Есть в Пензе и научное сообщество историков-краеведов во главе с Александром Игоревичем Дворжанским и его сподвижником Сергеем Владимировичем Зелевым, около 20 лет работавших над Пензенским мартирологом пострадавших за веру Христову. Их соавтор по этому труду – протоиерей Владимир Клюев, назначенный некогда на стройку храма, посвященного новомученикам, теперь уже настоятель Патриаршего подворья при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосино г. Москвы. Несколько лет назад их совместный объемный труд под общим названием «Праведный верою жив будет» был издан. В мартиролог включено более 2200 имен пострадавших. Это начинание продолжают молодые исследователи ПГУ и Пензенской духовной семинарии. Обширная работа ведется и с учителями, которым епархия оказывает консультативную и методическую помощь в разработке уроков, посвященных новомученикам, а также стендов, школьных музеев, приходских экспозиций, принципиально создаваемых руками самих детей из принесенных ими фотографий умученных, пострадавших дедушек-бабушек, из собранных самими же учениками фактов семейного предания. Разрабатываются паломнические маршруты в места памяти новомучеников пензенских и всероссийских – в том числе пензенская молодежь до ограничительных мер, связанных с коронавирусом, неоднократно посещала Бутовский полигон. Каждый из нас может найти среди новомучеников и исповедников кого-то сродного себе – личностно близкого Да и из взрослых ведь каждый может найти среди новомучеников и исповедников кого-то сродного себе – личностно близкого: или по роду профессии, или просто жившего на соседней улице или в селе, откуда ты родом. Хотя среди умученных-расстрелянных были, оказывается, и дети… На том же Бутовском полигоне расстреливали и подростков за какую-нибудь всего лишь буханку хлеба, утащенную с голоду. А сколько горя и издевательств пришлось хлебнуть и оставшимся в живых детям убиенных, объявленных «врагами народа». Но вот, кстати, от отрока Яниса Поммера вся правда гонений на его семью не скрывалась, и ему еще в детстве точно так же доставалось от неправославного или безбожного окружения – и он в итоге стал святым…

http://pravoslavie.ru/134510.html

Это неизбежно - если Светлое Царство, которое Вы ищете, носит посюсторонний характер, у Вас будут враги, которые будут мешать Вам его строить - не обязательно активно, просто самим фактом своего существования. И Вам придется с ними что-то делать. А по-хорошему уговорить удастся немногих. Вы либо отказываетесь от строительства Светлого Царства, либо отправляете их на Бутовский Полигон. В исторической реальности все приводило именно к Бутовскому Полигону. Почему об этом так важно помнить? Потому что идеология, породившая 1917 год — и все ужасы ХХ века — не исчезла. Та же самая антицерковная — и антирелигиозная — риторика, которую мы находим у Ленина, звучит и в наше время. Настроения революционной интеллигенции наших дней — антиправительственные и антиклерикальные — практически буквально воспроизводят настроения столетней давности. В некоторых кругах считается хорошим тоном исходить презрением по отношению ко всему, что связано с общественным порядком, безопасностью, государством, Церковью, причем в характерно ленинской манере. Как-то мне довелось присутствовать при беседе о том, каков смысл всех бедствий, постигших нашу страну в ХХ веке. " Ну, по крайней мере, мы показали другим народам, как не надо делать " — заметил один из участников разговора. Увы, люди редко учатся на ошибках — и тут сложно говорить, научили ли мы чему-нибудь другие народы. Хорошо бы самим научиться. Уроки истории ХХ века были слишком страшными, чтобы их повторять. Рейтинг: 9.4 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии ОЛЬГА 13 ноября 2011, 00:28 Хорошая статья об истории. Только жаль, что она (история) ничему не учит. Как стояли наши предки за землю, за веру! Как сражались! А теперь, посмотрите, в Москве молятся мусульмане, запрудив улицы и переулки. Иван третий встречал внуков Агари на Угре с мечом, а патриарх Кирилл допускает молится им в Москве. 170 000 пришло их на молитву в Выползов переулок, чуть меньше на Поклонную гору. Православные не могли зайти там в храмы.

http://pravoslavie.ru/49738.html

Выдающемуся российскому геологу Сергею Михайловичу Шику, одному из ведущих российских специалистов в области стратиграфии и палеогеографии четвертичного периода, в 1947-м не дали поступить в аспирантуру. «Кафедра меня рекомендовала на одно место единственного. Я уехал в партию, потом сдавать экзамены приехал. Захожу в аудиторию, там уже сидит какая-то девица. Ее сначала спрашивают, где она проходила практику. Она говорит, что в Крыму, и ее просят рассказать геологию Крыма. Она рассказала, получила свою пятерку. Сергей Михайлович Шик с супругой Сусанной Яковлевной, 1942 год Меня уже ничего не спрашивают. Говорят, расскажите-ка нам геологию Сихотэ Алинь. А тому курсу, с которым я кончал институт, Дальний Восток не успели прочесть. И это не входило в госэкзамены, — а нам сказали, что вступительные экзамены в аспирантуру по тем же вопросам, что и госы. Я говорю, что я не готовил. Они: расскажите, что знаете. Ну, я что помнил, то рассказал, и получил тройку. Остальные экзамены сдавать не стал, потому что все было ясно. Конечно, педагоги мне не объясняли. Но я все понял». В дальнейшем Сергей Михайлович пытался устроиться на работу в организацию, которая занималась поисками урана. Руководитель организации знакомый семьи академик Щербаков (ученик Вернадского) был благосклонен — согласился принять молодого специалиста. «Он со мной поговорил, сказал „мы тебя возьмем“. Но когда я пришел в отдел кадров, там посмотрели мою анкету и сказали „Вы нам не подходите“. Хотя сегодня я рад, что меня туда не взяли», — вспоминает старейший практикующий геолог Российской Федерации. Сергей Михайлович Шик, старший сын отца Михаила Шика, геолог, 1922 г.р. Расстрел на Воздвижение В 1990 году средний сын отца Михаила, Дмитрий Михайлович, к тому времени много читавший о репрессиях в позднесоветском самиздате, задался целью узнать подлинную судьбу отца и сделал запрос в КГБ. «Получил извещение-открытку, — вспоминает Дмитрий Михайлович, — пошел один. Брату и сестрам не стал говорить. Беседовал с чекистом на Покровке, в голубом здании с флигелями… Он выдал мне свидетельство о реабилитации, произнес официальные слова извинения. Сказал, если хотите ознакомиться с делом, то надо написать заявление. Я ответил, что я подумаю. Но потом, переживая и повторяя в уме все это, я понял, что лучше мне этого не требовать».

http://pravmir.ru/evrejskie-rodstvenniki...

Несмотря на все способы борьбы с верой и Церковью , которые задействовала атеистическая власть, результаты такой политики не привели к ожидаемым советской властью результатам. Как показала всесоюзная перепись населения 1937 года, «из 98 миллионов 400 тысяч человек старше 16 лет, проживавших в СССР, верующими себя назвали 55,3 млн. человек, или более 55%. Православными себя назвали 41,6 млн. человек, т. е. 42,3% взрослого населения, или 75,2% из всех религиозных людей. Следовательно, около населения страны остались верующими, из них на селе и в городе» 109 . Перепись была не анонимной, поэтому число верующих было ещё больше 110 . Как показывают современные исследователи, «в своей закрытой документации деятели „Союза воинствующих безбожников“ признавали, что атеистов в стране не более 10%» 111 . Пропагандируемые атеистами теории Маркса – Ленина о естественном отмирании религии и Церкви не работали. Поэтому с 1937 года начинается период жесточайших кровавых гонений в отношении собственного народа. Однако начавшееся послабление репрессивной политики власти в отношении Церкви с началом Великой Отечественной войны (фактически с 1942 года) показало, что как только начали открываться храмы, они заполнились молящимся народом. Фактически это означало провал атеистической политики и показало, что народ во многом сохранил веру в Бога и верность Православию. Миф пятый: О том, что гонений и репрессий вообще не было; если и были, то репрессировали не за веру, а за государственные преступления; «Бутовский полигон – фальшивка» Последним прибежищем атеистически одарённых историков является мнение о том, что репрессировали верующих и православное духовенство не за их религиозные убеждения, а за «государственные преступления». Если посмотреть на то, что писалось выше о политике советской власти в отношении Церкви и религии вообще, то становится понятным, что само наличие религиозных убеждений и их публичная демонстрация в атеистическом государстве уже воспринимались как минимум неблагонадёжность, а как максимум – прямое преступление. По классификации атеистической власти, «церковники» относились к «классово чуждым» и попадали в категорию «антисоветских элементов», в отношении которых необходимо было применять те или иные виды репрессий (см. выше: «О советской свободе слова») 112 . Как отмечают исследователи, в СССР в XX веке, хотя христианство формально и не было под запретом, но «с Церковью и духовенством боролись с помощью обвинений в антигосударственной деятельности» 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это неизбежно — если Светлое Царство, которое Вы ищете, носит посюсторонний характер, у Вас будут враги, которые будут мешать Вам его строить — не обязательно активно, просто самим фактом своего существования. И Вам придется с ними что-то делать. А по-хорошему уговорить удастся немногих. Вы либо отказываетесь от строительства Светлого Царства, либо отправляете их на Бутовский Полигон. В исторической реальности все приводило именно к Бутовскому Полигону. Почему об этом так важно помнить? Потому что идеология, породившая 1917 год — и все ужасы ХХ века — не исчезла. Та же самая антицерковная — и антирелигиозная — риторика, которую мы находим у Ленина, звучит и в наше время. Настроения революционной интеллигенции наших дней — антиправительственные и антиклерикальные — практически буквально воспроизводят настроения столетней давности. В некоторых кругах считается хорошим тоном исходить презрением по отношению ко всему, что связано с общественным порядком, безопасностью, государством, Церковью, причем в характерно ленинской манере. Как-то мне довелось присутствовать при беседе о том, каков смысл всех бедствий, постигших нашу страну в ХХ веке. «Ну, по крайней мере, мы показали другим народам, как не надо делать» — заметил один из участников разговора. Увы, люди редко учатся на ошибках — и тут сложно говорить, научили ли мы чему-нибудь другие народы. Хорошо бы самим научиться. Уроки истории ХХ века были слишком страшными, чтобы их повторять. Сергей Худиев Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/krovavyj-den-kalendary...

Вот совсем недавно в результате таких страстей в арабских странах были убиты тысячи мирных жителей, уничтожены жилые дома. Как коротка наша память! Ведь что принесла на Русскую землю октябрьская революция? Россия была отброшена в своем развитии не менее, как на сто лет назад, пролиты целые реки крови, пронесся целый ураган геноцида русского народа. Уже не десятки и не тысячи, а миллионы невинных людей расстреляны, растерзаны, замучены. И в чью угоду это сделано? Открывая ежедневно церковный календарь, на каждое число мы видим по нескольку десятков имен российских новомучеников. И это только малая толика того, что составляет весь сонм новомучеников, в земле Российской просиявших. В результате строители так называемой «новой жизни» в эти годы советской власти погубили весь цвет русской нации. Разруха, голод 30-х годов унесли миллионы жизней русских людей. Расстрелы заложников, разграбление храмов и монастырей, осквернение святынь… В этом ряду — подавление Кронштадтского, Тамбовского и уже послевоенного Ростовского восстания. Кошмары Соловков, ГУЛАГа и Бутово — как это можно забыть? а все эти страшные грехи наказанием явилась Великая Отечественная война. Разве не ярким выражением этого наказания явилась голодная смерть в Петрограде во время блокады семисот тысяч жителей — так называемой колыбели революции? Многие не знают сегодня, какой с 17-го года была жизнь русского крестьянства. Нищенское существование. Ничего не получая за свой труд, крестьянин был еще вынужден платить налоги с маленького надела земли. Такая политика привела к полному разорению русского села и деревни. Молодежь уходила из деревни на заработки в город, и жизнь нашего села к концу советского периода таяла как весенний снег. Нынешнее же время нельзя назвать легким для России. Но мы спокойно живем, дышим, не ожидая воронка НКВД, увозящих нас на Колыму, в Соловки, на Бутовский полигон. Вполне очевидно, что жизнь наша шаг за шагом становится стабильнее, благополучнее. По всей России люди доброй воли возрождают храмы, монастыри, даже строят новые. Мы видим все больше и больше молодежи в Церкви, большое внимание в храмах стало уделяться православному воспитанию детей, множатся многодетные православные семьи.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=1774...

Всё это делали с нами, христианами, вы - атеисты. Да-да, в известном смысле и лично Вы, господин Познер, член КПСС с 1967 года. И как мы теперь с этим будем? Была бы определенная логика в том, чтобы вернувшие себе Россию православные вовсе запретили атеизм как преступное мировоззрение и политическую практику, равнозначную, допустим, нацизму. Чтобы Соловецкий лагерь, наша Треблинка, стал местом всенародного почитания, а Бутовский Полигон, наш Дахау, средоточием всенародной памяти и скорби. Чтобы любое преуменьшение и отрицание атеистического террора против православных преследовалось по закону, а носитель соответствующего мировоззрения рассматривался как непосредственный виновник тех несчастий, которые обрушились на нашу многострадальную землю в последнее столетие. Мы не требуем этого по двум причинам, которые зовутся Справедливость и Милосердие. Как то, так и другое в известном современному человеку виде - чисто христианские идеи. Это Справедливость требует от нас взыскивать с человека только за его индивидуальные грехи, только за то, что он лично сделал, а не за преступления его единоверцев, единомышленников, единоплеменников, или хотя бы родственников. Древний дохристианский мир такой идеи не знал - даже в самых развитых древних обществах царила идея коллективной ответственности. И лишь вера в то, что Христом Спасителем искуплен любой «коллективный» грех раскрыла дорогу личному отношению к любому падшему. Это Милосердие требует от нас покрывать любовью то, что сделано против нас в прошлом и даже в настоящем. Это оно требует от нас, порой, не ожидать даже просьбы согрешившего о прощении и прощать его, несмотря на его упорство. Справедливость и Милосердие - основы нашего христианского мировоззрения. И они, конечно, исключают саму мысль о возмездии гонителям Христианства. Это не значит, что вернувшись к нормальному состоянию нашей России, к обществу, в котором присутствует Бог, в котором Вера имеет значение, мы не должны предпринимать никаких усилий для того, чтобы Ваши атеистические гонения и расправы над нами не повторились. Мы, конечно, не боимся повторить путь мучеников - для христианина нет ничего радостней смерти за Христа.

http://ruskline.ru/opp/2017/maj/18/otkry...

- Сегодня не редкость услышать, что именно Сталин выиграл Великую Отечественную войну. Когда пытаешься возразить, что народ выиграл, говорят - нет, Сталин, ведь это он руководил страной. - Сначала на лжи построили революцию, мол, людей эксплуатируют, люди плохо живут. На самом деле всё было в достатке. Люди были за царя. Россия была богатая, крепкая, могучая. Были расходы на оборону, страна была крепкая в военном отношении. Был громадный флот. Всё было. Революция не была нужна. Теперь врут про Сталина. Кем он был? Бандит Коба, который грабил инкассаторов. За что он сидел? За грабёж, за злодеяния. Бандит, одним словом. Мог ли он положительную роль играть в войне? Если что-то и было с его стороны, то это - необдуманные приказы. Остались воспоминания немцев, что они чуть с ума не сходили, в упор расстреливая наши войска. Людей гнали вперёд, а сзади шли заград­отряды. Один штурм Сапун-горы в Севастополе чего стоит - сколько там наших дивизий полегло. Кровь текла рекой. По-другому можно было вести наступление, чтобы не было таких жертв, но Сталин не привык жалеть людей. В августе 1941 г. он отдал приказ взорвать при отступлении Днепрогэс. После взрыва плотины образовалась волна в несколько десятков метров, она сносила всё на своём пути, утонули десятки тысяч человек. Может, в этом и есть заслуга Сталина - погубить столько людей. А народ наш и без этого был настроен защищать Родину, Отечество. И это при том, что в первые годы войны не было ни снабжения, ни обмундирования, ни достаточного количества оружия. Солдаты сутками не ели, на ногах носили обмотки. Люди в тылу, сами в голоде и холоде, всё на фронт отправляли. И всё это выдержал наш народ с Божией помощью. Господь дал нам Победу. Но никакой не Сталин, бандит этот! Сколько русских душ они вместе с Ульяновым погубили! Скольких они лишили жизни только на Колыме, на Соловках, на севере, на юге. За что? За что расстреливали совершенно невинных людей? Один факт. В Оранском монастыре Нижегородской области расстреляли 11 тысяч священников, монахов и архиереев! А на Бутовском полигоне - почти 30 тысяч человек. Чуть ли не каждый город, область превратились в полигон смерти.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Читайте также — Бутовский полигон как Русская Голгофа Открытый список В 2016 году был опубликован открытый список — базу данных о жертвах репрессий с 1917 по 1991 год. Открытый список построен по принципу Википедии. Информация постоянно добавляется, обновляется и редактируется самими пользователями. Автором проекта стал Благотворительный фонд «Протяни руку», который занимается помощью лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, в местах лишения свободы. На сайте Открытого списка более 2,5 миллионов записей о жертвах политических репрессий. Люди находят имена родных в списках, составленных на основе официальных документов и размещают их биографию. Последний адрес В 2014 году открылся проект «Последний адрес». В память о человеке, ставшим жертвой политических репрессий, на доме, в котором он жил, устанавливают небольшую табличку с его именем. Проект призван показать, что жертвами репрессий становились обычные люди, такие, как мы с вами. По доносам забирали невиновным. Обвинения были безосновательными, а наказания чрезмерно жестокими, вплоть до расстрела. «Последний адрес» стал гражданской инициативой, которую реализует «Фонд увековечения памяти жертв политических репрессий „Последний адрес“». Аналогичный проект «Камни преткновения» существует в память о жертвах Холокоста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 30 октября, 2018 30 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 29 октября, 2018 27 октября, 2018 31 октября, 2017 30 октября, 2017 30 октября, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/den-pamyati-zhertv-pol...

К экологической ситуации в России владыка высказался критически: — Мне приходилось много путешествовать. Я думаю, та экологическая ситуация, которую создаем вокруг себя мы, находится в лучшем случае на уровне стран третьего мира. Выйдете в любой загородный лес, и помимо деревьев и растений вы непременно увидите огромные кучи мусора, отходы, которые лежат прямо вдоль дороги, в местах общественного пользования и отдыха. У нас есть дурная привычка оставлять там, где мы отдыхали, все отходы: пивные и пластиковые бутылки-то, что будет, если его не вывозить, веками лежать на месте, где его бросили. Конечно, одна из задач Церкви — воспитывать людей, чтобы они относились к своей Родине, к природе своей Родины с уважением и не загрязняли ее. Семья без страха Документ о ювенальной юстиции, по мнению владыки Илариона, связан с реальной жизнью. С одной стороны, дети должны быть защищены государством: — Дети нуждаются в защите. Ситуация в некоторых семьях очень неблагополучна: когда пьющие родители, когда родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Конечно, какие-то формы контроля со стороны государства бывают необходимы. С другой — основную ответственность за ребенка несет именно семья: — У семьи есть первичная ответственность по воспитанию ребенка, и никогда государство не должно оказаться над семьей. Когда приходит инспектор и смотрит, что в холодильнике нет апельсинов, поэтому ребенок должен быть изъят — это не просто нонсенс, а преступление против семьи. К сожалению, такие примеры очень часты в западном обществе и их можно найти и в нашей стране. Родители не должны жить в страхе от того, что у них могут отнять ребенка. Новомученики: памяти много не бывает Вопрос о сохранении памяти новомучеников вызвал живой интерес у участников пресс-конференции. Владимир Легойда не скрывал пессимизма: несколько лет назад был проведен опрос, согласно результатам которого огромный процент аспирантов-гуманитариев вообще не знают, что такое Бутовский полигон . — Назвать понимание подвига новомучеников нашим обществом и собственно церковным сообществом достаточным, очень сложно, — заметил Легойда. — Подвиг новомучеников и исповедников Русской Церкви — это то сокровище, которое есть не только у Русской Церкви, но и у всех наших народов.

http://pravmir.ru/istinnaya-povestka-dny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010