С большей ясностью, чем Пасхазий, Гаимо говорит о пребывании тела Христова в каждой частице евхаристического вещества. Сколько бы кто ни принял от таинства, принимает одинаково тело Христово, не делимое на части и совершенно неповрежденное. В качестве аналогии указывается на то, что зерно пшеницы, брошенное в землю и воскресающее в умножении плода, все по необходимости дано в отдельных зернах, от него происшедших (Migne, 118, 815–818). В литературной зависимости от Пасхазия находился Гинкмар Реймсский (ум. 882). Последний в своем сочинении De cavendis vitiis et virtutibus exercendis, по словам Manitius’a (o. c., S. 341), дал просто конгломерат святоотеческих мест. Характерно, однако, то, что по вопросу о таинстве евхаристии святоотеческие места (из Августина – письмо к Януарию, 227 и 272 речи, толкование 33 пс., 26 тр. на Иоанна; кроме того, выдержки из Амвросия, папы Льва В., – все без цитат) приводятся им на фоне общего освещения предмета Пасхазием. Так, у Гинкмара мы встречаем учение об умножении плоти Христовой, сопоставление установительных слов по их значению с словами Господа «да произрастит земля былие травное» (Migne, 125, 917), указание на умножение елея в сосуде и муки в кадке у библейской вдовы 420 и пр.. Кроме того, он воспроизводит учение Пасхазия об отпущении в таинстве легких повседневных грехов, причем, приводит и то место (у Пасх. IX, 2), которое следует заподозрить в принадлежности Пасхазию, в частности, повторяет выражение – mysterium suae passionis in creaturam panis vinique transferre; также, название таинства крещения – mysterium sacrosanctae passionis baptismi (без et, попавшего в текст Пасхазия у Миня ). Ввиду общей компилятивности сочинения Гинкмара, трудно допустить, что данное место, интерполированное, как мы доказывали, в сочинении Пасхазия (IX, 2), принадлежало перу самого Гинкмара, т. е. надобно думать или то, что такая интерполяция в книге Пасхазия тогда уже существовала (сочинение Гинкмара написано после 869 г., – см. Manitius, о. с., S. 351), или, что Гинкмар приводит место из Пасхазия в распространении его каким-нибудь другим автором. Не сохранилось сочинение Гинкмара «о таинствах», вероятно, до известной степени полемическое (по мнению Manitius " a, это сочинение, равно как сочинение – тоже утраченное – об иконопочитании могут служить свидетельством участия Гинкмара в обсуждении догматических вопросов времени).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

Братия! Вода хотя бездушная вещь, но она, слушаясь слова Господня, делает то, чего мы иногда не делаем. Вы видите, что она, по законам Творца, подымаясь из разных водяных вместилищ вверх в виде паров, ниспускается потом дождем или росою на растения, которые сами не могут переменять места и – приносить им живительное питье, или же, по крайней мере, делает влажным воздух. Так и мы всегда будем служить бедным и немощным нашим собратиям, подавая им слово утешения в бедствии, как прохладительное питье, или милостыню, какую кто может. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем по роду на земли: и бысть тако 129 . Все еще идет третий день. Когда вода согрелась и согрела землю, а от этого начали подниматься испарения – и когда, по слову Господню, вода, покрывавшая землю, ушла в указанные ей вместилища и таким образом явилась суша с горами, холмами и долинами: – на земле, тоже по слову Господню, вдруг является бесконечное различие трав с семенами в каждой, заключающими в себе в самом малом виде множество тех самых трав или злаков, которые носят их на своем стебле; является также – вместе с деревами бесплодными, заключающими в себе только семена свои и, – всяко древо плодовитое, – само собою, без постороннего участия производящее прекрасные и вкусные плоды – тоже с семенем, смотря по роду дерева – так, что каждый род дерева должен был сам себя воспроизводить и не смешиваться с другими деревьями, или – как-нибудь искажаться. Вот где, братия, начало разнообразной растительной нашей пищи, поддерживающей нашу жизнь и служащей к нашему удовольствию. Когда будем вкушать ее, – будем помнить, что она – дело благости и всемогущества Божия; будем знать ей цену и меру и не забудем всегда благодарить за нее Творца. А обращая внимание – с одной стороны на красоту цветов, с другой – на малоценность, пренебрежение ими, вспомним слова Спасителя, коими Он учит нас надеяться на Промысл Божий: аще же сено сельное днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловери 130 ? – и не будем слишком заботиться об одежде, особенно – о нарядной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кондак 11 Пению молебному прилежаща усердно, утеши тя Господь пред кончиною видением чудным, яко святых земли Русския, ихже присно почитал бе любовию, зрети сподобился еси купно со Христом, Емуже абие воззвал еси: Аллилуиа. Икос 11 Светом Божественнаго явления осиянный, последний бо день и час блаженнаго исхода твоего провозвещен бысть от Господа ти, мирно предал еси, тайновидче, душу твою в руце Христа Бога, егоже от юности возлюбил и за Негоже толикая пострадал еси. Но яко в животе своем, подвижниче велий, свет бысть миру такожде и по преставлении чудесы многими озаряти нас не престаеши, зовущих: Радуйся, воина юнаго от лютыя смерти чудесно избавивый; радуйся, вдовицу благочестивую из руку зловольника дивно исхитивый. Радуйся, яко персть и былие от гроба твоего недужным исцеления подаваша; радуйся, яко мнози при гробе твоем молившеся, душепагубным страстем врачество обретоша. Радуйся, чест-наго брака христианскаго известный покровителю; радуйся, девствующих и целомудренных заступниче благонадежный. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю. Кондак 12 Благодать, юже тесным твоим житием и подвиги многими у Бога стяжал еси, ведая, освященный Собор Православныя нашея Церкве сопричте тебе сонму всех русских святых, в том же светло ликуеши ныне, всесоставным гласом воспевая победную песнь: Аллилуиа. Икос 12 Поем тя со умилением, святителю достохвальне, яко во обители горней вселивыйся, на земли нам оставил еси честныя твоя мощи, яже благоговейно днесь почитаем и скораго исцеления скорбем душевным и телесным чающе, взываем ти тако: Радуйся, блаженства изгнанных правды ради праведно удостоенный; радуйся, в светлостех немерцающих Пресвятыя Троицы присно живущим соводворенный. Радуйся, ангельским чином сликовствующий в вышних; радуйся, от человек похвалы досточестно приемлющий в нижних. Радуйся, верою тя почитающим скорое утешение; радуйся, любовию тя воспевающим благое веселие. Радуйся, Афанасие, новый исповедниче и Православия учителю. Кондак 13 О святителю благоглаголиве Афанасие, имене Божия досточудный исповедниче, земли Владимирстей радование и Церкви Святей украшение, убогое сие услыши моление наше и благомощное ходатайство твое вознеси о нас Господеви, да вся полезная ко спасению душевному нам дарует, во еже непреткновенно внити нам в Царство Небесное и воспети тамо Живоночальной Троице: Аллилуиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Да, прошло то время, когда благодатное семя Христианства, как зерно горчичное, принесенное на землю с неба, должно было расти и развиваться только собственной, Божественной силой. Тогда, по планам домостроительства Божия о мире, нужно было показать, в поучение последующим векам, что Церковь живет силою Того, Кто всему дает живот, дыхание и вся. А потому вечный Глава Церкви, то непосредственным видимым содействием, влиянием и чрезвычайными средствами показывал Свое постоянное сопребывание с нею, то избирая буяя и немощная мира, да посрамит премудрыя и крепкия 129 , проявлял собственную Божественную силу в Церкви, яко да не похвалится всяка плоть пред Богом 130 , и, устраняя таким образом всякое человеческое, немощное пособие, бдел и стерег, дабы пред новорождаемыми чадами Церкви не затмевалась собственная мощная, благодатная сила её и не ослабевала вера в нее – да не испразднится крест Христов 131 . С этой Божественной силой, при всесторонних угнетениях от мира и диавола, Церковь прошла кровавым, крестным путем чрез три столетия, своим оружием, которое сильно Богом 132 , покорила врагов и благодатной мрежей уловила те многочисленные народы, которые в мир составляют ныне лучшую часть человечества. Так, хотя прошло время видимого обнаружения сопребывания с Церковью Божественной силы, но тем не менее ныне, как и всегда. Незримый бдит над Церковью, юже стяжа кровию Своею, бдит, да врата адова не одолеют ей. И благодать Духа Святого, некогда излитая на Апостолов, преемственно переходит из рода в род, из века в век, как животворный ток благодатной жизни для обновления мира, подобно тому, как жизненная сила, влитая в мир всемогущим словом Творца: «да прорастит земля былие травное...», и: «раститеся и множитеся, и наполните землю 133 " неудержимо стремится чрез пространство веков и преемственно, неоскудно сеет семя по роду своему. После сего, хотя ныне видимо не обнаруживается непосредственное действие Господа в избрании правителей Его Церкви и кто бы ни были они по человеческому понятию и суждению, нельзя, однако, сомневаться, что Промысел Божий, особенно благодатное смотрение и строительство Того, Кто по обещанию Своему пребывает в Церкви во вся дни до скончания века, хотя невидимо, но тем не менее действительно руководит избранием пастырей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Ибо во образе хлеба дается тебе Тело, а во образе вина дается тебе Кровь, дабы, приобщився Тела и Крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным, ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем «Божественного естества причастницы» ( 2Пет. 1:4 ). Итак, хлеб и вино (в евхаристии) не разумей простыми: ибо оные Тело суть и Кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо, хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился Тела и Крови Христовы» («Поуч. тайнов.», IV, п. 1, 2, 3 – 6, стр. 434 – 456). д) Блаж. Феофилакт: «Помни, что хлеб, который мы вкушаем в таинстве, не есть образ тела Господня, но есть самая Плоть Господа... Ибо хлеб, таинственными словами, через таинственное благословение и наитие Св. Духа, претворяется в Плоть Господа» (In Ionan. VI). «Хлеб не есть образ тела Господня, но прелагается в самое тело Христово» (In Магс. XIV). е) Св. Иоанн Дамаскин : «Ужели Он (Бог-Слово) не может хлеб соделать Своим Телом, а вино и воду Своею Кровию? Он сказал вначале: «да прорастит земля былие травное» ( Быт. 1:11 ), и земля, возбуждаемая и укрепляемая Божиим повелением, будучи даже доныне орошаема дождем, производит свои прозябания. Так и здесь Бог сказал: «сие есть тело Мое; сия есть кровь Моя; сие творите в Мое воспоминание»; – и по Его всесильному повелению так бывает, и будет до того времени, когда придет; ибо так сказано: «дондеже приидет» ( 1Кор. 11:26 ). И для сего нового делания через призывание делается дождем осеняющая сила Святого Духа; ибо как Бог все, что ни сотворил, сотворил действием Святого Духа, так и ныне действием Св. Духа совершается то, что превышает естество, и чего нельзя постигнуть, разве одною только верою. «Како будет сие, – говорит св. Дева, – идеже мужа не знаю?.. Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышнего осенить Тя» ( Лк. 1:34, 35 ), отвечает ей Архангел Гавриил. И ныне, если ты спрашиваешь: каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вода и вино – Кровию Христовою? отвечаю тебе и я: Дух Святой нисходить и совершает то, что превыше слова и разумения. Хлеб же и вино употребляются потому, что Бог знает человеческую немощь, которая многого с неудовольствием отвращается, когда оно не утверждено обыкновенным употреблением. Итак, Бог, по обычному Своему снисхождению, через обыкновенное по естеству, совершает вышеестественное... Поскольку люди обыкновенно в пищу употребляют хлеб, в питие воду и вино, Бог с сими веществами соединил Свое Божество и сделал их Своим Телом и Кровию, чтобы через обыкновенное и естественное мы участвовали в вышеестественном“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но что пред Богом все наши жертвы, когда Он гласит устами пророка: яко порт нечист вся дела ваша? В глубоком сознании, что нет Богу на земле ничего достойного жертвы, каждый из предстоящих обращается мысленно к той же Чаше, которую в олтаре подъемлет служитель олтаря, и восклицает во глубине сердца своего: Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся. Лик поет: Тебе поем, Тебе благословим. Тебе благодарим. Господи, и молимтися, Боже наш! И наступает верховнейшая минута всей Литургии: пресуществление. В олтаре происходит троекратное призванье Святаго Духа на Святые Дары, - Того Самаго Святаго Духа, Которым совершилось воплощенье Христово от Девы, Его смерть, Воскресенье и без Которого не может пресуществиться хлеб и вино в Тело и Кровь Христову. Упав ниц перед св. престолом, священник и диакон творят троекратно земные поклоны, произнося в себе: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый. Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. И каждый вослед за сим призваньем произносит в себе стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. И во второй раз то же призвание: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый. Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися; вслед за тем стих: Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене. И в третий раз призвание: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Своим ниспославый. Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися. Подклонив главу, диакон указывает орарем на Святой Хлеб, произнося в себе: Благослови, владыко, Святым Хлеб; и знаменует его трижды иерей, глаголя: И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего. Диакон произносит: аминь. И Хлеб уже есть самое Тело Христа. И так же безмолвно указывает диакон орарем на Святую Чашу, произнося в себе: Благослови, владыко, Святую Чашу. И, благословляя, глаголет священник: А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего. Диакон, произносит: аминь и, указав на обоя святая, глаголет: Благослови, владыко, обоя. Благословив, произносит священник: Преложив Духом Твоим Святым; троекратно произносит диакон: аминь - и на престоле уже Тело и Кровь: пресуществленье совершилось! Словом вызвано Вечное Слово. Иерей, имея глагол наместо меча, совершил закланье. Кто бы он ни был сам, - Петр или Иван, - но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице Своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно; как по слову: да произрастит земля былие травное, произращает его вечно земля. На престоле - не образ, не вид, но самое Тело Господне, - то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушенья, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку, ичто Сам Господь сказал: Аз есмъ хлеб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Еще один эволюционист пишет: «Вся тварь, повинуясь слову Создателя своего, размножалась, видоизменяясь… Размножались не только количественно, но и в разнообразные виды» c. 47–48]. «У одного вида птиц рождались птенцы со своими о собенностями, которые давали начало новому виду птиц, у которых в свою очередь, в свое время, когда это было благословлено Богом, появлялись птенцы, не совсем на них похожие» [там же, с. 48]». Однако в действительности православное вероучение принципиально иное. Священное Писание указывает на невозможность трансформации одних видов в другие. В Библии вполне определенно говорится о создании всех представителей живой твари по роду их. Так было с растениями: И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако ( Быт.1:11 ). Так распорядился Творец и с выходцами из воды: И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду ( Быт.1:21 ). Так же точно сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их ( Быт.1:25 ). Ни один вид не появился из другого путем «эволюции». Хотя жизнь (фауна) появилась сперва в воде, а потом на суше, но рыба не мутировала ни в лягушку, ни в зверя. Всем известно, что потомство каждого вида животных и растений подобно своим родителям. Никогда дерево одного вида не приносит плоды другого вида, как это и засвидетельствовано в Евангелии: Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы ( Мф.7:16 )? На этом очевидном природном факте основана заповедь Христова судить «по плодам»: по плодам их узнаете их (там же). О постоянстве и неизменности во времени всех созданных Богом видов говорили многие святые Отцы. Святитель Афанасий Великий : «Каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает» с. 287]. Святитель Василий Великий : «Природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до окончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств животных» с. 139].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

26 . Прпп. Ксенофонта и дружины его Марии и сынов их Аркадия и Иоанна; прп. Симеона, нарицаемого Ветхого; мчч. Анании пресвитера и Петра темничного ключаря и с ними семи воинов. Перенесение мощей прп. Феодора, игумена Студийского (из Акритского Херсонеса в Константинополь) и память брата его Иосифа, еп. Солунского. Свв. Феодор и Иосиф, жившие после VII Всел Соб., «книгу Триодь написаста» (Кн. о вер. гл.16), а раскольники говорят, что после вселенских соборов ничего изменять нельзя. 27 . Перенесение мощей свт. Иоанна Златоустог о (из Коман в Константинополь). 28 . Прпп. Ефрема Сирина , Феодосия Тотемского, нового чудотворца; Ефрема, архим. Борисоглебского монастыря, Новоторжского чудотворца; Ефрема Печерского, еп. Переяславского; Палладия пустынника. Прп. Ефрему Сирину принадлежат 112 слов, которые вместе с его житием и 22 словами св. аввы Дорофея , ученика его, и словом Исаака Сирина «о чину новоначальных и уставе» составляют книгу, известную под его именем. Эта книга 2-жды издана в 1652 г. и уважается раскольниками. Впрочем, последние ссылаются преимущественно на 105 слово (об антихристе), но и в этом слов есть не мало свидетельств, приводимых православными в опровержение их учения об антихристе. В 107 сл. св. Ефрем так рассуждает о таинстве причащения: однажды Господь сказал: да прорастит земля былие травное, и вот уже несколько тысяч лет после этого слово Господне исполняется. Ежегодно земля, орошаемая дождем, производит траву и др. свои растения: никакая сила человеческая не в состоянии воспрепятствовать этому повелению Божию. Точно так же и о причащении однажды на Тайной Вечери Господь сказал: “сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя”, “сие творите в Мое воспоминание”. И это слово Господне «всемощным Его повелением бывает, дондеже приидет” (л. 319 об.) 29 . Перенесение мощей сщмч. Игнатия Богоносца (из Антиохии в Рим); прп. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского; мчч. Романа, Иакова, Филофея, Ииерихия, Авива, Иулиана, Паригория и Сильвана еп., Луки диакона и Мокия чтеца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

«Отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян возрастает сродное им. И таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то наблюдается и доныне» с. 70]. Святитель Амвросий Медиоланский : «При сотворении мира всякую тварь проницает Слово Божие, так что внезапно из земли рождаются по велению Бога все роды живых существ и в будущем, согласно закону, производят себе подобных по роду, сменяющих друг друга: лев рождает льва, тигр – тигра, бык – быка, лебедь – лебедя, орел – орла. Однажды предписанное навечно закрепляется в природе, и потому земля не перестает приносить дары своего служения, чтобы прежние виды живых существ, сохраняясь через преемство рождения, продолжали существовать и в новые времена» [цит. по: 9, с. 31]. «Нет угрозы, что заповедь Божия, к которой приучилась природа, может стать недействительной в будущем из-за прекращения размножения, коль скоро и ныне целость породы по-прежнему сохраняется в семенах» [цит. по: 134, с. 64]. Блаженный Августин : «Не потому ли о животных сказано по роду, что они явились для того, дабы от них рождались и преемственно удерживали первоначальную форму другие, т.е. – для размножения потомства, для сохранения которого они и созданы?» с. 218]. Святитель Григорий Нисский : «В начале миротворения, как познаем это из писания, сперва, как говорит слово, прорастила земля былие травное ( Быт.1:12 ), потом из ростка произошло семя, от которого, когда пало на землю, взошел опять тот же самый род произросшего первоначально» [«Диалог о душе и воскресении», цит. по: 9, с. 32]. На этот фундаментальный природный факт обращали внимание не только церковные учителя в древности, но и святые Отцы, знакомые с дарвиновской эволюционной теорией происхождения видов и полемизирующие с ней. Святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Творец вначале создал только начатки рыб и птиц, роды их, а размножение их предоставил им самим, под охранением Своим, подобно тому, как и размножение рода человеческого. И доныне все роды рыб и птиц, размножившись до безконечности, сохраняют в точности вид, нравы и обычаи своих родов, ни мало не смешиваясь с другими. Всякая рыба и птица и всякий гад, какими были за несколько тысяч лет назад, такими и остаются и ныне с теми свойствами, какие получили они от Творца в начале» с.79].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Святитель Григорий Нисский : «В начале миротворения, как познаем это из писания, сперва, как говорит слово, прорастила земля былие травное ( Быт.1:12 ), потом из ростка произошло семя, от которого, когда пало на землю, взошел опять тот же самый род произросшего первоначально. Но сие, говорит Божественный Апостол, совершается и при воскресении. Не тому же только научаемся у него, что человечество пременится в большее велелепие…, но и что уповаемое не иное что есть, как то же самое, что было в начале. Так как первоначально не колос из семени, но семя из колоса, а после сего и колос вырастает из семени, – то последовательность, видная на примере, ясно показывает, что все блаженство, какое произрастет нам в воскресение, восходит к первоначальной благодати» ч. 4, с. 322–323]. Приведенные слова святых Отцов созвучны мысли апостольской: Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении; сеется не в честь, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе ( 1Кор.15:42–43 ). Также библейское учение о сотворении человека из праха земного ( Быт.2:6 ) 10 для святых Отцов было неразрывно связано с верой во всеобщее Воскресение. Мученик Иустин Философ : «Если Бог смог из земли создать человеческое тело, то тем более Он сможет воссоздать его, распавшееся в ту же землю, заново» [цит. по: 186, с. 142]. Святитель Иоанн Златоуст : «Бог создал человека, взяв персть от земли. Блаженны надежды христиан, если мы уразумеваем то, что слышим. Почему не сказано: «взял ком земли»? Создал Бог такое тело, и не нуждается даже в коме земли, а взял персть? Бог предвидел будущее, как настоящее. Так как Он предвидел, что человек должен умереть и превратиться в прах, то Он в самом творении наперед указал надежду воскресения. Он берет персть от земли, дабы ты, когда увидишь в гробу прах, знал, что Тот, Кто создал то, воскресит и это» с. 789]. Святитель Григорий Нисский : «Небывалым делом и насилием над природой было бы вновь возвратить к жизни разложившееся зловоние. И тогда в самом наглядном чуде приводится доказательство невероятного дела – всеобщего Воскресения» с. 82].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010