Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В России вспоминают жертв политических репрессий 1 мин., 30.10.2019 В среду 30 октября 2019 года в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Установление этого дня памяти связано сразу с двумя событиями. Во-первых, 30 октября 1974 года политзаключенные лагерей Мордовии и Перми объявили голодовку в знак протеста против репрессий по политическим мотивам в СССР. Вторая важная веха - 30 октября 1991 года по постановлению Верховного Совета РСФСР в стране был впервые официально отмечен День памяти жертв политических репрессий. 30 октября на Бутовском полигоне Москвы состоится ежегодная акция «Голос Памяти» , посвященная памяти жертв политических репрессий. Также в этот день в разных городах России и даже за рубежом пройдет акция   «Молитва памяти» с чтением имен расстрелянных в годы советских репрессий. В годы советской власти массовым репрессиям подверглись миллионы людей, причем не всегда это было связано с политикой, так как репрессировали и за религиозные взгляды. Только за период с 1937 по 1938 годы в стране были осуждены 1,3 млн. человек, более 680 тысяч из них были расстреляны. С середины 1940-ых годов проводились репрессии по национальному признаку. Особым местом памяти в этот день является бывший стрелковый полигон НКВД в Бутове, где только в период «большого террора», с августа 1937 по октябрь 1938-го, были расстреляны 20 762 человека – в основном жители Москвы и Подмосковья, люди разных вероисповеданий и политических взглядов. Около 1000 человек расстреляны в Бутове за исповедование православной веры, более 300 из них уже прославлены как новомученики. Всего же в период с 1921 по 1953 год в стране были репрессированы более 4 млн. человек. Читайте также: Репрессии Новомученики Голос нашей памяти Бутовский полигон Пустошь Прошлое, которое надо ворошить Чего мы не знаем о местах массового захоронения? Фото с сайта  martyr.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-rossii-chtut-pamyat-zhe...

Сергиенко: Но ведь здесь, на Бутовском полигоне, были погребены останки не только священнослужителей, но многих и многих самых разных людей, в том числе связанных с режимом, коммунистов, чекистов. Кто вообще здесь погиб? о. Кирилл: Общее число имен тех, кто пострадал на полигоне, мы не знаем. Полигон начал действовать с конца 1935-го или в 1936 году, и вплоть до начала 50-х годов здесь производились захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах. А мы знаем только тех людей, которые здесь были расстреляны и захоронены в период с августа 1937 по октябрь 1938 года. Это почти 21 тысяча, точнее 20 761 человек. Когда я впервые увидел эти списки, я был поражен тем, что среди расстрелянных очень много самых простых людей, т.е. рабочие, крестьяне. Есть, кажется, двое 14-летних ребят. Самый старый — Владыка Серафим ( священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский — прим. ред. ), ему было 82 года, он самый старший по возрасту и самый старший по сану. Есть около тысячи тех, кто пострадал за веру — в основном это священнослужители и монашествующие, но сейчас выявлено около 200 мирян, которые были за это арестованы. Несомненно, это число больше, но обнаружить их достаточно сложно, потому что не всегда грань здесь четко проходит. Большая часть пострадавших — это русские, славяне: русские, украинцы, белорусы. И в основном это жители Москвы и Московской области. Но наряду с ними есть люди, можно сказать, со всего света: много немцев, поляков, литовцев, латышей, есть китайцы, несколько индусов, уроженцы Америки и т.д. Один даже бур из Южной Африки. Бедолага приехал сюда строить коммунизм и вот здесь жизнь свою кончил. И действительно, в Бутове в общих рвах лежат и святые, праведники, и страшные преступники. Есть свидетельства о том, что тех офицеров, которые принимали участие в казнях, тоже здесь расстреливали, скидывали и клали в те же самые рвы. И это большой урок нам: у Господа, перед лицом смерти они все оказались едины. Этот момент, с моей точки зрения, богословски еще не осознан, не осмыслен.

http://pravmir.ru/butovskij-poligon-russ...

– Они жили какое-то время на территории Бутова или приговор сразу приводили в исполнение? – Как представляется, их привозили сюда ночью или поздно вечером из московских тюрем – это в основном из Бутырки и Таганской тюрьмы. Есть обоснованная версия, что автомобили-душегубки (это машина с отсеком, куда попадали выхлопные газы, и где перевозились люди), были изобретены именно в Бутырке. Изобретателем был некто Берг, который руководил большей частью расстрелов. Людей привозили сюда, на полигон, заводили в барак и говорили, что будет санобработка. Им предлагали раздеться, и уведомляли, что они приговорены к высшей мере наказания, т.е. к расстрелу. Производилась сверка документов, наличие в деле фотографий. Затем человека уводили и расстреливали. Обычно в день расстреливали больше ста человек, в некоторые дни – более пятисот. Так 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека. Как рассказывал сам комендант полигона, некто Садовский, — в основном расстреливали из пистолетов, но исследования, которые были проведены, по благословению святейшего Патриарха общиной храма святых новомучеников и исповедников Российских, показали, что применялись и автоматическое ружьё. Только вера в Бога, в Воскресение Христово, во всеобщее Воскресение, могла помочь сохранить образ и подобие Божие в таких условиях. Иначе всякий смысл жизни терялся. Поэтому очень показательно, что многие люди, которые по жизни были мужественными, военными, поднимали за собой армии, выходили в атаку, — в этих условиях ломались и писали на своих близких доносы и бред. Я говорю это, ни в коем случае не осуждая их, потому что ни дай Бог нам оказаться в подобных условиях, но это так. Вместе с тем, какая-нибудь верующая деревенская старушка 70-ти лет совершенно спокойно говорила, что всё происходящее послано народу за его грехи. И что придёт время, когда храмы на русской земле будут восстанавливаться, и советская власть закончится. И её за эти слова расстреливали. Те люди, которые, казалось бы, могли устоять в таких условиях, но не имели веры – ломались. А, например, деревенские, простые люди оказывались намного сильнее и мужественнее именно благодаря вере.

http://pravmir.ru/butovskij-poligon-lyud...

Богослужебная форма поминовения и сохранения памяти о пострадавших близка не всем, нужно и что-то другое. Поэтому было принято решение 30 октября— в светский день поминовения жертв политических репрессий — зачитывать имена всех, кто пострадал на Бутовском полигоне. Завершив панихиду в храме, мы выходим на территорию захоронения и на специально установленном помосте читаем имена 20 761 человека, расстрелянного здесь в период с августа 1937 по октябрь 1938 года. Люди идут в течение всего дня: кто-то приезжает к началу поминовения, кто-то к середине, кто-то ближе к концу, после рабочего дня, становится в очередь и затем читает: такого-то числа на Бутовском полигоне было расстреляно столько-то человек —и затем перечисляет этих людей. Чтение имен обычно продолжается более семи часов.      В Бутове было обнаружено 13 погребальных рвов общей протяженностью почти три километра. Люди кладут на них цветы, ставят лампадки, фонарики — и к вечеру весь полигон покрывается красными огоньками. Это не единственная форма светского поминовения. К нам регулярно приезжают группы людей из разных городов и стран, которым мы устраиваем небольшие экскурсии: и по храмам — ведь в них хранятся некоторые вещи,связанные с пострадавшими— и конечно, выстраиваем наш рассказ таким образом, чтобы это было понятно конкретной группе. Если мы знаем, что группа приехала, например, из Люберец, мы, соответственно, смотрим, кто из пострадавших был их земляками, и стараемся рассказать о них все, что нам известно. По благословению Святейшего Патриарха недавно начались работы по созданию мемориала, на котором будут высечены имена всех пострадавших в Бутове — это тоже светская форма сохранения памяти. Важно, что мемориал будет общим: мы сознательно не идем по пути установления памятников отдельным группам пострадавшим, например, латышам, украинцам, литовцам, финнам, или металлургам, или конкретным убиенным, как это нередко делается в подобных местах, например, в Левашове. С самого начала наша община решила, что раз Господь положил их вместе, пусть они будут вместе— ведь могила-то у них общая.

http://pravoslavie.ru/87255.html

Как будет выглядеть мемориал Над братскими захоронениями в 2006 году были сделаны насыпи. И создатели памятника, который должен расположиться в восточной части мемориального комплекса, где находится яблоневый сад, обратились к этому образу братских захоронений. «Предполагается символически „раскрыть“ расстрельный ров, в котором будут каменные доски с именами погибших, — рассказал Игорь Гарькавый. — То есть человек спускается вниз (примерно на пол метра), чтобы оказаться на одном уровне с расстрелянными. Памятник будет представлять собой документ: объемно-пространственную модель расстрельных списков». Имена пострадавших будут сгруппированы по дням расстрела, по спискам НКВД. Можно будет видимо представить — сколько людей погибло в один день… Спуститься вниз не составит труда и людям с ограниченными возможностями: вместо ступенек будет пандус. Стены с именами будут идти с двух сторон — по годам — 1937 — 1938 годы. Общая длина стен примерно 280 метров при высоте надписей 1 метр 40 сантиметров. Об этом рассказал архитектор Александр Николаевич Жернаков, возглавляющий группу авторов архитектурной части проекта. Он отметил, что, поскольку Бутовский полигон — памятник истории, возможности создателей монумента — ограничены. Нужно учитывать множество факторов, в том числе — воздействие на окружающий ландшафт. Две аллеи — 1937 и 1938 годов сходятся у площадки с «колоколом памяти». «Когда человек переживает встречу с прошлым, он буквально погружается в историю. Это погружение требует выхода. Но не все пришедшие — верующие, христиане. „Колокол памяти“ лишен любых религиозных символов. Любой человек может ударить в него. Колокол будет соединять реальность и прошлое», — отметил Игорь Гарькавый. «Балка, на которой держится колокол — символ шлагбаума, который стоял перед полигоном и отделял жизнь и смерть для тех, кого везли туда», — рассказал Александр Жернаков. Бутовский полигон функционировал с 1934 года по 1953 год. О том, что известны имена не всех погибших обязательно будет указано в пространстве мемориала. Чтобы пришедшие вспомнили и о них. Когда появится памятник

http://pravmir.ru/yabloni-nad-rasstrelny...

Конечно, важное место занимает деятельность по развитию и сохранению Бутовского полигона и работа, направленная на то, чтобы память о новомучениках сохранялась не только на Бутовском полигоне, но и во всем народе, по всей стране. Но все это вторично. Главное — Литургия. — Это действительно ответ пастыря. А что насчет Вашего прихода? Это в основном люди, интересующиеся памятью новомучеников или просто живущие неподалеку? — У нас сейчас на приходе относительно немного людей, которые пришли сюда ради новомучеников. Первоначально таких было большинство. Но тогда и приход был совсем маленький. Тогда, в 1990-х — начале 2000-х, многие специально приезжали на службы из Москвы, чтобы почтить память погибших. Среди прихожан было много родственников тех, кто расстрелян на Бутовском полигоне. Но постепенно ситуация менялась, и сейчас все совсем по-другому. Сегодня наш храм наполняется людьми из огромных окрестных жилых массивов южных окраин Москвы, которые построены в течение последних пяти-десяти лет. Эти люди приходят к нам как в простой приходской храм — достаточно удобный, большой. Вокруг таких нет, вот люди и стекаются. Но, к великому сожалению, когда спросишь этих людей — а что находится вон там, за зеленым забором (имеется в виду Бутовский полигон. — Прим. Ред.), многие из них не могут ответить. Они просто не знают, куда попали. Хотя мы регулярно говорим в проповедях о новомучениках, регулярно служим в деревянном храме на полигоне, на самом месте захоронения, на самом месте мученичества. Люди просто пришли в хороший и удобный храм, а отношений с новомучениками у них нет. — Неужели то, о чем мы говорили в начале, — огромная работа по сохранению и изучению памяти новомучеников — ничего не дает? — Нет, конечно дает! Почитание новомучеников расширяется. Увеличивается количество храмов в честь новомучеников, увеличивается количество научных работ, проводятся различные мероприятия, посвященные новомученикам. Но это же капля в море! Вот мы сделали передвижную выставку «Русская Голгофа» , она посетила множество городов, епархий, ее берут даже в небольшие села. В прошлом году выставка посетила городов десять. А сколько человек ее посмотрело за год? Ну хорошо, если тысяч 20. Разве это много? Поэтому давайте смотреть реально. Слава Богу, что все это есть. Слава Богу, что люди приходят. Не просто ради знаний — приходят с чувством. Они понимают внутреннюю суть и важность их соприкосновения с подвигом наших предков. Но разве можно говорить о каких-то достижениях в масштабах страны?

http://patriarchia.ru/db/text/6102332.ht...

Есть три опасности, которые наш враг успешно применяет против русских православных людей с использование тех самых цифровых технологий (интернет, соцсети и так далее): невежество, суеверие и предрассудки! О чём ещё боле рассуждать?! Было уже 25 раз сказано-пересказано! Покойный Святейший Патриарх Алексий II и ныне здравствующий Святейший Патриарх Кирилл многократно в Патриарших проповедях об этом говорили. Были и простые обращения, и решения Синода. Но всё равно: страхи-страхи-страхи, боюсь-боюсь-боюсь. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21:8). Всё делается с целью, чтобы русские люди забыли про настоящий концлагерь, в котором наша страна пребывала в ХХ веке безо всяких цифровых технологий. Полезно посетить под Москвой Бутовский полигон. Поделюсь своим личным воспоминанием. Много лет тому назад был в командировке в Москве. Спустился в метро, где ко мне подошли люди, предъявили удостоверение и сказали: «Простите, предъявите, пожалуйста, Ваши документы». Это было на пике террористической опасности (пик не прошёл, он еще будет раз пять после этого случая). Я предъявляю документы: паспорт и командировочные. Гляжу – полицейские жмутся и говорят: «Знаете, надо проверить». Далее полицейский мне прямо сказал: «Паспорт подделать – проще простого, поэтому надо проверить. Пройдёмте, пожалуйста, с нами. Здесь недалеко». «Давайте проверим, – ответил я. – Правда, я еду по делам». Но меня заверили: пять минут – не больше. «Поднимемся на эскалаторе, позвоню, куда следует, сообщу Ваш номер паспорта, чтобы подтвердить его подлинность, и Вы свободны!», – отрапортовал он. Кстати, в Царское время были паспорта, которые подделывали будь здоров, – читайте Лескова. Зашли в кабинет, он стал звонить, но… бац, то недоступно, то не отвечают. Им неудобно, жмутся, ведь обещали отпустить за пять минут. Они прекрасно понимают, что я не причём, но они обязаны проверить по долгу службы. Я согласен. Сижу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/28/ne...

«Знать, помнить, осудить. И только потом – простить». 31 октября. ПРАВМИР. Президент России Владимир Путин призвал помнить о трагедии политических репрессий Президент России Владимир Путин призвал жителей страны не забывать о политических репрессиях советской эпохи – «трагическом периоде нашей истории, когда жестоким преследованиям подвергались целые сословия, целые народы». Большую речь по этому вопросу глава государства произнес во время церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби», сообщает сайт Московского патриархата. «Миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок. Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти, и тем более невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа», – заявил президент. Владимир Путин отметил, что несмотря на всю сложность и противоречивость того исторического периода нашей страны, политические репрессии однозначно являются преступлением. «Когда речь идет о репрессиях, гибели и страданиях миллионов людей, то достаточно посетить Бутовский полигон, другие братские могилы жертв репрессий, которых немало в России, чтобы понять — никаких оправданий этим преступлениям быть не может, – отметил глава государства. – Наш долг –  не допустить забвения. Сама память, четкость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения», –  заявил президент. В конце своего выступления Владимир Путин процитировал слова  Наталии Солженицыной: «Знать, помнить, осудить. И только потом – простить». «Нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит призывать к сведению счетов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния», –  подчеркнул президент. Участие в церемонии открытия «Стены скорби» принял и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который отметил, что «мы призваны никогда не забывать об этих страшных событиях, ведь жертвы братоубийственной войны, голода, религиозных и сословных гонений –  это не безликая масса, а абсолютно конкретные люди, это наши предки».

http://pravmir.ru/vladimir-putin-nikakih...

Поведение людей определяется тем, во что они верят, теми ценностями, которых они придерживаются, теми святынями, которым они поклоняются. Если в обществе глубоко подорвано представление о ценностях и святынях, странно ожидать от людей нравственного поведения. Есть ли врачество для такой язвы? Есть. Мы знаем, что бывают случаи, и их немало, когда преступники делаются честными и законопослушными гражданами, блудники — верными отцами семейств, пьяницы и наркоманы избавляются от своего пристрастия. Это происходит потому, что они обретают веру, обретают прочные духовные основания для своей жизни. Все, что мы можем сделать для исцеления нашего общества — это вернуться к исторической преемственности, вспомнить о наших корнях,   вспомнить, что мы не дикое племя в диком поле, но народ с древней историей и культурой, достойный член европейской — а значит христианской — семьи народов. Этот, казалось бы, очевидный вывод часто вызывает бурное неприятие — некоторые люди ведут себя так, будто все бедствия ХХ века были принесены не атеизмом, а Православием, и теперь они боятся повторения всех этих ужасов. Вот-вот страшные и ужасные клерикалы учинят православный ГУЛАГ и православный Бутовский Полигон, и повлекут кротких атеистов на мучения, требуя от них отречься от веры в науку и прогресс. Отметим, однако, что все ужасы клерикализма — и религиозное образование, и религиозные кафедры в ВУЗах, и капелланы в армии — давно уже присутствуют в жизни других европейских стран, а в ряде стран (Италия, Испания, Германия, Норвегия и другие) существует и прямое финансирование Церкви из средств налогоплательщиков. Никаких бедствий, которые постоянно предрекают нам антицерковные журналисты и общественные деятели, в этих странах нет; где бедствия есть — так это у нас, в самой секуляризированной (не считая Албании) европейской стране. Сложно бороться с фобией при помощи разумных доводов; я сильно подозреваю, что сами антиклерикалы предпочли бы ехать в одном купе с компанией семинаристов, а не с компанией гопников, однако они почему-то больше всего боятся, как бы гопники, оставив прежние привычки,   не сделались семинаристами.

http://radonezh.ru/analytics/o-podlinnyk...

Мемориал в Израиле, посвященный жертвам Холокоста, ежегодно посещают несколько миллионов человек. Это входит в обязательную школьную программу. Выставку, которая называется «Топография террора» в центре Берлина, открытую на месте, где находилось центральное здание гестапо, посещают, если не ошибаюсь, приблизительно 1,4 миллиона человек в год. На Бутовском полигоне бывают ежегодно десятки тысяч людей. Стыдно? У нас считается, что это не патриотично. Память о страданиях и подвиге – Государство вообще участвует в сохранении памяти о тех, кто погиб в результате репрессий? – Я часто говорю о том, как мало у нас делается для сохранения памяти о пострадавших. И, конечно, наша политика в этой сфере очень непоследовательна. Просто до анекдота. В конце 80-х – начале 90-х годов появился законодательный акт, в котором говорилось о необходимости хранить память о пострадавших в годы репрессий. Было указано, что «органы местной самодеятельности» (именно так указано в законодательном сборнике – возможно, это опечатка) должны содействовать родственникам пострадавших в сохранении мест захоронения. Из этой фразы следует, что ответственность за могилы убиенных лежит не на государстве, которое несет вину, а на потомках убиенных. Именно родственники пострадавших были инициаторами меморизации Бутовского полигона. Да, государство на определенных этапах принимало участие, тем не менее, инициатива исходила от родственников. И таких ненормальных ситуаций много. «Голос Памяти» на Бутовском полигоне. Фото: Александр Ерофеев‎/Бутовский Полигон/Facebook – Возможно ли примирение в принципе? Ведь людей разделяют не только политические взгляды, но и кровь предков, пролитая в те страшные годы… – На наших глазах произошло очень важное историческое событие, суть которого мы пока не очень осознали – восстановление канонического единства внутри Русской Православной Церкви, преодоление раскола. Я не могу привести примера из церковной истории, когда раскол был уврачеван подобным образом. Возможно, историки знают… В подавляющем большинстве случаев расколы жили до тех пор, пока та или иная сторона не умирала.

http://pravmir.ru/napitsya-i-ne-poyti-na...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010