Находился в лагпунктах 1, 3, 6, 9, 4 Вятлага. Его «лагерный маршрут» можно обозначить наименованиями нынешних населенных пунктов Верхнекамского района Кировской области, расположенных вблизи мест дислокации бывших лагпунктов Вятлага: п. Рудничный (ОЛП-1, Комендантский) — п. Созимский (ОЛП-3, разъезд М.Созим) — Ягодный (ОЛП-6 до войны) — ст. Мурис (ОЛП-9, лесозаготовительный отряд) — п. Полевой-2 (ОЛП-4, Сангородок). В ОЛП-4 находился своеобразный лагерный хоспис, здесь завершили свой жизненный путь очень многие обитатели Вятлага. Здесь он и скончался 06.07.1942 г. Это типичная для того времени смерть, последствия аномально холодной и голодной первой военной зимы, когда вымерла почти половина заключенных Вятлага. Согласно архивной справке, «Смерть последовала от декомпенсированного миокардита и старческой дряхлости. Погребён 07.07.1942 года в могиле Ш-16 на кладбище лагпункта 4 Вятлага». ВЯТЛАГ. Схема с именами Едва ли удастся найти могилу Ш-16 на обширном кладбище больничного 4 лагпункта («сангородок»), поселок Полевой-2, названном по имени одного из докторов Марьиной горкой. Социализм — это учет и контроль, и можно не сомневаться, что все схемы захоронений были в полном порядке, но ко времени, когда страна смогла позволить себе взглянуть на страшное прошлое и признать его ошибкой, все эти документы исчезли в неизвестном направлении. И поэтому крест памяти исповедника веры Христовой стоит рядом с крестами двух прославленных святых как кенотаф, символическая могила. Это максимум возможного приближения к их мощам — знать, что они там, на Марьиной горке, подобно тому, как очень многих святых людей мы можем почтить с точностью до локации «Бутовский полигон». Ныне Господь пожелал извлечь из забвения имя Своего служителя, и, значит, на нас лежит ответственность за доверенную нам его память Через 18 лет после смерти Ефимий Молчанов был реабилитирован 04.03.1960 г. президиумом Верховного суда РСФСР – «за отсутствием состава преступления». Эта констатация не меняет ничего, если отношение к памяти погибших не изменится. Сегодня эта память отторгается одними нашими современниками, а в душе других, — потомков пострадавших, — рана до сих пор не заживает. Ныне Господь пожелал извлечь из забвения имя Своего служителя, и, значит, на нас лежит ответственность за доверенную нам его память, и надо исследовать ее и осмыслить, сделать достоянием церковного народа. Это не только научное исследование, но и духовная задача.

http://pravoslavie.ru/147049.html

Делегация Санкт-Петербургской епархии приняла участие в фестивале " Братья " июля 2015 На Бородинском поле близ подмосковного Можайска с 18 по 26 июля прошел ежегодный летний Православный молодежный фестиваль " Братья " . Фестиваль " Братья " - это палаточный лагерь на 500 человек, которому в этом году исполнилось десять лет. Фестиваль проходит с 2005 года, в нем принимает участие православная молодежь из России, Белоруссии и Украины. 2015 год не стал исключением: несмотря на экономические трудности, с Украины приехало много ребят. Делегация от Санкт-Петербургской епархии была одной из самых многочисленных на фестивале: приехало 25 человек. Формированием делегации занимался епархиальный отдел по делам молодежи ; возглавил ее Данил Иванов, ответственный за работу с молодежью в Петродворцовом благочинии . Кроме того, в делегацию вошли яркие творческие личности - певица Ольга Братчина и ребята из миссионерского центра " Атриум под Покровом " . За время фестиваля они не раз выступали на сцене с песнями. Начался фестиваль в субботу 18 июля с презентации городов. Делегации от каждого города выступали с представлением в произвольной творческой форме. Команда из Санкт-Петербурга спела о любви к фестивалю " Братья " на мотив песни " Моя неласковая Русь " . Для тех, кто на фестиваль приехал уже не в первый раз, были видны изменения к лучшему. Расселение происходило не по городам, как раньше, а по секторам. В этом были свои плюсы: возможность сразу же познакомиться с ребятами из других городов. Сектора носили названия славянских племен - ятвяги, радимичи, северяне, кривичи, меря и другие, - которых объединил князь Владимир. Фестиваль " Братья " отличается насыщенной образовательной программой. Помимо разнообразных мастер-классов по рукоделию, рукопашному бою, колокольному звону организаторы проводят паломнические поездки и экскурсии. Самой многочисленной и продолжительной была поездка в Оптину пустынь. Также ребята могли выбрать экскурсию в Третьяковскую галерею, Кубинку или на Бутовский полигон.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В 2005 г. вышло в свет восьмитомное издание «Книга Памяти Бутовский полигон» содержащее список имен расстрелянных в Бутове и краткие справки о них. Это был ограниченный тираж, для удаленных территорий мало доступный. Новый проект уже не бумажное издание, а расширенная интернет-база. Помимо имен, дат и кратких справок, в нее будут загружены фотографии погибших. Таким образом, некоторые люди смогут впервые увидеть лица своих убитых родственников. Сайт уже начал работу , и регулярно в архив вносятся новые данные. Проектом руководит директор мемориального центра «Бутово» Игорь Владимирович Гарькавый. Архив воспоминаний «Русское Православие в XX веке» В него входят свидетельства тех, кто помнит 30-е, 40-е, 50-е годы, кто даже в тяжелое время не отрекся от веры, чьи близкие пострадали от репрессий. Собранная информация существуют во всевозможных форматах: это и аудио, и фото, и текстовые записи. Эти сведения зачастую не имеют связи с Бутовским полигоном, но рассказывают об истории всей страны. Материалы планируется также поместить на сайт . База контактов с потомками погибших на Бутовском полигоне Когда мемориальный центр только создавался, можно было предположить, что со временем людей, впервые открывших для себя, что кто-то из их предков был расстрелян в Бутово, будет становиться все меньше. Однако с развитием интернета, благодаря электронной базе со списками пострадавших, поток таких людей только увеличился. Практически каждую неделю в Бутово приезжают по два-три таких человека. Кто-то из них вообще ничего не знает о погибших предках, кто-то же делится уникальной информацией, привозит фотографии, документы, вещи связанные с памятью пострадавшего, которые войдут в экспозицию создаваемого музея. Карта мест массовых захоронений 1937-1938 годов Должна стать одним экспонатов музея. Людьми в разных уголках страны ведется масштабная поисковая работа по установлению мест, подобных Бутовскому полигону. Значительную роль здесь играет общество «Мемориал», которое имеет много отделений не только по России, но и за рубежом. Большой вклад вносят и отдельные энтузиасты, которые изучают историю, исследуют лагеря и территории захоронений. Мы постарались собрать эти сведения воедино и представить в виде карты входящей в экспозицию музея. Интерактивная карта мест служения священнослужителей и мирян Церкви Русской, пострадавших за веру в XX веке

http://foma.ru/butovo-fakti.html

Память жертв репрессий почтили в Санкт-Петербурге октября 2016 В день памяти жертв политических репрессий , 30 октября, в Санкт-Петербурге прошла акция " Молитва памяти " . У Соловецкого камня на Троицкой площади с 12:00 до 20:00 каждый желающий мог прочитать страницу из мартиролога, назвать имена пострадавших родных и близких. Первый листок с именами прочитал уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов. Руководитель центра " Возвращенные имена " при Российской национальной библиотеке, составитель книги " Ленинградский мартиролог " Анатолий Разумов рассказал, что имена погибших " во время красного ленинского и большого сталинского терроров " читаются также на Левашовской пустоши, в саду Фонтанного Дома у музея Анны Ахматовой, у Феодоровского собора , на площади Кулибина. Акция озаглавлена ахматовской строкой " Хотелось бы всех поименно назвать " . Панихида была отслужена у Соловецкого камня в 13:00 клириком Князь-Владимирского собора иереем Андреем Кореньковым . " События XX века, конечно, искалечили нашу страну, - сказал он в проповеди. - Мы стараемся не забывать этого, молимся о пострадавших во исполнение слов " я покажу тебе веру мою из дел моих " (Иак. 2:18). Большая часть труда по исцелению нашей страны лежит на нас. Для этого прежде всего необходимо перестать лгать о том времени " . Заупокойные литии также была совершены в 15:00 и 17:00. В акции принял участие кинорежиссер Александр Сокуров. " Слишком печальный день, чтобы говорить слова. То, что мы читаем имена - все, что можно сказать, остальное будет неискренне и формально " , - отметил он в беседе с журналистами.   Местом захоронения жертв массовых расстрелов стала Левашовская пустошь. На территории бывшего Советского Союза известно несколько десятков подобных мест, в том числе Бутовский полигон под Москвой, Сандармох под Медвежьегорском. Места захоронения были при каждом крупном городе и до конца существования СССР держались в секрете. Всего за неполных два года большого сталинского террора было уничтожено около 700 тыс человек. К ним надо прибавить умерших в лагерях и тюрьмах от пыток, болезней, голода. Страна потеряла невероятное число погибших в мирное время. Их родственникам не сообщали о расстрелах, прикрываясь формулой " 10 лет без права переписки " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=108...

На месте массовых расстрелов в Бутово сегодня были зачитаны имена 20 тысяч убитых в годы Большого террора. «Я специально приехала из Одессы. Вот, взяла с собой пакет, хочу набрать горсточку земли. Трудно об этом в общем говорить. Сколько лет, а как тяжело… Невозможно, просто невозможно», – показывает журналистам свой пакетик Галина Ефимова, дочь репрессированного актера ногинского театра Якова Ефимова. Галина Ефимова, дочь расстрелянного за " подрывную разлагательскую работу в театре, направленную к понижению качества спектакля " актера Якова Ефимова не может сдержать слез, когда вспоминает о своем отце В декабре 1937 ее отца расстреляли в Бутове по приговору «тройки» за «агитацию против советской власти», расстреляли через 15 дней после ареста. «Даже не стали разбираться, в чем дело, – считает Галина Яковлевна. –- Мне было тогда 1.5 года. Я была в архиве, читала дело. Агитация – абсолютно надуманное обвинение, кого он будет агитировать». Цитата из материалов дела: «Работая актером Московского областного театра в Ногинске, Ефимов проводил подрывную разлагательскую работу в театре, направленную к понижению качества спектакля и искажение образов». «Никто из труппы ничего на него не наговаривал, все говорили, что он хороший и ничего подобного не говорил, – вспоминает Галина Яковлевна. – Единственное, все от него открещивались. На вопрос «вы дружили?» отвечали, “нет, мы только по работе”». Позднее в семье вспомнили, что на спектакле «Очная ставка» отец играл следователя, и появился на сцене в нетрезвом состоянии. Видимо это и было той самой «разлагательской работой». Судьба отца долгое время оставалась неизвестной. В 1942 году вдове выдали фальшивую справку, что Яков умер в тюремной больнице от перитонита. И только в 1995 году на многочисленные запросы пришел ответ, что отец расстрелян на Бутовском полигоне, где и похоронен. Сегодня, 30 октября, Галина Яковлевна пришла вместе с другими родственниками жертв репрессий на Бутовский полигон, чтобы принять участие в мемориальной акции «Голос памяти». Ее участники вместе молились в храме святых Новомучеников и исповедников российских об упокоении пострадавших от государственного террора.

http://pravoslavie.ru/57114.html

Безусловно, и у меня есть и более почитаемые, более мне созвучные святые, и есть менее понятные. Канонизация святого побуждает всех нас еще раз пристальнее вглядеться как в жизнь святого, которого прославили, так и в свою собственную. Она побуждает не к тому, чтобы иметь у себя перечень святых, к которым, как к врачам-специалистам в поликлинике, можно обращаться по разным поводам, а к внутреннему развитию. – Каковы сегодня критерии для канонизации? – Перед канонизацией 2000 года были предложены следующие критерии: догматический – верность православной истине; нравственный – праведная, благочестивая жизнь; сакральный – чудотворения. Нетление мощей никогда не являлось необходимым условием для прославления. Большое значение имеет народное почитание. Наличие или отсутствие мощей не имеет никакого значения, точно так же как их тление или нетление. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств жизни человека, а не только смерти. При этом праведность жизни не означает безгрешности, у каждого святого могли быть свои падения, покаяние и победы. – У католиков есть процедура сбора " негатива " , который может воспрепятствовать канонизации на кандидата для причисления к лику святых. В Православной Церкви есть какие-то аналоги? – У нас обычно кто-то из членов комиссии представляет материал с позиции положительной, а кто-то, вступая с ним в дискуссию, предлагает контраргументы, но должности " адвоката дьявола " у нас нет. Это неофициальное распределение ролей, просто есть более жесткий и менее жесткий подход к данной проблематике. Народ и святые – Одним из критериев для канонизации является народное почитание. Большинство канонизированных святых в наши дни – новомученики. С одной стороны, они прославлены Церковью, им составляются службы, про них пишут книжки, но общенародного почитания новомучеников пока не сложилось. В Москве есть Бутовский полигон, но туда мало кто ездит, кроме совсем небольшого церковного актива. Даже постоянные прихожане большинства московских храмов чаще всего на Бутовском полигоне ни разу в жизни не бывали.

http://religare.ru/2_91849_1_21.html

Немало времени понадобилось на то, чтобы согласовать концепцию памятника и его техническое решение. Я предложил сделать для этого монумента форму раскрытого рва, точнее раскрытой насыпи, потому что все погребальные рвы в Бутове сверху выглядят как земляные насыпи, покрытые газонной травой. Когда на Бутовский полигон приезжают родственники расстрелянных здесь людей, часто задают вопрос, а в каком рве лежит мой родственник, в этом или в том? Ведь их несколько. Но рвы хранят много тайн и загадок, и, видимо, так будет всегда, мы никогда не узнаем, в каком рве покоится священномученик Серафим Чичагов, а в каком Мартин Лацис. Невозможно написать над каждым рвом имена лежащих именно здесь людей. Поэтому мы символически как бы раздвигаем землю и спускаемся внутрь этой расщелины по специальному пандусу, вокруг нас каменные доски с именами расстрелянных, и эти имена сгруппированы по дням приведения в исполнение приговоров. Таким образом, мы не просто читаем эти имена, мы читаем исторический документ, который не делил людей на преступников и святых мучеников. Идея разделить имена погибших по дням очень важна еще и потому, что человеческий ум не может и не хочет вместить в себя ту страшную правду, что когда-то такое было возможно, человек не воспринимает такие огромные числа, этот факт становится для него даже несколько мифичным. Поэтому очень важно помочь ему представить то немыслимое количество жертв, лежащих в этих рвах. Спустившись вниз этой ямы, человек проходит сначала одну дорожку, посвященную 1937 году, которая равна 150 метрам длиной, потом вторую, посвященную 1938 году, такую же по длине. Общая длина гранитных плит, на которых выгравированы имена, составляет 300 метров. Очень важным я вижу то, что человек спускается именно внутрь рва, тогда он чувствует себя на месте тех, кого расстреляли и скинули в эту яму. Человек, конечно, не видит останков погибших, потому что памятный ров сделан в двадцати метрах от настоящих погребений, но он находится на том же уровне, совсем рядом с погибшими, и это производит на душу человека сильнейшее впечатление.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5011978...

Совершаются крестные ходы — как к местам служения новомучеников, так и к местам массовых захоронений жертв репрессий, среди которых есть священнослужители и миряне, а среди них и те, кто прославлен Церковью. Там также устанавливаются поклонные кресты. К этим местам совершаются и паломничества. В этом отношении общецерковное значение имеет Бутовский полигон, где погребены многие новомученики. В определенные дни совершаются панихиды по всем невинно пострадавшим, например, в день памяти жертв политических репрессий, 30 октября, когда в храмах епархий совершаются панихиды по невинно убиенным в годы гонений, а за Литургией возносятся о упокоении их душ особые прошения. После богослужения произносятся проповеди, в которых разъясняется содержание и значение подвига новомучеников. Одним из удачных нововведений можно назвать установление билбордов с изображениями новомучеников и с цитатами из их творений. Только три епархии сообщили, что они пользуются этим методом просвещения населения. Наиболее успешен опыт города Старый Оскол в Белгородской митрополии. В этом году в подавляющем большинстве епархий прошли также конференции, посвященные теме " 1917-2017: уроки столетия " , в которых приняли участие представители властных структур и работники сферы образования. В докладах говорилось о новомучениках и исповедниках как известных общецерковно, так и служивших или пострадавших в конкретном регионе. Были опубликованы буклеты с описанием жизни и подвига новомучеников, которые раздаются участникам мероприятий. В Московской епархии совместно с подмосковным Министерством образования была издана книга " Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной " для бесплатной раздачи школьникам. Во многих епархиях устраиваются выставки, посвященные подвигу новомучеников. Некоторые экспозиции — передвижные, что позволяет демонстрировать их на многих приходах, в зданиях школ и библиотек. Устраиваются книжные выставки. На регулярной основе священниками проводятся беседы с педагогами общеобразовательных школ, колледжей, профессиональных лицеев по теме " новомученики и исповедники " , устраиваются конференции педагогических работников и руководителей общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. В воскресных школах регулярно проводятся уроки, посвященные памяти новомучеников. В некоторых епархиях уже созданы музеи новомучеников.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5063347...

Участники конференции ознакомятся с новыми исследованиями о соловецких новомучениках: руководитель паломнической службы Соловецкого монастыря монахиня Никона (Осипенко) расскажет о священномученике архиепископе Петре (Рудневе), сотрудники Соловецкого музея-заповедника Н.А. Дудоладова А.П. Яковлева сделают доклад о епископе Онисиме (Пылаеве) и протоиерее Константине Богословском. Будут представлены доклады «Увековечивание памяти соловецких узников в церковном и музейном пространстве мемориального комплекса " Бутовский полигон " » директора Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» И.В. Гарькавого и «В поисках следов Соловецких лагерей. К истории научно-исследовательских экспедиций на Соловках» члена Совета при Президенте РФ по правам человека С.В. Кривенко. В конференции примут участие исследователи и родственники заключенных. Ожидается приезд директора музея Павла Флоренского в Сергиевом Посаде, внука выдающего ученого и священника, игумена Андроника (Трубачева), а также сына писателя Олега Волкова В.О. Волкова. В рамках работы конференции планируется проведение экспедиции по поиску захоронений заключенных, расстрелянных на Соловках в феврале 1938 года. Экспедиция организуется Советом при Президенте РФ по правам человека. В год столетия революционных событий 1917 года организаторы конференции не могли не уделить внимание этой теме. Ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин выступит с докладом «1917 год и последующие события ХХ века в мемуарном наследии соловецких узников». Вниманию участников и гостей конференции будет предложена литературно-музыкальная композиция, подготовленная членами Преображенского братства из г. Северодвинск. Руководитель Национального музея республики Карелии М.Л. Гольденберг и директор Медвежьегорского районного музея С.И. Колтырин представят на конференции выставки, посвященные репрессиям в Карелии. По итогам форума планируется издание сборника материалов конференции. В 1937-38 годах были расстреляны 1818 заключенных Соловецкой тюрьмы особого назначения. 27 октября и 1-4 ноября в урочище Сандармох вблизи г. Медвежьегорска было уничтожено 1111 человек из этих заключенных. Приговор в отношении 509  человек был приведен в исполнение 8-10 декабря 1937 года предположительно в районе Лодейного поля, бывшей столицы Свирьлага, который к тому времени был расформирован. Еще 198 заключенных были расстреляны 17 февраля 1938 года в северной части Большого Соловецкого острова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4844204...

Ист.: Безбожник у станка. 1929. 17. С. 15; Бутовский полигон. Кн. 2. С. 169. Соч.: [Зерцалова А. И. ] Светильник Православия: (Пастырская деятельность бывш. настоятеля моск. придворного Архангельского собора прот. В. Н. Амфитеатрова). М., 1912; [она же. ] Подвижник веры и благочестия. М., 1995р; Духовные поучения, проповеди Валентина Николаевича Амфитеатрова, бывш. настоятеля моск. придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей. М., 1916. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ Гаврилович Безфамильный (1880-1937), мч., (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ Петровна Кузьминова (1884-1938), мц. (пам. 23 янв. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Крымова (1877-1937), мц. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Викторовна Куранова (1877 - 1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Тимохина (1881-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/115576.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010