Он находится на левом берегу реки Оки, напротив города Каширы. Когда именно он основан, достоверно неизвестно, но весьма древний, он существовал уже в XV веке, во времена владычества татар и который-то из ханов давал ему льготные грамоты. В оном две церкви; из них холодная соборная весьма благолепно украшена московским купцом и фабрикантом Щербачовым. В прежнее время нравственному состоянию этой обители вредило, что она была ссыльная, но в 1840 годах был последний резкий случай при строителе Афанасии, который был настоятелем более 20 лет, и которого потом вывели в казначея в Лужецкий монастырь, где он и скончался. При его преемниках монастырь стал видимо улучшаться. На его место поступил иеромонах Высокопетровского монастыря отец Гедеон, бывший наместник Толгского монастыря. Впоследствии его перевели архимандритом в Серпуховской Высоцкий монастырь, а на его место – Саввинского монастыря наместника отца Николая, который умер в Москве в больнице. За ним следовал отец Сергий, из иеромонахов Белопесоцких, из чего можно усмотреть, что нравственно обитель очевидно улучшилась: он начальствовал недолго и в обители умер. После него был избран монастырский иеромонах Иоанникий, ныне имеющий уже сан игумена. В настоящее время эта обитель, благодаря деятельности настоятеля, несравненно улучшилась против прежнего тем более, что в числе братства осталось уже весьма немного подначальных. Служение церковное надлежащим образом исполняется по уставу, пение столбовое, хорошее. Трапеза и одежда достаточны. Церкви и строения содержатся в порядке; хозяйство ведется успешно, с выгодой для обители. Гостиница при монастыре деревянная, весьма хорошая и содержится очень исправно. Августа 29 бывает ярмарка. Белопесоцкая обитель долгое время всего более страдала от подначальных, которые были присылаемы из всей епархии, и так как бывали в числе оных и люди значительные, имевшие прежде власть и сан, а нередко и немалые средства, то трудно было настоятелю бороться с ними. Впоследствии само начальство стало убеждаться в нецелесообразности этой меры, то есть в ссылке виновных монахов и белого духовенства в монастыри; ибо через это редко приносится польза людям, нравственно испорченным, но всегда причиняет великий вред обителям; это тлит нравы монашества вообще и вредит ему во мнении мирян, которые, видя бесчинства, творимые в обителях, и, не зная, от кого они происходят, осуждают все монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Монастырские палаты стали отходить к учреждениям. Затем настал черед храмов: в 1924 году закрыли Сергиевский, в 1926-м — Покровский и Толгский. В том же 1926 году был закрыт и сам монастырь, но Боголюбская церковь продолжала действовать как приходская. Вскоре в Моссовет поступила жалоба от трех живших по соседству членов ВКП(б): «На бумаге это бывший монастырь, а в действительности остался по-старому... монастырь имеет разлагающее действие... ведет пропаганду против власти». 5 апреля 1929 года президиум Моссовета постановил закрыть Боголюбский собор. Владыка Варфоломей отслужил в нем последнюю вечерню. Собор отдали в аренду «Зернотресту», который в 1930 году сломал кресты и купола, устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов. Началось разграбление обители: на склад Мосфинотдела вывезли более 300 облачений священников, 40 пудов «цветного лома», 2 кг серебра, позолоченный иконостас. Лишь небольшую часть убранства передали верующим и в музеи. Висячие подсвечники, например, подлежали сдаче в Рудметаллторг, а «не имеющие музейного и антикварного значения» иконы предписывалось использовать как стройматериал для нужд... Исторического музея. В 1930-е годы над монастырем нависла даже угроза полного сноса «ввиду расширения Петровки», но, к счастью, этот проект не был реализован. В 1950-е годы началась реставрация монастыря. Его здания отданы были различным культурным учреждениям, в том числе Литературному музею. Возрожден мужской Высоко-Петровский монастырь в начале 1990-х годов. В его стенах работал отдел образования и катехизации Московской Патриархии, размещалось патриаршее подворье. С 1992 года совершаются богослужения в храме Сергия Радонежского. Настоятелем был назначен игумен Иоанн (Экономцев). Архитектурные памятники: собор Петра Митрополита 1514-1517 гг.(зодчий Алевиз Новый); Боголюбская церковь 1684-1685 гг.; Колокольня с Покровской церковью 1694 г.; храм Сергия Радонежского с Трапезной 1690-1706 гг.; Настоятельские и Братские кельи XVII в.; Толгская церковь 1744-1750 гг.; церковь Пахомия 1753-1755 гг.; кельи и службы XVII-X1X вв.; ограда 1690-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=03404

6) Протоиерей Феофилакт Иоаннович Кротков, 1886–1897 гг. Сын диакона. По окончании курса в Московской духов. академии в 1844 году, возведенный в степень магистра богословия, до окт. 1848 года состоял сначала помощником инспектора, а потом профессором в Московской духовной семинарии по предметам патристики, гомилетики и греч. языка. В 1848 г. произведен во священника соборной Троицкой г. Клина церкви и возведен в сан протоиерея. В 1854 г. перемещен в Москву, где проходил служение при церквах: Новодевичьего монастыря (1854–1865 гг.), Ваганьковского кладбища (1865–1872 гг.), Троицкой, в Вишняках (1872–1884гг.), Троицкой, на Грязях (1884–1886 гг.), а с 30 июня 1886 г. при Крестовоздвиженской церкви. 30 июля 1897 г. перемещен к Варваринской, на Варварке, церкви. 7) Священник Павел Иванович Парусников, сын священника, кандидат Богословия. С 3 сент. 1891 г. состоял священником Марие-Магдалининской, во Вдовьем доме, церкви. В 1897 г. 13 авг. переведен на настоящее место. Состоит законоучителем в Императорском Строгановском училище технического рисования и в частном реальном училище К. К. Мазинга. Диаконы 1) Симеон Иванович Полянский, 1814–1824 гг. Из класса риторического бывшей Московской академии быв уволен в 1799 г. янв. 29 дня, посвящен во диакона к церкви Вознесения Господня, состоящей бывой Воскресенской округи в селе Еремееве, и в том же году марта 4 дня перемещен в Москву к Николаевской, у Старого Каменного моста, церкви. 22 янв. 1814 г. перемещен к Крестовоздвиженской церкви. † 1824 г. 2) Георгий Стефанович Колычев, 1824–1847 гг. По окончании курса в Московской дух. семинарии, был учителем Высокопетровского училища втечение 4 л. и 8 мес. и, «быв посвящен в стихарь, проповедывал слово Божие во всю бытность в учительской должности». 3 фев. 1824 г. рукоположен во диакона к Крестовоздвиженской церкви, а в 1847 г., по смерти священника Н. В. Богородского, занял место, священника. 3) Александр Николаевич Богородский, 1848–1859 гг. Сын местного священника. Поступил на место по окончании курса в Московской духовной семинарии, в 1848 г. сент. 12 дня. В 1859 г. рукоположен во священника в Московский Георгиевский бывший монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

и обязанности обер-секретаря 296 . К поименованным членам прежде других были назначены: грек Анастасий Михайлов, он же Наусий, и монах Феофил Кролик, с возведением его в иеромонаха 297 . В первоначальном составе Святейший Синод просуществовал недолго, и вообще состав его членов не долго продержался на определенной для него норме. Изменения начались с того, что 27 ноября 1722 г. умер президент Святейшего Синода, звание которого более уже и не возобновлялось. В составе вице-президентов последовала та перемена, сто первый из них, а именно архиепископ Феодосий Яновский, 13 мая 1725 года, был отрешен от этой должности за «непотребные поступки, предерзостные и непристойные слова» и сослан в Карельский монастырь на «неисходное жительство» под караулом особо назначенной стражи 298 ; место первого вице-президента занял Феофан Прокопович , переведенный с псковской на новгородскую кафедру. Вторым вице-президентом назначен, состоявший в звании советника, Феофилакт Лопатинский, посвященный 24 февраля 1723 года из архимандритов Чудова монастыря в архиепископа тверского и кашинского 299 . В составе советников и асессоров произошли свои перемены. Леонид, архимандрит Высокопетровского монастыря, 16 февраля 1722 г., назначен архиепископом сарский и подонским. Двое из бывших асессоров Святейшего Синода назначены советниками, а именно, постриженный в 1722 г. в монашество с именем Афанасия, Анастасий Кондоиди, получил это звание 25 декабря 1725 г., когда он уже после игуменства в ярославском Толгском монастыре (с 26 февраля 1722г.) состоял архимандритом ярославского Спасского монастыря (с 8 июля 1723 г.) и Феофил Кролик, назначенный на место Феофилакта Лопатинского архимандритом Чудова монастыря (с 28 июня 1723г.). Бывший асессор игумен Варлаам Овсяников, по указу государя, 5 февраля 1723 г. был арестован, затем обнажен «монашества и священства» и окончил дни свои в тюрьме Соловецкого монастыря 300 . Асессор Иоанн Семенов, Троицкий протопоп, 28 июня 1723 г. определен судьей тиунской конторы, с устранением от звания синодского асессора; на его место вызван в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Евдокия Константиновна Мохова (1865 года рождения) отошла ко Господу раньше. Екатерина Федоровна Мохова, вернувшись из казахстанской ссылки, проживала в 1940–1950-х годах с матерью в своем родном доме в Сотникове. Вместе с Ксенией Александровной она постоянно ходила в церковь . В деревне зосимовских сестер уважали и называли «монашками». Обе жили скромно, держали себя достойно монашеского звания (хоть и не имели его). В отношении хозяйства телесных сил сестер хватало на обработку небольших огородов 857 . Екатерина Федоровна умерла не ранее 1955 года. По устным сведениям жителей села Могутова, около их храма были похоронены пять сестер из Зосимовой пустыни. Имя одной из них – Екатерина. Остальные имена неизвестны. Исторические материалы показывают, что другие сведения о судьбах насельниц Зосимовой пустыни следует искать недалеко от железнодорожных станций, расположенных по Киевской дороге. В селе Петровском (около Алабино) в течение трех лет, вплоть до своего ареста, последовавшего в 1931 году, проживали преподобномученицы игумения Афанасия (Лепешкина) с послушницей Евдокией (Бучиневой) и матушкой Антонией. Кто остался в Алабино после ареста игумении разделить сиротство старенькой монахини Антонии, неизвестно. Но только с одной из станций Киевской железной дороги в первой половине 1930-х годов приезжали зосимовские сестры в Москву, в Высокопетровский монастырь, бывший в те годы одним из центров церковной жизни Москвы. Многие старцы монастыря ранее подвизались в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни 858 и перешли в Высокопетровский монастырь после закрытия родной обители в 1923 году. Настоятель монастыря воссоздал в Высоко-Петровском монастыре зосимовское богослужение и заботливо оберегал монашеское делание пришедших туда отцов. Среди них был один из ближайших учеников последнего настоятеля Зосимовой пустыни схиигумена Германа – иеромонах Агафон (Лебедев), впоследствии схиархимандрит Игнатий, погибший в 1938 году в лагерях ГУЛАГа (ныне прославленный в лике священномучеников). Именно к нему сестры из разоренной женской Зосимовой пустыни и обращались за советом. Об этом нам оставила свои воспоминания его духовная дочь монахиня Игнатия (Петровская) 859 . Воспроизведем этот рассказ по ее книге «Старчество на Руси» дословно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1 июля 1735 г. власти Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове просили Коллегию Экономии описать монастырские ветхости. Таковых оказалось на 1660 руб. 90 коп., о чем Коллегия и донесла Синоду. Но от него резолюции не последовало. Тем временем в большой пожар Москвы, бывший 29 мая 1737 года, сгорело в Коллегии Экономии и дело, и смета по Борисоглебскому монастырю. 20 марта 1739 г. монастырь донес, что ветхости угрожают разрушением. Но и на это не последовало ответа. Чем кончилось – неизвестно 972 . Другой пример: 3 октября 1735 г. Коллегия Экономии просила Синод о разрешении починить кровли Высокопетровского монастыря, но безответно. Между тем, не дождавшись резолюции, власти истратили на материалы до 601 руб. 50 1/2 коп. и просили, чтобы до таковой оброчные деньги с заопределенных вотчин не взыскивались. В виду сего 17 июня 1736 г. Коллегия Экономии писала опять, что чинить нужно и что если Синод не даст резолюции, то уже заготовленные материалы будут проданы. Но 7 июня того же года Синод получил из Сената ведение, что все доходы Коллегии Экономии предназначены на ружников (см. выше), а потому сам обратился за разрешением вопроса о кровлях Высокопетровского монастыря в Сенат. Последний донес об этом Кабинету в виде общего принципиального вопроса, но – как мы знаем – удовлетворительного ответа не получил. Вместе с тем в сентябре 1737 г. Сенат распорядился немедленно и без послабления взыскать вышеупомянутые 601 руб. 50 1/2 коп., так что 26 февраля 1741 г. монастырю пришлось вновь просить денег на ремонт и, конечно, без результата 973 . И таких случаев было много 974 . Естественно, что попытки духовных властей ходатайствовать об отпуске кредита на строение и ремонт были сравнительно немногочисленны. Большей частью их ожидала канцелярская волокита или отказ 975 . Поэтому расход на строительство ложился, особенно до Елизаветинского царствования, на самих владельцев, т.е. вернее на их вотчинных крестьян, которые этим отягощались еще более 976 . Нередко случалось, что духовные власти предпочитали затрачивать на ремонт суммы, подлежащие в уплату оброков в пользу Коллегии Экономии или Канцелярии С. Э. Правления 977 , причем сначала такие растраты им не прощались, что едва ли не отзывалось на крестьянах еще более тягостно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Пахомий. 1727 – 1738 годы. При нем построены братские кельи и каменная монастырская стена. Переведен в Московский Высокопетровский монастырь где и скончался в 1757 году. Боголеп Нифонтов. 1738 – 1755 годы. Бывший казначей монастыря. При нем большой братский корпус, отлит шестисотпудовый колокол. В 1747 году по его заказу сделан список с иконы называемой «Устюжское Благовещение». Скончался в 1755 году и погребен напротив алтаря Архангельского собора. Сергий. 1755 год с апреля по июль. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. Иосиф Золотой. 1755 – 1758 годы. Переведен в Тульский Предтеченский монастырь. 25 октября 1760 года хиротонисан епископом Вологодским и Белозерским. Скончался в 1774 году, погребен в Вологодском кафедральном соборе. Владимир Каллиграф. 1758 – 1759 годы. В 1759 году переведен в Спасо-Яковлевский монастырь и определен на должность ректора Ростовской семинарии. Иаков Шергин. 1759 – 1765 годы. Скончался в 1771 году и погребен под алтарем Владимирской надвратной церкви. Мисаил. 1765 – 1776 годы. Бывший настоятель Троице-Гледенского монастыря. В 1772 году по распоряжению Великоустюжской духовной консистории было запрещено погребать умерших в Михайло-Архангельском монастыре, для этого было выделено место в Знамено-Филипповской Яиковской пустыни. После смерти Мисаил был погребен с восточной стороны алтаря Знамено-Филипповского монастыря. Арсений Изограф. 1776 – 1786 годы. Переведен в Можайский Лужицкий монастырь. Иоанн Никитин. 1786 – 1799 годы. Скончался 13 октября 1799 года, погребен в северо-западном углу Великоустюжского Успенского собора. Даниил. 1799 – 1800 годы. В монастыре побывать не успел, хиротонисан в епископа Пензенского. Павел Чедневский. 1800 – 1801 годы. Переведен в Неженский Благовещенский монастырь. Евгений. 1801 -1802 годы. Переведен в Тверской Отрочев монастырь. Стефан. 1802 – 1807 годы. Скончался 2 июня 1807 года. Парфений. 1807 – 1812 годы. Скончался 15 января 1812 года в Вологде. Густин. 1812 – 1817 годы. При нем на месте смерти Прокопия Устюжского в 1814 году сделаны каменные часовни во имя Прокопия и Иоанна Устюжских. Переведен в Трифонов Вятский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Не входя в разбор лжеучения Редстока, укажем только на некоторые явные отступления его от православного учения: 1) Посещение общественного богослужения излишне, ибо можно молиться и у себя дома, и где собраны верующие и молящиеся – там и церковь Христова. 2) Причащаться можно всегда: когда мы вкушаем хлеб и вино и думаем, что это тело и кровь Христа, то мы совершаем таинства Евхаристии. 3) Молиться за усопших нет нужды, ибо кто веровал в Христа, тот уже спасен своей верой и, следовательно, молитва живых о его душе бесполезна, точно так же как и для того, кто не веровал и который потому уже осужден. 4) Почитание икон есть идолопоклонство, Христос нигде не говорил о поклонении иконам. 5) О чествовании святых и о том, чтобы просить их о предстательстве, в Св. Писании не упоминается, но сказано, что никто не свят, как только Един Бог и т.п. Прим. авт. 73 Отец Нил, бывший казначей Угрешский, с 1870 – строитель Берлюковский и игумен до 1880 года, пока не был избран братией Угрешской в преемники отцу Пимену после его кончины. Он поступил в монастырь в 1850 году еще при отце Иларии, но пострижен был уже при отце Пимене, при котором все получил и которому не может не быть душевно за все благодарен, будучи ему всем обязан. Прим. авт. 74 16 апреля св. мученика Леонида и иже с ним пострадавших в Коринфе; утоплены около 251 года. Прим. авт. 75 Так как эта речь столько же касается отца Пимена и Угреши, сколько нового игумена Нила, то и выписываем ее вполне и без выпусков по ее краткости. Прим. авт. 76 Высокопетровский московский монастырь основан в начале XIV века, и первый архимандрит онаго Иоанн прежде всех других монастырей московских учредил в нем монашеское общежитие, которое служило образцом и для других великороссийских монастырей. См. Ист. Росс. Иер. Ч. II, стр. 568 и Истор. Гос. Росс. Ч. I. Прим. авт. 77 По поводу сказанного преосвященным об общежитиях не бесполезным считаем сделать некоторые замечания: 1) Бесспорно, что устав общежительный истинно монашеский и сам по себе наилучший: а) при строгом соблюдении правил св. отец о совершенном нестяжании безусловно всей братией и б) при непрестанном памятовании настоятелем, что прежде всего он должен быть попечительным и любящим отцом для братии, а не строгим недоступным начальником, и более думать о духовном устроении и вещественном благосостоянии братии и обители, нежели о себе самом. При строгом исполнении этих двух основных начал общежительства оно было бы несомненно наилучшим, единственно приличным образом монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

По облачении архиерей, взяв на главу св. антиминс, бывший на дискосе покрытом воздухом и поставленном на аналое пред местною иконою Спасителя, приблизился с сослужащими к затворенным царским вратам и возгласил: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Певчие пели: Господь сил, Той есть Царь славы. Войдя чрез отверстые царские двери в алтарь, архиерей обошел кругом престола с пением тропарей: Святии мученицы, Слава Тебе, Христе Боже, и поставил дискос на престоле. Когда затем певчие пели псалом: Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих, архиерей кадил храм, а один из архимандритов кропил св. водою. По каждении прочтена на облачальном амвоне молитва на освящение храма, из большого требника, с коленопреклонением; затем после сугубой ектении совершено осенение крестом на четыре стороны и, после отпуста, возглашены обычные многолетия. В храме горело большое, вновь высеребренное паникадило, устроенное в 1758 году генеральшей Ефросиниею Глебовой. Торжество, при ясной, теплой погоде, было по истине светлое. Его преосвященство, посетивший из храма настоятельские кельи, с похвалой отзывался о храме, а вчера после всенощной какой-то богомолец сказал: « церковь яко рай Божий». Монастырь св. Петра митрополита Московского, называемый Высокопетровским, основан в XIV в., а сведения о существовании в нем Покровской церкви встречаются не ранее первой половины XVII столетия. В 1634 г. «Москвитин Исай Савельев сын Тележников» пожертвовал «в (монастырской) храм Покрова Пресвятыя Богородицы» напрестольное Евангелие. В расходной патриаршей книге 1636 г. записано: «октября в 30 день Петровского монастыря с Петровки игумену Александру за молебен гривна дана. К патриарху (Иоасафу I) приходил с праздничною святою водою церкви Покрова Пречистой», по случаю, то есть, храмового праздника Покрова Божией Матери. Монастырь этот находился тогда под непосредственным ведомством святейшего патриарха Московского, занимая 14 степень в лестнице монастырей (всех 55) патриаршей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

С Троицкого подворья заехал я в Высокопетровский монастырь, вошел в Боголюбскую церковь , которую нашел в лучшем против прежнего виде, зашел в настоятельские покои, которые напротив оказались грязными и неопрятными, посетил келью Казначея, Игумена Иосифа – моего давнего и честного комиссионера. Был затем у Помпея Николаевича Батюшкова, в его собственном доме у Страстного монастыря. В беседе с ним речь зашла, между прочим, о статьях Лескова 1259 (Члена Совета Министерства народного просвещения), под заглавием: «Мелочи архиерейской жизни». Помпей Н-ч статьи эти порицал, и справедливо. От Помпея Николаевича заезжал к Генерал-Губернатору, Князю Владимиру Андреевичу Долгорукову, но не застал его дома. Впрочем Князь, возвратившись откуда-то домой и узнавши о моем посещении, тотчас отдал мне визит на Саввинском подворье. Поехал я затем в Богоявленский монастырь к Преосв. Амвросию, епископу Дмитровскому, но и того не застал дома. В 1 ч. пополудни обед на Саввинском подворье. К столу приглашены были преосвященные – Амвросий и Иоанн 1260 , бывший Алеутский, мой ученик по академии и постриженец. После обеда, часу в 5-м пополудни, отправился я к сестре покойного архиепископа Леонида, Татьяне Васильевне Краснопевковой, живущей с братом своим Александром Васильевичем в собственном доме на Сивцевом Вражке. От ней получил я подлинную собственноручную записку Преосвященного Леонида о поездке его в Октябре 1873 г. в Петербург на юбилей Горного Института 1261 . От Краснопевковых поехал я к Наталье Петровне Киреевской. Она рассказывала, между прочим, о назначении на Киевскую Митрополию преосвященного Филофея, что это назначение последовало будто бы по особому откровению Государю. В какой мере справедлив этот рассказ, не знаю. Часу в одиннадцатом возвратился в свою квартиру. 31 ч. утром принимал я приезжавших из Твери, для встречи меня, Члена Консистории Протоиерея Вас. Фед. Владиславлева 1262 и Секретаря той же Консистории Сергея Петровича Славолюбова. Последний вручил мне несколько пакетов с официальными бумагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010