ЖМП 1 январь 2023 /  24 января 2022 г. 16:00 Выставка об исповедниках веры уходит в регионы МЕМОРИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «БУТОВО» ПРЕДЛАГАЕТ ЕПАРХИЯМ БЕСПЛАТНО РАЗМЕСТИТЬ ЭКСПОЗИЦИЮ «РУССКАЯ ГОЛГОФА» Этому совместному с бутовским приходом в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской проекту уже больше трех лет. При поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта создания Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в XX веке «Русская Голгофа» создана концепция одноименной передвижной выставки, выполненной по модульному принципу. Каждый модуль — своеобразный исторический портрет того или иного периода массовых гонений, реализованный в виде большеформатных (размером метр на полтора метра) планшетных стендов числом около полутора десятков. Первый модуль, хронологические рамки которого ограничены 1917 и 1921 годами, начал путешествие по России в 2020 году с Екатеринбурга, где выставлялся в музее Храма на Крови, после чего побывал еще в восьми епархиях Русской Православной Церкви. Доступна для посетителей и первая часть второго модуля, рассказывающего о событиях с 1922 по 1925 год.   PDF-bepcuя. Проведение передвижной выставки «Русская Голгофа» в регионах поддержано Церковно-­общественным советом при Патриархе Мос­ковском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской . Демонстрационный комплект выставки епархии, храмы и монастыри могут получить бесплатно, оплатив только расходы на транспортировку и размещение выставки на своих площадках. В настоящее время формируются выставочные планы на 2023 год. Можно не транспортировать демонстрационный экземпляр, а заказать оригинал-макет стендов для создания собственного выставочного комп­лекта уже на месте. Для успешного информационного продвижения выставки в регионах организаторы подготовили оригинальный проморолик длительностью 50 секунд, который можно размещать на телевидении, в интернет-СМИ и в социальных сетях. Общая экспозиционная часть, одинаковая для всех епархий, на месте может дополняться несколькими собственными стендами. Их содержание необходимо предварительно согласовать, чтобы сохранить единую выставочную, тематическую и эстетическую линии проекта. Такой расширенный вариант экспозиции более привлекателен и для посетителей — всегда интересно узнать, как тема исповедничества веры ХХ столетия отразилась на истории твоей области, твоего района.

http://e-vestnik.ru/news/vystavka_russka...

Относительно снимков, которые мы ожидаем от фотографов с мест, необходимо заметить следующее. Художественные достоинства кадра имеют значение, но картинка не столь важна, как ее содержание: присутствующие объекты, события, волонтерские проекты, информация о поминовении усопших, работы по ремонту или благоустройству. Обязательно следует уделять внимание инфраструктуре объекта и связанной с ним логистике. Если, по вашему мнению, что-то нужно исправить (результаты вандализма, грязь или заболоченность территории), это тоже следует обосновать фотоснимками. Символично, что центр этой работы находится на Бутовском полигоне — одном из крупнейших мест массовых захоронений 1930-х годов. Сейчас здесь создается Общероссийский мемориальный музейный центр «Русская Голгофа» 8 . Приход храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове имеет многолетние связи со многими религиозными и общественными организациями, ведущими работу по увековечению памяти жертв политических репрессий. Объединив многих неравнодушных людей, эта деятельность стала важным общецерковным служением. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Проект создания интерактивной карты «Национальная трагедия. Массовые захоронения жертв политических репрессий 1937–1938 годов» реализован приходом храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове при поддержке Фонда президентских грантов в 2020–2022 годах. 2 АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 212. Л. 76. 3 Информационный центр Главного управления внутренних дел Алтайского края. Ф. 17. Оп. 1. Д. 16. Л. 1–6. 4 Вблизи с. Большеромановка. 5 URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400907.html. 6 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2015 г. 1561-р. 7 Создана распоряжением Президента РФ от 15 февраля 2016 г. 25-рп. 8 Подробнее о проекте см.: Через Гефсиманию к Воскресению//ЖМП. 2021. 9. С. 78–87.   Души их во благих водворятся  Пилотная версия интерактивной карты включает информацию о 90 местах захоронений, причем 41 локация уже снабжена хотя бы минимальной фотогалереей. Предлагаем вниманию читателей отрывки из описания некоторых точек.

http://e-vestnik.ru/analytics/butovo_pol...

Священномученик Константин Успенский – Как новомученики выдержали всю ту злобу сатанинскую, пытки, глумления? – Можно, чтобы лучше понять, привести такое сравнение. Многие из большевиков, чекистов, сами угодив в жернова системы, что рано или поздно для большинства из них происходило, тут же ломались, потому что они не понимали, что происходит. Представляете, коммунист попадает на конвейер к следователю. Он же вроде бы и боролся за это самое «счастье» – коммунизм, и вдруг его берут и объявляют «врагом народа»! В каком-то смысле верующим было легче все это пережить. Потому что им был открыт внутренний смысл происходящего. Какая-нибудь простая неграмотная бабушка в тех же застенках вела себя куда более достойно. Удивительно! Она просто понимала, что происходит, за что ее гнобят и убивают. Радоваться она, может быть, и не радовалась, она же тоже человек, ей больно, пусть даже не столько физически, если к ней не применяли пыток, но внутренне от всего происходящего сердце сжималось, кровоточило. Радоваться – это уже следующая стадия, дело блаженных. Таких тоже было много. В любом случае те, кто понимал, что происходит, несли свой крест достойно. Пусть и подали даже под его тяжестью, но вставали и шли дальше... – К Богу. Если именно в Свете Христовом открывается религиозный смысл страданий, и новомученики являли этот Свет на своей голгофе, коснулся ли он кого-то из палачей? У нас прославлен среди новомучеников хотя бы один раскаявшийся гонитель? – Мы, церковное сообщество, наверно, еще находимся не в той степени любви, чтобы так возлюбить гонителей, что прославить кого-то из раскаявшихся и кровью запечатлевших свое покаяние палачей. Хотя известны случаи, когда тот, кто принимал активное участие в революции, раскаивался и становился глубоко церковным человеком. Яркий пример – Николай Евграфович Пестов († 14.01.1982). Всего один удивительный случай… – Пришлось ли вам общаться с кем-то из бывших бутовских сотрудников НКВД? – Когда в середине 1990-х годах была предпринята попытка выяснить, где в Москве происходили расстрелы, был еще жив человек, который в 1937-м году исполнял обязанности коменданта хозяйственного управления НКВД по Москве и области.

http://pravoslavie.ru/139599.html

«Относительно воспитания детей в настоящее время Гримблит неоднократно говорила: “Что хорошего можно ожидать от теперешних детей в будущем, когда их родители сами не веруют и детям запрещают веровать”. И, упрекая родителей, говорила: “Как вы от Бога ни отворачиваетесь, рано или поздно Он за всё спросит”. В 1936 году моя девятилетняя дочка рассказывала мне, что Гримблит её выучила креститься, за что дала ей гостинцев”. После допросов свидетелей заместитель начальника НКВД Константиновского района допросил Татьяну. “Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа?” — “Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей религиозности я не скрывала”. — “Обвиняемая Гримблит, признаёте ли вы себя виновной в ведении вами антисоветской агитации за время службы в Константиновской больнице?” — «Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: “Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то”, я отвечала: “Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них”». После этих допросов Татьяна была помещена в тюрьму в городе Загорске. 13 сентября 1937 года следствие было закончено и составлено обвинительное заключение. 22 сентября тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу. На следующий день она была отправлена в одну из московских тюрем, где перед казнью с неё была снята фотография для палача. Мужественная исповедница, всемерная помощница всем в узах находящимся девица Татьяна была расстреляна на Бутовском полигоне 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле. Сбылись и радость и надежда: увенчанная мукой крестной в последний миг мучений смертных душа ко Господу спешит. Полные тексты житий новомучеников опубликованы в книгах “Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскином (Орловским). Январь–Июнь”. Тверь, 2005–2008 и других и размещены на сайте: www.fond.ru.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В России вспоминают жертв политических репрессий 1 мин., 30.10.2019 В среду 30 октября 2019 года в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Установление этого дня памяти связано сразу с двумя событиями. Во-первых, 30 октября 1974 года политзаключенные лагерей Мордовии и Перми объявили голодовку в знак протеста против репрессий по политическим мотивам в СССР. Вторая важная веха - 30 октября 1991 года по постановлению Верховного Совета РСФСР в стране был впервые официально отмечен День памяти жертв политических репрессий. 30 октября на Бутовском полигоне Москвы состоится ежегодная акция «Голос Памяти» , посвященная памяти жертв политических репрессий. Также в этот день в разных городах России и даже за рубежом пройдет акция   «Молитва памяти» с чтением имен расстрелянных в годы советских репрессий. В годы советской власти массовым репрессиям подверглись миллионы людей, причем не всегда это было связано с политикой, так как репрессировали и за религиозные взгляды. Только за период с 1937 по 1938 годы в стране были осуждены 1,3 млн. человек, более 680 тысяч из них были расстреляны. С середины 1940-ых годов проводились репрессии по национальному признаку. Особым местом памяти в этот день является бывший стрелковый полигон НКВД в Бутове, где только в период «большого террора», с августа 1937 по октябрь 1938-го, были расстреляны 20 762 человека – в основном жители Москвы и Подмосковья, люди разных вероисповеданий и политических взглядов. Около 1000 человек расстреляны в Бутове за исповедование православной веры, более 300 из них уже прославлены как новомученики. Всего же в период с 1921 по 1953 год в стране были репрессированы более 4 млн. человек. Читайте также: Репрессии Новомученики Голос нашей памяти Бутовский полигон Пустошь Прошлое, которое надо ворошить Чего мы не знаем о местах массового захоронения? Фото с сайта  martyr.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-rossii-chtut-pamyat-zhe...

Научный сотрудник ПСТГУ Лидия ГОЛОВКОВА просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу – ошибка. Справка спецотдела МВД СССР о количестве осуждённых по делам органов НКВД за 1937-1938 гг. (11 декабря 1953 г.) ГАРФ Старшего научного сотрудника Лидию Головкову в Отделе новейшей истории Церкви ПСТГУ сегодня называют одним из ведущих специалистов по следственным делам. Работая над восьмитомником Книги памяти «Бутовский полигон», Лидия Головкова вместе со своими коллегами просмотрела более 20 тысяч следственных дел. За время работы с делами, которая продолжается и по сей день, исследователь пришла к выводу, что доверять этим делам невозможно. «Рассуждать о святости человека по следственному делу – этого в принципе не должно быть. Думаю, пройдет какое-то время и над нами будут смеяться, что мы канонизировали святых, беря за основной источник информации следственное дело», — считает исследователь. Технологию работы следственных органов с делами и примеры массовых фальсификаций Головкова описала в своей статье «Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации Новомучеников и Исповедников Российских» еще в 2000 г., и с тех пор не меняла своей точки зрения на этот вопрос. «Для ведения уголовно-следственных дел существовали две группы следователей, которые на жаргоне сотрудников НКВД назывались “литераторами” и “забойщиками”, — цитирует ученый в своей статье слова оперуполномоченного Кунцевского районного отделения УНКВД Куна. — “Забойщики” выбивали подписи под протоколами, а “литераторы” составляли тексты протокола». Иногда «забойщики» выбивали из человека подпись на белом листе, куда потом вписывался нужный следователю текст, а иногда подписи под протоколами просто подделывались. «Мне, например, попались в одном документе из дела 50-х годов слова одного чекиста, который писал другому: «если тебе нужен специалист по подписям, то у меня есть два человека, которые это прекрасно делают», — рассказывает эксперт. А некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. По информации Головковой, фальсификацией следственных дел, или на языке чекистов «липачеством», занимались все райотделы управления НКВД, в том числе Москвы и Московской области. Доказательства этого были получены автором во время работы со следственными делами 50-60 годов, именно в эти годы судили сотрудников, фальсифицировавших дела в тридцатые.

http://pravoslavie.ru/59771.html

Новомученики Прославление святых – это не дело узкого круга специалистов, это дело всей Церкви. Сегодня в связи с прославлением новомучеников возникают всё более сложные вопросы. На основании чего мы делаем выводы о святости? Как в конкретном случае применяем критерии? Каковы наши источники и можно ли им доверять? Молитвенная ночь памяти жертв репрессий пройдет в Виннице В ночь с 29 на 30 ноября 1937 года в Винницком НКВД был расстрелян священномученик Иннокентий (Тихонов), архиепископ Винницкий. Архангельский явно враждебно настроен к власти В архиве была очередь: пятеро человек из шести приехало в архив восстанавливать звания «Отличник социалистического соревнования» — теперь за них полагаются прибавки к пенсии. В этот момент я почувствовал себя, что называется, «из семьи репрессированных». И «холод Бутовского полигона» я почувствовал именно здесь. О памяти жертв политических репрессий и «православном сталинизме» О том, как увековечить память исповедников веры и жертв политических репрессий ХХ века, что делать с " православным сталинизмом " и как относиться к своему прошлому – участники международной конференции " Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий " . РПЦЗ надеется на сотрудничество с РПЦ для уточнения списка новомучеников На сегодняшний день РПЦ и РПЦЗ имеют не только разные списки новомучеников, но и разные дни их памяти. Более 25000 персоналий собрано в компьютерной базе данных ПСТГУ о жертвах репрессий Протоиерей Владимир Воробьёв также выразил уверенность в необходимости формирования новой дисциплины – церковного источниковедения. Новые канонизации сегодня невозможны? Колоссальный материал по проблеме дают архивы ФСБ, куда членов Комиссии по канонизации пустили по ходатайству патриарха Алексия. Особенностью архива является то, что он открыт частично; материалы там выдают только родственникам и членам Комиссии. Однако следственные дела, которые выдают, содержат далеко не полную информацию. Помимо них, есть ещё агентурные дела, которые не подлежат выдаче, и лагерные дела – по большей части уничтоженные. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/novomucheniki/page...

Последняя матушка умерла в 1987 году. Они из рук в руки передавали эту икону, передавали книги. К ним приезжали верующие – не только с окрестных городов, но и из Санкт-Петербурга, из Москвы. И я думаю, что из их теплых рук мы, собственно, веру и получили, потому что у нас было очень много подобных монахов, монахинь, которые сохранили Православие и передали его нам. Кто-то из современных священников сравнивал революцию с костром, на котором горела наша вера. А потушен был этот костер кровью наших новомучеников. Невозможно без благоговения и почтения относиться к тому, как они себя вели. Я читала допросы новомучеников, которые были расстреляны на Бутовском полигоне: – Ты веришь в Бога? – Верю. – Откажись от веры, и ты будешь жить. Просто откажись, хотя бы на словах, сними крест, и тебя отпустят. Они не отказывались от веры. Они предпочитали принять муки, смерть, но от Господа не отрекаться. А как они к людям относились! Там же есть такие потрясающие истории: к ним приходили люди неверующие, люди предавшие, а они все равно молились. Они верили в то, что православная вера не сгинет, все равно сохранится. Ветер налетит, искорка, заложенная в детстве, разгорится, и в итоге вспыхнет костер веры Меня, бывает, спрашивают: «Что делать? Детей, пока они маленькие, водят в храм, а как они подрастут, их туда ходить не заставишь. И вообще трудно современному ребенку объяснить, в чем ценность веры». К матушке Олимпиаде еще в те времена тоже приходили с подобными вопросами верующие люди. Водят они ребенка в храм, а потом тот в школу идет, становится пионером и начинает родителям такое говорить о вере… Матушка Олимпиада отвечала: «А вы все равно рассказывайте, все равно говорите о Боге, и все с любовью. Вы поймите: то, что вы говорите, – это как искорка. Вот представьте себе. Горел костер, он потух, а там искорка осталась. Налетели бури нашей жизни, занесли его листьями. А потом пройдет время, случатся у вашего ребенка какие-то неприятности: какие-то трудности, какие-то болезни. Это ветер налетит на него – а та искорка разгорится, и в итоге вспыхнет костер веры». Так говорила мудрая матушка Олимпиада, которая прошла такие страдания в лагерях и ссылках, какие нам и не снились.

http://pravoslavie.ru/145661.html

На Бутовском полигоне пройдет акция памяти 75-й годовщины начала «Большого террора» 23 октября, 2012. Новостная служба Мемориальная акция начнется в 10.00 в каменном храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских, где будет совершена заупокойная лития по всем пострадавшим. 23 октября. ПРАВМИР. В день памяти жертв политических репрессий, в 75-ю годовщину начала «Большого террора» 30 октября на Бутовском полигоне состоится акция «Голос Памяти». Мемориальная акция начнется в 10.00 в каменном храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских, где будет совершена заупокойная лития по всем пострадавшим. В 10.30 она продолжится на территории захоронений. Там со специально оборудованного помоста будут зачитываться имена из Бутовской Книги Памяти. Будут зачитаны имена пострадавших в Бутово в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение. Все желающие смогут принять в этом участие, а также возложить цветы и поставить свечи на насыпи погребальных рвов. Планируется организовать показ на экране фотографий пострадавших, сделать временную выставку, посвященную как истории полигона, так и планам сооружения на территории захоронений монумента «Аллеи памяти». В акции примут участие родственники пострадавших, представители различных религиозных общин города Москвы, общественные организации и движения, деятели искусства и науки. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/na-butovskom-poligone-...

И в 1995 году по благословению Святейшего Патриарха Московского всея Руси Алексея II здecь был заложен Храм святых новомучеников и исповедников церкви русской. И храм этот был освящен в 1996 году, и во время его строительства на территории полигона разыгралась нешуточная борьба, потому что это место в Подмосковье стало интересным для застройщиков, стали думать о том, что вот надо где-то здесь построить новые жилые дома, новые микрорайоны даже, и сюда был привлечены большие средства, наверняка здесь были задействованы большие политические и финансовые интересы, и вот оказалось, что если бы эти планы осуществились, то вся территория вокруг этого деревянного забора превратилась бы в настоящий многоэтажный бетонный город. И ничего от того времени, от того ландшафта исторического, который, конечно, является также частью вот этого памятника, не осталось бы вовсе. И поэтому именно вот этой инициативной группе, поскольку других сплоченных групп родственников не существовало, пришлось взять на себя такую нелегкую миссию — вступить в борьбу с застройщиками и какими-то чиновниками, которые им конечно помогали, и эта борьба совершенно неожиданно завершилась успехом благодаря помощи очень многих людей, и тогдашнего главного архитектора Москвы, и многих-многих людей в общем и в правительстве Москвы и Московской области, которые осознали, что это место обязательно необходимо сохранить. И вот именно на пике этой борьбы, в результате этих очень непростых переговоров, согласований было принято неожиданное, даже беспрецедентное решение — территорию захоронений, которая тогда не имела такого особого статуса, это была просто земля, но все понимали, что да, здесь лежат человеческие кости, но вот где они лежат и как вообще с этим местом дальше быть никто не понимал. Эту территорию в 1995 году тогда передают еще строящемуся Храму новомучеников и исповедников российских. Тогда еще не всю территорию, позднее это окончательно уже было оформлено, и возник очень важный прецедент, когда на территории Российской Федерации, на территории Подмосковья возникает церковный мемориальный комплекс.

http://foma.ru/istoriya-butovskogo-polig...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010