Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ [румын. Irineu] (Михэлческу Иоанн; 24.04.1874, с. ВаляВией, совр. жудец Бузэу, Румыния - 5.04.1948, мон-рь Агапия), митр. Молдавский, теолог, педагог, историк, писатель и переводчик. Род. в семье священника. Окончил начальную школу в родном селе. Продолжил учебу в гимназии г. Бузэу (1887-1889) и в Бузэуской ДС (1889-1891). Учился в Центральной ДС в Бухаресте (1891-1895). Высшее образование получил на богословском факультете университета Бухареста (1895-1899), представил на последнем курсе дипломную работу «III Вселенский Собор в Эфесе 431 г.» (Sinodul al III-lea ecumenic, inut în Efes la anul 431 d. Кг. Bucur., 1899). Изучал философию и теологию в ун-тах Берлина и Лейпцига (1901-1904). 13 июня 1903 г. в Лейпцигском ун-те защитил докт. дис. по философии «Изложение и критика религиозной философии О. Сабатье» (Darlegung und Kritik der Religionsphilosophie Sabatiers. Bern, 1903). В 1894-1900 гг. преподавал греч. язык в Центральной ДС Бухареста; в 1904-1939 гг. профессор кафедры основного и догматического богословия на богословском фак-те Бухарестского ун-та (в 1904-1908 экстраординарный), в 1927-1929 и 1933-1936 гг. декан этого факультета; в 1926-1927 гг. декан богословского факультета в Кишинёве. В 1923 г. рукоположен Патриархом Румынским Мироном (Кристей) во священника к церкви Амзей г. Бухареста. Вел катехизаторскую работу с прихожанами, проповедовал, выпускал приходскую газету, для которой писал религиозно-нравственные статьи. В 1936 г. овдовел и постригся в монашество с именем И. в монастыре Синая. Возведен в сан архимандрита. 17 окт. 1936 г. И. хиротонисан во епископа Тырговиштского (викарного) Бухарестской архиепископии. С 1 нояб. 1938 по 1 нояб. 1939 г. епископ Крайовский, временно управляющий епископией Рымникской и Новосеверинской; с 13 нояб. 1939 г. местоблюститель митрополита Олтенийского. 29 нояб. 1939 г. избран митрополитом Молдавским и Сучавским, 17 дек. состоялась интронизация. 16 авг. 1947 г. удалился на покой в мон-рь Агапия.

http://pravenc.ru/text/674017.html

Библия Мику Клайна - перевод на румын. язык, осуществленный трансильванским историком, лингвистом, униатским богословом и иеромонахом мон-ря Св. Троицы. Издана в 1795 г. в г. Блаж (Трансильвания), в типографии митрополии. В предисловии сказано, что необходимость в новом издании возникла из-за неточности перевода нек-рых мест в Бухарестской Библии, а также ее недоступности широким массам. Издание включает предисловия к каждой книге и краткие комментарии; отпечатано кириллицей, хотя в др. своих изданиях иером. Мику Клайн использовал лат. алфавит. Необходимость в новом издании Б. была обусловлена открытием в 1-й пол. XIX в. ряда богословских семинарий: в Яссах (1803), Бухаресте, Бузэу (1836), Рымнику-Вылче (1837) и Сибиу (1850). В 1854-1856 гг. еп. Бузэуский Филофей (Пыршой) опубликовал Б. в 5 томах в епархиальной типографии в Бузэу. В целом это было переиздание Б. 1795 г. (согласно предисловию, «самое понятное по смыслу и лучшее по переводу») без архаизмов, к-рыми отличалось 1-е издание, и с использованием в отдельных местах текстов Бухарестской и Петербургской Библий. В 1856-1858 гг. в Сибиу митр. Трансильвании Андрей (Шагуна) предпринял новый перевод и издание Б. с иллюстрациями. В 1867 г. был издан НЗ на основе прежних переводов (НЗ, 1648; Бухарестской, Блажской, Петербургской и Бузэуской Библии), к-рые были сверены с греч. LXX (Афинское издание 1843) и со слав. переводом. Новое синодальное издание всей Б. осуществлено в 1914 г. Для него был использован текст предшествующих румын. переводов, основанных на LXX. Пересмотром переводов занимались свящ. проф. гебраист Гала Галактион, свящ. проф. Василе Раду и др. Свящ. Синод, обсудив на заседании от 12 мая 1915 г. проделанную работу, вынес суждение о нек-рых ошибках, содержащихся в переводе. В 1936 г. по инициативе Румынского Патриарха Мирона (Кристи) вышло новое издание Свящ. Писания. Книги ВЗ были переведены с MT митр. Молдовы и Сучавы Никодимом (Мунтяну), остальные - священниками Галой Галактионом и Василе Раду. Перевод с MT Гала Галактион обосновывал необходимостью иметь текст, к-рый используется протестантами для полемики с ними.

http://pravenc.ru/text/209473.html

В возникшем в тот период в придунайских княжествах споре между румын. певчими, придерживавшимися местной традиции, и греч. певчими, последователями новой к-польской школы, М. был на стороне первых, критикуя пение в К-поле за излишнюю восприимчивость к влиянию светской музыки, в частности тур. песен, в то же время М. допускал умеренные заимствования такого рода, как, напр., у Петра Пелопоннесского. М., как и некоторые румын. иерархи и церковнопевческие деятели 1-й пол. XIX в. (еп. Кесарий, иеродиак. Нектарий (Фриму), Панн), считал румын. церковное пение частью единой традиции, идущей от преподобных Иоанна Дамаскина и Иоанна Кукузеля. Возвратившись на родину в 1823 г., М. стал обучать пению по Новому методу на румынском языке в церквах, мон-рях и школах Молдавии, Трансильвании и Баната. В 1827 г. издал в Бухаресте 2-й том Анфологии . в к-рый вошли песнопения утрени Петра Пелопоннесского, хартофилакса Хурмузия , протопсалтов Григория († 1821) и Иакова , а также самого М., Дионисия Мораита и Михаила Молдовяну (см. также аналогичную ркп. на греч. языке, которой владел М.: Bucur. Acad. Rom. m. g. 743). В 1829 г., после смещения с кафедры митр. Унгро-Влахийского Григория IV (Даскэла) , М. был вынужден покинуть Бухарест. Вскоре митр. Вениамин (Костаки) поставил М. игуменом мон-ря Бырнова (близ Ясс), рассчитывая на его содействие в распространении в Молдавии пения по Новому методу. В 1830-1833 гг. М. жил в Нямецком мон-ре, где обучал монахов пению и написал Калофонический Ирмологий, в к-ром после каждого ирмоса поместил кратимы поствизант. мелургов Петра Пелопоннесского, протопсалта Григория, протопсалта Петра Византийского († 1808), Георгия Критского († 1815). В этом монастыре М. вместе с иером. Виссарионом работал над созданием новых правил музыкального экзегесиса (см.: http://analogion.com/site/html/Macarie.html). В 1833-1834 гг. по приглашению еп. Кесария жил в г. Бузэу. В 1834 г. митр. Григорий (Даскэл) назначил М. директором типографии мон-ря Кэлдэрушани, поручив ему возглавить подготовку издания Житий святых. В 1836 г. М. издал в Бузэу певч. последование «Чина Погребения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа для пения в Святую и Великую пятницу». В том же году он собирался издать в Вене еще один том Анфологии, но был парализован и перевезен в монастырь Вифорыта, игуменией которого была его сестра, где М. и скончался. Свои книги и муз. рукописи он завещал передать еп. Кесарию Бузэускому, к-рый впосл. передал их своему ученику Иосифу (Наниеску).

http://pravenc.ru/text/2561374.html

Русско-тур. война 1806-1812 гг. прервала деятельность монахов-книжников. Осенью 1812 г. Г. и Геронтий вместе с духовником Каллиником из мон-ря Секу совершили паломничество на Св. Гору Афон. На обратном пути близ Филиппополя на них напали грабители, Геронтий скончался под пытками. По возвращении Г. продолжил труды по переводу и изданию духовной лит-ры в типографии Нямецкого мон-ря, основанной митр. Вениамином, в частности им были опубликованы «Разговоры с самим собой» (Checragarion. 1814), перевод греч. варианта труда блж. Августина «Soliloquia» и «Краткое толкование... на антифоны 8 гласов» средневек. греч. богослова Никифора Каллиста Ксанфопула (Tîlcuire pre scurt... la antifoanele celor 8 glasuri. 1817). По просьбе нямецких иноков Г. написал «Житие преподобного отца нашего старца Паисия» (вошло в «Собрание слов...». 1817). После 1817 г. Г. перешел в мон-рь Антим, затем в мон-рь Кэлдэрушани, где им были подготовлены новые переводы, опубликованные в бухарестской типографии: «Шесть слов к священству свт. Иоанна Златоуста...» (Cuvinte ase pentru preoie ale Sf. Ioan Gur de Aur i ale altor trei Sfini Prini canoniceti epistolii împotriva simoniei. 1820) и «Слово к священству» свт. Григория Богослова (Cuvînt pentru preoie. 1821). 4 янв. 1823 г. на заседании Гос. совета из 3 кандидатур, предложенных на митрополичью кафедру, господарь Григоре Гика утвердил кандидатуру Г., бывшего в сане иеродиакона. Предание утверждает, что, будучи вызван в Бухарест, Г. пешком преодолел весь путь от мон-ря Кэлдэрушани до столицы. 9 янв. он был рукоположен во иерея и возведен в сан архимандрита, 10 янв. хиротонисан во епископа. 11 янв. 1823 г. состоялась интронизация Г. в митрополита Унгро-Влахийского. Одной из первых забот архипастыря было замещение вакантных кафедр: им были поставлены епископы для епархий Арджеша, Рымника и Бузэу. Г. разрешил финансовые проблемы митрополии, обремененной большими долгами, доставшимися в наследство от предыдущих предстоятелей. Принял необходимые меры для укрепления духовной и хозяйственной дисциплины в мон-рях, преклоненных св. местам Востока, настоятелями к-рых были греки. Проявил особое внимание к нуждам приходских священников и диаконов. Упорядочил взимание с них различных налогов и уменьшил их количество, пресекая злоупотребления и незаконные поборы со стороны благочинных, оказывал материальную поддержку вдовам и детям священников. Был главным попечителем румын. школ в Валашском княжестве, подготовил открытие епархиальных ДС (после его кончины ДС открылись в 1836 в Бухаресте, Бузэу и Арджеше; в 1837 - в Рымнике). Г. продолжил книгоиздательскую деятельность: переводы «Слов...» свт. Иоанна Кассиана Римлянина (1825), святителей Василия Великого, Григория Богослова (1826), Иоанна Златоуста (1827) и др. В 1828 г. в Бухаресте при содействии Г. было отпечатано Четвероевангелие на болг. языке.

http://pravenc.ru/text/Григория IV ...

Николая Чудотворца (Маламуч), о передаче его в качестве подворья К. со всеми доходами и с правом назначать игумена подворья. Братия К. в благодарность должна была поминать на службах господаря и основателей подворья. 13 мая 1588 г. Михня II передал Никольскому скиту мельницу в Бузэу ( Nsturel. 1986. P. 282-283). Грамота господаря Раду IX Михня от 12 мая 1612 г. давала К. право ежегодно получать 5 тыс. аспр и 500 аспр на дорожные издержки и подтверждала владение скитом Маламуч как подворьем. За это пожалование и за обещанную при жизни правителя материальную помощь мон-рю кастамонитские монахи назвали Раду Михню своим новым ктитором и должны были вписать имена господаря, его родителей (в т. ч. и принявшего ислам Михни Турчитула), супруги Аргиры и сына Александра в свой помянник (Ibid. P. 283). В грамоте господаря Григория I Гики 1663 г. размер ежегодного пожалования К. от валашских правителей снова обозначен суммой в 6 тыс. аспр ( Moldoveanu. 2002. P. 426). В 1667 г. монахи кастамонитского подворья обратились с жалобой к валашскому господарю Раду XII Леону на Серафима, еп. Бузэу, к-рый отобрал у них грамоты, подтверждающие владельческие права К. на мон-рь Винтилэ-Водэ. Братия утверждала, что в 1657 г. получила этот мон-рь в качестве подворья от Константина I Шербана Басараба. Однако свидетели признали, что господарь не передал этот мон-рь К., а, наоборот, изгнал из него греков, вернув прежние монастырские власти, и жалоба монахов не была удовлетворена ( Hurmuzaki E., de. Documente privitoare la Istoria Românilor/Publ. N. Iorga. Bucur., 1915. Vol. 14: Documente Greceti privitoare la Istoria Românilor. Pt. 1: 1320-1716. P. 203. N 287; Moldoveanu. 2002. P. 426). Известия, приводимые Н. Йоргой и Т. Бодогэ, о пожалованиях К. от молдав. господарей Стефана III Великого в 1493-1497 гг. и Петру IV Рареша в наст. время считаются лишенными документальных оснований. Первым молдав. правителем, предоставившим грамоту К., которая сохранилась в монастырском архиве, был Петру VI Скиопул.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Румынской Православной Церкви будут прославлены в лике святых два подвижника 25.06.2017 В ходе сессии Синода Молдавской и Буковинской митрополии Румынского Патриархата , которая состоялась в Яссах 15 июня 2017 г. были предложены к канонизации Румынской Православной Церковью митрополит Иосиф (Наниеску) и подвижник монашеской жизни Георгий Лазар . Также Синод Молдавско-Буковинской митрополии предложил внести в календарь Румынской Православной Церкви преподобного Неофита, отшельника Кипрского , отмечается в коммюнике, опубликованном Пресс-службой Ясской архиепископии, которое цитируется на официальном сайте Румынской Православной Церкви. Заседание Синода прошло в Яссах под председательством митрополита Молдовы и Буковины Феофана. В заседании Синода также приняли участие: архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий Пимен, архиепископ Романский и Бакэуский Иоаким, епископ Хушский Корнилий и епископ Ботошанский Каллиник, викарий Ясской архиепископии. Согласно официальному сообщению пресс-службы Ясской архиепископии, митрополит Иосиф Наниеску был предложен для канонизации под именем святителя Иосифа Милостивого, митрополита Молдавского. Датой празднования его памяти предлагается 26 января, в то время как Георгий Лазар предложен к канонизации под именем Георгия Паломника, его память будет отмечаться 17 августа. Митрополит Иосиф родился в 1820 г. в семье священника Анании Михалаша и получил в крещении имя Иоанн. Оставшись без отца в возрасте одного года, он воспитывался своей матерью Феодосией до возраста 10 лет, когда был поручен заботам родственника — иеродиакона Феофилакта из монастыря Frumoasa в Бессарабии. Они оба приехали в Яссы в 1831 г., после чего жили в монастыре св. Спиридона под началом Варлаама Кузы Сардеона. Затем они уехали в монастырь св. пророка Самуила в Фокшанах, потом перебрались в епархию Бузэу. Там Иоанн был пострижен в монашество епископом Цезарем, а два дня спустя рукоположен во иеродиакона. Он слушал лекции в недавно основанной семинарии Бузэу с 1836 по 1840 гг. и учился в коллегии св. Саввы в Бухаресте с 1840 по 1847 г. Затем ему поручили управление монастырем erbneti-Morunglavu в округе Vâlcea (1849-1857 гг.). Позднее он управлял монастырем Giseni в районе Dâmbovia (1857-1863 гг.). Его рукоположение во иеромонаха состоялось 29 августа 1850 г. 30 ноября 1852 г. он был возвышен до протосинкелла, а в 1860 г. удостоен сана архимандрита. В течение короткого периода, с 1863 по 1864 гг., он был настоятелем монастыря Srindar в Бухаресте. Архимандрит Иосиф ярко проявил себя на ниве духовного просвещения в Бухаресте, где он был преподавателем религии в ряде колледжей и лицеев.

http://drevo-info.ru/news/22473.html

Придя в ужас от этой жуткой картины, женщина проснулась. А на другой день, в канун памяти святой Параскевы, она даст жизнь младенцу, которого назовет Стелианом. Был ли этот сон предвестием его великой и трагической судьбы? Родители не могли этого знать. Он был их четвертым ребенком, потом Бог даст им еще 8, и всего у них будет 12 детей, по числу святых апостолов. Но тяжкие времена только четверым из них дадут дожить до маститой старости. Трое будут служить Богу: двое в монастыре, а третий – мирским священником. Рос Стелиан вдали от тех мест, в которых родился. Его отец, Ион Манолаке, бедный крестьянин, сражавшийся на Первой мировой войне, в награду за храбрость, с которой служил родине, получил гектар земли в степях Бэрэган. Нам сегодня этого кажется мало, но наш румын на этом клочке земли сумел прокормить и поставить на ноги 12 ребятишек. Он был человеком простым и очень набожным. Не зная грамоты, научился довольно хорошо петь и в сельской церкви отвечал за клирос. В детстве Стелиан еще любил своего дедушку, который был церковным старостой, глубоко верующим человеком и сподобился чудесной кончины. Родные рассказывают, что старик знал, когда умрет, и за два дня до смерти просил близких заказать по нему панихиды и поминки. А в самый день отшествия ко Господу попросил дать ему свечку, говоря, что в 4 часа после обеда он отойдет на тот свет . И угасал в полном сознании, рассказывая при этом, что видит ангела, пришедшего за ним, и Христа в сиянии света. А Стелиану оставил такое слово-завещание: – Сколько будешь жив, служи Господу, потому что никакой пользы ни от чего нет, если не служишь Ему. И внук его послушался. С самого детства научился вести сокровенную беседу с горним миром. Родственники рассказывают, что учеба в школе давалась ему с трудом, и мама научила его молить Пресвятую Богородицу, чтобы Она подала ему мудрость. И результаты не замедлили явиться: Стелиан после этого всегда был в числе первых, где бы ни учился. Новоначальный исихаст Конец лета. На вокзале села Янка-Сат несколько мальчишек ждут поезда, который повезет их назад, в Бузэу, где вот-вот начнется учебный год. Один из них плачет от обиды, потому что не может вернуться в семинарию. Приехал домой на летние каникулы, а родителям не на что купить ему обратный билет. Стелиан знает его, они вместе учатся, и из любви ко Христу и ближнему он протягивает ему свой билет. А поскольку у самого денег нет, добирается до Бузэу пешком. Бережно снимает обувь, чтобы ее не стоптать, и босиком шагает 60 км до самой семинарии. Подобные поступки станут для него обыкновением во взрослой жизни.

http://pravoslavie.ru/155529.html

Бенту. Церковь Константина и Елены. Biserica Sfintii Imparati Constantin si Elena /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Константина и Елены Год постройки:Между 1826 и 1827. (реконструирована и расширена в 1977). Адрес: Румыния, жудец Бузэу, коммуна Гэлбинаши, с. Бенту (Bentu) Координаты: 45.069928, 26.974737 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основателем церкви в селе Бенту (Bentu), коммуна Гэлбинаши, жудец Бузэу, является Медельникер Сандулаке Мусцеляну, купивший в июле 1816 года поместье Тэбараска, на котором располагалась деревня. Купив поместье, проложив границы и собрав здесь остатки жителей, пострадавших от войн начала XIX века, Медельницер Сандулаке Мускеляну решил построить для села храм. Здание церкви толстостенное, в форме корабля и крупное для времени постройки. Храм сделан из тонкого кирпича с толстым известковым раствором между кирпичами, которые трудно разбить. Кирпич сделан рабочим-цыганом Сандулаке Мускеляну. Из сведений о дате постройки святыни можно констатировать, что церковь построена в 1826 году и освящена в 1827 году. Из семьи Медельничер Сэндулаке Мусцеляну не похоронен во дворе церкви, где находится кладбище, за исключением Аны С. Мускеляну, дочери Сэндулаке, которой поместье Бенту-Дудеаска дало ей приданое, когда она вышла замуж за Янку Самуркаша 1 февраля 1835 г. В 1913 г. вся церковь была расписана, выправив пристроенный к церковному зданию храм. Вместе с этим скрывалось и имя первого живописца, поэтому оно неизвестно. Апостолов Петра и Павла в притворе нарисовали, снаружи сделали ремонт. На момент постройки церковь была покрыта гонтом, а на время ремонта, в 1913 году, покрыта жестью. Расходы взяли на себя жители села. Священник Г. Танасеску из села Гэлбинаш, на попечении которого находилось село Бенту, вместе с жителями: Алексом Ионеску - учителем, Илие М. Андрееску - отцом священника Лупашку и Николаем Р. Негоица, приложили усилия для выполнить эту работу. Росписи храма выполнены художником Г.Д. Николеану, которому помогал его племянник Николае Шолеску.

http://sobory.ru/article/?object=59491

     В 18 лет, окончив лицей, он уже знал, что обратной дороги для него нет. Он научился водить машину и уехал в православную церковь, имевшуюся в тех краях, и перешел в Православие. Затем понеслись годы, когда жизнь направляла его по иным путям. Некоторое время ему хотелось стать скрипачом, но через три года он бросил консерваторию, поняв, что не создан для музыки. Четыре года спустя получил диплом по специальности «бухгалтерский учет» с оценкой 9,50. Склонность к математике давала о себе знать. Поступил на работу в один из самых крупных банков Америки, где оперировал миллиардами долларов в инвестиционных фондах. Жил хорошо, получал хорошо. По вечерам иногда отдыхал с коллегами. Завел девушку. Они любили друг друга, а затем расстались. Снова влюбился. Чуть было не женился. Но что-то всё время отводило его от этого. Он никогда не рассказывал своим возлюбленным ничего. Ничего из своей прошлой любви, из своих внутренних терзаний, из почти болезненной потребности в истине для осознания того, что твоя жизнь имеет смысл. Словно существовали два Стивена: один математик, пунктуальный, дисциплинированный и строгий, встававший по утрам в 7 часов, пивший свой кофе и отправлявшийся на работу, и другой – сокровенный, таинственный, втайне презиравший всё, над чем первый так старательно трудился изо дня в день. Иногда перед сном он закрывал глаза и представлял себя где-то далеко, может, в каком-нибудь из русских романов, читанных им когда-то. Отложившим все мирские попечения, все хлопоты, от которых нет никакого толку, свергнувшим ярмо этой бессмысленной беготни. В мечтах он был одет в черную одежду, монашескую, и жил вдали от мирского шума, где рукой подать только до елей, звезд и Бога, на Промысл Которого он уповал. Которому готов был посвятить всю свою жизнь. И тогда сердце его наполнял самый глубокий на свете мир. Дорога к небу Пещера прп. Дионисия в горах Бузэу, Румыния Должно было пройти время, чтобы Стивен мог последовать своему призванию. Ему было 40, когда все сомнения и искания закончились. Перед ним один за другим оборвались все стропотные пути, которыми он пытался идти и которые ни разу никуда его не привели.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/6...

обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009