Если добрые все уйдут и останутся равнодушные, то – как же церковь будет брошена? И не такие бури она пережила, а всё-таки Господь спасал её, а малодушные дадут ответ перед Пастыреначальником. Пусть выгонят, это дело иное. Миссионерское, общество сделает столь же мало добра в Москве, как и в Питере, если не будет средств и людей. А от одних возгласов мало толку. Парфению я писал в Иркутск, чтобы запасался собственными средствами, а не ограничивался бы только требованием на людей от общества, которое не в силах ему помочь. Каждый за себя, Бог за всех, – говорит русская пословица. К митрополиту Исидору я писал об учебнике Макария, прося обратить на него внимание, как первенствующего. Не знаю, будет ли он как Диотреф в письме Василия Великого ? Но я свой долг совести исполнил. Иннокентию же писать не для чего; ибо Гаврюша ему ничего не читает, и он только приветствует телеграммами. Великое искушение, что он вышел из своей рамы, где был так хорош, а мне наука не соваться там… 241 С наступлением старости у пр. Платона увеличивался мрачный взгляд на современную жизнь, и развивалась чувствительность к разного рода неприятностям. «Так тяжело, – писал он в 1870 г., – что желание оставить всё делается неодолимым. Из чего идти, чего биться? Кроме скорбей, клевет, срама и обид нет ничего. А между тем нет времени подумать о душе». 242 Павел Доброхотов, епископ Вологодский с 1866 г.; с 1869 г. Псковский; с 1882 г. Олонецкий. Скончался на покое настоятелем Москов. Высокопетровского монастыря. О нём см. примеч. выше. 243 Никодим Белокуров, настоятель Богоявленского монастыря, бывший ректор Вифанской и Московской семинарий. 247 Стасюлевич Михаил Матв., профессор всеобщей истории в петерб. университете; в 1861 г. оставил университет и стал издавать журнал «Вестник Европы». 248 Настоятель Данилова монастыря Иаков Кротков 12 января назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. 249 Тихон Покровский, викарий выборгский, второй викарий петербургской митрополии. † в сане архиепископа Волынского в 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(ип. Викентий , ? 1751г.) 17 Сиф Гамалея в 1764–1767. Иаков Воронковский в 1767–1774, † 15 мар. Мельхиседек Значко , в 1774–84. Димитрий Устинович 12 янв. 1785 перев. из Гадячского Красногорского, и вскоре в Вознесенский Переяславльский мнтрь. Иероним Блонский , с 1786, а 9 сент. 1791 перев. в Киево-Михайловский Златоверхий мнтрь. Феодосий Стефановский в 1793 перев. из Козелецкого Георгиевского, а 1797, туда-же. Афанасий Корчанов 10 июня 1797 перев. из Козелецкого-Георгиевского; в 179. произв. в архим., а 21 мар. 1799 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Архимандриты Иероним Загоровский , в 1800–4; † 25 нояб. Иоиль –, в 1805–15. Мелетий Носков , с 1815, а 1817 перев. в Черниговский Домницкий мнтрь. Ириней –, в 1817–26. Кирилл Куницкий 30 нояб. 1826 перев. в Киево-Братский мнтрь. Смарагд Крыжановский , 1827 и 28, перев. в Московский Высокопетровский мнтрь. Иустин Михайлов , с 1828, а 1834 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Иеремия Соловьёв , с 1834, а 1838 перев. в Киево-Братский мнтрь. Димитрий Муретов , с 1838, а в 1841 перев. в Киево-Братский мнтрь. Евсевий Ильинский (?), в 1842–45. Парфений , в 1846–52. Лаврентий , в 1853 и 1854. Вениамин , в 1855–67. Феофил , 1869. 6 Межигорский Спасо-Преображенский, от Киева в 25 верстах; когда основан, неизвестно; возобновлён в начале XVII века. С 1687 г. ставропигиальный; в 1786 упразднён: здании обращены в казённую фаянсовую фабрику [II, 624]. Игумены Афанасий Святогорец , возобновитель монастыря, после 1610; † в 1613. Гедеон , в 1613–16; отставлен. Исаия Копинский , с 1616, а 6 окт. 1622 хирот. в еписк. Перемышльского. Гедеон (вторично), с дек. 1622. Коментарий , бывший игум. Густинский, упом. 1627. Варлаам , в янв. 1654. Варнава Лебедевич , 1655, 57, 1659, 63, 1666. Феодосий Васковский , в 1670–1703. Архимандриты Иродион Жураковский 6 янв. 1709 пожалован из игум. в архим.; а в мае 1722 хирот. в архиеп. Черниговского. Арсений Берло , из Киевских архидиак., с 1 июня 1722; 30 янв. 1730 назначен в еписк. Могилевского. Каллист Зеленский с 1730 по 1735; по суду лишён монашества и сослан в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Весьма я доволен, что Хотя несколько мог служить к вашему успокоению в Питере и что не так чуждым вам показалось с первой минуты в северной столице под родным кровом преп. Сергия, где воспоминается как и в Москве имя нашего владыки. Жаль только, что я вас там не увижу, ни на перепутьи в Москве по обычаю, ибо я здесь должен оставаться до половины Октября по случаю обновления Андреевской церкви. Тяжкое семейное горе нас постигло и с кончиною брата (Михаила Николаевича) многого мы лишились, да и Россия не меньше. Много будет вам хлопот в Полоцке; но я думаю добрым вам советником послужит сосед ваш преосвящ. Антоний Смиоленский 607 и другой Антоний (Зубко) 608 , бывший Минский, живущий на покое. Поклонитесь от меня в Витебске Вице-губернатору Мезенцову и напишите оттуда по призде, чтобы не прекращалось наше письменное общение». В преосвященном Антонии, епископе Смоленском, о котором упоминает в своем письме Андрей Николаевич, действительно нашел было я доброго и почтенного соседа, но, к сожалению, он очень недолго оставался моим соседом: в ноябре того же 1866 г. он переведен был на Казанскую кафедру. С преосвящ. Антонием лично познакомился я за несколько дней до моего назначения на Полоцкую паству, в Троицкой Лавре в доме его родственника профессора Московской дух. академии, Е. В. Амфитеатрова . В это время он призжал в Москву и Лавру для поклонения тамошней святыне. 18-го июня, в день храмового праздника Высокопетровского монастыря в честь Боголюбской иконы Б. Матери, преосвященный присутствовал при литургии, мною совершаемой, и затем кушал у меня. С этого времени между нами начались добрые взаимные отношения. Когда я прибыл в Витебск, он не замедлил написать ко мне очень дружественное письмо. Вот что писал мне преосвященный от 27-го сентября: «Преосвященнейший Владыко, милостивый архипастырь и возлюбленный во Христе брат и сослужитель! Приветствую вас на новом месте вашей службы, на кафедре древнего и славного княжества полоцкого и витебского. Да поможет Вам Господь все благоустроить наилучшим образом в этой пастве, состоящей из столь разнородных элементов, надолго отчужденной от общего строя всероссийской церкви и в последнее время очень немало находившейся в руках администрации, не вполне нам родной... Полагаю, что много и много вам труда, и забот, и печалей. Да укрепит вас Господь и утешит благими успехами во всем этом!

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—125— 1868 г. самой келлии, в которой, сперва неясно, а после отчетливо, обдумывалась, и так блистательно исполнилась, преследуемая им мысль о воссоединении. Но кто бы сказал тогда, что этот Униатский Священник, напитанный Римско-Католической наукой, будет одним из знаменитейших Святителей Православной Церкви, одним из самых замечательных исторических лиц нашего времени“ 906 ! Если всё, доселе сказанное о почившем Митрополите Иосифе, о его воспитании и образовании, о его наклонностях и стремлениях, о его административной деятельности, о его трудах и подвигах в деле воссоединения унии с православием, о его нравственном характере и проч., – сопоставить с тем, что нам известно уже о другом, современном ему деятеле на том же церковном поприще, т.е., об Архиепископе Василии Лужинском 907 , то это сопоставление далеко будет не в пользу последнего... Ближе подходил, по своему духу и направлению, к Литовскому Святителю третий деятель и сотрудник его в воссоединении Унии, бывший Минский Архиепископ Антоний Зубко, пребывавший потом до смерти на покое в Пожайском монастыре Литовской епархии 908 . От предметов важных перехожу снова к делам обыденным. 4-го декабря я писал в Москву Высокопетровскому казначею, иером. Иосифу 909 : „Я слышал, что у вас имеется в виду благотворитель, который желает сделать для Полоцкой епархии значительное приношение, хотя и не безусловно, и просит указать ему для сего определенный предмет. Я предполагал бы предложить этому почтенному благотворителю по- —126— 1868 г. строить каменный дом для Витебского духовного училища, в котором настоит существенная надобность. Духовенство Полоцкой епархии, на попечение коего возложено ныне удовлетворение подобного рода училищных потребностей, решительно не в состоянии удовлетворить этой неотложной нужде. Посему, если бы известный вам благотворитель благоволил принять на себя удовлетворить этой насущной епархиальной потребности, т.е., воздвигнуть училищный дом, думаю, высшее духовное начальство обратило бы на сие пожертвование особенное внимание и, конечно, не оставило бы без должного вознаграждения. Епархиальное же начальство употребит, с своей стороны, в этом случае все возможные старания и усилия. Сообщите о сем господину, мне неведомому, и потрудитесь передать мне, что получите от него в ответ“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Изменение границ губерний по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. заставило Синод вновь пересмотреть епархиальную структуру. В 1798 г. Синод предложил передать все храмы Калужской губ. в ведение Калужского и Боровского викария Московской епархии с изменением титула митрополита на «Московский и Коломенский». Император с этим не согласился, и в соответствии с его указом от 5 окт. 1798 г. храмы Калужской губ. вошли в состав Д. в. Общее число подведомственных Дмитровскому епископу церквей составило 772 (83 в Дмитровском у., 689 в Калужской губ.). Однако это решение было неэффективным, и в следующем году была образована самостоятельная Калужская епархия (см. Калужская и Боровская епархия ), 1-м архиереем которой 16 окт. 1799 г. был назначен Серапион (Александровский). На Дмитровскую кафедру 25 дек. 1799 г. в Троице-Сергиевой лавре был хиротонисан Серафим (Глаголевский) , бывш. ректор МДА и архим. Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . Его резиденцией стал Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Под упр. еп. Серафима состояли храмы Дмитрова, Звенигорода, Клина, Волоколамска, Рузы, Можайска и Вереи с уездами, всего 436 храмов. 4 апр. 1800 г. в его ведение поступили также 101 церковь и 3 монастыря Серпуховского духовного правления упраздненной Коломенской епархии . 29 янв. 1804 г. еп. Серафим был переведен на Вятскую кафедру, 7 февр. того же года в Александро-Невской лавре в С.-Петербурге во епископа Дмитровского был хиротонисан бывший ректор МДА Августин (Виноградский) . Его резиденцией было определено Московское подворье Саввина Сторожевского монастыря. К обязанностям викария добавилось поручение митрополита при возникновении священнических вакансий и претензий на них «неученых церковников» оповещать МДА и Троицкую ДС, предлагая занять место кому-либо из учеников. Еп. Августину было также поручено «смотрение над академиею, чтобы все, особливо учителя и проповедники, должности свои проходили рачительно и исправно». С 13 июня 1811 по 19 февр. 1818 г. архиерей управлял Московской епархией. 30 авг. 1814 г. «за оказание услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок» Августин был возведен в сан архиепископа, назначен архимандритом Троице-Сергиевой лавры, членом Святейшего Синода и управляющим Московской епархией, с 19 февр. 1818 г. архиепископ Московский и Коломенский. 19 янв. 1819 г. во епископа Дмитровского был хиротонисан архим. московского Высокопетровского мон-ря Лаврентий (Бакшевский). Инструкцией архиеп. Августина еп. Лаврентию поручалось управление церквами и мон-рями, состоявшими в ведомстве Дмитровского, Звенигородского, Клинского, Рузского и Волоколамского духовных правлений.

http://pravenc.ru/text/178617.html

Григорий заявил, что помещение для книжной лавки может быть дано в монастырских зданиях не иначе, как за деньги, которые Братство обязано будет ежегодно платить монастырю. Совет нашел это предложение неожиданным со стороны архим. Григория и неудобным для Братства. Оно так и оставалось без собственной книжной лавки до тех пор, пока стараниями преосвященного Амвросия и архим. Вениамина не было исходатайствовано для неё место под Ивановской колокольней в Кремле, где и было устроено для неё очень хорошее помещение на средства А. И. Хлудова. Вскоре затем обнаружилось, что архим. Григорий вообще тяготится причислением Братства к его монастырю и своею соприкосновенностью к Братству, так как его покровитель и друг, епископ Игнатий, бывший тогда Московским викарием, сообщил ему, что митрополит Иннокентий, а также и высшее московское духовенство невыгодно смотрят на Братство. В виду этого признано было необходимым ходатайствовать об отчислении Братства от Златоустовского монастыря и о назначении ему другой церкви, именно Троицкой, что в Никитниках, известной более под именем церкви Грузинской Божьей Матери, которую предположено было приспособить к потребностям Братства. Это ходатайство было уважено, – Грузинская церковь сделана братскою, но с тем весьма неудобным для Братства условием, чтобы в то же время она оставалась и приходскою. После всего этого архим. Григорию неудобно было оставаться членом в Братском Совете и в Братстве. Пока находился в Москве епископ Игнатий и пока жив был митр. Иннокентий, о. Григорий, вскоре сделавшийся настоятелем Петровского монастыря, ни чем не обнаруживал своего сожаления, что разорвал связи с Братством; но теперь обстоятельства переменились, и он начал искать восстановсления этих связей, как видно из приведенного письма о.Павла. 14-го мая я отвечал на это письмо: “Извините, что замедлил ответом на письмо ваше. Я вполне разделяю ваше мнение относительно предложения высокопетровского настоятеля. Не скрою от вас, что я не ожидаю от него никакой пользы для Братства, и в нынешнем его предложении вижу только преклонение пред изменившимися обстоятельствами в московской церковной администрации; но отказывать желающему паки войти к нам не вижу основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

СМАРАГД, архиепископ (в мире Александр Крыжановский, 4-й магистр III курса СПБ. Духовной Академии (1815–1819 г.); родился 9-го марта. 1796 г. в селе Великой Березянке Киевской губ., Таращан.у., сын священника; предки его были евреи; дед его, бывший затем Роменским протоиереем, принял крещение в феврале 1762 г. в С.-Петербурге. По окончании академического курса, оставлен при академии бакалавром богосл.наук и 29-го августа 1819 г. пострижен в монашество; 8 сент. посвящен в сан иеродиакона, а 20 сент. в иеромонахи: 20 июня 1821 г. назначен инспектором Киевской акад.; 2-го нояб. 1824 г. посвящен в архимандриты, «без монастыря»; 30-го ноября 1826 г. – ректор Киевской семин., 31-го дек. – и настоятель Киево-Выдубицкого мон.; 8-го мая 1823 г. – ректор Вифанской сем., а с 24-го мая – и настоятель Высокопетровского мон.; 23-го авг. 1828 г. – ректор Киевской академии и настоятель Киево-братскаго мон.; 27-го авг. 1830 г. – ректор СПБ.акад. и настоятель Пинского I кл.мон. Минской губ.; 13-го сент. 1831 г. – викарий СПБ.епархии и управляющий Сергиевой пустыни; 20 сент. возведен в сан епископа; с 30-го апр.1833 г. – епископ Полоцкий; с 28-го марта 1836 г. – архиепископ; 10-го мая – почетный член Киев.акад.; 31-го июня 1837 г. переведен.в Могилев; 6-го апр. 1840 г. – в Харьков; с 30-го июня 1841 г. – почетный член Харьк.ун-та, 31-го дек. 1841 г. переведен в Астрахань; 12-го нояб. 1844 г. – в Орел; 6-го июня 1858 г. – в Рязань; скончался внезапно 11-го ноября 1863 г. в Рязани, на 68 г. жизни. (Св.Син., послуж.список пр.Смарагда, 94; «Биограф.словарь студ.перв. XXVIII курсов СПБ.Дух.акад. 1814–1869 г.» А.Родосского . СПБ. 1907). Вражда к пр.Смарагду католиков была еще сильнее и выражалась различно. «В самом уже начале прибытия моего на епархию», – писал пр.Смарагд кн.Хованскому 17-го января 1835 года, – «я встретил многоразличные неприятностн от здешних римско-католических дворян польской нации, тому же подвержено было и подведомственное мне духовенство от сих же самых иноверцев, которые не пропускали ни одного случая, ни одной встречи, чтобы не обнаружить своего к нему недоброжелательства» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Педагогическая карьера достаточно рекомендовала о. Евсевия, – и 31 августа 1838 г. он перемещен инспектором и баккалавром богословских наук в родную Московскую Академию, где находился под бдительным контролем в своей службе со стороны благоволительного митрополита Филарета, 15 15 октября удостоен сана архимандрита 16 и в том же месяце определен действительными членом академической конференции, в июле 1840 г. обозревал Нижегородскую и Саратовскую Семинарии 17 и 30 мая возведен на степень экстраординарного профессора. 18 После Филарета (Гумилевского) , 7 октября перешедшего на кафедру викария Псковской епархии епископом Рижским, о. Евсевия с 14 сентября 1841 г. исправлял в Московской Академии должность ректора и 17–25 ноября определен в неё Св. Синодом с сохранением профессуры по богословским наукам; – хотя на запрос обер-прокурора графа Н.А. Пратасова от 9 октября 1841 г. митр. Филарет рекомендовал других лиц: Иосифа (Богославского, † 19 февраля 1892 г. архиеп. Воронежским на покое), Никодима Казанцева († 11 июня 1873 г. епископом Енисейским на покое) и Феогноста (Лебедова, † 22 апреля 1869 г. архиеп. Псковским), 19 но потом рассудил иначе. 20 9 апреля 1842 г. о. Евсевий назначен еще и настоятелем Московского второклассного Богоявленского монастыря и уже 10 октября того же года получил от Св. Синода благословение за усердие, способности и нравственный характер, удостоенный митр. Филаретом полного одобрения, по случаю обозрения им Московской Академии. В последней с апреля 1845 г. о. Евсевий был членом строительного комитета по постройке бани и чугунных лестниц, в студенческих помещениях под названием «чертоги» отделил (в 1847 г.) особые спальни и участвовал в возведении академического дома на замонастырском дворе (на Ильинской горе). 21 Вне непосредственной академической сферы, но по ближайшей связи с обязательной академической службой – он многократно ревизовал разные Семинары Московского духовно-учебного округа: – в июле 1843 г. Тульскую, Рязанскую и Калужскую, в июле 1845 г. Костромскую и Вологодскую, 22 в июле 1846 г. Вифанскую). 23 31-го августа 1845 г. о. Евсевий из Богоявленского монастыря переведен настоятелем второклассного же Высокопетровского, с присвоением ему лично степени архимандрита первоклассного. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иеросхимонах Иезекииль (в миру Игнатий Васильевич Сливкин) родился в 1810 году в крестьянской семье села Ликинки Тульской губернии. Его мать звали Маврой Федоровной. Его отец Василий бежал от своих господ в Бессарабскую область, в г. Кишинев. Но вскоре он там умер и оставил сиротами четверых детей: мальчиков, Игнатия и Сергея, и двух девочек, Евдокию и Ирину. Мать хоть и была молодой женщиной, не более 30 лет от роду, но ей было очень тяжело на чужбине прокормить четверых детей. Игнатий был старшим и старался изо всех сил помогать матери. Порой ему приходилось выполнять тяжелые мужские работы. Вскоре мать вышла замуж, и малышам попался злонравный отчим, который с ними обращался жестоко, особенно с Игнатием. Истерзанный побоями мальчик находил утешение в молитве. Он твердо верил, что зло будет побеждено, что любовь Божия всесильна и если бы не его грехи, то помощь от Бога была бы немедленной. Отчим отдал Игнатия на службу одному местному барину, Михаилу Петровичу Иванчину-Писареву, который по милости Божией оказался очень добрым и набожным человеком. Он вник в тяжелое положение семьи Игнатия и начал им посильно помогать. Часто приглашал всю семью к себе домой и детей угощал разными сладостями. Во время одной такой встречи он сказал матери Игнатия: «Этот твой сын родился счастливым, ему предстоит служить Царю Небесному». Тогда гости не поняли, о чем он говорит, но впоследствии отец Иезекииль, уже бывший монахом, вспоминал это пророчество своего барина. После трех лет служения у барина Игнатия отправили в Москву, где отдали в ученики Никанору Григорьевичу Сухареву, мастеру по деревянным делам. И опять по милости Божией новый хозяин был добрым и заботливым человеком. Мастерская у него была около Высокопетровского монастыря, и юный Игнатий часто заходил туда, имея возможность благодарить Бога за свою судьбу. Мастер позаботился, чтобы Игнатий получил начальное образование, он купил ему азбуку и всемерно способствовал в обучении. В монастыре Игнатий познакомился с иеромонахом Иеремией, который стал его первым путеводителем на пути спасения души. Отец Иезекииль впоследствии писал: «Вся моя жизнь в Москве проходила в дружбе с монахами, я так их полюбил, как ангелов Божьих» 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—2— бывшего епископа Кавказского, Варсонофия, епископа Симбирского и Сызранского, Александра, епископа Калужского и Боровского, игуменьи Покровского Хотькова монастыря Варсонофии, смотрителя Муромского духовного училища Евгения Ивановича Орлова, Московских – потомственного почетного гражданина Александра Григорьевича Кузнецова и купцов Лаврентия Петровича Уткина и Гавриила Матвеевича Комарова, а из действительных, – Московского же купца Феодора Никитича Самойлова, своими щедрыми пожертвованиями весьма способствовавших увеличению денежных средств Братства. Из числа других действительных членов, по сведениям, разновременно доходившим до Совета Братства, в отчетном году скончались: тайный советник Геннадий Владимирович Грудев, дворяне Димитрий Петрович и Лаврентий Петрович Сухотины, бывший смотритель Заиконоспасского училища Александр Алексеевич Невский, Московские – потомственный почетный гражданин Алексей Димитриевич Расторгуев и купец Петр Иванович Смирнов. Сверх того Братство благодарно памятует скончавшегося в том же году настоятеля Высокопетровского монастыря архимандрита Никифора, пожертвовавшего в пользу Братства несколько экземпляров своего ценного издания: «Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия. Вып. 1–4». Почившие члены и жертвователи Братства, по обычаю лет предшествующих, внесены в Братский синодик для поминовения в Академической церкви. На основании § 16 Устава Братства, в общем годичном собрании членов Братства, 3 мая произведены были выборы на должности председателя Совета Братства, его товарища, одного члена Совета, секретаря и членов ревизионной Комиссии, при чем оказались избранными прежние лица, а именно председателем – профессор Академии Димитрий Феодорович Голубинский, товарищем его – протоиерей Алексей Феодорович Некрасов, членом Совета – профессор Академии Петр Иванович Цветков, секретарем – помощник секретаря совета и правления Академии Николай Дмитриевич Всехсвятский и членами ревизионной Комиссии: профессор Академии Андрей Петрович Смирнов и Василий Александрович Соколов и священник

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010