Начало XVI века – это время подвигов преподобных Иосифа Волоколамского (†1515; пам. 9 сент.) и Нила Сорского (†1508; пам. 7 мая). Их усилиями под духовным водительством святителя Геннадия Новгородского (†1505; пам. 4 дек.) была обличена и побеждена ересь жидовствующих. Эта присноблаженная троица единомышленных святых мужей открывает начало нового века в истории монашеских подвигов и русской святости 1170 . В древности игумен монастыря был, как правило, духовником своей братии. Известным духовником Древней Руси в XVI веке был преподобный Даниил Переславский †1540; пам. 7 апр.), который был уроженцем Переславля. Приняв постриг в Пафнутиево-Боровском монастыре, он со временем возвратился в Переславль и первоначально подвизался в Горицком монастыре. Преподобный Даниил подъял на себя подвиг служения ближним – погребения по христианскому обычаю всех безродных, а также скончавшихся в дороге путников, убиенных и пр. На месте их погребения, «иже зовется Божий дом», неоднократно в последующее время видели горящие свечи. Затем на этом «скудельном» месте по благословению Митрополита Симона (1495–1511) была устроена обитель в память Всех святых. 15 июля 1508 года был освящен Троицкий храм, положивший начало Данилову монастырю 1171 . Великокняжеские бояре Иван и Василий Андреевичи Челяднины, близкие к преподобному Даниилу, содействовали расположению к святому подвижнику князя Василия III, который возлюбил Даниилов монастырь и неоднократно, посещая Переславль, бывал в Даниловской обители (в сентябре 1510 г., летом 1523 г., осенью 1528 г.); при этом он жаловал ее льготными грамотами (1525, 1526 гг.). Преподобный Даниил был крестным отцом обоих сыновей Великого князя – Иоанна Грозного и Юрия. При создании монастыря Преподобный путешествовал в Великий Новгород к святителю Макарию за церковной утварью, «бяху бо единыя обители пострижение имущи» 1172 . Наряду с погребением странных, преподобный Даниил занимался также лечением больных, предлагая им травы и прежде всего духовное врачевство. В своем подвиге он являет пример сочетания духовного и телесного врачевания для приходящих в обитель. В его Житии читаем об этом: «...мнози прихождаху к нему и велми ползовахуся, и мнози к нему исповедаху грехи своя. Преподобный же яко премудрый (и) искусен врач, целяще милостивыми словесы, лечебные былие прилагая и с разсужением Божествеными Заповедми обязуя, и многих от грех престати увещая, и покаянием исправляя». Поэтому нередко больных и убогих просто оставляли у стен монастыря, и они призревались в нем. Среди иноков Даниловой обители подвизался его ученик «именем Нил, родом немецкия области; навыкновение име лекарьского художства» 1173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Известно, что в конце обеда святейший Павел, Патриарх Сербский всегда старался собрать все крошки, чтобы их не выбрасывать. Причиной этого было то, что пища, которую мы едим, сотворена Божественной энергией, посредством солнца [lxxiv] . Размышляя о сотворении мира, митрополит Амфилохий (Радович) пишет : «Сотворенный мир получает не просто существование, но и свой об-лик, свое об-личие, образ, лицо» [lxxv] . И далее идут мысли, напоминающие учение святителя Николая: «Если же вечное Слово (Логос) – основание, а природа – словесность (логосность), совершенно очевидно, что и цель творения – словесность. В творении, с самого момента его возникновения, теплится тихий, но неугасимый свет Слова Божия. Поэтому тварный мир может верно восприниматься человеком только через вслушивание в голос Божий, таящийся в творении» [lxxvi] . Заметим, что преподобный Максим Исповедник предостерегает от крайностей по отношению к сотворенному миру: «Если мы любим вещи не в должной мере и предпочитаем любовь к ним любви к Богу, то ничем не отличаемся от идолослужителей. И опять, если ненавидим их, как не весьма хорошие, прогневляем Бога» [lxxvii] . Святитель Николай, как бы продолжая рассуждения преподобного, отмечает, что Бог, соболезнуя личной драме каждого человека, остается при этом Богом всей Вселенной и, являясь вездесущим, не отождествляет Себя с мирозданием [lxxviii] , в силу этого вся Вселеннаая – не пантеон, а храм одного и Того же Бога [lxxix] . Как было сказано выше, святитель называет природу универститетом для человека. Однако сербский святой предупреждает, что если человек ограничевает себя только этим откровением Божиим, которое называется естественным, то делает себя слепым. «Всевышний Художник стоит перед Своим произведением. Ты слишком засмотрелся на Его прекрасные полотна, которые поначалу открывают глаза, а затем слепят» [lxxx] , – пишет святитель в «Миссионерких письмах». Отметим так же, что по учению святителя Феофана Затворника рассуждения о сотворении мира дают строгие ориентры к нравственному совершенствованию христианина. «Припади ко Господу, – пишет святитель, – и Он даст тебе свет, который просветит тьму твою греховную, поставит твердь среди мятущихся мыслей твоих и желаний грехолюбивого сердца твоего – благое намерение твердо и неуклонно работать Ему, всему даст в тебе свое место. Тогда начнёшь произращать сначала злаки, былие травное и дерева – начатки добродетелей, а потом и живые твари – совершенно духовные и богоудобныя дела, пока, наконец, возстановится в тебе образ и подобие Божие, как создан ты был в начале» [lxxxi] .

http://bogoslov.ru/article/3304823

Учение о мировой Душе чуждо христианству. Душа человека, по христианскому учению, создается в момент зачатия, она индивидуальна и остается таковой и после разлучения с телом. Неоплатоник Плотин значительно изменил это учение под влиянием христианства. Душа Мира, по Плотину, есть 3-е лицо Божественной Троицы (совсем по Платону), а 2-е лицо есть Логос как Мировой Дух. Мировая Душа есть движущая и животворящая сила, производящая все реальные существа 93 . Нетрудно узнать в этом изложении христианское учение о Св. Духе: «иже везде сый и вся исполняяй… Жизни Подателю». Мировая Душа интересует нас как архетип, наряду с другими архетипами, как часть макрокосмоса, входящая микрокосмически в состав человека. Монумед (Monuhmed) в иранском предании считался Мировой Душой. Во фригийских мистериях она называлась Рея (Рея-Кибела). Наассенцы находились под сильным влиянием фригийских мистерий, у них были гимны и песни, в которых оплакивались страдания Души-Психе. Они называли ее также Великой Матерью. Неоплатонки находились под сильным влиянием этих малоазиатских источников в своих спекуляциях о Мировой душе. Учением о Мировой душе занялся еп. Феофан. Приводим это учение в изложении проф. Г. Флоровского 94 . Он (Феофан) развивает мысли о всеобщей одушевленности мира, о «лествице невещественных сил в природе». Они «строят» вещи (в Библии «производят»). И всякая вещь имеет свою невещественную силу, которая ее образует и держит, как ей положено при создании. Эти силы «душевного свойства». Совокупность этих сил образует «душу мира». Бог воздействует не непосредственно, а через душу. Идеи всех творений вложены в мировую Душу при ее создании и она их инстинктивно (?!), осуществляет или «выделывает» их. Когда Бог говорил: «Да изведет земля былие травное», то Ему внимала Душа мира и исполняла поведенное. Мир двойственен в своем составе: душа и стихия, то есть материя. Из этих стихий мировая Душа и «выделывает» отдельные вещи. В Душе есть инстинктивно (?!) чуемый образ того, что надо делать из стихии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Творения Т. IV. С. 40. 18. Грех, сознание его плодотворно Здесь не так бывает, как в делах чувственных. Там богачу, дошедшему до крайней бедности, нельзя вдруг опять разбогатеть; а здесь, по милости Божией, если только захотим признать виновность дел своих и не простирать далее свою беспечность, можем скоро сделаться по-прежнему богатыми. Таков наш Владыка, так Он щедр и милостив; вот Он чрез пророка вопиет: «хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему» ( Иез. 18:23 ). Знаю, что вы, как добросовестные, сознаете свой грех; а сознание тяжести грехов не мало способствует обращению к добродетели. Минь. Т. IV. С. 56. Творения Т. IV. С. 41. 19. Мир, его красота говорит о величии Творца Что говоришь, человек? Посмотрев на небо, удивляешься его красоте, разнообразию звезд, чрезмерному блеску? Не останавливайся на этом, но прострись умом своим к их Создателю. Тебя поражает также свет солнца: видя великую благотворность его, ты приходишь в удивление, и, как увидишь, что лучи его озаряют твои взоры, изумляешься красоте этой стихии? Но и на этом также не останавливайся, но подумай, что, если тварь так чудна и удивительна, и превышает всякое человеческое понятие, то каков Тот, Кто создал ее одним словом и повелением? Так же рассуждай и о земле: когда видишь землю украшенной цветами, покрытой всюду растениями, подобно разноцветной одежде, не приписывай этих произведений земли ее силе, ни содействию солнца или луны, но благоговейно подумай, что, еще прежде создания их, Бог сказал только: «да произрастит земля былие травное» ( Быт. 11:1 ) – и тотчас украсилось все лицо земли. Если мы каждодневно будем размышлять об этом, то и сами будем благоразумнее, и Господу воздадим подобающее, или – лучше сказать – соразмерное нашим силам славословие. Минь. Т. IV. С. 61. Творения Т. IV. С. 48. 20. Пост, разговоры в течение его какие должны быть? Пусть всегда будет у нас разговор о духовном, и каждый, взявши в руки Божественную книгу и созвавши ближних, да питает словом Божиим душу и свою, и собеседников своих, чтобы, таким образом, нам и избегнуть козней лукавого, и получить от поста великие блага, и насладиться любовью Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Поскольку таких свидетельств очень много, то мы приведем лишь некоторые из них. Св. Игнатий Богоносец: «Евхаристия есть плоть нашего Спасителя Иисуса Христа, пострадавшая за грехи наши, которую Отец воскресил по благости» . Св. Иустин Философ: «…пища сия (Евхаристия – В.Л.), над которой произнесено благодарение молитвою Слова Его, по преложении питающая нашу кровь и плоть, есть плоть и кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа» . Макарий Магнис, иерусал. пресвитер (+ 266): «(В Евхаристии – В.Л.) не образ тела и не образ крови, как некоторые ослепленные возглашали, но воистину тело и кровь Христова» . Здесь мы имеем древнее указание на людей, которые отрицали реальность пребывания тела и крови Господа в Евхаристии и сколь категорично отвергалось это заблуждение. Св. Кирилл Иерусалимский: «Когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: «сие есть Тело Мое»; после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: «сия есть Кровь Моя» кто когда усомнится и скажет, что сие не Кровь Его? Он в Канне Галилейской некогда воду претворил в вино, сходное с кровию: и не достоин ли веры, когда вино в Кровь претворяет?» . Св. Амвросий Медиоланский (из молитвы перед служением Литургии): «тело Твое существенне ястся и кровь Твоя существенне пиется». Св. Софроний Иерусалимский: «Итак, пусть никто не думает будто святая сия суть образы тела и крови Христовой, но да верует, что предлагаемый хлеб и вино прелагаются в тело и кровь Христа» . Пр. Иоанн Дамаскин. Ему кажется странным маловерие некоторых людей и неспособность допустить, что Бог может претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Господа: «если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы безсеменно составил Себе плоть, то ужели Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду – Своею кровью? Он сказал в начале: да произведет земля былие травное (Быт. I, 11), и даже доныне она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и укрепляемая божественным поведением.

http://pravoslavie.ru/1876.html

л. 21. Продолжение Константинова Судебника, от слов 17 главы: А по церковному закону в посте 12 лет предается, яко враждебник есть. Заключается словом: Попущаем же, а остальное: о рабех свободою почтеных, см. выше л. 14 об. Очевидно, тетради в подлиннике были перепутаны. Порядок глав и самый текст о судех те же, какие в Соф. Врем. ч. 1, стр. 111–148. Все вышеозначенные статьи писаны одним почерком нач. XV вгка. л. 29. Никифора патриарха Царяграда летописець вскоре. Русские события доведены до 6781 (1273) года. Срав. 100 л. 275. Тетрадь особая. л. 37. О 7-м вселенском Соборе, без надписи. л. 37 об. Сставление св. и вселенскаго осмаго Сбора. Нач. Евгение епискуп, раб рабом Божьим, вспоминание сему вечному делу подписуем, с произволением взлюбленнаго ми сына Иоанна Палеолога. Без конца. Соф. Врем. ч. 1, л. 26–28. Из особой тетради. л. 39. Перечень книг истинных и ложных, без надписи. См. 704 л. 440. л. 40. Мелкие выписки, наипаче из толкового Апостола, отчасти из русской истории. л. 44. О семи вселенских Соборах. л. 46. Отрывки маловажные под заглавиями: Суть же о друзем. Без конца, на особой тетради. л. 49. Слово от Патерика св. Отець. Нач. В далних странах бе некто царь, егда придяше ему радость, то без меры радовашеся, яко безсмертен ся творя, а егда печаль найдяше еыу, то отчаавашеся. л. 49 об. От Патерика, яко недостоить отъити от церкве, егда поють. Нач. Иже древле бысть, се поведа нам некто от верных: бе муж некый богобоязнив, и т сына име единаго, и бысть в стране той глад крепок. л. 51 об. Сказание о Феофиле, о патриарсе александрьстем, и о смерти его, какова кончина есть уповающимь на тленное богатьство, и како Курил филосов проклят Иоанна Златоустаг о и книгы его сжже, и пакы Пречистаа смири их по смерти Иоанна Златоустаго. См. 763 л. 302. л. 54 об. От Патерика. Нач. Поведаша отци, яко проходя некто мних сквозе скит и дойде к врачевьству. И виде тамо многих приходяща, различныа имущих недугы, единомуже комуждо врачь дааше, яже на целбу. Вшед убо некто от мних приближися к врачю и вспроси его врачь, глаголя: коеа ради потребы прииде отче? И мних отвеща: есть ли былие в множестве грехов вспевающее? Ей, рече врачь: пойди возми корень духовнаго убожества, и трьпения листвие, и смирениа цвет, и молитвы ветвие, и стрыв смеси в котле (послушания). По причине утраты листа окончания недостает, см. Воскр. Чт., XV, 188. Тетрадь особая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

произнесши над хлебом имя Божие и призвав вседейственную силу Божию) ( Мф. 14, 19 ), освятив (чрез благословение преложив хлеб в Тело Свое), разломив, дал святым Своим ученикам и апостолам со словами: приимите, ядите, это есть Тело Мое, еже за вы (в жертву за вас) ломимое во оставление грехов. Подобным образом преподал Чашу, по окончании вечери, говоря: пийте от нее все, эта (сия) есть Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». Слова Христовы: приимите, ядите... и: пийте от нея вси , – священнодействующий священник произносит вслух. На каждое из этих возглашений хор отвечает: аминь , выражая несомненную уверенность в том, что когда Спаситель произнес: сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя , тогда действительно в пречистых Его руках были Тело и Кровь Его под видами хлеба и вина. При словах о Теле дьякон орарем указывает на дискос; при словах о Крови – на Потир. Этим заканчивается благодарственная (евхаристическая) молитва . Далее следует возношение Святых Даров и их освящение; но эти действия имеют необходимую связь с благодарственной молитвой лишь отчасти потому, что Сам Установитель Бескровной жертвы предварил ее освящение благодарением, а главным образом потому, что воспоминаемое в благодарственной молитве установление Таинства и слова Спасителя при этом установлении: приимите, ядите... и: пийте от нея ... служат основанием совершаемого священнослужителем возношения и освящения Святых Даров. Священнодействующий не дерзнул бы приступить к этому, если бы на это не было воли Самого Христа Спасителя, который не только однократно преподал апостолам Тело и Кровь Свою как жертву, но и повелел творить это, т.е. священнодействовать и вкушать Тело и Кровь Его, в Его воспоминание до второго пришествия ( 1Кор. 11, 25–26 ). И слова Спасителя: сие есть Тело Мое и: сия есть Кровь Моя , не только относятся к священнодействию этого Таинства, Им Самим совершенному, но простирают свою силу на то же священнодействие во все времена, так что в этом отношении святитель Иоанн Златоуст (в слове о предательстве Иуды) уподобляет эти тайносовершительные слова словам творческого благословения Божия, сказанным при творении человека: раститеся и множитеся ( Быт. 1, 26 ), данного людям на все времена, а святой Иоанн Дамаскин (Точное изложении Православной веры, книга 4, глава 15) – словам творческого благословения Божия растительному миру: да произрастит земля былие травное ( Быт. 1, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Преподобный Агапит был родом киевлянин, постригся при великом Антонии и, как говорит черноризец Поликарп, «последствоваше житию его ангельскому, самовидец быв исправлением его», следовательно, по всей вероятности, подвизался сначала в пещере близ Антония. Но потом мы видим Агапита постоянно живущим в монастыре посреди братии. Здесь, когда кто-либо заболевал, Агапит оставлял свою келью, шел к больному и прислуживал ему. Для уврачевания больных он давал им вареное былие, которым сам питался, и больные, по молитве подвижника, приявшего от Бога дар исцелений, получали здравие. Весть об Агапите распространилась по всему городу, и многие больные из города приходили к нему и исцелялись. Однажды подвергся тяжкой болезни Владимир Мономах, бывший тогда еще князем черниговским, и прислал просить к себе Агапита. Агапит не согласился выйти из монастыря, из которого никогда не выходил со дня своего пострижения, но отправил к князю часть вареного зелья, которое давал всякому больному, и князь выздоровел. Врачуя больных как между братиею, так и приходивших из города, Агапит ни от кого ничего не брал за труды, не принял и присланного злата от князя Владимира Мономаха. Почему и прослыл врачом безмездным . Высокое благочестие преподобных Антония и Феодосия и прочих иноков печерских, естественно, привлекало к ним всеобщее уважение соотечественников. Не только простой народ, но и многие вельможи приходили в Печерский монастырь, чтобы принять благословение подвижников и пользоваться их наставлениями. Многие из знатных избирали себе в духовные отцы преподобного Феодосия и как сами посещали его, так нередко удостаивались и его посещений, всегда сопровождавшихся нравственною для них пользою. В числе таких лиц, особенно любимых Феодосием, находились знаменитый Шимон Варяг, принявший, по убеждениям его, православие, и киевский воевода Ян с супругою своею Мариею . Сами великие князья Изяслав и Святослав оказывали Феодосию высокое уважение. Изяслав часто приходил в обитель, любил беседовать со святым подвижником и в церкви, и в его келье, а часто приглашал его и к себе .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

Но низменность ее берегов и весенние разливы вод составляют неодолимое препятствие для водворений, сыпучие же пески, лежащие между городом и Киренгою, свидетельствую, что и в стародавние годы место это подвергалось разным от наводнений случайностям. Киренск. В первое посещение этого городка не ленясь писал я о нем; при теперешнем же вторичном посещении обращаю речь свою к другому предмету. В знакомой уже нам пристани, находящейся против Киренского Свято-Троицкого монастыря, остановились мы при благоприятной погоде в благоприятнейший час. Это было при солнечном закате 21-го августа, в субботу. На другой день предстояло торжество коронования Его Величества Государя Императора Николая Павловича и Супруги Его Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Не теряя времени, отправился я с спутниками своими в монастырскую церковь , чтоб слушать всенощную; а на другой день, в градской соборной церкви, совершил Божественную литургию, с обычным молебствием. Вслед за сим не замедлили известить меня, что в судах течь, и многое требует починок. Такое извещение тем больше стоило внимания, что нам надлежало еще проплыть до Качуги около тысячи верст. Оставалось покориться необходимости. А чтоб не терять времени попусту, рассудил я пройтиться с настоятелем (архимандритом Амвросием) и прглядеться на окрестную природу, – хотя и прежние впечатления еще свежи были для меня. С северной стороны Киренга, опоясывая собою монастырь, на правом берегу представляет изрядную панораму. Но левый берег, прилегающий к монастырю, очень полог. По нему-то проходили мы, вверх по течению реки. Безжизненность его наводит тоску. Между тем как в начале нынешнего века и на памяти некоторых старожилов, берег этот зеленел и красовался богатою растительностию, дающею видеть следы своего существования в остатках пней и кореньев. За исчезновением лесов и даже мелкого кустарника, накопились и наносятся груды песку, подавляя собою всякое былие травное. Даже город страдает от песчаных наносов, но никто не думает, как помочь беде. А кажется придется ему испытать долю старого Селенгинска, утонувшего в песках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

И тое не умолчим, яко святитель хитону церковному раздрание возбранити предуспе. Нецыи тогда от верных неблагоразсудне точию в домех своих молишася, общения же церковнаго ся отлучаша. Но таковым смиренномудрый миротворец разумными словесы и посланьми своими присоединитися наказует, яко удом, прочему телеси церковному, да раскола бы новаго не учинили. И к согласному единомыслию верныя управляет. Таже и духоноснаго старца стяжает служение. И людие мнози неложно его нарицают: сей советника благаго, ин вразумителя кроткаго, тии же умирителя пресладостна. Поскольку сердцем смирен и тих обычаем, негневлив и всех добродетелей исполнен сый, делы своими паче словес вере правой научает и пути спасенному наставляет. Лукавыя же помыслы в сердцах человеческих духовно провидя, николиже абие обличает, но благоуветливою своею беседою обращает к отложению прилога греховнаго и покаянию. День же и час блаженнаго исхода провозвести Бог угоднику Своему и сподоби пред кончиною видения чуднаго. Воистинну есть неудобопостижно, яко Сам во святых дивен Сый, Господь наш Иисус Христос явися тогда купно с веры и благочестия подвижники, в земли Русской просиявшими, ихже песнописец благоглаголивый выну любовию почита. Но аще и предаде душу свою в руце Божии и погребен бе во Владимире граде, обаче и по преставлении своем посещати нас не престает чудесы многими. Воина бо юнаго от лютыя смерти чудесно избави, и вдовицу благочестивую из руку зловольника дивно исхити. И мнози, яже при честнем гробе молишася, от страстей душепагубных уврачева, поскольку даже персть и былие от гроба того исцеления болящым подаваша. Вся сия от истинных свидетелей ведущи, прослави Церковь Русская Афанасия святителя в лице новомучеников и исповедников. Честныя святаго мощи обретены быша и днесь во Владимирстей обители Пресвятыя Богородицы, Рождества Ея ради, яве пребывают, от иноков и мирских человек почитаемы благоговейно. Душею же чистою велий праведник сей и без крове мученик добропобедный в селениих Горних ликует. Его убо молитвами, Боже, помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010