Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНОГРАДОВ Иван Васильевич (1824, г. Серпухов Московской губ.- 29.12.1881, Москва), регент Синодального хора, духовный композитор. Сын дьячка. Обучался в московском Высокопетровском ДУ, но не окончил полного курса. 17 авг. 1837 г. определен в 3-ю станицу Синодального хора. 3 окт. того же года посвящен в стихарь. 30 янв. 1842 г. исключен из хора по причине ломки голоса. В 1843-1849 гг. находился в должности учителя пения фельдшерской школы при московской Голицынской больнице. 30 мая 1850 г. снова определен в Синодальный хор, во 2-ю станицу, для обучения малолетних певчих. В 1854 г. командирован в С.-Петербург, в Придворную певческую капеллу, для приготовления в регенты, по окончании получил аттестат 2-го разряда. 19 дек. 1855 г. определен исправляющим должность регента Синодального хора. В авг. 1862 г. за пение Синодального хора в присутствии императора во время его пребывания в Москве В. был пожалован золотой перстень с бриллиантовым камнем. 7 мая 1864 г. был уволен по причине расстроенного здоровья. 29 марта 1865 г. В. как исправлявшему должность регента Синодального хора был выдан из Придворной певческой капеллы аттестат 1-го разряда, по к-рому В. имел право не только обучать певчих, но и сочинять музыку для церкви. В 60-х гг. обучал пению в хоре А. И. Нешумова в Москве. В ГЦММК им. М. И. Глинки хранятся 3 рукописных тома песнопений, каждый из к-рых имеет на титульном листе пометку: «Соч. Ив. В. Виноградова» (Т. 1. 301, датирован «1887 года января 22 дня», т. 3 303, датирован «9 марта 1887 года»). В 1-м т. рядом с названием сочинений имеются указания: «Музыка И. В. Виноградова» или «Переложение И. В. Виноградова». Во 2-м т. названия и авторы песнопений не выписаны. Из 22 песнопений 3-го т. 6 принадлежат Ф. А. Багрецову , архим. Феофану (Александрову) и схим. Михаилу (Чихачёву) ; авторство прочих песнопений не указано. Т. о., авторство В. по отношению к песнопениям 2-го и 3-го томов устанавливается только по надписи на титульном листе.

http://pravenc.ru/text/158702.html

В настоящее время, в часы досуга, читаю я Историю Императора Александра 1-го, соч. Богдановича 357 , и достиг уже в ней до описания варварского нашествия на Москву Наполеона. В газетах, между тем, не раз уже видел я объявление о продаже по уменьшенной цене (именно, 5 руб. вместо 15 р.) издания: «Император Александр и его сподвижники в 1812–1815 г.» Издания этого у меня недоставало, а теперь, как нельзя более, кстати приобресть оное. Не примете ли на себя труд, достопочтеннейший Капитон Иванович, купить для меня это издание? Оно продается у Манухина. – Да кстати благоволите приобресть для меня еще одно сочинение, о котором недавно пришло мне на мысль, это – «Повествование о России Н. С. Арцыбышева 358 (изд. Общ. Ист. и Древ. Российск.). Книги эти или сами, потрудитесь переслать мне по почте, или передайте Высокопетровскому О. Казначею; а он перешлет их ко мне при какой-нибудь оказии. Деньги мною будут высланы немедленно. Еще одна до Вас просьба. Не случается ли Вам встречаться где-либо в ученых собраниях с А. А. Мартыновым – издателем подробного Исторического и Археологического Описания Москвы? При встрече с ним прошу спросить его, скоро ли выйдет в свет и будет мне доставлен 2-й том его издания, на получение коего у меня хранится билет более 3-х лет, оплаченный 10-ю рублями серебром. Заплативши деньги за книгу, очень неприятно так долго ожидать ее. Вы по своему доброму ко мне расположению, обещали в скором времени писать мне; прошу исполнить Ваше обещание». 5-го ч. писал мне из Москвы Преосвященный Леонид: «Матерь Игумения Митрофания 359 предложила мне доставить к Вашему Преосвященству мое письмо. Я написал его на двух листах и послал; чрез несколько дней оно возвратилось от нее, и уже я нерасположен послать его вторично. Если даст Бог, увидимся, то и наговоримся, а теперь скажу Вам о себе. Купался я от 15 Июня до 6-го Сентября; с 6-го до 22-го провел в Саввине, для разъездов по приходам; но как ни весенний, ни летний воздух не освежал меня, то чувствую уже, что недостает мне сил, сколько викарию Московскому иметь нужно. Поэтому живу и движусь кое-как. «Сподоби Господи день сей, вечер сей, нощь сию»; «весь живот наш Христу Богу предадим» – вот расположения, с которыми и которыми живу. Владыка 360 вполне милостив и снисходителен ко мне. – Есть слух, что на днях получит указ о приезде в Синод на зиму. Его особенно заботить устроение церковных дел в Америке (т. е. отошедшей от нас с Калифорниею).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

московского Данилова мон-ря, где в XVIII-XIX вв. хоронили кроме братии и священства выдающихся рус. ученых, художников, купцов и военных, с идентификацией могил архиеп. Никифора (Феотокиса) и писателя Н. В. Гоголя; обследование усыпальницы князей Пожарских и Хованских в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре (Беляев); изучение и восстановление кладбища кон. XIX - XX в. в Троице-Сергиевой лавре (А. В. Энговатова и др.). Продолжаются исследования др. кладбищ (в 2009-2016 изучался Н. Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря; раскопки 2016 г. в Высокопетровском мон-ре показали заботу о рус. кладбищах в XVI-XVII вв.; в настоящее время идет работа по виртуальной реконструкции кладбища XVI-XX вв. в Новодевичьем мон-ре и др.). Полученный опыт позволил издать первые методические разработки по изучению, идентификации погребений и восстановлению Н., в т. ч. в качестве материалов-инструкций для работников Русской Православной Церкви ( Тихон (Шевкунов) и др. 2015). Историко-археологическому и антропологическому изучению Н. посвящаются специальные конференции (напр. 2-я конференция «Археология и общество» в Троице-Сергиевом мон-ре, 2015). Лит.: Богуславский Г. А. Вечным сынам Отчизны: Памятники Великой Отеч. войны. М., 1975; Ari è s P. L " homme devant la mort. P., 1977 (англ. пер.: The Hour of our Death. N. Y., 1981); Dagron G. Le christianisme dans la ville byzantine//DOP. 1977. Vol. 31. P. 1-25; Rowell G. The Liturgy of Christian Burial: An Introductory Survey of the Historical Development of Christian Burial Rites. L., 1977; Brown P. R. L. The Cult of the Saints: Its Rise and Function in Latin Christianity. Chicago, 1981; K ö tting B. Die Tradition der Grabkirche//Memoria: Der Geschichtliche Zeugniswert des Liturgischen Gedenkens im Mittelalter. Münch., 1984. S. 69-78; Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988; Picard J.-C. Les souvenirs des évêques: Sépultures, listes épiscopales et cultes des évêques en Italie du Nord des origines au Xe siècle.

http://pravenc.ru/text/2564854.html

церковных традиций обычно оказывалось безуспешным. Во главе новоучрежденной Московской дикастерии был поставлен Сарский архиеп. Леонид (Петровский), к-рому Синод (с 1721 г. Святейший правительствующий Синод) дал подробную инструкцию по управлению Московской Синодальной областью. В помощь архиеп. Леониду в качестве асессоров дикастерии были назначены архимандриты Высокопетровского и Донского мон-рей. Резиденция архиеп. Леонида находилась в Синодальном доме. Дикастерия состояла из присутствия и канцелярии. В канцелярию входили: стол судный с 3 отд-ниями; стол церковного благочиния, где были сосредоточены исповедные росписи и осуществлялся контроль за выборами поповских старост, и др. По имп. указу от 31 мая 1736 г. о передаче из Канцелярии тайных розыскных дел в дикастерию на предварительное рассмотрение и определение дел по обвинению «слово и дело» и о нарушениях богослужений в дикастерии был организован секретный стол. Дикастерия назначала настоятелей в малые мон-ри, осуществляла поставление в протопопы больших кремлевских соборов с обязательным докладом Синоду и его определением, направляла иереев и диаконов в московские приходы, ставленников - к архиереям в Москве. Она также осуществляла контроль за поставлением в священники с выдачей ставленнических грамот, вела производство дел по долговым обязательствам духовенства до передачи дел в гражданский суд. По указу Синода от 20 мая 1724 г. дикастерия осуществляла контроль за выборами поповских старост в московских сороках, сбор ведомостей от поповских старост о родившихся и об умерших, оформление похоронных памятей о погребении скоропостижно умерших, сбор от причтов книг о неисповедовавшихся и об исповедовавшихся и др. В соответствии с инструкцией Синода от 8 апр. 1735 г. в ее обязанности помимо епархиальных вошли и синодальные, в частности контроль за деятельностью Дворцового и Казенного синодальных приказов, в 1736 г. ей переданы дела из Канцелярии тайных розыскных дел. В соответствии с указом имп. Елизаветы Петровны от 1 сент.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Резолюция на рапорте командира полка о разрешении полковому священнику совершения всенощных бдений: «Консистории объявить Спасскому священнику, чтобы допустил для воинских чинов совершение всенощнаго бдения с вечера в приличное время без полнаго благовеста и звона, а только с ударением в средний колокол седьмикратно, так как, по общепринятому порядку, всенощных бдений с вечера в зимнее время не бывает» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 173. 9946). Отношение преосвященному Неофиту, митрополиту Иллиопольскому: «Святейший Синод... благоволил дать на Ваше имя шнуровую книгу для сбора в разных местах России доброхотных подаяний в пользу Антиохийскаго патриаршаго престола, которую за надлежащею скрепою и печатью препроводил ко мне, а от меня чрез Высокопетровскаго архимандрита препровождена к Вам с начатыми и вписанными в нее приношениями» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 176. 9953). 5 ноября. Резолюция на прошении крестьянина о повторном венчании, так как бракосочетание было прервано: «Как изветчица о данном якобы ей обещании на брак ни сама добровольно, ни даже по настоятельному требованию не явилась и не представила доказательств извета, то, чтобы не стеснять далее жениха и невесты без основания, разрешить совершение брака» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 147. 9888). Резолюция на прошении служащего о выдаче нового метрического свидетельства взамен залитого чернилами: «Чтобы не стеснять просителя без важной причины, постановить определение о выдаче новаго свидетельства» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 147. 9889). 6 ноября. Резолюция на тетради настольного докладного реестра входящих бумаг консистории от 1723 до 1876: «Тетрадь сия ни канцелярской скрепы, ни нумерации листов не имеет, и, следственно, неповредимость ея не обезпечена» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1 С. 148. 9890). Резолюция на консисторском определении: сделать замечание Коломенскому духовному Правлению за вторичный отказ предоставить уездному суду справки по метрическим книгам о подкинутом младенце: «Вразумить духовное Правление, что поступок его заключает в себе неповиновение указу, с тем еще неприличием, что оно сие неповиновение огласило перед посторонним присутственным местом: почему, есть ли впредь позволит себе подобное, то подписавшие такое определение должны быть преданы суду за неповиновение начальству, давшему указ именем Его Императорского Величества» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 148. 9891).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Притом, соображаю и то, что Вы, возвращаясь из Киева, подольше у меня можете побыть и сообщить мне обстоятельные сведения о результатах Съезда. Мне жаль, что Вы отказываетесь от делаемого Вам Синодальной Конторой приглашения принять на себя труд описания Славянских рукописей Синодальной библиотеки. Мне кажется, что после Капитона Ивановича 1163 едва ли кто с большим успехом мог продолжить этот важный труд, кроме Вас. Вы и с содержанием рукописей более или менее уже знакомы, Вам и приемы в производстве этой ученой работы более других известны. Итак есть ли какая-нибудь надежда на продолжение труда, прерванного смертию великого трудолюбца, Капитона Ивановича? Вы другой год трудитесь над Архивом Оружейной Палаты; а я третье лето уже разбираю свой собственный келейный Архив. У меня так много накопилось всякого рода бумаг, и оффициальных, и неоффициальных, между коими притом немало очень интересных по своему содержанию, что я решился привести их в порядок, и со временем думаю сделать из них какое-нибудь употребление, полезное для потомства. Когда будете у меня, увидите этот Архив. Призывая на Вас и на Ваши ученые труды Божие благословение, с душевным к Вам уважением и преданностию остаюсь» и проч. 10-го ч. получил я письмо из Москвы от Высокопетровского Архимандрита Григория. Вот что писал он мне от 8-го числа: «Письмо Вашего Преосвященства от 27-го мая и выписку из послужного списка удостоился получить с глубокою благодарностию. Получил я служебные списки и от других Преосвященных, от некоторых еще ожидаю. В этом месяце я должен непременно окончить свой труд и передать г. Бодянскому для помещения в 1-й кн. Чтений за сей год 1164 , если он не забыл своего обещания. Половину моего труда он уже читал еще на Фоминой неделе, и тогда просил доводить его до конца. Составлено мной и описание надгробных монастырских памятников 1165 . Надписи я прочел все с редким успехом, потому что все разобрал. Несколько камней с надписями отрыты под колокольней, в арке по правую сторону св. ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Я думаю, что в нашем прошлом мы можем обрести опыт созидания общенациональной или, точнее, наднациональной идеи, идеи преданности стране, такой патриотической идеи, которая действительно смогла бы объединить разные национальные и религиозные группы», - заключил он. Заместитель председателя ОВЦС игумен Филипп (Рябых) поддерживает инициативу Президента Дмитрия Медведева. «Конечно, никакое общество не может существовать без ощущения принадлежности к единому организму страны. Такое самосознание формируется на протяжении многих веков, исходя из общего опыта истории и общих ценностей. Без этого здание государственности не может возводиться. И Россия не сможет существовать без такой идентичности», - подчеркнул отец игумен. «Чтобы мы могли себя почувствовать гражданами одной страны, одного общества и совершать одно дело, сейчас необходимо прояснить и четко осознать, в чем состоит идентичность россиянина. Мы должны хорошо представлять, что нас объединяет в прошлом и совместно праздновать ключевые исторические даты. Мы должны осознавать те ценности, которые служат сплочению российского общества. И здесь я бы хотел подчеркнуть, что традиционные религии России осуществляют свой вклад в дело мира и взаимопонимания в нашей стране. На протяжении столетий представители Православия, ислама, иудаизма и буддизма живут вместе, поддерживая общественные устои и гарантируя единство и целостность России», - сказал отец Филипп. «Что же касается будущего нашей страны, то для того, чтобы иметь о нем представление, необходимо инициировать дискуссии с привлечением людей различных взглядов», - заключил он. Священник Димитрий Лин, клирик Патриаршего подворья Высокопетровского монастыря в Москве , также видит нужду в идентичности, объединяющей всех граждан России. «Но страна наша большая, народностей в ней много, поэтому найти такое общее основание довольно сложно. Мне представляется, что необходимо обратить внимание на историю и те духовные ценности, которыми живут люди до сих пор. Да, за последние сто лет пройден путь от Российской Империи до Российской Федерации, но те духовные ценности, которые существовали еще в дореволюционной России, по существу с некоторыми вариациями были перенесены в Кодекс строителя коммунизма. Будем надеяться, что и сейчас они будут востребованы», - сказал он.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/25/id...

25 мая Синод назначил в состав имеющей быть конференции с Сенатом, кроме присутствующих членов, епископов Леонида сарского, Питирима нижегородского и Иоакима суздальского; архимандритов: троицкого Варлаама, 339 новоспасского Евфимия Колети, саввина сторожевского Досифея, высокопетровского Сергия и горицкого Илариона; из белого духовенства – никого. Некоторых членов не было в Москве – к ним послали указы. Наконец, 8 июня, Феофан обявил в Синоде высочайший указ, чтобы лица, назначенные в состав имеющей быть конференциии (доколе не придет это дело к окончанию), приезжали в синодальные собрания на правах синодальных членов и, слушая дела, полагали общую с прежними членами резолюцию и подписывали приговоры. На другой день, 9 июня, открылись конференции с Сенатом. «Государственный канцлер, граф Головкин, предложил, чтоб синодальным членам быть переменным: четырем архиереям, двум российским, двум других наций; четырем архимандритам и двум протопопам – всего 10 персонам. Конференция утвердила быть только шести архиереям, да пяти архимандритам; а протопопам не быть и игуменам не быть. Числу быть одиннадцати местными. Оставить чередных по два архимандрита. Князь А. М. Черкасский предложил с своей стороны, что если архиереям быть переменным, тоб меньше четырех; а ежели непеременным, то и больше. Преосвященный новгородский говорил, что ежели переменять, то по одному на год отпускать. Граф Головкин и князь Д. М. Голицын также говорили, чтобы всех вдруг не переменять. Генерал-фельдмаршал Трубецкой предлагал, чтобы переменять не вдруг и не по одному, но по третям. Ежели быть архиереям шести, то переменять по два в отпуск. Хотя и переменным быть, да обратными Сенат предлагал переменять через два года». На этот раз однакож ничем не кончили и положили принесть на конференцию проект для общего рассмотрения; но в назначенный день, 11 июня, конференция не состоялась. 16 июня Синод посылал в Сенат своего секретаря, В. Тишина, с обявлением, что от Синода сочиняется мнение, но только за некоторым малым исправлением не окончено; чтоб и Сенат также предложил на конференции проект с мнением. Тишину обявили в Сенате, «что от Сената никакого проекта предложено не будет, а чтоб на будущей конференции надлежащее мнение предложено было от Синода».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С ним было у меня и нередкое письменное общение. Узнав об изданной Вами книжке воспоминаний о сем архипастыре, я крепко желал приобрести её тогда же, и даже собирался написать к Вам о сем моем желании, но не успел собраться, как Ваше Преосвященство угадали духом своим это желание и благоволили мне прислать сию книжку, с прочими приложениями. Прошу принять мою живейшую благодарность за сей дар братолюбия Вашего. Простите только, что замедлил своею благодарностью. Причиной служит тяжкая болезнь, постигшая меня, Божиим гневом и милостию, в конце июня и начале июля и приблизившая меня даже до врат смертных, ради чего я и приготовился, как подобало, по долгу христианскому и пастырскому. Но верно предстательство угодников Божиих Казанских и теплые молитвы о мне паствы похитили меня из рук ангела смерти на более или менее продолжительное время. Приемлю сие Божие посещение как послание себе от Пастыреначальника – Христа Иисуса, в роде, например, посланий Его же к ангелу Ефесской, или Лаодикийской, или других из семи Церквей 1086 ... Теперь поправляюсь от злой огневицы, бывшей у меня, но ещё продолжаю принимать от ней врачевство и нахожусь в руках врача. От того, как видите, и пишу ещё не довольно твердою рукою. Между тем – вот что: к почившему Архипастырю я писал, незадолго до перевода его из Москвы, одно длинное и серьезного содержания письмо. Да и между другими моими письмами были о предметах более или менее относящихся к церковным делам. Желал бы знать, сохранил ли он у себя сии корреспонденции, и если сохранил, кому они достались? Но я утомил и Вас и себя своим многописанием. Простите на сей раз. Прошу Ваших молитв о моей немощи, и с истинным почтением, преданностию, и яже во Христе любовью есмь Вашего Преосвященства усерднейший слуга»... 5-го ч. писал я в Москву Высокопетровскому архимандриту Григорию: «С любопытством ожидаю июньской книжки Чтений в Общ. Люб. Д. Просв., в которой Вы сделали вклад материалов для биографии покойного Владыки. Да, пора ученому Московскому духовенству серьезно приняться за приготовление достойной биографии своего великого и незабвенного Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

А ежели, впрочем, по усмотрению в них нужды не будет, то и оставить оных можно». В заключении, заявляя о необходимости желательного возможно правильного и уравнительного распределения сборов с церковных вотчин и их крестьян, обер-прокурор «для лучшей архиерейским домам и монастырям пользы и ради пресечения напрасно на властей наносимых клевет» предлагал поручить властям «по рассмотрении всякого места к доходу и пользе домовной и монастырской и к положению уравнительных доходов, и учинив с показанием прежнего и нового окладов и о порядочном впредь того произвождении приложа ведомости, как возможно, без продолжения, представить в канцелярию», с тем, чтобы оная, рассмотрев эти ведомости в видах «уравнительного взимания сборов представила с своим мнением Святейшему Синоду. 430 Изложенные предположения предначертывали, так сказать, общую программу для занятий и деятельности нового учреждения, в видах правильного заведывания церковными вотчинами, и в то же время обнаруживали усиленную заботу об устройстве церковных вотчин и поднятии в них экономии и материального благосостояния. Но поводу этого предложения Святейший Синод, занявшись обсуждением вопроса: «каковым образом учредить канцелярию синодальную экономического правления» для наиспособнейшего в той канцелярии деть отравления постановил: «хотя в оную канцелярию к управлению дел Московского Высокопетровского монастыря архимандрит Пахомий, да за советника синодальный секретарь Павел Протопопов и определены, но для удобнейшего в исправлении происходящих в той канцелярии дел успеха следовало к оным как из духовных, так и из светских присутствующих число персон прибавить, а колико, и кого именно, и какое кому жалование производить, о том иметь впредь рассуждение. А ныне в прибавок к означенным прежде определенным членам быть в той канцелярии асессору Данилова монастыря игумену Товии и привести его к присяге по указу». Одобрив предположения обер-прокурора в остальных пунктах, с некоторыми, впрочем, с своей стороны пояснениями и дополнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010