Тропарь, гл. 1. Пустынный житель, и в телеси ангел, и чудотворец показался еси Богоносе отче наш Кириаче, постоъ, бдением, молитвою, небесная дарования приим, исцелявши недужныя, и души верою притекающих к тебе; слава Давшему тебе крепость: славу Венчавшему тя: слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, гл. 8. Яко поборника крепкаго и заступника, чтущи тя священная лавра всегда, празднует летне памяти: но яко имея дерзновение ко Господу, от врагов находящих соблюди ны, да зовем: радуйся отче преблаженне. Ап. и Ев. см. 25 сент. Пр. еофана милостивого. Он жил в г. Газе (в южной Сирии), имел семью и до того был нищелюбив, что сам обнищал ради нищей братии. Скончался он от водяной болезни. Мощи его были прославлены истечением целебного мира. Мучч. Дады и Гаведдаа, сына Сапора, даря Персидского, и Каздои, сестры его, пострадавших за Христа около половины IV в. в Персии. Св. Дада, бывший вельможей при дворе царя Сапора, своею твердостью в страданиях обратил ко Христу Гаведдая, сына царя Сапора, и его сестру Каздою, которые и скончались от жестоких мук.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Приступая к Таинствам Церкви – Крещению, Миропомазанию, Евхаристии, Елеосвящению, мы оказываемся причастны Божественной благодати именно через посредство предметов видимого материального мира. Обыкновенные вода, елей, хлеб и вино помогают нам пройти трудный и долгий путь ко Спасению – навстречу вечной жизни во Христе. Будучи изначально самыми обыденными вещами тварного мира, эти используемые при совершении Таинств вещества прелагаются здесь в иное качество: в то состояние, которого весь мир призван достичь после конца времен 326 . Именно преображенные вода Крещения, миро Миропомазания, евхаристические хлеб и вино зримо являют начаток и залог того бьггия твари, когда Бог будет «все во всем» ( 1Кор. 15:28 ). Так исподволь умножается в мире ожидаемая нами обоженность тварного бытия, охватывающая постепенно всю материальную вселенную. Происходит то, что преподобный Иоанн Дамаскин называет «новым земледелием»: при творении мира Господь повелел земле произвести «былие травное» ( Быт. 1:11 ). Тогда над серой пустыней прошел живительный дождь и преобразил земную твердь, покрывшуюся зеленью. Но обетования Божии пребывают непреложно, и, украсившись однажды, земля расцветает вновь и вновь, как только случается новый дождь. Преподобному Иоанну этот библейский рассказ напомнил об ином дожде, ныне уже непрерывно омывающем мир – с момента совершения Тайной Вечери. Как бы ярко ни светило над нашими головами солнце, сегодня на землю непрестанно обрушивает живительные воды новый спасительный и святой «ливень»: властно низринувшиеся на всю вселенную и затопившие ее потоки благодати Святого Духа. Урожай, всходящий в мире благодаря этому дождю, совсем другой, чем травы тех первых дней творения; ведь и служит этот «ливень» для исполнения уже совсем иного Господнего обетования. В конце Своего земного служения Господь щедрой рукой вручил нам новый непреложный дар: Таинство Евхаристии. Его-то и назвал Преподобный «новым земледелием», плодом осеняющей силы Святого Духа 327 . Именно благодаря этому «земледелию» Тело и Кровь Господни в Евхаристии непрестанно умножаются, постепенно охватывая собой материальную вселенную 328 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

— Наши годы! наша воля! Они и еще что-то пели, но Казакин с испугу не мог вслушаться. Казакин стал креститься и молиться, но видение не исчезало. Страшно испуганный Казакин бросился бежать домой. Дорога к дому шла по берегу реки, а на берегу росли большие развесистые березы. И на всех березах этих во множестве сидели бесы, играли на инструментах и с торжеством бесчинно припевали: — Наши годы — наша воля! Наши годы — наша воля!… С версту от места работы, где впервые увидел Казакин бесов, он их увидел в третий раз: они сидели на деревьях и пели ту же песню: — Наши годы — наша воля! До полусмерти испуганный Казакин добежал до села, от которого его отделяла река, и, пока ему подавали с другой стороны реки плот для переправы, он присел отдохнуть и в это время увидел страшного змия, который явился у ног его и хотел уязвить; но Казакин отскочил от змия». Отец Архимандрит слышал этот рассказ от причетника села Тосны, Ивана Андреева, принявшего монашество в Сергиевой пустыни, где настоятельствует теперь сам Архимандрит Игнатий. Что могло означать это ликование бесовское, мы теперь, кажется, можем догадываться, если с духовной стороны взглянем на события, совершившиеся вскоре после этого страшного видения. Вспомним восшествие на престол в Бозе почившего Государя Николая Павловича и страшные декабрьские дни 1825 года, подготовленные духовным шатанием цвета русской образованности, бросавшегося, как былие, ветром колеблемое, от одной крайности в другую, от прелести бесовской искаженного мистицизма в прелесть материальных лжеучений, изменяя и в том и другом случае вере и верности отцов своих, строителей царственной нашей Родины, святой Русской земля. Твердая православно-самодержавная рука почившего Венценосца указала и повела было Россию по историческому, Богом намеченному пути ее, но семя тли, брошенное в тучную ее ниву, росло и развивалось, засоряя плевелами пажити Господни. Умаление веры, развитие, хотя и тайное, западных лжеумствований в недрах благородных образованных русских дворянских семейств; падение нравов, неверность служилых людей данной присяге; воровство всех видов и степеней; казнокрадство; утрата помещичьим дворянством разумения своих обязанностей перед престолом и Родиной; искажение дворянством смысла предоставленных ему прав, вытекающих только из обязанностей, им забвенных, и, главнейшее, отпадение его в массе от сыновства Святой Православной Церкви, следовательно, и от Владыки-Христа — все это и многое другое, ускользающее от монаха, поправшего красная мира, не доказывает ли с очевидностью, что видение тосненского простеца было истинным откровением, обнажившим глубочайшие язвы современности? И что же? Не успели отгреметь Севастопольские громы, а уже мы видим Русь стремящейся по тому же следу давно растленного Запада.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

27 . С 1667 года, т. е. с восстановления монастыря сего паки учреждены Архимандриты с подведомством Новгородскому Митрополиту, от которого и дана при посвящении Архимандрита Феодосия в 1669 году следующая настольная грамота, с подтверждением прежних преимуществ Архимандричьих в священнослужении: Грамота Божьей милостью смиренный Питирим, Митрополит Великого Новгорода и Великих Лук. По благодати, дару и власти от Святого и Животворящего Духа, данной смирению нашему от Великого Архиерея Господа нашего Иисуса Христа, благословил Я Буйницкого монастыря бывшего Игумена Феодосия и совершихом его в пречестную обитель Пречистой Богородицы и Святого праведного Иакова Боровицкого, Свято-Езерского Чудотворца, в Иверский монастырь на честную и духовную власть в Архимандрита, и благословили Мы его Архимандрита Божественные службы служить·в служебной шапке с полицей и с сулком, и рипидами и с ковром и с осенением. И сей убо Архимандрит Феодосий на сем стаде словесных овец, ему же Христос поручил нашим смирением: подобает убо таковому пастырю быть Боголюбивому, и человеколюбивому, и Церковному исполнению без лености прилежащим, кроткому же и смиренному, трезвому и целомудренному, говейному, страннолюбивому и учительному, не пьянице, не сварливу и не мшелоимцу, смотреливому, не завистливому, не сребролюбцу, добре предстательствующу и опасну стражу иметь и радеть о сущих под ним, и мысленных волков отгонять от стада пращой Божественных словес и Пророческих и Апостольских и Отеческих преданий, и все Божественные священнодействия действовать, как и прежде бывшие того монастыря Архимандриты. Ибо подобает ему быть светом сущим неведения, по слову глаголющему, что Христос к святым своим ученикам и Апостолам сказал: вы есте свет миру, и тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже есть на небесех; просвещать же и учить светом, который есть, собой образ показывать и о всех духовных и внешних, учить же и наказывать, обращать же и врачевать немощных яко согнивший и отпадший член телесный его, прилагать же пластырь милостиво к язве, когда же потреба будет, и былие растворять, что есть учение, и целить язвы душевные покаянием; и сих ради таковой пастырь сподобится слышать от благого Владыки нашего Спаса Христа Божественный и сладкий тот глас глаголющий: Благий рабе и верный, вмале бысть верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Таковы слова Божии: они творят дела, дивные и чудные. Некогда Он сказал: Да прорастит земля былие травное ( Быт.1:11 ), – и всё тотчас стало садом; вняв повелению, земля покрылась лугами и бесчисленными растениями. Так и ныне Он изрек: Созижду Церковь Мою, – и всё это свершилось с великой легкостью». Церковь – тело, Богочеловеческое Тело; в этом теле – одно сердце, Богочеловеческое сердце, одна душа – Богочеловеческая душа, одна совесть – Богочеловеческая совесть, одна вера – Богочеловеческая вера, одна любовь – Богочеловеческая любовь, одна жизнь – Богочеловеческая жизнь. Для чего? – Дабы каждый соощущал всеми и все каждым, дабы каждый жил во всех и все в каждом. Нет для человека более близкого родства, нежели родство в Церкви, где одно сердце и одна душа (ср. Деян.4:32 ). В Церкви соборно всё: и жизнь, и бессмертие, и вечность, и богочеловечность. И каждый член Церкви участвует в этой соборной Богочеловеческой жизни Церкви по мере своей доброй воли, облагороженной и освященной святыми таинствами и святыми добродетелями. Об этом святой Златоуст благовествует: « Церковь есть Тело; имеет оно глаза, имеет и голову. Если пяту уколет терние, глаз преклоняется вниз, потому что он – член тела, и не говорит: “Я восседаю на высоте и не забочусь о низшем члене”; напротив, глаз преклоняется, оставляя свою высоту. Ибо что ниже пяты или превосходнее глаза? – Однако это неравенство исправляется состраданием, и всё объединяется любовью. Так поступай и ты: если ты расторопен и прилежен, но имеешь брата, не способного следовать за тобой по пятам, то пусть твой глаз нагнется к пяте и проявит сочувствие к хромлющему члену, дабы по причине своей медлительности и твоей быстроты не остался он без помощи. Ты богат? Радуюсь и восхищаюсь; но твой брат беден – да не останется он не обогащенным твоим богатством». В Христовой Церкви все мы взаимосвязаны одной богочеловеческой жизнью как составные части единого тела, Богочеловеческого Тела Церкви: святые с грешными, праведные с неправедными, кающиеся с нераскаянными – служа друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

По седми же лет отхождения его, уведавше родителие его о блаженном, яко во обители преподобнаго Корнилия пребывает. И по второмнадесять лет отхождения святаго отец его прииде во обитель преподобнаго Корнилия и пострижеся ту, и наречено имя ему Варсонофий, и дается в послушание блаженному Кириллу. И не по мнозе времени по пострижении отца его прииде некто от дому матери блаженнаго Кирилла и поведа ему о матери его, яко и та поживе добродетелным путем и прият ангельский образ, и наречено имя ей Елена, и с миром успе. Отцу же его, пребывшу в монастире три лета в посте и в молитвах, и ко Господу отъиде. Блаженный же, по умертвии родителей своих, на вящшая добродетели восходит и начат на болий подвиг простиратися и труды к трудом прилагати, оногда в поварне, иногда же в пекарне, вся службе монастиря того обхождаше. И восхоте оттуда блаженный отъити и обходити святыя места Российския земли и поклонитися святым местам и достигнути пустыни и вселитися тамо, идеже Господь повелит. И поведа мысль свою преподобному Корнилию. Он же наказав его довольно от божественных писаний, и отпусти с миром. Блаженный же помолися со слезами и отъиде из обители ко окиану-морю, и тамо обхождаше вся поморския страны, скитаяся в пустынях; пища же его былие и трава, и вахта, и кора сосновая, и губа всякая, и со зверьми живяше двадесять лет. И оттуду отоиде в поморския страны и тамо обходи вся святая места. И оттуду пойде и дойде великаго Новаграда и Псковския страны, и тамо святым местом поклонися. И оттуду помысли, како бы ему достигнути, еже в кое место вселитися. И став на молитву, и моляшеся Богу и пречистей Его Богоматери, да открыет ему место на покой старости его, и абие слышит глас с небесе, глаголющ: «О блаженный Кирилле, возлюблениче Мой, уже вся благая восприял еси, Моим заповедем был еси хранитель, тесный и прискорбный прошел еси путь, и ныне гряди к Белу-езеру, тамо бо уготових тебе место, в нем же возможеши спастися». И абие со гласом оным свет велий возсия к полунощным странам Бела-езера, и гласом оным аки перстом показуя место то, идеже ныне монастырь стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

После кончины родителей А. С. вернулся в новгородские пределы и поселился в 35 верстах от Олонца, недалеко от р. Свирь, построив здесь келью. Когда боярин Андрей Завалишин (см. Адриан Ондрусовский ) во время охоты обнаружил келью подвижника, тот признался ему, что уже 7 лет не видел человеческого лица, пища его была «былие, иже от земля самовъзрасъшее, с перстию смесив, ядох, а иногда же, чадо, неколико время доволно едину персть ядох токмо». На вопрос боярина, как он мог это перенести, А. С. ответил, что сначала он сильно страдал «сердечною болезнью» и «утробою», но потом посланный Богом муж исцелил его. Понемногу к А. С. стала собираться братия, в 1506 (1508) г. был основан мон-рь, а на нек-ром расстоянии А. С. устроил «отходную пустынь» (см. Александров Свирский мон-рь ). Подобно ветхозаветному праотцу Аврааму , А. С. сподобился явления Св. Троицы в виде 3 ангелов, что нашло широкое отражение в рус. иконографии. Главный храм обители А. С. освятил в честь Св. Троицы. А. С. явилась также Богоматерь, в честь Которой он также устроил храм в своей обители. Новгородский свт. Серапион (Курцов) возвел А. С. в сан игумена. Житие сообщает, что, несмотря на игуменский сан, А. С. отличался большим смирением, носил старые и рваные одежды, так что не знавшие святого в лицо не могли и подумать, что перед ними игумен. «Чудо о рыболове» рассказывает, что однажды А. С. недалеко от мон-ря встретился некий рыбак, к-рый направлялся в мон-рь. Рыбак, не зная, что говорит с А. С., сказал, что ищет игумена. А. С. стал убеждать его, что игумен - «блудник и винопийца», на что рыбак возразил: того не знаю, «но токмо се вем, яко многи избави от печали и напасти». Оказалось, что рыбака уже 3 года жестоко притесняет судья тех земель за то, что он, поймав большого осетра, продал его купцу без ведома судьи. А. С. повелел рыбаку вновь закинуть невод в реку и пойманного осетра отнести судье. Рыбак ответил, что это невозможно, т. к. такого осетра он не может поймать уже 3 года, но исполнил повеленное, поймал большого осетра, отнес судье и был избавлен от напасти.

http://pravenc.ru/text/64396.html

«...(Моисей) показывает тебе, что все было совершено до создания солнца, чтобы ты созревание плодов приписывал не ему, но Творцу Вселенной...» (Беседы на книгу Бытия, VI, 4, с. 44) Свят. Василий утверждает: «...земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни» (Шестоднев, V, с. 69). Более красноречив свят. Амвросий: «Перед тем, как появится свет солнца, да будет произведено былие травное, да будет свет его предшествующим свету солнечному. Да прорастит земля до того, как она испытает воспитывающее попечение солнца, чтобы не было повода к росту человеческих заблуждений. Каждый да будет извещен, что солнце не есть виновник растительности... Как может солнце дать способность жить растущему, коль скоро сие уже было порождено жизнодательной творческой силой Божией до того, как солнце вступило в подобную же жизнь? Солнце моложе зеленого побега, моложе зеленой травы» (Six Days, III:6, р. 87). Зелень и деревья произвели семя «по роду» своему. Это выражение Писания является ключевым в святоотеческой мысли; мы посвятим ему много времени, говоря о пятом дне творения, когда живые существа были произведены также «по родом их». IV. День четвертый (Быт. 1, 14–19) Быт. 1, 14–19 . И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию, и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета, и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды; и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю, и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый. Четвертый день творения служит источником великого замешательства для тех, кому хотелось бы подстроить Шестоднев под эволюционистские рамки. Это абсолютно невозможно, если солнце действительно было создано в четвертый день.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

Святитель Григорий Богослов Сеятва Как земледелец, когда идет обрабатывать землю, должен взять приличные для возделывания орудия и одежды, так и Христос, Царь Небесный и истинный Делатель, когда пришел к запустевшему от пороков человечеству, облекшись в тело и вместо орудия понесши крест, возделал запустевшую душу, изъял из нее терния и волчцы, исторг плевелы греха и все былие грехов ее пожег огнем. И таким образом, возделав ее древом креста, насадил в ней прекраснейший духовный сад, который всякого рода сладкие и вожделенные плоды приносит Богу, как Владыке. Преподобный Макарий Великий У земледельцев семена суть: рожь, пшеница, ячмень; у христиан семена суть: покаяние, печаль по Бозе, воздыхание, слезы, молитва , благодарение, пение, дела милости, терпение и проч. Земледельцы знают время, в которое надобно сеять: тако и у христиан есть приличное время, в которое должно сеять, – время настоящего жития. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения ( 2Кор. 6, 2 ). Нынешнее время есть только время сеятвы, а в будущем веке того не будет. Земледельцы сеют с надеждою плода: тако и христиане трудятся и сеют с надеждою духовного плода, милостиваго от Бога воздаяния. Сеющие слезами радостию пожнут. Ходящий хождаху и плакахуся, метающе семена своя, грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя ( Пс. 125, 5–6 ). Якоже Апостол глаголет: сеяй скудостию, скудостию и пожнет ( 2Кор. 9, 6 ). Христианине! Напишем слово сие апостольское: дóндеже время имамы, на сердцах наших. Сие время настоящего жития нашего время есть; ныне только можем благотворити, милостыню подавати; в будущем веке все тое престанет. Потщимся убо ныне сеять, да тогда с радостью пожнем; ныне трудиться в доброе, да тогда упокоимся. Вметай убо и ты хотя лепты в руки нищих, как семена в землю: и в свое время с радостью пожнешь. И чаша студеныя воды, во имя Христова поданная, незабвенна пред Ним бывает ( Мк. 9,41 ). Святитель Тихон Задонский Решето Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Как же учит Откровение о Причине, Виновнике мира? Уже в первых строках Библии мы находим совершенно ясное и прямое учение об этом предмете. «В начале, – говорится там, – сотвори Бог небо и землю... И рече Бог: да будет свет.., да будет твердь.., да прорастит земля былие травное.., да будут светила.., да изведут воды гады душ живых.., сотворим человека... – и бысть тако. И виде Бог вся, елика сотвори, и се добро зело» ( Быт.1 ). «В начале», то есть прежде, чем было что-либо из относящегося к миру; следовательно, прежде, чем существовало самое вещество мира. «Сотвори Бог», то есть не сам собою произошел мир, а бытие ему дал Бог. Не из готового вещества Он только образовал или устроил его, не из Своего Собственного Существа Он произвел его, но сотворил, то есть не только по форме, но и по всей мировой сущности произвел его единственно творческим актом Своей деятельности или свободной воли. Этою в самой простой форме высказанною Моисеем мыслию о Боге–Творце мира, можно сказать, всецело проникнуто все Откровение, как Ветхого, так и Нового Завета. Везде в нем мы находим одно и то же представление о Боге как о Существе в Себе Самом вполне совершенном, ни от кого и ни в чем независимом, как о полнейшем и безусловном Владыке всего мира, в Котором все, что ни существует, безусловно от Него Одного зависит и зависит всецело – и по сущности своей и по образу своего существования. А такое представление о Боге необходимо предполагает мысль о Нем как о Творце мира. Так Иов, указывая на изменчивые мировые творения, которые всегда и неумолкаемо свидетельствуют о своей безусловной зависимости от верховной причины, говорит между прочим: «Кто убо не разуме о всех сих, яко рука Господня сотвори сия» ( Иов.12:9 ). Словами: «рука Господня сотвори сия» ясно обозначается здесь как то, что все существующее в мире безусловно и всецело обязано бытием Одному Господу, так и то, что такое бытие даровано Господом тварям чрез одно творческое действие Его всемогущества. То же самое повторяет и Псалмопевец, который неоднократно изображает премудрое устройство мира и отсюда всегда мысленно поднимается к самому Премудрому Создателю и Устроителю неба и земли и всего в них находящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010