В первый раз его имя встречается в истории в 1070 году, в борьбе Изяслава с Всеславом Полоцким, по утверждении Изяслава на великокняжеском престоле; после первого его изгнания (1069). 103 Известно, что после этого изгнания Всеслав быль избран киевлянами и объявлен великим князем Киевским. До сего времени Изяслав держал Всеслава у себя в Киеве, в темничном заключении. Потому, возвратившись на отчий престол, Изяслав немедленно изгнал Всеслава из Полоцка, куда тот удалился было по возвращении Изяслава, и посадил там сына своего Мстислава. За тем, когда Всеслав потерпел поражение под стенами Новгорода (1069), Изяслав послал против него Ярополка, который в следующем (1070) году разбил Всеслава у Голотичска, 104 и заставил его помириться с отцом своим. 105 Вскоре после этого Изяслав должен был снова бежать из Киева, оставив великокняжеский престол брату своему Святославу (1073) Вместе с ним отправился в изгнание и Ярополк, 106 и на этот раз с отцом своим побывал в Польше, у польского тогдашнего короля Болеслава, и даже в Германии у немецкого императора Генриха IV. У обоих из них Изяслав просил помощи против похитителей своего престола. Но Болеслав, как говорит Карамзин, не хотел искать опасностей в России, взял сокровища Изяслава, и по словам летописца, указал ему путь от себя. 107 Столь же мало успеха имел Ярополк с отцом своим и у немецкого императора. Окруженный в собственном государстве изменниками и неприятелями, Генрих, как говорит Карамзин, послал в Киев Бурхарда, Трирского духовного чиновника, и велел объявить князьям Российским, чтобы они возвратили Изяславу законную власть, или, не смотри на отдаленность, мужественное войско немецкое смирит хищников. 108 Но затем «обезоруженный щедростью Святослава, и не имея никакого способа воевать с россиянами, он утешил изгнанника одним бесполезным сожалением». 109 Это было в 1075 году. Тогда, лишенный надежды на ближайшую помощь соседей, Изяслав решился обратиться к Римскому первосвященнику, и в том же году послал Ярополка в Рим к тогдашнему папе Григорию VII, Гильдебранду. Гордый папа благосклонно принял сына великого князя русского, и в том же году послал посольство к Болеславу, «заклиная его именем Божиим отдать Изяславу все взятое им и его людьми, ибо хищники, писал папа, не внидут в небесное Царствие, ежели не возвратят похищенного». 110 Болеслав не посмел противиться папе – и решился помочь изгнанному князю. 111

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Можно также и нанять кого-либо одного или нескольких лиц поститься за себя и вообще исполнить все то, что в качестве епитимий должен исполнить сам. Таким способом с епитимией можно разделаться легко и скоро. Нельзя думать, что все подобные наставления в пенитенциалах что-нибудь редкое или случайное. Нет, эти наставления – существенная черта, проходящая чрез большинство латинских пенитенциалов и характеризующая их принципиальные взгляды на смысл и сущность покаяния и назначение епитимий. Наставления о выкупе и замене епитимий мы встречаем в следующих пенитенциалах. В пенитенциале Виниая этим наставлениям посвящены три параграфа – §§ 28, 35, 36 (SS. 114, 116), один параграф в пенитенциале Теодора (VII, 5. S. 191), три главы (10–12) в пенитенциале Беды (SS. 229–230), две главы (13 и 14) в пенитенциале Эгберта. В пенитенциале Псевдо-Беды встречаем такие написания глав: гл. 41 – цене выкупа; гл. 42–0 цене месяца; гл. 43–45 – о цене года или дня; гл. 48 – как деньгами, литургиями и псалмами можно выкупить (55. 276–280). Первая глава Валицеллянского пенитенциала надписана: «Как можем покаяться за семь лет в один год». (S. 547). Пенитенциал Куммеана рассуждает о родах покаяния, о богатом или могущественном, как могут выкупить свои грехи (SS. 462–465). см. еще пенитенциал Псевдо-Эгберта, гл. 60–62 (SS. 340–341), пенитенциал Сангерманский S. 348), Губертенский гл. 9 и 24 (SS. 278–380), Мерзебургский а гл. 110 (S. 402), Флориаценский гл. 50 S. 425), Венский b (SS. 495–496), Псевдо-Теодора (S. 622), Корректор Бурхарда, гл. 30, 50. 186–200 (SS. 637. 642. 671–673). Мы привели этот перечень для того, чтобы показать, как система выкупа проникает в большинство латинских пенитенциалов. По взгляду этих пенитенциалов епитимия есть судебное взыскание, наказание, которое можно заменить штрафом. Не хочешь поститься, – платись кошельком. Нравственное же исправление кающейся личности отходит на задний план, – была бы соблюдена юридическая правда. Хотя в пенитенциалах и не указывается на самосечение как замену покаянных подвигов, но и самосечение или flagelli disciplina, эта уродливая форма покаяния, – порождение того же ложного юридического взгляда на дело покаяния, которым проникнуты и все латинские пенитенциалы. Изобретателем дисциплины самосечения считают Доминика. По его учению, один год покаяния можно заменить 300 ударов при чтении 10 псалмов, а чтобы исполнить епитимию в 100 лет, следует нанести себе 15.000 ударов при произнесении целой псалтири (Опять при большом количестве скидка!). Сам Доминик настолько был специалистом этого дела, что в течение одной четыредесятницы, работая обеими руками, успевал отбыть епитимию тысячелетнюю нанося себе по 3.750 ударов в день, а всего 150.000 ( Н. А. Заозерский . Номоканон Иоанна Постника , стр. 72, прим. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В силу этого закона, суды духовные отделились от судов светских и получили независимость, какой прежде не имели. Дела, подлежавшие ведению духовного суда, разбирались теперь самостоятельным трибуналом духовенства, а светская власть принимала лишь на себя обязанность приводить решения этого трибунала в исполнение. Получив самостоятельность, церковные суды Англии скоро развились с чрезвычайным успехом. Такому развитию содействовало несомненное превосходство их пред судами светскими. Церковное законодательство того времени представляло собою уже нечто установившееся и более или менее определённое. В XI–м и XII–м в. уже существовали признанные сборники церковных законов, как напр. Исидора Севилльского, Бурхарда Вормского и Иво Шартрского, за которыми следовал и систематический свод этих законов, известный под именем „Decretum Gratiani“. Основанное на этих кодексах каноническое право изучалось членами католического духовенства и прилагалось к церковной практике, так что и в Англии духовный суд совершался людьми не только вообще более или менее образованными, но и обладавшими специальною юридическою подготовкой. Ничего подобного не было в светских английских судах. Здесь нельзя было искать той устойчивости и единства в принципах, что господствовало в церкви. Не было единства даже и в самом законодательстве; оно состояло из отрывков частью англо-саксонского, частью норманнского происхождения, не сведённых в одно целое, даже иногда и не записанных, но хранившихся только в памяти. Суд, утверждавшийся на таком слабом основании, совершался людьми, часто не имевшими достаточной подготовки и образования, а потому не чужд был произвола и жестокости 84 . При таких условиях нисколько не удивительно, что церковные суды Англии, отделённые от светских, пользовались преимущественным расположением населения. В них каждый более уверен был встретить себе правосудие, чем в судах светских, а потому всякое дело, имевшее хотя какое–либо соприкосновение с областью церковного суда, старался передать на его рассмотрение, вследствие чего область этого суда становилась все шире и шире 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Повторяется постепенный и сильный напор Угров на Моравию и Паннонию; они осаживаются в Хорутании в 901 году, от Тиссы доходят до Моравы,... и вскоре затем имя Моравии бесследно пропадает из летописей. Не сохранилось известий, что предпринимал против Угров князь Моймир, не знаем даже, когда Угры одержали над ним решительную победу. Есть основания думать, что общая опасность от Угров сблизила Немцев и Славян, 338 что моравский князь пал в той же битве с Уграми, в которой и герцог Люитпольд. Из тогдашних людей только герцог Люитпольд понимал всю опасность угорского соседства. После сражения с Уграми в 900 году, он сейчас же приступает к сооружению крепости на Энже – Энсбурга, 339 делается опекуном короля Людовика; другой королевский родственник, граф Сигхарт, строит крепость Эберсберг на Инне. Но многие не думали о грозящей опасности; при дворе заняты были соперничеством и распрями, Людовик разбирал ссоры и мирил своих любимцев. 340 Набеги угорские как будто нисколько не изменили существующего порядка: на Дунае все еще происходила живая и деятельная торговля. Король Людовик, по жалобам баварских епископов, аббатов и графов на незаконные притеснения относительно таможенной пошлины, поручил маркграфу Арибо с другими чиновниками восточной марки исследовать это дело. Королевскими поверенными были архиепископ Титмар, епископ Бурхард и граф Оттокар. На собрании в Раффельштеттине они наводили справки о том, какие были пошлины на Дунае со времени Людовика немецкого до Арнульфа: ибо обычная дань и должна была сделаться законною. 341 Раффельштеттинский торговый договор, любопытный вообще для истории торговли и производительности в придунайских странах, показывает, что между 903 годом (смертью епископа Рихара пасовского) и 907 (большою угорскою битвой) Дунай был открыт для свободной торговли Немцам и Славянам, и что между теми и другими были тогда мирные отношения. Баварцы сделали непростительную ошибку, вооружившую Угров и ускорившую кровавую развязку. Они пригласили к себе на пир начальников угорских и умертвили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Девы Марии в Ле-Пюи (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 229-232). После знакомства со св. Майолем О. отказался от церковных должностей в Бриуде и в Ле-Пюи ( Iotsaldus. Vita Odilonis. I 1-2). В 990 или 991 г. став монахом в Клюни, О. подарил аббатству свои наследственные владения в Оверни, выкупленные им у бриудского капитула (Recueil. 1884. T. 3. N 1838, 2135; см.: Hourlier. 1964. P. 34). С 993 г. О. фактически управлял мон-рем, замещая престарелого аббата (Recueil. 1884. T. 3. N 1948, 1965). В янв. 994 г. в присутствии Рудольфа III, кор. Бургундии, Бурхарда II, архиеп. Лионского, 4 епископов, 3 графов и множества монахов св. Майоль назначил О. своим преемником (Ibid. N 1957). После кончины аббата (11 мая 994) О. занял его должность. В грамоте об избрании О. (994) упоминается о привилегиях, дарованных аббатству Римскими папами и светскими правителями; о многочисленных мон-рях, подчиненных Клюни; о строгом соблюдении Устава св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский ) и «установлений наших отцов». Настаивая на особом статусе Клюни и зависимых от него мон-рей, клюнийцы отстаивали идею «монашеской теократии». Согласно представлениям клюнийских авторов X-XI вв., монахи благодаря своему нравственному совершенству находились ближе всех к Богу, поэтому они имели право руководить христ. обществом. Служение клюнийского аббата заключалось в непрерывной молитве и учительстве (ср.: Henriet. 1990. P. 241-242). По указанию О. было составлено пространное Житие св. Майоля, началась запись чудес от гробницы святого; впосл. О. написал 2-е Житие Майоля и неск. гимнов в его честь. В этих сочинениях аббатство Клюни представлено образцовым монастырем, а его настоятели - духовными наследниками св. Бенедикта, возродившими традиции общежительного монашества. Благодаря усилиям О. папа Римский Григорий V (996-999) признал святость аббата Майоля. В стихотворении «Избрание господина Одилона» настоятели Клюни Майоль и О. представлены истинными пастырями и столпами монашества ( Iogna-Prat. 2002. P. 45-46, 58-60; см.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

794 Ср. Вальсамон на 26 пр. Вас. Вел. 2. IV, 160; Прав. св. от. 253: «Есть различие между наложницей и блудницей; ибо одна, т.е. наложница, грешит только с тем, кто имеет се наложницей, признается и законом»... 797 Ср. номоканон «Фотия XIII, 5, κεμενα 3 и 4 толк. Вальсамона Σ. I, 308, Нарбеков II, 536–542. 803 Тем более, что Юстинианово законодательство о конкубинате приводится и в позднейших законодательных памятниках, например в Эклоге (VI, 13), в Василиках (1.Х, tit. 37, 1–2). 806 Ср. Василий Вел. пр. 18: «О падших девах, обещавшихся Господу в чистоте жити, но потом введших в плотския страсти... отцы наши... законоположили: приимати их по пришествии года, учредя сие по примеру двоебрачных». 808 Тогда как на востоке эта уступка была лишь частной и временной, на Западе она утвердилась окончательно. Поэтому современное католическое право видит препятствие к священнослужению лишь в corruptio жены, но не мужа. Даже конкубинат с двумя женщинами и не может служить таковым препятствием, как прямо говорится в католическом corpus iuris canonici (Ed. Richter. I, p. 441–442, bigam. 1 I, 21; cp. Voting, Lehrbuch d. kath., orient, und protest. Kirchenrechts», Freiburg im Breisgau 1881, S. 456, Anm. 39). Разумеется, схоластика подвела под эту уступку римскому нраву оправдание догматического характера. Чрезмерно; снисходительное отношение к конкубинату замечается уже в 9 правиле 3 Орлеанского собора и у Бурхарда, еп. Вормскаго (1020). Запрещая впредь рукополагать живших с наложницами до или после брака, как второбрачных, они не находят нужным низложить рукоположенных ранее. 819 Пр.99, Pitra, Juris eccl.gr. h. et mon. p. 337: Ιερες, πιγνος τν ανοικαν μωςχουϑεσαν, πωσαμεωος μν ακλυτος, παραδεξμενος δε, νερος. 827 А у нас св. Димитрий Ростовский , в своей «Памяти духовному отцу како управить ставленика: «Вопросити ставленника и о том, каки поять в сожитие супругу себе, не блудницу ли, девицу ли нерастленну, – или растленну, к аще обретеся растленна, то несть ли о ней злого слуха в народе яко о блуднице, и аще о чей будет зол слух яко о блуднице, то нельзя быти святещену ея мужу. Из неизданных сочинений святителя Димитрия Ростовского , сообщ. Амфилохия еп. Угличского. Чт. в. О. Л. Д. Пр. 1888, 12. стр.. 597–598 Алмазов, Тайная Исповедь. II, 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Это, вероятно, сказали не все. Киевляне, не целый народ, но известная партия: невозможно предположить, чтобы в большом городе, каков был Киев, все единомысленно решились на такое переселение. Князья призванные помирили Киевлян с Изяславом на том условии, что Изяслав придет «в мале дружине» и не будет вводить с собою Ляхов. Но Изяслав послал вперед сына своего Мстислава с отрядом Ляхов; этот княжич убил до 70-ти человек, которых считал виновными (они-то, верно, прежде освободили Всеслава), других ослепил, и многие, – по сказанию летописца, – пострадали невинно. Тогда Русские в селах, в окрестностях Киева, втайне оказывали мщение над Ляхами, которых Изяслав распустил «на покорм»: они тайно избивали их и тем принудили возвратиться домой. Другие не так были ожесточены против иноземцев, – по крайней мере Ляхам было в самом городе очень весело. Развращение нравов было довольно велико, чтоб всякое насильственное дело не нашло себе опоры и подкрепления. С 1068 по 1073 год пробыл Изяслав в Киеве, сначала под прикрытием Ляхов; нелюбовь к нему Киевлян не могла охладеть после варварских поступков сына. Впрочем, что касается до него лично, то его не считали виноватым: он был простоумным. Этим неуважением к князю воспользовался князь Святослав черниговский, и Изяслав должен был бежать в другой раз. Четыре года он странствовал по Европе. В Майнце он просил защиты у императора, которого признавал верховным главою государей; сын его потом в Риме ходатайствовал пред папою о возвращении отцу его права. Между Русью и Западною Европою в те времена еще не существовало той стены, которая возникла позже; Русь и Западная Европа принадлежали еще к одной политической семье; сношения были частые и близкие. Когда император, по просьбе изгнанного киевского князя, послал к Святославу посольство, то для того избрано было лицо, которое оказалось шурином Святослава (Святослав женат был на принцессе Оде; брат ее, посол в Киеве, назывался Бурхард и был тревский духовный сановник). Это известие о родстве Святослава с немецкою княжною особенно замечательно тем, что оно упоминается при случае, а не как факт, на который обращено было бы внимание по его редкости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Но Господь посрамил тех, кто считал, что России больше нет, а осталась только Совдепия, что Россию унесли на подошвах сапог уходившие за рубеж белые войска. Россия поднялась из праха! Россия воскресла из пепла! Поторопился со своими пророчествами Владимир Соловьёв и иные его ученики-философы, ушедшие в эмиграцию. Другое пророчество - старца Филофея - дано нам до скончания века. Великий старец обращался к Великому князю Василию III Иоанновичу: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима падоша, а третий стоит, четвертому не быти». Россия была и есть Третий Рим, Катехон, тот самый Удерживаюший, без взятия из среды которого не наступит конец времён, о чём писал Апостол Павел: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь» (2 Сол. 2: 7). Так как же нам не верить в Россию?! Россия, Катехон, Третий Рим - часть нашей Православной веры! А неверам и маловерам стоит посоветовать взять пример с верно служившего России инородца и иноверца генерал-фельдмаршала графа Бурхарда Кристофа фон Миниха. Впрочем, он стал настоящим русским, ибо не только звался Христофором Антоновичем и кровь за Россию проливал, но познал на своей шкуре, что в России от тюрьмы да от сумы никто не застрахован, проведя долгие 20 лет - всё царствование Елизаветы Петровны - в далёкой ссылке. Но даже прожив несколько десятилетий в России, он остался по образу мысли всё-таки немцем, а потому пребывал в недоумении - как вообще может существовать Россия? Немецкий ум, привычный к системности и упорядоченности, никак не мог вместить эту тайну русского бытия. Видно, Россия управляется самим Господом Богом , - сделал вывод этот удивительный русский немец. «В Россию можно только верить!», - сказал поэт. «В Россию нужно верить!», - скажем мы. Сегодня спасти мир, катящийся в бездну безнравственности и растления, может только Россия. В Россию нужно верить не только нам, русским! В Россию нужно верить всему прогрессивному человечеству, всем, кто еще не утратил воли к жизни. К жизни по Божьим законам. В согласии с традицией и нравственным чувством.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/29/ro...

По мнению некоторых историков, Бирон в своей борьбе против курляндского дворянства стоял на стороне крестьян, пытаясь хоть как-то защитить их от хозяев. Тот же Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона утверждает, что Курляндия была «адом для крестьян», и что Бирон «пытался действовать в пользу последних». В конце концов, не выдержав противостояния с местным рыцарством, Бирон был вынужден отказаться от власти в Курляндии в пользу своего сына Петра. Незаконченное высшее образование Бирона определенный отпечаток на его мировоззрение, судя по всему, все-таки наложило. Известно, например, о его отвращении к суевериям. Став в России регентом, он прекратил целый ряд судебных дел по обвинению в колдовстве. Позже, на процессе против Бирона, и эти, бесспорно, верные решения ему почему-то поставят в вину. Термин «бироновщина» родился не в народе. Это слово из лексикона его политических противников, которое позже стало обозначать засилье в стране иностранцев. Никаких преданий, песен или легенд о «злодее Бироне» народ не сложил. В глазах простого русского человека не было разницы между Бироном и всеми остальными иноземцами, что крутились возле престола. Все они в народе обозначались одним и тем же словом — «немцы». Вот и скинули Бирона не русские, а другие немцы или, если точнее, фельдмаршал Бурхард Кристоф Миних. Правда, ненадолго. То было беспокойное для России время гвардейских переворотов. На этот раз в ссылку был отправлен уже Миних, а Бирона новая императрица Елизавета Петровна велела освободить. Говорят, где-то на сибирской дороге две кареты встретились, и противники холодно, но вежливо раскланялись. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме

http://pravmir.ru/skolko-v-otechestvenno...

    385 Речь идет об Иоанне Комнине, будущем дуке Диррахия, сыне старшего брата Алексея, Исаака.     386 Астропелек — α στροπλεκυς. Переводчики и комментаторы Анны по-разному объясняют значение слова. В словаре Деметраки (Δημητρακου, Μγα λξικον..., I, s. v. αστροπλεκις) о нем сказано: «Византийское украшение, может быть пряжка, названная так по своему виду».     387 Опобальзам - целебный сок бальзамового дерева.     388 Цитированный Анной документ упоминается также некоторыми западными источниками (см. Dölger, Regesten..., 1077). Большинство исследователей (Heinemann, Geschichte..., Ss. 396—398; Meyer von Knonau, Jahrbücher..., III, Ss. 448— 449; Ohnsorge, Das Zweikaiserproblem..., S. 82) относят это письмо к 1081 г. Φ. Дэльгер (Dölger, Regesten..., 1077) обращает внимание на то, что Алексей в письме извиняется за задержку посла Генриха IV Бурхарда. Бурхард, рассуждает Ф. Дэльгер, прибыл в Константинополь уже после вторжения Роберта Гвискара (июнь 1081 г.) и, следовательно, должен был задержаться в столице по крайней мере до 1082 г. На этом основании исследователь и датирует письмо 1082 г. Довод немецкого ученого недостаточно убедителен, ибо неизвестно, на какой срок посол Генриха был задержан в Византии. Надо, однако, иметь в виду, что письмо не могло быть послано ранее сентября 1081 г., так как Абелярда, упомянутого Алексеем, до этого времени не было в Константинополе (см. прим. 383).    Еще в 1063 г. Константин Χ Дука обращался к Генриху IV с предложением организовать совместную экспедицию против норманнов, однако этот проект не был осуществлен. К предложению Византии в 1081 г. германский император отнесся более доброжелательно. Заключив союз с Алексеем, Генрих IV в 1082 г. предпринял поход против норманнов, который, однако, не дал желаемых результатов (см. Ал., V, 3, стр. 160). В это время Генрих IV был в весьма враждебных отношениях с папой, по-прежнему отказывавшимся признать его императором (см. прим. 151). Так как папа сблизился с Робертом, борьба с норманнами, по расчетам Генриха, должна была ослабить могущество его старого врага — папы (см. Ohnsorge, Das Zweikaiserproblem..., S. 80 ff.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010