и обязанности обер-секретаря 296 . К поименованным членам прежде других были назначены: грек Анастасий Михайлов, он же Наусий, и монах Феофил Кролик, с возведением его в иеромонаха 297 . В первоначальном составе Святейший Синод просуществовал недолго, и вообще состав его членов не долго продержался на определенной для него норме. Изменения начались с того, что 27 ноября 1722 г. умер президент Святейшего Синода, звание которого более уже и не возобновлялось. В составе вице-президентов последовала та перемена, сто первый из них, а именно архиепископ Феодосий Яновский, 13 мая 1725 года, был отрешен от этой должности за «непотребные поступки, предерзостные и непристойные слова» и сослан в Карельский монастырь на «неисходное жительство» под караулом особо назначенной стражи 298 ; место первого вице-президента занял Феофан Прокопович , переведенный с псковской на новгородскую кафедру. Вторым вице-президентом назначен, состоявший в звании советника, Феофилакт Лопатинский, посвященный 24 февраля 1723 года из архимандритов Чудова монастыря в архиепископа тверского и кашинского 299 . В составе советников и асессоров произошли свои перемены. Леонид, архимандрит Высокопетровского монастыря, 16 февраля 1722 г., назначен архиепископом сарский и подонским. Двое из бывших асессоров Святейшего Синода назначены советниками, а именно, постриженный в 1722 г. в монашество с именем Афанасия, Анастасий Кондоиди, получил это звание 25 декабря 1725 г., когда он уже после игуменства в ярославском Толгском монастыре (с 26 февраля 1722г.) состоял архимандритом ярославского Спасского монастыря (с 8 июля 1723 г.) и Феофил Кролик, назначенный на место Феофилакта Лопатинского архимандритом Чудова монастыря (с 28 июня 1723г.). Бывший асессор игумен Варлаам Овсяников, по указу государя, 5 февраля 1723 г. был арестован, затем обнажен «монашества и священства» и окончил дни свои в тюрьме Соловецкого монастыря 300 . Асессор Иоанн Семенов, Троицкий протопоп, 28 июня 1723 г. определен судьей тиунской конторы, с устранением от звания синодского асессора; на его место вызван в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В виду этого отзыва Государь приказал объявить католикосу, что неприлично было бы, занимая такое место важное в Грузии, чтобы он имел там после пребывание без службы, но что ежели нужен лучший климат для его здоровья, то он может избрать Крым или другую какую губернию для своего пребывания. Католикос заявил, что желает иметь пребывание в Астрахани, но потом выбрал Нижний Новгород, на что и Государь соизволил. 5 Сентября прибыл в Нижний Новгород, где и имел пребывание до своей смерти, последовавшей 21 Декабря 1827 г.» (Дело Арх. Св. Син. по Канц. Об. Прок. 1811 г., 4223 и 1822 г., 6734). 137 Осетинская Комиссия учреждена была в 1745 г. для просвещения христианством Осетии и прочих кавказских горцев в Кизляре под ведением астраханского епископа; но, так как грузинские миссионеры непрестанно присылали друг на друга доносы и упражнялись более в разведении садов, нежели в проповеди слова Божия, то в 1769 г. заменены русскими и жительство им повелено иметь в Моздоке. С 1792 г. Осетинская Комиссия не действовала, а новокрещённые осетины, быв оставлены учителями, обратились к прежнему своему заблуждению. 138 Главнокомандующий в Грузии ген. Ртищев назначил для помещения Досифея дом на Авлабаре, бывший в казённом ведомстве. 140 Князь Леван (Лев) Дадиан, сын Григория Дадиана, вступившего в подданство России 3 Дек. 1803 г., управлял Мингрелией в чине генерал-лейтенанта русской службы и имел ордена Анны I ст., и Владимира II ст.; сконч. 1845 г. – Князь Мамий Гуриель, был последним владетельным князем Гурии; в 1810 г. вступил в подданство России; ум. 1823 г. 142 Варлааму сохранен пенсион в 2.350 р., независимо от жалованья по званию члена Св. Синода. Досифею назначен пенсион по 2.000 р. В 1825 г. 5 Февр. Варлаам уволен, согласно прошению, от присутствования в Св. Синоде, с сохранением звания члена Св. Синода и получаемого им содержания по 6.350 р. в год и с предоставлением в его управление Московского Данилова монастыря на таком же основании, на каком предоставлен был этот монастырь в 1822 году покойному Киевскому митрополиту Серапиону. Высочайшие указы об этом, равно как о вызове в Синод на место Варлаама Ярославского архиепископа Авраама, объявлены были Синоду графом Аракчеевым. М. Варлаам скончался 18 Дек. 1830 г. (Арх. Св. Синода, 1825 г., 182 и 1830 г., 863). Досифей помещён был на пребывание в Московском Высокопетровском монастыре. 143 Ровно через два года такой же путь, только в другую отдалённую сторону, указан был высшей судьбой бывшему товарищу Феофилакта, М.М. Сперанскому. Назначение его Генерал-Губернатором Сибири состоялось в Марте 1819 года. 145

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В то время как архиепископ Холмогорский Афанасий однозначно стоял на стороне «православной партии», что подтверждают его уже упомянутые сочинения, позиция митрополита Казанского Адриана, будущего патриарха, а также Иова, архимандрита Высокопетровского монастыря, впоследствии Новгородского митрополита, была не совсем ясной, если, конечно, можно доверять замечаниям архимандрита Гавриила и иеродиакона Дамаскина (первый принадлежал «латинской партии», а второй — «православной») . «Православную партию» решительно поддерживал архимандрит Игнатий Римский-Корсаков (в 1692–1700 гг. он был митрополитом Сибирским), написавший «Житие и завещание патриарха Иоакима», в котором патриарх прославляется как святой, чем автор, вероятно, хотел подготовить его канонизацию . Промежуточную позицию в споре обеих партий занимал, например, Маркелл, митрополит Псковский (1681–1690) и Казанский (1690–1698), образованный человек, знавший латинский, французский и итальянский языки, после кончины Иоакима бывший одним из кандидатов на патриарший престол . Митрополит Рязанский Павел (Моравский) (1681–1686), если судить по его окружному посланию духовенству своей епархии, разделял «латинские» воззрения . К «латинской партии» принадлежал и архимандрит Симонова монастыря Гавриил Домецкий. Вначале он держался в тени, но после казни Медведева был переведен в Иверский монастырь. В 1704 г. Домецкий управлял новгородским Юрьевым монастырем, в епархии митрополита Иова, и в ту пору им написано было сочинение «105 вопросов», в котором он отстаивает римо-католическое учение о преложении. Сочинение иеродиакона Дамаскина из Чудова монастыря «105 ответов Домецкому» завершает полемику о времени преложения . Спор между «греческой», или «православной», и «латинской», или «западной», партиями весьма характерен для последней четверти XVII в. Взгляды и сочинения Медведева, вне всяких сомнений, оказали определенное влияние на церковную жизнь. Что было причиной этого влияния? Было ли это проникновением католицизма в церковную жизнь Московской Руси? Появились ли благодаря этому какие-либо новые возможности для соединения Церквей? На последний вопрос можно с уверенностью дать отрицательный ответ.

http://sedmitza.ru/lib/text/436630/

Он находится на левом берегу реки Оки, напротив города Каширы. Когда именно он основан, достоверно неизвестно, но весьма древний, он существовал уже в XV веке, во времена владычества татар и который-то из ханов давал ему льготные грамоты. В оном две церкви; из них холодная соборная весьма благолепно украшена московским купцом и фабрикантом Щербачовым. В прежнее время нравственному состоянию этой обители вредило, что она была ссыльная, но в 1840 годах был последний резкий случай при строителе Афанасии, который был настоятелем более 20 лет, и которого потом вывели в казначея в Лужецкий монастырь, где он и скончался. При его преемниках монастырь стал видимо улучшаться. На его место поступил иеромонах Высокопетровского монастыря отец Гедеон, бывший наместник Толгского монастыря. Впоследствии его перевели архимандритом в Серпуховской Высоцкий монастырь, а на его место – Саввинского монастыря наместника отца Николая, который умер в Москве в больнице. За ним следовал отец Сергий, из иеромонахов Белопесоцких, из чего можно усмотреть, что нравственно обитель очевидно улучшилась: он начальствовал недолго и в обители умер. После него был избран монастырский иеромонах Иоанникий, ныне имеющий уже сан игумена. В настоящее время эта обитель, благодаря деятельности настоятеля, несравненно улучшилась против прежнего тем более, что в числе братства осталось уже весьма немного подначальных. Служение церковное надлежащим образом исполняется по уставу, пение столбовое, хорошее. Трапеза и одежда достаточны. Церкви и строения содержатся в порядке; хозяйство ведется успешно, с выгодой для обители. Гостиница при монастыре деревянная, весьма хорошая и содержится очень исправно. Августа 29 бывает ярмарка. Белопесоцкая обитель долгое время всего более страдала от подначальных, которые были присылаемы из всей епархии, и так как бывали в числе оных и люди значительные, имевшие прежде власть и сан, а нередко и немалые средства, то трудно было настоятелю бороться с ними. Впоследствии само начальство стало убеждаться в нецелесообразности этой меры, то есть в ссылке виновных монахов и белого духовенства в монастыри; ибо через это редко приносится польза людям, нравственно испорченным, но всегда причиняет великий вред обителям; это тлит нравы монашества вообще и вредит ему во мнении мирян, которые, видя бесчинства, творимые в обителях, и, не зная, от кого они происходят, осуждают все монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

По облачении архиерей, взяв на главу св. антиминс, бывший на дискосе покрытом воздухом и поставленном на аналое пред местною иконою Спасителя, приблизился с сослужащими к затворенным царским вратам и возгласил: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Певчие пели: Господь сил, Той есть Царь славы. Войдя чрез отверстые царские двери в алтарь, архиерей обошел кругом престола с пением тропарей: Святии мученицы, Слава Тебе, Христе Боже, и поставил дискос на престоле. Когда затем певчие пели псалом: Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих, архиерей кадил храм, а один из архимандритов кропил св. водою. По каждении прочтена на облачальном амвоне молитва на освящение храма, из большого требника, с коленопреклонением; затем после сугубой ектении совершено осенение крестом на четыре стороны и, после отпуста, возглашены обычные многолетия. В храме горело большое, вновь высеребренное паникадило, устроенное в 1758 году генеральшей Ефросиниею Глебовой. Торжество, при ясной, теплой погоде, было по истине светлое. Его преосвященство, посетивший из храма настоятельские кельи, с похвалой отзывался о храме, а вчера после всенощной какой-то богомолец сказал: « церковь яко рай Божий». Монастырь св. Петра митрополита Московского, называемый Высокопетровским, основан в XIV в., а сведения о существовании в нем Покровской церкви встречаются не ранее первой половины XVII столетия. В 1634 г. «Москвитин Исай Савельев сын Тележников» пожертвовал «в (монастырской) храм Покрова Пресвятыя Богородицы» напрестольное Евангелие. В расходной патриаршей книге 1636 г. записано: «октября в 30 день Петровского монастыря с Петровки игумену Александру за молебен гривна дана. К патриарху (Иоасафу I) приходил с праздничною святою водою церкви Покрова Пречистой», по случаю, то есть, храмового праздника Покрова Божией Матери. Монастырь этот находился тогда под непосредственным ведомством святейшего патриарха Московского, занимая 14 степень в лестнице монастырей (всех 55) патриаршей области.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Не входя в разбор лжеучения Редстока, укажем только на некоторые явные отступления его от православного учения: 1) Посещение общественного богослужения излишне, ибо можно молиться и у себя дома, и где собраны верующие и молящиеся – там и церковь Христова. 2) Причащаться можно всегда: когда мы вкушаем хлеб и вино и думаем, что это тело и кровь Христа, то мы совершаем таинства Евхаристии. 3) Молиться за усопших нет нужды, ибо кто веровал в Христа, тот уже спасен своей верой и, следовательно, молитва живых о его душе бесполезна, точно так же как и для того, кто не веровал и который потому уже осужден. 4) Почитание икон есть идолопоклонство, Христос нигде не говорил о поклонении иконам. 5) О чествовании святых и о том, чтобы просить их о предстательстве, в Св. Писании не упоминается, но сказано, что никто не свят, как только Един Бог и т.п. Прим. авт. 73 Отец Нил, бывший казначей Угрешский, с 1870 – строитель Берлюковский и игумен до 1880 года, пока не был избран братией Угрешской в преемники отцу Пимену после его кончины. Он поступил в монастырь в 1850 году еще при отце Иларии, но пострижен был уже при отце Пимене, при котором все получил и которому не может не быть душевно за все благодарен, будучи ему всем обязан. Прим. авт. 74 16 апреля св. мученика Леонида и иже с ним пострадавших в Коринфе; утоплены около 251 года. Прим. авт. 75 Так как эта речь столько же касается отца Пимена и Угреши, сколько нового игумена Нила, то и выписываем ее вполне и без выпусков по ее краткости. Прим. авт. 76 Высокопетровский московский монастырь основан в начале XIV века, и первый архимандрит онаго Иоанн прежде всех других монастырей московских учредил в нем монашеское общежитие, которое служило образцом и для других великороссийских монастырей. См. Ист. Росс. Иер. Ч. II, стр. 568 и Истор. Гос. Росс. Ч. I. Прим. авт. 77 По поводу сказанного преосвященным об общежитиях не бесполезным считаем сделать некоторые замечания: 1) Бесспорно, что устав общежительный истинно монашеский и сам по себе наилучший: а) при строгом соблюдении правил св. отец о совершенном нестяжании безусловно всей братией и б) при непрестанном памятовании настоятелем, что прежде всего он должен быть попечительным и любящим отцом для братии, а не строгим недоступным начальником, и более думать о духовном устроении и вещественном благосостоянии братии и обители, нежели о себе самом. При строгом исполнении этих двух основных начал общежительства оно было бы несомненно наилучшим, единственно приличным образом монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В то время как архиепископ Холмогорский Афанасий однозначно стоял на стороне «православной партии», что подтверждают его уже упомянутые сочинения, позиция митрополита Казанского Адриана, будущего патриарха, а также Иова, архимандрита Высокопетровского монастыря, впоследствии Новгородского митрополита, была не совсем ясной, если, конечно, можно доверять замечаниям архимандрита Гавриила и иеродиакона Дамаскина (первый принадлежал «латинской партии», а второй — «православной»)  . «Православную партию» решительно поддерживал архимандрит Игнатий Римский–Корсаков (в 1692–1700 гг. он был митрополитом Сибирским), написавший «Житие и завещание патриарха Иоакима», в котором патриарх прославляется как святой, чем автор, вероятно, хотел подготовить его канонизацию  . Промежуточную позицию в споре обеих партий занимал, например, Маркелл, митрополит Псковский (1681–1690) и Казанский (1690–1698), образованный человек, знавший латинский, французский и итальянский языки, после кончины Иоакима бывший одним из кандидатов на патриарший престол  . Митрополит Рязанский Павел (Моравский) (1681–1686), если судить по его окружному посланию духовенству своей епархии, разделял «латинские» воззрения  . К «латинской партии» принадлежал и архимандрит Симонова монастыря Гавриил Домецкий. Вначале он держался в тени, но после казни Медведева был переведен в Иверский монастырь. В 1704 г. Домецкий управлял новгородским Юрьевым монастырем, в епархии митрополита Иова, и в ту пору им написано было сочинение «105 вопросов», в котором он отстаивает римо–католическое учение о преложении. Сочинение иеродиакона Дамаскина из Чудова монастыря «105 ответов Домецкому» завершает полемику о времени преложения  . Спор между «греческой», или «православной», и «латинской», или «западной», партиями весьма характерен для последней четверти XVII в. Взгляды и сочинения Медведева, вне всяких сомнений, оказали определенное влияние на церковную жизнь. Что было причиной этого влияния? Было ли это проникновением католицизма в церковную жизнь Московской Руси? Появились ли благодаря этому какие–либо новые возможности для соединения Церквей? На последний вопрос можно с уверенностью дать отрицательный ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Стихарь польского дела, произведённый г. Смирновым в далматик, короткий, с широкими рукавами, на нём не было и по описаниям никаких драгоценностей, он беднее домашних царских одежд, а в далматиках дома не ходили. Исходатайствуйте мне на сие ответ». И в PS ещё: «Изыскатели древностей должны иметь в соображении то, что обличение только в одной древности бросает тень сомнения на многие» 198 . Если по консистории новый ректор имел занятий не много и не часто, то по монастырям, которыми он управлял, дел было немало, особенно когда ректор в свободное от учебных занятий время (в святки, в пасхальную седьмицу и в летние вакации) лично присутствовал в своих обителях. Так, например, от 10 августа 1859 года митрополит Филарет делал следующее «предложение» Московской Синодальной конторе: «В состоявшемся на моё имя указе Св. Синода от 7 сего августа 539 изображено: на имеющуюся вакансию настоятеля в ставропигиальном Заиконоспасском монастыре определить настоятеля Высокопетровского второклассного монастыря, ректора Московской духовной академии архимандрита Сергия. На случай, если о сём не получено указа Св. Синода в Синодальной конторе, предлагаю, дабы при благовременном пребывании ныне ректора академии в Москве сделано было распоряжение о поручении ему Заиконоспасского монастыря» 199 . Иначе сказать, настоятель архимандрит Сергий должен был лично сдавать Высокопетровский и принимать Заиконоспасский монастырь по документам, описям и наличности. Потом, забот требовала и нравственная, и хозяйственная сторона при заведывании монастырями. Так, от 14 февраля 1861 года, когда архимандрит Сергий был уже епископом Курским, митрополит Филарет, делая представление о кандидатах в настоятели вышеупомянутых монастырей, доносил Св. Синоду, между прочим, относительно Заиконоспасского монастыря: «Бывший пред сим настоятель, нынешний Курский епископ Сергий усмотрел, что южная стена монастырской церкви ослабела и требует подкрепления. Для чего по совету архитектора идут соображения о том, чтобы между церковию и колокольнею сделать постройку, которая служила бы для церкви вместо контрафорса» 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Для памяти перечислю настоятелей, где какой находился в 1834 году: 1. Новоспасский архимандрит Поликарп, ректор Академии, где и 32 . 2. Заиконоспасский архимандрит Исидор, ныне владыка Новогородский, митрополит Санкт-Петербургский. 3. Донской архимандрит Феофан, скончался в Макарьевском Калязинском 33 . 4. Симоновский архимандрит Мелхиседек, скончался в Новом Иерусалиме. 5. Высокопетровский архимандрит Гавриил, благочинный Московских монастырей, впоследствии Андрониевский, где скончался. 6. Андрониевский архимандрит Гермоген, где и скончался, член консистории. 7. Знаменский архимандрит Иоаким, впоследствии переведен в Коломну, где и скончался. 8. Богоявленский преосвященный Дионисий, бывший епископ Пермский, управлял обителью с 1828 года и получал пенсии 3 000 рублей, а скончался на покоев 183... 34 . 9. Златоустовский архимандрит Даниил, начальник Пекинской миссии; переведен после того в Казань. 10. Покровский архимандрит Амвросий, где и скончался. 11. Даниловский архимандрит Платон, впоследствии благочинный, скончался в Андроньеве монастыре. 12. Сретенский игумен Сергий, впоследствии архимандрит Николо-Пешношский, где и скончался. Исчислив настоятелей Московских монастырей, исчислю и загородных: 1. Волоколамский архимандрит Гавриил, там и скончался. 2. Лужецкий архимандрит Агапит, впоследствии (и поныне 1876) Новоспасский. 3. Коломенский Троицкий Ново-Голутвин архимандрит Иосиф, там и скончался. 4. Серпуховский Высоцкий архимандрит Амвросий, там и скончался. 5. Николо-Пешношский строитель, старец Максим, скончался там на покое. 6. Николо-Берлюковский строитель Венедикт, скончался там архимандритом. 7. Старо-Голутвинский строитель Назарий, скончался там игуменом на покое. 8. Екатерининский строитель Мелхиседек, там и скончался на покое. 9. Давыдовский строитель Иоанникий, скончался на Пешноше на покое. 10. Троицкий Белопесоцкий строитель Афанасий, переведен в казначеи в Лужецкий монастырь, там и скончался. 11. Бобренев находился под ведением Старо-Голутвинского строителя Назария, а управляющим был иеромонах Арсений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Принимая Красовицкого на епархиальную службу, я хотел, с одной стороны, вывесть его из затруднительного положения, в каком он находился, а с другой, рассчитывал на его содействие и помощь мне в делах епархиального управления. Но мои расчеты на него, так же как и на Квятковского, далеко не оправдались; вместо помощи и содействия я скоро встретил с его стороны упорство и противодействие. Характер Красовицкого обнаружился тотчас же после его возведения в священный сан. Посвятившись во иерея 25-го декабря, он испросил у меня дозволение сказать поучение в день нового (1869) года. Я охотно согласился на его просьбу, ожидая от него назидательного поучения, но поучение написано было таким резким, обличительным и высокомерным тоном, что я никак не мог дозволить произнесть его. О дальнейших немирных и неприязненных ко мне отношениях со стороны свящ. Красовицкого будет говорено в своем месте. 18-го декабря получено мной из Москвы от Высокопетровского казначея иеромонаха Иосифа письмо следующего содержания: «Спешу сообщить о смерти духовника Вашего отца Стефана. Преступнику – злодею послушнику его угодно было лишить его жизни одним ударом топора 8-го декабря после служения им литургии. Думать надобно, он напал на сонного; преступник повинился. Помолитесь, Владыко святый, за такого доброго старца, вечное ему блаженство! Что же касается того жертвователя, о котором Вы писали – предлагал ему о всем, но решительного еще ничего не получил, а что после окажется, предварительно уведомлю Вас». О. Стефан 225 , об ужасной кончине коего упоминается в письме, был эконом кафедрального Чудова монастыря, из вдовых сельских священников. Это был образец кротости и нравственной доброты. В продолжении многих лет, пока я оставался на службе в Москве, он был моим духовным отцом. Он же был и духовником Преосвящ. Игнатия, а также и Преосвящ. Леонида в последние годы его пребывания в Москве. Сын убиенного старца, бывший послушник Николо-Перервинского монастыря, избран был мною в 1856 г. в помощника мне по должности Синодального Ризничего и пострижен в монашество с именем Иосифа 226 . Этот последний, в письме от 27-го декабря (1868. г.), описывал мне обстоятельства неожиданной и ужасной кончины своего родителя в следующих чертах:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010