Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) В отличие от Саксонии, Тюрингии и Франконии в Швабии и Баварии Г. П. добился лишь номинального признания своей власти и впосл. перешел от политики уступок местным герцогам к их подчинению. После смерти герц. Бурхарда I Швабского (926) под давлением Г. П. новым герцогом Швабии стал его ставленник франконец Герман из династии Конрадинов. В 925 г. Г. П. присоединил к Германскому королевству в качестве герц-ства отпавшую в 911 г. Лотарингию. В 928 г. он передал ее Гизельберту, сыну гр. Регинара, перед этим решив в его пользу вопрос о Льежском еп-стве, на к-рое претендовал франц. кор. Карл III (с ним был заключен мирный договор в 921). В 935 г. был подписан договор между Германией, Францией и Бургундией, в результате к-рого Франция окончательно отказывалась от прав на Лотарингию (с 942). Т. о., родовые земли Каролингов, т. н. королевство Лотаря, вместе со столицей Карла Великого в Ахене вошли в состав Восточнофранкского королевства. В результате брака герц. Гизельберта Лотарингского и дочери Г. П. Герберги (929) были упрочены позиции короля на сев.-зап. рубежах королевства. Г. П. стремился установить преемственность власти внутри своего рода и в 929 г. на собрании князей в Кведлинбурге объявил своим наследником сына Оттона, к-рый после кончины отца занял престол (936). Престиж династии Г. П. старался укрепить также династическим браком, женив в 929 г. Оттона на Эдит, дочери кор. Уэссекса Эдуарда I. Г. П. выступил против венг. кочевников, вторгшихся в саксон. владения (924). По сообщению Видукинда, король, не имея конного войска, избегал открытых сражений, но, воспользовавшись тем, что в плен попал один из венг. князей, добился соглашения о 9-летнем перемирии с венграми (перемирие заключено в Верле в 924 или в 926). Мирное время было использовано для строительства сети оборонительных укреплений и крепостей (в Вост.

http://pravenc.ru/text/162125.html

В 1964 году в Дании реконструируется огромное поселение эпохи раннего железа: сооружаются не только жилые дома и хозяйственные постройки – посёлок окружают поля, засеянные «одичавшей» пшеницей. На скотном дворе бродят домашние животные вроде тех, что жили в «эпоху раннего железа». На «хозяйственном дворе» можно видеть гончарные мастерские, кузницу, железоплавильные печи. В жилых постройках дымят очаги. На кухнях готовится странная пища. На территории посёлка работают десятки археологов и гидов. Тысячи туристов посещают это необычное место. Эксперимент в Дании – один из самых масштабных. Не столь грандиозные, но достаточно яркие исследования по реконструкции стали проводиться и другими археологами-любителями. Многие сочли эксперимент делом простым и лёгким. Начался период многократного «изобретения велосипеда». Основным пороком непрофессионалов стала некорректность в организации исследований. Любительский энтузиазм чаще стал приводить не к новым открытиям, а к неожиданным и даже забавным курьёзам. В 1955 году немецкий археолог Бурхард Брентьес самостоятельно, по образцам, изготавливает каменное рубило и устанавливает его... в качестве лемеха на плуг. В конструкцию запрягается бык. Силы у него много... Производится вспашка земли и делается вывод, что рубила в древности использовались в качестве земледельческого инструмента. Как говорится – «срезал»... Если бы Б. Брентьес сопоставил следы износа на своём экспериментальном «лезвии для плуга» со следами на настоящем лемехе и на подлинных археологических предметах (копию которых он делал), то «открытие» у него бы не состоялось и смешно бы никому не было. Современный археологический эксперимент, если он не носит комплексного характера, если он не включает трасологических и технологических исследований, не только чреват ошибками, но и приобретает часто совершенно бессмысленный характер, вроде переодеваний добровольцев в грубые одежды из шкур. Порой энтузиазм становится массовым явлением. А это всегда пугает. «Экспериментальным проникновением в прошлое» увлеклись тысячи подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

(Alb. Ann. Stad. 1859. Р. 316–317) 3. В л[ето] Г[осподне] 1112-е. (...) В это же время граф ольденбургский (Aldenburg) Эгильмар-младший (Eilmarus iunior), сын Эгильмара 1719 и Рихенцы (Rikence), дочери Иды из Эльсдорфа (Ida de Elsthorpe) 1720 , подал жалобу о наследстве этой Иды против штаденских князей (principes Stadenses) – маркграфа Удона (Udo) и его сына Генриха (Heinricus) 1721 , которые спокойно владели этим наследством всю свою жизнь. Но граф Фридрих (Fridericus) 1722 заставил его отказаться от жалобы. Дело в том, что эта Ида, знатная дама родом из Швабии (Suevia), живя в имении (villa) Эльсдорф 1723 , обладала наследственным владением, которое до сих пор именуется владением Иды. Она была дочерью брата императора Генриха III 1724 , а также дочерью сестры папы Льва (Leo), другое имя которого Бруно (Bruno) 1725 . Она вышла замуж за Леопольда (Lippoldus), сына госпожи Глисмоды (Glismodis) 1726 , и родила Оду (Oda) – монахиню в Ринтельне (Rinthelen) 1727 , которую затем выкупила из монастыря, дав взамен дочери имение Штедедорф (Stedethorp) близ Хеслингена (Heslinge) 1728 , и отдала замуж за короля Руси (rex Ruzie) 1729 , которому [та] родила сына Вартеслава (Warteslaw) 1730 . По смерти короля Ода велела закопать в подходящих местах бесчисленные сокровища, сама же с сыном и частью богатств вернулась в Саксонию (Saxonia), а копавших приказала убить, чтобы они не проговорились. И выйдя за кого-то замуж, родила дочь Алиарину (Aliarina), мать графа Бурхарда из Локкума (Burchardus de Lucken) 1731 , которого впоследствии коварно убил ландграф Херманн из Винценбурга (lantgarvius Hermannus de Winceburg) 1732 , хотя [тот] и был его вассалом. Вартеслав же, снова призванный на Русь, правил там вместо отца 1733 и перед смертью своей отыскал сокровища, запрятанные матерью. У Иды был также сын, граф Экберт (Ecbertus), которого в Вистеде (Wistede) близ Эльсдорфа убил маркграф Удон Первый, хотя и был его родичем 1734 . Лишившись наследников, Ида отправилась в Рим к своему дяде, папе Льву, и, получив от него спасительный совет простить долги должникам своим 1735 , вернулась в Эльсдорф, полностью простила Удону вину – убийство сына, а чтобы безопаснее пользоваться своим владением, назначила этого Удона своим наследником, усыновив его, а он, в свою очередь, из своих наследственных владений выделил Иде 300 мансов в пожизненное пользование [следует перечисление дворов].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 22–33; Darrouz s J. Les documents byzantins du XII e siecle sur la primaute romaine. P. 51–59; Gahbauer R. Gegen den Primat des Papstes. Studien zu Nikitas Seides: Edition, Einfuhrung, Kommentar. Munich, 1975. 317 Ibid., col. 1163c («Nechites archiepiscopus Nicomedia dixit; Placet quod dicis, et humilitas tua nobis placet; nam in colioquendo et humiliter conferendo citius elucescit veritas quam si superbe et ad vincendum avidi contendamus» – «Никита, архиепископ Никомидийский сказал: “Хорошо ты говоришь, и смирение твое нам нравится; ибо в беседе и смиренном рассуждении воссияла связующая истина, к коей жадно стремимся”»). 318 Анализ обоих диалогов (Книги II и III) см.: Russell N. Anselm of Havelberg and the union of the Churches//Sobomost 1 2 (1979). P. 19–41; Sobomost 2 1 (1980). P. 29–41. Cp. французский пер. книги II: Harung P. Dialogue entre Anselme de Havelberg et Nechetes de Nicomt die sur la procession du Saint Esprit//Istina 17 (1972). Р. 375–425; критический анализ: Darrouzes J. Les documents byzantins… P. 59–65. Ср.: Evans G.R. Anselm of Canterbury and Anselm of Havelberg: The controversy with the Greeks//Analecta Praemonstratensia 5 (1977). P. 158–75. 321 PL, 188, col. 1218а. Примечательно, что догригорианский канонист Бурхард Вормский согласен с этим (Decretum//PL, 140, col. 549–550): хотя римский епископ обладает первенством, он не вправе называть себя princeps sacerdotium или summus sacerdos [первым среди священников или первосвященником]! 323 Pennington Κ. Pope and Bishops: The Papal Monarchy in the Twelfth and Thirteenth Centurie. Philadelphia, 1984. P. 3. См. также прим. 55. 324 Цит. по; Duchesne L. Early History of the Church. New York, 1909. Voi. 1. P. 309. Ср.: The Letters of St Cyprian of Carthage/Clarke G. W., trans. New York, 1989. Vol. 4. Col. 69f; A Century of Church History/Borden H.W., ed. Carbondale (IL), 1988. P. 50. 325 Цит. по: Gill J. Personalities of the Council of Florence and Other Essays. Oxford, 1964. P. 267. 326 PL, 188, col.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

История этого текста чрезвычайно запутана. Недавно вышедшее критическое издание 445 подготовлено на основе пятидесяти с лишним рукописей, и тем не менее, оставляет нерешёнными множество текстологических вопросов. Две основные версии – так называемая краткая (редакция Филоненко) и пространная (редакция Бурхарда) – переведены на русский язык 446 . В последние десятилетия апокриф «Иосиф и Асенет» подвергся тщательному и всестороннему изучению на Западе; о нём написаны десятки книг и сотни статей 447 . Появилась и литература на русском языке 448 . Однако множество вопросов, касающихся датировки, авторства, культурно-языковой среды написания памятника остаются не прояснёнными. Мы придерживаемся гипотезы Бохака – Брагинской, в соответствии с которой считаем, что апокриф «Иосиф и Асенет» создан в оригинале по-гречески безвестным автором, принадлежавшим к высшему культурному слою эллинизированного александрийского еврейства, в середине II в. до н.э., сразу вслед за Маккавейским восстанием. Как показала Н.В. Брагинская 449 , исторический контекст создания этого памятника легко объясняет его максимально универсалистскую и прозелитическую идейную направленность. Она коренится в мессианских чаяниях автора, связанных с постройкой храма Онии в Гелиопольском номе 450 . Автор апокрифа «Иосиф и Асенет» верит, что в этом храме, воздвигнутом в центре эллинистической ойкумены, будут поклоняться истинному Богу все народы мира. Человек с неба, как мы уже упоминали, не только благословляет Асенет, но открывает ей её высшее предназначение. Оно состоит в том, чтобы превратиться в небесный град, убежище для всех народов, пристанище для каждого прозелита. Таким образом, обнаруживается прямая идейная связь между образом Руфи в еврейской традиции и образом Асенет. Мы уже вспоминали о том, что Руфь в традиции представляет собой модель идеального, праведного прозелита 451 , прибегающего под крылья Бога Израиля. Асенет символически, а точнее сказать, мистически буквально, представляет собой храм-город, пристанище этих прозелитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Относительно имени Φιλισταιοι: не вполне понято гебраистами есть ли оно чисто еврейское или иностранное, но сделавшееся употребительным у евреев. В египетских памятниках находят упоминание о Pilisti или Pilusti, народе, жившем когда-то к северу от Египта, в северной части Нильской дельты, в номе Кафтур. В этом народе и видят филистимлян (Maspero 263–266 и 301–302 или кафторимов, которые названы были filisti (эфиопское falassa странствовать) за то, что выселились из другой страны (об этом ниже). Принимая тот народ за филистимлян, мы еврейское должны считать за иностранно-еврейское слово, хотя и получавшее полные права гражданства у евреев. 48 В книге Бытия 10:19 границы земли хананеев, которая впоследствии перешла к евреям, определены следующим образом: «И были пределы хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Севоиму до Лаиса. Это указание можно понимать так: западная граница хананеев направлялась вдоль берега Средиземного моря от Сидона до Газы; южная граница от Газы к Содому, Гоморре Адме и Севоиму, т. е. к южной оконечности Мертвого моря; восточная граница направлялась от южной оконечности Мертвого моря к Лаису и Дану ( Суд. 18:29 ), приблизительно до источников Иордана. Подробнее определяются границы земли ханаанской в Числ. 34:2–12 . В этих двух местах определяются границы западной части Палестины, лежащей между Иорданом и Средиземным морем. Но евреям, кроме того, принадлежала также часть заиорданской территории, царство амморейских царей Ога н Сигона ( Числ. 32:33–42 ; Ис. 13:15–31 ). Северной границей этой территории была гора Ермон с своим южным отрогом; западная граница направлялась от источников Иордана до впадения моавитской реки Арнона в Мертвое море; восточная граница направлялась от Ермона до местечка Салхи (Вт. 3:10; Ηав. 12:5), указанного Бурхардтом и Букингамом на юге горы Хаврама, – от Салхи на юго-запад до того места, где поток Аммон впадает в поток Зерку или Иавок, отсюда по потоку Аммону к Ароиру на Арнов, оставляя на востоке город Раббат – Аммон, и наконец по Арнову, к Мертвому морю (Raumer, Palast.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Наиболее распространенными в кон. XI - нач. XII в. были сентенции Ланской школы (обзор содержащегося в них учения о К. см.: Fl ó rez Garc í a. 1983. P. 49-62; Giraud. 2010. P. 272-285); как непосредственно, так и через основателя Сен-Викторской школы Вильгельма из Шампо († 1121/22) они оказали влияние на развитие богословских взглядов Гуго Сен-Викторского. В созданном в нач. 30-гг. XII в. соч. «О таинствах христианской веры» Гуго Сен-Викторский предложил наиболее удачную в ранней схоластике систематизацию христ. сакраментологии и выделил основные направления рассмотрения богословского учения о К., ставшие впосл. классическими. Еще одна важная попытка систематического синтеза католич. богословия представлена в датируемой кон. 30-х гг. XII в. «Сумме сентенций» (Summa sententiarum; текст см.: PL. 176. Col. 41-174), наиболее вероятным автором к-рой в наст. время считается Оттон († 1146/47), еп. Луккский. «Сумма сентенций», повлиявшая на мн. теологов 2-й пол. XII в., в доктринальном отношении соединяет традиции Ланской и Сен-Викторской школ, а также содержит следы рецепции нек-рых идей Петра Абеляра и его учеников, воспринятых через призму сочинений критиковавших их теологов. Крещение вмц. Екатерины. Гобелен. 1440–1450 гг. (Германский Национальный музей, Нюренберг) Крещение вмц. Екатерины. Гобелен. 1440–1450 гг. (Германский Национальный музей, Нюренберг) I. Канонические своды X-XII вв. Из канонических сочинений X - 1-й пол. XI в. наиболее крупным по объему, широким по тематическому охвату и значимым вследствие его распространенности и влияния на последующее развитие католич. канонического права является свод, составленный в нач. XI в. Бурхардом († 1025), еп. Вормса, и известный как «Декрет Бурхарда» (Decretum Burchardi= Burchard. Worm. Decret.). Рассмотрению таинств К. и Конфирмации посвящена 4-я кн. Декрета, состоящая из 101 небольшой главки. Каждая из тематически упорядоченных главок представляет собой цитирование или пересказ к.-л. авторитетного источника; в качестве таких источников еп.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

Авторство сборника приписывалось Мецскому еп. Ангильрамну (768-791): он якобы преподнес свой труд Римскому папе Адриану I. В действительности капитулярии Псевдо-Ангильрамна были составлены в сер. IX в., в них рассматриваются вопросы, связанные с судом над духовными лицами, прежде всего над епископами ( K é ry. 1999. P. 114-117). Также в сер. IX в. появился сборник капитуляриев Бенедикта Левиты, созданный якобы по указанию Майнцского архиеп. Отгара (826-847) на основе архивных материалов Майнцского архиепископства. По мнению Фурманна, эти сведения являются ложными, скорее всего свод был составлен в королевстве зап. франков после смерти архиеп. Отгара, но до издания Кьерзийского капитулярия 857 г. (MGH. Capit. T. 2. P. 289-291). Сборник представлен как дополнение к своду Ансегиза, но большинство включенных в него капитуляриев либо подложны, либо скомпилированы из фрагментов подлинных документов. Основной задачей составителя было создание юридических норм для защиты привилегий и имущества Церкви от притязаний светских властей и аристократии ( K é ry. 1999. P. 117-122). О Лжеисидоровых декреталиях было известно папе Николаю I (858-867), его преемник папа Адриан IV цитировал их в своих посланиях ( Fuhrmann. 1972-1974. Bd. 1. S. 273-280). Однако до папы Урбана II (1088-1099) Римские папы редко использовали эти документы, они получили известность в основном благодаря включению в канонические сборники. Так, в «Собрании, посвященном Ансельму» (кон. IX в.) фрагменты ложных декреталий составляют 507 параграфов из 1980, в Декрете Бурхарда, еп. Вормсского (нач. XI в.),- 141 из 1785 параграфов. В сборниках использовались преимущественно положения, относившиеся к процедурным вопросам и касавшиеся церковной иерархии и порядка проведения Соборов. Вопреки первоначальным намерениям создателей декреталий был усилен акцент на особых полномочиях Папского престола в ущерб прерогативам епископов. О востребованности Лжеисидоровых декреталий свидетельствует то обстоятельство, что их текст сохранился более чем в 100 рукописях.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Мы видели в главе VII, что последние цари Израильские связали судьбу свою с царями Сирии Дамасской и задумали общее дело, завоевать царство Иудейское, уничтожить царственный род Давидов и посадить на престол Иерусалима Сирийца. Господь разрушил эти замыслы, а в настоящем пророчестве Исаия получает повеление Божие связать в одном общем пророчестве гибель Дамаска и Сирии с гибелью царства Израильского, как бы приуроченного уже к царствам языческим, – противникам воли Божией. И настоящие стихи, по тем же причинам как первый стих этой главы, должны быть отнесены к первому или первым пяти годам царствования Езекии, ибо Самария взята Салманассаром (см. 4Цар. 18:10 ) в шестой год Езекии, т. е. ранее окончательного погрома Израиля и вероятно Дамаска, в то же время вторично уничтоженного при Сеннахериме 793 . Города Ароерские 2-го стиха суть: во-первых, Ар-Моав ( Чис. 21:28 ), который тот же что „город среди потока Арнона“ ( Нав. 13:9 ) и во-вторых: „Ароер что пред Раббою“ ( Нав. 13:25 ). Первый город отожествляется Бурхардтом с развалинами, называемыми ныне Араир, находящимися над потоком Вади Маджеб, на большой высоте 794 . Второй город Ароер „перед Раббою“ лежал в уделе Гада, и повидимому был присоединен к царству Сирийскому во время его могущества. Нам кажется, что „города Ароерские“ упомянуты как крайние выдающиеся пункты владений Дамаска на северо- западе и юго-западе Сирии. Очень характерно по поводу Ароера, в особенности северного, упоминание стад, так как Галаад и Вассал были страны почти исключительно пастушеские. Вслед за тем пророк переходит к падению Израиля и указывает на связь падения „твердыни Ефремовой“ с гибелью Дамаска и Сирии, как мы выше указывали. Что надо разуметь под твердыней Ефремовой? Казалось проще всего разуметь под этими словами Самарию. Но некоторые комментаторы думают, что здесь надо разуметь крепость Израиля, находившуюся в долине Ездрелонской, и называвшуюся Бет-Арбел, о которой пророчествовал Осия Ос. 10в следующих словах, обращенных к Израилю: „все твердыни твои будут разрушены, как Салман разрушил Бет-Арбел“. Мы присовокупим, что в комментарии Кея указано, что в надписи Феглаффелассара или Тиглат-Пилезера упоминается о каком-то Моавитском царе Шалмане, так что пророчество Осии может быть относится к неизвестной нам войне Моава против Израиля, ранее нашествия Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

канонического права. Их использовали составители Лжеисидоровых декреталий , Регинон Прюмский, Бурхард , еп. Вормсский, Иво Шартрский , Грациан и др. канонисты. Начиная с VIII в. наряду с королевскими появляются и епископские К., создание к-рых часто связано с деятельностью церковных синодов. Так, еп. Остии Георгий, посетивший в 786 г. в качестве папского легата Британию, в отчете папе Римскому Адриану I называет К. изложение постановлений Собора, созванного им в Нортумбрии с участием местных прелатов и светских магнатов, включая кор. Эльфвальда (MGH. Epp. T. 4. P. 20-29). Еп. Георгий был связан с франк. двором (с 753 он одновременно был епископом Амьена) и, возможно, представлял в поездке в Британию интересы не только папы Римского, но и Карла Великого, поэтому использованная им терминология могла отражать современную ему франк. практику, хотя нельзя исключить также лангобардское влияние. Мн. каноны Нортумбрийского Собора 786 г. имеют сходство с постановлениями франк. Соборов 40-80-х гг. VIII в. ( Story. 2003. P. 55-92). Краткий «Капитулярий епископов» (Capitulare episcoporum; ок. 793, по другой версии - ок. 780) был издан «согласием епископов» (episcoporum consensu) (MGH. Capit. T. 1. P. 52). Он предписывал регулярно совершать богослужения за короля и воинство франков, молиться об избавлении от бедствий, соблюдать посты; церковным и светским должностным лицам надлежало раздавать милостыню. С VIII в. К. называли также особые богослужебные тексты, содержащие перечни перикоп из Евангелия (capitulare evangeliorum) или др. библейских книг (capitulare lectionum) на соответствующие дни литургического календаря. Часто они включались в кодексы с книгами Свящ. Писания. Ист.: MGH. Capit. T. 1-2; MGH. Capit. episc. T. 1-3; MGH. Capit. N. S. T. 1. Лит.: De Clercq Ch. La législation religieuse franque: Étude sur les actes de conciles et les capitulaires, les statuts diocésains et les règles monastiques (507-814). Louvain; P., 1936. T. 1: De Clovis à Charlemagne; Eckhardt W. A. Die Kapitulariensammlung Bischof Ghaerbalds von Lüttich.

http://pravenc.ru/text/1470341.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010