На сем камне я создам Церковь Мою Современный человек снова оказался в неустойчивом, лишенном традиции мире, и путь к ней ему приходится искать самому; и путь этот по традиции проходит через ближайших святых — новомучеников 7 февраля, 2010 Современный человек снова оказался в неустойчивом, лишенном традиции мире, и путь к ней ему приходится искать самому; и путь этот по традиции проходит через ближайших святых — новомучеников Журнал «Фома» Бутовский полигон начал функционировать в 1937 году в преддверии 20-й годовщины Октябрьского переворота и является одним из неизученных, но важнейших символов истории России ХХ века. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»: Бутовский полигон начал функционировать в 1937 году в преддверии 20-й годовщины Октябрьского переворота и является одним из неизученных, но важнейших символов истории России ХХ века. Оказалось, что власть в стране или те, кто ее тогда олицетворяли в лице Сталина и его окружения, могут без всякой внешней войны и без внешних побудительных признаков развязать войну против своего народа и за несколько лет только в одной области выборочно убить столько людей, сколько проживает в небольшом городке. Причем людей, принадлежащих ко всем социальным слоям, — здесь и крестьяне, и рабочие, и интеллигенция, и представители всех политических движений, включая победивших императорскую Россию большевиков; здесь и представители всех национальностей России. Бутовский полигон — это памятник им всем, значимый для всей России. В нем — скрытый урок, что бывает с народом, когда над ним одерживает победу вместе с частью народа, им быть переставшей, ему чуждая власть. Но сказать, что мы вполне не то что усвоили, но хотя бы приблизительно поняли символический смысл этого скорбного места, было бы весьма преждевременно. Прежде всего потому, что Бутовский полигон явился закономерным результатом предшествующей истории, а она нам почти неизвестна. История России ХХ столетия подобна скорому поезду, с огромной скоростью промчавшемуся мимо сегодняшних наших современников, где скорость определилась огромным числом участников событий, массовыми человеческими страданиями и сверхчеловеческими напряжениями, наполнившими течение ХХ столетия такой плотностью содержания и смысла, какие обычно переживаются народами в течение столетий. Однако технические изобретения и стиль повседневной жизни в XXI столетии подталкивают человека мчаться и дальше с такой же скоростью, не оглядываясь назад и не особенно изучая уроки прошлого, между тем как направление движения всегда задано прошлым, потому-то его и нужно знать и даже опасно не знать.

http://pravmir.ru/na-sem-kamne-ya-sozdam...

Добраться до русской Голгофы очень просто: Москва, метро " Бульвар Дмитрия Донского " , автобус до конца. На повороте синий указатель: " Памятник истории – Бутовский полигон " . Две бабушки в автобусе крестятся на указатель: это первое свидетельство истинного, сердечного почитания подвига русских новомучеников, которое я наблюдаю. Автобус останавливается возле нового белокаменного храма и огромного Поклонного креста, сделанного в Соловецкой кресторезной мастерской. Сам полигон – чуть поодаль. Поверх бетонного забора по-прежнему колючая проволока, но ворота настежь. Маленький бревенчатый храм, звонница. Березы – их корни пробираются среди человеческих костей. Фотовитрина: сотни лиц. Мужчины и женщины, старики и юноши, художники и ученые, священники и крестьяне, архиереи и приходские старосты... Ниже – таблица: количество расстрелов на полигоне по месяцам. В декабре почему-то пик: план закрывали?.. В расстрельном списке полигона – 20 тысяч 761 человек. Но это далеко не полный список, это только за 37–38 годы. Есть все основания полагать, что расстреливать на этом полигоне начали в 35-м, но тогда еще не в таких масштабах, потому и ямы копали вручную. А в 37-м пустили экскаваторы. На сей день на территории бывшего полигона НКВД в Бутово обнаружено 13 хаотично расположенных рвов. Первый из них вскрыли еще в середине 90-х, после официальной передачи этой территории Церкви. Общину бутовского храма благословил на эти скорбные труды Святейший Патриарх Алексий. Ров длиной более ста метров был заполнен костями – до половины; значит, когда это были не скелеты, а тела, он был заполнен до краев. Кроме костей, были остатки одежды и обуви. Поверх всего этого лежали вывернутые наизнанку резиновые перчатки – вы догадываетесь, как они туда попали? Протоиерей Кирилл Каледа – настоятель храма во имя святых новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. Где-то здесь, в этих рвах – кости его деда, священномученика Владимира Амбарцумова. Расстрелянный священник Владимир Амбарцумов – кровный отец его матери, Лидии Амбарцумовой-Каледы (в конце жизни – инокини Георгии), и духовный отец его отца, протоиерея Глеба Каледы. Такое вот родство, кровное и вместе духовное.

http://pravoslavie.ru/46673.html

Хроника: Освящение второго храма в Бутове Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 19 мая 2007 г. в Бутове был освящён второй из храмов — каменный, просторный, двухэтажный. Совсем, казалось бы, недавно здесь, на Старо-Варшавском шоссе, был только глухой забор, ограждающий “что-то” от глаз людских. Внутри располагался Бутовский полигон, — страшное место, где были “опробованы” методы массового уничтожения — расстрел на краю рва. Здесь были убиты тысячи людей, в подавляющем большинстве совершенно ни в чём не виновных; более трёхсот из них ныне прославлены в лике новомучеников. Летом 1993 года родственникам убитых впервые позволили войти в ворота. А люди стали ставить поминальные свечи. Осенью на полигоне установили мемориальный камень. После того как полигон был передан Русской Православной Церкви, здесь проводились кропотливые исследования захоронений; одновременно составлялась Книга памяти — гигантский список жертв тайного массового убийства. На полигон шли поклониться памяти невинно убиенных; здесь служили панихиды. 8 мая 1994 г. (в Фомино воскресенье) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на полигоне был водружён поминальный Крест-Голгофа. А вскоре Святейший Патриарх написал резолюцию на прошении верующих о строительстве храма в Бутове: “Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе”. Осенью того же года была зарегистрирована община храма Святых новомучеников и исповедников Российских; ктитором общины был избран Кирилл Глебович Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова, лежащего в одном из бутовских рвов. 25 июня 1995 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в Бутове в палаточном храме, установленном перед Крестом, была совершена первая Божественная Литургия. 11 декабря 1995 г., в день мученической кончины священномученика митрополита Серафима (Чичагова), возглавителя сонма бутовских новомучеников, был водружён крест над деревянным храмом. Через год храм был освящён, начались регулярные богослужения. С апреля 1998 г. настоятелем храма стал рукоположенный во иерея Кирилл Каледа.

http://pravmir.ru/hronika-osvyashhenie-v...

В.А. Юлин Святые бутовские мученики, молите Бога о нас! Жестокие и кровавые события XX века стали особенно трагическими для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и внутренних, гонителей-богоборцев. Только на одном Бутовском расстрельном полигоне – этой Русской Голгофе – в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. было расстреляно и захоронено 20 765 человек, из них 940 мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. 160 «Когда перед ними стал выбор – пойти на страдания и смерть или отречься от Христа, – они шли на смерть. По милости Божией, вопреки усилиям гонителей, мы помним все имена мучеников, и кровь мучеников снова стала семенем Христовым», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Прославление в лике святых сонма Новомучеников и Исповедников Российских на рубеже двух тысячелетий как бы подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божиего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных тяжких заблуждений народа. Прав был Александр Исаевич Солженицын, когда говорил: «Мы должны осудить публично самую идею расправы одних людей над другими». Ведь ответственность – коллективная: и общества, и государства. Виноваты все мы. Покаяние – это и есть беспристрастный суд, которым мы судим себя самих перед Богом. Бутовский полигон – это урок: нужно «жить не по лжи». Когда входишь под своды бутовского храма Воскресения Христова и святых Новомучеников и Исповедников Российских, то испытываешь чувство глубокой признательности ко всем, кто немало потрудился, чтобы воздать должное памяти верных чад Русской Православной Церкви, принявших мученическую кончину за Христову Веру. На стенах храма размещено более пятидесяти икон Бутовских святых – по дням расстрелов. В их числе – шесть икон пострадавших в Бутове иерархов во главе с митрополитом Серафимом (Чичаговым) , во имя которого освящен правый придел храма. В центральном алтаре храма на столпах алтаря помещены две соборные иконы. На правом столпе находится икона Собора Новомучеников и Исповедников Российских, которая является копией центральной части иконы, написанной к прославлению новомучеников и исповедников в 2000 г. (оригинал в храме Христа Спасителя). На левом столпе – икона Собора Новомучеников, в Бутове убиенных. Эта икона написана по образцу иконы Собора Российских Новомучеников. Отличие только в том, что на первой иконе мученики изображены на фоне храма Христа Спасителя, а на другой иконе бутовские святые стоят на фоне бутовского деревянного храма, перед которым – бутовский голгофский крест, а ниже – рвы со святыми останками убиенных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

К сожалению, в нашей стране таких мест очень много: более 100 подобных объектов сейчас находится в базе данных общества «Мемориал». Их появление связано с той политикой государственного террора, которая проводилась с момента возникновения советской власти в 20-30-е годы (особенно в середине 30-х годов), когда совершались страшные массовые операции. Тогда по оперативному приказу Николая Ежова за номером 00447 по всему Советскому Союзу началась охота на антисоветский элемент — на людей, которых советская власть уничтожала не за реальные преступления, а либо за происхождение, гражданскую позицию, либо за идеологические взгляды, религиозные убеждения. Поскольку эти репрессии носили характер конвейера (людей арестовывали по заранее спущенным сверху цифрам, по статистике, которую утверждали в Москве в Политбюро, и дальше на местах органами НКВД этих людей находили и уничтожали), было предписано выделить специальные места для их захоронения, потому что обычных кладбищ и крематориев не хватало. Так в Московском регионе появился Бутовский полигон, а точнее, как тогда называлось это место, Бутовская спецзона НКВД. Действительно, сейчас по документам, которые находятся у нас в руках, по тем спискам, которые опубликованы, в том числе в книге памяти «Бутовский полигон», мы можем утверждать, что на Бутовском полигоне с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 года было расстреляно и захоронено 20 тысяч 761 человек. Митрополит Иларион: У меня есть пять томов этой книги, которые содержат просто списки расстрелянных людей: фамилии, имена, отчества, даты рождения и даты расстрела. Только списки расстрелянных, без какой-либо дополнительной информации, составляют пять томов. То есть мы говорим о том, что государство совершало преступление против собственного народа, потому что отыскивали так называемый антисоветский или контрреволюционный элемент, но под эту статью можно было приплести все что угодно. Сосед мог расправиться с соседом, обвинив его в антисоветских высказываниях, сказав, что он у себя на кухне говорил что-то против Ленина или Сталина или выразил недовольство существующим строем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4371128...

Небесная литургия в Бутово Богослужение в память новомучеников, совершаемое в Бутово , — это литургия, совершаемая под открытым небом на полигоне, где происходили массовые казни невиновных людей. Этот день собирает под предстоятельством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, многих епископов, сотни священников и диаконов Москвы и Московской области и тысячи людей со всей России. 12 мая, 2011 Богослужение в память новомучеников, совершаемое в Бутово , — это литургия, совершаемая под открытым небом на полигоне, где происходили массовые казни невиновных людей. Этот день собирает под предстоятельством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, многих епископов, сотни священников и диаконов Москвы и Московской области и тысячи людей со всей России.   Днесь новомученицы Российстии/в ризах белых предстоят Агнцу Божию/и со Ангелы песнь победную воспевают Богу:/благословение, и слава, и премудрость,/и хвала, и честь,/и сила, и крепость/нашему Богу/во веки веков. Кондак новомученикам 1 мая 2010 года в день памяти Новомучеников и исповедников российских на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в Москве в 11-й раз состоялась торжественная литургия под открытым небом. Литургия в этот день совершалась 1 мая по н. ст., день, до сих пор ассоциирующийся с торжеством рухнувшего коммунизма, борцы за который в свое время и устроили этот полигон. У каждого христианина есть выбор, куда поехать в этот день: по своим делам или на Бутовский полигон, чтобы почтить память святых и других людей, погибших безвинной мучительной смертью, и ныне прославляемых Церковью. Литургия под открытым небом И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий, видом подобный камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. Отк. 4,3 Богослужение в память новомучеников , совершаемое в Бутово , — это литургия, совершаемая под открытым небом на полигоне, где происходили массовые казни невиновных людей. Этот день собирает под предстоятельством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, многих епископов, сотни священников и диаконов Москвы и Московской области и тысячи людей со всей России.

http://pravmir.ru/nebesnaya-liturgiya-v-...

Пн Настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа: Забвение может привести к потере национальной идентичности 13 травня 2023 р. 18:43 Настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа дал интервью журналу «Фома». — Отец Кирилл, почему о Бутове наши современники знают так мало? — Люди боялись говорить о репрессиях. Таких семей, где детям рассказывали, что их дедушка или бабушка пострадали в годы лихолетья, было очень мало — все скрывалось. И была ложь со стороны государства. Сейчас каких-либо препятствий к восстановлению памяти новомучеников, к их почитанию нет, но большого интереса к этому тоже не наблюдается. Мы отмахиваемся: мол, зачем «ворошить старое», потому как страшно. Нам бы жить наслаждаясь, коттедж строить, на пляж ездить. Но здесь важно следующее: мы не понимаем значения этого вопроса. Говорить о подвиге новомучеников в прошедшем времени неправильно, но «ворошить» такое прошлое просто необходимо, так как это наши корни. К нам часто приезжают люди и говорят, что им известно, что их дед или прадед пострадали во время репрессий, но где — они не знают. Однажды приехали молодые люди и сказали, что их двоюродный дедушка был монахом, в 1937 году его арестовали, и он пропал и где-то расстрелян. Мы начали искать. Оказалось, что их дедушка — это архиепископ Владимирский Николай (Добронравов), известный богослов, член Поместного Собора 1917 года, преподаватель Московской духовной академии . А в семье сохранилось только воспоминание о том, что он был монахом. И узнавая, восстанавливая жизненный путь своего деда, люди эти пришли к вере, семья воцерковилась. Я освящал их квартиру в городе, они приезжают на полигон в день памяти владыки. И это вовсе не единичный случай. — Как получилось, что Вы, ученый и исследователь, оставили науку и стали настоятелем храма в Бутове? — На Бутовском полигоне пострадал за веру мой дедушка священник Владимир Амбарцумов. Я рос в верующей семье, и мы всегда молились о том, чтобы узнать обстоятельства смерти дедушки Володи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6026678...

2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Источник: www.martyr.ru Священнослужители и миряне, пострадавшие в Бутово 2007 год – это год многих забытых юбилеев. 90 лет февральской и октябрьской революции. И, так сложилось что это юбилейный год и для 1937 года. Этот год – целая веха церковной истории, и всей мировой истории — одна из самых массовых волн расстрелов. Исполняется 70 лет с года мученической кончины тысяч православных христиан, священников, епископов- расстрелянных только за то, что они не отреклись от Христа, не сняли крест, не предали на допросах http://www.pravmir.ru/article_400.html , не извергали ругательств http://www.pravmir.ru/article_1591.html … Только на Бутовском полигоне похоронены десятки тысяч http://www.pravmir.ru/article_1752.html верных чад Православной Церкви. Мы начинаем публиковать серию материалов о новомучениках, на чьей крови стоит возрождение Церкви в наши дни, чьей молитвой живы все мы… О, велицыи страстотерпцы Новомученицы Российстии, с любовию припадаем к вам, и прославляюще ваша подвиги, Благоговейно лобызаем раны ваша, молите спастися душам нашим. (Из службы святым Новомученикам и Исповедникам Российским) Незадолго до своего последнего ареста св. митрополит Серафим (Чичагов) говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний… Сейчас многие страдают за веру, но это — золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства». (За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917 — 1956. Библиографический справочник. М. ПСТБИ. 1997. Книга вторая (готовится к печати). В России, как нигде в XX веке, проявилось противостояние Добра и Зла. Семьдесят лет, прошедшие с октября 1917 года, стали временем беспримерных гонений за веру, превзошедших даже гонения первых веков христианства. Сонмом мучеников преисполнилась Русская Православная Церковь, сохранившая в дни жестоких испытаний чистоту и крепость веры. Духовный опыт мучеников, их страдания, место их гибели святы для нас. «Русской Голгофой» назвал Патриарх Алексий II одно из мест массовых расстрелов — Бутовский полигон под Москвой.

http://pravmir.ru/k-70-letiyu-1937-goda-...

Бутовский полигон ЦВ 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г. Память — это действие 22 мая Святейший Патриарх Кирилл возглавил заупокойную литию на Бутовском полигоне. Участники богослужения возгласили «Вечную память» всем, пострадавшим на этом месте в годы репрессий. Многие годы Бутовская земля хранит воспоминания о кровавых событиях тоталитарного прошлого. Вскоре здесь появится аллея памяти из мемориальных досок, на которых все погибшие будут перечислены поименно. О проблемах, связанных с созданием подобных памятников, рассуждает директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. Действующее российское законодательство не предусматривает возможности бюджетного финансирования захоронений жертв террора. Существование в ряде регионов мемориальных комплексов, при создании которых те или иные ответственные лица нашли возможность использовать государственные ресурсы, является, особенно в условиях ужесточения бюджетного законодательства, почти подвигом, совершенным либо по неотступности посетителей (родственников пострадавших, правозащитников), либо по пониманию этими ответственными лицами важности подобной деятельности. В первой половине 2000-х годов Генпрокуратура в ответ на жалобу «доброхотов» проводила проверку действий правительства Московской области и администрации Ленинского района МО при создании мемориала в Бутове, который до сих пор не имеет официального статуса. Необходимы разработка и принятие закона об увековечении памяти пострадавших в годы советской власти, предусматривающего организацию и финансирование государством историко-архивных исследований этого периода, создание соответствующих музеев, поиск, благоустройство и содержание мест захоронений с определением их охранного статуса. Закон должен утверждать активное начало государства в этом делании, но допускать и поддерживать, в том числе и финансово, инициативы, исходящие от общественных и религиозных организаций, включая и Русскую Православную Церковь как одну из наиболее пострадавших в годы террора структур.

http://e-vestnik.ru/society/pamyat_eto_3...

Война миров: Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Интервью с профессором МДА Алексеем Светозарским Источник: Татьянин День — В 1938 году в Русской Православной Церкви оставалось только 4 действующих архиепископа, через 11 лет, к 1949 году, епископат Русской Церкви насчитывал уже 74 архиерея, занимавших кафедры в пределах нашей страны. Что же произошло в те годы? – В 1938 году заканчивается по отношению к Церкви большой террор. В 1932 году статья 58 пункт 10 «контрреволюционная агитация и пропаганда» – это 5 лет ссылки, вскоре — это однозначно расстрельная статья или 10, 25 лет ссылки. Во второй половине 30-х идет тотальное уничтожение духовенства и активных мирян. Бутовский полигон – это страшный памятник эпохи большого террора и просто поголовного уничтожения духовенства. Тенденции к изменению политики на самом деле наметились примерно в 1939 году. Это подтверждает недавно опубликованный документ из президентского архива (это бывший архив Сталина) о пересмотре дел священнослужителей и о возможном освобождении лиц духовного звания, которые, как там сказано, не являются социально опасными. Другое дело, что нужно посмотреть, насколько это было доведено до реальных шагов: освобождалось ли духовенство, был ли такой антипоток из ГУЛАГа. Но такое распоряжение лично Сталина было. Я думаю, что первое время митрополит Сергий тоже не чувствует, что что-то меняется. Однако уже в 1941 году по свидетельствам того времени чувствовалось, что что-то должно поменяться. Был закрыт журнал «Безбожник», свернута антирелигиозная пропаганда. Такое было молчаливое принятие тех патриотических инициатив, которые исходили из церковной среды. А в 1943 году был заключен такой сталинский конкордат. Муссолини определил статус Католической Церкви, так и Сталин определяет официально статус Православной Церкви, определяет статус общества, которое открыто исповедует свои взгляды, никак не вписывающиеся в единственно верную марксистскую картину восприятия мира. Откровенно идеологически враждебные взгляды. Не будем, конечно, идеалистами. В обмен на это жесткий контроль за церковной жизнью.

http://pravoslavie.ru/36721.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010