Петра в отречении от Христа, ап. Иоанна - в жестокости к грешникам (пьяницам), царя Давида - в прелюбодеянии, царя Соломона - в идолопоклонстве. В отличие от публикатора «Слова...» автор «О. п.» увидел в тексте оправдание распутной жизни. Седьмая «тетрадка» - это легенда о сотворении вина бесом, якобы содержащаяся в «Стоглаве» (легенда легла в основу сюжета пьесы Л. Н. Толстого «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил»). Кабанов справедливо указывает на то, что подобного рассказа нет в «Стоглаве», и пишет: «Хмель не от беса есть, то и питие оно не бес научи варити, но человецы сами изобретоша». В 8-й «тетрадке» («О несытном былии, еже есть по-еллински былие, по-русски картофий, како и откуду зачася») со ссылкой на «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония сообщается о том, что картофель появился в результате бесовского волхвования, поэтому его употребление в пищу должно наказываться суровой епитимией. «В последняя времена и лета... по обладанию антихриста умножится сие былие в России; и возлюбит прежде священнический чин, потом убо и мирский простый народ, и не познают своего заблуждения и погубления» (РГБ ОР. Ф. 247. 650.1. Л. 20-20 об.). Кабанов пишет о том, что «сие мудрование еретическо есть... ложно ссылается на книги». О 9-й «тетрадке» («О духовном антихристе») в «О. п.» говорится: «...богопротивное сочинение, благочестивому слуху не вместимое, хулы же, в нем обносимые, не леть есть и писанию предати». Десятая «тетрадь», по характеристике Кабанова «лжепророческим духом составленная, назначающая время и день кончины мира и второго страшного пришествия Христова, есть воистину богоборного учения наполненная». В следующей части «О. п.», состоящей также из 10 глав, излагаются вопросы вероучения, по к-рым шла полемика внутри старообрядчества или между старообрядцами и правосл. Церковью. Первая глава посвящена обоснованию вечности приношения Бескровной Жертвы (в опровержение мнения беспоповцев об упразднении священства). Во 2-й гл. утверждается, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая» верует не в иного бога, «но во Единого с нами Творца небу и земли...

http://pravenc.ru/text/2578255.html

Особый интерес представляют «Размышления о Божественной литургии», составленные Гоголем на основе толкований литургии, принадлежащих византийским авторам – патриарху Константинопольскому Герману (VIII век), Николаю Кавасиле (XIV век) и святителю Симеону Солунскому (XV век), а также ряду русских церковных писателей. С большим духовным трепетом Гоголь пишет о преложении Святых Даров на Божественной литургии в Тело и Кровь Христа: «Благословив, произносит священник: преложив Духом Твоим Святым; троекратно произносит диакон: аминь – и на престоле уже Тело и Кровь: пресуществленье совершилось! Словом вызвано Вечное Слово. Иерей, имея глагол наместо меча, совершил закланье. Кто бы он ни был сам, – Петр или Иван, – но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице Своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно; как по слову: да произрастит земля былие травное, произращает его вечно земля. На престоле – не образ, не вид, но самое Тело Господне, – то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушенья, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку и что Сам Господь сказал: Аз есмь хлеб. Церковный звон подъемлется с колокольней возвестить всем о великой минуте, чтобы человек, где бы он в это время ни находился – в пути ли, в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своем, или занят другим делом, или томится на одре болезни, или в тюремных стенах – словом, где бы он ни был, чтобы он мог отовсюду вознести моленье и от себя в эту страшную минуту». В послесловии к книге Гоголь пишет о нравственном значении Божественной литургии для каждого человека, который принимает в ней участие, а также для всего российского общества: «Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто... И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату... Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной литургии, если бы человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь слышанное. Всех равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно, не одним и тем же языком, всех научает любви, которая есть связь общества, сокровенная пружина всего стройно движущегося, пища, жизнь всего».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Св. Иоанна Дамаскина : «Ужели Он (Бог-Слово) не может хлеб соделать своим телом, а вино и воду своею кровию? Он сказал в начале: да прорастит земля былие травное ( Быт. 1, 11 ), и земля, возбуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, будучи даже доныне орошаема дождем, производит свои прозябения. Так и здесь Бог сказал: сие есть тело мое; сия есть кровь моя; сие творите в мое воспоминание; – и по Его всесильному повелению так бывает, и будет до того времени, когда придет; ибо так сказано: дондеже приидет ( 1Кор. 11, 26 ). И для сего нового делания, чрез призывание, делается дождем осеняющая сила Святого Духа. Ибо как Бог все, что ни сотворил, сотворил действием Св. Духа; так и ныне действием Св. Духа совершается то, что превышает естество, и чего нельзя постигнуть, разве одною только верою. Како будет сие, говорит св. Дева, идеже мужа не знаю? Дух Святый найдет на тя, и сила Всевышняго осенит тя ( Лук. 1, 34. 35 ), отвечает ей архангел Гавриил. И ныне, если ты спрашиваешь: каким образом хлеб делается телом Христовым, а вода и вино – кровию Христовою? отвечаю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает то, что превыше слова и разумения. Хлеб же и вино употребляются потому, что Бог знает человеческую немощь, которая многого с неудовольствием отвращается, когда оно не утверждено обыкновенным употреблением. Итак Бог, по обычному своему снисхождению, чрез обыкновенное по естеству совершает вышеестественное… поскольку люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие воду и вино, Бог с сими веществами соединил свое Божество и сделал их своим телом и кровию, чтобы чрез обыкновенное и естественное мы участвовали в вышеестественном». И далее: «хлеб и вино суть не образы тела и крови Христовой, – да не будет! – но самое обоженное тело Господа ( τεθεωμνον). Ибо сам Господь сказал: сие есть тело мое, а не образ тела; сия есть кровь моя, а не образ крови… Если же некоторые и называли хлеб и вино вместообразными (образами – νττυπο) тела и крови Господней, как, например, Богоносный Василий в литургии: то называли так сие приношение ( προσφορν) не по освящении, но до освящения» 1188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Из полученных мною от тебя двух писем вижу стечение разных случаев, от порученных тебе сестер к откровению, и из них некоторых к тебе нерасположение. О сем показуешь себя – хотя и не ропщущею, – но не без болезни и стужения переносящею, в чем познается твоя немощь: что мы, уча других терпению, смирению, послушанию и любви, сами чужды сих деланий; а от познания своих немощей должны снисходить и других немощам, и какова имамы сопротивника, борющего нас, хотя и леность наша дает ему больший приступ к нам. Но мы должны вникнуть во учение святого апостола Павла, как он говорил к ефесским пресвитерам: три лета нощь и день не престаях уча со слезами единого когождо вас ( Деян. 20, 31 ), и к Тимофею пишет: рабу же Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителъну, незлобиву, с кротостию наказующу противныя: еда како даст им Бог покаяние в разум истины: и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него, в свою его волю… ( 2Тим. 2, 24–26 ); завещает проповедовать слово Божие: со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4, 2 ); смотри, как чадолюбно Апостол велит прилежать о неисправных, с ожиданием призрения на них Божией благодати: еда како даст им Бог покаяние в разум истины: и возникнут от диавольския сети, живи уловлены от него, в свою его волю, – тако и мы потщимся прилежати о приходящих за послушание; негли и на них призрит Господь и даст им чувство благое; а которые добровольно тебя оставляют, нудить их к тому не нужно: «аще не Отец Мой Небесный привлечет» ( Ин. 6, 44 ), – сказал Господь, – и о сем надо мирствовать; а когда паки обратятся и взыщут пользы, отревати не подобает. Поступок твой с Л-ею я не похвалю: когда она была вами отлучена и многократно просила прощения, но вместо того вы ее бранивали, чего она и не стерпела, после и сами навели себе этим скорбь. Надо бы помнить слово: «трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит» ( Мф. 12, 20 ; Ис. 42, 3 ). Св. Варсонуфий: «мелзи (сбивай (церк. слав.)) млеко, и будет масло; а когда лук чрез меру потягнешь, преломишь», но что делать? Вам это вперед в науку, блюдите, да не како, хотя кого исцелити, вместо врачевства вредное былие приложим (VI, 37, 55–57). Иногда чрезмерная строгость к приходящим открывать помыслы приносит не пользу, а вред

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Обратимся теперь ко второй части послания, в которой говорится «о былии» или «аптеке духовной» 10 . О душевном «былии» упоминается в одном из слов Василия Великого . «Пролог (1877 г. Синод, изд.), месяц июнь, 26 день», где читаем: «никтоже в злобе греховней ходя, сам отчается, ведый душевному недугу душевное былие – покаяние: тем бо мощно всякий «недуг уврачевати» и т. д. Заимствования Нила у Василия Великого обычны и отмечены исследователем Сорскаго (см. у Архангельского, стр. 163) Кроме того, проф. Соболевский указывает, что «лекарство духовное» или «повесть чудна о врачах» встречается в Патериках с XII в., а деятельность Сорского «книгчию чином ему бывшу» в Москве 11 и пребывание его в Кирилло – Белозерском монастыре, богатом библиотекой, при литературной работе Нила делала необходимым знакомство его с Патериками. Если мы возьмем статью о «былии» по одной из рукописи 12 , то увидим ту образность, которой она украшена в послании Нила, и которая встречается и в его Уставе («Молитву же убо именова семя сие же рукоятием взятие, идеже неизреченным зрением дивится жияй, как от худых и голых зерен, яже сея, сице ядри класове от них внезапу прозябóша». Устав, стр. 47) и т. д., и в молитве Нила 13 , где Нил, упоминая о смерти, пишет: «конец смертный приближися, секира при корени древа лежит, и посечение неплодныя душа моея готово есть, жатва не стоит, и серп изострен, и жатели тщатся плевел греховных исполнену душу мою всхитити и сожжению вечному предати». Конечно, и Волоцкий был знаком с Патериками, но сочинения его не обладают не только какою-либо образностью или отвлеченностью, а вообще характеризуются необходимым присутствием формального догматизма, между тем как вторая половина послания представляет собою обычную манеру писаний Нила – заимствование темы у греческих отцов церкви и индивидуальное представление ее. Нам не удалось разыскать рукопись, которая помогла бы объяснить вставку о новгородских еретиках в этом послании, или наоборот какого-либо указания, каким образом первая половила послания, взятая из послания Нила, попала в сочинение Волоцкого. Наблюдая в рукописях, как мы выше указали, помещенные рядом сочинения обоих писателей, мы можем только предположить, что переписчик, по обыкновению древнерусских переписчиков, начав послание Сорского, переписал затем несколько строк о Новгородской ереси и далее продолжал послание. Возможно и более простое предположение, что при сшивании листов последние были перепутаны, и среди послания очутилась вставка. На первую мысль нас наводит указанная выше рукопись Толстова за 299, где перед посланием (со вставкой) приводится заглавие: «Слово на ересь новгородских еретиков, хулящих писания святого Ефрема и глаголющих, яко ложна суть писания его. Зде же имать сказания от Божественных писаний, яко святого Ефрема писания истинна суть и подобна пророческому и евангельскому и апостольскому писанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/k-...

Если мухаммеданин убедится в необходимости искупления и Искупителя, тогда ему не будет казаться идолопоклонническим учение о Боге Триедином (глубокое, сознательное убеждение в необходимости искупления есть между прочим и доказательство троичности Божества), тогда ему не будет казаться странным, как Бог может иметь Сына, как Пресвятая Дева Мария могла родить Бога, и многое другое; тогда он легко и скоро приметь все православное христианское учение. Что касается до его заблуждений, собственно мухаммеданских, то они сами собою, как сухое былие, исчезнут от прикосновения здравого слова. – И потому миссионер прежде всего и главным образом должен заботиться о том, чтобы утвердить мухаммеданина в потребности и необходимости искупления и Искупителя. Все ею беседы, все рассуждения и совещания должны клониться к одному концу, что без искупления и Искупителя нет и не может быть оправдания и спасения, что человек, оставленный самому себе есть существо погибшее, без всяких надежд на лучшую и блаженную будущность. Этим собственно и должна заключиться проповедь о грехе и жертве за грех. Когда мухаммеданин достаточно убедится в необходимости и потребности искупления и искупителя, тогда уже свободно можно указать ему на самого Искупителя Иисуса Христа, совершившего уже дело искупления и раскрыть подробно и обстоятельно как истинное учение о Лице Иисуса Христа, так равно и все заблуждения Корана касательно Еи о. Чтобы невозмутити. впрочем религиозного чувства мухаммеданина, пока еще дышащего мухаммеданством, благоразумие требует, чтобы истинное учение о Лице Иисуса Христа, как Искупителе, а равно и опровержение заблуждений Корана касательно Его, высказано было в виде восстановления подливной истории Иисуса Христа и учения о Нем. Это можно сделать так. В Коране есть довольно мест, которые очень легко, при убеждении уже мухаммеданина в необходимости искупления и Искупителя, употребить в пользу божественного достоинства Иисуса Христа и искупительной жертвы, как уже принесенной Им Богу. Так в Коране Иисус Христос называется Оловом Божиим, посланным от Бога в ложесна Марии и зачавшимся во утробе ее по наитию Святого Духа, под которым мухаммедане разумеют архангела Гавриила.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Читая «Беседы на книгу Бытия» святого Иоанна Златоуста , Алексей выписал одно место, которое собирался прочесть дома сестрам: «Посмотрев на небо, – писал великий учитель Церкви, – удивляешься его красоте, разнообразию звезд, великому блеску? Не останавливайся на этом, но прострись умом своим к их Создателю. Тебя поражает также свет солнца: видя великую благотворность его, ты приходишь в удивление, и, как увидишь, что лучи его озаряют твои взоры, изумляешься красоте этой стихии? Но и на этом также не останавливайся, но подумай, что если тварь так чудна и удивительна, и превышает всякое человеческое понятие, то каков Тот, Кто создал ее одним словом и повелением? Так же рассуждай и о земле: когда видишь землю украшенною цветами покрытою всюду растениями, подобно разноцветной одежде, не приписывай этих произведений земли ее силе, ни содействию солнца или луны, но благоговейно подумай, что, еще прежде создания их, Бог сказал только: “Да произрастит земля былие травное”, – и тотчас украсилось все лице земли. Если мы каждодневно будем размышлять об этом, то и сами будем благоразумнее, и Господу воздадим подобающее, или – лучше сказать – соразмерное нашим силам славословие» (Там же. С. 48). 4 Алексей закончил семинарию третьим по успеваемости студентом. По тогдашнему обычаю дана была ему при окончании учения новая фамилия: Зерцалов (от слова «зерцало» – зеркало). «Молитва наша да будет зеркалом пред лицем Твоим, – молился преподобный Ефрем Сирин . – Велелепная красота Твоя, Господи, да отражается на чистой ее поверхности. Да не смотрится в ней, Господи, гнусный диавол, чтобы не отпечатлел на ней гнусности своей. Зеркало носит в себе образ всего, что поставлено напротив. Да не отражаются в молитве нашей все наши помышления, чтобы ясно изображались в ней черты лица Твоего, и она, как зеркало, принимала в себя всю лепоту Твою» (Творения. Т. 4. С. 341). Не имело ли начальство семинарии подобных мыслей при изменении фамилии студента с Копьёва на Зерцалова?.. Скорее всего, это было именно так.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

По обыкновенному взгляду мира, кто всех ниже, по-своему званию и состоянию, тот ниже всех и по всему. Матерь Божия да научит Своим примером гордый мир, что самый последний, по суду людей, может быть, по суду Божию, выше и славнее всех. Тех, кого мир считал отребьем, по уверению небесной истины, не был достоин весь мир. От Назарета может ли что добро быти, говорили иудеи, современники земной жизни Иисуса Христа? Но вот в Назарете обрелось такое бесценное сокровище, подобного которому не было в целом мире, сокровище, которое оказалось высшим и благоприятнейшим даром Господу от целого мира и которое сделалось неисчерпаемым источником всех даров от Господа для всего мира. Назарет сделался жилищем Девы, честнейшей херувимов, Матери безлетного, единородного Сына Божия. Итак, Богородицу и Матерь Света возвеличим не в песнях только, а и во всей жизни нашей, подражая её Богосветлой жизни; и благими делами прославим Господа, благоизволившего явить нам в Ней и чрез Нее велию Свою, неисповедимую милость. Буди, заключим словами святителя Димитрия Ростовского , буди Христу, Спасителю нашему, в пречистой, девической утробе воплотившемуся, пострадавшему, нас ради, и воскресшему от гроба, буди от нас, рабов Его, с препетою Его Богоматерию, слава, благодарение и поклонение всегда, ныне и в бесконечные веки. Аминь. Поучение 14 Кому из вас, благочестивые жители города Елабуги, не известно, что освященное ныне это место недавно было пусто, необитаемо, и на пустыре здесь росло былие сельное и искали себе пищи бессловесные? И кто, за несколько лет назад, мог думать, что пустырь эта превратится так неожиданно и скоро в вековую обитель разумных, кротких и смиренных духом агниц Христовых, что она будет жилищем отшельниц, кои соберутся сюда с тем, чтобы искать себе на пажити Слова Божия нетленной пищи, дающей живот вечный, что, наконец, место это исполнено будет Божественною славою, с освящением, наитием Св. Духа, великолепного, благоукрашенного храма во имя преблагословенной и препрославленной Девы Марии, Матери Господа нашего, Которая есть чистейший светлостей солнечных венец девственниц, слава невест Христовых, грядущих во след её к небесному Жениху, Царю славы?

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

27). На статью: «Сице убо Христос... в разгласиях миротворствоваху», отвечает, что Христос, апостолы и святые отцы «иногда кроткое, иногда жестокое былие ко уврачеванию употребляли» и что вообще кротость нужно употреблять «с рассмотрением». 28). На статью: «Воззри, молим, мысленными очима... пустынная богорадная жительства», обличая лесть и клевету раскольников «в ту силу, дабы по подражательству кротости Христовой, апостольской и святоотеческой никто злодейственных скитов раскольнических не тронул и не разорял, сиречь ниже самая власть высочайшая», доказывает, что по примеру же и наставлению Христа, апостолов и святых отцов, нужно употреблять против них вместе с кроткими и строгие меры, указывает преступные действия раскольников, объясняет, к чему направлено учение православных пастырей и чего хотят раскольники, у которых «не о том попечение и радение, чтобы иметь и содержать в целости все средствия к животу вечному… но неусыпный страх и опасение не потерять имения и не лишиться брюходовольствия и плотоугодия». 29). На статью: «Посмотри же, молим тя, от начала евангельские проповеди ... новоучительства утверждаху», о представляемых раскольниками гонениях, какие воздвигали на Церковь язычники, жиды и еретики, замечает, что потому раскольникам и нужно было находиться в Церкви Христовой, подвергавшейся этим гонениям, как делали святые предки, а не самим вооружаться на Церковь Божию, как делали они во время соловецкого и стрелецкого при Никите бунтов; сравнивая потом раскольников с жидовствующими, которых подвергал Иоанн III гражданским казням, доказывает, что и с ними должно поступать точно так же. 30). На статью: «Темже о сих вкратце воспомянувше... всекрасное пролетие да благоденствует», опять повторяет, что против непокорных как Христос, так и апостолы, и особенно святые отцы употребляли не одни кроткие, но и строгие меры; замечает, что не одни они просят о кротком обхождении с ними, но то же делали лжепророки ветхозаветные и древние еретики под предлогом мира церковного; что жить в мире и согласии с ними невозможно, потому что такой мир был бы «чужд Христа и благочестия»; что их скиты, подобные жительствам, о которых говорит премудрый ( Прем.12:3, 4 ), необходимо истреблять, подобно тому, как израильтяне истребляли, по повелению Божию, хананеев, Моисей – сливших золотого тельца, Исус Навин – вора Ахара.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

отец, «Он сказал: «да прорастит земля былие травное», – и доныне, орошенная дождем, она производит свои произрастания, возбуждаемая Божиим велением и укрепляемая требуемыми силами. Впоследствии Господь сказал: «сие есть тело Мое», и «сия есть кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание», – и это происходит по Его всесильному повелению, «дондеже приидет», – и именно от дождя, сходящего чрез призыв на эту новую жатву, разумею (под дождем) осеняющую Св. Духа силу» 162 . Не будем увеличивать приведенные свидетельства многочисленными другими, подтверждающими мысль о тесном взаимоотношении учений о св. евхаристии и Главе Церкви Господе нашем И. Христе 163 . Для точности добавим одно, что это отношение существует между евхаристией, с одной стороны, и с другой – не невоплотившимся Словом, но воплотившимся, между евхаристией и Богочеловеком. А Богочеловек есть именно Глава Церкви, ибо Слово вочеловечилось «нас ради человек и нашего ради спасения», получаемого нами только в Его Церкви 164 . И Церковь , в смысле орудия нашего спасения, принесенного Христом, и мы, призванные в Церковь к следованию за Христом, представляем собою орудие Христово, – тело Христово, – не воображаемое, не призрачное, но истинное тело. Не следует только безрассудно смешивать один с другим каждый из видов этого тела, не полагая между ними ровно ни в чем и никакого различия. Так безрассудно поступают только церквоотступники. Как мы увидим ниже, свв. отцы и учители Церкви 167 , а также и православные богословы в учении о теле Христовом точно различают между телом, воспринятым Христом от Девы Марии; между Церковью, как телом Христовым, и телом Христовым в таинстве евхаристии 168 . Во всяком случае, чего либо иного, как членов тела Христова, мы представлять собою не можем, ибо Глава наша – Христос не есть простой человек, – как нечестиво утверждают евиониты, несториане, рационалисты, социниане и другие еретики, – могущий и не избирать целесообразнейшее средство для религиозного воздействия на Своих последователей, но – Богочеловек, человек и Бог , Бог всесильный не только, чтобы соделать Церковь телом Своим, а нас – членами сего тела, но, как проповедал Иоанн Предтеча, Бог, могущий и из камней пустыни «воздвигнути чада Аврааму» Мф.3:9 , как древле из персти земной Он же создал праотца Адама Ин.1:3 ; Притч.8:22. 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010