379 Слово βλαττον («влаттий») в большинстве византийских источников означает шелковую ткань (о различных значениях этого слова и его употреблении см. Guilland, Sur quelques termes..., pp. 333—338. Ср. Каждан, Деревня и город..., стр. 228 и сл.). Влаттии играли определенную роль в византийской дипломатии: императоры нередко преподносили их в дар правителям других стран.     380 О различных попытках идентификации этого Бурхарда (Βουλχαρδος) см. Chalandon, Essai..., р. 69, n. 2.     381 Титул протопроедра впервые начинает упоминаться в византийской литературе в 60-х годах XI в. На иерархической лестнице он находился между проедром и куропалатом (см. Diehl, De la signification du titre «proèdre», p. 114). Катепан титулов (κατεπανος των αξιοματων) — один из высших придворных титулов (см. Dölger, рец. на: «Buckler, Anna Comnena», S. 300). По мнению Ф. Дэльгера, под αξιματα подразумеваются титулы, пожалованные иностранцам; таким образом, катепан титулов — чиновник, ведавший пожалованием титулов иностранцам.     382 Со второй четверти XI в. в Византии процент содержания золота в монетах падает. При Алексее золота в монетах было в три раза меньше, чем при Василии II (см. Grierson, Coinage and money..., pp. 417—418). Вот почему Алексей обещает прислать романаты, т. е. монеты Романа III (не Романа IV!). См. Dölger, Finanzgeschichtliches..., S. 13, Anm. 3).     383 Абелярд (у Анны Βαγελαρδος ) — сын Унфреда, брата Роберта Гвискара, сводный брат уже упоминавшегося Анной Германа (см. прим. 373). Абелярд долгое время враждовал с Робертом (см. Chalandon, Histoire de la domination..., p. 223 sq.). Уже после того как к власти пришел Алексей I Комнин, Абелярд бежал от Роберта в Константинополь, где и умер (см. Guil. Ар., III, 650 sq.). Согласно свидетельству Лупа Протоспафария (Lup. Protosp., s. а. 1082), Абелярд прибыл в Византию между сентябрем 1081 и маем 1082 г.     384 Рóга (т. е. жалование) в Византии нередко выплачивалась носителям определенных титулов. В другом месте (VI, 5, стр. 184). Анна рассказывает об аналогичном случае, когда дожу Венеции предоставляется титул протосеваста с рóгой (μετα της ργας). Так как Анна специально оговаривает жалование дожа, можно предполагать, что титулы в Византии того времени давались и с рóгой и без нее (см. Bibicou, Michel VII Doukas..., р. 68 sq.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Разрешение на установку распятий в Баварии вступило в силу 24.05.2018 Внутрицерковные споры в Баварии и противоречия с государственными структурами кажется разрешены: разрешение на установку распятий было объявлено в баварском законодательном вестнике административных актов. Правительство Баварии объявило, что с начала лета на входе во все государственные учреждения региона будут установлены кресты, что станет выражением баварских исторических и культурных традиций. Разрешение на установку распятий однако не содержит никакой конкретной информации о виде, величине и количестве крестов, которые уже с 1 июня будут установлены в служебных зданиях Баварии. В параграфе 28 общих регламентов для учреждений вольного государства Бавария говорится лишь, что на входе каждого служебного здания как символ исторического и культурного единства Баварии следует установить хорошо видимый крест. По информации баварского министерства внутренних дел в вольном государстве насчитывается более 1100 государственных служебных инстанций. Регулирующий акт исходит от премьер-министра Маркуса Сёдера. В самих церковных кругах решение было подвергнуто критике как слишком радикальное. Критически отозвался о решении католический теолог Бурхард Хозе, считающий, что установленные в государственных учреждениях кресты могут быть восприняты как ущемление прав людей других религиозных убеждений. Критиковалось также аявление, что крест является не только символом религии, но также признаком идентичности и культурной традиции Баварии. Впоследствии Сёдер пояснил что крест был первой характерной чертой религиозной традиции, принадлежащей также основным устоям баварского государства. Несколько дней назад Сёдер объявил за круглым столом о ценностях, культуре и идентичности страны. Он предложил пригласить в июне представителей обоих крупных церквей на осуждение этого вопроса. В дискуссиях будут задействованы и представители других религиозных общин. Решение регионального правительства приветствовал Людвиг Шик, католический архиепископ Бамберга на севере Баварии, заявивший, что крест символизирует единство, примирение и согласие. Лидер Свободной Демократической партии Германии Кристиан Линдер обвинил Сёдера в эксплуатации религиозных тем в политической борьбе.

http://drevo-info.ru/news/23660.html

Считается, что совместный поход Кейстута и Ольгерда в Пруссию, приведший 17 февраля 1370 года к битве при Рудау, был ответным действием на уничтожение тевтонцами этого замка в районе Ковно. Но, пока русские, литовцы и другие союзные им народы готовили поход, действия Тевтонского ордена против русских и литовских земель продолжались: «В 1370 г., в день св. Фабиана и Себастиана (20 января), ландмаршал, брат Андрей Штенбергский, с курляндцами, литовцами и кокенгузенцами был в литовской земле. Сначала он вторгнулся в землю Свайникен, затем перешел с войском в Превайзиникен, где пробыл две ночи. Он побывал также и в других местах, а именно в Малове, Вензене, Минаневе до Ремгаллена, Радена и Эгинтена, причем было убито 600 и взято в плен 300 человек обоего пола; из наших же пали трое. В то же время брат Арнольд Альтенский, нарвский фохт, перешел со своими людьми Нарову для битвы со псковичами, причинившими ему убытки прошлого осенью. Он нашел их в новгородских деревнях, убил несколько из них и привел с собой 200 пленных. В том же году ливонский магистр повел войско против велинских еретиков [живущих в Велие православных русских], замок которых он, в Сретение (2-го февраля), окружил со всех сторон, и так держал в осаде до пятого дня, причем он потерял двоих из своих людей. Торейдцы же и кремунцы потеряли при фуражировке 24 человека. Земля была сильно опустошена» . Это произошло в январе 1370 года. В феврале же литовско-русское войско под командованием князей Кейстута и Ольгерда совершило рейд к Кенигсбергу, закончившейся битвой при Рудау. На основании сведений, изложенных в немецких хрониках, победа в битве традиционно приписывается Тевтонскому ордену. Вроде бы так оно и есть: литовско-русское войско отступило, поле боя осталось за немцами. Однако, следует обратить внимание на то, что все вожди литовско-русского войска (Кейстут, Ольгерд, Ягайло, Витовт) остались живы и здоровы. Герман Вартберг упомянул одного-единственного погибшего боярина Всеволода, да и тот не погиб в битве, а замерз после неё. В то же время сами тевтонцы понесли тяжелейшие потери командного состава: погибли маршал Тевтонского ордена Хеннинг Шиндекопф, комтур Рагнита Бурхард фон Мансфельд, комтур Редена Печольд фон Корвитц, комтур Бранденбурга фон Хатцигетштейн, Из знатных «гостей» погибло трое: Арнольд Лареттский с двумя другими рыцарями, имена которых не сообщаются. Кроме того, литовско-русское войско захватило орденский обоз, который тевтонцы так и не смогли отбить.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

Как писатель, Миних известен своим сочинением: «Ebauche pour donner une idée de la forme du gouvernement de l’Empire de Russie». Copenhagen, 1744. Перевод этого очерка помещен в «Рус. Вест.» 1842 г. Граф Бурхард-Христофор Миних был женат два раза: 1) на Христине-Лукреции Вицлебен, умершей в 1727 году и 2) на Варваре-Элеоноре, из дома Вольда, бывшей до брака с Минихом в замужестве за Мальцан, потом за Салтыковым, но детей имел только от первого брака, всего тринадцать человек, и оставил одного сына и трех дочерей: Софию, за полковником бароном Мальцан; Христину-Елизавету, за бароном Менгден, и Луизу-Доротею, за графом Сольмъ-Вильденфельсом. Сын Миниха, граф Иоанн-Эрнст, женатый на баронессе Анне-Доротее Менгден, служил обер-гофмейстером при дворе Анны Леопольдовны, с падением ее был сослан в Вологду, жиль там во все время царствования Елизаветы Петровны, был возвращен Петром III и умер в 1788 году, восьмидесяти лет, действительным тайным советником и андреевским кавалером, оставив большое потомство. Он известен как автор любопытных «Записок, писанных им (по-немецки) для детей своих» и изданных в русском переводе. Ему же приписываются некоторыми не только «Ответ» на оправдательную записку Бирена, помещенный в IX томе бюшингова «Магазина», но и известные любителям отечественной истории «Замечания на записки Манштейна о России», напечатанные в «Отеч. Зап.», издававшихся Π. П Свиньиным. Существует ли в настоящее время прямое потомство фельдмаршала Миниха, неизвестно. (Словарь достоп. люд. рус. земли, Д. Бант.-Каменск. 1836, ч. III. – Биографии рос. генералис. и генер.-фельдмарш. его же. 1840, ч. I. – Дневник Берхгольца, 1858–1860 ч. I, III, IV. – Записки дюка Лирийск. 1845, г. с. 125. – Письма леди Рондо, 1836, с. 73. – Записки Нащокина, 1842. – Записки кн. Шаховского. 1810. – Записки Порошина, 1844, с. 20, 223, 505. – Жизнь гр. Миниха, соч. Галена. Москва, 1806. – Собрание списк. воен. генер. 1809. – Собр. списк. кавалерам, 1814. – Mémoires de Manstein. Leipzig, 1771. – Rélation exacte et circonstanciée de la guerre entre la Moscovie et la Suède.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

традиции. В этих сборниках очень редко встречаются решения галльских и герм. Соборов, мало заимствований из Декрета Бурхарда Вормсского, «Испанского собрания» и пенитенциалиев. Провозгласив принцип строгого следования традиции, сторонники церковной реформы пытались обнаружить как можно больше обоснований своих идей в канонах Соборов, папских декреталиях, высказываниях отцов Церкви и др. документах и с этой целью предприняли самые масштабные за всю средневек. историю разыскания в книгохранилищах монастырей и церквей Италии, в результате чего были найдены мн. забытые позднеантичные тексты церковного и рим. права (в т. ч. рукопись «Дигест» Юстиниана (ок. 600), т. н. Codex Florentinus, в наст. время хранится в б-ке Лауренциана во Флоренции). Т. о. в григорианские правовые сборники вошли вновь обнаруженные древние постановления зап. Соборов и декреталии Римских пап, а также тексты неправового характера, отражавшие идеи сторонников церковной реформы,- отрывки книги формул папской канцелярии «Liber diurnus» , литургических Ordines romani , высказывания зап. отцов Церкви (прежде всего св. Киприана Карфагенского), отрывки исторических текстов о Римских папах, представленных в Liber pontificalis, «Хроники» Кассиодора и др. По поручению кард. Гильдебранда (впосл. папа Римский Григорий VII) в Риме ок. 1050 г. (П. Фурнье) или в 1073-1075 гг. (Дж. Т. Гилкрист) было составлено анонимное «Собрание 74 титулов» (Collectio septuaginta quattuor titulorum), или «Собрание высказываний различных отцов» (Collectio diversorum patrum sententiae). Сборник активно использовался реформаторами; считается, что он был настольной книгой членов Римской курии и папских легатов того времени (известно более 30 списков). В «Собрании 74 титулов» обосновывались права Римской Церкви и папского примата, среди прочего в том, что касалось изъятия мон-рей и приходов из юрисдикции местного правящего епископа, регламентировались отношения мон-рей, подчиненных непосредственно папе Римскому, с правящим епископом, определялась судебная процедура в процессах против клириков, приводились каноны о поставлении и рукоположении епископа.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Акцент в таких сборниках делался на устранении противоречий между церковными канонами, для чего применялись новые методы критического анализа, названные в XII в. «схоластическим методом». Наиболее влиятельными сборниками X-XII вв. являются Декрет Бурхарда Вормсского, утвердивший новую модель структурирования материала, и «Панормия» Иво Шартрского , где использовался новый («схоластический») метод правовой интерпретации. Правовые сборники X - 1-й пол. XII в. имеют важное значение для развития церковного права, поскольку они явились источниками материала для Декрета Грациана, и их каноны, т. о., стали частью К. п. католич. Церкви. Сборники К. п. X - сер. XII в. по составу были схожи со сборниками каролингского периода (правила вост. и зап. Соборов, папские постановления и декреталии, тексты из сводов рим. права, капитулярии Меровингов и Каролингов, постановления рим. и герм. королей и императоров, цитаты из Свящ. Писания и творений отцов Церкви; мн. сборники включали материал из Лжеисидоровых декреталий). Ок. 906 г. по поручению Трирского архиеп. Ратбода Регинон Прюмский , аббат мон-ря св. Мартина в Трире, составил «Две книги о делах, находящихся в юрисдикции церковных синодов, и о церковной дисциплине» (Libri duo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis), где были собраны решения Соборов и папские постановления, касавшиеся визитации диоцезов, епископского выездного суда, проведения процессов на диоцезальных и провинциальных Соборах, приводились правила допроса местных представителей (testes synodales) по делам о преступлениях клириков и мирян. В сборнике Регинона Прюмского использовался материал из «Собрания Дионисия-Адриана», «Испанского собрания», др. канонических сборников, применявшихся во франк. королевствах, а также из Лжеисидоровых декреталий, пенитенциалиев, творений отцов Церкви, статутов франк. епископов, постановлений франк. и герм. Соборов, в т. ч. Вормсского (868) и Трибурского (895). Регинон Прюмский не просто систематизировал канонический материал, но и изменил мн.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

1999. P. 234-237). Между 1104 и 1113 гг. в Риме кард. Григорий составил свод «Поликарп» (Polycarpus) и посвятил его Диего Хельмиресу, еп. Сантьяго-де-Компостела. В этом систематическом своде был использован материал из «Собрания 74 титулов», из «Собрания Ансельма, епископа Луккского», а также из Декрета Бурхарда Вормсского ( K é ry. 1999. P. 266-269). Григорианские своды имели сравнительно малое распространение и бытовали по преимуществу в Италии, что отражает уровень влияния папы Римского в отношениях с Церквами в европ. странах в этот период. Большую группу составляют т. н. заальпийские своды - сборники, созданные к северу от Альп, прежде всего во Франции и в Германии. Акцент в них сделан на богослужебно-канонических вопросах и на устранении противоречий между канонами, для чего применялись новые методы критического анализа. Наиболее значительными являются своды крупного франц. теолога и канониста еп. Иво Шартрского (ок. 1040-1115) - сторонника умеренной церковной реформы, признававшего папский примат, но ратовавшего за гармоничное сотрудничество между sacerdotium (духовной властью) и regnum (властью светского государя). Главной целью составления его сводов было разрешение противоречий в канонах, для чего Иво Шартрский использовал метод согласования и трактовки канонов, восходивший к герменевтическим принципам, к-рые были разработаны в библейской экзегезе и риторике. Иво Шартрский не ограничился компиляцией канонов из разных сводов, он давал собственные комментарии, интерпретировал текст канонов, привлекая для этого др. документы того же происхождения и вида: для разъяснения постановлений Собора он использовал решения др. Соборов того же периода и региона, содержание декреталий объяснялось с привлечением др. декреталий и т. п. Он разработал принцип иерархии источников права, т. е. инстанций, издающих церковные законы: при наличии противоречий в канонах следовало предпочесть канон, изданный более авторитетной инстанцией. Самыми авторитетными он считал тексты Свящ. Писания, затем папские декреталии, правила Вселенских Соборов, высказывания отцов Церкви, постановления светских монархов, решения провинциальных и диоцезных Соборов, епископские статуты.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

рода, – имена же городов по евр. женск. р., а имена гор – муж. Так как Есевон, к которому так близко лежал Нево, находился во время пророка Иеремии во власти аммонитян ( Иер. 49:2, 3 ): то в области моавитян, южных соседей аммонитян, Нево был одним из самых северных городов. – – город, лежавший, вероятно, в долине, носившей то же имя (ср. Быт. 14:5 : Шаве-Кириафаим=долина Кириафаим) и известной по поражению, нанесенному здесь Кедор-лаомером эмимам (см. Быт. 14:5 ). По занятии земли обетованной израильтянами, город этот принадлежал колену рувимову ( Чис. 32:37 ; Нав. 13:19 ) и перешел во власть моавитян (ср. Иез. 25:9 ), вероятно, после переселения рувимлян в Ассирию. Во время Иеронима город этот назывался Короята и, по свидетельству того же Иеронима и Евсевия (Onomasticon), находился в 10 тысячах шагов к западу от Медавы. По свидетельству Бурхардта, путешествовавшего по Сирии и Палестине в начале настоящего столетия (1810–16), к западу от Медавы, в ½ часе пути, находятся развалины, именуемые эт-Таим. – (Альд. греч. изд.), с евр. буквальнее: Мисгав, в нарицательном смысле значит: высота, скала, убежище. Так как в евр. тексте это слово соединено с членом: то нужно думать об известной высоте или скале моавитской области. И так как не только выше, но и ниже речь идет о городах: то и под Мисгавом всего естественнее разуметь ту скалу, на которой построена была главная моавитская крепость Кир-Моав (=«стена Моавитская» Ис. 15:1 ), иначе называвшаяся Кир-Харес (ср. Иер. 48:31, 36 ) или Кир-Харешет ( Ис. 16:7 ; 4Цар. 3:25 ). Замечательно, что последние два, почти тожественные, названия могут значить: стена, крепость на холме (на языке местных арабов хариш=холм, см. Palmer, Wüstenwanderung 367). Такое значение обыкновенного для главной моавитской крепости названия представляло бы достаточное основание думать, что и Мисгав, определенное членом, значит не скалу вообще, но скалу единственную в своем роде, – скалу с укреплением на ней. Имя Мисгав принадлежало бы Кир-Харесу подобно тому, как древние римляне свой единственный в своем роде город Рим называли одним словом urbs.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Второй сборник известен под названием «Извлечений из Книги новелл и Кодекса, относящихся к епископам и клиру» (Excerpta ex libro legum novellarum et codicis ad episcopos pertinentia). Он разделяется на 68 глав. Ему предшествует указатель, в котором под заглавиями глав поставлены цитаты, указывающие места, помещенные в сборнике. Содержание заимствовано из первой (16 мест) и третьей книги (2 места) Кодекса и главным образом из Epitome Iuliani. Оба сборника систематические, в которых материя расположена в кавоническом порядке, т. е. сначала идут конституции о епископах, затем о епископском суде, о церквах, монастырях, монахах, и т. д. 995 . Третий сборник: «Конституции императора Юстиниана» (Constitutiones domini Justiniani imp. pro diversis capitulis episcoporum, monachorum, clericorum, vel ea, quae ad pias pertinent causas ecclesiae) 996 , содержит три конституции (новеллы, 111, 115, 119) из Epitome Iuliani. Полагают (Маассен), что все три сборника возникли в Италии, где было принято Юстинианово право, хотя первый из них был известен и в Галлии, где и сохранился до нашего времени. 4. Дальнейшая судьба римского права в его связи с каноническим на Западе. – В дальнейшем течении истории римское право все теснее сближалось с каноническим даже внешним образом. В рассматриваемом периоде оно существовало отдельно от канонических источников, сначала в кодексах, изданных в законодательном порядке, потом в частных отдельных сборниках, назначенных для церковного употребления. Следующий момент состоял в том, что оно из отдельных сборников перенесено было, насколько то соответствовало каноническим требованиям, в самые сборники, но при этом оно занимало в них отдельные главы, не сливаясь с собственно каноническим содержанием; так это было, напр., в «Собрании, посвященном Анзельму» Медиоланскому (Collectio Anselmo dedicata 883–879), в которое материал заимствован из вышеупомянутого «Римского закона в каноническом порядке». Затем оно вошло в канонические сборники наравне с каноническими источниками, как интегрирующая часть, рядом с церковными канонами, как в сборнике Грациана и сборниках, ему предшествовавших и послуживших источниками (Регинона 906, Бурхарда 1012–1023, Анзельма Lucensis, 1086, Deusdedit " a 1086–7, Ивона и других).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В первый раз его имя встречается в истории в 1070 году, в борьбе Изяслава с Всеславом Полоцким, по утверждении Изяслава на великокняжеском престоле, после первого его изгнания (1069 г.). 90 Известно, что после этого изгнания Всеслав был избран Киевлянами и объявлен великим князем Киевским. До сего времени Изяслав держал Всеслава у себя в Киеве, в темничном заключении. Потому, возвратившись на отчий престол, Изяслав немедленно изгнал Всеслава из Полоцка, куда тот удалился было по возвращении Изяслава, и посадил там сына своего Мстислава. За тем, когда Всеслав потерпел поражение под стенами Новгорода (1069 г.), Изяслав послал против него Ярополка, который в следующем (1070 году) разбил Всеслава у Голотичска 91 и заставил его помириться с отцом своим. 92 Вскоре после этого Изяслав должен был снова бежать из Киева, оставивши великокняжеский престол брату своему Святославу (1073 г.) Вместе с ним отправился в изгнание и Ярополк 93 и на этот раз с отцом своим побывал в Польше, у Польскаго тогдашнего Короля Болеслава, и даже в Германии у Немецкого Императора Генриха IV. У обоих из них Изяслав просил помощи против похитителей своего престола. Но Болеслав, как говорит Карамзин, не хотел искать опасностей в России, взял сокровища Изяслава и, по словам летописца, указал ему путь от себя. 94 Столь же мало успеха имел Ярополк с отцом своим и у Немецкого Императора. «Окруженный в собственном государстве изменниками и неприятелями, Генрих, как говорить Карамзин, послал в Киев Бурхарда, Трирскаго духовного чиновника, и велел объявит князьям Российским, чтобы они возвратили Изяславу законную власть, или, не смотря на отдаленность, мужественное войско немецкое смирит хищников». 95 Но затем «обезоруженный щедростью Святослава и не имея никакого способа воевать се Россиянами, он утешил изгнанника одним бесполезным сожалением». 96 Это было в 1075 году. Тогда, лишенный надежды на ближайшую помощь соседей, Изяслав решился обратиться к Римскому Первосвященнику, и в том же году послал Ярополка в Рим в тогдашнему Папе Григорию VII, Гильдебранду. Гордый Папа благосклонно принял сына великого князя Русского и в том же году послал посольство к Болеславу, «заклиная именем Божиим отдать Изяславу все взятое им и его людьми, ибо хищники, писал Папа, не внидут в небесное Царствие, ежели не возвратят похищенная». 97 Болеслав не посмел противиться Папе – и решился помочь изгнанному князю. 98

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010