Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН [румын. Damaschin] (Даскэлул) (ок. 1660, Войнешти, совр. жудец Дымбовица, Румыния - 5.12.1725, Рымнику-Вылча, совр. жудец Вылча, там же), еп. Рымникский Унгро-Влахийской митрополии, общественный деятель, переводчик и изд. Род. в семье свободных крестьян. Был учителем в слав. школе в Бухаресте, поскольку знал слав., греч. и лат. языки. Затем был домашним учителем сына стольника Константина Кантакузино (впосл. валашский господарь Штефан (1714-1715)). По словам митр. Унгро-Влахийского Феодосия, отпечатанный в Бузэу в 1700 г. Октоих «подготовил почти заново с большим тщанием наш даскэл [учитель] Дамаскин». Репутация просвещенного книжника способствовала его избранию 3 окт. 1702 г. епископом Бузэуским. Д. продолжил печатание богослужебных книг, начатое его предшественником на кафедре еп. Митрофаном. Д. издал: Последования вечерни и утрени (1702, 1703-17042) с молитвами на слав. и уставными указаниями на румын. языке, Псалтирь Следованную (1703) с псалмами на слав. языке и с молитвами после кафизм, нек-рыми «поучениями» и уставными указаниями на румын. языке. В 1704 г. были переизданы Апостол на румын. языке по бухарестскому изд. 1683 г. и румын. перевод сочинения Лаврентия Зизания, сделанный Д. со слав. языка, Толкование на Апокалипсис свт. Андрея Кесарийского. В бытность епископом Бузэуским Д. основал школу в Фокшани. В марте 1708 г. Д. был избран епископом Рымникским, для укрепления материального положения епархии приобрел новые земельные угодья, виноградники, дома, водяные мельницы и др. недвижимость. При нем был расписан скит Езер , построен скит Пэпуша. Д. управлял епархией после заключения Пожаревацких мирных соглашений 1718 г. Олтения была оккупирована Австрией. Владыка проявил себя как опытный дипломат и энергичный защитник прав Церкви. Еще в февр. 1717 г., когда Австрия вела войну с Османской империей и ввела свои войска в Олтению, Д. возглавил делегацию бояр в Вену к имп. двору, к-рая передала петицию с просьбой сохранить древние привилегии правосл. Церкви и не допускать расквартирования войск в мон-рях. Имп. Карл VI удовлетворил просьбу епископа декретом от 30 мая 1717 г., но мон-ри от постоя военных не освободил. В 1719 г., когда имп. указом Рымникская епархия была выведена из юрисдикции Унгро-Влахийской митрополии и переведена в юрисдикцию серб. Белградской митрополии, Д. выступил против этого решения и совместно с рядом настоятелей направил в Вену новый документ, в к-ром отстаивались интересы Церкви (см. Рымникская епископия ).

http://pravenc.ru/text/168708.html

Розпочалася митрополита Волоколамського до 11 березня 2013 р. 09:42 9 марта 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прибыл в Румынию для участия в церемонии настолования на кафедре новоизбранного архиепископа Бузэуского и Вранчанского Киприана. Преосвященный Киприан долгие годы был викарием Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила , курируя внешние связи Румынской Православной Церкви . 28 февраля 2013 года состоялось его избрание на Бузэускую кафедру — одну из древнейших в Румынской Православной Церкви; она осталась вакантной после кончины 7 января архиепископа Епифания (Норочела). В поездке в Румынию председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата сопровождали секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук и референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин). В воскресенье 10 марта митрополит Иларион и сопровождающие его лица приняли участие в Божественной литургии в Вознесенском кафедральном соборе города Бузэу, которую возглавил Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил в сослужении сонма архиереев Румынской Православной Церкви и прибывших на торжество представителей Поместных Православных Церквей — митрополита Принкипийского Иосифа ( Константинопольский Патриархат ), митрополита Тамассосского и Оринийского Исаии ( Кипрская Православная Церковь ) и митрополита Патрского Хризостома ( Элладская Православная Церковь ). По окончании Литургии состоялся чин настолования архиепископа Киприана на Безеусской кафедре. Затем участники торжеств были приглашены на праздничный прием, во время которого митрополит Иларион братски приветствовал архиепископа Киприана, поздравил с началом нового этапа в его церковном служении и преподнес ему памятный дар — архиерейский посох работы мастеров художественно-промышленного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2840402...

История Румынской Церкви: культурологический аспект (версия для печати)/Православие.Ru История Румынской Церкви: культурологический аспект Православие.Ru , 24 августа 2001 г. / В настоящее время считается, что территория между Дунаем и Черным морем, известная из античных источников под названием Скифии, была крещена благодаря миссионерской деятельности св. Андрея Первозванного. Есть некоторые доказательства такого утверждения. Ипполит Римлянин и Евсевий Кесарийский ведут речь об этой апостольской проповеди в стране скифов в своих трудах " Об апостолах " и " Церковная история " . К этим источникам следует добавить народные песни, стихи, а также колядки и географические названия, подтверждающие сказанное: " Рай Св. Андрея " , " Реки Святого " , или же " Пещера Св. Андрея " (существующая доныне). Есть все основания считать, что румынское христианство - " апостольского происхождения " . После 106 года, когда римляне завоевали значительную часть территории, на которой проживали даки, были созданы более благоприятные условия для распространения нового христианского учения к Северу от Дуная. Начиная с этого периода до VI или VII века имеются археологические и литературные доказательства того, что люди, жившие на этой территории, были христианами. Археологические находки показали, что христианство распространялось не только по границе Черного моря, но и продвигалось на Север. Такие находки, как гемма из оникса из Потаиссы ( III–IV в. по Р.Х.), вотивная бронзовая табличка из Бьертана (IV в. по Р.Х.), доказывают, что в Трансильвании также исповедовалась новая религия. Лингвистические исследования приводят к мысли, что основу христианской лексики в румынском языке составляют слова латинского происхождения: церковь, вера, закон, Отец, Дева, ангел, алтарь, крест, молитва, грех, язычник, крестить и т.д. Важным является наблюдение, что 90% слов в Молитве Господней и Символе Веры имеют латинское происхождение. В результате преследований христиане погибали и на этой территории. Возможно, наиболее примечателен в связи с этим св. Савва, умученный недалеко от Бузэу. Было также еще несколько замечательных богословов, пришедших с севера Дуная: св. Иоанн Кассиан, ученик Евагрия Понтийского, и Дионисий Младший, известный тем, что заложил основы существующей хронологической системы, христианской эры.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской» . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра—Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра —Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра—Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра —Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра —Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 -1864 -1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 -1874 3. Мирон Романул 1874 -1898

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Кристя Георге; 14.11.1914, Мунтени-Бузэу, совр. жудец Яломица, Румыния - 9 апр. 2014, Рымнику-Вылча, Румыния), архиеп. Рымникский (с 1984), член Свящ. Синода Румынской Православной Церкви. Весной 1934 г. был принят в мон-рь Черника . В том же году поступил в ДС при мон-ре. В 1937 г. пострижен в монашество с именем Герасим, в 1940 г. рукоположен во диакона, в 1943 г.- во иерея. В 1942 г. окончил ДС им. митр. Нифонта в Бухаресте, в 1948 г.- богословский фак-т Бухарестского ун-та. В 1943-1952 гг. служил священником в мон-ре Антим и за понесенные труды был награжден чином протосинкелла, возведен в сан архимандрита. 1 окт. 1952 г. Г. был назначен настоятелем мон-ря Кэлдэрушани . Время почти 20-летнего настоятельства Г. было отмечено плодотворной пастырской и организаторской деятельностью; был отреставрирован мон-рь и все его хозяйственные постройки, создан монастырский музей. 15 дек. 1970 г. Г. был избран и 27 дек. хиротонисан во епископа и назначен викарным епископом Констанцским в Нижнедунайскую епархию. В 1971 г., после обретения мощей 4 христ. мучеников IV-V вв. в коммуне Никулицел (жудец Тулча), принял решение перенести в мон-рь Кокош св. останки тайно из-за опасения их поругания со стороны атеистической власти. 16 окт. 1975 г. по просьбе еп. Рымникского и Арджешского Иосифа (Гафтона) на заседании Свящ. Синода Румынской Церкви был избран викарным еп. Питештским Рымникской епархии. 30 сент. 1984 г. Г. был выбран еп. Рымникским, а 2 дек. состоялось его торжественное поставление на епископскую кафедру митр. Олтенийским Нестором (Ворническу). Г. отреставрировал древние мон-ри епархии Козия, Турну, Стынишоара, Хурези, Бистрица, Брынковени, Сурпателе и скиты Остров, Езеру, Корнет и др. По предложению Г. небесным покровителем г. Рымнику-Вылча, где расположена кафедра Рымникской епархии, в 1999 г. был избран мч. Антим Ивиряну . Его именем был назван построенный владыкой Культурно-религиозный центр. С 22 мая по 22 окт. 2000 г. Г. временно исполнял обязанности архиепископа Крайовы и митрополита Олтенийского.

http://pravenc.ru/text/164581.html

В Жилаве В графе «степень опасности» красным цветом было выделено и обведено рамочкой: «Внимание, очень опасный легионер» В апреле 1960 года Иоанна перевели в Жилаву, в ад ужасного палача Маромета. На переводной карточке в графе «степень опасности» красным цветом было выделено и обведено рамочкой: «Внимание, очень опасный легионер». Он, кроткий и невинный Иоанн, был объявлен общественно опасным. Он, благочестивый и обходительный, представлял большую угрозу «общественному строю». Но секуритате была по-своему права, ведь исповедование Христа в те времена несло смертельную опасность для коммунистического безбожия. Жилава, тюрьма максимально строгого режима. Фото: Дарья Радукану По прибытии он был брошен в один из самых перенаселенных жилавских застенков. Джордже Унгуряну, один из страдальцев, сидевших в камере, когда туда вошел Иоанн, напишет впоследствии, что «однажды вечером перед подачей еды в камеру привели одного заключенного, высокого, красивого, с узелком под мышкой и окровавленным платком у рта: Вы видите его? крикнул надзиратель с порога камеры. Он сидит больше 20 лет и болен, ему нужны нары под окном! Меня зовут Янолиде Иоанн, я сижу в тюрьме с 1941 года, со студенческой скамьи. Болею туберкулезом, харкаю кровью, посмотрите, сказал он, показывая нам платок, затем продолжил: Кроме того, у меня есть еще одна болезнь: я не могу удерживать равновесие. Меня били по голове, и я всегда трясусь, не могу совладать с собой! Среди вас есть священник? Если есть, прошу его благословить меня! Господи Боже, благослови брата сего Иоанна, пришедшего посреди нас! возгласил священник Бузэу Попеску. После этого благословения в камере на несколько минут началось смятение. Никто из заключенных, чьи нары были под окном, не хотел уступать свое место Иоанну, абсолютно нуждавшемуся в воздухе, чтобы притупить действие палочки Коха. И Янолиде, за долгие годы заключения насмотревшийся на всякие стычки, спокойно сел на нары Ромео Пушкашу, стоявшие впритык к самым дверям. К тому моменту из своих 38 лет он более 20-ти провел в тюрьмах, но не утратил двух великих даров Божиих: душевной и физической красоты

http://pravoslavie.ru/149247.html

Фэклия. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Biserica Adormirea Maicii Domnului Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Румыния, жудец Констанца, коммуна Салины, Фэклия (Faclia), Церковная ул., 182 (Str. Bisericii, 182) Координаты: 44.280815, 28.106003 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Фэклия - село в западной части жудеца Констанца, на плато Меджидия. Административно входит в состав коммуны Салиньи с 5 апреля 2004 года. Первые жители поселились на территории с. Фэклия с конца XIX века - начала XX века, большинство из них были немецкого происхождения. Между 1873 и 1883 годами село было заселено поселенцами немецкого происхождения, известными как добругские немцы. Большинство покинуло село в 1940 году и переехало в Германию под лозунгом Heim ins Reich. Фактически, многие дома, построенные в то время, до сих пор сохраняют свою архитектурную структуру. Деревня начала заселяться в межвоенный период, большинство жителей были депортированы из Болгарии, из района Калиакра, а также из уездов Брэила и Бузэу. При образовании села Штефан-чел-Маре, в 1883 г., немецкие переселенцы из бессарабской колонии Париж, основанной в 1916 г. немцами из Польши и Пруссии, к которым в 1918 г. присоединились немецкие и русские беженцы Потемского флота, основали село Факрия (Facria). В 1918 году в Факрии было 87 немецких семей с 330 душами, которые были признаны за качество молочных продуктов, которые они продавали в Медгидии и Чернаводе. В 1925 году город сменил название с Facria на Faclia. Немцы жили здесь до 1940 года, когда их репатриировали в Германию, оставив после себя цветущую, красивую деревню с аккуратно обустроенными домами. На их место были поставлены румыны из уездов Буростар и Калиакра (мунтинцы и олтенцы), которые до сих пор находятся в этой местности. Румын здесь религиозно поддерживали правители Валахии. В 1913 году была образована коммуна Факриа, к которой принадлежали деревни Азизия, Штефан-чел-Маре, Мирча-Водэ, Сату-Ноу и Ремус-Опряну. В 1918 году ратуша переехала в Салиньи (Азизия), затем вернулась в 1920 году в Факрию, а в 1925 году перебралась в Салиньи. В 1932 году из составных деревень Факлиа и Штефан-чел-Маре и была образована коммуна Салиньи, которая функционировала до 1968 года, когда они были включены в коммуну Мирча-Водэ.

http://sobory.ru/article/?object=57962

Митрополит Вениамин энергично противодействовал и влиянию фанариотов на румынский народ. С этой целью в 1804 г. он учредил недалеко от г. Яссы, в монастыре Сокол, духовную семинарию, в которой преподавание велось на румынском языке. Кроме того, митрополит заботился об издании книг догматического и религиозно-нравственного содержания на родном языке. Целью своих трудов он ставил повышение умственного и нравственного уровня румын. Чтобы привести в должный порядок дела Румынской Православной Церкви, Святейший Синод Русской Православной Церкви во время пребывания в Молдавии и Валахии (1808–1812) русских войск решил временно присоединить ее епархии к Русской Церкви. В марте 1808 г. было определено находившемуся на покое бывшему Киевскому митрополиту Гавриилу (Банулеску-Бодони) быть экзархом Св. Синода в Молдавии, Валахии и Бессарабии. Эти епархии освободились от подчинения Константинопольской Патриархии, находившейся в то время в руках фанариотов. Эти епархии получили в лице Гавриила, румына по национальности, умного и энергичного церковного деятеля. За три-четыре года он проделал большую работу. Застал он страшную картину: большинство архиереев-греков не посещало храмов, Святые Дары хранились без должного благоговения; многие священники не знали чинопоследования литургии и были попросту малограмотны. Митрополит Гавриил привел храмы в такое же состояние, в каком они находились в России, число священнических поставлений ограничил действительной необходимостью, потребовал от лиц, стремящихся к священству, определенного образовательного ценза, преобразовал духовную семинарию в монастыре Сокол по образцу русских, с преподаванием в ней русского языка. Митрополит старался всеми средствами улучшить положение духовенства, поднять его авторитет. В 1812 г., после вывода русских войск, Молдавия и Валахия опять подпали под турецкое и фанариотское иго, вслед за чем начали возрождаться те же беспорядки, с которыми боролся Экзарх. Своим отношением к румынам фанариоты вызвали у них такое негодование, что румыны во время Морейского восстания греков (1821) помогли туркам подавить восставших. В расчете на поддержку в дальнейшем, султан в 1822 г. удовлетворил просьбу молдавских и валашских бояр о восстановлении права избрания румынских господарей. С этого момента политическая зависимость румын от Турции начинает ослабевать. Происходит сильный подъем национального духа: учреждаются румынские школы для народа, в 1836 г. открываются духовные семинарии в Бухаресте и Бузэу, греческий язык богослужения заменяется родным, румынская молодежь устремляется для получения образования за границу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Самая древняя известная из документов епископия на территории Румынии в первые века — Томисская. Первым ее епископом был Ефрем. В результате преследований христиане погибали и на этой территории. Свидетельством раннего развития христианства среди предков румынского народа является большое количество мучеников, пострадавших в годы гонений римских правителей на Церковь Христову. Возможно, наиболее примечателен в связи с этим св. Савва, который умер недалеко от Бузэу. В обнаруженной в 1971 г. древней христианской базилике были найдены гробницы четырех христианских мучеников — Зотика, Аттала, Камасила и Филиппа, пострадавших во времена правления императора Траяна (98-117). Немало мучеников было в районе Дуная до Паннонии и в последние гонения императора Диоклетиана (284–305), среди них дако-римлянин, священник Монтанус и его жена Максима. Было также еще несколько замечательных богословов, пришедших с севера Дуная: св. Иоанн Кассиан, ученик Евагрия Понтийского, и Дионисий Младший, известный тем, что заложил основы существующей хронологической системы, христианской эры. Есть доказательства и в пользу идеи о существовании церковной организации на карпато-дунайских территориях. В IV b. епископ Феофил из Готии упоминается как участник Никейского Вселенского собора. Он был епископом для всех христиан в Гетто кой стране. В V b. на территории Румынии христианство распространял латинский миссионер св. Никита Ремесьянский (+431). Он основал в Дакии монастыри. Известно, что на II, III и IV Вселенских соборах уже был епископ из г. Томы (ныне Констанца). Но только в XIV b. образуются две митрополии: одна в Валахии (основана в 1359 г., первый митрополит — Иакинф Критопул), другая в Молдавии (основана ранее 1387 г., первый митрополит — Иосиф Мушат). Провинция Дакия входила в область Иллирика, поэтому и дакийские епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского, подлежавшего юрисдикции Рима, — следовательно, зависели от Римского папы. После разрушения Сирмии гуннами (V век) церковная область Дакии вошла в ведение архиепископа Солунского, подчинявшегося то Риму, то Константинополю. С учреждением в VI b. императором Юстинианом I в родном своем городе — первой Юстиниане — центра церковной администрации, вместе с другими провинциями, подчиненными этому центру, была подчинена и Дакия. В VIII b. Церковь этой области императором Львом Исаврянином переводится под полную юрисдикцию Константинополя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Через несколько недель группа сестер уже разместилась в монастырях Барбу и Ратешеть в Бузэуских краях, а отец Дометий поступил в монастырь Чолану. Там он получил послушание преподавать в тех монашеских школах, куда были зачислены его ученицы. Так он стал пешком сновать между этими монастырями, располагавшимися в 8–10 км друг от друга, невзирая ни на погоду, ни на усталость. Выдавались такие морозные зимние ночи, когда река Бузэу не замерзала, а лодочник через нее уже не переправлялся, и батюшка по шею в ледяной воде переходил ее, чтобы успеть на занятия или на святую литургию. Эти жертвы, продолжавшиеся годами, были необходимы для того, чтобы органы безопасности успокоились, а его ученицы усвоили тот стародавний монашеский уклад, который сохранился в древних бузэуских монастырях. Иеромонах Дометий (Манолаке) Отец Дометий мог навсегда остаться в Мунтении. Епископ любил его и вскоре назначил директором монашеских школ, в которых он преподавал, сестры уже прижились в своих общинах, а благодать Божия покрывала его и совершала его руками подлинные чудеса. Часть этих чудес дошла до нас. Так, отец Варсануфий, ученик отца Дометия, рассказывал, что однажды ночью в храме монастыря Чолану они вместе молились на полунощнице. Святая обитель была погружена во мрак, прорезаемый лишь слабеньким светом нескольких свечей, поскольку в лавре не было электричества. И вдруг весь алтарь так сильно озарился, словно горел сам воздух. Потрясенный отец Варсануфий хотел спросить своего духовника, что это, но отец Дометий дал ему знак, чтобы он молчал, а потом они никогда не говорили об этом небесном знамении. В другой раз в монастырь пришел верующий и рассказал, что отец Дометий чудесным образом избавил его от тяжелого испытания. Этого беднягу по чьему-то доносу выгнали с работы, а детей исключили из школы. И вот вечером, когда доведенная до отчаяния семья собралась за столом, вдруг в дверь постучал какой-то незнакомый священник. Вошел к ним запросто, будто знал их годами, и сказал: – Ну что вы отчаиваетесь? Разве вы не знаете, что Бог испытывает наше терпение и веру? Не надо расстраиваться! – и ушел так же, как пришел.

http://pravoslavie.ru/155529.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009