– Лучше помолиться о них. Мне доводилось проводить экскурсии по полигону разным людям… и иерархам, и двум президентам, но самой тяжелой была встреча с одной женщиной… Она православный иконописец, и за три месяца до этого визита (ей понадобилось три месяца, чтобы собраться с духом!) она узнала, что ее любимый дедушка, который принимал участие в ее воспитании, был одним из тех, кто создавал Бутовский полигон. Я знаю и другие примеры, когда потомки тех, кто в то время работал в органах, принимал активное участие в репрессиях, приходили к вере и даже иногда становились священнослужителями. 1937 год – Общество «Мемориал» недавно опубликовало списки тех, кто работал в НКВД с 1935-39 гг., что вызвало недовольство их потомков. Споры идут и об открытии архивов ФСБ. Нужно ли знать эту информацию? – Да, нам нужно больше знать об этом времени, ведь знаем мы очень мало, и в этом огромная непоследовательность наших действий, нашей политики в сфере воспитания и образования, в формировании нашего мировоззрения. И поэтому то, что материалы были опубликованы, – это хорошо. Вместе с тем, конечно, это неприятно и страшно – узнать, что твой родственник принимал участие в репрессиях, – но если мы хотим жить в мире и любви, мы должны найти мужество, чтобы молиться об этих людях, а через молитву прийти к примирению. – Может быть, стоит понимать «массовое покаяние» не как публичное битье челом, а как изменение ума? Ведь слово «покаяние» именно так переводится с греческого… – В том-то все и дело, что нужны не публичные процессы, в результате которых мы получим только войну. До сих пор в отделах по борьбе с терроризмом висят портреты Феликса Дзержинского, кто-то считает, что нужно вернуть памятник. Но ведь Дзержинский тоже был террористом! Как это воспринимать? Раздвоение ума? Шизофрения? Необходимо, чтобы дети со школьных лет прикасались к страшной истории нашей страны. Этот процесс медленно, но верно начинается: в Москве открылся музей истории ГУЛАГа, и школьников начинают возить туда. Конечно, речь идет не о миллионах посетителей, но, по крайней мере, о десятках тысяч. Но это только начало. Необходимо заниматься просвещением.

http://pravmir.ru/napitsya-i-ne-poyti-na...

Система «троек НКВД», судов и приговоров рабо­тала как государственная машина, и если при свер­ке фотографий обнаружи­валась ошибка, то этого человека отправляли обратно в тюрьму. Сотруд­ники НКВД действовали не по произволу, а соглас­но жёсткой инструкции.   В этом и заключается самое большое лукавство,  «узаконенное беззако­ние»... – Да, в нашем пред­ставлении они соверша­ли беззаконие, однако, каждый из них действо­вал, как он это понимал, в соответствии с инструк­цией, за нарушение кото­рой и сам мог быть при­влечён к ответственности. Другое дело, что сама эта инструкция была бесче­ловечной и беззаконной по отношению к прави­лам человеческого обще­жития, противной Закону Божьему. А действовали испол­нители по такой схеме: приговорённых привози­ли в бараки, соответству­ющие люди, придя в барак, сверяли личность челове­ка с фотографией и выводили его к так называемым сотрудникам по особым поручениям для приведе­ния приговора в исполне­ние. Затем производился расстрел, а тела сталкива­лись и закапывались в за­ранее вырытые экскавато­ром рвы. В 1990-е, когда встал вопрос об изучении Бу­товского полигона, как места массовых казней, Московское управление службы безопасности произвело расследова­ние: были опрошены те, кто имел в то время от­ношение к хозяйствен­ному управлению НКВД, вырыты пробные шурфы, а затем силами прихода Новомучеников и испо­ведников Российских на Бутовском полигоне были произведены раскопки некоторых рвов – таким образом установлено, что полигон действитель­но является местом мас­совых захоронений рас­стрелянных. Неужели было достаточ­но только одного обвине­ния в принадлежности к Церкви, чтобы пригово­рить к смертной казни? – Конституцией тогда гарантировалась свобода вероисповедания, и если следователи и спрашива­ли арестованного о вере, то только приватно, не за­нося этой части допроса в протокол, потому что это было бы нарушением пра­ва, данного человеку Кон­ституцией, поэтому аре­стованному вменялись в вину преступления поли­тического характера (ст. 58 УК СССР). В то время соци­альный слой духовенства и даже тех, кто вообще не имел никакого отношения к Церкви, обвиняли в поли­тических преступлениях, которых они не совершали.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Весьма важным для Русской Церкви в прошедшие годы было сотрудничество с христианами иных конфессий в государствах, возникших на постсоветском пространстве. С большинством из этих конфессий мы имеем общую историю, насчитывающую десятки и сотни лет, — историю, исполненную драматическими событиями. Советский период, отмеченный жесточайшими гонениями против всех религий, принес христианам общий опыт страданий и слез и в то же время укрепил их в стоянии за веру «даже до смерти, и смерти крестной»  (Флп. 2, 8). Символом этого стояния стал подмосковный Бутовский полигон, где были расстреляны десятки тысяч людей, среди них – не только православные, но и католики, и старообрядцы, и представители других традиций. В советские годы мы накопили пусть и скромный, но очень важный позитивный опыт межхристианского сотрудничества. И я могу с уверенностью сказать, что в то время мы хорошо понимали необходимость поддерживать друг друга. Положение гонимых сплачивало христиан. Думаю, что этот опыт еще не оценен по достоинству. В его изучении важны не только официальные документы, принятые на миротворческих конференциях и форумах, но и свидетельства личных контактов между христианами разных конфессий, изобилующие примерами взаимопомощи и сострадательной любви. Именно этот опыт помог христианам бывшего Советского Союза осознать, что в новых условиях, наряду с темами, разделяющими христианские конфессии, есть много проблем, по которым мы занимаем общую позицию. Необходима была постоянная площадка для выработки и представления такой позиции обществу. Еще в 1994 году в Москве прошла конференция  «христианских церквей и религиозных объединений, традиционно осуществлявших свое служение в Советском Союзе… и имеющих опыт сотрудничества друг с другом в содействии миру и согласию». Избранная тема соответствовала проблемам того времени: «Христианская вера и человеческая вражда». В итоговом документе конференции говорилось: «Для того чтобы действия христиан, направленные на благо общества, были скоординированы и открыты для обсуждения христианами разных исповеданий, а также для решения проблем и спорных вопросов, могущих возникать между христианами, мы согласились создать постоянно действующий механизм межхристианского сотрудничества».

http://pravmir.ru/problema-detej-sirot-v...

Бутовский полигон Добрая гордость страной законна и правильна – нам есть чем гордиться, – но это должна быть гордость с открытыми глазами Когда в Москве проводилось голосование относительно памятника Дзержинскому, одна дама написала в соцсети: «Я проголосовала за возвращение Дзержинского, потому что я не хочу, чтоб мои внуки ненавидели страну, в которой живут». Меня это поразило. Значит, для того, чтобы любить Россию, надо непременно «Железного Феликса» возлюбить?.. Не могу, конечно, говорить за всех, проголосовавших против памятника главному чекисту, но, сдается мне, не одна я отдала свой голос святому князю Александру (голосовать могли и не москвичи тоже) – именно потому, что Россию люблю. Эта любовь не имеет ничего общего с примитивным вариантом антисоветчины – тотальным отрицанием всего доброго, что делалось народом, людьми в этот советский период, всех побед, которые были одержаны. Но эти победы – они, безусловно, России принадлежат, хотя она и называлась в тот момент Советским Союзом. Это было имя временное, и мы не можем, не должны закрывать глаза на то, с чем оно было связано – не только с победами, но и с духовным и физическим насилием, принудительным безбожием, массовыми репрессиями. Памятник Дзержинскому на Лубянке в Москве Огромная беда наша – в тех самых «лени и нелюбопытстве», о которых еще Пушкин писал, и в невежестве как следствии. Один саратовский коллега, неглупый вроде бы человек, адресовал мне в соцсети следующее рассуждение: «О жестокости большевиков сейчас говорят много, но на самом деле их можно понять и есть за что поблагодарить. Какой была царская Россия? Нищая, почти поголовно неграмотная, отсталая стран без будущего. Будущее перед нею раскрыли именно ненавистные тебе большевики». Ну, что тут скажешь? Наследство советских учебников истории почему-то чрезвычайно живуче, и историческое невежество своих позиций не сдает; про «немытую Россию» царских времен и даже про «социальный ад», который якобы являло собой это государство, я слышу и читаю периодически. Меж тем источников, показывающих нам совершенно другую страну, предостаточно. Какой же она была, эта страна, Российская империя? Не идеальной, нет, – мы делаем ошибку, если ударяемся в «контрмифологию», видя царскую Россию истинным раем на земле. Это было реальное государство со своими проблемами, но, безусловно, способное их решить; мощное, просвещенное, активно развивавшее свою экономику, промышленность, науку образование, культуру. Более подробно останавливаться не буду – повторюсь, источников достаточно. Особо рекомендую книгу митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи» .

http://pravoslavie.ru/159825.html

Памятные даты – это своего рода опорные точки нашего коллективного сознания. Есть такие даты, которые требуют нашего общего ответа на вызов прошлого. Оглядываясь на них, мы проверяем свое положение не только в пространстве «большой истории», но и в сетке нравственных координат. Такой, на мой взгляд, является и наступившая 75-я годовщина начала массового террора середины 30-х годов прошлого века. Конечно, нельзя быть «заложником печальных дат и цифр», понимая, что есть вещи, о которых жизненно необходимо помнить всегда и везде, но даже формальный повод обратиться к этой важной и больной теме нельзя игнорировать. Но формальный повод ни в коем случае не должен стать причиной формального отношения к нему. Наоборот, очередная веха пройденного пути требует от нас живого, творческого ответа. Бутово. К великому сожалению, эта скорбная дата не стала поводом для мероприятий на государственном уровне. Нет никакой федеральной программы, никакого масштабного плана действий,  но, тем не менее, нельзя сказать, что годовщина Большого террора проходит совсем незамеченной. Различные общественные организации и  просто неравнодушные граждане пытаются как-то противостоять настроению молчания и равнодушия. Во всяком случае, на уровне общественных инициатив идет заметная деятельность. Для нас первым в ряду мероприятий, связанных с увековечением памяти о пострадавших 75 лет тому назад, стали молодежные сборы на Бутовском полигоне, проводившиеся в этом году совместно с Московской киношколой. Уже в шестой раз в начале июля мы собираем школьников, не равнодушных к теме исторической памяти. Мы не называем это «лагерем», так как делаем акцент не на отдыхе и развлечениях, а на созидательной и просветительской деятельности. Будучи церковно-общественным мемориалом, не получающим государственного финансирования на содержание территории, при проведении сезонных работ —  покос травы, расчистка дорожек, забота о деревьях —  Бутовский полигон сильно заинтересован в добровольческой помощи: будь то приехавшие к нам трудиться волонтеры или спонсоры-благотворители, выделяющие материальные средства на те или иные работы.

http://pravmir.ru/pomnit-chtoby-zhit-75-...

На Б. п. осужденных доставляли из московских тюрем: Таганской, Сретенской, Бутырской, а также из районных тюрем Московской обл. и из Дмитлага - огромного лагерного объединения, предназначенного для строительства канала Москва-Волга (узниками Дмитлага были также сооружены стадион «Динамо», Юж. и Сев. (Химкинский) порты Москвы, жилые комплексы и многое др.). После прибытия на Б. п. осужденных заводили в барак якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли приговор, сверяли данные и наличие фотографии. Случалось, что казнь откладывали из-за к.-л. разночтений в документах, а иногда (в единичных случаях) даже отменяли. Приведение приговора в исполнение осуществляла одна из «расстрельных команд» - группа из 3-4 офицеров спецотряда, как правило, людей со стажем, служивших в органах ОГПУ-НКВД со времен гражданской войны, имевших правительственные награды; в дни особо массовых расстрелов число исполнителей, очевидно, увеличивалось. На казнь из барака выводили по одному, каждый палач вел свою жертву к краю рва, стрелял в затылок с расстояния не более метра и сбрасывал тело в траншею. Далеко не всегда при этом присутствовали врач и прокурор. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, к-рые копали вручную; с авг. 1937 г., когда казни в Бутове приняли невиданные в мировой истории масштабы, экскаваторы карьерного типа выкапывали для этих целей траншеи шириной и глубиной в 3 м, длиной от 150 м. За день в Бутове редко расстреливали менее 100 чел., бывали дни, как, напр., 28 февр. 1938 г., когда казнили 562 чел. Иногда, видимо, приговоренных расстреливали в московских тюрьмах, а на Б. п. привозили только для захоронения. Большую часть расстрелянных на Б. п. составляют крестьяне и рабочие Москвы и Подмосковья, к-рых зачастую арестовывали и казнили семьями, включая подростков и стариков. Подавляющее число жертв были беспартийными, т. е. далекими от политики людьми, имевшими низшее образование или неграмотными. Примерно четверть от общего числа казненных на Б. п.- уголовники, подавляющее число их было расстреляно за прошлые судимости, по к-рым прежде они уже отбыли срок наказания. Под категории «социально опасных» и «социально вредных элементов», осужденных и расстрелянных на Б. п., подпадали самые разные люди: родственники ранее осужденных, бывш. царские министры, нищие, уличные торговцы, гадалки, картежники. В янв. 1938 г. с санкции властей началась тайная расправа над инвалидами: в февр.-марте того же года было расстреляно 1160 инвалидов. Большинство казненных на Б. п. были русскими (более 60%), затем следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы - всего свыше 60 национальностей, в т. ч. граждане др. гос-в: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Греции, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.

http://pravenc.ru/text/153701.html

Я жду нового героя литературы, рожденного испытаниями и целями войны за Донбасс, за Русский мир. Люди, рисковавшие жизнью во имя Родины, «за други своя», поправшие смерть, обладают особым нравственным и гражданским опытом, у них совсем другая шкала ценностей и степень ответственности. Именно таких акторов, как сказал бы постмодернист, нам не хватает в нынешнем управленческом слое, в СМИ, в культуре, в системе просвещения, погрязших в пороках компрадорской элиты, которая, конечно, сделает все, чтобы не пустить чужаков во власть. Думаете, после той войны такого сопротивления не было? Было. Перечитайте «Тишину» Бондарева! Но Кремль принял верное решение. Тогда. Как вы относитесь к литературным премиям? С одной стороны, творческие люди нуждаются в признании, с другой – обществу сообщается, что есть такой прекрасный писатель, хотя на самом деле он средний… Ю. П. К премиям я отношусь скептически. У Бабаевского было три Сталинских премии, у Платонова – ни одной. И что? В свое время, громко хлопнув дверью, я вышел из числа «академиков» «Большой книги» – не было сил смотреть на весь этот мухлеж, когда попадание сначала в длинный, а потом в короткий список определяло все что угодно (политическая, групповая и сексуальная ориентация, родственные связи), но только не уровень текста. Я даже разразился тогда в «Вечерке» гневной статьей «Бутовский полигон». В ту пору главным модератором, а вернее, манипулятором «Большой книги» был окололитературный персонаж с псевдонимом Бутов. Вы не представляете, какое давление испытывают бедные «академики» накануне голосования! Когда десятый, наверное, доброхот позвонил мне и стал умолять отдать голос Прилепину, я взорвался: «Это почему же?» – «Не кипятись, старик, мы знаем, что ты скептически относишься к Захару, но он перешел от либералов к патриотам, и его надо поддержать. В противном случае победит Алексиевич! А это катастрофа! Администрация настаивает…» И всё в таком же духе. Кстати, для истории: премию Ленинского комсомола мы с Алексиевич получали одновременно. Я – за «ЧП районного масштаба». Она – за одическую книжку о Дзержинском. Почему-то хорошо запомнил на ее груди новенький орден, полученный за активную работу в партийной печати. Вообще, литературные премии – это в последнюю очередь награда за талант, а в первую – итог многолетних сложных интриг и случайных обстоятельств.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/13/geroem...

Мероприятия Международных образовательных чтений, посвященные увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, пройдут 22 апреля и 18 мая 14 апреля 2021 г. 10:58 В рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXIX Международных образовательных чтений состоятся мероприятия традиционной секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений». В этом году заседание секции пройдет 18 мая с 16 до 19 часов в Сергиевском зале Храме Христа Спасителя в Москве. Теме новомучеников будет посвящена экскурсия по мемориальному комплексу «Бутовский полигон», организованная для участников Чтений (в настоящее время дата экскурсии уточняется), а также вебинар, посвященный практике увековечения подвига новомучеников, который состоится 22 апреля. К участию в данных мероприятиях приглашаются все заинтересованные лица. Методические семинары, посвященные увековечению памяти новомучеников, проходят в рамках программы Рождественских чтений уже более десяти лет. В этом году, учитывая сложившуюся ситуацию, помимо традиционной очной встречи в Храме Христа Спасителя, где также будет организована трансляция для участников в епархиях, организаторы проводят дополнительный семинар в дистанционном формате, что сделает участие в нем доступным для специалистов из различных епархий и регионов. Главная тема вебинара — «Общероссийский музей подвига и исповедничества " Русская Голгофа "  — первые итоги работы. Создание виртуального музея». Представление православных музейных проектов в сети Интернет стало еще более актуально в условиях пандемии коронавируса, когда привычные традиционные формы работы стали во многом недоступны. Что такое виртуальный музей, и чем эта форма может быть полезна для сохранения исторической памяти Церкви? На эти и другие вопросы постараются найти ответы организаторы вместе с участниками вебинара. К участию в нем приглашаются руководители и сотрудники православных музейных проектов, сотрудники епархиальных комиссий по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, преподаватели и студенты духовных школ и теологических факультетов, исследователи, журналисты. В рамках вебинара состоится круглый стол о формах работы виртуальных музеев и экспозиций, посвященных подвигу новомучеников и исповедников. Ведущий семинара — председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской и увековечению почивших священнослужителей Московской епархии протоиерей Кирилл Каледа. Координатор — Игорь Владимирович Гарькавый, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской . 

http://patriarchia.ru/db/text/5797907.ht...

Есть разные оценки советского периода и, как мне кажется, сегодня очень важно не выдергивать одну из радикальных оценок, которые сводятся к тому, что всё было хорошо или всё было плохо. В советский период было много хорошего, и нужно об этом честно сказать. В советское время были совершены многие героические и созидательные деяния нашего народа. Но это не значит, что при всех позитивных оценках того, что было сделано в советский период, мы должны забывать о том, что многие люди пострадали только из-за того, что они принадлежали к тому или иному сословию — к сословию духовенства, купечества, дворянства. При всех позитивных оценках советского периода, которые имеют право на жизнь, никогда нельзя забывать о тех преступлениях, о тех неправдах, которые были совершены. Нам нужно очень серьезно проанализировать советский период нашей истории. Я приглашаю всех к этому, в том числе на площадках Всемирного русского собора. Нам, действительно, при анализе этого периода нужно взвешивать все за и все против, все правды и неправды, все достижения и преступления. И то и другое было. В.Р. Легойда: Спасибо, отец Всеволод. Я в качестве эмоционального окончания — как видите, тема животрепещущая и вопрос очень важный — хотел сказать, что лет шесть назад мы проводили социологическое мини-исследование среди аспирантов гуманитарных вузов города Москвы о том, знают ли они, что такое Бутовский полигон. Я сейчас не помню точных цифр, но, если мне память не изменяет, не меньше четверти вообще не знало о том, что это такое. Повторяю, это аспиранты гуманитарных специальностей московских высших учебных заведений. Эту ситуацию иначе как катастрофической для нашей памяти, для нашего общества, понимания истории назвать нельзя. Поэтому важным является, о чем сказал отец Всеволод, изучение и духовного, и интеллектуального наследия новомучеников. Это то, что мало сейчас известно, книги издаются очень маленькими тиражами, поэтому можно только присоединиться к призыву коллегам-журналистам говорить об этом больше.

http://patriarchia.ru/db/text/2785913.ht...

Очень отрадно, что Храмы возводят не только на деньги простых жителей, которые строятся 15-20 лет. Такая компания как Мортон возвела храм буквально за год и теперь люди в новых районах могут получить духовную поддержку, а это сейчат просто необходимо. Спасибо Вам! 19.11.2013 - 06:03 Интересно, г-н Ручьёв сильно : Интересно, г-н Ручьёв сильно заблуждается или сознательно заговаривает потенциального покупателя, который ещё не имел дела с ГК " Мортон " ? Статья большая, но лишена смысла. Однако, многие утверждения однозначно не соответствуют действительности. Подход " технократа-домостроителя " к своей " миссии " именно путём " финансового глобализма " - ради своей многократной выгоды вытягивают последнюю копейку с клочка земли, открыто игнорируя местных и будущих жителей. Несмотря на запреты властей, категорическое несогласие местных жителей, в малоэтажном новом микрорайоне " Сакраменто " вместо обещанной школы ГК " Мортон " строит 4 высотных дома, нарушая к тому же, архитектурный облик микрорайона. Крайне сомнительно заявление о строительстве храмов в каждом новом районе. Почему бы Вам, г-н Ручьёв, позиционируя себя православным, воплотить в реальность Ваши слова и построить вместо вопиюще незаконных домов небольшой храм в Сакраменто? Места хватит. А также дать людям запланированные Вами социальные объекты, чтобы Ваши новостройки не становились " каменными мешками " и " плавильными котлами " . 19.11.2013 - 12:08 Никогда не думала, что я живу : Никогда не думала, что я живу не только в красивом районе Бутово-парк, но еще и в уникальном святом месте. Безусловно, храм будет отлично подчеркивать уникальность моего района. Я была бы не против, если бы наш " бутовский полигон " стал духовным центром столицы. Очень рада, что мортон продолжает развиваться и предоставляет своим покупателям возможность не только для комфортного проживания, но и для развития, как умственного, так и духовного. 20.11.2013 - 12:40 Это наверно первый застройщик : Это наверно первый застройщик, который заботится о духовном развитии населения. И не говорите, что строят они их ради выгоды себе. На храме ведь не заработаешь. Спасибо, что есть такой застройщик у которого директор заботится о духовном развитии страны. 21.11.2013 - 14:26 Часто с семьей приходилось :

http://radonezh.ru/analytics/novye-podkh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010