ЖМП 5 май 2014 /  8 мая 2014 г. Скрижали нашей памяти Почитание российским обществом и даже воцерковленной его частью подвига новомучеников уже сегодня кажется недостаточным. С годами дистанция, которая отделяет современного человека от этой темы, грозит стать еще более трудной. Уходят последние свидетели эпохи; реалии жизни и подвиги новомучеников стираются из памяти. Мемориальный центр при храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутове предлагает акцентировать тему страданий за веру путем установки на фасадах и в притворах храмов, где служили или несли церковное послушание новомученики и исповедники Русской Церкви, специальных памятных знаков. Для большинства активных верующих людей исповедники веры, к сожалению, до сих пор не стали той «золотой цепью», которая, по словам святого Симеона Нового Богослова, должна нас соединить с праведниками минувших эпох, с полнотой Церкви торжествующей. Мой опыт общения с паломниками на Бутовском полигоне показывает, что люди часто не знают, что в том же самом храме, где они теперь собираются на Литургию, или на соседнем приходе когда-то служили и молились новомученики, пострадавшие за веру в годы массовых гонений. Этому печальному положению дел есть, конечно, множество объяснений. Во-первых, в большинстве случаев новомученики пострадали в застенках вдали от своей паствы, а их прославление, произошедшее в течение последних 25 лет, логически предшествует их почитанию верующими. Во-вторых, современные приходы, как правило, возрождены совсем недавно. В-третьих, их прихожане оказались оторваны от своих корней. Среди множества причин, конечно, можно назвать и общую ситуацию с исторической памятью. Казалось бы, какие возможности для миссии открывает то обстоятельство, что в большинстве возрожденных храмов присутствуют свои святые! Никогда в русской истории святые подвижники не находились так близко к приходской жизни, никогда не освящалось она так широко и в прямом и в переносном смысле их святыми именами, их верой, трудами и страданиями. Но факт остается фактом: этот уникальный дар Русской Церкви в значительной мере до сих пор остается под спудом.

http://e-vestnik.ru/society/novomuchenik...

Головкова Лидия Алексеевна (род. 1941) - старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской православной церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Окончила Графический факультет Московского Художественного института им. В.И. Сурикова. С 1966 года до начала 1990-х годов работала как художник в области политического плаката, сотрудничала с издательством «Изобразительное искусство». С 1994 г. – сотрудник, с 2000 г. – старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Богословского института (ныне Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)). Основные темы исторических исследований: новомученики и исповедники XX века; репрессии, репрессивные органы, тюрьмы и лагеря. Изучает следственные дела, занимается поисками и исследованием мест массовых захоронений казнённых и замученных: «Бутовский полигон», «Коммунарка» и др. Главный редактор и составитель 8-томной «Книги Памяти «Бутовский полигон», одна из авторов и составителей фундаментальных изданий о новомучениках и исповедниках Российских. Принимала участие в подготовке изданий ПСТГУ: «Следственное дело Патриарха Тихона», энциклопедического справочника «За Христа пострадавшие», «Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской пострадавшие», участвовала в различных изданиях в качестве профессионального художника. Автор книг «Тихая обитель», «Высокие горы», «Точка жизни», «Где ты?..», «Спецобъект НКВД " Коммунарка " », «Сухановская тюрьма. Спецобъект 110». Галкин Иван Степанович (1905-?) – старший лейтенант государственной безопасности. Член ВКП(б) с 1927 г. С 1936 г. служил в НКВД. Помощник начальника Коломенского районного отдела УНКВД по Московской области. С 26 декабря 1937 по 2 июня 1940 г. начальник Коломенского районного отдела, затем Коломенского городского отдела УНКВД по Московской области (уволен согласно п. 38 б «Положения о прохождении службы начальствующим составом Главного управления государственной безопасности НКВД СССР»: «(…) причинами увольнения могут быть: а) приговор суда или решение Особого Совещания при НКВД СССР; б) арест судебными органами; в) невозможность использования на работе в Главном управлении государственной безопасности».

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

Нам много приходилось ездить с Алексеем Васильевичем по разным городам, и везде нас сопровождала его «азиаточка», как он называл свою жену Азиму Расулову. Я видел эту семью на протяжении всех лет их совместной жизни. Мы часто с моей семьей приезжали к ним домой и оставались у них ночевать. А они часто приезжали к нам с детьми. И мои дети, и моя жена Светлана, и я – мы всегда видели заботу о нем со стороны Азимы, их детей. У них всегда был обильный дастархан. А детей он всех считал своими. И Меланию, и Зарифу – дочь от первого брака Азимы. Интересно было наблюдать Алексея Васильевича в бытовой повседневности. Он не менялся, он сохранял присущие ему строгость и величие даже в быту. Дети и Азима почитали его и относились с большой любовью. Когда у Зарифы был школьный выпускной вечер, она даже не ожидала, что Алексей Васильевич вдруг наденет костюм и, опять же словно рождая каждое слово, скажет: «Ну как можно… без отца… идти на выпускной?.. Никак нельзя!» И он взял Зарифу под руку и пошел пешком с ней через всю Балашиху в школу. Когда я вспоминаю эту сцену, я до сих пор плачу. Вот такой он был человек, Алексей Васильевич. А когда Зарифа получила незаслуженную «тройку» по русскому языку, он сам взялся проверять ее домашние задания. И только когда самолично убедился в том, что она действительно хорошо владеет русским языком, отправился в школу защитить дочь. И в этом тоже был Алексей Васильевич. В Бутово он читал каждое имя погибшего так, будто вспоминал родного брата или сына Невозможно сказать всего о том, какой он был. Не хватит слов. Можно написать многотомную работу. Хочу вспомнить лишь последние удивительные эпизоды из его жизни. Алексей Васильевич принимал участие в работе над фильмом о новомучениках Российских. Он горько плакал после посещения Бутовского полигона – так его потрясло это место. И потом вдруг директор музея Бутовского полигона Игорь Гарькавый предложил ему зачитать имена убиенных в этом страшном месте. Он читал каждое имя так, будто вспоминал родного брата или сына, погибших в годы лихолетий. Эти кадры невозможно смотреть без слез.

http://pravoslavie.ru/111691.html

Бутовский полигон стал крупнейшим в Московском регионе местом массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия. По официальным данным расстрелы на полигоне происходили с конца 1935 г., и по свидетельским показаниям вплоть до конца 40-х – начала 50-х гг. здесь производились захоронения умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Общее количество захороненных неизвестно, но только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г., т.е. в период «Большого террора», по имеющимся документам здесь было расстреляно и захоронено 20 762 человека. В отдельные дни расстреливали по 100, 200, 300 человек. 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека. Основную часть расстрелянных составляют жители Москвы и Московской области, но вместе с ними пострадали жители других областей и бывших республик Советского Союза, а также граждане и выходцы из Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Италии, Греции и других стран. Вслед за русскими, которые составляют большинство убиенных, следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы. Всего же среди жертв полигона представители более семидесяти национальностей. Среди расстрелянных преобладают простые крестьяне и рабочие, которых арестовывали иногда целыми семьями. Расстреливали и подростков 13-15 лет, и 80-летних стариков. Подавляющее число пострадавших – беспартийные, имевшие низшее образование или вовсе неграмотные. Но наряду с ними немало ученых, деятелей искусства и культуры, бывших государственных и общественных деятелей, военных. Около тысячи убиенных были осуждены на смерть за принадлежность к Русской Православной Церкви. Это 7 архиереев, 500 священнослужителей, монахи и монахини, церковные старосты и активные миряне. 332 из них прославлены в лике святых. Фото: patriarchia.ru Возглавляет сонм Бутовских новомучеников священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский. Следует отметить, что владыка Серафим не только старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, но и самый старший по возрасту из всех расстрелянных на этом месте. В 1937 году ему было более 82 лет. Он уже не мог ходить, и при аресте, чтобы его доставить в тюрьму, была вызвана карета скорой медицинской помощи. Из дома его выносили на носилках. Владыка происходил из древнего аристократического рода, и среди его предков были известные в российской истории адмиралы и генералы. Сам он начал свою деятельность также военным, но после участия в Русско-турецкой войне 1876-78 годов вышел в отставку и принял священство. После смерти супруги был пострижен в монашество, и затем стал архиереем.

http://pravmir.ru/butovskiy-poligon-kak-...

Сергиенко: Скажите, а на какой почве возможно принятие этого прошлого, осознание XX века, подвига мучеников, возрождение церковности? Ведь все распалось, ничего почти нет. Бутовский полигон. Средняя часть основной вывески на территории полигона о. Кирилл: Вот этот вопрос как раз очень сложный. Действительно, если говорить по большому счету, была огромная страна, и она словно ушла под воду. Атлантида. Остались только вершины гор. Так, отдельные островки в бескрайнем океане. И сейчас может произойти так, что очередная буря затопит и эти островки. Наверное, наша задача сейчас — понять, спокойно осознать, что происходит. Мы должны понимать, что если мы хотим, чтобы что-то осталось от этой удивительной культуры, от этой России, нам нужно строить дамбы вокруг островов, а то мы очередной цунами не сможем пережить. Бобринский: Дамбу — в каком смысле? о. Кирилл: Конечно, в первую очередь в смысле духовном, нравственном, и как раз должно быть очень четкое осознание наших корней. Сергиенко: Еще такой момент. Для русского человека, наверное, очень болезненный, потому что всем Бог дал отца, мать, брата, Бог дал отечество. Бог может и забрать — и то, и другое. Но искони на Руси получилось так, что у нас особенной была именно любовь к своему отечеству, к отеческим гробам. Как Вы думаете, вот сейчас, не дай Бог, какая-то волна, мы не сможем выдержать. Сейчас, действительно, государство слабое, народ вымирает катастрофическими темпами. Еще одна волна — с юга, с востока, изнутри. Вот сейчас у нас говорят — революция, скоро уже революция. Все пытаются использовать молодежный порыв, куда-то направить. Россия, будет ли Россия — эта вера, этот путь — без государственного образования? о. Кирилл: Не знаю — я не пророк, не историк, не мыслитель. Не знаю. Но давно уже сказано: С Россией кончено… Напоследях Ее мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгали на грязных площадях, Распродали на улицах: не надо ль Кому земли, республик да свобод, Гражданских прав? И родину народ

http://pravmir.ru/butovskij-poligon-russ...

В храме новомучеников в Бутово пройдет заупокойная служба в память о русских воинах, погибших в первой мировой 20 февраля, 2014. Новостная служба После литургии и заупокойной литии прихожане, представители военно-исторических клубов, казачьих объединений соберутся у многометрового памятника русским воинам, павшим в 1914-1918 годах 20 февраля, ПРАВМИР. Заупокойная служба по воинам русской армии, погибшим на полях первой мировой войны, будет совершена 23 февраля, в День защитника Отечества, в храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутово, сообщает Интерфакс-Религия. После литургии и заупокойной литии прихожане, представители военно-исторических клубов, казачьих объединений соберутся у многометрового памятника русским воинам, павшим в 1914-1918 годах, сообщили в приходе. Он создается изо льда у стен храма. В его основу был положен проект «одиночного надгробного памятника погибшему воину первой мировой войны», который 26 мая 1916 года победил в конкурсе Императорского общества архитекторов-художников. Его установке помешал Октябрьский переворот. На мероприятии будет звучать музыка первой мировой. Полевая кухня предложит участникам мероприятия типовой солдатский обед и чай. После акции памяти начнется традиционная лыжная эстафета приходского спортивного клуба «Форт-росс», в которой смогут принять участие все желающие. «Все европейские народы чтут память своих соотечественников, павших на полях той войны, и только в России до сих пор нет ни одного значимого мемориала или музея, посвященного их памяти. Партия «большевиков», лидер которой Владимир Ленин открыто выступил за превращение «империалистической войны в гражданскую», сделала все для уничтожения памяти о русских героях», — говорится в сообщении прихода. В нем отмечается, что только на Бутовском полигоне были расстреляны 11 генералов русской армии времен первой мировой, несколько сотен бывших офицеров и солдат, в том числе георгиевских кавалеров. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-xrame-novomuchenikov...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Программа «Богомолье». Автор цикла журналист Е.А. Смирнова беседует с настоятелем храма во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиереем Кириллом Каледой 07.02.2024 23:00 Елена Александровна Смирнова Программа «Богомолье. Храмы и монастыри Москвы и ближайшего Подмосковья». Автор цикла журналист Е.А. Смирнова беседует с настоятелем храма во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиереем Кириллом Каледой. Повтор от 6 мая 2015 года Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 08.02.2024 - 21:31 Спаси всех, Господи, за такую : Спаси всех, Господи, за такую важную передачу! Вот это, мне кажется, нужно доносить до людей везде, где можно, особенно,- на гос каналах. Мы были свидетелями посещения группы американских паломников ( не говорящих по-русски, принадлежащих американской православной церкви) Бутовского полигона в 2019-м. Каждый из группы прошёл по аллее с выгравированными именами жертв репрессий и каждый позвонил в колокол в глубине аллеи в память этих мучеников. А никто этих паломников не заставлял это делать…Вообще всем любителям Сталина и воспевающим СССР очень было бы полезно хоть разок туда съездить. Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/02/07/23-0...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Вторая беседа журналиста Елены Смирновой с Лидией Алексеевной Головковой — старшим научным сотрудником ПСТГУ, художником, автором и составителем изданий о новомучениках и исповедниках Земли Русской 03.04.2017 22:00 Елена Смирнова представляет вторую беседу с Лидией Алексеевной Головковой — ст. научн. сотр. ПСТГУ, художником, автором и составителем изданий о новомучениках и исповедниках Земли Русской и других книг о людях, испытавших на себе чудовищный эксперимент построения земного рая «в отдельно взятой стране». Среди ее книг: «Тихая обитель», «Высокие горы», «Где ты?», «Точка жизни», «Спецобъект НКВД " Коммунарка " », «Сухановская тюрьма. Спецобъект 110» и др. Она является гл. редактором и составителем Книги Памяти «Бутовский полигон» (в 8 т.). Вы услышите рассказы о сталинских репрессиях в СССР по отношению к детям «врагов народа», к военачальникам и Церкви и какой была хрущевская «оттепель» для духовенства. Узнаете о последних подвижниках времен гонений. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2017/04/03/22-0...

Еще одна тема, без которой не обходится пожалуй ни один к/ф Радонеж. Это тема Новомучеников и Царская тема, тема Царской жертвы. Значит, их кровь все еще вопиет к небу.        Фильм «Бутовский реквием», реж. Е. Кричко, рассказывает об одноименной поэме, которую пишет монахиня Амвросия Хромова. Мы соприкасаемся с тем редким случаем, когда и тема, и содержание, и сами слова и рифмы – будто продиктованы автору Свыше. Это угадывается сразу: не писать, не жить этой темой она просто не может. Работа еще не закончена. Но ждет нас – некое Откровение. Не меньше. Запомним: «Бутовский реквием». Царская тема в этом году представлена тремя фильмами. «Беседа» иеромонаха       Силуана Конева. Речь идет об известном посещении в тюрьме В.К. Елисаветой убийцы ее мужа террориста Каляева. В сонном видении он послал ее простить убийцу. Сколько уже было экранизаций этой встречи! Но что-то все-таки недосказано или не понято. Тверд человек в грехе, не может принять прощения… Второй фильм «Миротворец Александр Третий». О «классическом» монархе, «Царе-батюшке» в народном представлении рассказывает нынешний хранитель Дома Романовых -Павел Куликовский. Сам он – удивительное дело – и лицом и крепкой фигурой является будто копией своего предка. История царствования этого монарха обросла хотя и забавными, но восторженными легендами. «Дабы не порвалась связь времен», - так мотивируют создание этого фильма авторы. Третий фильм – Пустые страницы - жанрово самый неопределенный Отчасти художественный, когда актеры пытаются изобразить или скопировать членов последней Царской Семьи. Большей частью – неудачно. Дух не тот… Но фильм собрал, наверное, максимальное число видеодокументов последних лет Их жизни. Эти съемки можно не комментировать. Каждый поворот головы, каждая улыбка -сокровенны. Ибо мы знаем: еще немного, совсем немного… и эти красивые, чистые лица поглотит мрак последней ночи в Ипатьевском доме. Снились ли этим чистым девам сны о будущем? Наверное снились, ибо еще при жизни они просили Бога послать им «терпенья - ближнего прощать».

http://radonezh.ru/2020/11/23/kinofestiv...

Времена уже изменились, не в такой форме всё будет. На Бутовском полигоне      У меня на Бутовском полигоне была мысль: вот мы сейчас по делу в Россию приехали, и если бы не батюшка Симеон, святогорец Филофейский, может быть, я поспешила бы обратно, сделала бы свое дело, поклонилась бы святыням, повидалась бы с отцом Иоанном, с дорогими людьми, которые есть в Москве, и поспешила бы домой. Но сегодня у меня был помысел, что нельзя приехать в Москву и не побывать в Бутове, не поклониться новомученикам, нельзя. Тогда убивали людей. Но мы будем бояться не тех, которые тело убивают, а тех, кто убивает душу. И мы, христиане, должны быть готовы к тому, что наше воскресение – это Голгофа. Воскресение – это продолжение Голгофы. Мы должны быть готовы к Голгофе. Смирением готовиться. А то когда нет преследований – легко говорить о преследованиях и о мученичестве. Когда начнутся – тогда нужно, чтобы хватило смирения. – Мы, современные христиане, часто пытаемся спастись с комфортом, не особенно себя утруждая, смягчаем посты, не хотим долго стоять на службах, и даже кое-как соблюдая внешнее, совершенно не желаем меняться внутренне. Как можно спастись в современном мире? – Спасает нас Господь Своей милостью. Милость Божия нас спасает. Если человек не проводит напряженную внутреннюю жизнь, не борется со грехами, со страстями, то тогда Господь находит пути, как смирить такого человека. Мы, христиане, должны понимать, что наша главная брань – это борьба с грехом и со страстями. Мы цель не должны забывать: мы призваны не для того, чтобы как-то прожить на этой Земле. Так или иначе – все живут. И те, которые Истины не знают. А цель у нас очень большая – быть с Богом, обожествляться, вот какая цель. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Цель очень большая, мы не должны об этом забывать и должны очень высоко смотреть. А то, что вы сказали, – это значит, что мы в землю смотрим. Мы высоко не смотрим, мы цель забыли, уткнулись в землю. А это как червь получается. Человек – как червь, не как Отец наш Небесный, а как червь становится, правда? Ну, будем напоминать себе каждый раз об этом. Будем напоминать, какая цель христианской жизни – стяжать благодать Святаго Духа. А как стяжать благодать Святаго Духа? Дай кровь и прими Дух. О комфорте нигде не сказано.

http://pravoslavie.ru/73743.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010