Не следует думать, что это нечто новое, присущее только нашей эпохе. Если было бы так, то Христос не произнес бы эти обжигающие разум слова о подлинной человеческой свободе. Так было всегда, и для того чтобы разрушить эту неправильную логику человеческой жизни, Господь и приходит на землю, восходит на Голгофу и искупляет человеческий грех. Он несет миру правду Божию — ту истину, которая делает нас свободными. Во имя достижения такой свободы никогда не был убит ни один человек. А если некие преступления и совершались от имени Церкви, то они совершались не во имя этой свободы, а во имя власти — ложно понимаемой власти, проявление которой не имело к этой внутренней свободе никакого отношения. И те, кто убивал несчастных на Бутовском полигоне и по всему лицу нашей многострадальной земли, силой, оружием, казнями, кровью хотели добиться той самой свободы, которая является не свободой, а новой — по отношению к той системе, с которой борется, — системой закабаления человека. Мы должны ясно понимать, чт о есть свобода человека. Те, кто погибал в Бутово, кому стреляли в затылок, кого сбрасывали в ров, кто становился жертвой этой страшной машины уничтожения, кровавой и безрассудной, — те самые люди и были свободны. В голову не могло придти исполнителям казней, что их жертвы подлинно свободны. Они были свободны от страха смерти, они не пошли на предательство, не пошли на то, чтобы, спасая себя, погубить других. Они мужественно вставали у этих рвов и уходили к Господу как ангелы, обретая через это полную, окончательную и абсолютную свободу в Боге. Все, что произошло с нами, с нашей Церковью, с нашим народом, никогда не должно быть забыто. Мы должны научиться сопротивляться всем тем искушениям мира сего, которые управляют человеческими страстями и человеческим грехом, закабаляют человека, подталкивая его ко греху, делая его рабом греха, мешая его свободе. И если мы эту внутреннюю христианскую свободу соединим с правильным устроением общества и государства — чтобы не было структур угнетения, чтобы не было того, что подавляет человеческую личность, — мы построим великую цивилизацию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210906...

Есть разные оценки советского периода и, как мне кажется, сегодня очень важно не выдергивать одну из радикальных оценок, которые сводятся к тому, что всё было хорошо или всё было плохо. В советский период было много хорошего, и нужно об этом честно сказать. В советское время были совершены многие героические и созидательные деяния нашего народа. Но это не значит, что при всех позитивных оценках того, что было сделано в советский период, мы должны забывать о том, что многие люди пострадали только из-за того, что они принадлежали к тому или иному сословию — к сословию духовенства, купечества, дворянства. При всех позитивных оценках советского периода, которые имеют право на жизнь, никогда нельзя забывать о тех преступлениях, о тех неправдах, которые были совершены. Нам нужно очень серьезно проанализировать советский период нашей истории. Я приглашаю всех к этому, в том числе на площадках Всемирного русского собора. Нам, действительно, при анализе этого периода нужно взвешивать все за и все против, все правды и неправды, все достижения и преступления. И то и другое было. В.Р. Легойда: Спасибо, отец Всеволод. Я в качестве эмоционального окончания — как видите, тема животрепещущая и вопрос очень важный — хотел сказать, что лет шесть назад мы проводили социологическое мини-исследование среди аспирантов гуманитарных вузов города Москвы о том, знают ли они, что такое Бутовский полигон. Я сейчас не помню точных цифр, но, если мне память не изменяет, не меньше четверти вообще не знало о том, что это такое. Повторяю, это аспиранты гуманитарных специальностей московских высших учебных заведений. Эту ситуацию иначе как катастрофической для нашей памяти, для нашего общества, понимания истории назвать нельзя. Поэтому важным является, о чем сказал отец Всеволод, изучение и духовного, и интеллектуального наследия новомучеников. Это то, что мало сейчас известно, книги издаются очень маленькими тиражами, поэтому можно только присоединиться к призыву коллегам-журналистам говорить об этом больше.

http://patriarchia.ru/db/text/2785913.ht...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Михаил Гар и Елена Смирнова. Передача о священномученике Серафиме (Чичагове), часть первая. 01.03.2019 19:00 Михаил Михайлович Гар Михаил Гар, научный сотрудник Отдела новейшей истории ПСТГУ начинает рассказ о священномученике Серафиме (Чичагове). В первую очередь все православные восхищаются «Дивеевской летописью» владыки Серафима и его огромным участием в прославлении преподобного Серафима Саровского. Знают также, что он был старейшим новомучеником на Бутовском полигоне. Это, конечно, самые яркие события в его жизнеописании. Но все же есть много других подробностей, о которых нам следует знать, чтобы еще больше полюбить эту поразительную душу, которую Господь наградил обильными дарами: художественными, музыкальными, литературными, ученостью. Он еше и герой Плевны, оставивший самое серьезное исследование Русско-турецкой войны. И архимандрит, восстановивший известные обители, и деятельный архиерей...Ведущая передачи — Елена Смирнова. Часть первая. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/03/01/19-0...

В 2007 году на Бутовском полигоне была организована экскурсионная служба. Ежегодно сюда приезжают паломники, светские экскурсионные группы, иностранцы, школьники. При храме существует воскресная школа и работает спортивно-туристический клуб «ФОРТ-РОСС». Для детей и подростков организуются велосипедные, пешие, водные походы на байдарках, связанные с посещением мест служениях святых пострадавших на Бутовском полигоне. Общиной организуются паломнические поездки, в ходе которых посещают не только известные места, значимые для каждого православного человека - Саров, Дивеево, Киево-Печерская лавра - но и места, с вязанные с житием бутовских святых. Ежегодно 7 февраля, в день Собора Новомучеников и Исповедников Российских в каменном храме на Бутовском полигоне проходит праздничная служба. В 2016 году ее возглавит епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев). Какая деятельность, связанная с увековечиванием памяти пострадавших за веру в ХХ веке ведется на приходе? Сооружение мемориала «Сад памяти» Торжественное открытие строительства состоялось 8 августа 2015 года. Мемориал создан из натурального камня, на плитах будут указаны имена убитых и дата их смерти. Рядом с мемориалом — специальное место, где можно обратиться к электронной базе с именами пострадавших и к кратким выпискам из их следственных дел. Создание Музея памяти пострадавших на Бутовском полигоне Он будет находиться в историческом здании. До революции на территории полигона располагалась усадьба: барский дом был примерно на месте нынешнего каменного собора, а рядом с ним находилось деревянное бревенчатое здание - контора управляющего усадьбой. В 30-е годы в нем разместилась комендатура Бутовского полигона. Именно здесь сидело полигоновское начальство, здесь оформлялись и подписывались расстрельные списки, сюда привозилась расстрельная команда полигона – те, кто приводил приговоры в исполнение. В середине 90-х это здание сгорело и сейчас восстанавливается заново по сохранившимся фотографиям. Музей создается на частные пожертвования и при благополучном ходе дел будет открыт к концу текущего года. Архив «Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 годов»

http://foma.ru/butovo-fakti.html

На следующий день после крестного хода епископ Гермоген был арестован и тайно от верующих перевезен в тюрьму в Екатеринбург...». В разделе «Люди» Раздел «Люди» в июньском номере плавно вытекает из «Веры» . Материал, открывающий его, — «Бутовские новомученики глазами западных христиан» . Эта изобилующая фотографиями публикация повествует о том, как паломникам из разных стран Европы (Великобритания, Италия, Швеция, Польша, Сербия и др.) приехали с монахами из французской общины Тэзе в Москву в конце апреля. И о том, как их самым сильным впечатлением стала Страстная пятница, проведенная на Бутовском полигоне. «...Немец Бенжамин изучает теологию в Швеции. Ему двадцать пять лет. Как и положено европейцу, он не умеет разговаривать с незнакомыми людьми, не улыбаясь. — Когда произносишь слово «святой», на ум почему-то сразу приходят картины четырнадцатого-пятнадцатого веков. Для нас, европейцев, самые известные и почитаемые святые — из Средневековья. А тут привычный стереотип ломается. Оказывается, святые намного ближе. Они могут оказаться прабабушкой или прадедушкой твоего ровесника. То есть, они — часть твоего поколения. А значит, часть тебя. Бенжамин попытался изобразить в воздухе руками еще что-то в подтверждение своих слов, но это, видимо, оказалось слишком трудно. Поэтому он просто еще раз указал в сторону полигона: — Побывать здесь — это переворачивает привычные представления...». Кто из нас никогда не спорил о вере? Но спор спору рознь: атеист и верующий, с пеной у рта доказывающие друг другу свою правоту, переходя на личности, — увы, картина обычная... В начале 20-го века в Англии жил человек, больше всего ценивший благородный спор, цель которого — честный поиск истины, а итог — дружба. «Люди обычно ссорятся, потому что не умеют спорить», — говорил он. Это писатель Гилберт Кийт Честертон . Однажды приняв христианство, он стал его активным защитником. Его роман «Шар и крест» — мечта об одном споре между христианином и атеистом, споре, ставшем приключением и вызовом миру.

http://foma.ru/iyunskiy-nomer-zhurnala-f...

– Отец Алексий, сколько среди погребенных на Каштачной горе прославленных Церковью новомучеников? – Опыт работы с архивами показывает, что идентифицировать всех тех, кто был расстрелян на Каштачной горе, очень сложно. Практически невозможно установить точное место казни. Кроме упомянутых известных людей, казненных здесь, больше мы не знаем почти ни о ком… Несколько лет назад властями города Томска было принято решение о возведении мемориального комплекса, посвященного новомученикам и исповедникам российским. Одно предприятие, входящее в структуру Уральских горнометаллургических компаний, решило профинансировать этот проект. Последнее время мы постоянно занимаемся проектом данного комплекса. Нам оказывается немалое противодействие. В частности, со стороны чиновников нашего города. Они говорят о том, что будет нанесен большой вред экологической ситуации района. Очень многие люди имеют свои корыстные виды на эту территорию. Но, по милости Божьей, проект уже завершен, проведены все экспертизы и согласования. В данный момент мы уже можем приступать к строительству. В мае 2008 года мы планируем начать строительство храмового комплекса. Мы будем стараться воплотить наше желание прославить новомучеников – на территории комплекса будет сделана братская могила, поставлены памятники. – До недавнего времени, до того, как в связи с воссоединением Московского патриархата и Русской православной церкви за границей в СМИ стали активно говорить о Бутовском полигоне, о нем в Москве практически никто не знал и знать не хотел. Скажите, какая сейчас ситуация в Томске – чувствуют ли горожане всю трагедию и святость Каштачной горы? – Скорее нет, лишь немногие понимают значение произошедших на Каштаке событий. Причины этого я вижу в идеологической расколотости нашего города, сменяемости значительной части его населения, а также пассивности постоянных жителей. Томск является университетским, а следовательно, молодежным городом. Студенты составляют более чем одну пятую часть населения нашего пятисоттысячного города. Молодежь, которая учится во всех наших вузах, не вникает глубоко в историю нашего города и его проблемы. Они просто берут нужный им минимум знаний, получают дипломы и уезжают. Та часть населения нашего города, которая знает и ценит его историю, статична. Однако эти люди пассивны. Зато очень громко заявляют о себе коммунисты, которых в нашем городе сравнительно немного.

http://pravoslavie.ru/36472.html

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в круглом столе «Память о прошлом: боль настоящего и взгляд в будущее» 29 декабря 2010 г. 14:16 27 декабря 2010 года в Медиа-центре газеты «Известия» состоялся круглый стол «Память о прошлом: боль настоящего и взгляд в будущее», в котором приняли участие общественные деятели и представители традиционных религий России, в том числе председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа , ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин , главный раввин России Адольф Шаевич, заместитель директора Института российской истории Владимир Лавров, режиссер Гарри Бардин. Модератором дискуссии выступил обозреватель «Известий» Борис Клин. Участников встречи попросили ответить на вопрос, почему ни на Манежной площади 11 декабря, ни на Киевской площади 15 декабря не было ни одного религиозного деятеля, сообщает сайт «Татьянин день» . Протоиерей Всеволод Чаплин согласился с тем, что религиозным деятелям, несмотря на стремительный ход событий, можно было прийти на Манежную площадь и сказать отрезвляющие слова. По его мнению, исламскому духовенству также следует наставлять представителей своих народов, которые неподобающе ведут себя в общественных местах. «Нужно повышать активность религиозных деятелей в этих вопросах, — полагает отец Всеволод. — Иногда толпу нельзя остановить, но попробовать всегда можно; и нужно сделать все, чтобы подобные толпы на улицы больше не выходили». Власти должны сделать все, чтобы преодолеть экономические, социальные, национальные и прочие трудности, которые провоцируют людей на подобные акции, подчеркнул руководитель Синодального отдела. «Для этого русский народ и все народы, которые живут в России и созидали ее, должны получить адекватное влияние на происходящее. Нам нужно собираться вместе не просто для красивых слов перед телекамерами, а чтобы предлагать власти и обществу конкретные пути решения проблем», — заявил отец Всеволод. Председатель ОВЦО высказался за более строгий контроль, который исключил бы незаконную миграцию, а также за «регламентацию поведения в общественных местах как национальных меньшинств, так и национального большинства».

http://patriarchia.ru/db/text/1371592.ht...

К экологической ситуации в России владыка высказался критически: — Мне приходилось много путешествовать. Я думаю, та экологическая ситуация, которую создаем вокруг себя мы, находится в лучшем случае на уровне стран третьего мира. Выйдете в любой загородный лес, и помимо деревьев и растений вы непременно увидите огромные кучи мусора, отходы, которые лежат прямо вдоль дороги, в местах общественного пользования и отдыха. У нас есть дурная привычка оставлять там, где мы отдыхали, все отходы: пивные и пластиковые бутылки-то, что будет, если его не вывозить, веками лежать на месте, где его бросили. Конечно, одна из задач Церкви — воспитывать людей, чтобы они относились к своей Родине, к природе своей Родины с уважением и не загрязняли ее. Семья без страха Документ о ювенальной юстиции, по мнению владыки Илариона, связан с реальной жизнью. С одной стороны, дети должны быть защищены государством: — Дети нуждаются в защите. Ситуация в некоторых семьях очень неблагополучна: когда пьющие родители, когда родители не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Конечно, какие-то формы контроля со стороны государства бывают необходимы. С другой — основную ответственность за ребенка несет именно семья: — У семьи есть первичная ответственность по воспитанию ребенка, и никогда государство не должно оказаться над семьей. Когда приходит инспектор и смотрит, что в холодильнике нет апельсинов, поэтому ребенок должен быть изъят — это не просто нонсенс, а преступление против семьи. К сожалению, такие примеры очень часты в западном обществе и их можно найти и в нашей стране. Родители не должны жить в страхе от того, что у них могут отнять ребенка. Новомученики: памяти много не бывает Вопрос о сохранении памяти новомучеников вызвал живой интерес у участников пресс-конференции. Владимир Легойда не скрывал пессимизма: несколько лет назад был проведен опрос, согласно результатам которого огромный процент аспирантов-гуманитариев вообще не знают, что такое Бутовский полигон . — Назвать понимание подвига новомучеников нашим обществом и собственно церковным сообществом достаточным, очень сложно, — заметил Легойда. — Подвиг новомучеников и исповедников Русской Церкви — это то сокровище, которое есть не только у Русской Церкви, но и у всех наших народов.

http://pravmir.ru/istinnaya-povestka-dny...

Вообще это руками не потрогаешь. Может быть, это ощущение собственной нужности, значимости. Возможности что-то изменить в мире. Того самого ощущения, что от тебя что-то зависит, которое позволяет не выходить в окно и не увлекаться виртуальными китами. Привозят и разочарования: с детьми из детдома бывает трудно найти общий язык, тяжело вместе репетировать – и когда они включаются в общую работу, то это тоже маленькая победа. А потом – внимательно это обсуждают и обдумывают. Это у них называется «рефлексия», так что дома, когда дитя сидит и строчит в блокноте очередную рефлексию, нет никакой возможности удержаться и не обозвать его рефлексирующим интеллигентом. И они все время что-то мотают на ус. А потом оказывается, что твой маленький крошка все лето играючи рубил что-то топором, что он умеет руководить проектами, что у него есть страшный начальственный голос и чувство ответственности размером с Московскую область. Но при этом он еще не ездил на Соловки, куда всегда хотел. Потому что на Соловки очень хочется, но Кадников – это ответственность. Скрытая история Соловки – это совсем другой проект Киношколы, он называется «Скрытая история», и им занимается не та мастерская, в которой был мой сын. «Скрытая история» — это история репрессий, о которой никто не любит вспоминать. История Соловков. История Бутовского полигона. История новомучеников и исповедников. Киношкольские дети из года в год ездят на Соловки и помогают создавать мемориал на Секирной горе, где был штрафной изолятор Соловецкого лагеря особого назначения. Минувшим летом 2015 года они вместе с монахами Свято-Вознесенского скита занимались там совершенно практическими делами: обновили водосток на дороге, ведущей на гору, чтобы ее не размывали дожди, делали фотостенды для паломников, убирали бурелом на кладбище и работали над путеводителем по Секирной горе. Киношкольцы установили несколько поклонных крестов в память о новомучениках – на Секирной горе, в Филипповской пустыни, в Лодейном поле. В Лодейном поле, где была столица Свирьлага и где, по некоторым предположениям, был расстрелян второй Соловецкий этап (и среди расстрелянных – философ Павел Флоренский), школьники встречаются с историками и местными жителями, записывают рассказы и свидетельства – это проект по сохранению памяти.

http://pravmir.ru/zaraza-sozidaniya/

М. Дегтярева: — Нужно следить за публикациями в открытых источниках. Сейчас на православных сайтах публикуются ценные воспоминания, дополняющие краткие справки. Можно посоветовать обращаться и к базам данных Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, Бутовского полигона, изданиям русских духовных школ. Все зависит от степени заинтересованности. Если есть желание разобраться в истории церковно-государственных отношений, полезно изучать официальные документы советского периода. Благо сборники директив партии и правительства, хрестоматии по истории советского периода, работы идеологов советского государства есть в любой крупной библиотеке. М. Лобанова: — В чем польза и в чем опасность «народных преданий»? М. Дегтярева: — Устные источники могут быть ценным дополнением к архивным документам, а могут содержать недостоверные сведения. И, все-таки, независимо от мотивов создателей «легенды» (например, стремления «увеличить меру» подвига и страдания тех, кто и так пронесли свое служение Богу и Церкви достойно, по высшей мере), нам – христианам надо стараться придерживаться «золотой середины», не пренебрегая проверкой происхождения и качества источников. М. Лобанова: — А как можно проверить предание? М. Дегтярева: — Тут, действительно, есть тонкость: ведь есть правда жизни, а есть правда жития. Могу сослаться на хорошо известный пример: предание о том, что после того, как в Алапаевске были брошены в шахту Великая княгиня Елисавета и Ее спутники, то случайные свидетели слышали на протяжении нескольких суток раздававшееся из недр шахты пение «Херувимской». Но документальные материалы «белого» следствия свидетельствуют о том, что алапаевские мученики были брошены в шахту после того, как им были нанесены травмы, несовместимые с жизнью. И что выбрать в этом случае, чего держаться? Профессиональный историк, вероятно, отдаст предпочтение документам, а обычный человек, возможно, сохранит приверженность преданию. Главное, постараться избежать конфликтов и взаимных обвинений.      М. Лобанова:

http://pravoslavie.ru/138585.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010