Архидиакон — это ступень сана черного духовенства, Г.К. Антоненко принадлежал к белому и должен был бы нахываться протодиаконом, тем не менее Владыка всегда называл его именно так. — Концевая сноска 20 на с. 384. Время, действительно, было опасное. Возвращение духовенства из эмиграции началось с визита в Европу митрополита Николая и закончилось печально. Людям было сказано: «Возвращайтесь!» Волна хлынула, но почти вся проследовала дальше. Это очень повредило репутации митрополита Николая, хотя никакой его вины в этом не было. Митрополит Евлогий (Георгиевский), который всегда был очень политизирован, тогда тоже принял советское гражданство. Он пришел в посольство оформлять паспорт. «Да, хорошо, хорошо… А это кто, чей портрет на стене?» — «Это товарищ Сталин!» — «Да… Хороший! И молодой какой!» Сталин на портрете был лет на двадцать моложе, чем в жизни. Случай этот тогда передавали из уст в уста и все очень смеялись. Митрополиту Евлогию выдали паспорт 1, но вскоре он умер. К слову сказать, московская традиция ношения академического значка отличалась от других тем, что значок цеплялся не за петельку в воротнике рясы на левой стороне, а посередине груди, для чего нужно было пришивать отдельную петельку. Это было гораздо менее удобно, но москвичи считали, что пользоваться петелькой, которая употребляется походя для застежки рясы, и располагать значок сбоку, не по центру — унижение креста и Нерукотворного образа Спаса на нем. Рассказ воспроизведен так, как рассказывал Владыка, но, возможно, его сведения не совсем точны. О существовании Академии на Новой Басманной сведений нет, зато известно, что подобное учебное заведение существовало на Петровке в Высокопетровском монастыре. Ректором этой подпольной академии был архиепископ Варфоломей (Ремов) (1888–1935), до революции бывший профессором кафедры Ветхого Завета Московской Духовной Академии. — Концевая сноска 21 на с. 384. С Сергеем связан еще один забавный случай. Мы сняли дачу под Москвой. Нам говорили, что там в садах очень хорошие яблоки — но в тот год лето было дождливое, яблоки не уродились, а к тому же оказалось, что в этой местности водятся змеи. А еще нас предупредили, что по поселку ходит сумасшедший. Безобидный молодой человек, но все ходит и что–то бормочет про себя. А как увидел я этого молодого человека — узнал Сергея, с которым вместе поступали. Он, оказывается, таким образом зубрил катехизис — чтобы никто не мешал.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Архидиакон — это ступень сана черного духовенства, Г.К. Антоненко принадлежал к белому и должен был бы нахываться протодиаконом, тем не менее Владыка всегда называл его именно так. — Концевая сноска 20 на с. 384. 62 Время, действительно, было опасное. Возвращение духовенства из эмиграции началось с визита в Европу митрополита Николая и закончилось печально. Людям было сказано: «Возвращайтесь!» Волна хлынула, но почти вся проследовала дальше. Это очень повредило репутации митрополита Николая, хотя никакой его вины в этом не было. Митрополит Евлогий (Георгиевский), который всегда был очень политизирован, тогда тоже принял советское гражданство. Он пришел в посольство оформлять паспорт. «Да, хорошо, хорошо… А это кто, чей портрет на стене?» — «Это товарищ Сталин!» — «Да… Хороший! И молодой какой!» Сталин на портрете был лет на двадцать моложе, чем в жизни. Случай этот тогда передавали из уст в уста и все очень смеялись. Митрополиту Евлогию выдали паспорт 1, но вскоре он умер. 63 К слову сказать, московская традиция ношения академического значка отличалась от других тем, что значок цеплялся не за петельку в воротнике рясы на левой стороне, а посередине груди, для чего нужно было пришивать отдельную петельку. Это было гораздо менее удобно, но москвичи считали, что пользоваться петелькой, которая употребляется походя для застежки рясы, и располагать значок сбоку, не по центру — унижение креста и Нерукотворного образа Спаса на нем. 64 Рассказ воспроизведен так, как рассказывал Владыка, но, возможно, его сведения не совсем точны. О существовании Академии на Новой Басманной сведений нет, зато известно, что подобное учебное заведение существовало на Петровке в Высокопетровском монастыре. Ректором этой подпольной академии был архиепископ Варфоломей (Ремов) (1888–1935), до революции бывший профессором кафедры Ветхого Завета Московской Духовной Академии. — Концевая сноска 21 на с. 384. 65 С Сергеем связан еще один забавный случай. Мы сняли дачу под Москвой. Нам говорили, что там в садах очень хорошие яблоки — но в тот год лето было дождливое, яблоки не уродились, а к тому же оказалось, что в этой местности водятся змеи. А еще нас предупредили, что по поселку ходит сумасшедший. Безобидный молодой человек, но все ходит и что–то бормочет про себя. А как увидел я этого молодого человека — узнал Сергея, с которым вместе поступали. Он, оказывается, таким образом зубрил катехизис — чтобы никто не мешал. 66

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Викарии Святейшего Патриарха Кирилла назначены настоятелями храмов Москвы Москва, 14 апреля 2009 г. Как сообщил пресс-службе Московской Патриархии секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, Святейший Патриарх своими Указами назначил викарных епископов, возглавляющих Синодальные отделы и помогающих Его Святейшеству в управлении Московской епархией, настоятелями столичных храмов. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Иларион назначен настоятелем храма «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке. Бывший настоятель храма протоиерей Николай Матвиенко назначен почетным настоятелем того же храма. Председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации епископ Зарайский Меркурий назначен настоятелем Высокопетровского монастыря. Викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Игнатий назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Останкино. Председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии архимандрит Тихон (Зайцев) назначен настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках. 14 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30064.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Викарии Святейшего Патриарха назначены настоятелями храмов Москвы 14.04.2009 Как сообщил секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, Его Святейшество своими Указами назначил викарных епископов, возглавляющих Синодальные отделы и помогающих Предстоятелю Русской Церкви в управлении Московской епархией, настоятелями столичных храмов. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Волоколамский Иларион (Алфеев) назначен настоятелем храма «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке . Бывший настоятель храма протоиерей Николай Матвиенко назначен почетным настоятелем того же храма. Председатель Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации епископ Зарайский Меркурий (Иванов) назначен настоятелем Высокопетровского монастыря . Викарий Святейшего Патриарха епископ Бронницкий Игнатий (Пунин) назначен настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне . Руководитель административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий (Чашин) назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Останкине . Председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии архимандрит Тихон (Зайцев) назначен настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках . Пресс-служба Московской Патриархии/Седмица.Ru Редакция текста от: 22.02.2012 12:14:00

http://drevo-info.ru/news/6465.html

Иона , между 1436–45. Авраамий 18 нояб. 1490 хирот. в еписк. Коломенского. Сильван 4 мая 1493 хирот. в еписк. Сарского. Венедикт , 1509. Тихон в 1517 перев. из Белоезерского Кириллова монастыря; 28 февр. 1520 хирот. в еписк. Коломенского. Зиновий , 1543 и 44. Дионисий , 1555 и 56. Ефрем , в сент. 1556. Пимен Садыков в 1561 перев. из Иосифова монастыря; упом. 1562, 67 и 71. Тихон Хворостинин , 1572 и 73, перев. в Иосифов мнтрь. Порфирий , 20 окт. 1587. Лаврентий , 1589. Елиазар , в июле 1598. Тихон , 1 авг. 1598, 2 мар. 1599. Марк , в июле 1609. Иона в сент. 1610 отправлен в Польшу с послами; кажется, не возвратился. Сергий , 15 апр. 1613. Киприан , 1613 и 14. Кирилл , 1617 и 18. Пафнутий , 1621 и 22. Порфирий , 1623–27. Мефодий , 1628. Никодим , в авг. 1629. Герасим Перфильев , 1631–34. Сергий Бешенцов определён 16 дек. 1634; 19 апр. 1644 перев. в Юрьево Архангельский мнтрь. Дионисий , архим. Юрьево-Архангельский, определён 26 апр. 1644; до 1646. Нифонт , в 1647–51. Кирилл , в 1651–53. Иона , бывший, 22 июля 1660 определён строителем Курмышского Рождественского монастыря. Аарон , в июне 1657. Тихон , 1658–63, перев. в Боровский Пафнутиев мнтрь. Никон , 1664 и 65. Викентий , 1666–72, перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Герасим , в 1674–79. Иосиф Шохнов , с 1679; в мае 1683 перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Паисий , в 1683–86. Маркиан , в мар. 1687. Иосиф , с февр. 1688, а 19 февр. 1691 перев. в Спасо-Ярославский мнтрь. Трифиллий Инихов , в 1691 и 92; перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. [? Григорий , 1692.] Феодосий , с 1692, а 4 мая 1695 перев. в Спасо-Андрониев мнтрь. Дионисий Воробьев , 1695–1708, в нояб. отставлен. После в Цареконстантинове митре. Мефодий , в 1709–17; отставлен. Феофан , в 1717–20. Аарон , с 1720, а 10 мар. 1721 перев. в Переяславльский Борисоглебский, на Горе, мнтрь. Варлаам Овсяников , обер-секретарь св. Синода, произведён 10 мар. 1721; по указу 11 дек. 1728 лишён монашества; 11 мая 1725 сослан в Соловки, где и † 1732. Аввакум , с 1724; в дек. 1731 перев. в Высокопетровский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 июля. Предложение консистории о разрешении заимообразных ссуд из церковных кошельковых сумм священнослужителям на приобретение семян для посева зерновых: «...по скудости, постигшей от неурожая хлеба прихожан, особенно Коломенского уезда, надлежит опасаться, что в церквах не окажется свободных сумм в соразмерном с потребностью количестве; в ожидании же особых по сему случаю просьб могло бы пропущено быть самое время посева. По таковым обстоятельствам, для предупреждения нового и продолжительного бедствия необходимым признаётся употребить начальственные меры к доставлению более нуждающимся скорой помощи для наступающего обсеменения озимых полей» (Резолюции. Т. 4. С. 135–137. 9328). Поручение архимандриту московского Высокопетровского монастыря о раздаче пособия нуждающимся священнослужителям на обсеменение полей: «По получении указа отправиться в Коломну немедленно и, остановясь в тамошнем Новоголутвине монастыре, заняться сделанным Вам поручением со вниманием, дабы не упустить время к пособию, кому окажется нужным для обсеменения полей» (Резолюции. Т. 4. С. 137. 9329). Письмо архимандриту московского Высокопетровского монастыря Гавриилу: «Раздачу денег произвести именно на покупку ржи для семян, со внушением тем, кому будут выданы на сие деньги, чтобы употребили их на предмет назначенный и непременно озаботились обсеменением полей» (ЧОЛПДр. 1873. Кн. 4. С. 68–69. – Материалы). 26 июля. Резолюция на прошении священника о внесении им 5000 руб. асс., для священника Виноградова за его дом на помещичьей земле: «Принятых денег не отдавать ни жене священника Виноградова, ни опеке, а согласить его, чтобы они положены были в сохранную казну дотоле, как окончится о нем дело и они потребуются ему для устроения себя на другом месте» (Резолюции. Т. 4. С. 137–138. 9330). 27 июля. Резолюция на консисторском докладе по просьбе протоиерея уволить его от должности благочинного по преклонности лет и предложении в преемники достойных кандидатов: «Первый кандидат старее летами того, который по преклонности лет просит увольнения от должности благочинного, и притом уже проходит должность по духовному Попечительству. Посему быть второму. Уважение же к заслугам обоих протоиереев сохранится тем, что право давать о них свидетельства в ведомостях и послужных списках принадлежать будет не новому благочинному, а Консистории» (Резолюции. Т. 4. С. 138. 9331).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

За неприличное и оскорбительное письмо я сделал священнику Алхимовичу строгое замечание, внушив ему, чтобы он впредь воздерживался от подобных письменных сношений с помещиком Барщевским. Тем дело и кончилось. 17-го июля я уведомлял преосвященного Можайского Игнатия о своей решимости ехать в Москву на юбилейное —736— 1867 г. торжество Владыки-Митрополита и просил у Его Преосвященства пристанища в Высокопетровской обители, на время пребывания моего в Столице. «Недалеко и 5-е августа, писал я преосвященному. Вопрос о путешествии моём в Москву к этому достопамятному дню, занимавший меня в течение всего лета, наконец, решён положительно. И собственное моё чувство, и общий голос Витебска, принуждают меня предпринять путь в Москву для личного приветствия великого Святителя с имеющим совершиться столь важным событием в Его жизни. В последних числах текущего месяца располагают выехать из Витебска чрез Петербург, где думаю остановиться на самое короткое время, и рассчитываю прибыть в Москву, если Бог благословит, 3-го или 4-го августа. По уверенности в Вашей ко мне любви позволяю себе надеяться, что вы не откажите мне в помещении на время пребывания моего в Москве. Без сомнения, я уверен, что другие не отказали бы мне в странноприимстве, но для меня Высокопетровская обитель имеет преимущественную приятность во многих отношениях. Не пишу Вам более ничего, в надежде переговорить с вами обо всём при личном свидании. Желательно бы предварительно знать, где Владыка будет проводить 5-е августа – в Москве или в Лавре. Просил бы я вас покорнейше написать мне о сём: знать об этом мне нужно для некоторых моих соображений. О намерении моём отправиться в Москву я пишу к Его Высокопреосвященству», Добрый друг и собрат мой не замедлил дать мне ответ на моё письмо. Вот что писал он от 22-го ч.: «Высокопетровская обитель очень рада будет дорогому гостю. Святитель будет свой праздник в Лавре. Будет отправлен адрес; а из Викариев, сколько предполагаем, один в Лавру поедет, а другой в Москве останется для торжественного на сей день священнослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уржумского уезда Спасского Чепочского монастыря – Подмонастырская слобода с деревнями 22 дв., Свияжского у. Троице-Ссргиевского монастыря в починке Долишеве с селами и деревнями 346 двор., Свияжского Богородицкого монастыря в с. Утюкове с селами и деревнями 794 двор., свияжского собора за протопопом и братией в деревне Протопопове 11 дв.; всего за Свияжскими монастырями 1151 дв. Чебоксарского у. – вотчины Чебоксарского Троицкого монастыря деревня Набережная с деревнями и в городе Чебоксаре 114 дворов, Чебоксарского Преображенского монастыря в Подмонастырской слободе 35 двор., соборной церкви за протопопом с братией в деревне Протопопове 2 дв., всего 151 дв., Козмодемъянского у. за нижегородским архиереем в с. Покровском с деревнями 148 дв., за Спасо-Юнгинским монастырем в с. Сосновке с деревнями 44 двора, всего 192 дв., Кокшайского у. – вотчины Крутицкого архиерея с. Сундырь с деревнями – 226 двор., Царево-Санчурского у. за Мусерской пустыней в починке Леонтьеве с деревнями 15 двор., Царевококшайского у. за Мироносицкой пустыней в подмонастырской слободе 17 дв.; Ядринского у. за Вознесенским монастырем дер. Барматово с деревней 2 дв., Саранского у. в вотчине Высокопетровского муж. монастыря в с. Левже 17 дв., Пензенского у. Чудова монастыря с. Лукино 24 дв., Высокопетровского монастыря с. Терновка 21 дв., вотчины Саввы Сторожевского монастыря с. Рождественское – Кукаевка 38 дв., Чудова приписного монастыря с. Богородицкое 29 двор. с полдвором – всего 112 двор. Уфа – Уфимского Успенского монастыря с. Вознесенское с деревнями 23 дв. В Астраханской губернии за церковными учреждениями было 699 двор.; всего в Казанской и Астраханской губерниях было 6625 дворов; с них собиралось доходов 18,396 руб. 55 Приведем таблицу сборов с казанских уездных архиерейских и монастырских крестьян в 1710 году, помешенную в вышеуказанном деле, – Окладных – «бобыльского оброку за десятинную пашню и за всякие изделия 608 руб. 12 алт., в Военный Приказ полуполтинного сбору 999 руб. 16 алт. 4 ден., в адмиралтейство карабельных по 4 алт. 1 ден. со двора – 499 руб. 25 алт., земского сбору на дачу армейским извощикам по 4 алт. 2 ден. со двора – 519 руб. 25 коп., дворцовых доходов на покупку конских кормов по 5 алт. со двора – 499 руб. 23 алт. 2 ден., ямских и полоняничных по 3 алт. 2 ден. – 399 руб. 27 алт. 4 д., за лес низовых отпусков от одних монастырей с 1448 дворов по 2 алт. – 116 руб. 29 алт. 2 ден., за окладной сошный стрелецкий хлеб и за житную поделку со всех дворов по 23 алт. 5 д. – 2258 руб. 19 алт., на наем подвод под артиллерийские припасы по 2 алт. – 239 руб. 29 алт., в Монастырский Приказ на жалованье драгунам, на наем каменщиков и кирпич по 15 алт. – 1799 руб. 3 алт. 2 ден. Повсягодных на дачу армейских полков драгунам и солдатам в мясоядные дни по 6 алт. со двора –719 руб. 21 алт. 2 ден. (л. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сегодня подобные мероприятия проводятся и во многих епархиях. Так, в 1996 году прошли образовательные чтения и конференции в Архангельской, Вятской, Ивановской, Кемеровской, Костромской, Ростовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Томской и некоторых других епархиях. Подробнее скажу о трудах Отдела религиозного образования и катехизации, деятельность которого ориентирована не только на создание и развитие системы религиозного просвещения мирян, но и на расширение взаимодействия с государственными структурами образования. Отделом налажены добрые отношения с Министерством общего и профессионального образования РФ, Российской академией образования. В том, что государственные органы образования стали активно сотрудничать с Церковью, - немалая заслуга Отдела. В Отделе действует комиссия по лицензированию православных учебных заведений, без представления которой Московский комитет образования и Московский областной департамент образования не принимают от православных учебных заведений Москвы и Московской области документы на лицензирование. Отдел оказывает методическую помощь преподавателям воскресных школ, других православных учебных заведений, проводит педагогические семинары, собирает и обобщает учебно-методические материалы по православному образованию. Проводятся методические консультации и семинары для преподавателей московских православных учебных заведений по вероучительным и духовно-нравственным дисциплинам, церковнославянскому языку, истории, словесности, естественнонаучным дисциплинам, а также по дошкольному воспитанию. Участники этих семинаров - педагоги, преподаватели русской литературы и истории, филологи, военнослужащие, научные сотрудники, студенты, от 10 до 30 человек на каждом семинаре. Такие семинары проводятся в Высокопетровском монастыре ежемесячно. Отдел ведет издательскую деятельность. При нем создана библиотека православной и методической литературы. В эфир еженедельно выходили передачи православной радиостанции Отдела, прекратившиеся в конце 1996 года в связи с повышением цен на эфирное время. С января 1997 года Отдел проводит еженедельные передачи по кабельному телевидению Москвы с участием московского духовенства, преподавателей воскресных школ и гимназий.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Леониду, – что так поздно отвечаю на ваше дорогое, приветственное послание от 28-го сентября. Каждое утро, как вам известно по собственному опыту, официальные дела и просители, а по вечерам с некоторого времени я начал заниматься, и не без увлечения, делом, о котором давно думал и мечтал и которому когда-то старался расположить и вас. Я разумею мемуары. Одобрите ли вы мое предприятие, или нет? Прошу вас изъяснить мне об этом предмете ваши искренние мысли. К занятию этим делом меня поощряют многочисленные примеры не только светских, но и духовный лиц, и даже святых мужей. Между прочим, имел я при этом ввиду некоторых из ваших предшественников на ярославской кафедре, начиная со святителя Димитрия. Следует теперь и вашему высокопреосвященству приняться за перо, чтобы начертить если не подробную автобиографию, то, по крайней мере, воспоминания о ваших многолетних и столь близких отношениях к приснопамятному святителю Филарету. Вы были на днях в Москве. Воображаю, как для вас было отрадно снова взглянуть на священный град после вашей, хотя еще и не очень продолжительной, с ним разлуки. С радостью, без сомнения, увидали вас и многочисленные ваши почитатели. Жаль, что мне не дано никакого поручения, чтобы иметь повод почаще бывать в незабвенной Москве. Правда, Москва начинает для меня более и более пустеть: многих, очень многих добрых знакомых я уже не досчитываюсь там. Вот и еще одною, и – очень крупною цифрою сократилось для меня число московских благоприятелей и благодетелей. Я говорю о В. М. Бостанджогло. В нем я лишился одного из самых благорасположенных ко мне людей. Вечная ему память!.. Скажите мне, владыка святый, как вы привыкаете к новому месту служения, как идут ваши консисторские дела, имеете ли какое-нибудь, хотя небольшое, но приятное для вас общество между ярославской интеллигенцией и проч.» На эти вопросы я ожидал, без сомнения, рано или поздно от моего доброго друга удовлетворительных ответов: но – увы! Вместо его ответов получаю 16-го того же декабря, в 8 часов утра, из Москвы, от высокопетровского о.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010