Бутовский полигон — крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий 30 октября. ПРАВМИР. Акция, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий, прошла на Бутовском полигоне. В храме Новомучеников и Исповедников Российских  в Бутово была совершена панихида. Затем участники акции по очереди зачитывали имена расстрелянных на полигоне в годы репрессий. «Имена расстрелянных в Бутово зачитываются в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение», — сообщает РИА Новости. Бутовский полигон — крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий середины ХХ столетия. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года здесь были расстреляны и захоронены более 20 тысяч человек. Около тысячи из них приняли мученическую смерть за исповедание православной веры, более 300 причислены к лику святых. фото: Анна Гальперина   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2014 10 мая, 2014 17 мая, 2014 30 октября, 2012 18 августа, 2014 28 февраля, 2018 18 августа, 2015 8 февраля, 2015 5 августа, 2014 11 мая, 2014 10 мая, 2014 17 мая, 2014 30 октября, 2012 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/aktsiya-pamyati-proshl...

Переходя от дореволюционных событий к повествованию о советском периоде, Лидия Алексеевна прокомментировала ряд фотографий, объединенных темой «узилища Москвы». Центральным местом заключения была трехэтажная внутренняя тюрьма на Лубянке. Заключенных спускали с верхних этажей на допрос, поэтому многим из них казалось, что их ведут в подвалы. Ворота Лубянки не тронуты до сих пор, и придя туда, можно увидеть те узкие врата, сквозь которые совершали свой путь многие новомученики. В Бутырской тюрьме содержались, по словам Л.А. Головковой, «безвинно виноватые», и именно туда люди несли, даже в советское время, передачи для тех, кому не от кого было ждать помощи. Таганскую тюрьму, взорванную в 1950-х годах, прошли все, кто был расстрелян на Бутовском полигоне. Результаты раскопок на Бутовском полигоне Рассказывая, как велось расстрельное делопроизводство, Лидия Алексеевна напомнила о том, что судебное заседание проходило без участия обвиняемых. Нередко не хватало времени для того, чтобы поставить подписи на документах. В таких случаях использовали факсимиле или сшивали документы в альбом, скрепленный одной подписью. Чаще всего такие ситуации возникали в 1937 году, когда был издан печально известный приказ Н.И. Ежова 00447 о репрессировании антисоветских элементов. Согласно этому документу, все репрессированные разделялись на категории: причисленных к первой ждал расстрел, отнесенные ко второй подлежали аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет. По мнению Л.А. Головковой, этот приказ получил одобрение на высшем уровне. Готовясь к выполнению этого приказа, на местах создавали условия для расстрелов и захоронений масс людей. И хотя был определен лимит арестов, практически сразу в центр полетели телеграммы с просьбой увеличить цифры лимита. Л.А. Головкова особо отметила, что, несмотря на слова приказа: «уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, во вторую категорию и наоборот – разрешается», среди потока телеграмм не было ни одной с просьбой о смягчении наказания.

http://pravoslavie.ru/57901.html

Иной раз, собравшись на следующий день, мы уже намного легче находили взаимопонимание и вырабатывали те формулировки, которые могли стать реальной основой для единства. Были в заседании наших комиссий бесконечно трогательные моменты. Чаще всего они следовали как раз после переживания, как казалось, непреодолимых трудностей в поиске решения не то чтобы компромиссного (мне не нравится это слово), а такого, которое могло бы адекватно выражать убеждения и мировосприятие и представителей Церкви в Отечестве, и Церкви Зарубежья. Фото протоиерея Петра Перекрестова Заседания проходили попеременно то в России, то где-нибудь за границей: во Франции — в окрестностях Парижа, в Германии — в Мюнхене и в Кёльне, в штате Нью-Йорк — в Наяке — и сопровождались совместной молитвой. Мы приобретали опыт, в том числе и человеческого общения. Первоначальный холодок отчуждения, который ощущался, особенно когда речь шла о подготовке первого приезда сюда делегации Русской Зарубежной Церкви, постепенно сменялся совсем другими взаимоотношениями. К концу совместной работы нам с обеих сторон было странно, что мы до сих пор все еще не можем служить литургию вместе. За это время были пережиты действительно волнующие моменты. Я помню момент закладки храма Новомучеников Российских на Бутовском полигоне во время первого визита в Россию большой делегации Русской Зарубежной Церкви, которую возглавил весной 2004 года митрополит Лавр . Это событие возникло в программе пребывания делегации в последний момент. Представители Зарубежной Церкви напомнили нам, что митрополит Лавр уже не очень молодой человек, и перелет из Соединенных Штатов в Россию – видимо, трудное для него дело. Просили в первый день (это была суббота) его пребывания в России ничем его не занимать. А покойный Святейший Патриарх Алексий II , который собирался в этот день служить литургию на Бутовском полигоне, сказал, что надо все-таки предложить, не захочет ли митрополит Лавр поехать в Бутово. Мы отвечали: «Ваше Святейшество, нас просили не утомлять его после перелета, ему необходимо хотя бы полдня отдохнуть». Святейший сказал: «Да, но вы все-таки скажите, мне кажется, ему это будет интересно». И точно — и митрополит Лавр, и вместе с ним вся зарубежная делегация поехали в Бутово .

http://pravmir.ru/vosstanovlenie-edinstv...

Оно есть, хотя не у многих людей, но оно есть, и причем это чувство есть у очень разных людей. И слава Богу, что это чувство присуще и молодому поколению, я могу это свидетельствовать, потому что молодые люди приходят, причем часто даже совершенно невоцерковленные, вот они приходят на Бутовский полигон, и я знаю, что приходят не только на Бутовский полигон, а в какие-то подобные места и прилагают свой труд на благоустройство этих мест, на создание каких-то даже программ в этих современных гаджетах для того, чтобы как-то сохранить память. Причем иногда это связано с какими-то личными семейными историями, что кто-то из предков пострадал, а иногда это совсем даже не связано. Люди просто понимают, что народ наш пережил эту страшную трагедию, когда погибло очень много людей совершенно невинно, и это забыть невозможно, они понимают, что это корни наши и без этого мы дальше как бы жить не можем. Интересно, а действительно, то есть предлагают какие-то там, не знаю, программы, что-то такое делать в электронном виде? Да, в частности, у нас на полигоне было предложено школьниками, есть в Москве такая замечательная школа, Киношкола называется, они нам предложили разработку такого вот электронного путеводителя виртуального по полигону, сейчас они над этим работают. То есть они сами это придумали, предложили, да? Да, они предложили, сейчас они разрабатывают. Старшеклассники, да? Старшеклассники, да-да. То есть не то что вы к ним пошли, рассказали, они пришли, а они сами пришли? Они пришли, их привели их педагоги. Надо сказать, что они не только к нам приезжают, они помогали и в поиске мест захоронения на Соловках, в Лодейном Поле, там лагеря тоже были, то есть они не только к нам. И у нас они предложили — они приходили и просто так убирали листву, мы для них проводили какие-то лекции, рассказы о полигоне, рассказы об этой истории, — и вот они предложили такую вот форму своей помощи. Здорово. ТЕРПЕНИЕ Я хочу продолжить в следующей нашей теме, «Терпение», разговор про новомучеников. Как-то я был участником дискуссии, по-моему, мы вместе с вами там были, когда обсуждалась тема новомучеников, и стали говорить о том, что вот, один из выступавших сказал, что вообще нужны серьезные исторические исследования, которые будут четко определять, что было, чего не было, в чем есть историческая правда, в чем нет. И потом говорили о том, как в этой ситуации относиться к возможности художественного осмысления: книги художественные, фильмы. И вот один из участников говорил, что ну это невозможно, как можно реального новомученика делать героем художественного произведения, там неизбежно появится художественный вымысел. Другая точка зрения была, что если мы хотим донести эту память, о которой мы с вами стали говорить, сохранить ее, если мы хотим, чтобы все-таки миллионы людей, прежде всего молодых людей, это почувствовали, то здесь неизбежно нужно прибегать к формам культуры современным. Вот какая вам ближе точка зрения?

http://foma.ru/protoierej-kirill-kaleda....

В день памяти жертв политических репрессий на Бутовском полигоне пройдет мемориальная акция с чтением имен 29 октября, 2013. Новостная служба Приглашаются все желающие, которые смогут принять участие в чтении, а также возложить цветы и поставить свечи на насыпи погребальных рвов. В акции примут участие родственники пострадавших, представители различных религиозных общин города Москвы, общественных организаций и движений. 29 октября. ПРАВМИР. Завтра, в день памяти жертв политических репрессий и в 76-ю годовщину начала Большого террора, на Бутовском полигоне традиционно пройдет мемориальная акция «Голос Памяти». Мемориальная акция начнется в 10.00 в каменном храме Новомучеников и исповедников Российских, где будет совершена заупокойная лития, которую возглавит Епископ Воскресенский Савва. В 10.30 на территории захоронений со специально оборудованного помоста будут зачитаны имена из Бутовской Книги Памяти. Приглашаются все желающие, которые смогут принять участие в чтении, а также возложить цветы и поставить свечи на насыпи погребальных рвов. В акции примут участие родственники пострадавших, представители различных религиозных общин города Москвы, общественных организаций и движений. Бутовский полигон — одно из мест массовых расстрелов и захоронений 1930-х годов, где в погребальных рвах покоятся останки более 20 тысяч человек. Адрес проезда — метро «Бульвар Дмитрия Донского», далее — автобус 18 до остановки «Бутовский полигон»   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 февраля, 2022 30 октября, 2021 29 марта, 2021 30 октября, 2020 6 декабря, 2019 2 ноября, 2019 30 октября, 2019 24 ноября, 2018 30 октября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/v-den-pamyati-zhertv-p...

При Комиссии по канонизации святых Московской епархии была образована рабочая группа из сотрудников фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». При ежедневной работе, приблизительно в течение семи лет, в ней одновременно работали от трех до семи человек, которые занимались просмотром всех судебно-следственных дел фонда 10035 и изучением их содержания, что только и могло дать результаты – общее понимание процесса и выработки соответствующих методик, касающихся изучения подобного рода документов. Только благодаря целенаправленной и ежедневной работе, можно было просмотреть фонд и выделить дела тех, кто относится к Православной Церкви, и уже более детально изучить их, одновременно изучая другие фонды, касающиеся персоналий новомучеников, расспрашивая оставшихся в живых свидетелей, изучая фонды в других архивах – от очень больших, таких, как бывший архив Святейшего Синода (РГИА), и относительно малых собраний, таких, как Рукописный фонд Российской библиотеки или фонд при ГИМе. Работа была разбита на несколько этапов, которые через некоторое время стали проводиться одновременно. В первую очередь были упорядочены извлеченные ранее сотрудниками архива из дел фотоснимки репрессированных граждан: систематизированы в алфавитном порядке фамилий 3 167 фотографий и к ним составлена опись. Поскольку к этому времени был известен список священнослужителей, которые пострадали на Бутовском полигоне, то с исследования судебно-следственных дел, относящихся к нему, и была начата работа. Однако, было ясно, что имеющийся список пострадавших далеко не полон, поскольку был составлен по одному признаку – был ли осужденный расстрелян на Бутовском полигоне. В «расстрельных списках» Бутовского полигона не было тех, которые в 1937–1938 годах приговаривались к длительным срокам заключения, а также и тех, кто в начале 1930-х годов приговаривались к относительно небольшим срокам и затем арестовывались вторично в других областях, в местах ссылки или заключения. Все это требовало отдельной исследовательской работы по нахождению мест их жительства, ареста, времени и мест кончины. По этой причине и встала задача: выявление всех имен священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших на территории г. Москвы и Московской области, судебно-следственные дела о которых отложились в архиве УКГБ по г. Москве и Московской области, переданном в ГАРФ, что стало возможно только с помощью сплошного просмотра всех дел фонда 10035. Каждое судебно-следственное дело фонда рассматривалось в такую меру подробностей, которая позволяла определить принадлежность человека к Русской Православной Церкви. Сам по себе просмотр всех дел фонда давал некоторое понимание о социальных группах, которые тогда арестовывались, о характере людей и их занятиях.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Есть в Пензе и научное сообщество историков-краеведов во главе с Александром Игоревичем Дворжанским и его сподвижником Сергеем Владимировичем Зелевым, около 20 лет работавших над Пензенским мартирологом пострадавших за веру Христову. Их соавтор по этому труду – протоиерей Владимир Клюев, назначенный некогда на стройку храма, посвященного новомученикам, теперь уже настоятель Патриаршего подворья при храме Собора новомучеников и исповедников Российских в Новокосино г. Москвы. Несколько лет назад их совместный объемный труд под общим названием «Праведный верою жив будет» был издан. В мартиролог включено более 2200 имен пострадавших. Это начинание продолжают молодые исследователи ПГУ и Пензенской духовной семинарии. Обширная работа ведется и с учителями, которым епархия оказывает консультативную и методическую помощь в разработке уроков, посвященных новомученикам, а также стендов, школьных музеев, приходских экспозиций, принципиально создаваемых руками самих детей из принесенных ими фотографий умученных, пострадавших дедушек-бабушек, из собранных самими же учениками фактов семейного предания. Разрабатываются паломнические маршруты в места памяти новомучеников пензенских и всероссийских – в том числе пензенская молодежь до ограничительных мер, связанных с коронавирусом, неоднократно посещала Бутовский полигон. Каждый из нас может найти среди новомучеников и исповедников кого-то сродного себе – личностно близкого Да и из взрослых ведь каждый может найти среди новомучеников и исповедников кого-то сродного себе – личностно близкого: или по роду профессии, или просто жившего на соседней улице или в селе, откуда ты родом. Хотя среди умученных-расстрелянных были, оказывается, и дети… На том же Бутовском полигоне расстреливали и подростков за какую-нибудь всего лишь буханку хлеба, утащенную с голоду. А сколько горя и издевательств пришлось хлебнуть и оставшимся в живых детям убиенных, объявленных «врагами народа». Но вот, кстати, от отрока Яниса Поммера вся правда гонений на его семью не скрывалась, и ему еще в детстве точно так же доставалось от неправославного или безбожного окружения – и он в итоге стал святым…

http://pravoslavie.ru/134510.html

Вот совсем недавно в результате таких страстей в арабских странах были убиты тысячи мирных жителей, уничтожены жилые дома. Как коротка наша память! Ведь что принесла на Русскую землю октябрьская революция? Россия была отброшена в своем развитии не менее, как на сто лет назад, пролиты целые реки крови, пронесся целый ураган геноцида русского народа. Уже не десятки и не тысячи, а миллионы невинных людей расстреляны, растерзаны, замучены. И в чью угоду это сделано? Открывая ежедневно церковный календарь, на каждое число мы видим по нескольку десятков имен российских новомучеников. И это только малая толика того, что составляет весь сонм новомучеников, в земле Российской просиявших. В результате строители так называемой «новой жизни» в эти годы советской власти погубили весь цвет русской нации. Разруха, голод 30-х годов унесли миллионы жизней русских людей. Расстрелы заложников, разграбление храмов и монастырей, осквернение святынь… В этом ряду — подавление Кронштадтского, Тамбовского и уже послевоенного Ростовского восстания. Кошмары Соловков, ГУЛАГа и Бутово — как это можно забыть? а все эти страшные грехи наказанием явилась Великая Отечественная война. Разве не ярким выражением этого наказания явилась голодная смерть в Петрограде во время блокады семисот тысяч жителей — так называемой колыбели революции? Многие не знают сегодня, какой с 17-го года была жизнь русского крестьянства. Нищенское существование. Ничего не получая за свой труд, крестьянин был еще вынужден платить налоги с маленького надела земли. Такая политика привела к полному разорению русского села и деревни. Молодежь уходила из деревни на заработки в город, и жизнь нашего села к концу советского периода таяла как весенний снег. Нынешнее же время нельзя назвать легким для России. Но мы спокойно живем, дышим, не ожидая воронка НКВД, увозящих нас на Колыму, в Соловки, на Бутовский полигон. Вполне очевидно, что жизнь наша шаг за шагом становится стабильнее, благополучнее. По всей России люди доброй воли возрождают храмы, монастыри, даже строят новые. Мы видим все больше и больше молодежи в Церкви, большое внимание в храмах стало уделяться православному воспитанию детей, множатся многодетные православные семьи.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=1774...

Архив Пн Место подвига — место памяти 12 ноября 2022 г. 12:41 На Бутовском полигоне завершается работа над пилотной версией интерактивной карты массовых захоронений жертв политических репрессий. Эта деятельность — удачный пример рецепции Церкви в отношении важной инициативы, до которой у других участников гражданского общества пока не дошли руки. В 2019 году на заседании Совета по правам человека Президент России Владимир Путин заметил, что в стране до сих пор нет единого реестра захоронений жертв политических репрессий. Ответом стала инициатива бутовских Правда, пока речь идет только о местах, где захоронены жертвы Большого террора, как часто называют репрессии 1937-1938 годов. Об этом этапе работы, близком сегодня к завершению, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово», член Церковно-общественного совета по увековечению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской при Патриархе Московском и всея Руси Игорь Гарькавый ( 11, 2022 , pdf-bepcuя ). Казнить... без права обнародования Сменилось целое поколение с того момента, когда массовые репрессии советского времени были осуждены обществом. Подавляющее большинство жертв реабилитированы. На сегодняшний день в составе Собора новомучеников и исповедников Русской Церкви — более 1700 имен. И тем не менее в этой трагической области нашей исторической памяти остается множество белых пятен. Прежде всего, очень мало информации о точках захоронения казненных — местах, где их тела нашли последнее упокоение. Такая ситуация в целом характерна для всего постреволюционного периода. «В прошлом году мы отмечали столетие массовых расстрелов эпохи красного террора в Петрограде, — напоминает руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, один из создателей и историк мемориала «Левашовская пустошь» Анатолий Разумов. — До сих пор не найдены (не обнародованы или не рассекречены) места захоронения свыше тысячи жертв, казненных тогда в Петропавловской крепости, в Кронштадте и в Царском Селе».

http://patriarchia.ru/db/text/5975946.ht...

Относительно снимков, которые мы ожидаем от фотографов с мест, необходимо заметить следующее. Художественные достоинства кадра имеют значение, но картинка не столь важна, как ее содержание: присутствующие объекты, события, волонтерские проекты, информация о поминовении усопших, работы по ремонту или благоустройству. Обязательно следует уделять внимание инфраструктуре объекта и связанной с ним логистике. Если, по вашему мнению, что-то нужно исправить (результаты вандализма, грязь или заболоченность территории), это тоже следует обосновать фотоснимками. Символично, что центр этой работы находится на Бутовском полигоне — одном из крупнейших мест массовых захоронений 1930-х годов. Сейчас здесь создается Общероссийский мемориальный музейный центр «Русская Приход храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове имеет многолетние связи со многими религиозными и общественными организациями, ведущими работу по увековечению памяти жертв политических репрессий. Объединив многих неравнодушных людей, эта деятельность стала важным общецерковным служением. Дмитрий Анохин Проект создания интерактивной карты «Национальная трагедия. Массовые захоронения жертв политических репрессий 1937-1938 годов» реализован приходом храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове при поддержке Фонда президентских грантов в 2020-2022 годах. АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 212. Л. 76. Информационный центр Главного управления внутренних дел Алтайского края. Ф. 17. Оп. 1. Д. 16. Л. 1-6. Вблизи с. Большеромановка. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400907.html . Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2015 г. 1561-р. Создана распоряжением Президента РФ от 15 февраля 2016 г. 25-рп. Подробнее о проекте см.: Через Гефсиманию к Воскресению//ЖМП. 2021. 9. С. 78-87. Души их во благих водворятся Пилотная версия интерактивной карты включает информацию о 90 местах захоронений, причем 41 локация уже снабжена хотя бы минимальной фотогалереей. Предлагаем вниманию читателей отрывки из описания некоторых точек:

http://patriarchia.ru/db/text/5975946.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010