Другие важные принципы будущей экспозиции — документальная достоверность и подлинность, интерактивность, дидактичность и историческое единство Русской Церкви. Итак, речь идет о музее музеев, где можно было бы представить лучшие из ре­ализованных в епархиях идеи. Подобную работу не потянуть ни отдельному приходу (напомним: Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово» создан и действует при храме Новомучеников и исповедников), ни, пожалуй, всей Церкви. К тому же на местах могут задаться резонным вопросом: насколько правильно передавать исторические реликвии (и, быть может, даже святыни), связанные с их подвижниками веры, в созданное при активном участии государства музейное учреждение? Кто и каким образом возьмет эти коллекции на баланс, и где гарантия, что государственные служащие отнесутся к ним с должным почитанием? Как считает протоиерей Кирилл Каледа, будет правильно, если при поступлении в фонды общероссийского музея памятники предметного ряда останутся в собственности Церкви. Дополнительной же гарантией достойного к ним отношения могло бы послужить возможное назначение на пост руководителя нового учреждения культуры священнослужителя (чему уже есть два прецедента: в Соловецком и Сергиево-Посадском государственных музеях-заповедниках). Впрочем, это вопросы пусть и обозримого, но все же не самого ближайшего будущего. А вот заданные как на создание музейной концепции, так и на формирование фондов темпы столь высоки, что о наполнении коллекций приходится задумываться уже сегодня. Представители Бутовского полигона обращаются с просьбой к священноначалию всех епархий, где прославлены новомученики и исповедники либо доказаны факты массовых репрессий со стороны безбожной власти в отношении верующих: помочь будущему музею экспонатами — оригиналами и копиями исторических документов, реликвиями из предметного ряда. Так или иначе присутствие их на общероссийской выставочной площадке дополнительно послужит популяризации этой темы, пока занимающей в общенародной исторической памяти недопустимо скромное место.

http://e-vestnik.ru/reports/butovo_russk...

— Что может и должно сделать общество, в частности, церковная общественность, власти, СМИ, чтобы все встало на свои места? — Несомненно, в Бутове необходимо создать музей памяти, мы об этом говорим и пытаемся этот вопрос решать. Ведь нужно, чтобы мы знали и помнили об этой странице нашей истории, но в то же время нельзя допустить превращения подобных мест в туристические объекты, куда станут заезжать туристы и где будут палатки с сувенирами. Как-то на полигоне работала группа волонтеров из общества «Мемориал», часть из них — члены немецкой организации «Акция искупления». И одна девушка из Германии сказала, что здесь обстановка иная, чем в Освенциме. Концлагерь Освенцим превратился в один из туристических объектов — а это страшно, так не должно быть! Подобные места должны оставаться местами памяти, светлой памяти, где можно подумать и  помолиться. — Полезно ли задавать себе вопрос: а выдержал бы я такое испытание? — Если мы порой не в силах пройти достойно мимо киоска с мороженым в постный день, то о каких подвигах может быть речь?! Для многих, кто пострадал в те годы, это оказалось непросто; это было действительно страшным мучением, — и не только и не столько физическим, сколько моральным. Как я уже сказал, на Бутовском полигоне расстреляны самые разные люди: и простые рабочие, крестьяне, и интеллигенция, священники. Многие убитые здесь даже не понимали — за что? почему? Ощущение абсурда и бессмыслицы — мучительно. Тем, кто понимал, в чем дело, — священникам, интеллигенции — было тоже тяжело. Каково осознавать, что на воле остались твои близкие — семья, духовные чада?! Как им теперь жить? Останутся ли они верными Богу? А что если их начнут травить, преследовать? Многие боялись смерти. Это не было бравадой: пойдем умрем за веру. Люди реально испытывали страх и ужас. Сохранилось жизнеописание одного высокопоставленного духовного лица; этот человек еще в юности принял постриг, то есть всю жизнь сознательно готовился к смерти, старательно исполнял монашеские обеты, строгий пост, воздержание, молитву. Когда он был поставлен перед фактом расстрела, ему вынесли смертный приговор, он оставил дневниковую запись, признался, что был не готов к смерти, что он ее боялся. Значит — вся жизнь прожита зря, нет плодов?.. Это было страшное разочарование...

http://foma.ru/proshloe-kotoroe-nado-vor...

Закрыть itemscope itemtype="" > В преддверии нового учебного года архиепископ Георгий обратился к нижегородским учителям с архипастырским словом 26.08.2009 386 Время на чтение 5 минут Дорогие братия и сестры, уважаемые коллеги! Нынешний год в Российской Федерации объявлен Годом молодежи. Это означает, что государство считает решение проблем подрастающего поколения приоритетной задачей своей внутренней политики. Молодежь — это будущее нашей страны, которое созидается сегодня. А то, какой она будет, и то, каким станет наше будущее, зависит прежде всего от образования, то есть от воспитания и обучения, которые неразрывно связаны между собой. Необходимо понимать, что система знаний, которую призвано дать образование, есть лишь надстройка над системой ценностей, которая складывается в процессе воспитания личности. Это педагогическая аксиома, которая никогда прежде не подвергалась сомнению. И лишь в современной России, начиная с реформ 90-х годов XX века, мы видим последовательное отрицание этого принципа. Конечно, духовно-нравственный кризис, переживаемый российским обществом в последние годы, наиболее отчетливо проявляется в молодежной среде. Действительно, для многих молодых людей просто не существует никаких положительных ценностных ориентиров и идеалов. Это и понятно, если принять во внимание, что личность воспитывается на примерах. Так, в семейных отношениях это пример родителей, в обществе — пример героев, выдающихся деятелей прошлого и настоящего, наконец, в отношениях с Богом и ближними — пример святых. Но именно эти примеры, столь благотворно влияющие на личность в процессе воспитания, нынешняя молодежь в большинстве своем склонна не замечать, заменяя их «кумирами» из области шоу-бизнеса, спорта, асоциальной среды. Однако разница здесь огромна: если следование примеру — это сознательное и ответственное поведение, то поклонение кумиру — лишь слепое копирование навязанного извне образа мыслей и действий. Человек, не получивший достойного воспитания, пусть даже образованный в современном, светском понимании, по определению не свободен. Он всегда является удобным объектом для манипулирования. В продолжение своей мысли приведу слова Святейшего Патриарха Кирилла, обращенные им к молодежи: «И Церкви, и России сегодня нужна думающая молодежь, способная принимать решения и критически воспринимать ту информацию, которую обрушивает на нас современный мир. Но это невозможно без получения качественного образования, частью которого должно стать воспитание личности и гражданина. Наша молодежь переживает кризис, она лишена четких ценностных ориентиров. У Церкви такие ориентиры есть. Яркий пример — история российских новомучеников. А что знает молодое (да и старшее) поколение, например, о Бутовском полигоне, где в земле покоятся мощи сотен этих святых? А ведь это не единственное место в нашей стране, которое должно стать местом памяти, смысловой скрепой, соединяющей прошлое и будущее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

В этот раз просто простоять под дождём не менее четырёх часов, не говоря о дороге (которая, кстати, хорошо была организована), уже требует некоторого мужества для здоровых и почти подвига для немощных, а были и такие. Элладский архиепископ отметил терпение русского народа, признав его более терпеливым, чем его родной греческий. Всё на свете кончается… и мы, обходя кочки и лужи, идём к автобусам. Их целая вереница. Промелькнули последние подмосковные места, потом серые громады новостроек поглотили всех. Мы спустились в метро. Всё как всегда, только в душе какая-то удивительная причастность, хотя бы на время, к чуду, которое можно назвать, наверное, поклонением святой земле, обагрённой кровью многих тысяч мучеников и исповедников… Дай Бог их молитвами нам мужество, терпение и умножение веры… Дай Бог нам всегда помнить, что это их подвигом стоит наша земля и нас терпит Бог, ожидая покаяния. В Бутове в 2002 году В этом году Пасха поздняя и потому суббота четвёртой недели — день памяти тех, кто погиб на Бутовском полигоне — 1 июня. Будет ли отмечаться? Утвердительные сведения даже по “Радонежу” объявили, но очень вскользь. Позже, в дороге, слышно было, что на приходах об этом не говорили, люди узнавали друг от друга. Конечно, не во всех — у отца А. в Пыжах был автобус для прихожан и объявление висело, да и не у него только. Но сетования по этому поводу приходилось слышать. Но, как бы ни было, народ явно спешил к нужному автобусу 18, а до остановки на м. Южной было заметно движение “белых платочков”. По народу было видно, что направляются в Бутово. Слава Богу, погода благоприятствовала. Утром даже немного прохладно было, когда поднимался ветерок, день был ясный, солнечный, тихий. Устроено всё было как и прежде, только уж слишком много блюстителей порядка. От железных ограждений создавалось впечатление загнанности: окружили люди в форме и их железки толпу христиан и ждут сигнала… Литургия под открытым небом — значит, вся примыкающая к престолу территория — храм! Люди стараются, насколько им позволяют ограждения и живая цепь охранников, стать ближе к престолу, вознесённому на несколько ступеней над всеми.

http://pravmir.ru/k-novomuchenikam/

Владимир Легойда подчеркнул, что слов недостаточно, нужен личный пример нравственного поведения в общественной и личной жизни. 1 апреля. ПРАВМИР. Для воспитания молодежи жизненно необходима популяризация подвига новомучеников, — считает председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, сообщает сайт ОВЦС . «Красивые слова о нравственном воспитании не работают, сколько бы их не произносили. Тысячу раз скажи халва — слаще во рту не станет», — заявил он в ходе заседания Гражданского форума Общественной палаты Московской области на секции «Патриотическое воспитание, молодежная политика и спорт». Владимир Легойда подчеркнул, что слов недостаточно, нужен личный пример нравственного поведения в общественной и личной жизни. «Новомученики — ярчайший пример веры и верности. Это были живые люди, которые боялись мучений и смерти. Но они оказались готовы умереть за то, во что верили», — сказал он. В.Р.Легойда также напомнил, что на территории Подмосковья, на Бутовском полигоне, были убиты, но не предали своих убеждений тысячи мучеников за веру. Таким образом, по мнению представителя Церкви, забота о душе молодого поколения столь же важна, сколь и работа над физической формой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vladimir-legojda-prizv...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СМИРНОВ АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Алексий Смирнов. Москва. Тюрьма НКВД. 1938 год (fond.ru) — Да, с благочинным Воздвиженским я хорошо знаком и часто посещал его квартиру, — ответил священник. — Следствием установлено, что вы являлись членом контрреволюционной группировки, руководимой Воздвиженским. Признаете ли это? — Нет, это я отрицаю. Членом контрреволюционной группировки я не состоял. — Следствию известно, что вы, состоя членом контрреволюционной группировки, вели контрреволюционную деятельность. Признаете ли это? — Нет, это я отрицаю. — Следствием также установлено, что вы высказывали террористические настроения по отношению к коммунистам. Признаете ли это? — Нет, я это отрицаю и виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Поскольку отец Алексий отказывался лжесвидетельствовать, ему была устроена очная ставка со священником Сергием Сахаровым , который подтвердил показания, необходимые следователям. Но отец Алексий их все отверг, сказав: «Показания Сахарова я отрицаю, так как контрреволюционной деятельности я не вёл». Осуждён тройкой УНКВД по Московской области 15 марта 1938 года, приговорён к расстрелу. Принял мученическую кончину 22 марта 1938 г. на Бутовском полигоне , где и захоронен. Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания. После ареста о. Алексия и с ним вместе двух старушек-просвирней, родные отправились ходатайствовать к вдове Максима Горького, Марии Федоровне Андреевой, которая была тогда директором Дома учёных. Она обещала разобраться. Через некоторое время старушки возвратились из ссылки, однако совершенно больные. Об о. Алексие было сообщено, что он расстрелян... Использованные материалы Редакция текста от: 18.12.2016 15:55:57 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/3375.html

А служба шла своим чередом. Очевидно готовя к получению высокой награды, Ивану Павлову предложили вступить в партию. Но тогда ведь он не сможет стать священником. Его отказ так возмутил политработника, что его чуть не отправили в штрафбат! Вот здесь, думается, и кроется разгадка «большой военной тайны» героя Сталинграда. Ну, не было в обозримом временном пространстве другого Ивана Павлова! Не было! Наверное, только пережив ад Сталинградской битвы, можно было бы понять и перерождение героя, и его поразительное немногословие, его «честные» ответы на прямые вопросы журналистов: «Да, я и сдавал, и брал Сталинград…», «Нет, я не тот Иван Павлов, не тот… Однофамилец. Таких Иванов Павловых там было много». Это отвечает солдат перед Богом. Став священнослужителем, он достиг такого безстрастия, такого смирения, что воспринимать его даже внешне было не просто. Будто он знал что-то такое, чего нам никогда не понять. Несомненным плюсом фильма является подробный рассказ о Сталинградской битве с привлечением военной кинохроники. Такое просвещение сегодня необходимо. Новомученики. Автор сценария Елена Чавчавадзе, режиссер Елена Огурная. Настоящая тема традиционна уже для кинофестиваля, но этот фильм хочется отметить, как особенный. Несмотря на то, что длится он без малого полтора часа, по просмотре воспринимается как «краткое изложение». Фильм профессионален, что называется «редакторски сжат», как будто авторы стремились вместить невместимое. Посвящен он ВСЕМ Новомученикам и исповедникам Российским, пострадавшим за веру в ХХ века. Но героями фильма стали конечно не все, ибо «не вместились». В киноленте рассказывается (именно в такой последовательности): о Царственных страстотерпцах; о преподобномученице Великой Княгине. Елисавете и инокине Варваре; священномученике Иоанне Кочурове Царскосельском; Александро-Невском братстве; о Новомучениках и исповедниках Соловецких; Преподобномучениках и исповедниках Оптинских; Святителе Луке, исповеднике, архиепископе Симферопольском; Новомучениках и исповедниках Бутовских.

http://fest.radonezh.ru/2019/11/18/net-y...

Участники дискуссии поддержали идеи социальной ответственности. Силами активных верующих людей ведутся работы по созданию общероссийского места памяти на месте захоронений жертв массового террора на Бутовском полигоне под Москвой. Директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» И.В. Гарькавый рассказал о проекте создания Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в ХХ веке «Русская Голгофа». И.В. Гарькавый подчеркнул, что такого проекта, реализуемого на федеральном уровне, еще нет. Есть отдельные инициативы епархий, но все они достаточно разрозненные. А нужна единая площадка, которая объединит все данные в интернет-пространстве. Исследователь отметил, как важно искать новые формы для почитания святых. Тех людей, которые могли бы что-то рассказать о подвиге пострадавших во время сталинских репрессий, практически не осталось. Но еще можно услышать очевидцев хрущевских гонений. Нужно уделить внимание людям той эпохи, записывать интервью, поддерживать проекты семейной памяти, чтобы внуки и правнуки общались со своими бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками и мы могли что-то передать следующему поколению. Это нужно делать в ближайшее время, так как, по мнению историков, народная память живет всего 90 лет. «Мы сейчас приблизились к тому порогу, когда народная память может умереть, и если мы не предадим новому поколению визуальные символы, не сохраним историю народа в видимых и осязаемых предметах, то наступит полное забвение новомучеников», — заявил И.В. Гарькавый. По итогам этого выступления состоялась большая дискуссия об организации «Бессмертных полков» на территории России и за ее пределами. Прозвучало мнение, что акция существует как форма проявления гражданского долга, явного секуляризма и желания явить миру новых героев. Однако Русской Православной Церкви нужно активнее говорить о своих героях, которые послужили и земному отечеству. Было предложено принимать участие в шествии «Бессмертного полка» с фотографиями новомучеников, в дни памяти жертв политических репрессий или в дни чествования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской организовывать крестные ходы, в которых верующие будут нести не только иконы, но и фотографии святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5489544.ht...

На месте массовых расстрелов в Бутово сегодня были зачитаны имена 20 тысяч убитых в годы Большого террора. «Я специально приехала из Одессы. Вот, взяла с собой пакет, хочу набрать горсточку земли. Трудно об этом в общем говорить. Сколько лет, а как тяжело… Невозможно, просто невозможно», – показывает журналистам свой пакетик Галина Ефимова, дочь репрессированного актера ногинского театра Якова Ефимова. Галина Ефимова, дочь расстрелянного за " подрывную разлагательскую работу в театре, направленную к понижению качества спектакля " актера Якова Ефимова не может сдержать слез, когда вспоминает о своем отце В декабре 1937 ее отца расстреляли в Бутове по приговору «тройки» за «агитацию против советской власти», расстреляли через 15 дней после ареста. «Даже не стали разбираться, в чем дело, – считает Галина Яковлевна. –- Мне было тогда 1.5 года. Я была в архиве, читала дело. Агитация – абсолютно надуманное обвинение, кого он будет агитировать». Цитата из материалов дела: «Работая актером Московского областного театра в Ногинске, Ефимов проводил подрывную разлагательскую работу в театре, направленную к понижению качества спектакля и искажение образов». «Никто из труппы ничего на него не наговаривал, все говорили, что он хороший и ничего подобного не говорил, – вспоминает Галина Яковлевна. – Единственное, все от него открещивались. На вопрос «вы дружили?» отвечали, “нет, мы только по работе”». Позднее в семье вспомнили, что на спектакле «Очная ставка» отец играл следователя, и появился на сцене в нетрезвом состоянии. Видимо это и было той самой «разлагательской работой». Судьба отца долгое время оставалась неизвестной. В 1942 году вдове выдали фальшивую справку, что Яков умер в тюремной больнице от перитонита. И только в 1995 году на многочисленные запросы пришел ответ, что отец расстрелян на Бутовском полигоне, где и похоронен. Сегодня, 30 октября, Галина Яковлевна пришла вместе с другими родственниками жертв репрессий на Бутовский полигон, чтобы принять участие в мемориальной акции «Голос памяти». Ее участники вместе молились в храме святых Новомучеников и исповедников российских об упокоении пострадавших от государственного террора.

http://pravoslavie.ru/57114.html

Те же самые большевики, военные, были на стороне режима, но вдруг все оборачивалось против них, и их мордовали, мучили. Были репрессированы и большевики-атеисты, расстреливали и мусульман, иудеев и других. Одним словом, это место, где покоятся представители разных религий и неверующие люди. И сейчас на эти могилы приходят их родственники — также совершенно разные люди. Собираясь здесь для того, чтобы почтить память убиенных, мы понимаем: мы все братья. Именно здесь мы чувствуем подлинное единство — кровь наших дедов и прадедов удивительным образом нас объединяет. И найти общий язык с религиозным иудеем или представителем другой религии и национальности, который пришел сюда почтить память отца или матери, оказывается очень просто. У нас общая история, общая трагедия. — Что может и должно сделать общество, в частности, церковная общественность, власти, СМИ, чтобы все встало на свои места? — Несомненно, в Бутове необходимо создать музей памяти, мы об этом говорим и пытаемся этот вопрос решать. Ведь нужно, чтобы мы знали и помнили об этой странице нашей истории, но в то же время нельзя допустить превращения подобных мест в туристические объекты, куда станут заезжать туристы и где будут палатки с сувенирами. Как-то на полигоне работала группа волонтеров из общества «Мемориал», часть из них — члены немецкой организации «Акция искупления». И одна девушка из Германии сказала, что здесь обстановка иная, чем в Освенциме. Концлагерь Освенцим превратился в один из туристических объектов — а это страшно, так не должно быть! Подобные места должны оставаться местами памяти, светлой памяти, где можно подумать и помолиться. — Полезно ли задавать себе вопрос: а выдержал бы я такое испытание? — Если мы порой не в силах пройти достойно мимо киоска с мороженым в постный день, то о каких подвигах может быть речь?! Для многих, кто пострадал в те годы, это оказалось непросто. Это было действительно страшным мучением. И не только и не столько физическим, сколько моральным. Как я уже сказал, на Бутовском полигоне расстреляны самые разные люди: и простые рабочие, крестьяне, и интеллигенция, священники.

http://patriarchia.ru/db/text/6026676.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010